Географическа широта
Оценка 4.6

Географическа широта

Оценка 4.6
docx
30.05.2021
Географическа широта
Урок №31_ 5 класс география Географическая широта.docx

Тема урока: «Географическая широта»

5  класс

ЦЕЛЬ: формирование умений по определению  географических координат объекта.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

 научить  учащихся определять географические координаты точек и точки по их географическим координатам.       

Развивающие:

- продолжить развивать познавательный интерес учащихся, творческие, коммуникативные способности, воображение, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом;

- продолжить формировать умение  анализировать, делать выводы, обобщать, проводить самооценку и взаимооценку.

Воспитательные: продолжить  воспитывать культуру общения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные:

Знать: понятия географическая широта, долгота, географические координаты.

Уметь: определять географические координаты точек и точек по географическим координатам, определять направления объектов относительно друг друга.   

Личностные:  использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.

Метапредметные

умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи;

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

 

Основные понятия:    географическая широта, географическая долгота, географические координаты

Технологии: технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

Ресурсы: УМК «Полярная звезда»: учебник (авт. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.) с приложением на электронном носителе (DVD).

Оборудование: физическая карта и   карта полушарий, атласы

Тип урока – урок «открытия» новых знаний.

Формы работы учащихся: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

 

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

 

1.

Орг. момент

Приветствие.

Прозвенел для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

 - Тихо сели, настраиваемся на урок.

 - Проверьте свои принадлежности к уроку.

 

Приветствие.

Рапорт дежурных.

Проверка принадлежностей: учебник, дневник, атлас.

 

2.

 

 

Актуализация знаний

А) Добрый день! Рада приветствовать вас на борту судна «Успех». Сегодня мы совершим виртуальное путешествие, во время которого узнаем много нового.

 Кто из вас играл в морской бой, тот знает, что игровое поле разделено по клеточкам. Вертикальные ряды обозначают буквами, а горизонтальные – цифрами. Чтобы определить координаты корабля, необходимо найти точку пересечения вертикального и горизонтального рядов (Рис.1). Теперь посмотрите на карту полушарий. Какие линии будут заменять вертикальные ряды, а какие горизонтальные?  

Б) С какими понятиями мы познакомились на прошлом уроке? (Рис. 3)

- Что такое параллели?

- Одинаковы ли параллели по длине?

- Назовите и покажите на глобусе и карте самую длинную параллель.

- Что такое меридианы?

- Все ли меридианы одинаковы по длине?

- Что называют градусной сеткой?

-Через какое количество градусов на карте проведены параллели? Где на карте можно увидеть обозначение числа градусов параллели?

-Через какое количество градусов на карте проведены меридианы? Где на карте можно увидеть обозначение числа градусов меридианов?

-Для чего на глобусы и карты наносят градусную сетку?

 

В) Бортовой компьютер судна «Успех» предлагает вам проверить свои знания по этой теме.

 Я предлагаю вам проверить знания вашего соседа по парте (т.е. провести взаимопроверку: правильный ответ +, неверный -). Задания в бумажном варианте лежат у вас на столах.

(приложение 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Параллели и меридианы

 

Условные линии, огибающие земной шар параллельно экватору/

Нет. Их длина уменьшается от экватора  к полюсам.

Показывают экватор.

Условные линии, которые пересекают земной шар от полюса до полюса.

Да.

Линии меридианов и параллелей, разделённые на градусы.

Через 10. Они обозначаются на рамке карты.

 

Через 10.  Они подписаны у пересечения меридианов с экватором.

 

 

Она помогает ориентироваться, т.е. определять своё положение на местности и на карте по отношению к сторонам горизонта, чтобы можно было точно определить, где находится тот или иной объект.

 

Учащиеся работают в парах.

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать и обобщать

факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать  все уровни текстовой

информации. 

3. Преобразовывать информацию  из одного

вида в другой.

4. Уметь определять возможные источники

необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её

достоверность.

3.

 

 

Создание проблемной ситуации.

Что объединяет эти объекты: улица с адресом дома, поле игры «Морской бой», поле шахмат? (Рис.1, 2, 4)

 

 

А теперь предположите  тему сегодняшнего урока.

Правильно. Таким образом мы определили тему урока.

Сегодня на уроке мы будем учиться определять «адрес» географических объектов, т.е. определять их географические координаты.

Запишите в тетрадях число и тему урока («Географические координаты»).

Учитывая, что градусная сетка состоит из параллелей и меридиан, то определение географических координат подразумевает определение удаленности объекта от экватора и начального меридиана.

Как вы думаете, людям, каких профессий необходимо умение определять географические координаты? Найдите ответ в учебнике на с. 48.

Отвечают на вопрос учителя -  У каждого из предложенных объектов есть свое точное местоположение, «адрес».

 

Учащиеся отвечают на вопрос учителя - Определение адреса объекта.

 

 

 

Запись в тетрадях темы урока

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопрос учителя - Эти умения нужны  людям тех профессий, в которых необходимо  умение определять точные адреса объектов. Это военные, штурманы, геологи, географы.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить

аргументы, подтверждая их фактами. 

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных

позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его

речи: мнение (точку зрения), доказательство

(аргументы), факты.

 

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и

формулировать учебную проблему,

определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы,

осознавать конечный результат, выбирать и

предложенных и искать самостоятельно 

средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и, при

необходимости, исправлять ошибки

самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать

самостоятельно выработанные критерии

оценки.

 

 

4.

 

 

 

Открытие новых знаний.

– В средствах массовой информации объявили, что космический корабль приземлился на месте с координатами 20° северной широты и 10° восточной долготы. Сможете ли вы определить это место?

– Что мы пока не знаем?

– Какой у вас возникает вопрос? 

Что такое широта и долгота? (таким образом, вы определили первую задачу урока)

Расстояние  от экватора до заданной точки, выраженное в градусах показывает географическая широта (найдите ответ в учебнике)

 Если точка располагается к северу от экватора, то её широта северная, а если к югу – южная (учитель показывает таблички С.Ш., Ю.Ш.)

 

Открыть атласы на с.---

Географическая широта места приземления 20ºс.ш.

 

 

 

Расстояние от нулевого меридиана до заданной точки показывает географическая долгота (найдите ответ в учебнике)

 

Если точка располагается к востоку от Гринвича, то её долгота восточная, а если к западу – западная

(учитель показывает таблички В.Д., З.Д.)

 

Географическая долгота места приземления аппарата 50 º в.д.

 

Покажите на карте место приземления космического аппарата.

Где находится эта точка?

Так как можно на карте точно указать расположение объекта?

Широту и долготу объекта называют географическими координатами (со второй задачей вы тоже успешно справились)

Так какая сегодня была тема урока?

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопрос учителя – Не можем, т.к. не умеем определять объект по координатам и наоборот.

Что такое широта и долгота?

 

 

 

 

 

Учащиеся зачитывают определение понятия «географическая широта» в учебнике на с. 49

 

 

 

 

 

Один учащийся определяет на карте,

учащиеся определяют в атласе географическую широту места приземления.

 

 

Учащиеся зачитывают определение понятия «географическая долгота» в учебнике на с.51

 

 

 

 

 

 

Один учащийся определяет на карте. учащиеся определяют в атласе географическую долготу места приземления.

 

Ученик показывает на карте ГП объекта и называет - на полуострове Аравия

Для этого надо определить географическую долготу и широту точки.

 

 

 

 

«Географические координаты»

 

4.

Физ. минутка.

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

 

Дети повторяют движения.

 

5.

 

 

Самостоятельное применение знаний.

1. Определите координаты г. Санкт- Петербурга в учебнике на с.49 и с. 51.

Учитель записывает  на доске.

 

Дети проговаривают алгоритм определения координат:

1. Найти параллель, на которой находится город (60 º с. ш.), т.к. он  лежит  к северу от экватора.

2. Найти меридиан, на котором находится город (30 º в.д.), т. к. он лежит к востоку от нулевого меридиана.

3. Записывают в тетрадь

4. Отмечают на к/карте

 

6.

Закрепление.

Следующая остановка нашего судна называется «Внимание». Слушайте утверждения и если оно верное  - руки вперёд + хлопок, а в случае неверного-руки над головой + хлопок

(приложение 2)

 

 

7.

Рефлексия

Следующая наша остановка «Настроение».

Какую работу мы сегодня выполняли?

Чему научились?

Поднимите руки те, кто понял, как определять географические координаты и может научить друга?

Поднимите руку те, кто понял тему урока, но не сможет объяснить другу?

Кто сомневается в своих знаниях?

У вас на столах лежат листочки. Нарисовать свое настроение в виде смайликов.

 

Учитель выставляет оценки.

Учащиеся заполняют листочки – анкеты.

 

8

Домашнее задание.

Следующая ваша остановка будет «Конечная». На ней вы должны будете выполнить практическое задание дома.

Учитель раздает задание, которое учащиеся выполняют на контурной карте.

(приложение 3)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.

§ 14, 15 вопросы 1-4.

Практическое задание в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Ф.И. учащихся

Актуализация знаний

Открытие новых знаний

Применение новых знаний

Работа на уроке

Оценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний – 3б

Открытие новых знаний – 3б

Применение новых знаний – 2б

Работа на уроке – 2б

 

8 – 10б – «5»

5 – 7б   – «4»

2 – 4б   – «3»

 

 

 

 

Приложение 1

 

1.     Длина экватора…………….  км., а так как это окружность, то в ней содержится……..  градусов.

2.     Линии, соединяющие два полюса, называются……………………….. 

3.     Как называются линии, параллельные экватору?.................................

 

 

 

Приложение 2

 

1.     Широта 950 с. ш. может  быть.

2.      Северный полюс имеет широту 90 с. ш.

3.     Кругосветное путешествие короче по экватору,  чем по 500с.ш.

4.     Долгота бывает западная и северная.

5.     Длина параллелей от экватора к полюсам уменьшается.

6.     Долгота – это расстояние  от начального меридиана.

7.     Для определения широты и долготы используют линейный масштаб.

 

 

Приложение 3

 

1. «Они видели его только с большого расстояния и были так потрясены пятью  столбами испарений и вечным гулом, что назвали его «там гремит дым»». 

      Укажите место, в котором оказались герои романа Л. Буссенара «Похитители   бриллиантов», если его координаты 170ю.ш.  250 в. д.

  2. По физической карте мира определите объекты по их географическим координатам: а) Этот остров имеет несколько названий – Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают под другим названием. Каким? Координаты острова 27º ю.ш., 109ºз.д.

 

 

 

http://nn-attraction.ru/upload/medialibrary/255/255d30f6ac97918977129464998136db.gif

 

 

 

РИС. 1

 

 

http://crazy-chess.ru/pic/20130518150518_60820.png

РИС.2

 

http://megabook.ru/stream/mediapreview?Key=%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%83%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%B5%D1%82%D1%8C%20%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8&Width=10000&Height=10000

РИС. 3

http://www.dlux.ru/pic/geo2.jpgР

 

РИС. 4


 

Тема урока : «Географическая широта » 5 класс

Тема урока : «Географическая широта » 5 класс

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормирование

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормирование

Что называют градусной сеткой? -Через какое количество градусов на карте проведены параллели?

Что называют градусной сеткой? -Через какое количество градусов на карте проведены параллели?

А теперь предположите тему сегодняшнего урока

А теперь предположите тему сегодняшнего урока

Открытие новых знаний. – В средствах массовой информации объявили, что космический корабль приземлился на месте с координатами 20° северной широты и 10° восточной долготы

Открытие новых знаний. – В средствах массовой информации объявили, что космический корабль приземлился на месте с координатами 20° северной широты и 10° восточной долготы

Географическая долгота места приземления аппарата 50 º в

Географическая долгота места приземления аппарата 50 º в

Дети проговаривают алгоритм определения координат: 1

Дети проговаривают алгоритм определения координат: 1

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники

Актуализация знаний – 3б Открытие новых знаний – 3б

Актуализация знаний – 3б Открытие новых знаний – 3б

Кругосветное путешествие короче по экватору, чем по 50 0 с

Кругосветное путешествие короче по экватору, чем по 50 0 с

РИС. 1

РИС. 1

РИС.2

РИС.2

РИС. 3

РИС. 3

Р РИС. 4

Р РИС. 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021