Функциональная грамотность учащихся на уроках истории Казахстана.

  • Научные работы
  • docx
  • 27.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Теоретическое описание понятия функциональная грамотность. В данной статье есть описание 3-х видов функциональной грамотности-это коммуникативной, информационной, деятельной. Также приводятся разработки заданий по истории Казахстана к одному из уроков 8-го класса заданий, которые можно использовать как для индивидуальной работы, также для работы в парах и группах.
Иконка файла материала статья функционнальная грамотность.docx
Пути и способы  формирования функциональной грамотности учащихся на  уроках истории Казахстана. КГУ «Гимназия№6 Помозова.Е.Н. Функциональная грамотность­это уровень образованности, который может быть, достигнут учащимся за время обучения в школе. Функциональная грамотность  предполагает способность человека решать стандартные задачи в различных  сферах жизни. Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности: ­коммуникативная ­информационная ­деятельная Если дать пояснение этим видам функциональной грамотности, то они  предполагают свободное владение всеми видами речевой деятельности, умение  осуществлять поиск информации в различных источниках, умение проявлять  организационные способности и навыки, осуществлять самоконтроль,  самооценку, само коррекцию. Формирование функциональной грамотности реализуется во всех  образовательных областях. Основными этапами этого процесса являются: ­создание образовательных маршрутов, в соответствии с учебной программой.  (Четкое и правильное календарно­тематическое планирование и поурочное  планирование) ­разработка  методических  рекомендаций. ( Методические пособия, которые  могут использоваться в учебном процессе, как отдельными учащимся, так и  группой учащихся, как на уроке, так и при работе в домашних условиях) ­контрольно­измерительный материал ( Разнообразные виды заданий,  позволяющие ученикам применять свои знания) ­ отслеживание результатов ( Аналитические отчеты, которые учитель ведет для себя, анализируя качество выполнения заданий составленных им, мониторинг  успеваемости по четвертям, соотношение его с результатами итоговых работ) Овладение функциональной грамотностью на уроках истории. Можно выделить  следующие этапы: 1.Процесс овладения исторической грамотностью ­ учимся понимать временные  рамки изучаемого периода, даты в соотнесении с веками, территориальное  пространство изучаемого события, роль исторической личности. 2.Процесс обучения ­ освоение историческими знаниями и навыками поэтапно,  «от простого к сложному», от материала 5 класса к темам 9 класса. Расширяем  полученные знания в 10­11 классе. Используем интерактивные методы обучения.  («Мозговой штурм», работа в малых группах, творческие задания, интерактивная  лекция, и др.) 3.Процесс образования – учащиеся владеют общим уровнем исторической  культуры, знакомы с историческими ценностями и стандартами современной  цивилизации. (В 9 классе ученик должен справиться с вариантом ВОУД, в 11  классе решить тесты ЕНТ, ответить на вопросы билетов традиционного  экзамена)В работе учителя понимание функциональной грамотности, это прежде всего,  как ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на  практике. Это возможно, если: 1 В учебном процессе в целом осуществляется  активизация познавательной  мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке 2 Формируется навык самообучения, самообразования в учебном процессе  непрерывно 3 Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех  школьных дисциплин  (развитие памяти, аналитического и критического  мышления, умение четко выразить свою мысль) 4 Ученик научен, работать с текстом, анализирует его и может дополнять.  Умеет найти нужную информацию в источниках) 5 Умеет полученную информацию соотнести с исторической  действительностью. Для развития функциональной грамотности на уроках истории Казахстана, я  использую разнообразные интерактивные формы работы.  Особый интерес  вызывают у учащихся задания логического и аналитического характера, которые  требуют применить теоретические знания на практике. Используя подобные  задания, учитель осуществляет коррекцию в знаниях учащихся, т.к. их  выполнение не дается просто, но вызывает интерес своей сложностью. В 8 классе изучая темы «Реформа 1867­1868гг», использую групповую форму  работы, где каждая группа получает задания. Например: после изучения темы «Реформа 1867­1868гг»,  на стадии  «побуждения», чтобы продолжить разговор о реформах второй половины 19  века, предлагаю выполнить следующее задание. Классы с высокой учебной  мотивацией эту работу выполняют без учебника, классы слабые по успеваемости  используют «самопроверку». (после выполнения задания, открывают учебник,  находят ответы, оценивают результат своего учебного труда) Вариант№1            Исправь ошибку, допущенную в тексте: 1 Существовала одна причина, по которой следовало в 60­х гг. 19 века  провести новые  реформы.___________________________________________________ 2 Осуществление реформы  было вызвано, началом присоединения  Казахстана к  России.__________________________________________________________ _____ 3 Реформа осуществлялась в 1865­ 1866гг.___________________________________ 4 «Временные положения об управлении» подписывал министр внутренних  дел Гирс.  ________________________________________________________________ ______5 В 1867 году было подписано положение об управлении Оренбургским и  Западно­Сибирским генерал­ губернаторствами______________________________________ Вариант№2                Исправь ошибку, допущенную в тексте: 1 В Оренбургское генерал­губернаторство входили Смеречинская и  Сырдарьинская  области._________________________________________________________ ______ 2 Внутренняя Орда вошла в состав Кавказского  наместничества.___________________________________________________ _____ 3 По реформе 1867­1868гг. было создано 4  области.___________________________ 4 Каждая область делилась на волости.______________________ 5 Бронзовые знаки отличия носили генерал­губернаторы и волостные  управители.______________________________________________________ ______________ Вариант№3.          Исправь ошибку, допущенную в тексте: 1.Во главе области стояли волостные  управители._________________________________ 2. Оренбургский генерал­губернатор имел право вести самостоятельно  переговоры с Ираном и  Китаем.____________________________________________________________ ________ 3.По реформе территория Казахстана делилась на области, волости и  аулы.______________________________________________________________ ________ 4. Султаны по реформе должны были платить самые большие налоги и не  имели право получать  пенсии.____________________________________________________________ ____ 5. Претендент на должность генерал­губернатора должен был иметь возраст  не младше 25  лет._______________________________________________________________ ________ Вариант№4.           Исправь ошибку, допущенную в тексте: 1.Уездные начальники и аульные старшины утверждались на должность в  результатевыборов.___________________________________________________________ _____ 2.В Туркестанском генерал­губернаторстве платили налог в размере 3­х  рублей.____________________________________________________________ ______ 3.Вместо распространённого налога «ясак» введен паспортный  сбор._______________ 4. В каждой области назначались по 10 областных  врачей._______________________ 5. Земли, занимаемые казахами, признавались их  собственностью._____________________________________________________ _______ Еще один вариант работы на функциональную грамотность учащегося по  истории Казахстана. Эта работа проводиться как итоговый срез знаний после 1  четверти. Т.к. учащиеся в 9 классе уже находятся на ступени «процесса  обученности», им предлагается аналитическая работа по исторической  терминологии прошлых лет, задание на соотнесении по отдельным темам 8  класса и три задания по темам 1 четверти 9 класса. После проведения такого рода работы, учитель заполняет таблицу результатов  каждого учащегося по всем 5 заданиям. Оценивается каждое задание в балах (от 1 до 5), выводиться общий бал, переводиться в % выполнения работы в целом. 9 класс. История Казахстана. Ф.И.______________________________________    класс_______________________  дата__________ Задание№1. Объясни  понятие: 1.Джут_______________________________________________________________ ______________________________________________________________________ _______________ 2.Батрак______________________________________________________________ ________ ______________________________________________________________________ _______ 3.Забастовка__________________________________________________________ _________ ______________________________________________________________________ _______ 4.История_____________________________________________________________ ______________________________________________________________________ _______________ 5.Кузеу_______________________________________________________________ ______________________________________________________________________ _______________________________________________ Задание№2. Приведи в соответствие: Историческое событие: Ответ: Исторический факт:1.Начал  процесс  присоединения Казахстана к  России  2.Восстание Кенесары  Касымова охватило территорию 3.Букеевская орда – это… 4. От Коканда и Хивы особо  страдало населения … 5. Абылай избран ханом  первоначально в … 1.Весь Казахстан 2.Младший жуз 3. Старший жуз 4. Междуречье \ р.Волга­р.Урал\ 5.Средний жуз Задание№3. Убери лишнее понятие: 1.Столыпинская аграрная реформа. 2.Указ царя от 25 июня 1916г.  3.Указ г­г А.Курапаткина от 23 августа 1916г 4.Казахская интеллигенция. 5.Отставка царя Николая 2.                                                                           Ответ:_____________________________________ Задание№4 Ответь на вопрос: Почему Восстание 1916 года потерпело поражение? ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ __________________________________________ ______________________________________________________________________ _______________________ Задание№5. Составь рассказ на тему: «Гражданская война в Казахстане» ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ________________________________________________________