Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 9 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
У р о к и 29–30
ГАЛОГЕНЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : галогены, хлороводород, соляная
кислота и ее соли.
Т р е б о в а н и я
в ы п у с к н и к о в .
к
у р о в н ю
п о д г о т о в л е н н о с т и
У м е т ь : составлять уравнения реакций с участием галогенов и их
соединений, распознавать опытным путем хлоридионы.
Ц е л и : на примере галогенов показать характерные свойства
неметаллов, закономерности изменения неметаллических свойств в
подгруппе;
сформировать знания о химических свойствах
галогеноводородов и галогенидов металлов, о качественной реакции на
галогениды.
О б о р у д о в а н и е : хлор в колбе, бром в ампуле, кристаллы йода в
ступке, сурьма, порошок алюминия, бромид калия, йодид калия,
хлорная вода, крахмальный клейстер, спиртовой раствор йода,
пробирки; хлорид натрия (кристаллический), концентрированная серная
кислота, пробка с газоотводной трубкой, индикаторы, раствор нитрата
серебра, пробирки, магний, растворы NaOH, Na2СО3.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
О п р о с по § 17, у п р . 1, 2, 4 – у д о с к и .
II. Объяснение нового материала.
В ы я в л е н и е общего в строении и свойствах галогенов
(двухатомные молекулы, летучие, с водородом и металлами проявляют
степень окисления –1, в соединениях с кислородом могут иметь степени
окисления +1, +3, +5, +7). О б с у ж д е н и е изменения строения атомов и
свойств галогенов с увеличением заряда ядра.
Учитель демонстрирует взаимодействие хлора с сурьмой,
алюминия с йодом, окраску лакмуса в хлорной воде, вытеснение
хлором брома и йода из соответствующих галогенидов,качественную реакцию на йод с крахмалом. Учащиеся записывают
уравнения реакций.На примере хлора можно обобщить свойства галогенов:
Галогеноводороды можно получить не только соединением водорода
с галогеном, но и взаимодействием концентрированной серной кислоты
с галогенидом.
Учитель демонстрирует получение НСl, его растворение в воде и
реакции, подтверждающие кислотные свойства НСl. Особо
демонстрируются реакции между хлоридом, бромидом, йодидом и
нитратом серебра, отмечается цвет и характер осадков.
Записываются уравнения проведённых реакций.
Р е ш е н и е у п р а ж н е н и й
на превращение,
распознавание
галогенов и их соединений.
Домашнее задание: § 18, 20; § 19, упр. 4.