ЦЕЛЬ: формирование умений по определению географических координат объекта.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
научить учащихся определять географические координаты точек и точки по их географическим координатам.
Развивающие:
- продолжить развивать познавательный интерес учащихся, творческие, коммуникативные способности, воображение, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом;
- продолжить формировать умение анализировать, делать выводы, обобщать, проводить самооценку и взаимооценку.
Воспитательные: продолжить воспитывать культуру общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные:
Знать: понятия географическая широта, долгота, географические координаты.
Уметь: определять географические координаты точек и точек по географическим координатам, определять направления объектов относительно друг друга.
Личностные: использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Основные понятия: географическая широта, географическая долгота, географические координаты
Технологии: технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.
Ресурсы: УМК «Полярная звезда»: учебник (авт. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.) с приложением на электронном носителе (DVD).
Оборудование: физическая карта и карта полушарий, атласы
Тип урока – урок «открытия» новых знаний.
Формы работы учащихся: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД
|
1. |
Орг. момент |
Приветствие. Прозвенел для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. - Тихо сели, настраиваемся на урок. - Проверьте свои принадлежности к уроку.
|
Приветствие. Рапорт дежурных. Проверка принадлежностей: учебник, дневник, атлас. |
|
2.
|
Актуализация знаний |
А) Добрый день! Рада приветствовать вас на борту судна «Успех». Сегодня мы совершим виртуальное путешествие, во время которого узнаем много нового. Кто из вас играл в морской бой, тот знает, что игровое поле разделено по клеточкам. Вертикальные ряды обозначают буквами, а горизонтальные – цифрами. Чтобы определить координаты корабля, необходимо найти точку пересечения вертикального и горизонтального рядов (Рис.1). Теперь посмотрите на карту полушарий. Какие линии будут заменять вертикальные ряды, а какие горизонтальные? Б) С какими понятиями мы познакомились на прошлом уроке? (Рис. 3) - Что такое параллели? - Одинаковы ли параллели по длине? - Назовите и покажите на глобусе и карте самую длинную параллель. - Что такое меридианы? - Все ли меридианы одинаковы по длине? - Что называют градусной сеткой? -Через какое количество градусов на карте проведены параллели? Где на карте можно увидеть обозначение числа градусов параллели? -Через какое количество градусов на карте проведены меридианы? Где на карте можно увидеть обозначение числа градусов меридианов? -Для чего на глобусы и карты наносят градусную сетку?
В) Бортовой компьютер судна «Успех» предлагает вам проверить свои знания по этой теме. Я предлагаю вам проверить знания вашего соседа по парте (т.е. провести взаимопроверку: правильный ответ +, неверный -). Задания в бумажном варианте лежат у вас на столах. (приложение 1) |
Параллели и меридианы
Условные линии, огибающие земной шар параллельно экватору/ Нет. Их длина уменьшается от экватора к полюсам. Показывают экватор. Условные линии, которые пересекают земной шар от полюса до полюса. Да. Линии меридианов и параллелей, разделённые на градусы. Через 10. Они обозначаются на рамке карты.
Через 10. Они подписаны у пересечения меридианов с экватором.
Она помогает ориентироваться, т.е. определять своё положение на местности и на карте по отношению к сторонам горизонта, чтобы можно было точно определить, где находится тот или иной объект.
Учащиеся работают в парах. |
Познавательные УУД 1.Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. |
3.
|
Создание проблемной ситуации. |
Что объединяет эти объекты: улица с адресом дома, поле игры «Морской бой», поле шахмат? (Рис.1, 2, 4)
А теперь предположите тему сегодняшнего урока.Правильно. Таким образом мы определили тему урока.Сегодня на уроке мы будем учиться определять «адрес» географических объектов, т.е. определять их географические координаты.Запишите в тетрадях число и тему урока («Географические координаты»). Учитывая, что градусная сетка состоит из параллелей и меридиан, то определение географических координат подразумевает определение удаленности объекта от экватора и начального меридиана.Как вы думаете, людям, каких профессий необходимо умение определять географические координаты? Найдите ответ в учебнике на с. 48. |
Отвечают на вопрос учителя - У каждого из предложенных объектов есть свое точное местоположение, «адрес».
Учащиеся отвечают на вопрос учителя - Определение адреса объекта.
Запись в тетрадях темы урока
Учащиеся отвечают на вопрос учителя - Эти умения нужны людям тех профессий, в которых необходимо умение определять точные адреса объектов. Это военные, штурманы, геологи, географы. |
Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать и предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
|
4.
|
Открытие новых знаний. |
– В средствах массовой информации объявили, что космический корабль приземлился на месте с координатами 20° северной широты и 10° восточной долготы. Сможете ли вы определить это место? – Что мы пока не знаем? – Какой у вас возникает вопрос? Что такое широта и долгота? (таким образом, вы определили первую задачу урока) Расстояние от экватора до заданной точки, выраженное в градусах показывает географическая широта (найдите ответ в учебнике) Если точка располагается к северу от экватора, то её широта северная, а если к югу – южная (учитель показывает таблички С.Ш., Ю.Ш.)
Открыть атласы на с.--- Географическая широта места приземления 20ºс.ш.
Расстояние от нулевого меридиана до заданной точки показывает географическая долгота (найдите ответ в учебнике)
Если точка располагается к востоку от Гринвича, то её долгота восточная, а если к западу – западная (учитель показывает таблички В.Д., З.Д.)
Географическая долгота места приземления аппарата 50 º в.д.
Покажите на карте место приземления космического аппарата. Где находится эта точка? Так как можно на карте точно указать расположение объекта? Широту и долготу объекта называют географическими координатами (со второй задачей вы тоже успешно справились) Так какая сегодня была тема урока?
|
Учащиеся отвечают на вопрос учителя – Не можем, т.к. не умеем определять объект по координатам и наоборот. Что такое широта и долгота?
Учащиеся зачитывают определение понятия «географическая широта» в учебнике на с. 49
Один учащийся определяет на карте, учащиеся определяют в атласе географическую широту места приземления.
Учащиеся зачитывают определение понятия «географическая долгота» в учебнике на с.51
Один учащийся определяет на карте. учащиеся определяют в атласе географическую долготу места приземления.
Ученик показывает на карте ГП объекта и называет - на полуострове Аравия Для этого надо определить географическую долготу и широту точки.
«Географические координаты» |
|
4. |
Физ. минутка. |
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
|
Дети повторяют движения. |
|
5.
|
Самостоятельное применение знаний. |
1. Определите координаты г. Санкт- Петербурга в учебнике на с.49 и с. 51. Учитель записывает на доске.
|
Дети проговаривают алгоритм определения координат: 1. Найти параллель, на которой находится город (60 º с. ш.), т.к. он лежит к северу от экватора. 2. Найти меридиан, на котором находится город (30 º в.д.), т. к. он лежит к востоку от нулевого меридиана. 3. Записывают в тетрадь 4. Отмечают на к/карте |
|
6. |
Закрепление. |
Следующая остановка нашего судна называется «Внимание». Слушайте утверждения и если оно верное - руки вперёд + хлопок, а в случае неверного-руки над головой + хлопок (приложение 2) |
|
|
7. |
Рефлексия |
Следующая наша остановка «Настроение». Какую работу мы сегодня выполняли? Чему научились? Поднимите руки те, кто понял, как определять географические координаты и может научить друга? Поднимите руку те, кто понял тему урока, но не сможет объяснить другу? Кто сомневается в своих знаниях? У вас на столах лежат листочки. Нарисовать свое настроение в виде смайликов.
Учитель выставляет оценки. |
Учащиеся заполняют листочки – анкеты. |
|
8 |
Домашнее задание. |
Следующая ваша остановка будет «Конечная». На ней вы должны будете выполнить практическое задание дома. Учитель раздает задание, которое учащиеся выполняют на контурной карте. (приложение 3) |
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. § 14, 15 вопросы 1-4. Практическое задание в тетрадях.
|
|
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ф.И. учащихся |
Актуализация знаний |
Открытие новых знаний |
Применение новых знаний |
Работа на уроке |
Оценки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Актуализация знаний – 3б
Открытие новых знаний – 3б
Применение новых знаний – 2б
Работа на уроке – 2б
8 – 10б – «5»
5 – 7б – «4»
2 – 4б – «3»
Приложение 1
1. Длина экватора……………. км., а так как это окружность, то в ней содержится…….. градусов.
2. Линии, соединяющие два полюса, называются………………………..
3. Как называются линии, параллельные экватору?.................................
Приложение 2
1. Широта 950 с. ш. может быть.
2. Северный полюс имеет широту 90 с. ш.
3. Кругосветное путешествие короче по экватору, чем по 500с.ш.
4. Долгота бывает западная и северная.
5. Длина параллелей от экватора к полюсам уменьшается.
6. Долгота – это расстояние от начального меридиана.
7. Для определения широты и долготы используют линейный масштаб.
Приложение 3
1. «Они видели его только с большого расстояния и были так потрясены пятью столбами испарений и вечным гулом, что назвали его «там гремит дым»».
Укажите место, в котором оказались герои романа Л. Буссенара «Похитители бриллиантов», если его координаты 170ю.ш. 250 в. д.
2. По физической карте мира определите объекты по их географическим координатам: а) Этот остров имеет несколько названий – Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают под другим названием. Каким? Координаты острова 27º ю.ш., 109ºз.д.
РИС. 1
РИС.2
РИС. 3
Р
РИС. 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.