Для того чтобы обеспечить здоровье и полноценное развитие детей и подростков, необходим целый комплекс оздоровительно-воспитательных средств: правильное питание, хороший гигиенический уход, применение ряда гигиенических мер, определенная система воспитательных мероприятий, основанных на теоретических исследованиях и обобщения опыта многих дошкольных и общеобразовательных учреждений. Воспитатели дошкольных образовательных учреждений и учителя общеобразовательных школ должны знать гигиенические требования к детским и общеобразовательным учреждениям; знать и соблюдать личную гигиену персонала, детей и подростков; необходимо знать анатомо –физиологические особенности детей и подростков; знать основные детские болезни; уметь оказать первую доврачебную помощь в экстренных случаях;
заниматься санитарно-просветительной работой.
Оглавление
Введение
1.Гигиенические требования к детским и общеобразовательным учреждениям.
1.1.Гигиенические требования к дошкольным образовательным
учреждениям.
1.2. Гигиенические требования к общеобразовательным учреждениям.
2.Детские инфекционные заболевания.
2.1. Скарлатина.
2.2. Корь.
2.3. Ветряная оспа.
2.4. Эпидемический паротит.
2.5. Краснуха.
2.6. Коклюш.
2.7. Дифтерия.
2.8. ОРВИ.
3. Критерии групп здоровья у детей.
Заключение.
Литература.Введение.
Воспитание и обучение детей в дошкольных и общеобразовательных
учреждениях получило в нашей стране большой размах.
Система коллективного воспитания детей дошкольного возраста и
обучение детей и подростков в общеобразовательных школах, разработанная
педиатрами и физиологами получила широкое признание; она легла в основу
построения работы дошкольных образовательных учреждений и
общеобразовательных школ.
Для того чтобы обеспечить здоровье и полноценное развитие детей и
подростков, необходим целый комплекс оздоровительновоспитательных
средств: правильное питание, хороший гигиенический уход, применение ряда
гигиенических мер, определенная система воспитательных мероприятий,
основанных на теоретических исследованиях и обобщения опыта многих
дошкольных и общеобразовательных учреждений. Воспитатели дошкольных
образовательных учреждений и учителя общеобразовательных школ должны
знать гигиенические требования к детским и общеобразовательным
учреждениям; знать и соблюдать личную гигиену персонала, детей и
подростков; необходимо знать анатомо –физиологические особенности детей
и подростков; знать основные детские болезни; уметь оказать первую
доврачебную помощь в экстренных случаях;
заниматься санитарнопросветительной работой.
Цель данной работы – изучение гигиенических требований к детским и
общеобразовательным учреждениям. Изучить детские инфекционные
заболевания. Изучить критерии, по которым дети относятся к той или иной
группе здоровья.
Для этого необходимо решить следующие задачи: изучение психологопедагогической и медицинской литературы по
физиологии и гигиене детей и подростков;
изучение инфекционных заболеваний у детей;
изучение критериев, по которым определяется группа здоровья детей и
подростков.
1.Гигиенические требования к детским и общеобразовательным
учреждениям.
1.1.Гигиенические требования к дошкольным образовательным
учреждениям.
Гигиенические требования к земельному участку ДОУ.
Основным нормативным документом регламентирующим правила и
нормы к устройству дошкольных образовательных учреждений являются
«Санитарноэпидемиологические правила и нормативы»
(СанПин 2.4.1.124903). Документ этот определяет пространство целостной
жизни детей и взрослых в стенах дошкольного учреждения в единстве ее
социокультурных, психологопедагогических, физиолого гигиенических,
организационных и прочих аспектов.
Создание комфортных микроклиматических условий на участке
дошкольного учреждения имеет первостепенное значение для роста и
развития детей. Это особенно важно, потому что дети проводят на участке
много времени. Только правильная организация участка, его размещение,
благоустройство, оборудование и содержание позволяют эффективно
использовать благоприятные природные факторы.
ДОУ следует размещать в микрорайонах на обособленных земельных
участках, удаленных от магистральных улиц, коммунальных и промышленных
предприятий, гаражей. Через территории ДОУ не должны проходить
магистральные инженерные коммуникации городского назначения (СанПин2.1.2.). Территория участка ограждается забором высотой не менее 1,6 м и
полосой зеленых насаждений (СанПин 2.1.3.).На одного ребенка должно
приходиться не менее 3540 кв.м площади участка (СанПин 2.1.5.). В этом
случае можно организовать общие и групповые площадки, хозяйственный
двор и зону зеленых насаждений.
Особые требования предъявляются к организации групповых площадок.
Количество их должно соответствовать числу групп в детском учреждении.
Площадки необходимо изолировать друг от друга зелеными насаждениями и
располагать вблизи от выходов из помещений. На каждой групповой площадке
предусматриваются навесы площадью 40кв.м для защиты детей от солнца и
осадков (СанПин 2.1.10. 2.1.11. 2.1.12.).
Для обеспечения различных видов деятельности детей дошкольного
возраста рекомендуется разделять групповые площадки по видам игрового и
физкультурного оборудования (СанПин 2.1.13.).
Помимо игровых площадок, на участке предусматриваются общие
площадки: для проведения занятий по физической культуре и подвижных игр
(СанПин 2.1.15.).
Зеленые насаждения являются обязательными на участке.
Оздоровительная роль их велика и разнообразна. Помимо эстетического
значения, зеленые насаждения улучшают гигиенические условия внешней
среды: смягчают, делают более умеренной температуру воздуха,
способствуют созданию равномерной влажности воздуха, снижают скорость
его движения и защищают от ветров, уменьшают солнечную радиацию и
создают тем самым затенения, благотворно действуют в летнее время на
теплоощущение ребенка. Большая роль принадлежит зеленым насаждениям в
ослаблении или устранении неблагоприятных факторов окружающей
воздушной среды – они служат хорошей защитой (барьером) от пыли, вредных
газов и шума. Поэтому площадь озеленения территории ДОУ должна
составлять не менее 50% (СанПин 2.1.14.).На участке детского учреждения обязательно выделяют хозяйственный
двор, где располагаются мусоросборники (СанПин 2.1.17. 2.1.18. 2.1.19.).
Санитарное содержание участка имеет большое значение в сохранении
здоровья детей. Ввиду того, что дети любят играть с песком и землей,
необходимо предупреждать загрязнение ее верхних слоев. Групповые
площадки для детей ясельного возраста должны иметь травяное покрытие,
групповые площадки для детей дошкольного возраста, кроме травяного
покрытия, площадку с утрамбованным грунтом.
Участок засевают трудно вытаптываемой травой из смеси клевера,
тимофеевки, рейграса и лугового мятлика. Проходы с улиц к зданию
асфальтируют, а дорожки посыпают чистым песком, который нужно
достаточное время прогревать на солнце и очищать от примесей путем
перелопачивания.
Уборку участка производят ежедневно за 12 часа до прихода детей. В
теплое время года при уборке участка закрывают окна помещений и
предварительно поливают всю территорию. Мусор убирают в
мусороприемник. В зимнее время года дорожки и детские площадки
регулярно очищают от снега и посыпают песком. В летнее время участок
поливают не менее 23 раз в день: перед приходом детей, перед выходом на
прогулку и во время дневного сна детей с таким расчетом, чтобы к моменту
выхода их на прогулку вода впиталась в землю. Одновременно поливают и
обмывают от пыли зеленые насаждения. Находящиеся а участке столы,
скамьи, строительный игровой материал и оборудование для физических
упражнений ежедневно протирают влажной тряпкой. Песок в ящике меняют
не реже одного раза в месяц, на ночь ящики с песком закрывают крышками.
Перед играми детей песок следует слегка увлажнять (СанПин 2.1.16. 1.2.20.
1.2.21.).
Гигиенические требования к зданию ДОУ.Детские учреждения располагаются в одно или двухэтажном здании; в
случае размещения их в нескольких зданиях они соединяются между собой
закрытыми переходами.
В структуре зданий ДОУ необходимо соблюдать принцип групповой
изоляции, т.е. каждая группа имеет изолированный комплекс (секцию)
помещений. Это позволяет правильно организовывать жизнь каждой
возрастной группы и обеспечить условия, препятствующие распространению
инфекционных заболеваний. Этому служит устройство раздельных входов в
каждую группу ясельного возраста ( для детей дошкольного возраста можно
устраивать общий вход для двух групп) и самостоятельных игровых
площадок. Кроме того, такая изоляция групп отвечает требованиям
воспитательной работы с детьми и медицинского обслуживания.
В состав групповой ячейки входят: раздевальная, групповая (игровая),
спальня, буфетная, туалетная. Для удобства наблюдения за детьми,
находящимися одновременно в различных помещениях и рациональной
работы персонала все помещения групповой секции должны быть связаны с
групповой комнатой и отделяться, по возможности, стеклянной
перегородкой.
Административно хозяйственные и служебные помещения (методический
кабинет, кабинет заведующего, медицинские помещения, пищеблок,
стиральная, сушильная, бельевая и др.) располагаются изолированно от
детских помещений, но должны иметь удобную внутреннюю связь.
В детских учреждениях имеется зал для проведения утренников,
музыкальных и физкультурных занятий детей (СанПин 2.2.2. 2.2.3. 2.2.8.
2.2.9. 2.2.10).
1.2. Гигиенические требования к общеобразовательным учреждениям.
Гигиенические требования к земельному участку
общеобразовательных учреждений.При выборе школьного участка в населенном пункте необходимо
учитывать количество детей школьного возрасти, перспективу его прироста, а
также удаленность квартир от школы.
В городе расстояние от школы до удаленных квартир учеников 13
классов должно составлять не более 0,5 км, а для 411 классов – 21,5 км. В
сельских школах допустимо расстояние от2 до 3 км. При этом учитывается
наличие попутного транспорта и возможность организованного подвоза детей
в школу.
Земельный участок выделяет администрация города или поселка. Не
следует отводить школьный участок в соседстве с гаражами,
сельскохозяйственными дворами, рынками, вблизи больших магистралей и
шумных предприятий, загрязняющих воздух.
Лучшим «соседом» школьного участка является сад, парк, питомник, а
наиболее удобной поверхностью – ровная, незаболоченная, слегка наклонная в
любую сторону, кроме северной. Легкий наклон участка в южную сторону
способствует более быстрому снеготаянию в весеннее время. Почва здесь
скорее прогревается и на ней появляется зелень. Такие участки более
выгодны для сельскохозяйственных работ. Они быстро освобождаются от
дождевой и талой воды.
Площадь участка должна составлять для начальной школы – 0,5 1,0 га,
для 9лтней – 1,52,0 га, для 11летней – 3 и более га.
Весь участок школы огораживают забором высотой 1,2 1,5 м для защиты
насаждений и посевов. Кроме того, по периметру участка высаживают
«зеленую изгородь» шириной до 1,5 м . она состоит из деревьев и
кустарников, причем деревья высаживают у забора, а кустарники в сторону
участка. Со стороны улицы ширина полосы деревьев не менее 810м и
кустарников 57 м. У здания разбивают газоны. Такое расположение посадок
исключает затемнение здания.Для высадки используют лиственные, хвойные и плодовые деревья, а из
кустарников цветоносные и плодовоягодные. Не рекомендуется высаживать
деревья и кустарники с ядовитыми и летающими семенами, а также с
колючками.
На участке выделяют ряд площадок: под здание, садягодник, спортивный
комплекс, хозяйственный двор и др., которые разделяют зелеными
насаждениями.
Здание школы следует располагать так, чтобы основные помещения
выходили окнами на юг или юговосток. Это способствует улучшению
естественной освещенности в здании.
Физкультурноспортивный комплекс и зону отдыха размещают рядом. Их
оборудуют с учетом возрастных особенностей детей, предварительно
засевают трудно вытаптываемой травой или покрывают гравием, затем
размещают все необходимое для занятий спортом и играми.
Чтобы предохранить окна от попадания мячей, игровые площадки
отводят вдали от здания (до 15 м), но не около хозяйственного двора (из
санитарногигиенических соображений). Лучше всего площадки спортивного
комплекса разделить декоративными кустами и проволочными сетками.
Хозяйственный двор должен быть огорожен не только забором, но и зелеными
насаждениями. Все подъезды и подходы к школьному участку и зданию
целесообразно заасфальтировать, чтобы предупредить занос грязи в
помещения.
Гигиенические требования к зданию школы.
Здания средних школ, возводимые по типовым проектам, имеют от 12 до
4 этажей, что зависит от плотности застройки территории населенного пункта.
Основной строительный материал школьных зданий – кирпич.
В здании школы должно быть несколько выходов (основной и 23
запасных), обеспечивающих быструю эвакуацию школьников в случае пожара.Все они оборудуются специальными тамбурами, которые служат преградой
для холодного воздуха.
Из вестибюля здания просторные проходы ведут в гардеробы для
младших, средних и старших классов. Это уменьшает контакт и позволяет
одеваться и раздеваться без сутолоки.
Межэтажные лестницы должны обеспечивать неутомительный подъем и
безопасный спуск, что весьма необходимо при кабинетной системе занятий.
Лестницы не должны быть уже 1,5м, глубина каждой ступени 2730 см при
высоте подъема 1214 см. Общая длина марша лестницы не более 1213
ступенек. Перила лестницы должны иметь «ограничители катания».
Все помещения принято делить на три типа:
основные или учебные: классные комнаты, учебные мастерские, кабинеты,
лаборатории, спортивный зал;
служебные и вспомогательные: кабинет директора, завуча, врача,
канцелярия, учительская, гардеробы, буфетстоловая, рекреационные
помещения, библиотека – читальня, туалеты и т.д.;
интернат и спальные комнаты для учеников младших классов, остающихся в
продленной группе.
За основу планировки учебных помещений берут норму площади на одного
ученика, а служебновспомогательных помещений – тип школы.
Классная комната это основное помещение в школе любого типа.
Норма площади на одного ученика в младших классах составляет 1,25 кв.м, а
в средних и старших – не менее 1,4 кв.м.
Согласно строительным нормам и правилам, длина классной комнаты
составляет 8,2, ширина 6,1, высота 3,3м. эти размеры обоснованы нормой
слышимости шепотной речи в условиях относительной тишины,
освещенностью 3горяда парт солнечным светом при нормальном расстоянии
между ними и минимальной нормой объема воздуха за 45минутный урок.
Снижение нормы площади на одного ученика приводит к повышениютемпературы воздуха, увеличению его влажности, загрязненности пылью,
бактериями и т.д. Все это ухудшает самочувствие, снижает
работоспособность и благоприятствует передаче инфекции.
Наиболее гигиеничной формой классной комнаты считается
прямоугольная. Входная дверь располагается в боковой стене, против стола
учителя и открывается в коридор.
Кабинеты. Типовыми проектами школ предусматриваются
машиноведения домоводства, пения и др. Они располагаются на первом
этаже. Это связано с расстановкой оборудования, музыкальных инструментов
и характером обучения. Стены, потолок и двери кабинета музыки и пения
отделываются звуконепроницаемым материалом. Если кабинет сообщается с
актовым залом, он должен иметь отдельный вход из коридора.
Лаборатории. Норма площади в лаборатории на одного ученика
составляет 1,65 кв.м. Это связано со спецификой проведения лабораторных
работ и потребностью в специальной мебели.
Лаборатории чаще всего располагают в отдельном крыле здания. На
первом этаже лучше разместить лабораторию биологии, на втором – физики и
на третьем – химии, что исключает попадание лабораторного воздуха в
нижележащие этажи при неисправности вентиляции.
Учебные мастерские. Целесообразно располагать учебные мастерские в
торцовой части здания на первом этаже. Это уменьшает шум в учебных
помещениях и облегчает доставку материалов для обработки и удаления
отходов (стружки и др.).
Учебные мастерские оборудуют в соответствии с возрастными
особенностями детей и учебнопроизводственными задачами обучения. Они
должны иметь достаточное освещение, хорошо проветриваться, а также иметь
умывальники.Двери мастерских должны открываться только в коридор. Это
обеспечивает быстрое удаление готовой продукции, смену групп учащихся,
эвакуацию при пожаре и аварии.
Гимнастический зал. В типовых зданиях школ проектами предусмотрены
гимнастические залы или малые спортивные залы. Первый имеет меньшую
площадь и более низкие потолки
5,4 м, а второй – высоту 6,0 и площадь 288 кв.м.
Гимнастические залы чаще всего располагаются на первом этаже
основной части здания или в боковом крыле. При них имеются раздевальные
комнаты для мальчиков и девочек, туалеты и душевые кабины. Раздевальные
комнаты оборудуются скамейками, вешалками, у входной двери ставится щит
(экран), который выполняет роль ширмы, при открывании двери входящими.
Высота этого щита не менее 1,75 м.
Физкультурные залы обеспечиваются естественным и искусственным
освещением, устройствами для проветривания.
Актовый зал. Актовый зал школы в тоже время является и
киноконцертным залом. Иногда его используют для проведения уроков
физкультуры с младшими классами, а также для уроков пения.
В некоторых школах, построенных по типовым проектам, актовый зал
совмещен с залом школьной столовой. Это грубое нарушение правил гигиены,
так как при самой тщательной уборке после массовых мероприятий не
удается полностью ликвидировать инфекцию (например, яйца глистов).
Актовый зал располагается на первом этаже пристройки к основному
помещению или на верхнем этаже. Площадь зала определяют из расчета
0,6 кв. м на одного зрителя. Величина малого актового зала составит 72 кв.м
(на 120 зрительных мест), среднего 96 кв.м (160мест), большого 192 кв.м
(320 мест). Высота малого зала – 3,3 м, большого – 4,2 м.
Количество мест в актовом зале школы должно составлять не менее 25%
общего количества мест, в школеинтернате – 50%.Актовый зал обычно используют раздельно для младших, средних и
старших школьников, что соответствует их психологопедагогическим
особенностям.
Учительская – это комната отдыха учителей во время перемен и рабочее
место во внеурочное время. Она оборудуется удобной мебелью (столы,
стулья, кресла и диваны), зеркалом и умывальником. Для большего удобства
ее лучше всего располагать в центре здания (по отношению к этажам и
классам). В типовых зданиях школ рядом с учительской размещают комнату
наглядных пособий.
Библиотека. Для школьной библиотеки отводят одну из светлых комнат,
хорошо проветриваемую, поскольку она одновременно является
книгохранилищем. По возможности в ней находится и малый читальный зал.
По площади библиотека должна быть не менее площади классной комнаты –
больше 60 кв.м.
Рекреационные помещения. Это помещения для отдыха учеников во
время перемен: коридоры, площадки и залы. Равномерное распределение их
по школьному зданию рассредоточивает учеников, предупреждает шум и
толчею, обеспечивает свободу движений школьников на переменах, что им
физиологически необходимо. Норма площади на одного ученика в рекреациях
0,6 кв. м.
Если коридоры школы имеют ширину не менее 3 м, то рекреационные
помещения не планируются. В рекреациях устанавливают питьевые
фонтанчики, соблюдают режим проветривания и освещения, что обеспечивает
полноценный отдых детей во время перемен.
Буфетстоловая. В них доставляют готовую продукцию из столовой,
закусочной или из других пищевых предприятий. Лучшим местом
расположения является первый этаж, так как легче принимать продукты и
удалять кухонные отбросы и мусор.Дети обедают за столами стоя или сидя. Перед входом в обеденный зал
располагают умывальники с мылом и бумажными полотенцами из расчета 1
кран на 20 посадочных мест в обеденном зале.
Вестибюль и гардероб. Вестибюль и гардероб в школе чаще всего
совмещены в одном помещении (на одного ученика приходится 0,1 кв.м
вестибюля и 0,15 кв.м гардероба).
Раздевалки оборудуются централизованно и по возрастным группам.
Вешалки для одежды располагают соответственно росту детей и порядковому
№ класса. Ширина проходов между подвесными подвижными вешалками 1,5
м (на длину оси). На 1 погонный метр вешалки 10крючков лдя одежды
учеников и 7 для учителей.
Размещать вешалки в классах негигиенично и допустимо только в
исключительных случаях.
Удаление отбросов и нечистот. Сохранение здоровья школьников во
многом зависит от гигиенически правильной уборки помещений и удаления
отбросов и нечистот с участка школы. При системе мусороприемников и
канализации удаление мусора, отбросов и нечистот в городских и сельских
школах не представляет затруднений для обслуживающего персонала и самих
учащихся.
Перед туалетом располагается умывальная комната. Норма площади
умывальника 0,1 кв.м на одного ученика, или один умывальник на 60 учеников
(мальчиков и девочек), установленный на высоте 5070 см от пола.
Лучшее в гигиеническом отношении оборудование туалетов – унитазы с
водяным замком и ножным спуском. Кроме того, для мальчиков
устанавливают писсуары (1:40).
Таким образом, предлагаемые санитарные нормы определяют
пространство целостности жизни учащихся и учителей в стенах школы.
2.Детские инфекционные заболевания.2.1. Скарлатина.
Скарлатина – инфекционное заболевание. Возбудителем его является
гемолитический стрептококк.
Главный источник инфекции – больной ребенок или взрослые, у которых
скарлатина может протекать под видом ангины без сыпи. Заразны и дети, с
нетипично протекающей, нераспознанной скарлатиной. Болезни передается
воздушнокапельным путем непосредственно от больного или через предметы,
бывшие у него в употреблении. Инфекция может быть перенесена и здоровым
человеком, если он, ухаживая за больным, не соблюдает необходимых правил.
Входными воротами инфекции является зев и глотка, иногда кожа при
нарушении ее целостности (ожоги, ранения).
Наиболее часто болеют дети от 2 до 5 лет. Дети, переболевшие
скарлатиной, приобретают довольно стойкий иммунитет. Повторные
заболевания встречаются редко.
Инкубационный период при скарлатине продолжается 112 дней, чаще от
2 до 4 дней. Затем у ребенка внезапно повышается температура до 3839
градусов С, возникают головная боль, тошнота, рвота, иногда повторная.
В конце первых или в начале 2 суток появляется мелкоточечная густая сыпь
на розовом фоне. Наибольшее развитие сыпи отмечается 23 сутки. Лицо
имеет характерный вид: нос и подбородок, оставаясь бледными, образуют
белый треугольник, резко выделяющийся на фоне ярко красных щек. Лучше
всего сыпь выражена в локтевых, паховых сгибах. В зеве отмечается яркая
гиперемия (пламенный зев). При более тяжелом течении на миндалинах
образуются островки рыхлых налетов беловатого цвета, иногда некрозы, при
этом увеличиваются шейные лимфатические узлы. Язык обложен. В ряде
случаев имеется набухание носоглотки, появляется слизистое отделяемое из
носа, затрудняется дыхание.Язык при скарлатине имеет характерный вид. В начале заболевания он
сухой, обложен сплошным белым налетом. С 3го дня он начинает очищаться
с боков и кончика, к 5му дню язык полностью очищается, он малинового
цвета с увеличенными сосочками («малиновый язык»).
Заболевание может протекать различно. Наряду с легкими случаями,
когда общее состояние ребенка почти не нарушается, наблюдается
токсическая форма скарлатины, сопровождающаяся потерей сознания,
судорогами и другими тяжелыми нарушениями. Эта форма в настоящее время
встречается редко.
С 3го дня болезни сыпь постепенно бледнее и исчезает, не оставляя
следов, температура падает. Через 710 дней ребенок чувствует себя
здоровым. С конца 2й недели на руках и ногах начинается типичное
пластинчатое шелушение, на туловище – более мелкое, отрубевидное.
Осложнения могут развиться и при легком вначале течении заболевания.
Наиболее частыми и типичными для скарлатины являются воспаления
среднего уха (отит), шейных лимфатических узлов (лимфаденит) и почек
(нефрит). Осложнения в тяжелых случаях могут возникать уже в самом
начале. Чаще они наблюдаются на 24й неделе заболевания.
Лечение проводится под наблюдением врача. Больных с легкой формой
скарлатины при благоприятных домашних условиях можно оставить дома,
тяжелобольных направляют в больницу.
Из больницы при гладком течении заболевания скарлатиной детей
выписывают через 1012 дней. Дети, переболевшие скарлатиной, допускаются
в детский коллектив через 12 дней после выписки, т.е. на 22й день от начала
заболевания.
В группе, из которой удален больной скарлатиной, объявляется карантин
на 7 дней с момента изоляции больного. На это время запрещается прием
новых детей и перевод детей карантинной группы в другие. Детей этой
группы ежедневно тщательно осматривают; болеющих ангиной без сыпиудаляют из группы на 12 дней ввиду возможности нетипичного течения
скарлатины.
Дети, не болевшие скарлатиной, в случае домашнего контакта не
допускаются в детское учреждение в течение 7 дней с момента изоляции
больного.
В помещении группы производят тщательную уборку, проветривание и
смен белья. Специфическая профилактика против скарлатины не
применяется.
2.2. Корь.
Корь – острое инфекционное заболевание, вызываемое фильтрующим
вирусом. Коревой вирус очень нестоек, он быстро погибает во внешней среде.
Корь передается воздушнокапельным путем, при непосредственном
общении с больным или пребывании с ним в общем помещении. Больной
корью заразителен для окружающих уже в последние дни скрытого периода. С
5го дня от начала высыпания опасности для окружающих он уже не
представляет.
Через здоровых людей и предметы (игрушки, книги) коревой вирус не
передается.
Восприимчивость детей к кори чрезвычайно велика, за исключением
первых 34 месяцев жизни, когда встречается крайне редко. Наибольшая
заболеваемость наблюдается в возрасте до 5 лет.
Корь – тяжелое заболевание. Чем младше ребенок и чем хуже условия, в
которых он находится, тем корь опаснее. Очень тяжело протекает корь,
возникшая вскоре после какогонибудь другого, недавно перенесенного
заболевания. Среди причин смертности детей раннего возраста,
обусловленных острыми инфекциями, корь стоит на одном из первых мест.
После перенесенной кори создается стойкий пожизненный иммунитет. Удетей, перенесших митигированную (т.е. ослабленную после введения гамма
глобулина) корь, иммунитет менее стоек.
В течении кори различают следующие периоды: инкубационный,
продромальный, высыпания и обратного развития сыпи.
Инкубационный период продолжается от 7 до 17 дней, у привитых детей
он может удлиниться до 21 дня.
Продромальный период длиться 34 дня, он характеризуется
повышением температуры до 3839 градусов, появлением насморка, сухого
кашля, конъюнктивита, слезоточивости, светобоязни. Лицо у ребенка
становится одутловатым, он становится капризным и вялым. На слизистой
оболочке щек и губ появляются нежные белесоватые пятнышки, с узкой
красноватой каймой, называемые по имени открывших их авторов пятнами
БельскогоФилатова. Начало заболевания напоминает острый катар верхних
дыхательных путей, наличие пятен БельскогоФилатова дает возможность
рано, еще за 12 дня до появления сыпи, установить диагноз кори.
Период высыпания начинается на 45 день заболевания, иногда несколько
раньше. Появляется густая, крупнопятнистая сыпь на бледном фоне, сначала
за ушами, на лице, затем на туловище и конечностях. Высыпание длится 34
дня и сопровождается высокой температурой. Состояние ребенка в период
высыпания довольно тяжелое, он вял, отказывается от еды. Все время
продолжается мучительный кашель. По окончании высыпания температура
падает, постепенно сыпь бледнеет и исчезает в том же порядке, как
появилась, оставляя бурую пигментацию. В то же время стихают катаральные
явления. Наиболее тяжело корь протекает у маленьких, а также у истощенных
и больных рахитом детей.
У детей, которым своевременно была произведена противокоревая
прививка, корь протекает с невысокой температурой и без осложнений, при
хорошем общем состоянии ребенка.Осложнения. Часто корь осложняется пневмонией, которая обычно
развивается при неблагоприятных условиях у маленьких детей и нередко
принимает тяжелое течение.
Нередко наблюдается заболевания ушей 0 отит катаральный или гнойный.
Довольно часто встречаются поражения слизистой оболочки рта и десен. В
периоде предвестников болезни у некоторых детей присоединяется
диспепсия. Часто во время кори наблюдается обострение хронической
дизентерии. Корь резко ухудшает течение туберкулеза у инфицированного
ребенка, обуславливает в ряде случаев переход его в активную форму.
Лечение. Так как корь всегда сопровождается поражением дыхательных
путей, в первую очередь необходимо позаботиться о том, чтобы ребенок
дышал всегда свежим воздухом.
Между тем, именно при кори, бояться открывать форточки и окна, а в
связи с имеющейся светобоязнью у ребенка окна завешивают темными
шторами. Необходимо преодолевать эти предрассудки, следить, чтобы
помещение хорошо проветривалось, не разрешать затемнение комнаты.
Солнечные лучи убивают микробов. Кровать надо поставить так, чтобы свет
не попадал глаза ребенка. Глаза нужно промывать несколько раз в день
кипяченой водой или раствором борной кислоты и закапывать в них рыбий
жир. Нос следует прочищать жгутиками и закапывать в него вазелиновое
масло. Ребенок почаще должен полоскать рот. Надо часто поить его, особенно
после кормления. Неосложненная корь специфического лечения не требует.
Лечение воспаления легких и отита проводится под наблюдением врача.
Очень важно, чтобы пища ребенка была полноценной и содержала
витамины. Необходимо также следить за чистотой тела ребенка.
Профилактика. В первую очередь необходимо позаботиться, чтобы в
детское учреждение не попал ребенок, заболевший корью или
контактировавший с таким больным. Всем детям в возрасте от 3месяцев до 4
лет, не перенесшим этого заболевания и соприкасавшимся с больным корью,необходимо немедленно ввести внутримышечно гаммаглобулин. От
быстроты этой прививки зависит ее эффективность. Введение гамма
глобулина предупреждает заболевание корью или значительно облегчает ее
течение.
Изоляция больного прекращается после полного исчезновения сыпи и
ликвидации осложнений. Для детей, имевших контакт с больным корью и не
болевших ею, длительность изоляции составляет 17 дней у непривитых и 21
день у привитых.
Перенесенная ребенком корь повышает его восприимчивость к
инфекционным заболеваниям в связи со снижением его
иммунобиологического состояния.
В настоящее время детям в возрасте от 1 года до 8 лет, не болевшим
корью, производится однократная прививка для выработки активного
иммунитета против кори.
2.3. Ветряная оспа.
Возбудитель ветряной оспы – фильтрующий вирус, который очень
нестоек во внешней среде и быстро погибает при проветривании.
Инфекция передается непосредственно от больного. Он становится
заразным в последние дни инкубации и в течении всего периода высыпания.
Неболевшие дети восприимчивы к этому заболеванию, поэтому при заносе
инфекции в детское учреждение она обычно широко распространяется.
Особенно восприимчивы дети от 1 года до 45 лет. Передачи вируса через
вещи и здоровых людей не наблюдается. Перенесенная ветряная оспа создает
пожизненный иммунитет.
Инкубационный период продолжается 11 21 день Продромальный пеиод
чаще отсутствует.
Заболевание начинается остро, появляется сыпь, которая
распространяется почти по всей поверхности тела и волосистой части головы,а иногда бывает и на слизистых оболочках. Сначала возникают красные
пятнышки, в центре которых затем образуются пузырьки. Содержание этих
пузырьков быстро мутнеет. На месте подсохших пузырьков образуются
темные корочки.
Высыпание при ветряной оспе происходит в течение 35 дней, поэтому
наряду с корочками, образовавшимися на месте ранних элементов, имеются
свежие высыпания. Для ветряной оспы характерно разнообразие элементов
сыпи. Температура держится в течении всего времени высыпания, иногда
достигая 3940 градусов. Общее состояние в большинстве случаев мало
нарушается, иногда отмечается кожный зуд.
У детей с пониженным питанием и при негигиеническом уходе может
возникнуть вторичная кожная инфекция в виде фурункулеза, который иногда
принимает упорный характер. Присоединение ветряной оспы к другим
инфекциям значительно ухудшает их течение.
Лечение. Ребенка укладывают в постель на все время высыпания.
Крупные элементы сыпи с гнойным содержанием смазывают 1% раствором
бриллиантовой зелени. Необходимо следить за чистотой постельного и
нательного белья и не допускать расчесов.
Профилактика. В основном она сводится к недопущению заболевшего
или встретившегося с больным ребенком в детское учреждение. Бывший в
контакте ребенок не должен посещать дошкольное учреждение с 11го по 21й
день от начала контакта. Переболевший ребенок принимается в дошкольное
учреждение через 5 дней после окончания высыпания, при нормальной
температуре, хорошем самочувствии и образовании плотных сухих корочек на
кожных элементах. Предварительно ребенку делают гигиеническую ванну.
При наличии гнойных элементов ребенок в дошкольное учреждение не
допускается. Лечение проводится в поликлинике.
2.4. Эпидемический паротит.Возбудитель болезни – фильтрующий вирус. Инфекция передается от
больного воздушнокапельным путем. Наиболее восприимчивы дети от 5 до 15
лет; встречаются заболевшие и в раннем возрасте.
Инкубационный период длится от 11 до 23 дней. Больной уже в
последние дни этого периода заразен. После перенесенного заболевания
остается стойкий иммунитет.
Заболевание начинается остро. Появляются боли во время жевания и
припухают околоушные слюнные железы. Сначала припухает передняя доля
железы впереди уха, потом задняя – за углом нижней челюсти, соответственно
этому отекают мягкие ткани, кожа над опухолью не изменена. Температура
часто повышается умеренно, но может подниматься до 40 градусов.
Отмечается недомогание и головная боль. Поражение желез может быть с
одной или с обеих сторон. Иногда присоединяется воспаление подчелюстных
желез. Наибольшее припухание желез отмечается к 45 дню болезни, затем
воспалительный процесс и опухоль желез уменьшаются. Продолжительность
болезни 810 дней. Течение обычно благоприятное.
Осложнения. У мальчиков наблюдается воспаление яичек (орхит);
иногда воспаление оболочек мозга (серозный менингит). Течение в
большинстве случаев благоприятное.
Лечение. Постельный режим на все время лихорадочного периода.
Согревающий компресс или сухое тепло на железы. В случаях болезненности
при жевании и глотании рекомендуется жидкая и кашицеобразная пища.
Профилактика. При выявлении больного паротитом в детском
учреждении его необходимо немедленно изолировать на 9 дней от начала
заболевания. При наличии осложнений изоляция удлиняется до полного
выздоровления. В группе, где находился больной, объявляется карантин на 21
день с момента удаления больного. В детских помещениях после этого
производят влажную уборку и проветривание.Дети, имевшие контакт с больным паротитом дома, не принимаются в
дошкольное учреждение с 11го по 21й день от начала контакта. Активная
иммунизация против паротита в настоящее время еще не проводится.
2.5. Краснуха.
Возбудитель заболевания – фильтрующий вирус. Во внешней среде он
очень нестоек.
Заражение происходит непосредственно от больного, который становится
заразным за 12 дня до высыпания; к 5му дню от начала заболевания
заразительность падает.
Восприимчивость к краснухе высокая, но ниже, чем к кори. Заболевают
преимущественно дети в возрасте от 2 до 10 лет. После перенесенного
заболевания возникает стойкий, пожизненный иммунитет.
Инкубационный период краснухи от 10 до 23 дней.
Продромальный период длится 12 дня; иногда в это время отмечаются
слабо выраженные катаральные явления. Общие расстройства очень
незначительны и могут пройти незаметно. Чаще заболевание замечают в
момент появления сыпи и повышения температуры. Сыпь в виде пятен
розового или бледнокрасного цвета, величиной до чечевицы, напоминает
коревую. Она не так густа и распространяется сразу по всему телу. Через 23
дня сыпь исчезает, не оставляя пигментации или шелушения. Пятен Бельского
– Филатова, в отличие от кори, нет. Типично для краснухи увеличение
заднешейных и особенно затылочных лимфатических узлов до крупной
горошины; они плотноваты, слегка болезненны.
Осложнения. Обычно не наблюдаются. Самочувствие во время болезни
остается удовлетворительным.
Лечение. Больного укладывают в постель на все время, пока у него
повышена температура. Назначают общую диету, ванны.Профилактика. Больного изолируют из детского коллектива сроком на 5
дней с момента высыпания; дети, находившиеся в контакте с больным,
разобщению не полежат.
2.6. Коклюш.
Возбудитель заболевания палочка БордеЖангу. Источником инфекции
служит больной. Наиболее заразен коклюш в катаральном периоде
заболевания и в течение первых недель судорожного кашля. Инфекция
передается воздушнокапельным путем. Дети восприимчивы к коклюшу с
первых дней жизни; особенно он опасен для детей самого раннего возраста.
Наибольшее число заболеваний приходится на возраст от 1 года до 5 лет.
Инкубационный период длится от 3 до 15 дней. Первоначально в
катаральном периоде коклюш протекает нетипично и поставить диагноз в это
время трудно. У ребенка появляется сухой кашель, который постепенно
усиливается в течение 1 1,5 недель, особенно по ночам. Во время кашля
ребенок стремиться сесть, лицо его краснеет, глаза наполняются слезами.
Общее состояние в это время мало нарушается. Катаральный период длится
214 дней. Постепенно заболевание переходит во второй период –
спазматический. Кашель принимает судорожный характер в виде приступов.
Пи тяжелых формах приступы частые и продолжительные. Кашлевые толчки
следуют друг за другом, затем происходит вдох с характерным свистом –
«закатывание». Лицо ребенка становится одутловатым, багровосиним.
Приступы кашля нередко заканчиваются рвотой. Изо рта выделяются вязкая
слюна и мокрота. Во время кашля ребенок высовывает язык, уздечка его
соприкасается с краями зубов, на ней нередко образуются язвочки. С 56
недели приступы становятся реже и короче, ребенок выздоравливает. У
грудных детей коклюш может протекать без «закатывания». При упорном
кашле с частыми кашлевыми толчками и покраснением лица следует
заподозрить коклюш.Осложнения. В основном наблюдаются бронхит и воспаление легких,
которое наиболее опасно. При этом развивается одышка, синюшность, иногда
присоединяются судороги. Воспаление легких при коклюше может быть
причиной смерти ребенка. Иногда при коклюше возникают осложнения со
стороны нервной системы в виде судорог и потери сознания.
Лечение. В основном оно сводится к созданию ребенку таких условий,
при которых уменьшается количество приступов. Лучшим способом
предупреждения приступов является пребывание на свежем воздухе, даже в
холодное время. Дети на воздухе успокаиваются, розовеют, меньше кашляют.
Комната должна быть всегда хорошо проветрена. Необходимо занимать
ребенка интересной игрой, чтением: когда ребенок увлечен, он также меньше
кашляет. Лечение проводится под наблюдением врача. Во время приступа
нужно поддерживать голову ребенка, чистым платком удалять изо рта
мокроту. Кормить больного коклюшем следует чаще, малыми порциями.
Пища должна быть высококалорийной и богатой витаминами.
Лети с тяжелыми формами заболевания и при неблагоприятных
домашних условиях госпитализируются.
Профилактика. С диагностической целью и для скорейшего выведение
заболевшего коклюшем ребенка из группы рекомендуется исследование
крови, где при этом заболевании наблюдается повышенный лейкоцитоз и
лимфоцитоз. Для выявления коклюшной палочки во время кашля на близком
расстоянии от рта ребенка подставляют чашечку Петри со специальной
питательной средой, на которой колюшная палочка хорошо размножается.
Через 34 дня из лаборатории поступает ответ.
Больного коклюшем ребенка изолируют на 30 дней от начала
спазматического периода. Группа, в которой обнаружен больной коклюшем,
объявляется карантийной. При отсутствии кашляющих детей карантин через
14 дней отменяется.
Перенесенное заболевание дает стойкий иммунитет.В настоящее время проводится активная иммунизация всех детей с 56
месячного возраста с повторной ревакцинацией. Это привело к значительному
уменьшению числа заболеваний и более легкому его течению.
2.7. Дифтерия.
Заболевание вызывается дифтерийной палочкой Леффлера. Дифтерией
чаще всего заболевают дети в возрасте от 1 года до 5 лет, но могут заболеть
новорожденные и дети более старшего возраста. Заражение дифтерией
происходит от больного капельным путем при непосредственном
соприкосновении с ним или через предметы, загрязненные его выделениями
(посуда, белье, игрушки и т.д.).
Особое значение в распространении дифтерии имеют так называемые
скрытые носители инфекции (лица, которые сами не болеют, но в организме
которых имеются возбудители этой инфекции). Почти у половины больных,
перенесших заболевание, дифтерийные палочки находятся в зеве в течение 2
недель, у 10% болевших дифтерией – около 5 недель, у некоторых
значительно дольше.
Наиболее высокая заболеваемость дифтерией наблюдается в осенне
зимние месяцы. Это объясняется более продолжительным пребыванием детей
в закрытых помещениях в это время года.
Входными воротами инфекции служит слизистая оболочка зева, носа и
дыхательных путей.
Инкубационный период дифтерии 210 дней.
В зависимости от поражения органа (локализации) различают дифтерию
носа, зева, гортани, реже глаз, половых органов и еще реже дифтерию пупка и
кожи. Дифтерийный яд, вырабатываемый дифтерийными палочками, вызывает
общую интоксикацию организма.
Дифтерия носа чаще всего встречается у грудных детей. Обычно
отмечается односторонний гнойный насморк с примесью крови, ребеноксопит, плохо берет грудь. При исследованииноса на одной стороне носовой
перегородки обнаруживается пленка, препятствующая нормальному дыханию.
Выделения из носа содержат дифтерийные палочки, которые нередко
инфицируют кожу верхней губы. При дифтерии носа температура часто
остается нормальной, самочувствие мало нарушается. Если заболевание не
распространяется на другие органы, оно протекает благоприятно.
Ввиду того, что самочувствие ребенка при дифтерии носа не изменяется,
эта форма заболевания может быть не замечена, изза чего в группе могут
возникнуть новые заболевания. Ребенка с сукровичными выделениями из
одной ноздри необходимо удалить из группы, показать врачу и направить на
мазок из носа в лабораторию для исследования. Своевременно не
распознанная дифтерия носа может распространиться на зев и гортань.
Дифтерия зева. Болезнь начинается с недомогания, повышения
температуры, головной боли, потери аппетита. Через несколько часов,
появляется боль в горле. В зеве отмечается отечность, краснота, вскоре
образуются небольшие сероватые налеты. В тяжелых случаях они покрывают
всю поверхность миндалин и могут захватить язычок и даже мягкое небо.
Отмечается увеличение и болезненность подчелюстных и шейных
лимфатических узлов. Налеты плотно сидят на основании. При попытке снять
их появляется кровоточащая поверхность.
Особенно тяжелое течение имеет токсическая форма дифтерии зева. У
ребенка усиливаются вялость, бледность. Появляются отек зева и шейной
клетчатки, сладковатый запах изо рта. Состояние ребенка тяжелое, тоны
сердца глухие, пульс слабый.
Дифтерия гортани (куп) – наиболее тяжелая форма заболевания.
Встречается чаще у детей в возрасте от 1 года до 5 лет. У ребенка сиплый
голос, резкий сухой (лающий) кашель, затрудненное дыхание с удлиненным
вдохом. Ребенок становится беспокойным, мечется. Затруднение дыхания все
больше нарастает, развивается цианоз. При отсутствии своевременноймедицинской помощи может наступить смертельный исход. Тяжесть
заболевания объясняется интоксикацией и недостатком кислорода вследствие
образования в гортани и трахее дифтерийных пленок, препятствующих
свободному доступу воздуха.
Дифтерийный круп развивается постепенно. Лающий кашель, нарастание
одышки и затрудненного дыхания должны привлечь внимание врача,
воспитателя и родителей, в таких случаях ребенка нужно срочно обследовать
и оказать помощь.
Осложнения. Основные осложнения касаются сердечнососудистой и
нервной систем. Тяжелым осложнением является поражение сердечной
мышцы – миокардит. Типичными осложнениями дифтерии являются
параличи, чаще паралич небной занавески. Голос при этом делается гнусавым,
нарушается глотание, часть пищи попадает в нос. Изредка наблюдаются
параличи мышц конечностей. Эти осложнения развиваются 24й неделе
заболевания и обычно проходят через 46 недель. При легких формах
дифтерии, когда вводится достаточное количество антитоксической
сыворотки, указанные осложнения развиваются реже и протекают боле
благоприятно.
Для уточнения диагноза и выявления носительства инфекции производят
посев слизи из зева и носа. Носителя инфекции, обнаруженного среди
здоровых детей, немедленно изолируют. После троекратного отрицательного
посева из зева и носа ребенокбактерионоситель может быть принят в группу.
Лечение проводится в больнице. Специфическим надежным средством
лечения дифтерии является противодифтерийная сыворотка. Из больницы
ребенка выписывают после полного клинического выздоровления и двух
отрицательных бактериологических исследований отделяемого зева и носа.
Бактерионосители в детский коллектив допускаются не ранее 30 дней со дня
выздоровления.Профилактика. После удаления больного из группы делают
исследование слизи из носа и зева на дифтерийную палочку у всех детей и
персонала группы. В детских помещениях производят дезинфекцию. Детей с
отрицательными результатами анализа слизи из носа и зева направляют
обратно группу. В течение недели за ними устанавливается тщательное
врачебное наблюдение.
Активная иммунизация обязательно проводится всем детям, начиная с 56
месяцев. В настоящее время используется комбинированная коклюшно
дифтерийностолбнячная вакцина (АКДС). Она вводится 3 раза с интервалом
3040 дней. Затем с годовалого возраста до 12 лет проводится ревакцинация.
Благодаря этим мероприятиям заболеваемость дифтерией и тяжесть ее
течения значительно снизилась.
2.8. ОРВИ (острые респираторные вирусные инфекции – грипп и
гриппоподобные заболевания).
К этой группе относятся грипп, парагрипп, аденовирусные заболевания и
др. Хотя они вызываются различными вирусами, в течении заболеваний
имеется много сходных симптомов.
Однако имеются и некоторые различия. При парагриппозной, особенно
аденовирусной инфекции, больше выражены катаральные явления.
Заболевание чаще начинается с насморка, конъюнктивита, возможна ангина.
Температура нередко имеет волнообразный характер, как и при гриппе.
Грипп. Вирус гриппа нестоек, быстро погибает на свету и при высыхании.
Заболевание возникает при попадании вируса гриппа на слизистые оболочки
верхних дыхательных путей человека. Инфекция передается воздушно
капельным путем, источник инфекции – больной. Восприимчивость к гриппу
очень высока, характерно быстрое распространение и возникновение
массовых заболеваний.Инкубационный период длится 24 48 часов. Грипп обычно начинается
внезапно, остро. У больного ухудшается самочувствие, появляется головная
боль, общая слабость, вялость, высокая температура.
Катаральные симптомы чаще всего в первые дни заболеваний
отсутствуют, отмечается першение в горле, сухой кашель, в зеве – краснота и
отечность слизистой оболочки. Позже появляются слизистые выделения из
носа, которые в дальнейшем становятся слизистогнойными. Нередко затем
развивается бронхит, иногда с затрудненным дыханием и одышкой.
У детей 1го года жизни в некоторых случаях отмечаются снижение
аппетита, тошнота, рвота, иногда учащенный, жидкий стул, боли в животе.
Под влиянием токсического действия вируса могут появиться симптомы
со стороны нервной системы: головная боль, бессонница, повышенная болевая
чувствительность кожи, иногда бред и бессознательное состояние. Частота
возникновения нервных явлений при разных эпидемиях гриппа неодинакова.
Неосложненный грипп заканчивается обычно полным выздоровлением.
Температура снижается через 26 дней, затем исчезают все остальные
проявления заболевания.
Осложнения. Особенно часто они возникают у детей раннего возраста.
Самым частым осложнением является пневмония, которая иногда возникает
очень рано, уже на 23й день болезни. Пневмония часто протекает тяжело.
Тяжелым осложнением гриппа является подсвязочный ларингит. У ребенка
внезапно появляется «Лающий кашель и значительно затрудняется дыхание,
голос чаще остается чистым или бывает слегка осипшим. Это состояние очень
опасно и требует немедленной врачебной помощи.
Довольно частым осложнением является отит (воспаление среднего уха).
Ребенок беспокоен, жалуется на боль в ухе, отказывается от еды, температура
повышена.
Лечение. Назначается постельный режим на весь лихорадочный период и
еще 23 дня по его окончании. Ребенку часто дают теплое питье. В тяжелыхслучаях применяется противогриппозная сыворотка или гаммаглобулин из
сывороток, содержащих противогриппозные антитела в высоких титрах. Во
время эпидемии в коллективах применяют интерферон (через нос),
антибиотики и жаропонижающие средства.
Профилактика. Самым важным противоэпидемическим мероприятием
является ранняя изоляция заболевшего ребенка. Больног ребенка немедленно
помещают в изолятор или отправляют дамой. Тяжело больных
госпитализируют. После изоляции больного помещение тщательно
проветривают, производят влажную уборку. Целесообразно облучение
помещения ртутнокварцевой лампой.
Во время вспышки гриппа весь персонал детских учреждений должен
работать в масках из марли в 46слоев, которые необходимо менять несколько
раз в день. Переболевшие гриппом дети допускаются в дошкольное
учреждение после полного выздоровления, при нормальной температуре.
Через 57 дней от начала заболевания больной освобождается от вируса и
больше не заразен для окружающих.
Аденовирусная инфекция. Источником инфекции являются больные
люди. Заражение происходит воздушнокапельным путем.
Инкубационный период 56 дней. Основными клиническими формами
аденовирусной инфекции являются фарингоконъюнктивальная лихорада,
катар дыхательных путей, пневмония.
Заболевание начинается остро или постепенно. Температура поднимается
до 3839 градусов. Общая интоксикация, как правило, выражена умерено.
Нередко, особенно у детей раннего возраста, в начале болезни наблюдается
рвота. Постоянными симптомами служат ринит с обильным серозным
отделением или серознослизистым отделяемым, бронхит, фарингит,
конъюнктивит.
Частый симптом – отек век, иногда резко выраженный, мягкий на ощупь.Частым симптомом аденовирусной инфекции служит увеличение шейных и
подчелюстных лимфатических узлов.
Осложнения (отиты, вторичные ангины и пневмония, плевриты)
обуславливаются вторичной бактериальной инфекцией.
Парагриппозная инфекция. Заражение происходит от больного человека
воздушнокапельным путем. Восприимчивость особенно велика у детей
раннего возраста. Взрослые, обычно переносящие эту инфекцию в детстве, и
затем иммунизирующиеся при повторных встречах с парагриппозной
инфекцией, заболевают значительно реже, чем дети.
Клинически парагрипп очень сходен с гриппом и отличается от него
менее выраженной интоксикацией и более доброкачественным течением
Наиболее частым проявлением служат катары дыхательных путей.
Клиническое распознавание вследствие слабой изученности этой
инфекции и сходства ее с гриппом почти невозможно.
Литература
1. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.1.
124903), СПетербург, «Детствопресс», 2003.
2. Носов С.Д. «Инфекционные болезни у детей», М. «Медицина, 1988.
3. «Сестравоспитательница яслей и младших групп детских садов» под
ред. Ковригиной М.Д., М., «Медицина», 1977.
4. Матюшонок М.Т., Турик Г.Г., Крюкова А.А. «Физиология и гигиена
детей и подростков», Минск, «Высшая школа», 1975.5. «СаНПиН: документ и реалии жизни.», ж/ «Дошкольное воспитание»
№72007.