«Функциональная грамотность как уровень образованности современного школьника»
Подготовила :СарыгларУ.Ы.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Красногорск
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами.
Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г. Песталоцци
Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем
правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
— Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное
правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
— Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. — Дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Впервые термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957г. и понимался как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни».
Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функционально грамотный человек –
Академик РАО Алексей Алексеевич Леонтьев писал: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Алексей Алексеевич Леонтьев, академик РАО, издание «Школа 2100. Педагогика здравого смысла»Источник:
Функциональная грамотность –
1.Является базовым уровнем для функционирования навыков чтения и письма
2.Направлена на решение бытовых проблем
3.Обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определённой ситуации
4.Связана с решением стандартных, стереотипных задач
5.Используется в качестве оценки,
прежде всего взрослого населения.
Новый словарь методических
терминов и понятий
(теория и практика обучения языкам)
Читательская
Критическое мышление
Глобальные компетенции
Естественнонаучная
Финансовая
Математическая
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Формируем и оцениваем функциональную грамотность обучающихся
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Ребенку важно обладать:
*Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.
* Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.
*Способностью строить социальные отношения.
*Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
Российский педагог, член-корреспондент РАО
Наталья Федоровна Виноградова
Цель учителя - развить ребёнка.
-Развить мышление - из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое.
-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие.
-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику.
- Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.
Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована
Специфика заданий, направленная на формирование и оценку функциональной грамотности в начальной школе.
Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов.
Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, близки их опыту и окружению, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.
Работа с задачами:
Работа над решённой задачей.
Решение задач различными способами.
Представления ситуации, описанной в задаче.
Самостоятельное составление задач учащимися.
Решение задач с недостающими и избыточными данными.
Изменение вопроса задачи.
Использование приема сравнения задач.
Изменение задачи так, чтобы она решалась другим действием.
Решение обратных задач.
Решение нестандартных задач
Решение комбинаторных задач
Практические задачи или задачи, связанные с повседневной жизнью
Первые блюда | Суп гороховый | 45 рублей |
Суп куриный | 50 рублей | |
Вторые блюда | Котлета куриная с макаронами | 200 рублей |
Варники с картофелем и луком | 150 рублей | |
Плов | 250 рублей | |
Напитки | Чай черный | 20 рублей |
Сок яблочный | 40 рублей |
Нестандартные задачи
Наибольшие затруднения у школьников, как правило, вызывают решения нестандартных задач, т.е. задач, алгоритм решения которых им неизвестен.
Практические задачи или Задачи, связанные с повседневной жизнью
Первые блюда | Суп гороховый | 45 рублей |
Суп куриный | 50 рублей | |
Вторые блюда | Котлета куриная с макаронами | 200 рублей |
Варники с картофелем и луком | 150 рублей | |
Плов | 250 рублей | |
Напитки | Чай черный | 20 рублей |
Сок яблочный | 40 рублей |
Таким образом, на уроках математики через решение нестандартных задач; решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления, комбинаторных задач, происходит формирование функциональной грамотности младших школьников.
Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе. Перед учителем стоит огромная задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти долгий и трудный путь в «завтра».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.