Геополитика
Оценка 4.7

Геополитика

Оценка 4.7
Лекции
docx
Междисциплинарный 4
04.10.2020
Геополитика
Геополитика.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Тема: «Геополитика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Шепелева

Анастасия Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснотурьинск

 2020

СОДЕРЖАНИЕ

1.       Проблемы взаимоотношений африканских государств……………………3

 

2.       Роль Европы, России и США в концепции З. Бжезинского………………..8

 

3.       Значение азиатско – тихоокеанского региона в современной геополитике……………………………………..……………………………11

 

4.       Причины формирования и пути преодоления глобальной террористической угрозы…………………….……………………………..16

 

5.       Арктика как регион геополитических интересов………………………….22

 

6.       Геополитический потенциал Русского Севера и проблемы его реализации…………………………………………..………………………..27

 

7.     Список используемой литературы…………………………...…………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Проблемы взаимоотношений африканских государств.

Почти все страны Африки являются республиками (за исключением Лесото, Марокко и Сазерленда, которые остаются еще конституционными монархиями). Административно-территориальное устройство государств, за исключением Нигерии и ЮАР, - унитарное. Уже в силу своих размеров Африка, как регион, внутренне не однородна по самым разнообразным признакам – от природных до политических. Традиционно в ней выделяют пять крупных субрегионов: Северную, Западную, Восточную, Центральную, или Экваториальную и Южную Африку.

В политическом плане Африка – самый молодой регион мира. Средний возраст расположенных здесь стран, без учета Эфиопии, единственной из них, сохранившей свою государственность на протяжении двух тысячелетий, – менее 40 лет. Подавляющее большинство государств было образовано после распада колониальных империй европейских метрополий во второй половине ХХ века

 В настоящее время международные отношения характеризуются чрезвычайным разнообразием и сложностью. Перед человечеством стоит множество пока ещё нерешенных проблем. Одной из таких проблем, как представляется, являются разного рода территориальные споры, которые, зачастую, выливаются в ожесточенные вооруженные конфликты, унося за собой десятки и сотни тысяч человеческих жизней. В Африке весьма остро проявляются практически все глобальные проблемы человечества, среди которых бедность, исчерпание отдельных видов природных ресурсов, межэтнические и религиозные конфликты и др. Только с 1970 года в Африке велось свыше 30 войн, многие из них в известной степени являлись межгосударственными. Только в 1996 году разного рода вооруженными конфликтами были затронуты 14 из 53 стран Африки, на долю которых пришлось более половины всех погибших в мире в ходе войн, а в результате появилось более 8 миллионов беженцев, возвращенцев и перемешенных лиц.

Все это объективно обусловлено различием интересов этих стран в политической, экономической и других областях, колониальным прошлым, неоколониальным воздействием или субъективными факторами исторического и психологического порядка с различной степенью воздействия каждого из них. Неблагоприятное сочетание этих условий может привести к перерастанию спора в конфликт различной степени интенсивности вплоть до применения вооруженной силы

Территориальные споры и конфликты между африканскими государствами часто вызываются тем, что границы государств в большинстве случаев не совпадают с границами расселения племен и народностей. Дело в том, что на Берлинской конференции 1885 года колониальные державы осуществили раздел Африки на территориальные единицы. Королевства, государства и общины в Африке были поделены произвольно, столь же произвольно были объединены не связанные между собой районы и народы. В 60-е годы молодые независимые государства унаследовали эти колониальные границы вместе с проблемой, которую это наследие представляло для их территориальной целостности и попыток добиться национального единства. Все кончалось тем, что линии, которые проводились европейскими колонизаторами на карте, разрезали некоторые страны на куски и сводили частицы различных усеченных африканских народов, создавая какую-нибудь английскую, французскую, бельгийскую или итальянскую территории.

По всей Африке имеет место расхождение между государственными границами и пределами расселения этнических образований. Однако в политической жизни Африки появилась тенденция к сохранению стабильности существующих границ. Определенное признание здесь получил известный из практики латиноамериканских государств принцип uti posidetis (владей чем владеешь) - формула, означающая установление государственных границ по административным границам бывших колоний. Часть пограничных и территориальных разногласий, доставшихся в наследство от колониального прошлого, была урегулирована африканскими государствами, но некоторые остались нерешенными до сих пор: между Камеруном и Нигерией, Малави и Танзанией, Ливией и Чадом. Государство Коморские острова предпринимает попытки возвращения о.Майотты в состав своей территории. При достижении независимости Коморами в 1975 году Франция сохранила за собой Майотту - один из главных Коморских островов.

Помимо территориальных споров и претензий на африканском континенте существует множество иных пограничных проблем. Бывают случаи, когда между некоторыми странами, где граница должна проходить по реке, положение линии границы вообще не установлено (ни по тальвегу, ни по срединной линии). Примеры: Бенин – Нигер, Кот – Д'Ивуар – Заир, Конго – Заир. Более двух десятков границ требуют уточнения на отдельных участках. В ряде мест необходимо уточнение пограничных линий на стыке трех границ. Некоторые границы или отдельные участки вообще не демаркировались. На других требуется более точная демаркация или редемаркация.

Таким образом, проблема территориальных споров и конфликтов в Африке является актуальной. Нерешенность территориальных споров может создавать конфликтные ситуации, которые не только подрывают процесс становления и укрепления международных позиций Африки, но и создают благоприятные условия для вмешательства западных стран, негативно воздействуют на международный климат в целом. Территориальные конфликты самым отрицательным образом сказываются на деятельности Организации африканского единства, различных региональных организаций африканских государств, затрудняют, а иногда и делают невозможным выработку согласованного курса африканских стран по тем или иным политическим и экономическим вопросам, ослабляют их позиции на международной арене.

В процессе взаимоотношений между африканскими странами нередко возникают спорные вопросы, которые могут быть объективно обусловлены различиями интересов этих стран в политической, экономической и других областях, колониальным прошлым, неоколониальным воздействием или субъективными факторами исторического, этнического, географического и психологического порядка и различной степенью воздействия каждого из них. Неблагоприятное сочетание этих условий может привести к перерастанию спора в конфликт различной степени интенсивности вплоть до применения вооруженных сил.

Конфликты между государствами Африки различны по своей сущности и приобретают в основном форму территориального спора и борьбы за реализацию государственных границ. Главным образом, как считают исследователи , причиной возникновения территориальных споров в Африке являются последствия колониальной системы. Пограничные конфликты между африканскими странами вызваны тем, что границы в большинстве случаев не совпадают с границами расселения племен и народностей, поскольку при разделе Африки европейские колонизаторы не учитывали границ между сложившимися издревле территориями различных африканских народов.

Тяжелое наследство колониализма, выражающееся в произвольно установленных и намеренно запутанных границах, порождает территориальные споры между освободившимися странами.

Таким образом, мы можем выделить целый комплекс геополитических проблем, присущих Африканскому континенту, основной причиной которых послужило колониальное прошлое региона. Следствием колониальной зависимости стали: социально-экономическая отсталость, территориальные споры и конфликты между различными странами, трудности с определением геополитического вектора развития, трудности с определением государственного устройства и управления. Как ни парадоксально, многие проблемы современной Африки предопределяются ее значительных ресурсным потенциалом, обуславливающим притязания промышленно развитых стран на ее природные богатства. В силу этого обстоятельства крупнейшие ТНК рассматривают Африку как зону своих стратегических интересов. Пестрый этнический и религиозный состав населения является фактором внутренней нестабильности и конфлитогенности, что в конечном итоге препятствует позитивному развитию региона. В современных условиях при наличии угрозы неоколониализма большое значение приобретает идея необходимости сохранения единства африканских государств для защиты национального суверенитета и обеспечения условий для самостоятельного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Роль Европы, России и США в концепции З. Бжезинского.

Збигнев Казимеж Бжезинский (Zbigniew Kazimierz Brzezinski), или «Неистовый Збиг», как называют его в Америке, родился в 1928 г. в польской столице городе Варшаве. В 1938 году вместе с родителями, которые работали дипломатами, переехал в Канаду. Где его и застала Вторая мировая война. В Польшу Збигнев возвращаться не захотел и в 50-е годы ХХ века перебрался в Соединенные Штаты Америки, где получил в 1958 году американское гражданство. В дальнейшем Бжезинский «верой и правдой» служил интересам США, посвятил свою карьеру изучению СССР, считая его «абсолютным злом» и неизбежным геополитическим противником Запада.

Политолог Збигнев Бжезинский наряду с Генри Киссинджером считается ведущим стратегом американской внешней политики XX века, одним из самых влиятельных представителей политической элиты США.

Его называли лучшим врагом СССР. «Неистовый Збиг» славится своим опасным умом, умением безошибочно определять болевые точки противника, чувством собственного превосходства и блестящей иронией, а также чисто польским шармом и польской подозрительностью ко всему русскому.

Збигнев Бжезинский является автором глобальной стратегии антикоммунизма (первым предложил объяснять всё происходящее в социалистических странах с позиций концепции тоталитаризма), теории технотронной эры и концепции американской гегемонии нового типа. В 60-х годах ХХ века он работал советником в администрациях президентов США Джона Кеннеди и Линдона Джонсона. При этом всегда занимал жёсткую позицию по отношению к Советскому Союзу.

В период президентства Билла Клинтона Бжезинский являлся автором концепции расширения НАТО на Восток.

Збигнев Бжезинский и в настоящее время является советником многих представителей американской политической элиты в вопросах внешней политики, в том числе и президента Обамы. А у нас в России и сейчас существует мнение, что его взгляды всё ещё оказывают серьезное влияние на внешнеполитический курс Америки.

Среди его многочисленных почетных должностей и званий хотелось бы отметить такие, как член «Трехсторонней комиссии» и «Бильдербергского клуба», почетный гражданин города Львов, почетный доктор Тбилисского государственного университета, сопредседатель американского «Комитета по Помощи Польше», член правления директоров «Польско-американского предпринимательского фонда», организатор и председатель «Американо-украинского Консультативного Комитета», а также член совета директоров нефтяной компании «BritishPetroleum – Amoco» и главный советник компании «Chevron».

Кроме того, Бжезинский был членом правления советов директоров организации «Международная Амнистия», элитного клуба «Совет по Международным Отношениям» и «Атлантического Совета», а сейчас еще и является членом правления директоров «Национального фонда за Демократию» («National Endowment for Democracy»), почетным председателем Фонда «AmeriCares» (частная филантропическая организация, занимающаяся гуманитарной помощью), членом совета попечителей некоммерческой организации «Freedom House».

Таким образом, контроль и доминирование над Евразией является главной политической целью Соединенных Штатов Америки. НАТО при этом является главным инструментом в достижении этой цели. В контексте американской экспансионистской политики НАТО, - в понимании З.Бжезинского должно играть такую же роль как морской флот для адмирала Мэхэна в прошлом.

В своей книге «Великая шахматная доска» он рассматривает расширение НАТО в свете теорий МакКиндера. Включение Польши, Венгрии и Чехии в НАТО, иными словами в Атлантическую империю США, – это не что иное, как установление американского контроля над Восточной Европой. Который для МакКиндера является прелюдией к захвату Мирового Острова, - Евразии.

Политической целью США, по мнению Бжезинского, обязана стать последовательность Америки в достижении и удержании доминирующей позиции в мире. В этом контексте «холодная война» для него являлась блокадой крепости «Хартлэнд», в геополитическом контексте тождественной с Советским Союзом. При этом, «битва» за Евразию является, по существу,  сутью «холодной войны». И в этой битве США были пространственно - чужим агрессором, стремившимся подчинить себе чужое геополитическое пространство. Советский Союз при этом выступал в роли Катехона, - сдерживателя, - внешняя политика которого была направлена на сдерживание глобального экспансионизма Соединенных Штатов Америки.

В заключение можно сказать, что Збигнев Бжезинский, усовременил геополитические доктрины морских сил и сформулировал геополитическую концепцию захвата Евразии в целях установления мировой гегемонии США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Значение азиатско-тихоокеанского региона                                      в современной геополитике.

Азиатско – Тихоокеанский мега – регион включает в себя ряд макрорегинов, таких как Северо – Восточная Азия, Юго – Восточная Азия, Южно – Тихоокеанский регион (Австралия, Новая Зеландия и тихоокеанские острова), Тихоокеанское побережье Америки и т.д. В свою очередь макрорегион Северо – Восточная Азия состоит, на наш взгляд, не только из стран, входящих в него по «описи ООН», но включает в себя  Тайвань и часть территории Российской Федерации – Дальневосточного федерального округа (ДВФО).

Понятие «Азиатско-Тихоокеанский регион», также как и остальные, схожие с ним дефиниции, не имеет однозначной интерпретации в современной научной литературе.  В зависимости от исследовательских задач его субрегиональная структура и граница меняются. Формальная логика предполагает (только исходя из названия самого региона) включение в него азиатских стран, имеющих выход к Тихому океану. В этом смысле АТР должен совпадать с понятием Азиатского полукольца – западной половины Тихоокеанского кольца.  Однако многие авторы, помимо данного региона, называют частью АТР не азиатские, но тихоокеанские государства  (США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию) и азиатские, но не тихоокеанские страны –  Монголию, Афганистан, Непал, Пакистан, Индию. 

Для обоснования подобного выбора исследователи используют не только географический (океано-географический) критерий, но и многие другие - экономический, политический, культурныо-цивилизационный и т.д. В целом, как и в случае с понятиями  «Тихоокеанский регион», «Тихоокеанское кольцо», «Тихоокеанский бассейн» и т.д., под термином «Азиатско – Тихоокеанский регион» понимают  совокупность стран и территорий, имеющих тихоокеанскую береговую линию, а также примыкающих к ним континентальных государств. Такой подход приводит иногда к излишнему расширению границ региона, что, в свою очередь дает повод усомниться в реальности его существования, как некой социально-территориальной целостности. В результате – Азиатско – Тихоокеанский регион объявляется мифом, выдумкой ученых и политиков.

Однако, если подходить к феномену АТР с точки зрения всех критериев понятия «регион», включая критерии виртуальности и структурной аморфности, то реальность данного транснационального образования ничем не отличается от объективности существования других регионов мира.

Азиатско – Тихоокеанский регион (ATP) является самым большим экономическим пространством на земном шаре. Данный регион обладает рядом особенностей и своей спецификой. Можно сказать, что сегодняшняя модель мирового хозяйства предполагает перемещение основного центра этого хозяйства из одного региона в другой. А последнее время все больше исследователей и ученых говорят о той новой роли, которую начинает играть в мировой экономике Азиатско – Тихоокеанский регион (АТР). Именно поэтому, сегодня все чаще можно встретить такое выражение, которое звучит как наступление тихоокеанского столетия. Таким образом, можно сказать, что Азиатско – Тихоокеанский регион (АТР) по глубине определенных геополитических процессов, а также по своей международно политической мощи выходит постепенно на центральное место в мире. В XXI столетии именно тут будут решаться судьбы мира. Сегодня на передний план в АТР выходят отношения между странами данного региона. Все это обуславливает актуальность темы данного реферата. Сегодня если рассматривать только географический подход, то можно сказать, что в АТР сложился так называемый азиатский четырехугольник, а это следующие его члены: Япония; Китай; НИС; АСЕАН. Одним из главных факторов развития экономических связей в данном регионе являются все усиливающиеся настроения в пользу азиатской солидарности, а также поиска общеазиатских ценностей. Вообще район бассейна Тихого океана и Азиатского континента на сегодняшний день является самой интересно развивающейся частью мирового хозяйства. На рубеже XX – ХХI веков в мире почти очевидным стало понимание того, что Азиатско – Тихоокеанский регион (АТР) в экономической жизни планеты будет играть очень значительную геополитическую и геоэкономическую роль. Анализ ситуации в                      Азиатско – Тихоокеанском регионе указывает на то, что, несмотря на актуальность проблем безопасности на Ближнем и Среднем Востоке, именно Азиатско – Тихоокеанский регион в долгосрочной перспективе потенциально «заряжен» более масштабными угрозами международной безопасности. Сегодня можно прогнозировать два самых вероятных определенных геополитических сценария активного развития событий в АТР. Сценарий первый – США и Китай против Индии и России. Сценарий второй – так называемая «морская сила» против «континентального блока» (США, Япония и Объединенная Корея против Китая, России и Индии). Данный сценарий подразумевает под собой укрепление уже существующего союза США и Японии, а это в итоге приведет к объединению двух Корей под эгидой американского влияния.

Важнейшей особенностью приграничных регионов является их непосредственный выход к территории соседней страны. В этой связи приграничная территория,  с одной стороны, сама испытывает разнообразное влияние соседней страны, а с другой, является своеобразным проводником влияния на нее.

В отдельных случаях часть или вся территория приграничного района может оказаться в сфере устойчивых интересов сопредельной страны. Это могут быть интересы к природным ресурсам данной территории, к сфере рынка, к транзитному потенциалу.  Такие интересы могут подкрепляться соответствующими межгосударственными договорами и соглашениями. Все это свидетельствует о том, что к данной приграничной территории у соседней страны сформировались определенные геополитические интересы. Со временем такие геополитические интересы могут распространяться и на другие территории страны.

Возможны следующие варианты отношений соседних стран:

-       устойчивый интерес к зарубежной территории проявляет лишь одна из сторон. Другая, соседняя страна, не проявляя взаимного интереса к соседней приграничной территории, в целом либерально относится к экономическим и иным связям с сопредельной страной. В сфере геополитических интересов, такими образом, оказывается приграничный регион лишь одной из стран;

-       устойчивый интерес к зарубежной территории проявляет лишь одна из сторон. Другая страна всячески препятствует развитию геополитических отношений с сопредельной территорией. Такая ситуация может перерасти либо в конфронтацию, либо в развитие двусторонних отношений;

-       устойчивый интерес к зарубежным приграничным территориям проявляют обе страны и, тогда вся приграничная территория становится сферой геополитических интересов;

-       соседние страны не проявляют заметного интереса к зарубежным приграничным территориям, поэтому социально – экономические связи между ними весьма ограничены. В основе таких отношений может лежать какая – либо геополитическая проблема между странами;

-       две соседние страны могут иметь протяженную границу (Россия и Китай), поэтому вдоль нее формируется несколько приграничных и трансграничных регионов с различающимися интересами и геополитическими отношениями.

Для современного трансграничного регионального сотрудничества характерны следующие черты:

-       децентрализация сотрудничества, обусловленная возникновением возможностей для большей самостоятельности приграничных и внутренних регионов в развитии внешних связей;

-       трансграничные связи охватывают все наиболее важные сферы жизнедеятельности современного государства – политическую, экономическую, культурную, экологическую, научно – технологическую и т.д.;

-       исторические традиции и региональные связи, складывающиеся на протяжении столетий, образуют фундамент трансграничного сотрудничества;

-       институционализация трансграничных отношений через создание региональных международных организаций, дополняющих мировые политические институты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Причины формирования и пути преодоления глобальной террористической угрозы.

В современной России рост угрозы терроризма происходит на фоне обострения и распространения политического, этнического, религиозного экстремизма, представляющего значительную опасность для интересов личности, общества и государства, политической, военной, экономической, экологической безопасности страны, ее конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Терроризм не относится к повсеместным явлениям. Использование этой тактики предполагает набор социокультурных и политических характеристик общества. Если эти характеристики отсутствуют, тактика терроризма реализована быть не может.

Терроризм – это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенные ею цели преимущественно через систематическое использование насилия. К причинам возникновения терроризма можно отнести следующее:

-       обострение противоречий в политической, экономической, социальной, идеологической, этнонациональной и правовой сферах;

-       нежелание отдельных лиц, групп и организаций пользоваться принятой для большинства общества системой уклада обществен – ной жизни и стремление в получений преимуществ путем насилия;

-       использование террористических методов отдельными лицами, организациями для достижения политических, экономических и социальных целей.

Основные причины возникновения терроризма можно разделить на политические, социально – экономические, экономические, религиозные, духовные.

Среди политических причин возникновения терроризма главной является политическая нестабильность. Если рассматривать                               социально – экономические причины, то основной причиной можно считать низкий уровень жизни в стране. Экономические. Терроризм сегодня – это бизнес, способный приносить своим организаторам немалый доход, который может быть сравним с доходами от нефтебизнеса. Торговля оружием, наркотиками, заложниками позволяет получать огромные прибыли. Религиозные. В настоящее время существуют религиозные течения, пропагандирующие насилие. Самым распространенным из них является ваххабизм (радикальное течение ислама). В большинстве случаев террористы лишь прикрывают свои истинные намерения религиозными лозунгами. Духовные. Важными духовными причинами возникновения терроризма являются: искажение правовых и общечеловеческих ценностей.

Терроризм, как правило, порождается:

-       наличием социальных, национальных и религиозных проблем, имеющих для данной социальной, национальной или иной группы бытийное значение и связанных с ее самооценкой, духовностью, фундаментальными ценностями, традициями и обычаями;

-       войной и военными конфликтами, в рамках которых террористические акты становятся частью военных действий;

-       наличием социальных групп, отличающихся от своих ближних и дальних соседей высоким уровнем материального благосостояния и культуры, а также в силу своей политической, экономической и военной мощи либо иных возможностей, диктующих свою волю другим странам и социальным группам. Первые вызывают зависть и ненависть, они наделяются всеми чертами опаснейшего и вероломного врага, которому, если нельзя победить его в открытом столкновении, можно скрытно нанести отдельные болезненные удары;

-       существованием тайных или полутайных обществ и организаций, в частности религиозных и сектантских, которые наделяют себя магическими и мессианскими способностями, вырабатывают единственно верное по их мнению учение спасения человечества или коренного улучшения его жизни, создания строя всеобщего добра, справедливости и достатка, вечного спасения души и т.д.;

-       нерешенностью важных экономических и финансовых вопросов, в том числе на законодательном уровне.

Все меры, направленные на борьбу с терроризмом условно можно разделить на силовые, правовые, внешние и внутренние. Силовыми методами борются не с терроризмом, а с его проявлениями. Только правовыми методами решить эту проблему в обозримом будущем, к сожалению, пока не представляется возможным. Внешние меры по борьбе с терроризмом включают в себя, во – первых, принятие специальных антитеррористических законов, взаимодействие государств, борющихся с терроризмом.                        Во – вторых, оказание экономического давления на страны, оказывающие поддержку международному терроризму. Внутренними называются меры, направленные на предупреждение террактов. Они являются наиболее эффективными. К таким мерам можно отнести: законодательные, административно – правовые, уголовно – правовые, социальные,                       финансово – экономические, политические, военные, пропагандисткие, профилактические и ряд других. Важнейшим аспектом для формирования адекватной терроризму ответной государственной стратегии является рассмотрение террористических преступлений не только в криминологическом аспекте предупреждения, выявления и пресечения преступлений, но и в целом – в рамках системы обеспечения безопасности, представляющей собой многофункциональный и многоуровневый механизм. Необходимо полностью задействовать не только возможности всех органов государственной власти, участвующих в рамках своей компетенции в предупреждении террористической деятельности, но также широко и негосударственных структур.

Успех борьбы с тем или иным опасным для общества явлением зависит от понимания его сущности и причин возникновения.

 

Противодействие идеологии терроризма включает в себя комплекс организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе убеждений, идей, настроений, мотивов, установок, направленных на коренное изменение существующих социальных и политических институтов государства.
Сегодня противодействие терроризму в России осуществляется по следующим основным направлениям:

-       профилактика терроризма;

-       борьба с терроризмом (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта и иных преступлений террористического характера);

-       минимизация и (или) ликвидация последствий террористических актов.

Под профилактикой терроризма понимается деятельность, включающая комплекс мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. Профилактика терроризма осуществляется по трем основным направлениям:

-       организация и осуществление на системной основе противодействия идеологии терроризма и экстремизма;

-       совершенствование антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических устремлений;

-       усиление контроля за соблюдением административных, правовых и иных режимов, способствующих противодействию терроризму.

Профилактика терроризма предполагает решение следующих задач:

-       разработка рекомендаций и осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;

-       выявление и прогнозирование террористических угроз, информирование о них органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также общественности для принятия мер по их нейтрализации;

-       оказание сдерживающего и позитивного воздействия на поведение отдельных лиц (групп лиц), склонных к экстремистским действиям;

-       определение правовой регламентации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации при введении режимов террористических угроз;

-       разработка перечня антитеррористических мероприятий для организации и проведения их на территории субъектов Российской Федерации с обязательным определением источников их финансирования;

-       разработка и введение типовых требований по защите от угроз террористических актов критически важных и потенциально опасных объектов, мест массового пребывания людей;

-       определение прав, обязанностей и ответственности руководителей органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов;

-       совершенствование правовой регламентации возмещения ущерба лицам, участвующим в пресечении террористического акта и проведении контртеррористической операции и (или) пострадавшим в результате их осуществления;

-       совершенствование взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в целях выработки единой стратегии и тактики в рамках осуществления международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму.

Комплекс мер по борьбе с террористическими проявлениями предусмотрен в рамках создаваемой в Российской Федерации государственной системы реагирования на террористические угрозы. В указанной системе в зависимости от уровня угроз определен соответствующий правовой режим, включающий административно-режимные, оперативно-розыскные и иные мероприятия, реализуемые оперативными штабами во взаимодействии с антитеррористическими комиссиями и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, а также перечень временных ограничений, направленных на недопущение террористических актов и минимизацию их последствий.

Наиболее действенной и эффективной формой пресечения террористического акта является контртеррористическая операция – комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.     Арктика как регион геополитических интересов.

Арктика долгое время находилась в стороне от ключевых мировых политических процессов. Однако в начале XXI в. арктическая тема стала занимать одно из приоритетных мест в глобальной повестке дня. Интерес к экономическому, геополитическому и геостратегическому потенциалу Арктики в настоящее время проявляют не только приарктиче-ские, но и неарктические страны Европы и Азии, а также различные международные организации и структуры.

Арктика — геополитически значимый регион, в котором пересекаются интересы многих государств. Эти интересы обуславливаются потенциалом, которым обладают арктические территории. Для России ключевое значение имеют ресурсный, транспортный и военно-стратегический факторы.

По запасам основных видов полезных ископаемых Арктика является одним из самых богатых регионов мира. Причем на Арктическую зону России приходится большая часть ресурсов. Перспективными на нефть и газ признаны 43 % суши и 70 % площади шельфа АЗР (Арктической зоны России). На долю российской Арктики приходится 71 % прогнозных запасов нефти и до 91 % природного газа. Арктика в будущем может стать для России основным источником энергоресурсов, что значительно повышает заинтересованность России в регионе в связи с сильной зависимостью экономики страны от экспорта природных

ресурсов, в первую очередь, углеводородов. Такого же мнения придерживаются эксперты, опрошенные Институтом региональных проблем. Так, по мнению большинства экспертов (74 %), Арктика — «это надежное обеспечение на перспективу энергетической безопасности России». Мнение экспертов сводится к тому, что «сохранение и развитие арктической нефтедобычи — основа энергетической безопасности России, а при той роли, которую играет энергетика в российской экономике, она (нефтедобыча в Арктике) становится важнейшим фактором национальной безопасности страны».

Помимо нефти и газа в Арктическом регионе находится более половины отечественных запасов других стратегически важных ресурсов: алмазов (99 %), металлов платиновой группы (98 %), никеля и кобальта (более 80 %), хрома и марганца (90 %), меди (60 %), сурьмы, олова, вольфрама и редкоземельных металлов (от 50 до 90 %), золота (40 %) и др. Значительная часть добываемых в Арктике ресурсов практически не имеет альтернативы с точки зрения их разработки в других регионах России.

Кроме запасов полезных ископаемых регион обладает огромными биоресурсами. Перспективы разработки возобновляемых биологических ресурсов связаны с их высокой обеспеченностью и разнообразием. Арктическая зона РФ «обеспечивает до 15 % вылова и производства морепродуктов в России».

В Арктическом регионе Россия сохранила значительный промышленный потенциал. «В течение десятилетий здесь создавались объекты нефтегазового комплекса, магистральные трубопроводы протяженностью в тысячи километров, электростанции, в том числе Билибинская АЭС, шахты, железные дороги, аэродромы, морские и речные порты». При населении около 1 % от общероссийской численности Арктика сегодня производит почти 12 % ВВП России и порядка 25 % общероссийского экспорта. Арктика сегодня является важнейшим для России резервом углеводородных, водных, биологических и других видов стратегически важных ресурсов, необходимых не только для развития экономики страны, но и для обеспечения ее минерально-сырьевой и национальной безопасности.

Большое значение для России имеет Северный морской путь (СМП), который является исторически сложившейся национальной транспортной коммуникацией России. Северный морской путь обеспечивает функционирование транспортной инфраструктуры государства в особенно труднодоступных районах, связывая в единую транспортную систему европейскую и дальневосточную части страны, и является важной составляющей инфраструктуры экономического и оборонного комплекса России.

Развитие и дальнейшее использование Северного морского пути способно не только принести России значительные доходы от экспорта услуг и товаров (например, ледокольное сопровождение судов, стоянка в портах и т. д.), но и дать толчок для развития смежных отраслей и стимулировать модернизацию инфраструктуры регионов России, расположенных вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

Следует сказать, что вокруг статуса Северного морского пути наблюдается конфликт интересов. Так, в отечественных официальных документах акцент ставится на том, что Северный морской путь находится под российской юрисдикцией, и в этом вопросе Россия занимает принципиальную позицию. Вместе с тем такой подход противоречит интересам других стран. США и их союзники по НАТО, а также азиатские государства заинтересованы в интернационализации СМП и передаче контроля над ним под транснациональное управление.

Россия стремится сохранить Арктический регион как зону мира, стабильности, безопасности и сотрудничества. При этом учитывается, что Арктика имеет важное военно-стратегическое значение для РФ.

В условиях повышения геополитического статуса Арктики наметилась опасная тенденция к милитаризации региона. Это проявляется в усилении военного присутствия отдельных государств, наличии в Арктическом регионе значительного военного потенциала России и НАТО.

Принимая во внимание все вышесказанное, следует отметить, что, если Россия не сумеет сохранить или же ослабит свое присутствие в Арктике, то контроль над этой территорией будет достаточно быстро потерян, а это уже ставит под угрозу сохранение страной своего суверенитета. Таким образом, можно сказать, что «стратегическое завоевание и удержание конкурентных преимуществ в освоении ресурсов и использовании морских коммуникаций региона в условиях нарастающей глобализации и экспансии мировых держав» является сегодня основным содержанием политики России в Арктике.

Интересы России в Арктике предопределяются потенциалом, которым обладают арктические территории и закрывают «северное» направление в системе геополитических интересов страны. Согласно одобренному в 2008 г. документу «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», главными интересами России в Арктике являются:

-       Использование Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы России, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны.

-       Сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества.

-       Сбережение уникальных экологических систем Арктики.

-       Использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации России в Арктике.

К геополитическим приоритетам России в Арктике можно отнести:

-       разработку энергоресурсов российской Арктики;

-       обеспечение охраны арктической границы и поддержание на должном уровне военного потенциала на Севере;

-       четкое определение российских северных границ, нейтрализацию проблемы территориальных притязаний со стороны приграничных государств, в том числе устранение правовой неопределенности в отношении границ континентального шельфа Российской Федерации;

-       развитие транспортных коммуникаций в Арктике;

-       развитие международного сотрудничества в макрорегионе;

-       реформирование социально-экономических структур;

-       поддержку коренных малочисленных народов Севера;

-       сохранение климатического баланса.

Подводя итог, можно отметить, что Россия имеет целый комплекс геополитических интересов и приоритетов в Арктике, который определяется ресурсным, транспортным и военно-стратегическим потенциалом арктических территорий. Следует учитывать их большую взаимозависимость. Так, добыча углеводородов на континентальном арктическом шельфе требует развитой морской транспортной инфраструктуры, дальнейшего развития Северного морского пути, правового закрепления исключительной экономической зоны и нейтрализации территориальных споров. Сохранение военно-стратегического паритета предполагает дипломатическое взаимодействие на двусторонней и многосторонней основе. Интересы сбережения экологии и поддержки коренных малочисленных народов также крайне значимы в связи с угрозой дискредитации политики России в Арктике. Арктика занимает сегодня важное место в системе геополитических интересов России, закрывая «северное» направление, а активизация арктической государственной политики России вносит свой вклад в обеспечение долгосрочных национальных интересов и стратегических национальных приоритетов, утвержденных указом Президента России «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 31 декабря 2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.     Геополитический потенциал Русского Севера                                                и проблемы его реализации.

Европейский Север России обладает огромными ресурсами, играет важнейшую роль для регулирования климата и экологии планеты, а его геополитическое значение в последние годы существенно возрастает. На первый взгляд недостатка внимания к изучению Севера нет, но о проблемах северных территорий пишут в основном экономисты и эконом-географы, а также экологи. При этом ни экология человека, ни культурная экология северных сообществ так и не стали предметом широкого обсуждения экспертов, а внимание к продуманному и целенаправленному улучшению социально-культурной среды на Севере не находится в центре внимания политических менеджеров.

Русский Север, как историко-культурная провинция: недооцененный ресурс исторического маркера

«Русский Север» - устойчивое геокультурное понятие, которое нередко используется как название одной из исторических провинций страны, не имеющей и не имевшей четких административных границ. В понимании географических границ «Русского Севера» нет единого мнения в связи с тем, что само понятие «Север» крайне многозначно. Кроме того, при попытках определить границы исследователи нередко находятся в плену понятий, предназначенных для административного и экономического районирования территорий, но очень редко используют концепт исторической провинции.

Значимость указанного понятия далеко не ограничивается территориальностью, а имеет, прежде всего, символический и исторический смысл. Этот смысл определяется восприятием региона в интеллектуальных и научных кругах и, что крайне важно, - в исторической памяти народа. Но, ис-

пользуя понятие «Русский Север», исследователи редко задумываются над его возникновением и значением, ибо, как заметила культуролог                       Н. Соловьева, «географическое название русский Север... «превратилось» в макрорегиональный топоним, который воспринимается как «естественный» -за ним стоит мощный культурно-ландшафтный регион Русский Север. Его естественность заключается, вероятно, в том, что Русский Север несет в себе функцию географического названия - метки (Русский Север - север России) и топонимическую функцию за счет использования этнического прилагательного «русский».

К середине XIX в. власти Российской империи стали понимать необходимость формирования собственной национальной идеологии и национального мифа, и в эту эпоху начинаются активные споры по поводу места великороссов в системе государства и по поводу самого понимания русскости. Политические идеи неизбежно находили отклик и в умонастроениях интеллектуальной элиты. От описания экзотических инородческих групп, населяющих обширные пространства империи, интерес исследователей все активнее стал смещаться к изучению русского крестьянина и его культурных ценностей. Созданное в указанную эпоху Русское географическое общество определило своей целью изучение Русской земли и русского народа, а усилиями путешественников, писателей и историков "«ледяные пустыни» и «девственная тайга» наполнялись русскими героями и русскими воинами»".

В этой связи все большее внимание стало уделяться анализу России как геополитического пространства и попыткам понимания того, кто есть великороссы, какие регионы страны являются историческим ядром Российского государства. Одним из первых исследователей, кто предложил перечень губерний, относящихся к заселенным великороссами территориям, был Н.И.Надеждин. Он определил пространство Великой России как «сердце» Российской империи. Но в состав Великой России Архангельская, Олонецкая и Вологодская губернии включены не были. Не относил к внутренней России и Великороссии эти губернии и географ К.И. Арсеньев, который также называл перечень областей «внутренней России», названных им «великим кругом». Однако во второй половине столетия воззрения на культурное значение европейского Севера изменились.

Открытие значения Русского Севера для науки, прежде всего, для истории, археологии, этнографии и фольклористики связывают с именами А.Ф. Гильфердинга, П.Е.Ефименко, Л.Н.Рыбникова, Е.Н.Барсова, Н.Е.Ончукова, Ф.М.Истомина и Г.О.Дют-ша, А.В.Маркова и А.Д.Григорьева, П.Г. Богатырева, О.Э. Озаровской и многих других ученых. Их труды позволили по-иному оценить культурный потенциал европейского Севера и его этнокультурное значение. Российской общественности регион был представлен не как периферия культурного пространства великороссов, а как некая «культурная кладовая», где сосредоточено их многовековое культурное наследие, где сохранилась некая «исконная», или «первозданная» русскость.

Сегодня вновь появляются идеи придать политическое значение термину Русский Север. Причем в данном случае можно говорить не столько о стремлении создать в перспективе некие «русские» административные единицы, сколько о возможном объединении национально-государственных образований, созданных большевиками на европейском Севере, в единый регион под предлогом его «исконной русскости» и его топонимического русского наименования. Поэтому сегодняшнюю борьбу за Русский Север можно рассматривать и как своеобразную форму противодействия национализму этнических меньшинств на европейском Севере России. Более того, сторонники русского национализма ставят перед собой не только задачу противопоставления этнического национализма русских этническому национализму меньшинств, но и задачу борьбы с «внутрирусским региональным сепаратизмом», к которому относят сибирский сепаратизм, казачий сепаратизм, калининградский сепаратизм, дальневосточный и уральский и, конечно, поморский сепаратизм.

Именно культурная роль Русского Севера привлекала сюда в конце XIX -начале XX вв. известных российских живописцев, писателей, разночинную интеллигенцию, делала регион культурно притягательным. В этом смысле отказ или неумение властей регионов европейского Севера и федеральных институтов власти использовать символический и культурный ресурс Русского Севера для пропаганды его общероссийской значимости, для иллюстрации идеи «единства в многообразии» как основы российской мультикультурности, нерационален. Ведь наличие многих общих черт в культуре народов, населяющих европейский Север РФ, и даже наличие общего культурного маркера для этой территории никак не отрицает культурного многообразия названного региона. Более того, символическое, историческое и культурное значение предложенной еще исследователями XIX в. концепции Русского Севера (которая была поддержана политическими деятелями той эпохи) необходимо всячески пропагандировать и развивать, ориентируя эту концепцию на решение политических, социальных и культурных проблем современной России. И особенно это актуально в свете тех социальных и культурных проблем, которые сегодня имеют место на европейском севере РФ, в частности проблем, связанных с оптимизацией межкультурных и межэтнических взаимоотношений, состояние которых в регионах европейского Севера не критично, но весьма далеко от идеала.

Оснований для того, чтобы говорить о проблемном характере развития Русского Севера более чем достаточно. Это состояние региональной экономики и ее структура, и неразвитость инфраструктуры, и состояние социальной сферы, и в том числе межэтнические отношения и положение местных сообществ. И хотя межэтнические отношения во всех регионах европейского Севера достаточно проблемны, поскольку, как показывают наши исследования, настроения интолерантности широко распространены, общая ситуация в этой сфере пока достаточно стабильна в силу того, что значимость этнической принадлежности как социального маркера явно переоценивается многими местными политиками и даже экспертами. К примеру, материалы нашего опроса, проведенного в марте 2010 г. в Сыктывкаре, Архангельске и Мурманске, показали, что национальная принадлежность «очень важна» для 33,9% респондентов в Архангельске,          13,8 – в Мурманске и 29,1% – в Сыктывкаре. Соответственно «совсем не важна» она для 14,9% опрошенных жителей Архангельска,                                  15,1 – опрошенных в Мурманске и 14,7% – в Сыктывкаре. Наибольшая доля (соответственно 49,2%; 68,1 и 51,7%) респондентов считает, что помнят о своей этнической принадлежности, но не считают, что она «имеет особое значение», поскольку «важнее личные качества человека, а не его национальность». Различия в оценках значимости этничности в зависимости от принадлежности респондентов к той или иной этнической группе не были значительными.

Самой серьезной социальной проблемой являются сегодня не межкультурные дистанции, а общий характер демографических (в том числе и этнодемо-графических) процессов на европейском Севере России. Наиболее очевидное свидетельство проблемного характера данных процессов – это постоянное снижение общей численности населения северных областей, округов и республик и отрицательное сальдо миграции. С 1989 по 2010 гг. Мурманская область потеряла 30,6% своего населения, Ненецкий автономный округ – 23,2%, Республика Коми – 29%. При этом население северных регионов РФ продолжает сокращаться и темпы снижения его численности остаются весьма высокими.

Еще одним важным следствием сформировавшихся на европейском Севере социальных настроений является тот факт, что миграционный отток и миграционные настроения создают серьезные проблемы для развития местной экономики и социальной сферы. Во – первых, европейский Север покидают наиболее молодые и дееспособные люди                                                                     и здесь начинает обостряться дефицит трудовых ресурсов,                                                         во – вторых, высококвалифицированные кадры не видят для себя перспектив в регионах, которые активно покидает население. Поэтому у местных предпринимателей и властей постоянно сужаются возможности для рекрутирования кадров хорошо подготовленных управленцев, что неизбежно снижает качество регионального экономического и политического менеджмента, которое уже сегодня требует улучшения. В – третьих, депрессивные регионы вызывают все меньший интерес у бизнеса и инвесторов или этот интерес ограничивается очень узкими сферами, что в перспективе может привести к появлению серьезных дисбалансов в их экономическом и социальном развитии.

По существу сложившаяся ситуация дает основания утверждать, что сегодня начался процесс деколонизации европейского Севера, в результате которого деградируют и перестают существовать не только многие села и деревни, но и поселки, а сам процесс деколонизации приобрел устойчивый характер. А поскольку это так, постольку возникает угроза «опустынивания» обширных северных территорий, где прекращается всякая хозяйственная деятельность ввиду того, что дееспособное население их покинуло.

Стоит особо отметить, что политика крупных компаний, действующих на европейском Севере, не всегда может быть охарактеризована как социально ответственная. В это смысле не менее показательны проблемы, которые возникают в Ненецком автономном округе. Здесь исторически сформировалось поликультурное сообщество, состоящее из трех основных этнических компонентов - ненцев, русских и коми. Все эти группы довольно поздно освоили территорию округа, но, по предположениям ученых, ненцы пришли сюда на рубеже первого и второго тысячелетия новой эры, т. е. несколько ранее двух других этнических сообществ. Оленеводство составляло основу хозяйства и культурных отличий европейских ненцев от их соседей, хотя коми-ижемцы уже в XVI в. переняли у них весь оленеводческий комплекс и существенно модернизировали его.

Север европейской части России, долгое время представлявшийся культурной и интеллектуальной элитой страны, как историческая провинция, сыгравшая важнейшую роль в формировании русской идентичности. И как некое символическое и сакральное пространство, определившее культурный образ страны, в последние десятилетия утрачивает свое экономическое значение, так и свою привлекательность для местного населения и мигрантов из других регионов страны. Одновременно происходит изменение культурного образа региона, ибо вместо образа хранителя национального духа и традиций занимает образ далекой и отсталой периферии, с которой нельзя связывать ни личные судьбы, ни судьбы Отечества. В результате Север продолжает активно терять жителей, и исход населения превратился в устойчивую тенденцию. Возникает угроза опустынивания обширных освоенных территорий, усиления экономических и социальных диспропорций в регионах европейского Севера и угроза успешной реализации программ освоения Арктики, поскольку именно Русский Север и исторически, и в плане логистики может и должен служить базой освоения всех арктических территорий.

Русский Север имеет еще и общенациональное значение, поскольку рожденная на рубеже XIX и XX вв. концепция Русского Севера была ориентирована на формирование общих национальных символов и общей национальной мифологии, которые играли важную роль в процессе формирования российской нации. Сегодня прежний идейный и культурный смысл маркера Русский Север утрачен и не востребован политическими менеджерами. Утрачена не только культурная, но и социальная привлекательность региона в глазах населения России, что привело к устойчивому и масштабному оттоку жителей. Более того, интересы местных культурных сообществ учитываются явно недостаточно. Это создает угрозу их разрушения и исчезновения. В результате социальные и культурные риски на Русском Севере усиливаются, что ставит под вопрос возможности успешной реализации стратегии освоения арктических и субарктических территорий РФ. Очевидно, что назрела необходимость выработки не только формальных региональных стратегий социально-экономического развития, но эффективной макрорегиональной стратегии, которая бы учитывала не столько проблемы военного, экологического, геополитического порядка или интересы освоения сырьевых ресурсов Севера, но в большей мере была бы ориентирована на интересы формирования стабильных и развивающихся социальных и культурных сообществ, проживающих на данной территории.

7.     Список используемой литературы:

1.       Аваков М.М. Правопреемство освободившихся государств. - М„ 1985 г.

2.       Актуальные проблемы межафриканских отношений. М.,1983.

3.       Андреев И. Россия и Африка: что впереди? //Москва.- № 8.-1999.

4.       Жуков О.В. Российское предпринимательство в Африке: тенденции и перспективы. Доклад // Африканский и азиатские рынки.- Октябрь-Ноябрь 2001.

5.       Карташкин В.А. Территориальные проблемы развивающихся стран, М., 1965.

6.       Майнс П. От ОАЕ к «Африканскому Союзу». Стремление Кадафи к африканскому единству //Международная политика.Выпуск № 11,ноябрь 2001 г.

7.       Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник /Под ред.В.П.Колесова и М.Н.Осьмовой.-М.:Флинта, 2000.

8.       Причины конфликтов и содействие обеспечению прочного мира и устойчивого развития в Африке. Доклад Генерального секретаря. UN Documents А/52/871 - S/1998/318.

9.       Притворов А. В. Южная Африка и другие страны южноафриканского региона в эпоху перемен. М., 2002.

10.   Региональные аспекты экономического развития Африки (90-е годы) : Сб. ст. / Отв. ред. В. П. Морозов. М., 2002.

11.   Бжезинский З. Как строить отношения с Россией // Pro et contra. — 2001. — T. 6, № 1/2.

12.   Бжезинский З. Большой провал: Рождение и смерть коммунизма в двадцатом веке / Transl. by Larissa Gershtein. — New York : Liberty, 1989.

13.   Бжезинский З. Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы = The grand chessboard: American primacy and its geostrategic imperatives — New York : Basic books, October 1997 / Пер. с англ. О. Ю. Уральской. — М. : Международные отношения, 1998.

14.   Бжезинский З. Выбор. Мировое господство, или глобальное лидерство = The choice: global domination or global leadership / Пер. с англ. Е. А. Нарочницкой, Ю. Н. Кобякова. — М. : Международные отношения, 2004.

15.   Бжезинский З. Ещё один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы / Пер. с англ. Ю. В. Фирсова. — М. : Международные отношения, 2007.

16.   Бжезинский З. Китай — региональная, а не мировая держава // Pro et contra. — 1998. — T. 3, № 1.

17.   Бжезинский З. Лицом к России // США: Экономика. Политика. Идеология. — 1998. — № 8.

18.   Бжезинский З. План игры : геостратег. структура ведения борьбы между США и СССР / Пер. с англ. — М. : Прогресс, 1986.

19.   З. Бжезинский. Посткоммунистический национализм. М. : ИНИОН, 1991.

20.   Бжезинский З. Преждевременное партнерство: Реферат / РАН Институт научной информации по общественным наукам; В. В. Александров. М., 1994.

21.   Бронников А.Н., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. Вопросы обеспечения энергетической безопасности в странах АТР // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 8-3. – С. 175-180.

22.   Гурулева Т.Л., Ширяева О.А., Скрипкарь М.В. Взаимодействие Китая с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (тезисы) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 4. – С. 146-150.

23.   Ильяшик А.Н. Продовольственная дифференциация в странах АТР // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2013. – №9. – С. 199-203.

24.   Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. – М.: Прогресс, 2009. – 286 с.

25.   Тимофеева М.Л., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. Отношения Китая с Корейской народной демократической республикой//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 8-3. – С. 176.

26.   Трифонов В.И. Ситуация в АТР: столкновение линий на сотрудничество и на противоборство // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – 2012. – №17. – С. 29-44.

27.   Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 304 c.

28.   Азиатско-Тихоокеанский регион. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: ftp://ftp.fao.org/docrep/fao/011/i0350r/i0350r01b.pdf

29.   Азиатско-Тихоокеанский регион в международно-геополитических отношениях на рубеже ХХ-ХХI вв. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://1news.az/politics/20150224051800835.html

30.   Ким Ю.С. Состояние, перспективы и развитие интеграционных процессов в АТР. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://politika.snauka.ru/2014/08/1606

31.   Агафонов Н. Т., Исляев P.A., Литовка О. П. Территориальная организация общества: вопросы теории и практики. - СПб.: ООО Изд-во «Петрополис», 2003. - 204 с.

32.   Административно-территориальное деление Ленинградской области / Под общ. ред. Ю. Г. Марасаева, Ю. С. Львова, В. П. Герасимова, В. В. Павлова. СПб., 2002. - 194 с.

33.   Азарян Б. С. Обеспечение безопасности внешних границ России в Кавказском регионе: комплексное социологическое исследование: Автореф. дис. . канд. социол. наук: 22.00.04 / Сев.-Кавк. гос. техн. ун-т. Ставрополь, 2000.-23 с.

34.   Актуальные проблемы российской геополитики: Сб. науч. ст. / Под общ. ред. В. А. Михайлова. М.: Изд-во РАГС, 2004. - 141 с.

35.   Пилясов А.Н. И последние станут первыми. Северная периферия на пути к экономике знания. М., 2009. 544 с.

36.   Север: проблемы периферийных территорий / Отв. ред. В.Н.Лаженцев. Сыктывкар, 2007. 420 с.

37.   Ушкалов И.Г., Малаха ИА. Территориальные общности населения Севера (Зарубежный опыт и некоторые выводы в контексте решения российских проблем)//Человек на Севере: условия и качество жизни. Сыктывкар, 1999. С.30-35.

38.   Brunstad Bj0rn, Magnus Eivind, Swanson Philip, H0nneland Geir, 0verland Indra. Big Oil Playground, Russian Bear Preserve or European Periphery? The Russian Barents Sea Region towards 2015. Eburon Delft: Eburon Academic Publishers, 2004.218 p.

39.   Данилов Денис. Северный морской путь и Арктика: война за деньги уже началась. URL: http://www. ruskline.ru/analitika/2009/ 10/22/severnyj_put_i_arktika_voina_za_den_g i_uzhe_nachalas/

40.   Stammler-Gossmann Anna Reshaping the North of Russia: toward a conception of space/Position paper for the 5th NRF open Assembly, September 24th - 27th 2008 URL: http: //www.nrf.is/Open Meetings...Papers/ StammlerGrossmann

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

СОДЕРЖАНИЕ 1. Проблемы взаимоотношений африканских государств…………………… 3 2

СОДЕРЖАНИЕ 1. Проблемы взаимоотношений африканских государств…………………… 3 2

Проблемы взаимоотношений африканских государств

Проблемы взаимоотношений африканских государств

Все это объективно обусловлено различием интересов этих стран в политической, экономической и других областях, колониальным прошлым, неоколониальным воздействием или субъективными факторами исторического и психологического порядка…

Все это объективно обусловлено различием интересов этих стран в политической, экономической и других областях, колониальным прошлым, неоколониальным воздействием или субъективными факторами исторического и психологического порядка…

Камеруном и Нигерией, Малави и

Камеруном и Нигерией, Малави и

Неблагоприятное сочетание этих условий может привести к перерастанию спора в конфликт различной степени интенсивности вплоть до применения вооруженных сил

Неблагоприятное сочетание этих условий может привести к перерастанию спора в конфликт различной степени интенсивности вплоть до применения вооруженных сил

Пестрый этнический и религиозный состав населения является фактором внутренней нестабильности и конфлитогенности, что в конечном итоге препятствует позитивному развитию региона

Пестрый этнический и религиозный состав населения является фактором внутренней нестабильности и конфлитогенности, что в конечном итоге препятствует позитивному развитию региона

Варшаве. В 1938 году вместе с родителями, которые работали дипломатами, переехал в

Варшаве. В 1938 году вместе с родителями, которые работали дипломатами, переехал в

Среди его многочисленных почетных должностей и званий хотелось бы отметить такие, как член «Трехсторонней комиссии» и «Бильдербергского клуба», почетный гражданин города

Среди его многочисленных почетных должностей и званий хотелось бы отметить такие, как член «Трехсторонней комиссии» и «Бильдербергского клуба», почетный гражданин города

Политической целью США, по мнению

Политической целью США, по мнению

Азиатско – Тихоокеанский мега – регион включает в себя ряд макрорегинов, таких как

Азиатско – Тихоокеанский мега – регион включает в себя ряд макрорегинов, таких как

В результате – Азиатско – Тихоокеанский регион объявляется мифом, выдумкой ученых и политиков

В результате – Азиатско – Тихоокеанский регион объявляется мифом, выдумкой ученых и политиков

Анализ ситуации в

Анализ ситуации в

В сфере геополитических интересов, такими образом, оказывается приграничный регион лишь одной из стран; - устойчивый интерес к зарубежной территории проявляет лишь одна из сторон

В сфере геополитических интересов, такими образом, оказывается приграничный регион лишь одной из стран; - устойчивый интерес к зарубежной территории проявляет лишь одна из сторон

Причины формирования и пути преодоления глобальной террористической угрозы

Причины формирования и пути преодоления глобальной террористической угрозы

Терроризм не относится к повсеместным явлениям

Терроризм не относится к повсеместным явлениям

Религиозные. В настоящее время существуют религиозные течения, пропагандирующие насилие

Религиозные. В настоящее время существуют религиозные течения, пропагандирующие насилие

Все меры, направленные на борьбу с терроризмом условно можно разделить на силовые, правовые, внешние и внутренние

Все меры, направленные на борьбу с терроризмом условно можно разделить на силовые, правовые, внешние и внутренние

Сегодня противодействие терроризму в

Сегодня противодействие терроризму в

Российской Федерации и антитеррористических комиссий в субъектах

Российской Федерации и антитеррористических комиссий в субъектах

Наиболее действенной и эффективной формой пресечения террористического акта является контртеррористическая операция – комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и…

Наиболее действенной и эффективной формой пресечения террористического акта является контртеррористическая операция – комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и…

Европы и Азии, а также различные международные организации и структуры

Европы и Азии, а также различные международные организации и структуры

Арктике ресурсов практически не имеет альтернативы с точки зрения их разработки в других регионах

Арктике ресурсов практически не имеет альтернативы с точки зрения их разработки в других регионах

России, расположенных вдоль побережья

России, расположенных вдоль побережья

Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», главными интересами

Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», главными интересами

Интересы сбережения экологии и поддержки коренных малочисленных народов также крайне значимы в связи с угрозой дискредитации политики

Интересы сбережения экологии и поддержки коренных малочисленных народов также крайне значимы в связи с угрозой дискредитации политики

Севере не находится в центре внимания политических менеджеров

Севере не находится в центре внимания политических менеджеров

Политические идеи неизбежно находили отклик и в умонастроениях интеллектуальной элиты

Политические идеи неизбежно находили отклик и в умонастроениях интеллектуальной элиты

Сегодня вновь появляются идеи придать политическое значение термину

Сегодня вновь появляются идеи придать политическое значение термину

России. И особенно это актуально в свете тех социальных и культурных проблем, которые сегодня имеют место на европейском севере

России. И особенно это актуально в свете тех социальных и культурных проблем, которые сегодня имеют место на европейском севере

Самой серьезной социальной проблемой являются сегодня не межкультурные дистанции, а общий характер демографических (в том числе и этнодемо-графических) процессов на европейском

Самой серьезной социальной проблемой являются сегодня не межкультурные дистанции, а общий характер демографических (в том числе и этнодемо-графических) процессов на европейском

А поскольку это так, постольку возникает угроза «опустынивания» обширных северных территорий, где прекращается всякая хозяйственная деятельность ввиду того, что дееспособное население их покинуло

А поскольку это так, постольку возникает угроза «опустынивания» обширных северных территорий, где прекращается всякая хозяйственная деятельность ввиду того, что дееспособное население их покинуло

Русский Север имеет еще и общенациональное значение, поскольку рожденная на рубеже

Русский Север имеет еще и общенациональное значение, поскольку рожденная на рубеже

Карташкин В.А. Территориальные проблемы развивающихся стран,

Карташкин В.А. Территориальные проблемы развивающихся стран,

Бжезинский З. Китай — региональная, а не мировая держава //

Бжезинский З. Китай — региональная, а не мировая держава //

Трифонов В.И. Ситуация в АТР: столкновение линий на сотрудничество и на противоборство //

Трифонов В.И. Ситуация в АТР: столкновение линий на сотрудничество и на противоборство //

Ушкалов И.Г., Малаха ИА. Территориальные общности населения

Ушкалов И.Г., Малаха ИА. Территориальные общности населения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2020