ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
двигательная активность -
суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени (час, сутки)
Оптимальный двигательный режим должен удовлетворять естественную биологическую потребность ребенка в движении
Двигательная активность зависит от:
возраста,
пола,
индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности,
телосложения и функциональных возможностей растущего организма,
социально-экономических условий жизни общества, его ценностных ориентиров,
организации физического воспитания,
количества свободного времени и характера его использования,
доступности спортивных сооружений и мест отдыха для детей и подростков
Значение движений для здоровья
усиливают легочную вентиляцию (частота дыхания увеличивается в 2-2,5 раза);
улучшают кровоснабжение и солевой обмен (в 7-10 раз больше кислорода притекает к работающим мышцам – профилактика рахита, остеохондроза и нарушения осанки);
тренируют сердечно-сосудистую систему, улучшая кровообращение миокарда, систолический и минутный объем крови (пульс увеличивается в 2-3 раза);
улучшается утилизация кислорода;
обмен веществ увеличивается от 82 до 142% (в зависимости от вида деятельности);
сокращения мышц раздражают надкостницу, что стимулирует рост и укрепляет суставной аппарат в местах прикрепления мышц, двигательный аппарат;
формируются терморегуляционные механизмы (повышается теплопродукция, усиливается продукция потовых желез, увеличивается теплоотдача);
Значение движений для здоровья
изменяют уровень невосприимчивости к заболеваниям (неспецифический иммунитет);
развивают двигательную, проприоцептивную чувствительность, обеспечивающую сохранение равновесия тела, координацию движений, пространственную ориентацию;
согласование действий различных систем;
развивают силу, быстроту, выносливость;
проприоцептивная импульсация от мышц к ЦНС поддерживает тонус коры головного мозга;
усложнение условно-рефлекторных связей, формирование двигательного стереотипа;
развивается речь, интеллект, т.к. движение – это работа мозга;
источник радости, которая способствует развитию ЦНС;
управление движениями – управление эмоциями.
Двигательная активность – неспецифический стимул общего развития.
Периоды сенситивного развития физических качеств и психомоторных функций детей и подростков
Физические качества и функции | Возраст, годы | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
Гибкость | ||||||||||||||||||||
Равновесие по прямой | ||||||||||||||||||||
Быстрота бега | ||||||||||||||||||||
Быстрота движений рук | ||||||||||||||||||||
Устойчивость | ||||||||||||||||||||
Ловкость | ||||||||||||||||||||
Динамическая сила | ||||||||||||||||||||
Статическая сила рук | ||||||||||||||||||||
Статическая сила бедра | ||||||||||||||||||||
Прыгучесть | ||||||||||||||||||||
Время простой реакции | ||||||||||||||||||||
Точность движений на близком расстоянии | ||||||||||||||||||||
Точность движений на далеком расстоянии | ||||||||||||||||||||
Выносливость |
Физическое воспитание – система педагогических и организационных мероприятий, обеспечивающая гармоничное морфологическое и функциональное развитие детского организма, формирующая и совершенствующая его двигательную сферу, расширяющая его адаптационные возможности
Цель физического воспитания
обеспечение надежного уровня физического здоровья ребенка, что позволяет ему оптимально расти и развиваться, активно участвовать в жизни семьи и детского коллектива
Основные задачи физического воспитания:
обеспечение благоприятно протекающего созревания и функционального совершенствования ведущих систем организма, повышения его биологической надежности;
своевременное формирование двигательного анализатора и специфическое стимулирование развития основных физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость, равновесие, координация движений), что обеспечивает высокую работоспособность организма;
повышение неспецифической устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды, что способствует снижению заболеваемости;
совершенствование реакций терморегуляции, обеспечивающее устойчивость к простудным заболеваниям;
нормализация нарушенной деятельности отдельных органов и систем, а также коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития, что оказывает лечебно-оздоровительное влияние;
формирование мотивации и сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом.
гигиенические принципы:
оптимальный двигательный режим с учетом биологической потребности растущего организма в движениях и его функциональных возможностей;
дифференцированное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности детей и подростков;
систематичность занятий, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных средств и форм физического воспитания;
создание гигиенически полноценных условий внешней среды во время занятий физической культурой.
Физическое воспитание детей и подростков представляет систему, включающую:
основное,
дополнительное,
факультативное
самостоятельное обучение
Основное обучение включает занятия или уроки физической культуры.
Дополнительное - физкультурно-оздоровительные и физкультурно-спортивные мероприятия:
гигиеническая гимнастика
подвижные игры на прогулке;
физкультурные минутки;
физкультурный досуг;
физкультурные паузы;
игры на переменах;
«спортивный час» в режиме групп продленного дня;
спортивные праздники;
«дни здоровья».
Факультативное обучение - внеклассные и внешкольные занятия в спортивных секциях и кружках (спортивная тренировка) по специальным программам;
общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (ежемесячные дни здоровья и спорта, внутришкольные соревнования, туристические походы и слеты (старты надежд, олимпийские старты, многоборье, кросс и др.)
Лечебно-оздоровительные занятия в группах лечебной физкультуры (ЛФК) или индивидуально с методистом (лечебно-оздоровительные занятия).
Самостоятельное обучение включает: индивидуальные или массовые занятия в спортивных и оздоровительных центрах или клубах с использованием разнообразных средств физического воспитания (подвижные игры с родителями, старты всей семьей, экскурсии и походы с родителями, абонементные группы плавания, закаливания, занятия в группах (клубах), объединяющих любителей оздоровительного бега и ходьбы, велоспорта и др., самостоятельная тренировка по индивидуальному плану).
Основные средства физического воспитания
Физические упражнения
Природные факторы
Массаж
Естественные локомоции
Личная гигиена
Гигиеническая оценка организации физического воспитания детей в образовательных учреждениях дается на основании обследования, которое должно включать оценку следующих критериев:
Анализ результатов медицинских осмотров и врачебно – педагогического наблюдения (полнота и своевременность осмотров, распределение детей по медицинским группам физического воспитания, организация контроля за дифференцированным физическим воспитанием детей в зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности).
Оценка занятия или урока (число присутствующих, причина освобождения, хронометраж, общая продолжительность занятия и его структурных частей, моторная плотность, кривая физиологической нагрузки на примере 2-4-х детей).
Оценка полноты и правильности проведения всех организационных форм физкультурно – оздоровительных мероприятий, условий их проведения.
Внеучебная спортивно – массовая работа (число секций, режим работы, число занимающихся, продолжительность одного занятия, регулярность проведения дней здоровья и спорта).
Оценка гигиенических условий в местах занятий физкультурой и спортом с проведением лабораторно – инструментальных исследований по оценке микроклимата, освещенности, запыленности помещений и пр.
Оценка оснащения учебно – спортивного зала (укомплектованность оборудования, его техническая исправность и безопасность, санитарное состояние и эксплуатация раздевалок, душевых, санузлов при спортивных залах).
Анализ состояния физического воспитания в образовательном учреждении на основе показателей состояния здоровья, уровня физического развития, показателей физической подготовленности по данным тестирования.
В заключении оценивается оздоровительная эффективность физического воспитания, соответствие форм и методов гигиеническим рекомендациям по оптимальному двигательному режиму, полнота выполнения нормативных документов по вопросам физического воспитания детей.
Организация занятий физической культурой и спортом школьников, отнесенных по состоянию здоровья к разным медицинским группам
Медицинская | Обязательные виды занятий | Дополнительные |
Основная группа | Уроки физкультуры в соответствии с учебной программой, сдача контрольных нормативов, участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях | Регулярные тренировки в одной из спортивных секций школы или во внешкольных учреждениях, участие в соревнованиях разного уровня, туристические походы, экскурсии и спортивные развлечения во внеучебное время |
Медицинская | Обязательные виды занятий | Дополнительные |
Подготовительная группа | Уроки физкультуры в соответствии с учебной программой при условии более постепенного освоения двигательных навыков и умений, а также исключение упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму; сдача некоторых контрольных нормативов, участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях | Занятия в секциях общей физической подготовки, туристические походы, экскурсии и спортивные развлечения по рекомендациям врача, медицинский контроль за суточной величиной двигательной активности |
Медицинская | Обязательные виды занятий | Дополнительные |
Специальная группа | Уроки физкультуры по специальной программе с учетом характера и тяжести заболевания, участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях | Прогулки, подвижные игры, спортивные развлечения и общественно полезный труд при соблюдении правил самоконтроля; индивидуальные занятия физическими упражнениями в режиме дня по рекомендации врача; медицинский контроль за суточной величиной двигательной активности и динамикой состояния здоровья |
Уроки (занятия) физической культурой проводятся в дошкольных учреждениях, образовательных школах, профессионально-технических учреждениях, других видах учебных заведений регулярно в соответствии с программой и имеют научно-обоснованную структуру и продолжительность.
Структура урока (занятия)
Вводная часть
Задача – создать эмоциональное настроение детей и подростков, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке
Основная часть
Задача – обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп и совершенствование физиологических функций организма.
Заключительная часть
Задача – обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к умеренной, снять двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение у детей и подростков.
Рис. Структура и физиологическая кривая занятия физической культуры
1
2а
2б
2в
3
По результатам хронометража рассчитывают общую и моторную плотность урока.
Общая плотность – отношение полезного времени к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах.
Этот показатель должен быть не менее
80-90%.
Моторная плотность – отношение времени, затрачиваемого ребенком на выполнение движений, к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах.
При достаточной двигательной активности этот показатель – в пределах 60-85%.
Внешние признаки утомления
Показатели | Степень выраженности утомления | ||
небольшая | средняя | выраженная | |
Изменение окраски кожи | Незначительное покраснение | Значительное покраснение | Резкое покраснение (побледнение, синюшность) |
Потливость | Незначительная | большая | Чрезмерная |
Дыхание | Учащенное | Значительно учащенное | Резко учащенное, поверхностное, аритмичное |
Движение | Не нарушены | Неуверенные, покачивания | Резкое покачивание, нарушение координации |
Внимание | Нормальное | Неточное выполнение заданий | Замедленное выполнение заданий |
Самочувст-вие | Хорошее | Жалобы на усталость | Резкая усталость, боль в мышцах, головная боль, |
Оценка эффективности физического воспитания
Для скрининговых исследований физической подготовленности детей и подростков 4-17 лет применяются следующие тестовые задания:
– бег 30 м (все дети и подростки),
– бег 90 м (мальчики и девочки 4 лет),
– бег 300 м (мальчики и девочки 5-7 лет),
– бег 1000 м (мальчики и девочки 7-17 лет),
– подтягивание на перекладине (мальчики 7-17 лет),
– подъем туловища из положения лежа в положение сидя за 30 с (мальчики 4-7 лет, девочки 4-17 лет),
– прыжок в длину с места (все дети и подростки).
Организованные формы двигательной активности в ДОУ
физкультурные занятия в помещении и на воздухе,
утренняя гимнастика,
физкультурные минутки,
подвижные игры,
Прогулки
Спортивные праздники
Дни здоровья
Длительность занятий в ДОУ зависит от возраста детей и составляет:
в младшей группе – 15 мин;
в средней группе – 20 мин;
в старшей группе – 25 мин;
в подготовительной группе – 30 мин.
Организация физического воспитания учащихся в общеобразовательной школе
Предусматривается не менее 2 уроков в неделю по физической культуре продолжительностью 45 мин,
утренняя зарядка,
физкультурные паузы на уроках,
подвижные игры на переменах,
ежедневный физкультурный час в режиме групп продленного дня.
Во внеурочное время планируются проведение спортивных праздников («День физкультуры», «День здоровья» и т.д.) и занятия в спортивных секциях.
Примерный объем двигательной активности учащихся
Клас-сы | Ежеднев-ный объем времени, ч | Культурно- оздоровительные мероприятия | Уроки физ-культуры в неде-лю | Внеклассные формы занятий: секции, кружки фикультуры, группы (ОФП), /нед | Обще-школьные меропри-ятия | Самостоя-тельные занятия физкуль-турой | ||||
1* | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||
I | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1 | 2 | 1,10 | 6-8 | Е | 10-15 |
II | 1,30 | 15-20 | ||||||||
III | ||||||||||
IV | ||||||||||
V | 5-7 | 35-45 | 8-9 | 20-25 | ||||||
VI | ||||||||||
VII | 6-8 | |||||||||
VIII | ||||||||||
IX | - | 25-30 | ||||||||
X | 15-20 | - | 10 | |||||||
XI | 30-35 | |||||||||
Примечание: * - 1 – гимнастика до учебных занятий (мин), 2 – физкультминутки на уроках (мин), 3 – подвижные игры на переменах (мин), 4 – спортивный час в группах продленного дня (ч), 5 – общешкольные соревнования (ч), 6 – день здоровья. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.