Моисеева
Раиса Иванова
учитель-сурдопедагог
ОГБОУ "Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха"
г. Томск, Томская область
Современные педагогические технологии для детей с сенсоневральной тугоухостью
Аннотация: статья детально рассматривает использование и применение новых педагогических технологий, освещает создание эффективных условий обучения и воспитания детей с тяжёлыми нарушениями слуха и речи в условиях школы-интерната.
Ключевые слова: ребёнок, технология, обучение, развитие, речь, слух, ученик.
Современные педагогические технологии по проектированию, организации и проведению учебно-воспитательного процесса детей со слуховыми и речевыми нарушениями, базируются на четырёх основных технологических группах: объяснительно-иллюстративной; личностно-ориентированной (разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение); коррекционной; компенсирующей.
При объяснительно-иллюстративной технологии учитель транслирует готовый учебный материал, что приводит к возникновению проблем, а именно к низкому уровню навыков общения, невозможности получить от ученика развёрнутого ответа. Корень проблем лежит в самой технологии, ученик играет пассивную роль, сводящуюся к соблюдению дисциплины, тишины, выполнению заданий учителя. Самостоятельность ученика отсутствует, по причине выполнения учебных действий в принудительном режиме.
Особое значение данный факт приобретает в коррекционной школе, поскольку обусловлен низким уровнем познавательной активности обучающихся с нарушениями слуха. В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» пишет, что у 85% всех неуспевающих детей главная причина отставания – плохое состояние здоровья и неуверенность, порождаемая частыми упрёками в школе и дома. При отсутствии возможности выполнять домашнее задание в полном объёме, у ребёнка возникает внутренняя защитная реакция и он перестаёт учить. Принимая данный факт во внимание, в школе-интернате применяются компьютерные технологии на занятиях по развитию слухового восприятия (РСВ) и формированию произношения (ФП). Даётся пошаговое развитие с обязательным учётом уровня слуха и речи каждого обучающегося. На данном этапе включения компьютер не рассматривается в качестве развлечения, он служит инструментом решения трудных для ученика учебных и бытовых задач. Целенаправленное применение цвета, графики, звука современных средств видеотехники формирует и моделирует смысловые компоненты речи обучающихся с сенсоневральной тугоухостью (СНТ): восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания.
Личностно-ориентированные технологии приспосабливают учебный процесс к индивидуальным способностям обучающихся, а также специфическим особенностям школы. При работе со школьниками, имеющими СНТ, применяем технологии разноуровневого обучения, поскольку учащиеся имеют разный уровень состояния не только слуховой функции, а также речевого развития, произносительных навыков, восприятия и воспроизведения устной речи. Именно дифференцированный подход в обучении, учитывающий индивидуальные особенности речевого и психофизического развития даёт возможность получать хорошие результаты.
В школе-интернате используем педагогические технологии социальной интеграции: конкурсы, экскурсии, спортивные соревнования и т.д., где учащиеся с нарушениями слуха проявляют себя, реализуют свои возможности. Обучение в сотрудничестве, коллективные способы обучения, уровневая дифференциация, а также личностно-ориентированное обучение позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создают творческую атмосферу в коллективе.
Нет смысла обучать детей, если им не интересно, если у них отсутствует потребность увидеть результаты своего труда, вполне очевидно, что учить ребёнка можно только с опорой на интерес, т.е. необходимо создавать ситуацию успеха.
В технологии модульного обучения заложены аспекты самостоятельной работы ученика, но с определённой дозой помощи. Модульное обучение позволяет учителю вести индивидуальную работу с отдельными учениками, изменять формы общения. Если учитель-дефектолог формирует произносительную сторону речи, он использует элементы данной технологии. Например, модуль «Ритм», «Слитность», «Дыхание», «Звуки», «Текст» и т.д. Все модули предусматривают алгоритмы работы по разделам произношения. Большие затруднения дети испытывают при пересказе текста, многие дети ограничиваются ответами на вопросы по содержанию текста, что переходит в форму диалога. Тем не менее, работа над текстом даёт мощный толчок к развитию самостоятельной письменной речи, что является главным средством коммуникации школьников с СНТ.
В школе-интернате, в обязательном порядке, используются коррекционные педагогические технологии, предполагающие комплексную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная педагогическая технология позволяет учащимся последовательно изучать связанные между собой понятия, действия, дети последовательно усваивают и накапливают словарь. В основе недоразвития словарного запаса лежит невозможность дифференцированного восприятия на слух близких по звучанию слов. В результате неслышащий или слабослышащий ребёнок отчётливо воспринимает лишь ударную часть слова, что не является полноценной основой для формирования лексической стороны речи, ведёт к неправильному согласованию слов, неверному употреблению падежных окончаний, пропуску предлогов и других ошибок, поэтому недочёты устной речи отражаются в письменной речи. Поэтому на уроках по РСВ и ФП изучению орфоэпических норм уделяется большое внимание.
Технология компенсирующего обучения предусматривает диагностико-коррекционные программы, с помощью которых выявляются и корректируются дефекты развития детей. Компенсирующие элементы базируются:
на любви к ребёнку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка);
на понимании детских трудностей, социальных и личностных проблем;
на принятии ребёнка таким, каким он есть, со всеми его достоинствами и недостатками;
на сострадании и участии в его жизнедеятельности;
на оказании необходимой помощи;
на обучении элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой, контролируй себя).
Личность развивается только в процессе собственной деятельности. При использовании технологии компенсирующего обучения меняется роль информации, ученики используют её в качестве создания собственного творческого продукта, то есть личностно развиваются. Известно, что научить человека плавать можно только в воде, а совершать умственные действия можно только в процессе деятельности, поэтому, важным условием развития личности выступает организация собственной учебно-познавательной деятельности.
Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что идея специального комплексного подхода к личности ребёнка с нарушениями слуха в организованном учебно-воспитательном процессе, в создании условий для всестороннего развития, предполагает овладение знаниями наук и применения их на практике, готовности и способности к трудовой деятельности, развитию социально значимых и нравственных качеств личности.
Список литературы
1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки – СПб. : Издательство «Лань», 1999. – 112 с. http://pedlib.ru/Books/3/0454/3_0454-1.shtml
2. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М.: 1988. http://pedlib.ru/Books/6/0291/6_0291-1.shtm
3. Всероссийский межведомственный конгресс с международным участием – СЛУХ 2017, 21 и 22 сентября 2017 года Москва, пр. Вернадского, д. 82, стр.1, РВНХ и ГС.
4. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие / Сост. Н.Д. Шматко. – М., 1997.
5. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Общая часть : учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2012. - 248 с.
6. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.