Функциональная грамотность на уроках русского языка
Оценка 4.7

Функциональная грамотность на уроках русского языка

Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
русский язык
18.01.2023
Функциональная грамотность на уроках русского языка
Функциональная грамотность на уроках русского языка
гмо.pptx

Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы»

Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы»

«Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы»

Учитель русского языка и литературы
ТМК ОУ «Дудинская средняя школа№4»
Воротникова Т.Г.

Для жизни, а не для школы мы учимся» ян

Для жизни, а не для школы мы учимся» ян

«Для жизни,
а не для школы
мы учимся»
ян Каменский

Функционально неграмотный – это человек, получивший школьное образование, но, тем не менее, испытывающий трудности в получении и критическом осмыслении информации, что делает его потенциальной жертвой…

Функционально неграмотный – это человек, получивший школьное образование, но, тем не менее, испытывающий трудности в получении и критическом осмыслении информации, что делает его потенциальной жертвой…

Функционально неграмотный

это человек, получивший школьное образование, но, тем не менее, испытывающий трудности в получении и критическом осмыслении информации, что делает его потенциальной жертвой различных манипуляций.

Будет сформирована функциональная грамотность если учащиеся будут: осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);…

Будет сформирована функциональная грамотность если учащиеся будут: осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);…

Будет сформирована функциональная грамотность

если учащиеся будут:
осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
уметь извлекать информацию из разных источников;
учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;
уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов, составлять кластеры
реализовывать разные стратегии, способы чтения при работе с текстом

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут обучающимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в…

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут обучающимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в…

Функциональная грамотность –

это уровень образованности, который может быть достигнут обучающимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»?

Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»?

Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»?

Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни.

Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.

Перевернутый урок - это занятия наоборот

Перевернутый урок - это занятия наоборот

Перевернутый урок -

это занятия наоборот.

Задания «множественного выбора»: 1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов; 2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту; 3) установление истинности/ложности…

Задания «множественного выбора»: 1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов; 2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту; 3) установление истинности/ложности…

Задания «множественного выбора»:

1)    выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
2)   определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;
3)    установление истинности/ложности информации по отношению к
    содержанию текста.

Задания «на соотнесение»: 1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами); 2) нахождение соответствующих содержанию…

Задания «на соотнесение»: 1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами); 2) нахождение соответствующих содержанию…

Задания «на соотнесение»:

1)  нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);
2)  нахождение соответствующих содержанию текста слов,  выражений, предложений, картинок, схем и т. п.;
3)  соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов)

Задания «на дополнение информации»: 1) заполнение пропусков в тексте предложениями / несколькими словами / одним словом; 2) дополнение (завершение) предложений

Задания «на дополнение информации»: 1) заполнение пропусков в тексте предложениями / несколькими словами / одним словом; 2) дополнение (завершение) предложений

Задания «на дополнение информации»:

1)    заполнение пропусков в тексте предложениями / несколькими словами / одним словом;
2)    дополнение (завершение) предложений.

Задания «на перенос информации»: 1) заполнение таблиц на основе прочитанного; 2) дополнение таблиц / схем на основе прочитанного

Задания «на перенос информации»: 1) заполнение таблиц на основе прочитанного; 2) дополнение таблиц / схем на основе прочитанного

Задания «на перенос информации»:

1) заполнение таблиц на основе прочитанного;
2) дополнение таблиц / схем на основе прочитанного.

Задания «на восстановление деформированного текста»: 1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности

Задания «на восстановление деформированного текста»: 1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности

Задания «на восстановление деформированного текста»:

1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.

Приём «Лингвистическая сказка»

Приём «Лингвистическая сказка»

  Приём «Лингвистическая сказка»

Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно   пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

 Приём «Письмо с дырками (пробелами)».

                 
Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного

Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного

Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)

1) Имя существительное обозначает…
Отвечает на вопросы…
Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.
2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
 или ….
 или …
Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
Существительные изменяются по … и … .
3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .
Имя существительное не является членом предложения, если… .

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

«В предложении «Звери быстро построили терем.» выделенное слово является дополнением

Прием «Верите ли вы, что…» Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию

Прием «Верите ли вы, что…» Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию

Прием «Верите ли вы, что…»

Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Используется, например, при знакомстве с причастием (7 класс):

Используется, например, при знакомстве с причастием (7 класс):

Используется, например, при знакомстве с причастием (7 класс):

Причастие - это самостоятельная часть речи.
Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.
Причастия бывают 1 и 2 спряжения.
Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
Причастия могут быть действительными и страдающими.
Действительные причастия могут иметь краткую форму.
Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.
 

Прием «Ассоциация» К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации

Прием «Ассоциация» К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации

Прием «Ассоциация»

 К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:
·                     если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
·                     оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Пример . Тема «Частица как часть речи» (7 класс)

Пример . Тема «Частица как часть речи» (7 класс)

Пример. Тема «Частица как часть речи» (7 класс).

Ассоциации: служебная часть речи, смысловые оттенки, чувства, эмоции, формы слов.
Выводится определение: частица – это часть речи, которая служит для выражения смысловых оттенков слов и целых высказываний или для образования форм слов.
Происходит вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивация для дальнейшей работы.

Приём “Шаг за шагом” приём интерактивного обучения

Приём “Шаг за шагом” приём интерактивного обучения

Приём “Шаг за шагом”

 приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Приемы графической переработки учебного материала

Приемы графической переработки учебного материала

Приемы графической переработки учебного материала                   Прием «Составление кластера»

Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.

Функциональная грамотность на уроках русского языка

Функциональная грамотность на уроках русского языка

Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

Технология приема:  
Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.
Принять участие в «конкурсе шпаргалок».
Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях.

Приемы, используемые при групповой работе: ·

Приемы, используемые при групповой работе: ·

Приемы, используемые при групповой работе: ·                    Приём «Корзина» идей, понятий….  

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре: 1

Обмен информацией проводится по следующей процедуре: 1

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах (не более 3 минут).
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока это может быть связано в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Приём «Лови ошибку» универсальный приём, активизирующий внимание учащихся

Приём «Лови ошибку» универсальный приём, активизирующий внимание учащихся

·                    Приём «Лови ошибку»  универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Функциональная грамотность на уроках русского языка

Функциональная грамотность на уроках русского языка

Прием «Мозаика». «Реставрация текста»

Прием «Мозаика». «Реставрация текста»

 Прием «Мозаика». «Реставрация текста»

                 
Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например,  в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

Приём «Тонкий и Толстый вопрос».

   Это приём из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
·                     умение формулировать вопросы;
·                     умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развёрнутый.
   После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Тонкие» вопросы Кто? Что? Когда?

Тонкие» вопросы Кто? Что? Когда?

«Тонкие» вопросы

Кто?
Что?
Когда?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…?
Было ли…?
Согласны ли вы…?
Верно ли?
 



«Толстые» вопросы

Дайте три объяснения, почему… ?
Объясните, почему… ?
Почему вы думаете… ?
Почему вы считаете… ?
В чём различие… ?
Предположите, что будет, если… ?
Что, если… ?
Может… ?
Будет… ?
Мог ли… ?
Согласны ли вы… ?
Верно ли… ?

Приём «Синквейн » (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила

Приём «Синквейн » (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила

Приём «Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.











Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения,
состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определённым правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна; 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль; 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы; 4 строка – фраза, несущая определённый смысл; 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Приём творческих работ (сочинение-рассуждение, сочинение-миниатюра, сочинение-рассказ, сочинение-описание)

Приём творческих работ (сочинение-рассуждение, сочинение-миниатюра, сочинение-рассказ, сочинение-описание)

-Приём творческих работ (сочинение-рассуждение, сочинение-миниатюра, сочинение-рассказ, сочинение-описание).

Функциональная грамотность на уроках русского языка

Функциональная грамотность на уроках русского языка

Приём исследовательских работ

Приём исследовательских работ

Приём исследовательских работ

Все это и является основными индикаторами формирования функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы

Все это и является основными индикаторами формирования функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы

Все это и является основными индикаторами формирования функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы.

Наша цель – воспитать ученика, умеющего обучаться, знающего, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействовать с другими людьми и обладать целым рядом компетенций

Наша цель – воспитать ученика, умеющего обучаться, знающего, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействовать с другими людьми и обладать целым рядом компетенций

Наша цель

воспитать ученика, умеющего обучаться, знающего, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействовать с другими людьми и обладать целым рядом компетенций XXI века, способного жить и действовать в условиях быстро меняющегося мира.
 

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.