Своеобразное развитие получило учение Фрейда в таком направлении социальной философии, как фрейдо-марксизм. Оно представляет собой эклектическое, то есть лишенное внутреннего единства, соединение учений Фрейда и Маркса. Наиболее видными представителями фрейдо-марксизма являются Вильгельм Райх (1897--1957) и Герберт Маркузе (1898--1979). Они наряду с другими фрейдо-марксистами объявляют борьбу бессознательных инстинктов (к жизни и смерти, наслаждению и разрушению) основным фактором, определяющим поведение человека, межличностные отношения и развитие общества.
Фрейдомарксизм
Своеобразное развитие получило учение Фрейда в таком направлении
социальной философии, как фрейдомарксизм. Оно представляет собой
эклектическое, то есть лишенное внутреннего единства, соединение учений
Фрейда и Маркса. Наиболее видными представителями фрейдомарксизма являются
Вильгельм Райх (18971957) и Герберт Маркузе (18981979). Они наряду с
другими фрейдомарксистами объявляют борьбу бессознательных инстинктов (к
жизни и смерти, наслаждению и разрушению) основным фактором, определяющим
поведение человека, межличностные отношения и развитие общества.
Особую роль отводят они сексуальным влечениям и половым отношениям.
Сексуальная энергия рассматривается как важнейшая движущая сила человеческой
деятельности, источник творческого вдохновения, "эмоциональной уверенности" и
"психической устойчивости". Разумеется, это имеет место в тех случаях, когда
сексуальная энергия имеет свободный выход, не подавляется теми или иными
условиями, главным образом социальными. Сексуально неудовлетворенный индивид
"субъективно вступает в глубокое противоречие с обществом", отчуждается от
него, "ввергается в состояние одиночества и изоляции" [7, с. 139, 140].
Такой подход эклектически соединяется с марксистским учением о
социальной природе человека, роли общественных отношений и социальных
институтов в его развитии и поведении. Развитие общества объясняется, в
частности, процессом "превращения энергии влечений в общественно полезную
энергию труда". Политические отношения, по мнению фрейдомарксистов, также
формируются под влиянием сексуальной энергии людей. Утверждается, например,
что господство одного человека над другим, в том числе политическое,
обусловлено склонностью людей к мазохизму и садизму. Мазохизм проявляется "в
доставляющем наслаждение подчинении разного рода авторитетам", а садизм в
стремлении превратить человека в "беспомощный объект собственной воли, стать
его тираном, его богом, обращаться с ним так, как заблагорассудится" [7, с.
143]. Говорится также о решающем воздействии сексуальности на развитие морали
и искусства.
Указывая на некоторые положительные свойства культуры, прежде всего
искусства, фрейдомарксисты в то же время подчеркивают ее репрессивное
воздействие на жизненные потребности и влечения людей. В своей работе "Эрос и
цивилизация: философское исследование о Фрейде" Г. Маркузе развивает идеи о
виновности культуры за страдания людей, подавление их стремлений к счастью
как к наслаждению жизнью. Он истолковывает исторический процесс как
"постоянно возобновляющуюся борьбу между репрессивной цивилизацией и
стремлением человека к наслаждению" [8, с. 78]. В этом заключается основная
репрессия цивилизации, направленная на подавление первичных биологических
инстинктов.
Маркузе говорит также о дополнительной репрессии по отношению к
человеку со стороны социальнополитических и государственноправовых
институтов и учреждений, закрепляющих человека "в качестве инструмента
отчужденного труда" [8, с. 79].
Г. Маркузе, В. Райх и другие фрейдомарксисты ставят вопрос о
преодолении отчуждения человека от общества, ссылаясь при этом на известные
положения Маркса о необходимости преобразования общественных отношений.
Однако основу решения этого вопроса они усматривают опятьтаки в сфере
сексуальности. Так, Маркузе считает, что преодоление отчуждения труда может
быть достигнуто путем превращения сексуальной энергии в энергию труда как
игры творческих сил человека. Эти же идеи В. Райх развивает в своей концепции
"сексуальной экономии": "Жить сексэкономически это значит свободно
удовлетворять свои влечения, избегая запретов, социальных табу" [8, с. 120].
Г. Маркузе выдвинул идею "третьего пути" развития общества
(некапиталистического и несоциалистического), могущего привести к созданию
"нерепрессивной цивилизации", при которой деятельность и поведение людей
будут управляться "жизненной энергией любви". Сами потребности и влечения
людей, как глубинные истоки их социальной активности, претерпят социальные
изменения, станут более благородными. В этом плане Маркузе говорит ореволюции потребностей и влечений, в результате которой появится новая
культура, основанная полностью на принципах гуманизма, служащая благу и
наслаждению человека. Ее он называет контркультурой, то есть открыто
противостоящей современной, по его мнению, антигуманной культуре и
исключающей какоелибо приспособление к ней