Франц Шуберт. Биографический экскурс.
Оценка 4.8

Франц Шуберт. Биографический экскурс.

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
музыка
4 кл—8 кл
25.06.2023
Франц Шуберт. Биографический экскурс.
Ф. Шуберт, его идеалы, мировоззрение, творческий путь и биография. Небольшой биографический экскурс для уроков музыки.
шуберт.docx

Франц Шуберт. Биографический экскурс.

Воистину в Шуберте

живет божественная искра.

Л. ван Бетховен

В 2022 году  исполнилось 225 лет австрийскому композитору и основоположнику романтизма Францу Шуберту. Ф. Шуберт – младший современник Л. Бетховена, но их творчество принадлежит разным музыкальным стилям. Грандиозности и мощи, философской глубине музыки Бетховена, Шуберт противопоставил лирические миниатюры, бытовые картинки, часто напоминающие записанную импровизацию или страничку поэтического дневника. Душевное состояние человека – вот основа творчества первого романтика. Неповторимые особенности шубертовского фортепианного стиля – это лаконизм, прозрачность, отсутствие внешних эффектов, бравуры, «блеска», связь с вокальной музыки.

Франц Шуберт вошел в историю, как создатель целого ряда жанров классической музыки, вышедших далеко за рамки эпохи романтизма. Жанры романтической симфонии, фортепианной миниатюры, лирико-романтической песни (романс), программно-сюжетного вокального цикла получили широчайшее распространение после смерти композитора. Творчество Шуберта оказало большое влияние на всю классическую музыку XIX века.

В настоящее время интерес к музыке прежних эпох теряется, а ведь именно в ней отражены вечные темы: любовь и ненависть, жизнь и смерть, борьба и смирение. Музыка - это способ познания мира. Музыковед Е. К. Масликова говорила: «Музыка есть отражение человеческой души» [4, с. 35]. Слушая то или иное музыкальное произведение, мы погружаемся в атмосферу и эпоху времени её написания, становимся соучастниками некого тайного действа, видим глазами композитора, а точнее, слышим. Здесь очень важна личность самого композитора, его идеалы, мировоззрение, его творческий путь и биография, ведь всё это непосредственно влияет на созданные им произведения. 

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года в Вене в семье школьного учителя. У мальчика очень рано обнаружились выдающиеся музыкальные способности и в возрасте 11 лет его отдали на обучение в конвикт - школу-пансион для солистов придворной капеллы, где помимо пения юный Шуберт изучал теорию музыки под руководством Антонио Сальери, обучался игре на музыкальных инструментах, дирижировал ученическим оркестром (1808-1813).

В семье Шуберта любили музыку, но допускали её лишь как увлечение. Профессия музыканта считалась недостаточно почетной. Начинающему композитору предстояло пойти по стопам отца, служившего в школе. В течение нескольких лет (1814-1818) Франц Шуберт преподавал. Работа в школе отвлекала Шуберта от творчества, но все же он сочинял чрезвычайно много. В 17 лет композитор создает произведения в жанре песни, которые полностью выявили его индивидуальность. Поэзия Иоганна Вольфганга Гёте вдохновила Шуберта на создание таких шедевров, как «Гретхен за прялкой», «Лесной царь», песни из «Вильгельма Мейстера» и др. Много песен Шуберт написал и на слова другого классика немецкой литературы - Фридриха Шиллера.

Желая полностью посвятить себя музыке, Шуберт оставил работу в школе, что привело к разрыву отношений с отцом. Композитор переселяется в Вену (1818). Чтобы как то существовать, он вынужден давать частные уроки и издавать собственные сочинения. Не будучи пианистом-виртуозом, Шуберт не мог легко (подобно Ф. Шопену или Ф. Листу) завоевать себе имя в музыкальном мире и тем самым содействовать популярности своей музыки. Не способствовал этому и характер композитора, его полная погруженность в сочинение музыки, скромность и при этом высочайшая творческая принципиальность. Зато он находил понимание и поддержку среди друзей.

Вокруг Шуберта собирался кружок творческой молодежи, каждый из членов которого непременно должен был обладать каким-либо художественным талантом. «Что он может?» - таким вопросом встречали каждого новичка. Участники «шубертиад» становились первыми слушателями, а часто и соавторами (И. Майрхофер, И. Зенн, Ф. Грильпарцер) гениальных песен главы их кружка. Беседы и жаркие споры об искусстве, философии, политике чередовались с танцами, для которых Шуберт написал массу музыки, а часто просто ее импровизировал. Менуэты, экоссезы, полонезы, лендлеры, польки, галопы - таков круг танцевальных жанров. Над всеми танцами возвышался вальс. У Шуберта это уже не просто танец, а скорее лирическая миниатюра. Превращая его в поэтическую картину настроения, композитор предвосхищает вальсы Ф. Шопена, М. Глинки, П. Чайковского, С. Прокофьева.

Гений Шуберта вырос на почве давних музыкальных традиций Вены. Классическая школа (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л.В. Бетховен), многонациональный фольклор, в котором на австро-немецкую основу накладывались влияния венгров, славян, итальянцев, наконец, особое пристрастие венцев к танцу, домашнему музицированию - все это определяло облик творчества Шуберта.

Расцветом шубертовского творчества считаются 1820-е годы. В это время создаются лучшие инструментальные произведения: лирико-драматическая «Неоконченная» симфония (1822) и эпическая, жизнеутверждающая до-мажорная(последняя, Девятая по счету). Обе симфонии долгое время были неизвестны: до-мажорная была обнаружена Р. Шуманом в 1838 г., а «Неоконченная» - найдена только в 1865 году. Обе симфонии оказали влияние на композиторов второй половины XIX в., определив различные пути романтического симфонизма. Шуберт не слышал ни одной из своих симфоний в профессиональном исполнении.

Композитор постоянно писал для театра(всего около 20 произведений) - зингшпили, оперы, музыку к спектаклю В. Чези «Розамунда». Трудности и неудачи коснулись и этих постановок.

Замечательную по глубине и силе воздействия музыку Шуберт писал в камерных жанрах (22 сонаты для фортепиано, 22 квартета, около 40 других ансамблей). Его экспромты (8) и музыкальные моменты (6) положили начало романтической фортепианной миниатюре.

Новаторство композитора проявилось и в песенном творчестве: 2 вокальных цикла на стихи В. Мюллера - это 2 этапа жизненного пути человека.

Первый из них — «Прекрасная мельничиха» (1823) - своего рода «роман в песнях», охваченный единой сюжетом. Молодой человек, полный сил и надежд, отправляется навстречу счастью. Весенняя природа, бодро журчащий ручеек - все создает жизнерадостное настроение. Уверенность вскоре сменяется романтическим вопросом, томлением неизвестности: Куда? Но вот ручей приводит юношу к мельнице. Любовь к дочери мельника, ее счастливые мгновения сменяются тревогой, терзаниями ревности и горечью измены. В ласково журчащих, убаюкивающих струях ручья герой находит покой и утешение.

Второй цикл — «Зимний путь» (1827) — ряд скорбных воспоминаний одинокого скитальца о неразделенной любви, трагические раздумья, лишь изредка перемежающиеся светлыми грезами. В последней песне, «Шарманщик», создается образ бродячего музыканта, вечно и монотонно крутящего свою шарманку и нигде не находящего ни отзыва, ни исхода. Это - олицетворение пути самого Шуберта, уже тяжело больного, измученного постоянной нуждой, непосильной работой и равнодушием к своему творчеству. Сам композитор называл песни «Зимнего пути» «ужасными».

Франц Шуберт очень любил творчество Л.В. Бетховена, который, в свою очередь, познакомился с некоторыми произведениями своего младшего современника и очень высоко оценил их. Но скромность и застенчивость не позволили Шуберту лично познакомиться со своим кумиром. У самых дверей бетховенского дома он повернул назад.

Успех первого (и единственного) авторского концерта, организованного за несколько месяцев до смерти (1828), привлек, наконец, внимание музыкальной общественности. Его музыка, прежде всего песни, стали быстро распространяться по всей Европе, находя кратчайший путь к сердцам слушателей. Она оказывала огромное влияние на композиторов-романтиков следующих поколений. Без открытий, сделанных Шубертом, невозможно представить Р. Шумана, И. Брамса, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, Г. Малера. Он наполнил музыку теплотой и непосредственностью песенной лирики, раскрыл неисчерпаемый душевный мир человека.

Франц Шуберт ушел из жизни непозволительно рано, совсем немного не дожив до своего 32-летия. Но после себя он оставил бесценное наследие. Его музыка и сегодня волнует, и будоражит каждого, кто хоть краешком души прикоснулся к ней.

Список использованных источников

 

1. Гольдшмидт Г. Франц Шуберт – жизненный путь. – Москва: Музыка, 1968 – 510 с.

2. Конен В.Д. Шуберт. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1953. -  240 с.

3. Кремнев Б.Г. Франц Шуберт. – Москва: Молодая гвардия, 1964. 304с.

4. Лаврентьева И.В. Симфонии Шуберта: путеводитель. – М.: Издательство «Музыка», 1967. – 112 с.

5. Зенкин К. Франц Шуберт [Электронный ресурс]. URL: http://www.belcanto.ru/schubert.html


 

Скачано с www.znanio.ru

Франц Шуберт. Биографический экскурс

Франц Шуберт. Биографический экскурс

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года в

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года в

И. Майрхофер, И. Зенн, Ф. Грильпарцер) гениальных песен главы их кружка

И. Майрхофер, И. Зенн, Ф. Грильпарцер) гениальных песен главы их кружка

Новаторство композитора проявилось и в песенном творчестве: 2 вокальных цикла на стихи

Новаторство композитора проявилось и в песенном творчестве: 2 вокальных цикла на стихи

Р. Шумана, И. Брамса, П.И. Чайковского,

Р. Шумана, И. Брамса, П.И. Чайковского,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2023