Гибкое планирование в детском саду
Оценка 5

Гибкое планирование в детском саду

Оценка 5
docx
18.04.2024
Гибкое планирование в детском саду
Мастер-класс Гибкое планирование.docx

Мастер – класс

«Гибкое планирование в ДОу – ромашка Блума»

 

Требования современного образования, обозначенные во ФГОС, нацеливают на принцип "учить не науке, а учить учиться".

         Такую задачу ставит технология развития критического мышления. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

 А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?

Сегодня я хочу вам продемонстрировать один из популярных приемов развития критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Этот прием называется "Ромашка  Блума" или «ромашка вопросов и ответов».  Он достаточно популярен в мире современного образования.

Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован не только учителем любого предмета, но и учителем начальных классов.

Главным в работе с текстом является осмысление информации. Практика показывает, что у современных школьников с этим, не редко, возникают большие проблемы. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы?  Перефразируя высказывание Элисон Кинг можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить».

Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.

«Ромашка Блума» помогает научить  детей задавать вопросы.

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

               https://fs00.infourok.ru/images/doc/299/298847/img21.jpg

 

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику  возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.Вопрос следует начать со слова – объясни…

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова – придумай….

5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".Вопрос следует начать со слова – предложи….

6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…

Варианты использования "Ромашки Блума"

Возможны два варианта:

•        Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.

•        Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

Разбор текста для воспитателей (согласно тематической недели в детском саду)

Образовательный рассказ для детей, который расскажет, кто был первый покоритель космоса. Отважный, смелый герой, отправившийся в невероятно опасное путешествие…

Ребята, сегодня мы открываем новую серию рассказов! Прочитав их вы будете узнавать об удивительных людях, которые когда-то жили или сейчас живут вместе с нами на одной планете. О настоящих героях, совершивших небывалые поступки или сделавших невероятные открытия!

И конечно, первым о ком пойдёт наш рассказ — это Юрий Гагарин. Ребята, вы знаете, что это за человек? Если да, просто отлично! Но вам всё равно будет интересно послушать удивительные факты о нём и его полёте! Ну а если вы еще не слышали, кто такой Гагарин, не беда! Потому что этот рассказ откроет тебе окно в мир, где живут настоящие супергерои!

Итак! 12 апреля 1961 года, один космонавт полетел в космос. Между тем, это был не просто полёт! Прежде всего, в этот день случилось настоящее чудо, впервые в истории человечества — человек преодолел притяжение земли и вылетел в открытый космос! К тому же, потом он вернулся обратно. Подобным образом раньше не поступал никто.

И как вы уже наверное догадались, этим человеком был русский лётчик-космонавт, Юрий Алексеевич Гагарин. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что этого человека знают в каждом, даже самом удалённом уголке планеты.

Первый покоритель космоса был отважным и отчаянным молодым космонавтом. В то время, люди только учились строить космические корабли. Как следствие, они даже близко не были похожи на те звездолёты, которые показывают нам в фантастических фильмах. Корабль, в котором сидел Гагарин, был очень шумный, и тесный. Там невозможно было встать в полный рост, вытянуть руки и ноги. Его капсула была похожа на маленький металлический шар.

Только представьте, вас садят в узкую банку, крепко запечатывают и … затем, вы со скоростью 28 000 километров в час, на высоте более 300 километров облетаете землю! Более того, вы не знаете точно, удастся ли вам вернуться обратно, домой.

Жутковато звучит, не правда ли? Но для старшего лейтенанта Гагарина это было мечтой! Однако он хотел не просто первым покорить космос, а сделать это для своей страны, чтобы прославить её. И ему это удалось!

Весь мир следил за полётом русского космонавта, смотря в чёрно-белые экраны телевизоров. Потому что тогда еще не изобрели технологию, способную передавать цветное изображение. А те люди, у которых не было телевизоров, с замиранием сердца слушали радио.

Тем временем, первый покоритель космоса, был вне земли всего 108 минут. Это чуть меньше двух часов.108 минут, когда каждую секунду могло что-то пойти не так. К примеру, до полета Гагарина на корабле «Восток-1», сначала было испытано семь таких же кораблей. И только два их них вернулись на землю. Более того, если российские инженеры хоть как-то могли отвечать за ракету, которую создали, то в принципе никто не знал: а вынесет ли человек невесомость? А что если космонавт сильно испугается и сделает что-то не так?

Кстати, так как учёные не знали, как поведёт себя человеческий разум в космосе, они решили подстраховаться. Поэтому, прежде чем взять управление кораблём в свои руки, Юрий Алексеевич сначала должен был решить уравнение, чтобы доказать нормальность своего состояния.

В общем, вопросов было больше, чем ответов. Уже позже, стало известно, что Гагарин во время полёта всё-таки находился в крайней опасности, потому что 10-ть из 108-ми минут, его капсула не отделялась от космического корабля. В результате, лейтенант вошёл в атмосферу вместе с основным аппаратом. Из-за этого, его корабль страшно трясло, и крутило словно волчок со скоростью 360С в секунду! Это было поистине нечеловеческое испытание! Однако, из-за трения об атмосферу, капсула всё-таки отсоединилась.

Это сейчас мы знаем, что когда что-то входит в атмосферу земли, то из-за трения вокруг объекта образуется пламя. Так, первый покоритель космоса, при приземлении увидел, что горит. И подумав, что скорее всего ему не удастся приземлиться, отправил сообщение на землю: «Я горю, прощайте товарищи!».

И это ещё не всё! На высоте 1 500 метров, Гагарину пришлось катапультироваться. Однако, сперва у него не открывался клапан в скафандре, который подаёт воздух, и наш космонавт чуть не задохнулся. А потом, он едва не упал в ледяную реку под названием Волга! Но ему удалось, управляя стропами парашюта, приземлиться в двух километрах от берега.

Вот так, ценой невероятных, фантастических усилий, Гагарин вышел в космос. Облетев землю один раз, он успешно приземлился, несмотря на все опасения.

Однако, старший лейтенант Юрий Гагарин был не только первым человеком покорившим космос, настоящим героем своего времени, легендарной личностью и простым советским человеком. Кроме того, он был первым, кто увидел своими глазами, что земля действительно круглая и невероятно прекрасная!

В итоге, вернувшись обратно, лейтенант был сразу повышен до звания майора. Впоследствии, этого человека считали всемирным героем, который открыл людям дорогу в космос!

Юрий Алексеевич посетил более тридцати стран и везде его встречали с овациями! В последствии, город, в котором родился космонавт, переименовали его именем. Ранее он назывался Гжатск.

А ещё, английская королева Елизавета II ради нашего героя даже нарушила этикет. Она пожелала сделать с ним фото, хотя это было строгим нарушением правил!

Вот так, простой парень, который окончил семь классов самой обычной школы, стал первым человеком покорившим космос! Наша Родина по праву гордится этим невероятным летчиком! С тех пор, 12 апреля признано всемирным днём космонавтики!


 

Мастер – класс «Гибкое планирование в

Мастер – класс «Гибкое планирование в

Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы

Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы

Практические вопросы . Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить

Практические вопросы . Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить

Жутковато звучит, не правда ли?

Жутковато звучит, не правда ли?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2024