Технологическая карта урока
Предмет |
география |
|||||||
Класс |
8 |
|||||||
Тип урока |
комбинированный |
|||||||
Тема урока |
География для Победы |
|||||||
Цель урока |
формирование у учащихся целостного представления о роли географии наук в победе советского народа в Великой Отечественной войне
|
|||||||
Задачи урока
|
- образовательные: показать роль географических наук в военном деле и их применения в годы Великой Отечественной войны на примере картографии; - развивающие: помочь осознанию выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства, вклада ветеранов- земляков в победу; - воспитательные: способствовать формированию патриотизма, гражданственности, уважение к истории России.
|
|||||||
Планируемые результаты |
Личностные - Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; - осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; Метапредметные Формирование и развитие: - познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; - умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; - умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование - умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективе - умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, - принимать решения. Предметные - формирование представлений о географической науке, ее роли для решения практических задач человечества и своей страны; -формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов. |
|||||||
Межпредметные связи |
история, литература, музыка, краеведение |
|||||||
Формы организации работы учащихся |
фронтальная, групповая. |
|||||||
Методы обучения |
словесный, наглядный, эвристический, проблемный |
|||||||
Оборудование |
доска, проектор, ноутбук, слайд-шоу с музыкальным оформлением, презентации Microsoft Power Point, атласы, контурные карты, портреты ветеранов. |
|||||||
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||||
Осущест-вляемые учебные действия |
Формиру-емые способы действий |
Осущест-вляемые учебные действия |
Формируемые способы действий |
Осущест-вляемые учебные действия |
Формируемые способы действий |
|||
1. Организационный момент |
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. |
|
|
|
|
организация своего рабочего места.
|
самоконтроль готовности к уроку
|
|
2. Постановка цели и задач урока 3 мин
|
Просмотр ролика о войне под песню «Давным-давно была война» https://www.youtube.com/watch?v=zNdoBEDo1Lg Ребята, как Вы думаете. О чем сегодня пойдет наш разговор? Верно, но какое же отношение к войне имеет география? Давайте сформулируем тему урока Слайд № 1 и определим основную цель. Цель прописываю на доске. |
выделяют и формулируют познавательную цель
|
формулировать познавательную цель |
высказывают свои предположения, выражают свои мысли.
|
выражать свои мысли |
самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности.
|
умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; |
|
3. Актуализация знаний 3 мин
|
География объединяет несколько наук. Каких? Картография, гидрология, метеорология, геология, геодезия. Слайд № 2 И каждая из этих наук сыграла свою роль в этой войне. Слайд № 3Гидроло́гия — наука, изучающая природные воды, их взаимодействие с атмосферой и литосферой, а также явления и процессы, в них протекающие (испарение, замерзание и т.д. Как вы думаете, чем занимались специалисты этой области на войне (Ответы детей) Они должны были дать информацию о ширине и глубине рек, о местах переправ, о состоянии берегов, о том заболочена ли пойма и др. А важна ли была метеорологическая сводка? Слайд № 4(Ответы детей) Действительно, идти в наступление было лучше в плохую погоду, а вот для вылета самолета нужно чистое небо. Слайд №5 Геология — комплекс наук о составе, строении, истории развития земной коры и размещении в ней полезных ископаемых. Какие на ваш взгляд были задачи у этой науки? (Ответы детей) На всех фронтах были созданы военно-геологические отряды. Нужны были сведения о рельефе, почвах, залегании подземных вод, источниках водоснабжения и местных строительных материалах. Кроме того, в горах Кавказа вели успешную борьбу с фашизмом отряды альпинистов. Но пожалуй, наибольший вклад в победу внесли картографы. Слайд № 6Давайте вспомним, что такое карта? Карта- это обобщенное , уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. Что нужно для, чтобы составить карту? Карты создаются на основе съемочных материалов, обмерных, графических, фотографических, цифровых и текстовых данных.
|
ориентируются в своей системе знаний. |
подбор нужной информации |
доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта. |
умение выражать свои мысли |
оценка — выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; ставят учебные цели и задачи урока; |
умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; |
|
4. Первичное усвоение новых знаний 6 мин |
1. Фронтальная беседа. 6 мин В одной связке с картографами работают топографы, слайд №7 ученые, которые непосредственно измеряют земную поверхность, а в военное время делают это рискуя жизнью. За время обучения географии вы часто использовали различные виды карт. И сегодня я предлагаю вам оценить вклад картографов в победу и самим создать карту. Мы с вами в военных фильмах видим, что у каждого офицера, есть планшет с картой. А как вы думаете сколько нужно карт, чтобы обеспечить каждого командира? Слайд №8 С июля по декабрь 1941 года геодезисты, топографы и картографы выполнили съемку местности на площади более 500 тысяч квадратных километров, составили и издали свыше 2 тысяч карт разного масштаба. Чем должна отличатся военная карта от обычной географической? Слайд №9 Знать, где могут пройти танки, куда стрелять, где на реке брод, где расположен неприятель и тд (ответы детей). На военных картах, как правило, стоит гриф секретности. Но к сожалению, в начале войны карт не хватало. Когда 1.09.1939 года началась вторая мировая война была поставлена задача создавать запасы топографических карт до Мурманска, Петрозаводска, Ленинграда, Минска и Киева. (находят эти города на карте атласа) Но наступление немцев было столь стремительным, что много карт было утеряно. Много! 200 вагонов, а в каждом 1 миллион карт! Надо отметить, что что карты вглубь нашей страны не создавались, а до Минска немцы дошли за семь дней, а в октябре 1941 года вышли к Москве. Слайд № 10 На тот момент карт от Смоленска до Москвы вообще не было! (смотрят это расстояние на карте) Поэтому перед картографами, топографами стояла непростая задача. Топограф принимал участие и в планировании боевых действий в дивизии, и организовывал взаимодействие всех родов войск и служб. Именно он отвечал за точность карт. Ведь чем лучше карта, тем меньше погибнет людей. Даже опытный офицер не сможет без карты привезти свою часть куда нужно. В целом, к 1942 году обеспечение картами было на должном уровне. В армии был даже специальный картографический поезд. Ему присвоили номер «01». Мобильная типография выдвигалась в районы боев,и на месте создавала и распечатывала новые карты. Существует понятие «стрельба с закрытых огневых позиций», Слайд № 11 т.е. стрельба за горизонт по целям, которых не видно. Боевое применение артиллерии без топографических карт невозможно, как невозможно играть в морской бой без сеточки с координатами. Во время Курской битвы в июле 1943 года топогеодезическое обеспечение было настолько хорошим, что немцы этого не ожидали. Наша артиллерия вела стрельбу с закрытых огневых позиций с высокой точностью. (находят на картах Курск) Слайд № 12 15 сентября 1943 года. 737 день блокады. В топографический отдел штаба Ленинградского фронта поступает секретная директива - «Составить план Берлина!». Виталий Потехин, корректор: «Я даже немного растерялся - в такое время, когда Ленинград в блокаде, люди еле-еле ходят, и вдруг составлять план Берлина…» Но это воодушевило людей, все понимали зачем нужен такой план! Материал брали из туристических буклетов, схем, случайных аэрофотоснимков, случайно попавшихся карт, необязательно наших, но и зарубежных. Этот план был произведением искусства подробнейшим, который позволил очень эффективно взаимодействовать нашим войскам при штурме Берлина. К 45-му году топографическая служба работала как четкая эффективная машина. Релаксационная пауза 1 мин Давайте представим, что мы солдаты и у нас выдалась минутка отдыха
|
извлекают необходимую информацию из прослушанного текста; строят логические рассуждения
|
строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания
|
диалог, приводят аргументы
|
умение выражать свои мысли, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.
|
отвечают на поставленные вопросы
|
отвечают на поставленные вопросы
|
|
5. Первичная проверка понимания 10-12 мин |
Чтобы подготовиться к уроку, вы заранее посетили школьный музей и собрали информацию на сайте «Память народа» о наших ветеранах. Сейчас вы должны разделиться на 4 группы по три ученика Инструкция: 1. Рассказать о боевой биографии ветерана 2. Нанести на контурную карту маршрут, по которому он прошел. 3. Подписать на карте все географические объекты по ходу маршрута 4. Полученную карту закрепить на доске Время работы 10 мин
|
анализируют, сравнивают и обобщают факты, делают вывод |
анализировать, сравнивать и обобщать факты |
управляют поведением, формируют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации работают в группах
|
управление поведением, контроль, коррекция, оценка действий; -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
|
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
|
объективно оценивать свои знания |
|
6. Первичное закрепление 10 мин |
Отчет каждой группы о проделанной работе. В результате работы групп у нас получились карты, на которых видно, что наши ветераны воевали на всех фронтах войны и дошли до Берлина. |
анализируют, сравнивают и обобщают факты, делают вывод |
анализировать, сравнивать и обобщать факты |
высказывают своё предположение |
умение высказывать своё предположение |
коррекция знаний.
|
коррекция знаний.
|
|
7. Домашнее задание 1 мин |
Работа на контурной карте. Подписать страны и их столицы, которые освободила советская армия во время Второй мировой войны. |
|
|
|
|
соотносят то, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
|
8. Итог урока. Рефлексия 5 мин |
Вернулись к цели урока. Как вы думаете цель урока достигнута? Легко ли вы справились с заданием в группе? Где вы испытали затруднение? Оценивание работы в группах. Выполненные карты мы передадим в музей. Ребята, подводя итоги нашей, продолжите предложения: 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Своей работой на уроке я … 4. Меня удивило… 5. Материал урока мне был… 6. Мне запомнилось… Подводя итог урока хочется прочитать стихотворение участника Великой Отечественной войны, географа Ю. Ефремова: Нам под ответственность дана и вся Земля, и вся страна, Страна возможностей гигантских, страна просторов океанских, Страна Семеновых-Тянь-Шанских, Вернадских, Борзовых, Баранских, Страна Воейковых, Шокальских, Козловых, Бергов, Пржевальских, Страна, в которой жить, друзья, плохим географом – нельзя!
|
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
|
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
|
выражают с достаточной полнотой и точностью свои мысли.
|
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
|
прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
|
|
Материалы для работы групп
Группа №1.
Баянов Василий Анисимович, уроженец с. Харат. Призван на войну в сентябре 1941 года в возрасте 19 лет. Так как был трактористом, прошел подготовку в танковом училище. Был наводчиком танка Т-34. Участвовал в битве на Курской дуге. Был награжден медалью «За отвагу». Участвовал в форсировании Днепра. Освобождал города: Харьков, Днепропетровск, Львов. После Украины двинулись освобождать Польшу, Чехословакию, Венгрию. Награжден медалью «За боевые заслуги». Участвовал во взятии Берлина. Вернулся домой в звании сержант.
Группа № 2
Просекин Афанасий Матвеевич
Родился в деревне Нижний Кукут. Ушел на войну в возрасте 26 лет Воевал во Второй Гвардейской Армии. Участвовал в битве под Сталинградом. В 1943 году полк был отправлен на формирование в город Краснодон (Украина). Из воспоминаний Афанасия Матвеевича: «Мы увидели, как мирные люди с плачем откапывают две ямы, где живыми были закопаны комсомольцы члены «Молодой Гвардии». Мы помогли раскопать эти ямы. Такое нельзя забыть!»
Во время войны получил ранения в ногу, глаз и спину. Был комиссован осенью 1943 года.
Был награжден медалью «За победу над Германией»
Группа № 3
Толстиков Павел Степанович
Был призван на срочную службу в армию в 1940 году. Был направлен в Мурманск, в особый инженерный батальон в звании сапер. Служил на Северном и Волховском фронтах. На Кольском полуострове. Имеет медаль «За оборону Заполярья»
Группа №4
Какауров Петр Осипович
Ушел на фронт в 1941 году в возрасте 28 лет. Участвовал при освобождении Литвы, Латвии, а также освобождал многие города Польши, Германии. Был ранен. Награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За боевые заслуги», орденом «Красной звезды»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.