Функции пейзажа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Оценка 4.7

Функции пейзажа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
математика +1
10 кл
30.03.2018
Функции пейзажа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Пейзаж может выполнять огромное число самых разнообразных функций: характеризует психологическое состояние героев, усиливает яркость характеристики обстановки, в которой развертываются действия. Картины природы могут служить для выражения чувств и переживаний автора и героев, они могут выполнять также идейно-композиционную роль, т.е. помогать раскрытию идеи произведения. Пейзаж является одним из основных средств психологического анализа.
Функции пейзажа.doc
Функции пейзажных зарисовок в романе­эпопее Л. Толстого «Война и мир» Пейзаж   может   выполнять   огромное   число   самых   разнообразных функций:   характеризует   психологическое   состояние   героев,   усиливает яркость   характеристики   обстановки,   в   которой   развертываются   действия. Картины природы могут служить для выражения чувств и переживаний автора и   героев,   они   могут   выполнять   также   идейно­композиционную   роль,   т.е. помогать раскрытию идеи произведения. Пейзаж является одним из основных средств психологического анализа.  Пейз ж   (фр.   Paysage,   от   pays   —   страна,   местность)   —   жанр аа изобразительного   искусства,   в   котором   основным   предметом   изображения является   первозданная,   либо   в   той   или   иной   степени   преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на   протяжении   столетий   с   развитием   художественных   приемов   для   его изображения.     Для   создания   того   или   иного   вида   пейзажа   художники, писатели, режиссёры и многие другие творческие люди вдохновлялись тем, что окружало их в ту или иную эпоху времени. Общим чувством для создания остаётся удивления от бесконечности мира, от радости жизни.  На   мой   взгляд,   наиболее   ярко   картины   природы   Л.   Н.   Толстой изобразил в романе “Война и мир”. Природа для него — это  олицетворение истинных   ценностей.   Человек,   близкий   к   природе,   был   идеалом   писателя. Поэтому   одной   из   важных   характеристик   героев   Толстого   является   их отношение к природе. В романе “Война и мир” писатель   не изображает ни Элен,   ни Анну Павловну, ни Жюли Курагину, ни   князя Василия на лоне природы, так как это не их стихия. Они не любят природы, не понимают ее высокого смысла. Духовно опустошенные, нравственно уродливые, они если и говорят о природе, то неестественно, натянуто и фальшиво. Но совсем по­ другому воспринимается этот гармоничный мир главными героями романа ­ людьми духовно красивыми, ищущими счастья, внутренне близкими к народу, мечтающими   о   полезной   деятельности.   Их   жизненный   путь   —   это   путь исканий, ведущий к правде и добру. Богатство внутреннего мира этих героев Толстой   раскрывает   через   их   восприятие   природы. Например,   духовная красота Наташи Ростовой, поэтичность ее натуры проявляются в отношениях героини к природной стихии.  Природа   органично   входит   в   жизнь   этих   героев   Л.   Н.   Толстого, переплетается   с   их   мыслями   и   переживаниями,   иногда   помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже изменить ее. Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрей в минуты его душевных переживаний. Природа часто помогает и самому герою узнать свое состояние, разобраться во всем ­ небо над Аустерлицем, описание Дуная, образ   дуба.   Картина   природы   воссоздает   обстановку,   характеризующую начало   Бородинского   сражения:  солнце,  брызнувшее  на  поля   из­за  тумана, послужило Наполеону сигналом к выступлению.  Пейзаж   в   освещении   военных   сражений   несет   у   Толстого   главную идейную нагрузку, выявляет характер войны, отражает точку зрения автора на происходящее.Таковы   в   романе   Л.   Н.   Толстого   “Война   и   мир”   функции пейзажа,   для   воссоздания   которого   автор   использовал   различные художественные   особенности.   Раскрывая   внутренний   мир   героев,   писатель рисовал картины природы, созвучные душевным переживаниям того или иного образа,   или   контрастно   противопоставлял   состояние   души   героев   и природу. Пейзаж   помогает   проанализировать   душевное   состояние   героя, картины   природы   рисуют   обстановку,   в   которой   происходят   события, выражают мысли, чувства и переживания самого автора. Созданные писателем яркие, красочные картины природы прекрасны в художественном отношении. Ночь   в   Отрадном   и   небо   Аустерлица,  картина   охоты   и   описание   дуба   — лучшие страницы романа. Тяжелая душевная травма приводит Андрея Болконского в отчаяние, он теряет   смысл   жизни,   но   через   некоторое   время   мы   видим   духовное возрождение   героя.   Оно   связано   с   его   восприятием   оживающей   весенней природы,   когда   и   молоденькие   березы   и   старый   сердитый   дуб   чувствуют прилив энергии и жизненных сил. Замечательное описание осенней природы связано с картиной охоты в Отрадном: “Уже зеленя уклонились и ярко­зелено отделились от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло­желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса ... стали золотистыми и ярко­красными   островами   посреди   ярко­зеленых  озимей”.   Эта   поздняя осень возбуждает в человеке какую­то внутреннюю духовную силу. Светлая ясная природа дает человеку радость и делает непонятными действия людей, убивающих   друг   друга.   Утро   Бородинской   битвы   “было   ясно,   свежо, росисто   и   весело.   Солнце,   только   что   вырвавшееся   из­за   тучи, заслонявшей его, брызнуло… на покрытую росой  пыль дороги, на стены домов”. Пьер в это время видит панораму Бородинского поля: “Косые лучи яркого солнца кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотыми и розовыми оттенками свет и темные, длинные тени”. А затем эту   чудесную   картину  русской  природы   сменяет   страшный   вид   поля: “Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей.  Как будто он говорил: “Довольно, довольно, люди. Перестаньте  ... Опомнитесь. Что вы делаете?” Каждому из любимых толстовских героев открывается “высокое бесконечное   небо”   —   символ   возвышенных   стремлений.   Пейзаж   в   романе обретает философский смысл и играет важную композиционную роль. Сложная структура содержания романа Л. Н. Толстого «Война и мир» передается   не   отдельными   изобразительно­выразительными   средствами   и приемами,  а разнообразным   и  одновременным  их  употреблением, сложным взаимодействием   их   друг   с   другом.   Основными   составляющими   в   этом взаимодействии   являются   метафора,   сравнение,   антитеза,   различные   виды повторов, градация, параллелизм, инверсия. Эти образные средства и приемы не только взаимодействуют друг с другом, развивая ту же тему, но и оттеняют   углубленно­психологическое и   обогащают   друг   друга.   Например, воспроизведение душевного состояния князя Андрея накануне Бородинского сражения:   Он   знал,   что   завтрашнее   сражение   должно   было   быть   самое страшное изо всех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему:  «Да, да,   вот   они   те   волновавшие   и   восхищавшие   и   мучившие   меня   ложные образы…, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем­ то   прекрасным   и   таинственным.   Слава,   общественное   благо,   любовь   к женщине,   самое   отечество   —   как   велики   казались   мне   эти   картины, какого   глубокого   смысла   казались   они   исполненными!   И   все   это   так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня».Данный фрагмент воспроизводит процесс быстрого   отрезвления   его   от   жизни   —   под   влиянием   мысли   о   возможной смерти. Важную роль играют эпитеты, противостоящие по значению (грубо намалеванные   —   прекрасные,   таинственные,   великие;   волновавшие, восхищавшие, мучившие — ложные).  Рассмотрим   подробнее   совокупность   стилистических   приемов, воплощающих один из очень важных образов в романе — образ аустерлицкого неба. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем закончилось сражение. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба — высокого неба, не   ясного,   но   все­таки   неизмеримо   высокого,   с   тихо   ползущими   по   нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал,— подумал князь Андрей, ­не так, как мы бежали, кричали и дрались;   совсем   не   так,   как   с   озлобленными   и   испуганными   лицами тащили  друг  у  друга  банник  француз  и  артиллерист,  —  совсем  не  так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава   богу!..»  Небо   над   Аустерлицем,   увиденное   раненым   Андреем Болконским,   —   яркий,   эмоциональный,   запоминающийся   художественный образ. Образ строится по принципу контраста: величественность и спокойная торжественность   неба   противополагаются   тому,   что   происходит   на   земле: облака ползут — люди бегут; тихо — кричали; спокойно и торжественно — с озлобленными и испуганными лицами. Контрастны и значимы здесь также и грамматические   формы:   глаголы,   называющие   действия   на   земле,   даны   в прошедшем времени несовершенного вида, их много, они передают суетность, бессмысленность   действий   на   земле;   им   противопоставлены   глагол настоящего времени ползут и действительное причастие настоящего времени ползущими,   конкретизированное   наречием   тихо,   которые   подчеркивают неспешность,   величавость   происходящего   в   небе.   Авторская   интонация, предвосхищая   высокий   строй   мыслей   героя   и   заранее   подчиняясь   ему, становится торжественно­приподнятой. В   монологе   Андрея   Болконского   повторяются   слова  высокое, бесконечное, многократные повторы этих слов в речи князя Андрея передают потрясение, вызванное неожиданным  открытием  героя.  Образ неба бросает свет   на   все   Аустерлицкое   сражение.   В   этом   свете   отчетливо   и   резко вырисовываются ложное величие главных организаторов никому не нужной бойни — императора Александра I и Наполеона, их ничтожность и эгоизм. Вот как воспринимает князь Андрей своего героя, Наполеона, после того, как увидел   небо.   Ему   так   ничтожны   казались   в   эту   минуту   все   интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым   небом,   которое   он   видел.   Небо   для   Андрея   Болконского   стало символом нравственности, с высоты которой ему открылась вся тщетность честолюбивых человеческих устремлений. Он не нашел пока ответа на вопрос о смысле  жизни, окончательное прозрение придет к нему только накануне смерти, после ранения под Бородином. Часто у Толстого картины природы становятся символичными, выражая некую   высшую   истину,   открывающуюся   человеку   именно   через   природное начало.   Такова   картина   высокого   неба   над   полем   Аустерлица,   таким   же символом является дуб, который князь Андрей видит по дороге в Отрадное. Природа в романе Толстого не только сопереживает героям, но и вносит в общее течение жизни вечное, умиротворяющее начало. Как выражение высшей нравственной истины предстает картина Бородинского поля, омытого после кровавой   битвы   очистительным   дождем.   В   картинах   русской   природы, нарисованных в сцене охоты с бешеной скачкой по осеннему полю или в сцене беседы Андрея и Пьера на пароме под мерный шум струящейся воды, как и во многих  других,  выражается   полнее   всего   то,  что   писатель   определяет   как исконно   русское   начало,   «мысль   народную»;,   соединяющую   в   единое художественное целое грандиозное полотно романа­эпопеи «Война и мир»;. Как   точно   сказал   о   нем   Тургенев,   это   «великое   произведение   великого писателя, — и это подлинная Россия». Лев Николаевич, любя природу, отвёл ей особое место в своём великом произведении. Роль пейзажа в романе характеризуется не только отражением основных идей, заложенных автором, но и служит вспомогательным приемом характеристики героев произведения. Большую   роль   играет   пейзаж   в   романе   “Война   и   мир”,   он   помогает писателю показать всю мелочность мечтаний князя Андрея о славе, подвиге... На поле брани перед лицом смерти он понял, что кумиры и слава далеки от истинного   смысла   жизни.   “Над   ним   не   было   ничего   уже,   кроме   неба,— высокого   неба,   не   ясного,   но   все­таки   неизмеримо   высокого,   с   тихо ползущими   по   нему   серыми   облаками...   Да!   все   пустое,   все   обман,  кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего   нет,   кроме   тишины,   успокоения.   И   слава   Богу!”   Видя   теперь   так близко своего кумира — Наполеона, князь Андрей понимает всю ничтожность этого   “маленького   человека”,   которому   он   подражал.   Все   это   мелко   и незначительно по сравнению с тем, что происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит истинный смысл жизни в служении семье, воспитании   сына.   Князь   Андрей   считает,   что   его   жизнь   кончилась.   Нет никакой надежды на счастье. Как бы вторя его мыслям, старый мощный дуб стоит в распустившейся березовой роще. Его сучья­палки торчат в разные стороны, уродливые на фоне молодых березок. Дуб как бы говорит: “Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман!.. Нет ни весны, ни солнца, ни счастья...” “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб,— думал князь Андрей,— пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь,— наша жизнь кончена!” Он решает жить тихо и спокойно, доживать свой век, никому не делая зла, заботясь о близких, выполняя свой отцовский долг. Мысли   князя   Андрея   после   посещения   Отрадного,   знакомства   с Наташей   кардинально   меняются.   Ее   ночной   разговор   с   Соней,   нечаянно подслушанный   князем,   раскрывает   ему   душу   этой   девушки.   Ее восторженность и восхищение жизнью передаются невольно Болконскому. Он начинает понимать ценность каждого мгновения жизни. На обратном пути он видит   тот   же   дуб,   но   какой!   “Старый   дуб,   весь   преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего   солнца.   Ни   корявых   пальцев,   ни   болячек,   ни   старого   горя   и недоверия — ничего не было видно. “Да это тот самый дуб”,— подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и   обновления.”Вся   жизнь   проносится   перед   мысленным   взором   князя.   Он уверен, что не время “хоронить” себя. Он полон сил, ему только тридцать один год, он может принести пользу не только своим близким, он понимает, что   способен   на   великие   дела,   может   быть   полезен   Отечеству,   нечего хоронить себя в деревне, надо ехать в столицу, где вершится политическая жизнь.  Следует заметить, что только лучшие герои Толстого близки природе, они   чувствуют   свою   связь   с   ней,   “духовное   родство”.   Отрицательные персонажи далеки от природы, от всего естественного и прекрасного. Они не только не замечают природу с ее величием и спокойной красотой, а как будто даже не подозревают о ее существовании. Л. Н. Толстой включает в произведение описание природы не только как фон, природа — действующее лицо, она помогает раскрыть лучшие качества его любимых героев, подчеркнуть их духовность. Такое описание природы — традиция русской литературы, которая   получила начало еще в древнейшем памятнике “Слово  о полку Игореве”, а Лев Николаевич Толстой и другие русские классики развили и усовершенствовали эту традицию, довели ее до степени искусства.

Функции пейзажа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Функции пейзажа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Функции пейзажа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Функции пейзажа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Функции пейзажа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Функции пейзажа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Функции пейзажа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Функции пейзажа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Функции пейзажа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Функции пейзажа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Функции пейзажа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Функции пейзажа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Функции пейзажа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Функции пейзажа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Функции пейзажа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Функции пейзажа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018