а) понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;
б) умение рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д.
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
в) способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать;
г) совокупность умений: действовать по инструкции, решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, формулировать суждения с использованием математических знаков, свойств арифметических действий.
К инструментам формирования функциональной математической грамотности относятся:
Технология проектов
«Арабские цифры. Теории происхождения»
«Время. Измерение времени. Часы»
«Задача одна – решений много»
«Математика вокруг нас» и др
На каждом уроке я использую приемы формирования функциональной математической грамотности, такие как:
Задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания.
Работа с задачами:
-Работа над решённой задачей.
-Решение задач различными способами.
-Представления ситуации, описанной в задаче.
Самостоятельное составление задач учащимися.
Решение задач с недостающими и избыточными данными.
Изменение вопроса задачи.
Использование приема сравнения задач.
Изменение задачи так, чтобы она решалась другим действием.
-Решение обратных задач.
Решение нестандартных задач
Решение комбинаторных задач
Систематическое использование на уроках математики специальных заданий и проблемных ситуаций, формирует и развивает основы функциональной грамотности младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнееиспользовать математические знания в повседневной жизни.
Таким образом, целенаправленная работа по развитию компетенций, входящих в состав математической грамотности, а также кропотливый отбор заданий будут способствовать повышению общего уровня математической грамотности школьников.
Цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.