Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации
Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
doc
воспитательная работа
Детсад
02.04.2017
Гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры.
В нашем детском саду было проведено исследование и разработан проект по теме «Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации». Цель проекта – создание условий для воспитания детей разного пола, гендерной социализации их в современном обществе.
Статья Горобец Т.П..doc
Гендерное воспитание в условиях дошкольной
образовательной организации
Горобец Татьяна Петровна,
воспитатель МБДОУ д/с №10 «Солнышко»,
с. Развильное, Песчанокопский район, Ростовская область.
Гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек,
развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного
поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного
усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры.
Гендер – это социальный пол человека, формирующийся в процессе
воспитания. Гендер представляет собой культурные, социальные и психологические различия женщин и мужчин. Гендер – это некий социальный
норматив, принятый в конкретном обществе.
Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития
ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.
На современном этапе развития нашего общества актуальность
проблемы гендерного воспитания прослеживается особенно остро.
Общепринятые в обществе признаки социальных ролей мужчин и женщин
становятся менее чёткими, происходит «омужествление» женщин и
феминизация мужчин, разрушение традиционных стереотипов мужского и
женского поведения. Постепенно стирается грань между «мужскими» и
«женскими» профессиями, лидерское положение женщины в семье
доминирует над мужским.
Говоря «настоящий мужчина», «настоящая женщина», мы имеем в виду
не столько биологический пол, сколько определённые социально
психологические качества. С появлением в семье сына или дочери каждый
родитель стремится воспитать его или её в соответствии с образом
мужественности или женственности, который сложился в обществе. Мальчика
сильным, целеустремлённым защитником, девочку же – милой,
хозяйственной. Таким образом, гендерное воспитание детей начинается
практически с рождения.
В нашем детском саду было проведено исследование и разработан
проект по теме «Гендерное воспитание в условиях дошкольной
образовательной организации». Цель проекта – создание условий для
воспитания детей разного пола, гендерной социализации их в современном
обществе. Задачи проекта:
1. Закладывать основы и объяснять особенности исполнения будущих
социальных и гендерных ролей, воспитывать положительное отношение к
разным социальным гендерным ролям.
2. Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах
гендерного воспитания дошкольников.
3. Повысить роль семьи в гендерном воспитании детей. В процессе реализации проекта была определена модель гендерного
воспитания детей дошкольного возраста.
Работа проводилась поэтапно с детьми младшего, среднего, и старшего
дошкольного возраста.
1 Этап. Констатирующий эксперимент, 1 серия
Перед началом работы с детьми была проведена педагогическая
диагностика с использованием методов беседы (детям предлагалось ответить
на вопросы: Ты кто – девочка или мальчик? – В какие игры играют девочки
(мальчики)? – Когда ты вырастешь, будешь мамой или папой? – Кто в твоей
семье самый сильный? – Кто в твоей семье самый красивый? и др.), тестовых
заданий («Выбор игрушки», «Назови, чьи вещи», «Продолжи историю»,
«Нарисуй человека» и др.), наблюдений за поведением ребёнка в
повседневной жизни, за поведением ребёнка в игровой деятельности.
Использовались вопросы и задания, основанные на педагогической
диагностике А.М. Щетининой, О.И. Ивановой.
Цель проведения педагогической диагностики выявить знания детей о
своих настоящих и будущих половых ролях, выявить особенности восприятия
ребёнком себя как представителя определённого пола.
2 этап. Формирующий эксперимент
По завершении обработки результатов был определён план работы как с
детьми, так и с их родителями, а также с педагогами нашего детского сада.
В плане работы с детьми были отражены такие виды деятельности, как
беседы («В нашей группе много девочек и мальчиков», «Какие у нас девочки
(мальчики)», «Кто я?» «Какой я?»), чтение художественной литературы (А.
Барто «Вовкадобрая душа», «Любочка»), продуктивная деятельность
(«Портрет девочки (мальчика)», «Подарки девочкам (мальчикам)»),
дидактические игры («Настроение», «Давайте познакомимся» и др.),
рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, сюжетноролевые игры
(«Семья», «Детский сад», «Магазин» и др.).
Для работы с родительской общественностью были запланированы
тематические родительские собрания («Что такое гендерное воспитание?»,
«Поговорим о воспитании девочек и мальчиков» и др.), оформление стендов
(«Как и во что играют мальчики и девочки», «Возрастные особенности
психического развития мальчиков и девочек» и др.), проведение совместных
мероприятий с детьми («Самый –самый…», «В розовом царстве» и др.),
выпуск видеожурналов («Мы играем и поём, вместе весело живём!»). Для реализации проекта были созданы психологопедагогические условия, где
основная роль отводилась работе с педагогами и деятельности самих
педагогов:
подготовка педагогов к осуществлению деятельности по гендерному
воспитанию;
создание развивающей предметнопространственной среды, гендерно
сбалансированного пространства;
разработка и внедрение в образовательный процесс методик гендерного
воспитания;
оказание консультативной помощи родителям по вопросам гендерной
идентификации и самореализации личности мальчика и девочки.
Реализация проекта была осуществлена по следующим направлениям:
целенаправленная педагогическая деятельность по осуществлению
гендерного воспитания;
создание условий для развития гендерной идентификации мальчиков и
девочек;
индивидуальная работа с детьми в плане саморегуляции гендерного
поведения.
Содержание второго этапа проекта определило модель гендерного
воспитания детей дошкольного возраста в нашем детском саду.
3 этап. Констатирующий эксперимент, 2 серия
Вторая серия констатирующего эксперимента была проведена с
использование тех же методов, что и первая серия. Мы имели возможность
сравнить результаты первой и второй серий констатирующего эксперимента.
Результаты нас порадовали. Если в первой серии констатирующего
эксперимента результаты показали, что большинство детей затруднялись в
определении своих настоящих и будущих половых ролей, в осознании
собственного образа «Я», восприятии себя как представителя определённого
пола, то во второй серии констатирующего эксперимента дети уверенно и
твёрдо отвечали на тестовые вопросы, выполняли тестовые задания, показывая высокий уровень. Наблюдения за поведением детей в сюжетно
ролевых играх, в повседневной жизни также показывают положительную
динамику развития гендерной идентификации мальчиков и девочек.
4 этап. Подведение итогов, педагогические выводы.
Подводя итоги проведённого исследования, можно сделать вывод, что в
нашем детском саду созданы условия, которые способствуют гендерной
социализации детей, создана модель гендерного воспитания детей
дошкольного возраста. Значительно повысился уровень психолого
педагогической компетентности воспитателей по реализуемой теме проекта.
Повысилась роль семьи в гендерном воспитании детей. Кругозор детей
расширился, обогатился знаниями о содержании социальных ролей женщины и
мужчины. Уровень культуры поведения и общения детей заметно возрос:
мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки –
доброжелательными по отношению к мальчикам. Мне думается, что опыт,
наработанный нашим педагогическим коллективом, в дальнейшем будет
углубляться и совершенствоваться.
Используемая литература:
1. Т. Н. Доронова Девочки и мальчики 34 лет в семье и детском саду:
Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка –
Пресс, 2009
2. В. Д. Ефремова, Т. П. Хризман Мальчики и девочки – два разных мира.
Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.:
ЛИНКА – ПРЕСС, 1998
3. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб.:
Питер, 2003
4. Мосалова Л. Я и мир. СПб. : ДетствоПресс, 2011
5. Н.Е. Татаринцева «Мир мальчика и девочки», РостовнаДону, РГПУ,
2002г.
Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации
Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации
Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации
Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации
Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.