Автором рассматривается проблема внедрения гендерного подхода в образовательный процесс, целью которого является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов научения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных.
гендерный подход.doc
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
социальный педагог Постельникова Наталья Федоровна
МОУ Лицей №2 г. Саратова
В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание
специалистов разных областей – психологов, нейропсихологов, педагогов,
социологов, врачей. В научной литературе констатируются различия между
мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития,
эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в
поведении. Специальные исследования направлены на выявление природы этих
различий, которые, по мнению тех или иных авторов, являются отражением либо
универсально биологических, либо биосоциальных закономерностей.
Сегодня выделяются четыре полоролевых типа, свойственных мужчинам и
и
женственный,
мужественный,
женщинам:
андрогинный
недифференцированный. На основе данного деления мужчин и женщин на
четыре полоролевых типа появилось такое понятие, как гендерный подход.
Гендерный подход – объективный родовой признак политической
культуры, свойственной активной представительной демократии, суть которого
– учет интересов обоих социально – половых групп общества. Суть данного
подхода состоит в том, чтобы найти специальные меры для достижения
гендерного равенства. Явления, которые происходят в обществе, поразному
влияют на женское и мужское население, вызывая разные их реакции. Осознание
этого и есть гендерный подход.
Гендерный подход интенсивно внедряется в образование. Это происходит
по двум направлениям: одно из них – высшие учебные заведения, а второе –
общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, учреждения начального и
среднего профессионального образования.
Целью гендерного подхода в образовании является деконструкция
традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в
зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и
1 раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения,
но разработки новых способов научения, отличных по качеству, способам
организации учебного процесса и темпам от традиционных. Разработка
гендерных подходов в образовании, по моему мнению, является новым шагом в
развитии педагогической науки. Задача разработки теории гендерного
образования и воспитания состоит в том, чтобы, интегрируя и перерабатывая
знания, полученные другими науками о человеке:
выявить и показать обществу педагогические аспекты процесса гендерной
социализации девочек и мальчиков как субъектов школьного воспитания,
влияния сложных и многонаправленных взаимодействий с родителями,
сверстниками, педагогами, материалом школьных учебников и курсов на
становление гендерной идентичности индивидов обоего пола;
проанализировать роль школы как социального института в гендерной
социализации девочек и мальчиков, способствовать ликвидации дискриминации
по полу, преодолению наиболее жестких гендерных стереотипов в
педагогической школьной практике;
выявить закономерности и методики педагогического влияния учителя на
гендерные идентичности учеников, чтобы в процессе педагогического
взаимодействия, корректируя влияние среды, расширять индивидуальные
возможности самореализации учеников.
Таким образом, гендерное образование это феномен, способный
трансформировать политику тоталитарного образования в направлении его
большей толерантности.
Литература:
1. Рыков С.Л. Гендерные исследования в педагогике // Педагогика. 2001. № 7.
с. 1722.
2. Смирнова А. В. Гендерная социализация в общеобразовательной школе:
Автореф. дис. … канд. социол. наук. – Н. Новгород, 2005.
2 3. Штылева Л.В «Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в
образовании» http://psymania.info/gend/polwosp/pedagogika.php
3
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.