Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека!
В.Маяковский
Творчество поэта-футуриста В.В.Маяковского воспринимается далеко не однозначно. Не вызывает удивления тот факт, что стихотворения этого автора всегда являлись предметом острых споров: мое собственное отношение к этому поэту долгое время оставалось весьма противоречивым. Я с удовольствием декламировала в свое время:
…Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить –
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
и солнца!
Но многие стихотворения Маяковского вызывали у меня недоумение, а вот одно из последних его произведений, незаконченная поэма “Во весь голос”, всегда заставляло проникнуться чувством сопричастности к эпохе, истории… Возможно, адресное обращение:
Герой ранней лирики Маяковского
Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека!
В.Маяковский
Творчество поэтафутуриста В.В.Маяковского воспринимается далеко не однозначно. Не вызывает удивления
тот факт, что стихотворения этого автора всегда являлись предметом острых споров: мое собственное
отношение к этому поэту долгое время оставалось весьма противоречивым. Я с удовольствием декламировала в
свое время:
…Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить –
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
и солнца!
Но многие стихотворения Маяковского вызывали у меня недоумение, а вот одно из последних его произведений,
незаконченная поэма “Во весь голос”, всегда заставляло проникнуться чувством сопричастности к эпохе,
истории… Возможно, адресное обращение:
Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горланаглаваря.
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
с живыми говоря…
заставляло меня изменить отношение к автору, который обратился со своим страстным призывом именно ко мне;
моим сверстникам; тем, кто старше нас; тем, кто моложе…
Именно это произведение заставило осознать, что грубость, резкость, пренебрежительновызывающий тон
Маяковского – это крик души за страдающего современного автору человека. А чем же вызван этот крик души?
Маяковский объяснил это своими стихами, в которых одинокий лирический герой мается, мучается, страдает в
бездушии окружающего мира. И самое главное, что между конкретным “я” поэта и его лирическим героем
дистанции практически нет.
В полном разладе лирического героя и противостоящего ему жестокого, несовершенного мира появилось в 1913
м году стихотворение с вызывающим названием “Нате!”. Противостояние лирического героя и городской толпы
здесь определяется весьма просто: разные ценностные ориентации. То, что дорого ему, толпе ничего не стоит; у
нее другие идеалы:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
гдето недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Налицо конфликт между душой, одухотворенностью и плотью, сытостью, довольством, благополучием в
определенном понимании толпой этого слова:
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош…
Разумеется, лирический герой одинок в этом мире, где окружающие его обыватели “ничего не понимают”, потому
что они “бездарные, многие, думающие, нажраться лучше как…”. И страдает герой Маяковского, тоскует оттого,
что не чувствует себя среди людей. “Нет людей”, – скажет он после откровенного признания: “…тоскою к людям
ведомый иду…”. Отсутствие гуманного отношения среди людей угнетает лирического героя и заставляет
сделать убийственный вывод: “…из Петрограда исчезли красивые люди”.Но может быть, поэт слишком скоропалительно делает этот вывод? Нет, двумя годами ранее, в 1914 году,
Маяковский обращался к возможным союзникам в стихотворении “Послушайте!”. Стихотворение начинается с
вопроса, который вызван резким несоответствием мечты и действительности. Поэт и его герой недоумевают:
Ведь, если звезды зажигают –
значит – это комунибудь нужно?
Лирический герой, “тревожный, но спокойный наружно”, ищет заинтересованных слушателей, страстно хочет,
чтобы они скорее появились и разделили с ним радость, любовь, отчаяние и надежду; герой верит, что
слушатели тоже не вынесут “эту беззвездную муку” и станут его идейными союзниками. Эта надежда объясняет
доверительное признание лирического героя.
Оправдана ли эта надежда? Нет. И поэт вместе со своим героем гневно бросает оппонентам страстные и
жесткие слова:
Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Основной прием изображения лирического “я”, категорично осуждающего толпу, – антитеза. С особой силой это
противостояние прозвучало в программном произведении раннего творчества Маяковского, поэме “Облако в
штанах”:
Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца лоскут,
досыта издеваюсь, нахальный и едкий.
Маяковский назвал эту поэму “тетраптих”. Смысл этого названия становится понятным, если вспомнить, что
противостояние обществу в прологе поэмы вырастает до противостояния всему мирозданию, определяемому
дерзким вызовом и лозунгами: “долой вашу любовь”, “долой ваше искусство”, “долой ваш строй”, “долой вашу
религию”.
Но противостоять всем и всему под силу только небывалой личности. Поэтому автор использовал в поэме прием
гиперболизации образа:
Мир огромив мощью голоса,
иду – красивый,
двадцатидвухлетний…,
а диапазон этой личности – полюса: “бешеный” – “безукоризненно нежный, не мужчина, а облако в штанах!”.
Этот герой яростно конфликтует с миром, обнаруживая свою бунтарскую сущность, так как пошлый мир надо
разрушить во что бы то ни стало.
Лирический герой Маяковского часто оказывался в изоляции, в одиночестве, не находил понимания, вероятно,
потому, что сам автор видел больше, чем окружающие. И свое творчество он адресовал не только
современникам, но и завещал его потомкам:
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души!
Так В.В.Маяковский еще в ранних стихах определял цель искусства, назначение поэта: слом старого мира –
условие обновления жизни.