Во временных рамках в былинах изображаются три исторических наслоения:
1. Киевский период (ужасы первых татарских погромов): созданы былины о Святогоре и о Волке Всеславьевиче.
2. Во времена многолетнего гнета татарского ига: о богатырях-воинах: Об Илье Муромце, о Добрыне, об Алеше Поповиче, о Дунае, о Ваислие Игнатьевиче и Батыге, о Сухмане и др.
3. Разгром национального врага (московский период).
По сюжетам былины можно разделить на несколько основных групп:
- героические – «Илья и сын», «Камское побоище» и др.о богатырях-воинах;
- новеллистические (бытовая, семейная или любовная тематика) – возникает конфликт между богатырями, князем и богатырем (боя не происходит), неудавшаяся любовь и т.д.: «Ставр Годинович», «Михайло Потык», «Муж на свадьбе своей жены», «Данило Ловчанин», «Чурило Пленкович», «Дюк Степанович», «Соловей Будимирович», «Хотен Блудович»;
- новгородского цикла: о Садко, Василии Буслаеве;
- былины о создателях богатырских песен: «Вавило и скоморохи», «Сорок калик со каликою».
- былины сказочного содержания: «Купеческая дочь и царь», «Женитьба Пересмякина племянника», «Подсолнечное царство», «Ждан царевич», «Ванька Удовкин сын» и др.
ОСОБЕННОСТИ БЫЛИН
1. Нередко былина начинается с запева. Он не связан с содержанием былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход – это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).
Былина обычно начинается с зачина, определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция, в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.
2.Троекратность или троичность в былинах является одним из главных приемов изображения (на богатырской заставе стоят три богатыря, богатырь совершает три поездки – «Три поездки Ильи», Садко три раза купцы новгородские не зовут на пир, он же три раза бросает жребий и т.д.). Все эти элементы (троичность лиц, троекратность действия, словесные повторы) имеются во всех былинах. Большую роль в них играют и гиперболы, используемые для описания героя и его подвига. Гиперболично описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник), а также описание силы воина-богатыря. В этом проявляются фантастические элементы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.