Герой ранней лирики Маяковского

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека! В.Маяковский Творчество поэта-футуриста В.В.Маяковского воспринимается далеко не однозначно. Не вызывает удивления тот факт, что стихотворения этого автора всегда являлись предметом острых споров: мое собственное отношение к этому поэту долгое время оставалось весьма противоречивым. Я с удовольствием декламировала в свое время: …Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца! Но многие стихотворения Маяковского вызывали у меня недоумение, а вот одно из последних его произведений, незаконченная поэма “Во весь голос”, всегда заставляло проникнуться чувством сопричастности к эпохе, истории… Возможно, адресное обращение:
Иконка файла материала Герой ранней лирики Маяковского.doc
Герой ранней лирики Маяковского Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека! В.Маяковский Творчество поэта­футуриста В.В.Маяковского воспринимается далеко не однозначно. Не вызывает удивления  тот факт, что стихотворения этого автора всегда являлись предметом острых споров: мое собственное  отношение к этому поэту долгое время оставалось весьма противоречивым. Я с удовольствием декламировала в  свое время: …Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить –  и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца! Но многие стихотворения Маяковского вызывали у меня недоумение, а вот одно из последних его произведений, незаконченная поэма “Во весь голос”, всегда заставляло проникнуться чувством сопричастности к эпохе,  истории… Возможно, адресное обращение: Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана­главаря. Заглуша  поэзии потоки, я шагну через лирические томики, как живой  с живыми говоря… заставляло меня изменить отношение к автору, который обратился со своим страстным призывом именно ко мне; моим сверстникам; тем, кто старше нас; тем, кто моложе… Именно это произведение заставило осознать, что грубость, резкость, пренебрежительно­вызывающий тон  Маяковского – это крик души за страдающего современного автору человека. А чем же вызван этот крик души?  Маяковский объяснил это своими стихами, в которых одинокий лирический герой мается, мучается, страдает в  бездушии окружающего мира. И самое главное, что между конкретным “я” поэта и его лирическим героем  дистанции практически нет. В полном разладе лирического героя и противостоящего ему жестокого, несовершенного мира появилось в 1913­ м году стихотворение с вызывающим названием “Нате!”. Противостояние лирического героя и городской толпы  здесь определяется весьма просто: разные ценностные ориентации. То, что дорого ему, толпе ничего не стоит; у нее другие идеалы: Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где­то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Налицо конфликт между душой, одухотворенностью и плотью, сытостью, довольством, благополучием в  определенном понимании толпой этого слова: Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош… Разумеется, лирический герой одинок в этом мире, где окружающие его обыватели “ничего не понимают”, потому что они “бездарные, многие, думающие, нажраться лучше как…”. И страдает герой Маяковского, тоскует оттого,  что не чувствует себя среди людей. “Нет людей”, – скажет он после откровенного признания: “…тоскою к людям  ведомый иду…”. Отсутствие гуманного отношения среди людей угнетает лирического героя и заставляет  сделать убийственный вывод: “…из Петрограда исчезли красивые люди”.Но может быть, поэт слишком скоропалительно делает этот вывод? Нет, двумя годами ранее, в 1914 году,  Маяковский обращался к возможным союзникам в стихотворении “Послушайте!”. Стихотворение начинается с  вопроса, который вызван резким несоответствием мечты и действительности. Поэт и его герой недоумевают: Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому­нибудь нужно? Лирический герой, “тревожный, но спокойный наружно”, ищет заинтересованных слушателей, страстно хочет,  чтобы они скорее появились и разделили с ним радость, любовь, отчаяние и надежду; герой верит, что  слушатели тоже не вынесут “эту беззвездную муку” и станут его идейными союзниками. Эта надежда объясняет  доверительное признание лирического героя. Оправдана ли эта надежда? Нет. И поэт вместе со своим героем гневно бросает оппонентам страстные и  жесткие слова: Вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?! Основной прием изображения лирического “я”, категорично осуждающего толпу, – антитеза. С особой силой это  противостояние прозвучало в программном произведении раннего творчества Маяковского, поэме “Облако в  штанах”: Вашу мысль, мечтающую на размягченном мозгу, как выжиревший лакей на засаленной кушетке, буду дразнить об окровавленный сердца лоскут, досыта издеваюсь, нахальный и едкий. Маяковский назвал эту поэму “тетраптих”. Смысл этого названия становится понятным, если вспомнить, что  противостояние обществу в прологе поэмы вырастает до противостояния всему мирозданию, определяемому  дерзким вызовом и лозунгами: “долой вашу любовь”, “долой ваше искусство”, “долой ваш строй”, “долой вашу  религию”. Но противостоять всем и всему под силу только небывалой личности. Поэтому автор использовал в поэме прием  гиперболизации образа: Мир огромив мощью голоса, иду – красивый, двадцатидвухлетний…, а диапазон этой личности – полюса: “бешеный” – “безукоризненно нежный, не мужчина, а облако в штанах!”.  Этот герой яростно конфликтует с миром, обнаруживая свою бунтарскую сущность, так как пошлый мир надо  разрушить во что бы то ни стало. Лирический герой Маяковского часто оказывался в изоляции, в одиночестве, не находил понимания, вероятно,  потому, что сам автор видел больше, чем окружающие. И свое творчество он адресовал не только  современникам, но и завещал его потомкам: Грядущие люди! Кто вы? Вот – я, весь боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души! Так В.В.Маяковский еще в ранних стихах определял цель искусства, назначение поэта: слом старого мира –  условие обновления жизни.

Посмотрите также