Фронтальное логопедическое занятие на тему: Разделительный мягкий знак (обобщение)

  • docx
  • 10.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект фронтального логопедического занятия на тему.docx

Конспект фронтального логопедического занятия на тему:

Разделительный мягкий знак (обобщение) 2 класс

Цель занятия: закрепление навыков определения наличия или отсутствия разделительного мягкого знака в слогах, словах, словосочетаниях
и предложениях.

Задачи занятия:

- закрепить артикуляционные навыки и фонематические представления по теме;

- развивать навыки буквенного анализа слов с разделительным мягким знаком.

- совершенствовать навыки чтения и письма слогов и слов с разделительным мягким знаком;

- формировать грамматический строй речи;

- закрепить правило написания слов с разделительным мягким знаком;

- развивать слухоречевую память;

- формировать положительную мотивацию к учебной деятельности и навыки адекватной самооценки;

- воспитывать уважительное отношение к товарищам и развитие навыков взаимопроверки.

Оборудование: Семь нарисованных гномиков; Шесть записок с заданиями, которые прикрепляются к гномикам, звуковые линейки (цифровой ряд); Предметные картинки; Индивидуальные зеркала; Слоговые пособия на разделительный мягкий знак; Карточки с заданиями.

Ход занятия

1. Приветствие

Прозвенел звонок для нас,

Все вошли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

2. Организационный момент (привлечение внимания к теме занятия через создание игровой ситуации) (Слайд 1)

- Сегодня к нам на занятие пришёл гномик. Его зовут Разделительный мягкий знак. Он просит вас помочь ему разыскать его братьев. Их было шесть. Все они тоже – Разделительные мягкие знаки. Они спрятались.

3. Определение цели занятия

- Если вы сумеете найти их всех, то научитесь безошибочно определять наличие разделительного мягкого знака в речи.

4. Повторение правила и способов определения наличия разделительного мягкого знака в слогах

- Чтобы отыскать братьев 1-го гномика, нам нужно вспомнить: 
* Между какими буквами пишется разделительный мягкий знак? 
(Разделительный мягкий знак пишется между согласными и гласными е, ё, ю, я, и)

- Предлагаю повторить слоги с разделительным мягким знаком:
Ля – лья, ви – вьи, не – нье, тё – тьё, рю – рью.
* Как звучат согласный и гласный, когда появляется разделительный ь?
(Раздельно. Гласный распадается на 2 звука, слышится звук Й)  
* Как изменяют положение органы речи, если появляется разделительный ь? 
(Губы растягиваются в улыбке, язык отодвигается назад)
* Какой слог произнести труднее и почему? 

(Слог с разделительным ь, так как сильнее напрягаются щёки и губы,
в горлышке чувствуется преграда для воздуха)

- 1-ый гномик подсказывает вам, что его братья очень любят кататься с горки и, если в слоге есть разделительный ь, то рукой можно изобразить горку (волнообразное движение).

- Все эти знания помогут вам найти остальных гномиков. Ну что ж, удачи вам!

 

 

5. Основная часть (тренировочные упражнения)

1. Закрепление правила (упражнение в чтении слогов)

- У 1-го гномика есть записка, в которой написано, где спрятался второй гномик. Прочтите.  (Даётся записка ученику)

- Найдите разделительный ь, подчеркните его и правильно прочитайте слоги. 

(Раздаются карточки)

- А теперь поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте друг друга. (Слайд 2) (Демонстрация 2-го гномика): 

* Как вам удалось отыскать разделительный мягкий знак среди различных букв? (Разделительный ь стоит между согласной и гласной)

2. Работа с кроссвордом

- У 2-го гномика есть записка от 3-го. (Даётся записка ученику)
- Отгадайте загадки, запишите отгадки в кроссворд.


1. Говорят они воришки,

Эти серые малышки.

И шумливы, и драчливы,

И щебечут: «Чьи вы? Чьи вы?»

2. Рыльце лепёшкой,

С копытцами ножки,

Толстое брюшко,

Хвост, как стружка.


(воробьи)                                                    (свинья)


3. Из почек появляются,

Весною распускаются.

Осенью опадают,

И все увядают.

4. Зимой молчат,

Весной журчат,

Жителей лесных

Водой поят.


(листья)                                                       (ручьи)

5. Миллион задачек сразу

Мне решит помощник мой.

Он с одним огромным глазом

И с квадратной головой. (компьютер)

(Слайд 3) (Демонстрация 3-го гномика) Молодцы, ребята!

 

 

3. Работа с цифровым рядом

- Теперь мы узнаем, где спрятался 4-й. (Выдаётся записка ученику) 

- Выдаёт детям звуковые линейки и говорит: Найдите мягкий разделительный ь, если он есть в названии картинки. Предъявляет картинки.

4. Физкультминутка (игра в мяч «1 – много») (Слайд 4) (Демонстрация 4-го гномика)

 - Измените слово так, чтобы в нём появился разделительный ь. 

Называю слово и бросаю мяч: Лист, колос, воробей, муравей, сын, крыл, перо, улей, стул, ручей, брат,  дерево, прут.


5. Графический диктант словосочетаний (Слайд 5) (Демонстрация 5-го гномика)

- Запишите словосочетания графически, обозначив только слоги с разд. ь. (Словосочетания: лисьи следы, волчьи зубы, птичьи голоса, желаю счастья, вкусные оладьи, друзья Софьи).

6. Работа над смыслоразличительной функцией разделительного ь
(чтение предложений со словами-паронимами),
(Слайд 6) (Демонстрация 6-го гномика)

- Вставьте разделительный ь в подходящее по смыслу слово и прочитайте предложения. (Выдаются детям карточки с предложениями)

6. Подведение итогов, самооценка (Слайд 7)

- Ну, вот все гномики теперь вместе! 1-й гномик благодарит вас за то, что вы отыскали всех его братьев. 

- Чему вы научились в результате игры? 

- Что помогало вам при нахождении разделительного ь? (уши, глаза, органы речи, волнообразное движение руки)

- Спасибо за работу. Я очень надеюсь, что вы провели урок
с пользой. Занятие закончено. Досвидания!