Функции школьного учебника обществознания
Оценка 4.7

Функции школьного учебника обществознания

Оценка 4.7
docx
26.03.2021
Функции школьного учебника обществознания
Функции школьного учебника обществознания.docx

Функции  школьного учебника обществознания.

Хороший учебник – это основа работы школы. [1]

 

          Основным источником знаний и средством обучения обществознания в школе является учебник [2],[3]. Именно он во многом определяет  успех обучения  как теоретический, так и практический. Содержит изложение основ наук, организует самостоятельную деятельность школьников по усвоению и систематизации материала, побуждает к саморазвитию, а также способствует воспитанию и развитию учеников. Современный школьный учебник обществознания выполняет  немалое количество функций, которые регулярно модернизируются и дополняются, расширяются. Рассмотрим их более подробно.

          В первую очередь,  необходимо выделить «общие» функции учебника обществознания. Для этого, обратимся к методической статье Зенченко О.Н.[4]. В работе приведен следующий ряд функций: мировоззренческая, синтезирующая и ценностно – ориентационная. Так, под мировоззренческой функцией, автор статьи подразумевает представление учащимся убежденности в познаваемости, объективности и взаимообусловленности явлений природы и общества. Синтезирующая  функция, по мнению методиста, формирует целостное представление у учеников о мире, а  ценностно-ориентационная играет роль усиления гуманитаризации образования, развертывания процесса самообразования и саморазвития учеников.

          Далее необходимо обязательно рассмотреть группу дидактических функций учебника обществознания. Для этого, обратимся к работе методиста А.Ю. Шейкиной[5]. Автор выделяет следующий ряд дидактических функций: мотивационная (создание  стимулов для учащихся, которые побуждают к изучению предмета «обществознание», формируют интерес и позитивное отношение к работе),   информационная (расширение объема  знаний различными способами преподнесения информации, полное и конкретное изложение обязательных знаний, а также ведущих и вспомогательных знаний), контрольно-корректирующая  (возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения), тренировочная (выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых практических умений и навыков).

           Также, к этой группе относится и функция дифференциации обучения. Целью, которой, является  необходимость осуществления дифференцированного подхода к учащимся в зависимости от уровня их исходной подготовки, вида способностей и характера учебной мотивации за счет выделения разных типов текстов, заданий разного уровня сложности, разных форм контроля знаний. Стоит отметить, функцию  индивидуализации обучения, под которой, автор понимает предоставление  учащимся  различных тем рефератов по обществознанию,  эссе, заданий, дополнительных практических работ в учебнике.

          Известно, что учебник обществознания также должен реализовывать  педагогический ряд функций. В ряде соответствующей литературы[6] выделяют следующие функции: трансформационная, управляющая,  систематизирующая, воспитательная, контролирующая,  общеобразовательная, развивающая, организация самоконтроля, коммуникативная, координирующая.

          Сущность трансформационной функции заключается в том, что  в учебнике должны реализоваться идеи, заложенные в нормативных требованиях к обучению. Какие дидактические единицы должны быть изучены на определенной ступени обучения, какие результаты обучения на каждой ступени должны быть достигнуты, какими средствами  и методическими приемами  может быть реализовано.

          Управляющая функция  обозначает, что учебник представляет собой модель организации обучения предмету. В связи с этим, сегодня говорят о параграфе учебника, как о готовом сценарии урока. Возможно даже включение в учебник прямых методических разработок уроков нетрадиционного типа — игр, тренингов, дебатов. Систематизирующая функция требует выстроить  материал во  взаимоподчиненную связь  разделов, глав, параграфов и пунктов внутри учебника.

          Отметим роль воспитательной функции, которая состоит в том, что с помощью особого содержания и организации различных видов деятельности достигается создание условий для формирования у учащихся определенных ценностей. На формирование ценностных ориентаций сильное воздействие оказывает личностно-значимая и эмоционально окрашенная информация, организация групповой работы, проектная социальная деятельность учеников. К воспитательной функции, можно также отнести роль учебника в формировании мотивации и самодисциплины обучения.

           Контролирующая функция заключается в том, что учебник должен включать все основные дидактические единицы, которые проверяются на контрольной  итоговой работе или   итоговой аттестации,  разные виды заданий. Кроме того, в учебниках должны присутствовать  задания для самопроверки.

          Общеобразовательная функция подразумевает под собой изучение диалектических методов познания предмета,  умение сознательно применять эти методы в учебно-познавательной деятельности.

          Развивающая функция учебника обществознания особенно важна для реализации деятельностного подхода в обучении, когда с помощью тщательно выстроенной системы различных заданий организуются разные виды деятельности учащихся, в том числе творческие, исследовательские. Материал учебника и система заданий должны поэтапно усложняться.

          Особое место среди педагогических функций занимает функция самоконтроля. Она реализуется в обеспечении возможности самостоятельно работать с учебником не только на уроке, но и дома.  

          Современный учебник призван выполнять также коммуникативную функцию — к нему обращается ученик с вопросами и находит там ответы, учебник задает задания учащимся и организует самопроверку. Кроме того, учебник обществознания должен организовывать парную и групповую работу учеников. Диалоговый и проблемный стиль изложения, организация дискуссий — все это также служит реализации коммуникативной функции.

          Координирующая функция - одна из принципиальных особенностей современного учебника обществознания. Ее роль заключается в том, что учебник обществознания, в силу своего назначения в системе средств обучения, является ядром, вокруг которого группируются все другие учебные средства. Учебник координирует функциональное применение средств обучения, а также, использование соответствующих содержанию образования сведений, которые несут средства массовой информации в интересах дифференциации обучения в условиях всеобщего обязательного обучения. Всевозрастающее значение координирующей функции школьного учебника  прослеживается на фоне появления новых средств массовой информации.

          Стоит отметить, что современный школьный  учебник обществознания сегодня  выполняет, и  дополнительный ряд функций[7]. Выделяются:  ориентация на фундаментальные знания; организующая роль теории; развитие мышления и логической деятельности учеников через использование различных видов наглядности; стимулирование обучающихся к самостоятельному добыванию знаний; предоставление широкого спектра методических средств, содержащих основу для различных вариантов проведения урока; разъяснение учащимся значения получаемых ими знаний и умений в «яркой» форме.

          Исходя из всего вышесказанного, можно сделать  следующий вывод: современный  учебник обществознания выполняет широкий круг функций: «общие», дидактические, педагогические, дополнительные. Благодаря которым, ученик может не только поэтапно и систематично изучать  обществоведческий материал, но и, закреплять его с помощью разнообразных заданий, осуществлять самопроверку, контроль своих знаний, развивать свои коммуникативные навыки и многое другое. А, учитель, к примеру, может организовать различные виды  деятельности учеников на уроке: творческий, поисковой, групповой, индивидуальный, реферат, эссе, проект или различные виды работ, на пример, выполнение приведенных заданий в учебнике. Следовательно, учебник обществознания имеет большое значение в образовательном процессе.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1]Родное слово. В 2 ч. Часть 1 / К. Д. Ушинский. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 233 с. — (Серия : Антология мысли).

[2]Учебник - книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. Источник: Большая советская энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/143571/Учебник

[3]Первым учебником в современном понимании принято считать древнеегипетскую книгу Кемит (то есть «итог» или «законченное»). Она служила учебником для письма и представляла собой сборник терминов и выражений, необходимых для составления писем. Учебники существовали в античном мире, затем в Европе в Средние века. В качестве учебников часто использовали тексты священных книг, но известно, что использовать книги, содержащие учебные тексты, в качестве средства образования предложил  величайший чешский гуманист, педагог, писатель и философ Ян Амос Каменский. С тех пор учебная книга – ведущее средство, призванное организовать учебный процесс, содержащее систематизированное изложение знаний по определенному курсу. Использован источник: методическая статья «Учебник: структура и принципы составления».  [Электронный ресурс]  URL:  https://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/uchebnik/

 

[4]Методическая статья: «Учебно-методическое обеспечение курса «Обществознания» в школе». Зенченко О.Н. [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/struktura-principi-postroeniya-i-osnovnie-komponenti-uchebnikov-obschestvoznaniya-2074171.html

 

[5]Роль учебника обществознания в системе школьного обществоведческого образования. Функции учебника обществознания. Структура, принципы, издательство учебников. А.Ю.Шейкина. [Электронный ресурс] URL: http://www.radnews.ru/

 

 

 

[6]Зуев В.Ф. Педагогические труды. М.: Изд-во АПН, 1956. – 148 с.; Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 432 с.; Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.; Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.]; под ред. В. А. Сластёнина. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.; Дубицкая, Е.А. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.С. Подымова, Е.А. Дубицкая, Н.Ю. Борисова. — М.: Юрайт, 2012. — 332 c.

 

 

[7]Об этом в своей работе: «В школах России: из опыта работы школ Российской Федерации: [сборник статей]/  Д.Д. Зуев. - М.: Просвещение, 1975. - 224 с.» писал известный российский издатель, педагог, заслуженный учитель России, член-корреспондент отделения общего среднего образования Российской академии образования (с 1992 года) – Дмитрий Дмитриевич Зуев.

 

Функции школьного учебника обществознания

Функции школьного учебника обществознания

Синтезирующая функция, по мнению методиста, формирует целостное представление у учеников о мире, а ценностно-ориентационная играет роль усиления гуманитаризации образования, развертывания процесса самообразования и саморазвития учеников

Синтезирующая функция, по мнению методиста, формирует целостное представление у учеников о мире, а ценностно-ориентационная играет роль усиления гуманитаризации образования, развертывания процесса самообразования и саморазвития учеников

Известно, что учебник обществознания также должен реализовывать педагогический ряд функций

Известно, что учебник обществознания также должен реализовывать педагогический ряд функций

На формирование ценностных ориентаций сильное воздействие оказывает личностно-значимая и эмоционально окрашенная информация, организация групповой работы, проектная социальная деятельность учеников

На формирование ценностных ориентаций сильное воздействие оказывает личностно-значимая и эмоционально окрашенная информация, организация групповой работы, проектная социальная деятельность учеников

Учебник координирует функциональное применение средств обучения, а также, использование соответствующих содержанию образования сведений, которые несут средства массовой информации в интересах дифференциации обучения в условиях всеобщего…

Учебник координирует функциональное применение средств обучения, а также, использование соответствующих содержанию образования сведений, которые несут средства массовой информации в интересах дифференциации обучения в условиях всеобщего…

Следовательно, учебник обществознания имеет большое значение в образовательном процессе

Следовательно, учебник обществознания имеет большое значение в образовательном процессе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2021