Гигиена физического воспитания в ДОЛ

  • ppt
  • 22.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Гиг_Физ-воспитание.ppt

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

двигательная активность -

суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени (час, сутки)

Оптимальный двигательный режим должен удовлетворять естественную биологическую потребность ребенка в движении

Двигательная активность зависит от:

возраста,
пола,
индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности,
телосложения и функциональных возможностей растущего организма,
социально-экономических условий жизни общества, его ценностных ориентиров,
организации физического воспитания,
количества свободного времени и характера его использования,
доступности спортивных сооружений и мест отдыха для детей и подростков

Параболическая зависимость реакции организма от величины суточной двигательной активности

Значение движений для здоровья

усиливают легочную вентиляцию (частота дыхания увеличивается в 2-2,5 раза);
улучшают кровоснабжение и солевой обмен (в 7-10 раз больше кислорода притекает к работающим мышцам – профилактика рахита, остеохондроза и нарушения осанки);
тренируют сердечно-сосудистую систему, улучшая кровообращение миокарда, систолический и минутный объем крови (пульс увеличивается в 2-3 раза);
улучшается утилизация кислорода;
обмен веществ увеличивается от 82 до 142% (в зависимости от вида деятельности);
сокращения мышц раздражают надкостницу, что стимулирует рост и укрепляет суставной аппарат в местах прикрепления мышц, двигательный аппарат;
формируются терморегуляционные механизмы (повышается теплопродукция, усиливается продукция потовых желез, увеличивается теплоотдача);

Значение движений для здоровья

изменяют уровень невосприимчивости к заболеваниям (неспецифический иммунитет);
развивают двигательную, проприоцептивную чувствительность, обеспечивающую сохранение равновесия тела, координацию движений, пространственную ориентацию;
согласование действий различных систем;
развивают силу, быстроту, выносливость;
проприоцептивная импульсация от мышц к ЦНС поддерживает тонус коры головного мозга;
усложнение условно-рефлекторных связей, формирование двигательного стереотипа;
развивается речь, интеллект, т.к. движение – это работа мозга;
источник радости, которая способствует развитию ЦНС;
управление движениями – управление эмоциями.
Двигательная активность – неспецифический стимул общего развития.

Периоды сенситивного развития физических качеств и психомоторных функций детей и подростков

Физические качества и функции

Возраст, годы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Гибкость

Равновесие по прямой

Быстрота бега

Быстрота движений рук

Устойчивость

Ловкость

Динамическая сила

Статическая сила рук

Статическая сила бедра

Прыгучесть

Время простой реакции

Точность движений на близком расстоянии

Точность движений на далеком расстоянии

Выносливость

Физическое воспитание – система педагогических и организационных мероприятий, обеспечивающая гармоничное морфологическое и функциональное развитие детского организма, формирующая и совершенствующая его двигательную сферу, расширяющая его адаптационные возможности

Цель физического воспитания


обеспечение надежного уровня физического здоровья ребенка, что позволяет ему оптимально расти и развиваться, активно участвовать в жизни семьи и детского коллектива

Основные задачи физического воспитания:


обеспечение благоприятно протекающего созревания и функционального совершенствования ведущих систем организма, повышения его биологической надежности;
своевременное формирование двигательного анализатора и специфическое стимулирование развития основных физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость, равновесие, координация движений), что обеспечивает высокую работоспособность организма;

повышение неспецифической устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды, что способствует снижению заболеваемости;
совершенствование реакций терморегуляции, обеспечивающее устойчивость к простудным заболеваниям;
нормализация нарушенной деятельности отдельных органов и систем, а также коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития, что оказывает лечебно-оздоровительное влияние;
формирование мотивации и сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом.

гигиенические принципы:

оптимальный двигательный режим с учетом биологической потребности растущего организма в движениях и его функциональных возможностей;
дифференцированное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности детей и подростков;
систематичность занятий, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных средств и форм физического воспитания;
создание гигиенически полноценных условий внешней среды во время занятий физической культурой.

Физическое воспитание детей и подростков представляет систему, включающую:

основное,
дополнительное,
факультативное
самостоятельное обучение

Основное обучение включает занятия или уроки физической культуры.

Дополнительное - физкультурно-оздоровительные и физкультурно-спортивные мероприятия:
гигиеническая гимнастика
подвижные игры на прогулке;
физкультурные минутки;
физкультурный досуг;
физкультурные паузы;
игры на переменах;
«спортивный час» в режиме групп продленного дня;
спортивные праздники;
«дни здоровья».

Факультативное обучение - внеклассные и внешкольные занятия в спортивных секциях и кружках (спортивная тренировка) по специальным программам;
общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (ежемесячные дни здоровья и спорта, внутришкольные соревнования, туристические походы и слеты (старты надежд, олимпийские старты, многоборье, кросс и др.)
Лечебно-оздоровительные занятия в группах лечебной физкультуры (ЛФК) или индивидуально с методистом (лечебно-оздоровительные занятия).

Самостоятельное обучение включает: индивидуальные или массовые занятия в спортивных и оздоровительных центрах или клубах с использованием разнообразных средств физического воспитания (подвижные игры с родителями, старты всей семьей, экскурсии и походы с родителями, абонементные группы плавания, закаливания, занятия в группах (клубах), объединяющих любителей оздоровительного бега и ходьбы, велоспорта и др., самостоятельная тренировка по индивидуальному плану).

Основные средства физического воспитания

Физические упражнения
Природные факторы
Массаж
Естественные локомоции
Личная гигиена

Гигиеническая оценка организации физического воспитания детей в образовательных учреждениях дается на основании обследования, которое должно включать оценку следующих критериев:


Анализ результатов медицинских осмотров и врачебно – педагогического наблюдения (полнота и своевременность осмотров, распределение детей по медицинским группам физического воспитания, организация контроля за дифференцированным физическим воспитанием детей в зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности).

Оценка занятия или урока (число присутствующих, причина освобождения, хронометраж, общая продолжительность занятия и его структурных частей, моторная плотность, кривая физиологической нагрузки на примере 2-4-х детей).

Оценка полноты и правильности проведения всех организационных форм физкультурно – оздоровительных мероприятий, условий их проведения.

Внеучебная спортивно – массовая работа (число секций, режим работы, число занимающихся, продолжительность одного занятия, регулярность проведения дней здоровья и спорта).

Оценка гигиенических условий в местах занятий физкультурой и спортом с проведением лабораторно – инструментальных исследований по оценке микроклимата, освещенности, запыленности помещений и пр.

Оценка оснащения учебно – спортивного зала (укомплектованность оборудования, его техническая исправность и безопасность, санитарное состояние и эксплуатация раздевалок, душевых, санузлов при спортивных залах).

Анализ состояния физического воспитания в образовательном учреждении на основе показателей состояния здоровья, уровня физического развития, показателей физической подготовленности по данным тестирования.

В заключении оценивается оздоровительная эффективность физического воспитания, соответствие форм и методов гигиеническим рекомендациям по оптимальному двигательному режиму, полнота выполнения нормативных документов по вопросам физического воспитания детей.

Организация занятий физической культурой и спортом школьников, отнесенных по состоянию здоровья к разным медицинским группам

Медицинская
характеристика группы

Обязательные виды занятий

Дополнительные
виды занятий и общие рекомендации

Основная группа
Дети без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными морфофункцио-нальными отклонениями, достаточно подготовленные

Уроки физкультуры в соответствии с учебной программой, сдача контрольных нормативов, участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях

Регулярные тренировки в одной из спортивных секций школы или во внешкольных учреждениях, участие в соревнованиях разного уровня, туристические походы, экскурсии и спортивные развлечения во внеучебное время

Медицинская
характеристика группы

Обязательные виды занятий

Дополнительные
виды занятий и общие рекомендации

Подготовительная группа
Дети, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточно физически подготовленные

Уроки физкультуры в соответствии с учебной программой при условии более постепенного освоения двигательных навыков и умений, а также исключение упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму; сдача некоторых контрольных нормативов, участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях

Занятия в секциях общей физической подготовки, туристические походы, экскурсии и спортивные развлечения по рекомендациям врача, медицинский контроль за суточной величиной двигательной активности

Медицинская
характеристика группы

Обязательные виды занятий

Дополнительные
виды занятий и общие рекомендации

Специальная группа
Дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, допущенные к выполнению учебной и производственной работы

Уроки физкультуры по специальной программе с учетом характера и тяжести заболевания, участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях

Прогулки, подвижные игры, спортивные развлечения и общественно полезный труд при соблюдении правил самоконтроля; индивидуальные занятия физическими упражнениями в режиме дня по рекомендации врача; медицинский контроль за суточной величиной двигательной активности и динамикой состояния здоровья

Уроки (занятия) физической культурой проводятся в дошкольных учреждениях, образовательных школах, профессионально-технических учреждениях, других видах учебных заведений регулярно в соответствии с программой и имеют научно-обоснованную структуру и продолжительность.

Структура урока (занятия)

Вводная часть

Задача – создать эмоциональное настроение детей и подростков, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке

Основная часть

Задача – обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп и совершенствование физиологических функций организма.

Заключительная часть

Задача – обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к умеренной, снять двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение у детей и подростков.

Рис. Структура и физиологическая кривая занятия физической культуры

1 — вводная часть; 2 — основная часть (а — общеразвивающие упражнения; б—обучение основным движениям; в—подвижная игра) 3 — заключительная часть

1

3

По результатам хронометража рассчитывают общую и моторную плотность урока.

Общая плотность – отношение полезного времени к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах.
Этот показатель должен быть не менее
80-90%.
Моторная плотность – отношение времени, затрачиваемого ребенком на выполнение движений, к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах.
При достаточной двигательной активности этот показатель – в пределах 60-85%.

Внешние признаки утомления

Показатели

Степень выраженности утомления

небольшая

средняя

выраженная

Изменение окраски кожи

Незначительное покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение (побледнение, синюшность)

Потливость

Незначительная

большая

Чрезмерная

Дыхание

Учащенное

Значительно учащенное

Резко учащенное, поверхностное, аритмичное

Движение

Не нарушены

Неуверенные, покачивания

Резкое покачивание, нарушение координации

Внимание

Нормальное

Неточное выполнение заданий

Замедленное выполнение заданий

Самочувст-вие

Хорошее

Жалобы на усталость

Резкая усталость, боль в мышцах, головная боль,

Оценка эффективности физического воспитания


Для скрининговых исследований физической подготовленности детей и подростков 4-17 лет применяются следующие тестовые задания:
– бег 30 м (все дети и подростки),
– бег 90 м (мальчики и девочки 4 лет),
– бег 300 м (мальчики и девочки 5-7 лет),
– бег 1000 м (мальчики и девочки 7-17 лет),
– подтягивание на перекладине (мальчики 7-17 лет),
– подъем туловища из положения лежа в положение сидя за 30 с (мальчики 4-7 лет, девочки 4-17 лет),
– прыжок в длину с места (все дети и подростки).

Организованные формы двигательной активности в ДОУ

физкультурные занятия в помещении и на воздухе,
утренняя гимнастика,
физкультурные минутки,
подвижные игры,
Прогулки
Спортивные праздники
Дни здоровья

Длительность занятий в ДОУ зависит от возраста детей и составляет:

в младшей группе – 15 мин;
в средней группе – 20 мин;
в старшей группе – 25 мин;
в подготовительной группе – 30 мин.

Организация физического воспитания учащихся в общеобразовательной школе

Предусматривается не менее 2 уроков в неделю по физической культуре продолжительностью 45 мин,
утренняя зарядка,
физкультурные паузы на уроках,
подвижные игры на переменах,
ежедневный физкультурный час в режиме групп продленного дня.
Во внеурочное время планируются проведение спортивных праздников («День физкультуры», «День здоровья» и т.д.) и занятия в спортивных секциях.

Примерный объем двигательной активности учащихся

Клас-сы

Ежеднев-ный объем времени, ч

Культурно- оздоровительные мероприятия

Уроки физ-культуры в неде-лю

Внеклассные формы занятий: секции, кружки фикультуры, группы (ОФП), /нед

Обще-школьные меропри-ятия

Самостоя-тельные занятия физкуль-турой
не менее (мин)

1*

2

3

4

5

6

I

2

5-6

5

15-20

1

2

1,10

6-8

Е
Ж
Е
М
Е
С
Я
Ч
Н
О

10-15

II

1,30

15-20

III

IV

V

5-7

35-45

8-9

20-25

VI

VII

6-8

VIII

IX

-

25-30

X

15-20

-

10

XI

30-35

Примечание: * - 1 – гимнастика до учебных занятий (мин), 2 – физкультминутки на уроках (мин), 3 – подвижные игры на переменах (мин), 4 – спортивный час в группах продленного дня (ч), 5 – общешкольные соревнования (ч), 6 – день здоровья.