Гигиенические требования к мебели в ДОЛ

  • ppt
  • 22.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Гиг тр_ Мебель.ppt

Гигиенические требования к условиям обучения школьников
в образовательных учреждениях

Главный специалист-эксперт ТО Управления Роспотребнадзора по ЛО в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах
Зайцева И.Ю.

Биологическое значение солнечного света

Тонизирующее и укрепляющее действие
Психологическое воздействие
Увеличивает сопротивляемость к заболеваниям
Бактерицидное действие (УФ спектр)
Витаминизирующее действие

Принципы освещенности в образовательном учреждении

Света должно быть много, максимально – естественного
Обязательная непосредственная инсоляция помещений
Необходим достаточный уровень и хорошее качество освещения

Естественное освещение

Определяется:
Расположением здания на участке
Ориентацией основных помещений по отношению к сторонам горизонта

Требования:
Достаточность
Равномерность
Отсутствие слепимости и теней на рабочем месте
Отсутствие перегрева помещений

Искусственное освещение

Требования:
Достаточное по силе
Равномерное
Обеспечение благоприятного соотношения яркостей в поле зрения
Отсутствие прямой и отраженной блескости

Изменение состава воздуха во время занятий

Нарастание количества углекислого газа, водяных паров, тяжелых ионов.
Уменьшается содержание кислорода, легких ионов
Повышается температура воздуха, запыленность, бактериальная загрязненность, появляются органические примеси (аммиак, сероводород, летучие жирные кислоты, антропотоксины).
Поступают продукты деструкции полимерных материалов, используемых в здании, оборудовании.
Поступают загрязнители из атмосферного воздуха.

Нормирование микроклимата помещений

В зависимости от возраста
От функционального назначения помещения
От климатической зоны

Меры профилактики загрязнений воздуха в помещении

Соответствие числа детей гигиенической норме вместимости
Использование помещений по функциональному назначению
Регулярная санация зубов и носоглотки у детей и персонала
Ежедневная влажная уборка помещений с использованием дезсредств
Регулярное проветривание помещений

Гигиенические требования к мебели и рассаживанию учащихся

Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, основываются на современных данных антропометрии, физиологии, эргономики и способствуют - гармоничному физическому развитию детей, - выработке у них правильной осанки, - длительному сохранению работоспособности, - профилактике нарушений зрения и опорно – двигательного аппарата

Правильная посадка ребенка во время занятий

Наклон головы и верхней части туловища вперед
Рассматриваемые предметы находятся от глаз на расстоянии длины предплечья и кисти с вытянутыми пальцами
Плечевой пояс в горизонтальном положении, предплечья и кисти свободно лежат на поверхности стола
Спинка стула должна крепко поддерживать спину сидящего в поясничной области и нижней части лопаток
Между туловищем и краем стола расстояние 3-5 см
Бедра согнуты под углом 90 °, на сиденье находится 2/3 – 3/4 их длины
Стопы на полу или на подставке
Должно быть предусмотрено свободное пространство между опорой лопаток и сиденьем для обеспечения свободного движения на стуле

Неблагоприятные условия для работы

Увеличивается наклон туловища
Развивается асимметрия туловища
Возрастает напряжение «позных» мышц
Смещается центр тяжести
Поза становится неустойчивой

Соотношение центра тяжести туловища и точки опоры

при правильной
посадке

при неправильной
посадке

В образовательных учреждениях в зависимости от назначения учебных помещений для детей школьного возраста могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов. Стулья должны быть в комплекте со столом - одной группы мебели, которая должна быть промаркирована.

РАЗМЕРЫ МЕБЕЛИ И ЕЕ МАРКИРОВКА ПО ГОСТу 11015-93 «СТОЛЫ УЧЕНИЧЕСКИЕ» И ГОСТу 11016-93 «СТУЛЬЯ УЧЕНИЧЕСКИЕ»

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93

Группа роста (в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу
11015-93 в мм)

Цвет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу
11016-93 (в мм)

1

1000 - 1150

460

Оранжевый

260

2

1150 - 1300

520

Фиолетовый

300

3

1300 - 1450

580

Желтый

340

4

1450 - 1600

640

Красный

380

5

1600 - 1750

700

Зеленый

420

6

Свыше 1750

760

Голубой

460

Функциональные размеры ученических стульев по ГОСТу II 016-93 «Стулья ученические»

Высота сиденья
Ширина сиденья
Эффективная глубина сиденья
Высота нижнего края спинки над нижним сиденьем
Высота верхнего края спинки
Высота линии перегиба спинки
Ширина спинки
Радиус изгиба переднего края сиденья
Угол наклона сиденья
Угол наклона спинки
Радиус спинки в плане

Функциональные размеры ученических столов по ГОСТу II015-93 «Столы ученические»

Высота рабочей плоскости
Ширина рабочей плоскости
Длина рабочей плоскости
Высота пространства для ног
Глубина пространства
Ширина пространства

Соотношение между столом и стулом по горизонтали определяется дистанцией сиденья и дистанцией спинки
Соотношение между столом и сиденьем по вертикали определяется дифференцией

Дифференция – расстояние (по вертикали) от заднего края стола до сидения, равное расстоянию от локтя свободно опущенной руки сидящего школьника до сидения с добавлением 5-6 см, что обеспечивает благоприятное соотношение углов наклона

Дифференция достаточная

Значение дифференции

Заниженная дифференция способствует
- появлению сутулости
- нарушению нормального расстояния от глаз до рабочей поверхности стола
Завышенная дифференция приводит
- к правостороннему искривлению осанки

Дифференция малая большая

Дистанция спинки

Дистанция спинки – расстояние (по горизонтали) от заднего края крышки стола до спинки стула.
Должна превышать передне-задний диаметр грудной клетки не более чем на 5 см .
При ее увеличении – школьник не может использовать спинку как дополнительную опору, центр тяжести смещается вперед.
При уменьшении – крышка стола упирается в грудную клетку, нарушается дыхание, кровообращение, увеличивается статическая нагрузка, снижается работоспособность.

Дистанция сидения

Дистанция сидения – расстояние (по горизонтали) между задним краем крышки стола и передним краем сидения.
Сидение должно заходить за край стола на 4-8 см
При положительной дистанции сидения школьник вынужден тянуться вперед, рабочая поза неустойчивая, увеличивается статическая нагрузка, увеличивается утомление.

Дистанция сидения нулевая положительная

Расстановка мебели в учебном помещении

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования:
- между рядами двухместных столов - не менее 60см;
- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 – 70см;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50 – 70см;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70см, от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100см, а при наличии оборотных классов – 120см;
- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100см;
- от первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м;
- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 8,6м;
- высота нижнего края учебной доски над полом - 80 – 90см;
- угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени и не менее 45 градусов для детей 6 - 7 лет.

Рассаживание учащихся

Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха.
Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Оценка мебели и рассаживания учащихся

Обеспеченность мебелью образовательного учреждения
Подбор мебели в соответствии с антропометрическими данными детей
Маркировка мебели
Расстановка мебели в учебных помещениях
Рассаживание детей в соответствии с состоянием зрения, слуха, с учетом респираторных заболеваний

Мебель в современных образовательных учреждениях

Для учебных классов
Столы ученические
Столы ученические лабораторные
Столы компьютерные
Шкафы для учебных пособий
Тумбы для технических средств обучения
Классные доски различных модификаций