Гендерные особенности подросткового возраста

  • Исследовательские работы
  • Лекции
  • Научные работы
  • docx
  • 06.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье рассматриваются гендерные различия подростков, которые легли в основу изучения когнитивной и эмоциональной сфер, проблемы социализации, межличностных взаимодействий и социальных отношений. От принадлежности человека к женскому или мужскому полу зависит его поведение, взаимоотношения с другими людьми. Именно поэтому при возникновении конфликтных ситуаций в подростковом возрасте различия поведения мальчиков и девочек определяются не столько их анатомо-физиологическими особенностями, сколько социально-культурными факторами.
Иконка файла материала Статья Гендерные особенности подросткового возраста.docx
Гендерные особенности подросткового возраста В   середине   20   века   проблема   соотношения   биологического   и социального   дала   начало   введению   в   терминологию   социологических исследований понятия  «гендер».  Большинство мнений о понятии «гендера» построены на понятии «биологического пола» и  социальные параметры жизни человека отодвигают на второй план. Все люди делятся на мужчин и женщин, что является основой различий, имеющихся в психике и поведении человека. Исследования проблемы «пола» и «гендера» включают биологический, социальный и личностный аспекты. В психологии используются как понятие «биологический»,   так   и   «психологический   пол».   В   последнее   время   идёт активное   исследование   соотношений   между   частными   детерминантами психологического пола. В словарях можно найти следующие определения:  пол   ­   биологический  ­   совокупность   контрастирующих   генеративных признаков особей одного вида;  пол   ­   социальный  ­   комплекс   соматических,   репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду социальный, и правовой статус мужчины и женщины. Итак,   понятие   «гендер»   возникло   в   результате   разделения   понятий биологического и социального пола. Бесспорно,  что   понятие   социального  пола   считается  более   широким, чем понятие пол биологический. Позднее, авторы начали применять термин «гендер» (от латинского ­ род), под которым понималась вся совокупность свойств, отличающих мужчину от женщины. Общее   значение   ­   различие   между   мужчинами   и   женщинами   по анатомическому полу.Социологическое значение ­ социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним. То есть, социологическое использование термина может отличаться от повседневного. Р.Унгер в статье  «О редефиниции понятий пол и гендер»  определила  гендер как совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. В.В.Абраменкова считает, что гендер – указывает на социальный статус и социально психологические характеристики личности, связанные с полом и сексуальностью, но возникающие во взаимодействии с людьми. Вообще   понятие   «гендер»   означает   совокупность   социальных   и культурных   норм,   которые   общество   предписывает   выполнять   людям   в зависимости от биологического пола. Слово «пол» в современной науке используется для обозначения тех анатомо­физиологических   особенностей   людей,   на   основе   которых человеческие существа определяются как мужчины и женщины. В зависимости от пола человека существуют различия между людьми не только   биологические,   но   и   существует   разделение   их   социальных   ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Современное   общество   конструирует   различия   мужских   и   женских ролей,   их   поведения,   менталитетов,   эмоциональных   характеристик   и   как результат – социальный конструкт гендера. При создании гендерных различий происходит противопоставление «мужского» и «женского». При взаимодействии с другими людьми женщины обладают большими социально   перцептивными   способностями,   которые   совершеннее,   чем   у мужчин. Например: В   процессе   коммуникации   девушки   тоньше   улавливают   состояние оппонента по изменениям в тембре голоса и в других проявлениях, точнее определяют эффект своего собственного воздействия на другого человека.Девушки могут дать более детальное описание другого человека, чем юноши.   В   свою   очередь   юноши   в   два   раза   чаще,   нежели   девушки   дают характеристику личности. Это выявилось, в частности, в исследовании А.И. Бодалева, А.И. Донцова и Ш.В. Саркисяна.  Девушки более лояльно оценивают людей, чем юноши, но и те и другие могут   быть   внимательными   и   наблюдательными,  если   объект   внимания   им интересен.   Во   взаимоотношении   с   окружающими   больше   заинтересованы девушки.  В   исследуемом   нами   подростковом   возрасте,   гендерные   различия становятся наиболее яркими и ощутимыми. Немаловажное значение в этом имеют половое созревание, осознание и принятие половой роли, формируется позиция   собственного   «Я»,   мировоззрение,   закладываются   и   формируются важные качества и черты личности для дальнейшей жизни. Роговская   Н.   И.   выделила   следующие   характеристики   гендерных особенностей подростков: Мальчики 1. Развитое правое полушарие,  обеспечивающее склонность к  творчеству, конкретно­образному  характеру познавательных процессов,  отвечающее за распознавание и анализ  зрительных и музыкальных образов, форм и структуры предметов, за сознательную  ориентацию в пространстве, что  позволяет мыслить абстрактно,  формируя понятия, образы. 2. С психологической стороны у  большинства мальчиков преобладает  эмоциональная сдержанность,  взаимоотношения с людьми  поверхностные, конкретные. Девочки 1. Более развитое левое полушарие,  обеспечивающее склонность к  абстрагированию и обобщению, словесно­ логический характер познавательных  процессов, оперирующее словами,  условными знаками и символами,  отвечающее за регуляцию речи, письма,  логического мышления. 2. Внимание большинства девочек  привлекает сам человек, его внутренний  мир, проблемы человеческих  взаимоотношений, ядро их самосознания  определяется межличностными  отношениями. 3. Мальчики тяготеют к широкому  3. У девочек доминируют диады и  кругу общения. триады, которые «закрыты» для  посторонних. 4. Мальчики привлекают внимание  4. У девочек способ обращения напротивоположного пола логикой  суждений, физической ловкостью и  смелостью, мастерством в практических  делах. себя внимания – кокетство. 5. Мальчики предпочитают дух  соревновательности и справедливой  спортивной борьбы. 5. Девочки тоже соревновательные.  Но на уровне межличностных отношений:  в споре и в сравнении друг с другом. В   подростковом   возрасте   сознание   и   самосознание   достигают определённого   уровня,   происходит   овладение   понятийным   мышлением, накапливается моральный опыт, осваиваются различные социальные роли, в рамках самоопределения формируется идентичность. Итак, на основании вышесказанного можно сделать следующие выводы. Гендер   ­   это   совокупность   социальных   и   культурных   норм, предписанное   обществом   для   выполнения   в   зависимости   от   их биологического пола.  Различие   понятий «пол» и «гендер» объясняется  тем,  что  пол –  это биологическое явление (генетические особенности строения клеток, анатомо­ физиологические характеристики и детородные функции), а гендер является социально­культурным   конструктом   (социальный   статус   и   социально­ психологические   характеристики   личности,   которые   связаны   с   полом   и сексуальность, но возникают во взаимодействии с другими людьми.) Итак,   гендерный   подход   определяет,   что   различия   в   поведении, психике,   деятельности   мальчиков   и   девочек   подросткового   возраста определяются не только их анатомо­физиологическими особенностями, а в большей степени социально­культурными факторами. Проанализировав теоретический аспект, мы можем сделать вывод, что в подростковом   возрасте   юноши   и   девушки   имеют   специфические психологические качества, соответствующий полу. «Чистой» мужественности или женственности не встречается ни в биологическом, ни в психологическомсмысле.   У   каждой   личности   наблюдается   «смесь»   признаков   своего   и противоположного пола. Такой тип личности принято называть андрогинным. Гендерные различия подростков легли в основу изучения когнитивной и   межличностных   проблемы   социализации, эмоциональной   сфер, взаимодействий и социальных отношений. От принадлежности человека к женскому или мужскому полу зависит его поведение, взаимоотношения с другими людьми. Именно   поэтому   при   возникновении   конфликтных   ситуаций   в подростковом   возрасте   различия   поведения   мальчиков   и   девочек определяются   не   столько   их   анатомо­физиологическими   особенностями, сколько социально­культурными факторами.