Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации
Оценка 4.6

Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации

Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
doc
воспитательная работа
Детсад
02.04.2017
Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации
Гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры. В нашем детском саду было проведено исследование и разработан проект по теме «Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации». Цель проекта – создание условий для воспитания детей разного пола, гендерной социализации их в современном обществе.
Статья Горобец Т.П..doc
Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации Горобец Татьяна Петровна,  воспитатель МБДОУ д/с №10 «Солнышко»,  с. Развильное, Песчанокопский район, Ростовская область. Гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек,  развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного  поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного  усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры. Гендер – это социальный пол человека, формирующийся в процессе  воспитания. Гендер представляет собой культурные, социальные и психологические различия женщин и мужчин. Гендер – это некий социальный  норматив, принятый в конкретном обществе. Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития  ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу. На современном этапе развития нашего общества актуальность  проблемы гендерного воспитания прослеживается особенно остро.  Общепринятые в обществе признаки социальных ролей мужчин и женщин  становятся менее чёткими, происходит «омужествление» женщин и  феминизация мужчин, разрушение традиционных стереотипов мужского и  женского поведения. Постепенно стирается грань между «мужскими» и  «женскими» профессиями, лидерское положение женщины в семье  доминирует над мужским.  Говоря  «настоящий мужчина», «настоящая женщина», мы имеем в виду не столько биологический пол, сколько определённые социально­ психологические качества. С появлением в семье сына или дочери каждый  родитель стремится воспитать его или её в соответствии с образом  мужественности или женственности, который сложился в обществе. Мальчика ­ сильным, целеустремлённым защитником, девочку же – милой,  хозяйственной. Таким образом, гендерное воспитание детей начинается  практически с рождения. В нашем детском саду было проведено исследование и разработан  проект по теме «Гендерное воспитание в условиях дошкольной  образовательной организации».  Цель проекта – создание условий для    воспитания детей разного пола, гендерной социализации их в современном  обществе. Задачи проекта: 1. Закладывать основы и объяснять особенности исполнения будущих  социальных и гендерных ролей, воспитывать положительное отношение к  разным социальным гендерным ролям. 2. Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах  гендерного воспитания дошкольников. 3. Повысить роль семьи в гендерном воспитании детей. В процессе реализации проекта была  определена модель гендерного  воспитания детей дошкольного возраста. Работа проводилась поэтапно с детьми младшего, среднего, и старшего  дошкольного возраста. 1 Этап.  Констатирующий эксперимент, 1 серия Перед началом работы с детьми была проведена  педагогическая  диагностика с использованием методов беседы (детям предлагалось ответить  на вопросы: ­Ты кто – девочка или мальчик? – В какие игры играют девочки  (мальчики)? – Когда ты вырастешь, будешь мамой или папой? – Кто в твоей  семье самый сильный? – Кто в твоей семье самый красивый? и др.), тестовых  заданий («Выбор игрушки», «Назови, чьи вещи», «Продолжи историю»,  «Нарисуй человека» и др.), наблюдений за поведением ребёнка в  повседневной жизни, за поведением ребёнка в игровой деятельности.  Использовались вопросы и  задания,  основанные на педагогической  диагностике А.М. Щетининой, О.И. Ивановой. Цель проведения педагогической диагностики ­  выявить знания детей о  своих настоящих и будущих половых ролях, выявить особенности восприятия ребёнком себя как представителя определённого пола. 2 этап.  Формирующий эксперимент По завершении обработки результатов был определён план работы как с детьми, так и с их родителями, а также с педагогами нашего детского сада.   В плане работы  с детьми были отражены такие виды деятельности, как  беседы («В нашей группе много девочек и мальчиков», «Какие у нас девочки  (мальчики)», «Кто я?»  «Какой я?»), чтение художественной литературы (А.  Барто «Вовка­добрая душа», «Любочка»), продуктивная деятельность  («Портрет девочки (мальчика)», «Подарки девочкам (мальчикам)»),  дидактические игры («Настроение», «Давайте познакомимся» и др.),  рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя,  сюжетно­ролевые игры  («Семья», «Детский сад», «Магазин» и др.). Для работы с родительской общественностью были запланированы  тематические родительские собрания («Что такое гендерное воспитание?»,  «Поговорим о воспитании девочек и мальчиков» и др.), оформление стендов  («Как и во что играют мальчики и девочки», «Возрастные особенности  психического развития мальчиков и девочек» и др.), проведение совместных  мероприятий с детьми («Самый –самый…», «В розовом царстве» и др.),  выпуск видеожурналов («Мы играем и поём, вместе весело живём!»). Для реализации проекта были созданы психолого­педагогические условия, где основная роль отводилась работе с педагогами и деятельности самих  педагогов: ­ подготовка педагогов к осуществлению деятельности по гендерному  воспитанию; ­ создание развивающей предметно­пространственной среды, гендерно­ сбалансированного пространства; ­ разработка и внедрение в образовательный процесс  методик гендерного  воспитания; ­ оказание консультативной помощи родителям по вопросам гендерной  идентификации и самореализации личности мальчика и девочки. Реализация проекта была осуществлена по следующим направлениям:  ­ целенаправленная педагогическая деятельность по осуществлению  гендерного воспитания; ­ создание условий для развития гендерной идентификации мальчиков и  девочек; ­ индивидуальная работа с детьми в плане саморегуляции гендерного  поведения. Содержание второго этапа проекта определило модель гендерного  воспитания детей дошкольного возраста в нашем детском саду. 3 этап.  Констатирующий эксперимент, 2 серия Вторая серия констатирующего эксперимента была проведена с  использование тех же методов, что и первая серия. Мы имели возможность  сравнить результаты первой и второй серий констатирующего эксперимента.  Результаты нас порадовали. Если в первой серии констатирующего  эксперимента результаты показали, что большинство  детей затруднялись в  определении своих  настоящих и будущих половых ролей, в осознании  собственного образа «Я», восприятии себя как представителя определённого  пола, то во второй серии констатирующего эксперимента дети уверенно и  твёрдо отвечали на тестовые вопросы, выполняли тестовые задания, показывая высокий уровень. Наблюдения за поведением детей в сюжетно­ ролевых играх, в повседневной жизни также показывают положительную  динамику развития гендерной идентификации мальчиков и девочек. 4 этап.  Подведение итогов, педагогические выводы. Подводя итоги проведённого исследования, можно сделать вывод, что в  нашем детском саду созданы условия, которые способствуют гендерной  социализации детей, создана модель гендерного воспитания детей  дошкольного возраста.  Значительно повысился уровень психолого­ педагогической компетентности воспитателей по реализуемой теме проекта.  Повысилась роль семьи в гендерном воспитании детей.  Кругозор детей  расширился, обогатился знаниями о содержании социальных ролей женщины и мужчины. Уровень культуры поведения и общения детей заметно возрос:  мальчики стали более  внимательными по отношению к девочкам, а девочки –  доброжелательными по отношению к мальчикам. Мне думается, что опыт,  наработанный нашим педагогическим коллективом, в дальнейшем будет  углубляться и совершенствоваться.  Используемая литература: 1. Т. Н. Доронова Девочки и мальчики 3­4 лет в семье и детском саду:  Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка –  Пресс, 2009 2. В. Д. Ефремова, Т. П. Хризман Мальчики и девочки – два разных мира.  Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.:  ЛИНКА – ПРЕСС, 1998 3. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб.:  Питер, 2003 4. Мосалова Л. Я и мир. ­ С­Пб. : Детство­Пресс, 2011 5. Н.Е. Татаринцева «Мир мальчика и девочки», Ростов­на­Дону, РГПУ,  2002г.

Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации

Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации

Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации

Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации

Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации

Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации

Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации

Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации

Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации

Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017