Теоретическое описание понятия функциональная грамотность. В данной статье есть описание 3-х видов функциональной грамотности-это коммуникативной, информационной, деятельной. Также приводятся разработки заданий по истории Казахстана к одному из уроков 8-го класса заданий, которые можно использовать как для индивидуальной работы, также для работы в парах и группах.
Пути и способы формирования функциональной грамотности учащихся на
уроках истории Казахстана.
КГУ «Гимназия№6
Помозова.Е.Н.
Функциональная грамотностьэто уровень образованности, который может быть,
достигнут учащимся за время обучения в школе. Функциональная грамотность
предполагает способность человека решать стандартные задачи в различных
сферах жизни.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
коммуникативная
информационная
деятельная
Если дать пояснение этим видам функциональной грамотности, то они
предполагают свободное владение всеми видами речевой деятельности, умение
осуществлять поиск информации в различных источниках, умение проявлять
организационные способности и навыки, осуществлять самоконтроль,
самооценку, само коррекцию.
Формирование функциональной грамотности реализуется во всех
образовательных областях.
Основными этапами этого процесса являются:
создание образовательных маршрутов, в соответствии с учебной программой.
(Четкое и правильное календарнотематическое планирование и поурочное
планирование)
разработка методических рекомендаций. ( Методические пособия, которые
могут использоваться в учебном процессе, как отдельными учащимся, так и
группой учащихся, как на уроке, так и при работе в домашних условиях)
контрольноизмерительный материал ( Разнообразные виды заданий,
позволяющие ученикам применять свои знания)
отслеживание результатов ( Аналитические отчеты, которые учитель ведет для
себя, анализируя качество выполнения заданий составленных им, мониторинг
успеваемости по четвертям, соотношение его с результатами итоговых работ)
Овладение функциональной грамотностью на уроках истории. Можно выделить
следующие этапы:
1.Процесс овладения исторической грамотностью учимся понимать временные
рамки изучаемого периода, даты в соотнесении с веками, территориальное
пространство изучаемого события, роль исторической личности.
2.Процесс обучения освоение историческими знаниями и навыками поэтапно,
«от простого к сложному», от материала 5 класса к темам 9 класса. Расширяем
полученные знания в 1011 классе. Используем интерактивные методы обучения.
(«Мозговой штурм», работа в малых группах, творческие задания, интерактивная
лекция, и др.)
3.Процесс образования – учащиеся владеют общим уровнем исторической
культуры, знакомы с историческими ценностями и стандартами современной
цивилизации. (В 9 классе ученик должен справиться с вариантом ВОУД, в 11
классе решить тесты ЕНТ, ответить на вопросы билетов традиционного
экзамена)В работе учителя понимание функциональной грамотности, это прежде всего,
как ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на
практике.
Это возможно, если:
1 В учебном процессе в целом осуществляется активизация познавательной
мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке
2 Формируется навык самообучения, самообразования в учебном процессе
непрерывно
3 Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех
школьных дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического
мышления, умение четко выразить свою мысль)
4 Ученик научен, работать с текстом, анализирует его и может дополнять.
Умеет найти нужную информацию в источниках)
5 Умеет полученную информацию соотнести с исторической
действительностью.
Для развития функциональной грамотности на уроках истории Казахстана, я
использую разнообразные интерактивные формы работы. Особый интерес
вызывают у учащихся задания логического и аналитического характера, которые
требуют применить теоретические знания на практике. Используя подобные
задания, учитель осуществляет коррекцию в знаниях учащихся, т.к. их
выполнение не дается просто, но вызывает интерес своей сложностью.
В 8 классе изучая темы «Реформа 18671868гг», использую групповую форму
работы, где каждая группа получает задания.
Например: после изучения темы «Реформа 18671868гг», на стадии
«побуждения», чтобы продолжить разговор о реформах второй половины 19
века, предлагаю выполнить следующее задание. Классы с высокой учебной
мотивацией эту работу выполняют без учебника, классы слабые по успеваемости
используют «самопроверку». (после выполнения задания, открывают учебник,
находят ответы, оценивают результат своего учебного труда)
Вариант№1 Исправь ошибку, допущенную в тексте:
1 Существовала одна причина, по которой следовало в 60х гг. 19 века
провести новые
реформы.___________________________________________________
2 Осуществление реформы было вызвано, началом присоединения
Казахстана к
России.__________________________________________________________
_____
3 Реформа осуществлялась в 1865
1866гг.___________________________________
4 «Временные положения об управлении» подписывал министр внутренних
дел Гирс.
________________________________________________________________
______5 В 1867 году было подписано положение об управлении Оренбургским и
ЗападноСибирским генерал
губернаторствами______________________________________
Вариант№2 Исправь ошибку, допущенную в тексте:
1 В Оренбургское генералгубернаторство входили Смеречинская и
Сырдарьинская
области._________________________________________________________
______
2 Внутренняя Орда вошла в состав Кавказского
наместничества.___________________________________________________
_____
3 По реформе 18671868гг. было создано 4
области.___________________________
4 Каждая область делилась на волости.______________________
5 Бронзовые знаки отличия носили генералгубернаторы и волостные
управители.______________________________________________________
______________
Вариант№3. Исправь ошибку, допущенную в тексте:
1.Во главе области стояли волостные
управители._________________________________
2. Оренбургский генералгубернатор имел право вести самостоятельно
переговоры с Ираном и
Китаем.____________________________________________________________
________
3.По реформе территория Казахстана делилась на области, волости и
аулы.______________________________________________________________
________
4. Султаны по реформе должны были платить самые большие налоги и не
имели право получать
пенсии.____________________________________________________________
____
5. Претендент на должность генералгубернатора должен был иметь возраст
не младше 25
лет._______________________________________________________________
________
Вариант№4. Исправь ошибку, допущенную в тексте:
1.Уездные начальники и аульные старшины утверждались на должность в
результатевыборов.___________________________________________________________
_____
2.В Туркестанском генералгубернаторстве платили налог в размере 3х
рублей.____________________________________________________________
______
3.Вместо распространённого налога «ясак» введен паспортный
сбор._______________
4. В каждой области назначались по 10 областных
врачей._______________________
5. Земли, занимаемые казахами, признавались их
собственностью._____________________________________________________
_______
Еще один вариант работы на функциональную грамотность учащегося по
истории Казахстана. Эта работа проводиться как итоговый срез знаний после 1
четверти. Т.к. учащиеся в 9 классе уже находятся на ступени «процесса
обученности», им предлагается аналитическая работа по исторической
терминологии прошлых лет, задание на соотнесении по отдельным темам 8
класса и три задания по темам 1 четверти 9 класса.
После проведения такого рода работы, учитель заполняет таблицу результатов
каждого учащегося по всем 5 заданиям. Оценивается каждое задание в балах (от
1 до 5), выводиться общий бал, переводиться в % выполнения работы в целом.
9 класс. История Казахстана.
Ф.И.______________________________________
класс_______________________ дата__________
Задание№1.
Объясни понятие:
1.Джут_______________________________________________________________
______________________________________________________________________
_______________
2.Батрак______________________________________________________________
________
______________________________________________________________________
_______
3.Забастовка__________________________________________________________
_________
______________________________________________________________________
_______
4.История_____________________________________________________________
______________________________________________________________________
_______________
5.Кузеу_______________________________________________________________
______________________________________________________________________
_______________________________________________
Задание№2.
Приведи в соответствие:
Историческое событие:
Ответ:
Исторический факт:1.Начал процесс
присоединения Казахстана к
России
2.Восстание Кенесары
Касымова охватило территорию
3.Букеевская орда – это…
4. От Коканда и Хивы особо
страдало населения …
5. Абылай избран ханом
первоначально в …
1.Весь Казахстан
2.Младший жуз
3. Старший жуз
4. Междуречье \ р.Волгар.Урал\
5.Средний жуз
Задание№3.
Убери лишнее понятие:
1.Столыпинская аграрная реформа.
2.Указ царя от 25 июня 1916г.
3.Указ гг А.Курапаткина от 23 августа 1916г
4.Казахская интеллигенция.
5.Отставка царя Николая 2.
Ответ:_____________________________________
Задание№4
Ответь на вопрос:
Почему Восстание 1916 года потерпело поражение?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
__________________________________________
______________________________________________________________________
_______________________
Задание№5.
Составь рассказ на тему: «Гражданская война в Казахстане»
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
________________________________________________________