Фрейдомарксизм

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Своеобразное развитие получило учение Фрейда в таком направлении социальной философии, как фрейдо-марксизм. Оно представляет собой эклектическое, то есть лишенное внутреннего единства, соединение учений Фрейда и Маркса. Наиболее видными представителями фрейдо-марксизма являются Вильгельм Райх (1897--1957) и Герберт Маркузе (1898--1979). Они наряду с другими фрейдо-марксистами объявляют борьбу бессознательных инстинктов (к жизни и смерти, наслаждению и разрушению) основным фактором, определяющим поведение человека, межличностные отношения и развитие общества.
Иконка файла материала Фрейдомарксизм.doc
Фрейдомарксизм Своеобразное   развитие   получило   учение   Фрейда   в   таком   направлении социальной   философии,   как   фрейдо­марксизм.   Оно   представляет   собой эклектическое,   то   есть   лишенное   внутреннего   единства,   соединение   учений Фрейда   и   Маркса.   Наиболее   видными   представителями   фрейдо­марксизма   являются Вильгельм   Райх   (1897­­1957)   и   Герберт   Маркузе   (1898­­1979).   Они   наряду   с другими   фрейдо­марксистами   объявляют   борьбу   бессознательных   инстинктов   (к жизни   и   смерти,   наслаждению   и   разрушению)   основным   фактором,   определяющим поведение человека, межличностные отношения и развитие общества. Особую   роль   отводят   они   сексуальным   влечениям   и   половым   отношениям. Сексуальная энергия рассматривается как важнейшая движущая сила человеческой деятельности, источник творческого вдохновения, "эмоциональной уверенности" и "психической устойчивости". Разумеется, это имеет место в тех случаях, когда сексуальная   энергия   имеет   свободный   выход,   не   подавляется   теми   или   иными условиями, главным образом социальными. Сексуально неудовлетворенный индивид "субъективно   вступает   в   глубокое   противоречие   с   обществом",   отчуждается   от него, "ввергается в состояние одиночества и изоляции" [7, с. 139, 140]. Такой   подход   эклектически   соединяется   с   марксистским   учением   о социальной   природе   человека,   роли   общественных   отношений   и   социальных институтов   в   его   развитии   и   поведении.   Развитие   общества   объясняется,   в частности,   процессом   "превращения   энергии   влечений   в   общественно   полезную энергию   труда".   Политические   отношения,   по   мнению   фрейдо­марксистов,   также формируются   под   влиянием   сексуальной   энергии   людей.   Утверждается,   например, что   господство   одного   человека   над   другим,   в   том   числе   политическое, обусловлено склонностью людей к мазохизму и садизму. Мазохизм проявляется "в доставляющем наслаждение подчинении разного рода авторитетам", а садизм ­­ в стремлении превратить человека в "беспомощный объект собственной воли, стать его тираном, его богом, обращаться с ним так, как заблагорассудится" [7, с. 143]. Говорится также о решающем воздействии сексуальности на развитие морали и искусства. Указывая   на   некоторые   положительные   свойства   культуры,   прежде   всего искусства,   фрейдо­марксисты   в   то   же   время   подчеркивают   ее   репрессивное воздействие на жизненные потребности и влечения людей. В своей работе "Эрос и цивилизация: философское исследование о Фрейде" Г. Маркузе развивает идеи о виновности   культуры   за   страдания   людей,   подавление   их   стремлений   к   счастью как   к   наслаждению   жизнью.   Он   истолковывает   исторический   процесс   как "постоянно   возобновляющуюся   борьбу   между   репрессивной   цивилизацией   и стремлением человека к наслаждению" [8, с. 78]. В этом заключается основная репрессия   цивилизации,   направленная   на   подавление   первичных   биологических инстинктов. Маркузе   говорит   также   о   дополнительной   репрессии   по   отношению   к человеку   со   стороны   социально­политических   и   государственно­правовых институтов   и   учреждений,   закрепляющих   человека   "в   качестве   инструмента отчужденного труда" [8, с. 79]. Г.   Маркузе,   В.   Райх   и   другие   фрейдо­марксисты   ставят   вопрос   о преодолении отчуждения человека от общества, ссылаясь при этом на известные положения   Маркса   о   необходимости   преобразования   общественных   отношений. Однако   основу   решения   этого   вопроса   они   усматривают   опять­таки   в   сфере сексуальности.  Так,  Маркузе   считает,  что   преодоление   отчуждения   труда   может быть   достигнуто   путем   превращения   сексуальной   энергии   в   энергию   труда   как игры творческих сил человека. Эти же идеи В. Райх развивает в своей концепции "сексуальной   экономии":   "Жить   секс­экономически   ­­   это   значит   свободно удовлетворять свои влечения, избегая запретов, социальных табу" [8, с. 120]. Г. Маркузе выдвинул идею "третьего пути" развития общества  (некапиталистического и несоциалистического), могущего привести к созданию  "нерепрессивной цивилизации", при которой деятельность и поведение людей  будут управляться "жизненной энергией любви". Сами потребности и влечения  людей, как глубинные истоки их социальной активности, претерпят социальные  изменения, станут более благородными. В этом плане Маркузе говорит ореволюции потребностей и влечений, в результате которой появится новая  культура, основанная полностью на принципах гуманизма, служащая благу и  наслаждению человека. Ее он называет контркультурой, то есть открыто  противостоящей современной, по его мнению, антигуманной культуре и  исключающей какое­либо приспособление к ней