Функция управления – планирование.
Понятие, виды и методы планирования
Планирование – это процесс определения целей и выбора способов их достижения.
Алгоритм этого процесса в общем виде представляет собой три этапа:
1. Определение текущей ситуации на рынке и её анализ. Стандартный инструментарий этого этапа – это STEP и SWOT-анализ. Задача этапа – определить сильные и слабые стороны предприятия.
2. Выбор целей. Предприятие ставит перед собой те или иные цели. Задача этапа – исследуя возможности и угрозы внешней среды, определить ту или иную цель.
3. Определение способов достижения цели. Задача этапа –определение способа и средства достижения поставленной цели.
Необходимость в постоянном планировании объясняется непрерывным изменением внешней среды. А это значит, что еще в процессе реализации плана необходимо корректировать его, уточнять цели и задачи. А после окончательной реализации плана выявлять причины отклонения от заданных целей и опять корректировать его.
Планирование можно классифицировать по следующим критериям:
· степени охвата – общее планирование (планирование, охватывающее все относящиеся к данному вопросу области и величины) и частичное (планирование, охватывающее только определенные области и величины);
· содержанию планирования в аспекте предпринимательской политики – стратегическое – приоритет высшего уровня управления (относится к поиску новых возможностей и продуктов производства), тактическое – приоритет среднего уровня управления (относится к созданию предпосылок для известных возможностей и продуктов) и оперативное – приоритет низшего уровня управления (относится к реализации данной возможности);
· предмету планирования (объектам планирования) – целевое (относится к определению общих, стратегических и оперативных целей и ограничений), планирование средств (относится к планированию потенциалов, таких как персонал, оборудование, материалы, финансы, информация), программное планирование (планирование программ производства и сбыта) и планирование действий (например, специальных продаж и мероприятий по вербовке);
· сферам функционирования – планирование сбыта (планирование цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта), планирование производства (планирование программы, подготовки и хода производства), планирование персоналa (планирование потребности в персонале, подготовки персонала), планирование заготовок (планирование потребностей, закупок), инвестиционное планирование, планирование финансов (планирование платежных средств, покрытий капиталов, вложений капиталов) и расширенное общее планирование;
· глубине планирования – глобальное, контурное (планирование с агрегированными величинами, макровеличинами), детальное планирование (отдельных компонентов агрегатов, участков, видов расходов);
· срокам – краткосрочное (полугодичное, квартальное, месячное, недельное планирование), среднесрочное (планирование на сроки от 1 до 5 лет), долгосрочное планирование (на сроки более 5 лет);
· с точки зрения структурной организации – общее планирование (высшее планирование производства), планирование места размещения предприятия, сфер деятельности, отделов и участков;
· координации частных планов во времени – последовательное (частные планы и их переменные выстраиваются в одном длинном согласованном процессе) и одновременное планирование (при котором переменные всех планов определяются в одном единственном акте планирования);
· учету изменения данных – жесткое и гибкое планирование. Жесткое планирование применяется все реже, так как в этом случае план не может приспособиться к изменению условий. Гибкое планирование обладает эластичностью – предусматривает использование последовательности альтернативных планов, делающей возможным развитие плана с каждым новым шагом;
· очередности во времени – упорядоченное, текущее планирование (оформляется как последовательное планирование, по истечении сроков планирования устанавливаются новые сроки), скользящее планирование – по истечении определенного запланированного срока планирование продлевается на следующий период) и внеочередное, эвентуальное планирование (например, создание, преобразование, оздоровление предприятия).
Существуют различные методы планирования, которые перечислены ниже:
Планирование снизу вверх (down - up) – от планов на местах через планы подразделений к общему плану путем письменных согласовании и объединений. Преобладает ярко выраженное делегирование планирования. Низшая организационная единица цепи составляет подробные планы, которые объединяются на верхней ступени, образуя в итоге общий план предприятия.
Планирование сверху вниз (up - down) – по иерархии предприятия, исходя из общего плана предприятия, двигаясь к участкам и рабочим местам. При этом нижестоящие уровни должны преобразовывать поступающие к ним обобщенные планы в подробные частные планы.
Встречное планирование (bottom - up) – объединены оба метода в процессе, текущем сверху вниз. Осуществляется предварительное планирование по главным целям и составление общих планов на уровне управления хозяйством. На более низких уровнях происходит конкретизация этих планов. Затем включается обратный ход планирования снизу вверх. Выбираются оптимальные решения и устраняются разногласия между частными целями плана. Процесс может осуществляться многократно. Встречный способ наиболее близок к идеалу планирования.
Совокупность взаимосвязанных согласованием и зависимостями друг от друга процессов планирования предприятия образует систему планирования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.