У детей старшего дошкольного возраста увеличивается диапазон двигательных умений и навыков, что связано с развитием физических качеств (выносливость, скорость выполнения движений и т. д.), появляется возможность более успешного овладения как упражнением в целом, так и отдельными элементами.
Дети продолжают осваивать ходьбу и бег, учатся хорошей координации движений рук и ног, свободному владению телом. В этом возрасте дети приобретают умения сохранять направление и равномерность ходьбы, появляется полетность бега.
В старшей группе при выполнении общеразвивающих упражнений перед детьми ставятся более сложные задачи: четко принимать различные исходные положения, выполнять упражнения с разной амплитудой движений, соблюдать определенное направление движений и т. д.
По указанию воспитателя дети самостоятельно берут флажки, мелкий инвентарь (флажки, кубики, скакалки, палки, мячи), а по окончании упражнений кладут их на место.
Гимнастика 5-6лет.docx
Комплексы оздоровительной гимнастики для детей 5–6 лет
У детей старшего дошкольного возраста увеличивается диапазон двигательных умений и навыков, что связано с
развитием физических качеств (выносливость, скорость выполнения движений и т. д.), появляется возможность более
успешного овладения как упражнением в целом, так и отдельными элементами.
Дети продолжают осваивать ходьбу и бег, учатся хорошей координации движений рук и ног, свободному владению
телом. В этом возрасте дети приобретают умения сохранять направление и равномерность ходьбы, появляется
полетность бега.
В старшей группе при выполнении общеразвивающих упражнений перед детьми ставятся более сложные задачи:
четко принимать различные исходные положения, выполнять упражнения с разной амплитудой движений, соблюдать
определенное направление движений и т. д.
По указанию воспитателя дети самостоятельно берут флажки, мелкий инвентарь (флажки, кубики, скакалки, палки,
мячи), а по окончании упражнений кладут их на место.
Комплексы оздоровительной гимнастики для детей 5–6 лет
Сентябрь
Комплекс 1
1. Ходьба в колонне по одному, на носках, руки на поясе; бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную; ходьба
в колонне по одному.
Упражнения без предметов
2. И. п. – основная стойка [4] , руки на поясе. 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, подняться на носки; 3 – руки в
стороны; 4 – вернуться в исходное положение (6 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки внизу. 1 – руки в стороны; 2 – наклон к правой (левой) ноге, коснуться
пальцами рук носков ног; 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – исходное положение (6 раз).
4. И. п. – основная стойка, руки на поясе; 1–2 – присесть, руки вынести вперед; 3–4 – вернуться в исходное
положение (5–6 раз).
5. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища. 1 – шаг вправо, руки в стороны; 2 – наклон вправо (влево), правую
руку вниз, левую вверх; 3–выпрямиться, руки в стороны; 4 – исходное положение (5–6 раз).
6. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища. 1 – правую ногу назад на носок, руки за голову; 2 – исходное
положение. То же левой ногой (6–7 раз).
7. И. п. – основная стойка, руки на поясе. 1 – прыжком ноги врозь, руки в стороны; 2 – прыжком ноги вместе.
Выполняется на счет 1–8 (или под музыкальное сопровождение).
8. Ходьба в колонне по одному.
Комплекс 2
1. Ходьба в колонне по одному; бег между предметами (кубики, кегли или набивные мячи).
Упражнения с малым мячом
2. И. п. – основная стойка, мяч в правой руке. 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, переложить мяч в левую руку; 3 –
руки в стороны; 4 – руки вниз (6 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. 1–2 – поворот вправо (влево), ударить мячом о пол; 3–4 –
вернуться в исходное положение (6 раз).
4. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, мяч в правой руке. 1 – присесть, ударить мячом о пол, поймать его; 2 –
вернуться в исходное положение (5–6 раз).
5. И. п. – стойка на коленях, сидя на пятках, мяч в правой руке. 1–4 – с поворотом вправо (влево) прокатить мяч
вокруг туловища (6 раз).
6. Игровое упражнение «Пингвины». Дети стоят по кругу, зажимают мяч между колен и по сигналу воспитателя
прыгают на двух ногах, продвигаясь по кругу, как пингвины.
7. Ходьба в колонне по одному.
Комплекс 3
1. Игра «Фигуры».
Ходьба в колонне по одному, ходьба и бег врассыпную. На сигнал воспитателя (удар в бубен) все останавливаются
на месте, где их застала команда, и принимают какуюлибо позу. Воспитатель отмечает наиболее удачные фигуры.
Упражнения без предметов
2. И. п. – основная стойка, руки на поясе. 1 – руки за голову, правую (левую) ногу назад на носок; 2 – вернуться в
исходное положение (6 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – руки в стороны; 2 – наклон вперед к правой (левой) ноге; 3
– выпрямиться, руки в стороны; 4 – исходное положение (4–6 раз).
4. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки за головой. 1 – поворот вправо (влево), правую руку в сторону; 2 –
исходное положение (6 раз). 5. И. п. – стойка на коленях, руки вдоль туловища. 1–2 – сесть справа (слева) на бедро, руки вперед (рис. 24);
вернуться в исходное положение (4–6 раз).
6. И. п. – сидя на полу, руки в упоре сзади. 1 – поднять впередвверх прямые ноги – угол (рис. 25); 2 – вернуться в
исходное положение (5–6 раз).
7. И. п. – основная стойка, руки на поясе. Прыжки на двух ногах – левая вперед, правая назад, прыжком сменить
положение ног. Выполняется под счет 1–8, затем пауза и снова прыжки (2–3 раза).
8. Игра «У кого мяч?»
Играющие образуют круг. Выбирается водящий, он становится в центр круга, а остальные дети плотно придвигаются
друг к другу, руки у всех за спиной. Воспитатель дает комулибо мяч (диаметр 6–8 см), и дети за спиной передают его по
кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки!» – и тот, к кому обращаются, должен выставить
вперед обе руки ладонями вверх, показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг,
а тот, у кого найден мяч, становится водящим. Игра повторяется.
Комплекс 4
1. Игровое задание «Быстро возьми!»
Дети образуют круг. По сигналу воспитателя ходьба, затем бег вокруг кубиков, которых должно быть на один или
два меньше, чем детей. На сигнал: «Быстро возьми!» каждый играющий должен взять кубик и поднять его над головой.
Тот, кто не успел взять кубик, считается проигравшим. Повторить 2 раза.
Упражнения с палкой
2. И. п. – основная стойка, палка внизу. 1 – палку вперед, правую (левую) ногу назад на носок; 2 – вернуться в
исходное положение (6 раз).
3. И. п. – основная стойка, палка на груди. 1 – присесть, палку вынести вперед; 2 – вернуться в исходное положение
(5–6 раз).
4. И. п. – стойка ноги врозь, палка внизу. 1–2 – поворот туловища вправо (влево), руки прямые, колени не сгибать; 3–
4 – вернуться в исходное положение (6 раз).
5. И. п. – сидя ноги врозь, палка на коленях. 1 – палку вверх; 2 – наклон вперед, коснуться носка правой (левой)
ноги; 3 – выпрямиться, палку вверх; 4 – вернуться в исходное положение (по 3 раза).
6. И. п. – лежа на животе, палка в согнутых руках перед собой. 1 – прогнуться, поднять палку вперед; 2 – вернуться в
исходное положение (5–6 раз).
7. И. п. – основная стойка, палка внизу. 1 – прыжком ноги врозь, палку вверх; 2 – вернуться в исходное положение.
На счет 1–8, повторить 2–3 раза.
8. Ходьба в колонне по одному с палкой в руках.
Октябрь
Комплекс 5
1. Ходьба в колонне по одному с высоким подниманием колен, как петушки, переход на обычную ходьбу; бег в
умеренном темпе, ходьба.
Упражнения без предметов
2. И. п. – основная стойка, руки на поясе. 1 – шаг вперед правой ногой, руки за голову; 2 – исходное положение. То
же левой ногой (6 раз).
3. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 – наклон вправо (влево); 2 – исходное положение (6 раз).
4. И. п. – основная стойка, руки на поясе. 1–2 – присесть, руки вперед; 3–4 – вернуться в исходное положение (5–6
раз).
5. И. п. – стойка на коленях, руки на поясе. 1–2 – поворот туловища вправо (влево), коснуться правой рукой пятки
левой ноги; 3–4 – вернуться в исходное положение (6 раз).
6. И. п. – основная стойка, руки на поясе. На счет 1–4 прыжки на правой ноге; на счет 5–8 прыжки на левой ноге.
После небольшой паузы повторить прыжки.
7. Ходьба в колонне по одному.
Комплекс 6
1. Ходьба и бег в колонне по одному, перешагивая через шнуры (5–6 штук), положенные на расстоянии 40 см один от
другого.
Упражнения с обручем
2. И. п. – основная стойка, обруч вниз. 1 – обруч вперед; 2 – обруч вверх; 3 – обруч вперед; 4 – вернуться в исходное
положение (4–5 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, обруч на груди, хват рук с боков. 1 – поворот туловища вправо (влево), обруч
вправо, руки прямые; 2 – вернуться в исходное положение (6 раз).
4. И. п. – основная стойка, хват рук с боков, обруч на груди. 1 – присесть, обруч вынести вперед; 2. – вернуться в
исходное положение (5–6 раз). 5. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, обруч внизу. 1 – обруч вверх; 2 – наклон вперед к правой (левой) ноге; 3 –
выпрямиться, обруч вверх; 4 – исходное положение (5–6 раз).
6. И. п. – основная стойка около обруча, руки произвольно. Прыжки на двух ногах вокруг обруча в обе стороны в
чередовании с небольшой паузой. Повторить 2–3 раза.
7. Игра «Автомобили».
Комплекс 7
1. Ходьба и бег между предметами змейкой.
Упражнения с мячом большого диаметра
2. И. п. – основная стойка, мяч в обеих руках внизу. 1 – мяч вверх; 2 – шаг вправо (влево); 3 – приставить ногу; 4 –
вернуться в исходное положение (6–7 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, мяч в согнутых руках перед собой. 1–2 – присесть, мяч вперед; 3–4 –
вернуться в исходное положение (5–6 раз).
4. И. п. – стойка ноги врозь, мяч в обеих руках внизу. 1 – мяч вверх, руки прямые; 2 – поворот вправо (влево); 3 –
выпрямиться, мяч вверх; 4 – вернуться в исходное положение (4–5 раз).
5. И. п. – сидя, ноги вместе, мяч на стопах, руки в упоре сзади. 1–2 – поднять ноги вверх, скатить мяч на живот,
поймать его; 3–4 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).
6. И. п. – основная стойка, мяч внизу. 1–2 – поднимаясь на носки, поднять мяч вверх; 3–4 – вернуться в исходное
положение (6–8 раз).
7. Игровое упражнение «Не попадись».
Играющие располагаются вокруг шнура (черты), положенного в форме круга. В центре находится водящийловишка.
Дети прыгают на двух ногах в круг и из круга по мере приближения ловишки. Тот, кого водящий успел запятнать
(дотронуться), получает штрафное очко, но из игры не выбывает. Через 30–40 секунд игра останавливается,
подсчитывают количество проигравших. Игра повторяется с другим водящим, выбранным не из числа ранее пойманных.
7. Ходьба в колонне по одному за самым ловким ловишкой.
Комплекс 8
1. Игровое упражнение «По мостику». Из шнуров или реек выкладывается дорожка (длина 3 м, ширина 25 см). На
дорожке ставятся 2–3 кубика. Задание: пройти по мостику, перешагнуть препятствие и не упасть в речку. Бег
врассыпную.
Упражнения без предметов
2. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища. 1 – руки в стороны; 2 – сгибая руки к плечам, подняться на носки; 3
– опуститься на всю ступню, руки в стороны; 4 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – поворот туловища вправо (влево), правую руку в сторону; 2
– вернуться в исходное положение (6 раз).
4. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, руки вверху. 1–2 – глубоко присесть, руки за голову, сводя локти вперед; 3–
4 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).
5. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – руки в стороны; 2 – наклон вправо (влево), правую руку
вниз, левую вверх; 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – исходное положение (4–6 раз).
6. И. п. – основная стойка, руки внизу. 1 – прыжком ноги врозь, руки в стороны; 2 – прыжком ноги вместе, руки вниз.
Выполняется на счет 1–8, повторить 2 раза.
7. И. п. – основная стойка, руки вниз. 1–2 – руки через стороны вверх; 3–4 – вернуться в исходное положение (5–7
раз).
8. Ходьба в колонне по одному.
Ноябрь
Комплекс 9
1. Ходьба в колонне по одному, по сигналу воспитателя с выполнением упражнений для рук, не прекращая ходьбы;
бег врассыпную.
Упражнения с флажками
2. И. п. – основная стойка, флажки внизу. 1 – флажки вперед; 2 – флажки вверх; 3 – флажки в стороны; 4 – исходное
положение (6–7 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, флажки у груди. 1 – поворот вправо (влево), правую руку в сторону; 2 –
исходное положение (6 раз).
4. И. п. – основная стойка, флажки внизу. 1–2 – присесть, флажки вынести вперед; 3–4 – исходное положение (5–7
раз).
5. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу. 1 – флажки в стороны; 2 – наклон вперед к левой (правой) ноге;
3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – исходное положение (4–6 раз).
6. И. п. – основная стойка, флажки внизу. На счет 1–8 прыжки на двух ногах, небольшая пауза, затем повторить
прыжки. 7. И. п. – основная стойка, флажки внизу 1–2 – правую ногу отставить назад на носок, флажки вверх; 3–4 – вернуться
в исходное положение. То же левой ногой (6–8 раз).
8. Ходьба в колонне по одному.
Комплекс 10
1. Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную.
Упражнения с гимнастической палкой
2. И. п. – основная стойка, палка внизу. 1 – палку вверх; 2 – опустить за голову, на плечи; 3 – палку поднять вверх
(рис. 26); исходное положение (6–8 раз).
3. И. п. – стойка ноги врозь, палка внизу. 1 – палку вверх; 2 – наклон вперед, руки вперед; 3 – выпрямиться, палку вверх;
4 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).
4. И. п. – основная стойка, палка внизу. 1–2 – присесть, палку вынести вперед; 3–4 – вернуться в исходное
положение (6–7 раз).
5. И. п. – стойка ноги врозь, палка на лопатках. 1 – поворот туловища вправо (влево) (рис. 27); 2 – вернуться в исходное
положение (6–8 раз).
6. И. п. – основная стойка, палка на груди хватом шире плеч, руки согнуты. 1 – прыжком ноги врозь, палку вверх; 2 –
исходное положение. Выполняется на счет 1–8, повторить 2–3 раза.
7. И. п. – основная стойка, палка внизу 1 – правую (левую) ногу в сторону на носок, палку вперед; 2 – вернуться в
исходное положение (6–7 раз).
8. Игровое упражнение «Фигуры».
Комплекс 11
1. Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную.
Упражнения с обручем
2. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, обруч в правой руке. 1 – махом обруч вперед; 2 – махом обруч назад; 3 –
обруч вперед; 4 – переложить обруч в левую руку. То же левой рукой (5–6 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, обруч внизу. 1–обруч вверх; 2 – наклониться вправо (влево), руки прямые; 3 –
прямо, обруч вверх; 4 – вернуться в исходное положение (6 раз).
4. И. п. – основная стойка, обруч на груди, руки согнуты. 1–2 – присесть, обруч вперед; 3–4 – исходное положение.
5. И. п. – сидя ноги врозь, обруч в согнутых руках на груди. 1–2 – наклониться вперед, коснуться ободом носка
правой ноги; 3–4 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).
6. И. п. – основная стойка, руки произвольно, обруч на полу. Прыжки на двух ногах вокруг обруча на счет 1–7, на
счет 8 прыгнуть в обруч. Повторить 2–3 раза.
7. Игра «Великаны и гномы».
Ходьба в колонне по одному, на сигнал воспитателя: «Великаны!» ходьба на носках, руки вверх, затем обычная
ходьба; на сигнал: «Гномы!» ходьба в полуприседе.
Комплекс 12
1. Игра «Затейник».
Один из играющих выбирается затейником, он становится в середину круга. Остальные дети, взявшись за руки, идут по
кругу вправо или влево и произносят:
Ровным кругом, друг за другом,
Мы идем за шагом шаг,
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так.
Дети останавливаются, опускают руки. Затейник показывает какоелибо движение, а все дети должны повторить его.
После двух повторений выбирается другой водящий.
Упражнения без предметов
2. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. 1 – правую руку к плечу; 2 – левую руку к плечу; 3 –
правую руку вниз; 4 – левую руку вниз (4–5 раз).
3. И. п. – основная стойка, руки на поясе. 1 – руки в стороны; 2 – присесть, руки вперед; 3 – встать, руки в стороны;
4 – исходное положение (6 раз).
4. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – поворот туловища вправо, правую руку в сторону; 2 –
исходное положение. То же влево (6–8 раз).
5. И. п. – основная стойка, руки на поясе. 1 – руки в стороны; 2 – мах правой ногой вперед, хлопок в ладоши под
коленом; 3 – опустить ногу, руки в стороны; 4 – исходное положение. То же левой ногой (4–6 раз).
6. Игра «Удочка». Дети становятся по кругу, на небольшом расстоянии друг от друга. В центре воспитатель вращает
по кругу шнур, к концу которого привязан мешочек с песком. По мере приближения мешочка дети выполняют прыжок
вверх так, чтобы не задеть его. Тот, кто коснулся мешочка, делает шаг назад и выбывает из игры. После небольшой паузы
игра повторяется, вновь участвуют все дети. 7. Ходьба в колонне по одному.
Зимний период
Декабрь
Комплекс 13
1. Ходьба в колонне по одному с выполнением упражнений для рук по команде воспитателя (руки в стороны, за
голову, на пояс) бег между предметами (кубики, кегли) змейкой.
Упражнения с кубиком
2. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, кубик в правой руке. 1–2 – поднять руки через стороны вверх, переложить
кубик в левую руку; 3–4 – исходное положение (6–7 раз).
3. И. п. – стойка ноги врозь, кубик в правой руке. 1 – руки в стороны; 2 – наклон вперед, положить кубик у носка
левой ноги; 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – наклониться, взять кубик в левую руку. То же левой рукой (4–6 раз).
4. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, кубик в правой руке. 1 – присесть, кубик вперед, переложить в левую руку;
2 – встать, кубик в левой руке (6–7 раз).
5. И. п. – стойка в упоре на коленях, кубик в правой руке. 1 – поворот вправо, положить кубик у носков ног; 2 –
выпрямиться, руки на пояс; 3 – поворот вправо, взять кубик; 4 – вернуться в исходное положение, переложить кубик в
левую руку. То же влево (по 3 раза).
6. И. п. – основная стойка, руки произвольно, кубик на полу. Прыжки на правой и левой ноге вокруг кубика в
чередовании с небольшой паузой. Выполняется на счет 1–8, повторить 2–3 раза.
7. Игровое упражнение «Великаны и гномы».
Комплекс 14
1. Ходьба и бег в колонне по одному, ходьба и бег врассыпную по всему залу.
Упражнения без предметов
2. И. п. – основная стойка, руки на поясе. 1 – руки в стороны; 2 – поднимаясь на носки, потянуться, руки вверх; 3 –
опуститься на всю ступню, руки в стороны; 4 – исходное положение (6–7 раз).
3. И. п. – стойка ноги врозь, руки внизу. 1 – руки за голову; 2–поворот вправо; 3–выпрямиться; 4–исходное
положение. То же влево (6 раз).
4. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища. 1 – присесть, руки вперед, хлопнуть в ладоши; 2 – вернуться в
исходное положение (6–7 раз).
5. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – руки в стороны; 2 – наклон вправо (влево), правую руку
вниз, левую вверх; 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – исходное положение (6 раз).
6. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища. 1 – мах правой (левой) ногой, хлопок в ладоши под коленом; 2 –
исходное положение (6–8 раз).
7. Ходьба в колонне по одному.
Комплекс 15
1. Ходьба в колонне по одному, на сигнал воспитателя: «Аист!» остановиться, поднять согнутую в колене ногу, руки
в стороны, продолжение ходьбы. На сигнал: «Лягушки!» остановиться, присесть, положить руки на колени. Бег
врассыпную.
Упражнения с мячом большого диаметра
2. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, мяч внизу. 1–2 – поднимаясь на носки, поднять мяч вверх; 3–4 – вернуться в
исходное положение (6–7 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, мяч в согнутых руках перед собой. Поворот вправо (влево), ударить мячом о
пол, поймать двумя руками (по 3–4 раза в каждую сторону). Темп произвольный.
4. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, мяч в согнутых руках у груди. 1 – присесть, уронить мяч, поймать его; 2 –
вернуться в исходное положение (6–8 раз).
5. И. п. – сидя ноги врозь, мяч внизу. 1 – поднять мяч вверх; 2 – наклониться вперед, коснуться мячом пола; 3 –
выпрямиться, поднять мяч вверх; 4 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).
6. И. п. – лежа на спине, мяч за головой, руки прямые. 1 – поднять правую (левую) ногу впередвверх, коснуться
мячом; 2 – исходное положение (5–6 раз).
7. Игровое упражнение «Передай мяч!»
Дети распределяются на несколько групп (по 5–6 человек). У одного из игроков мяч большого диаметра, и он
перебрасывает его игрокам поочередно (построение – в круг, полукруг, шеренгу).
Комплекс 16
1. Ходьба в колонне по одному с изменением направления движения по команде воспитателя; бег врассыпную,
Упражнения без предметов
2. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища. 1 – руки в стороны; 2 – руки к плечам, пальцы сжать в кулаки; 3 –
руки в стороны; 4 – исходное положение (5–6 раз). 3. И. п. – основная стойка, руки на поясе. 1 – шаг правой ногой вправо; 2 – наклон туловища вправо; 3 –
выпрямиться; 4 – вернуться в исходное положение. То же влево (5–6 раз).
4. И. п. – стойка ноги врозь, руки за головой. 1 – руки в стороны;
2 – наклон вперед, коснуться пальцами пола; 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – исходное положение (5–6 раз).
5. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1–2 – согнуть колени, обхватить руками, прижаться головой к
коленям; 3–4 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).
6. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Попеременное сгибание и разгибание ног – велосипед (на счет 1–8),
затем пауза и снова повторить серию движений ногами.
7. Игровое упражнение «Пингвины» (прыжки по кругу).
8. Игра «Угадай, кто позвал».
Дети становятся в круг. В центре круга водящий, он закрывает глаза. Ктолибо из ребят называет водящего по имени
(тихим голосом). Если водящий отгадает, кто его позвал, то они меняются местами; если не отгадает, игра повторяется.
Январь
Комплекс 17
1. Ходьба в колонне по одному, по мостику (доска или дорожка из шнуров); бег между предметами змейкой. Ходьба
и бег чередуются. По одной стороне зала проводится одно задание, а по противоположной – другое.
Упражнения с палкой
2. И. п. – основная стойка, палка внизу, хват шире плеч. 1 – палку вверх, потянуться; 2 – сгибая руки, палку
положить на лопатки;
3 – палку вверх; 4 – палку вниз, вернуться в исходное положение (4–6 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, палка на груди. 1–2 – присесть, палку вынести вперед; 3–4 – вернуться в
исходное положение (6–7 раз).
4. И. п. – основная стойка, палка на груди. 1 – шаг вправо, палку вверх; 2 – наклон вправо; 3 – выпрямиться, палку
вверх; 4 – исходное положение (6 раз).
5. И. п. – сидя ноги врозь, палка на груди. 1 – палку вверх; 2 – наклон вперед, коснуться палкой носка правой ноги; 3
– выпрямиться, палку вверх; 4 – исходное положение (6–8 раз).
6. И. п. – основная стойка, палка на плечах. 1 – прыжком ноги врозь; 2 – прыжком ноги вместе. На счет 1–8,
повторить 2–3 раза.
7. Игровое упражнение «Великаны и гномы».
Комплекс 18
1. Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную.
Упражнения с мячом
2. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках внизу 1–мяч на грудь; 2 – мяч вверх, руки прямые; 3 –
мяч на грудь; 4 – вернуться в исходное положение (6–8 раз).
3. И. п. – стойка ноги врозь, мяч на груди. 1–3 – наклониться вперед и прокатить мяч от одной ноги к другой; 4 –
исходное положение (5–6 раз).
4. И. п. – стойка в упоре на коленях, мяч в согнутых руках внизу. 1–2 – садясь на пятки и поворачивая туловище
вправо, коснуться мячом пола у правого носка; 3–4 – вернуться в исходное положение. То же влево (4–6 раз).
5. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, мяч внизу. 1 – присесть, мяч вынести вперед; 2 – исходное положение (5–6
раз).
6. И. п. – стойка ноги врозь, мяч в согнутых руках перед собой. Броски мяча вверх и ловля его двумя руками.
Выполнение произвольное.
7. И. п. – основная стойка перед мячом, руки вдоль туловища. Прыжки вокруг мяча в обе стороны на двух ногах, на
правой и левой ноге, попеременно, в чередовании с небольшой паузой.
8. Игра «Эхо».
Комплекс 19
1. Ходьба в колонне по одному, на носках, руки на поясе. Бег в колонне по одному, бег врассыпную.
Упражнения без предметов
2. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища. 1 – шаг правой ногой вправо, руки за голову; 2 – приставить ногу,
вернуться в исходное положение. То же влево (6–8 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, руки на поясе. 1–3 – пружинистые приседания, руки вперед; 4 – вернуться в
исходное положение (6–7 раз).
4. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1 – согнуть руки перед грудью; 2 – поворот вправо, руки
в стороны (рис. 28); 3 – выпрямиться, руки перед грудью; 4 – исходное положение. То же влево (6 раз).
5. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища. 1 – руки в стороны; 2 – мах правой ногой впередвверх, хлопнуть в
ладоши под коленом; 3 – опустить ногу, руки в стороны (рис. 29); 4 – исходное положение. То же левой ногой (4–6 раз). 6. И. п. – основная стойка, руки на поясе. 1 – шаг вправо; 2 – наклон вправо; 3 – выпрямиться; 4 – исходное положение.
То же влево (6–8 раз).
7. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища. На счет 1–8 прыжки на правой ноге, небольшая пауза и снова на счет 1–8
прыжки на левой ноге. Повторить 2 раза.
8. Игровое упражнение «Мяч водящему».
Дети распределяются на тройки, один из них водящий. Водящий поочередно бросает мяч игрокам, а те возвращают
его обратно. В ходе игры ребята могут меняться местами. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не мешали друг другу.
Комплекс 20
1. Ходьба в колонне по одному; ходьба с высоким подниманием колен – лошадки; обычная ходьба; легкий бег – руки
в стороны, как птицы.
Упражнения с короткой скакалкой
2. И. п. – основная стойка, скакалка, сложенная вдвое, внизу. 1–2 – поднимаясь на носки, скакалку вверх; 3–4 –
вернуться в исходное положение (6–8 раз).
3. И. п. – стойка ноги врозь, скакалка внизу. 1 – шаг вправо, скакалку вверх; 2 – наклон вправо; 3 – выпрямиться,
скакалку вверх; 4 – исходное положение (6–8 раз).
4. И. п. – основная стойка, скакалка внизу. 1–2 – присесть, скакалку вперед; 3–4 – исходное положение (5–7 раз).
5. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, скакалка на плечах. 1 – поворот туловища вправо (влево); 2 – вернуться в
исходное положение (6 раз).
6. И. п. – ноги слегка расставлены, скакалка сзади внизу. Прыжки на двух ногах на месте с вращением скакалки
вперед в чередовании с небольшой паузой. (Если дети недостаточно хорошо владеют умением прыгать через короткую
скакалку, упражнение можно заменить.)
7. Игра «Великаны и гномы».
Февраль
Комплекс 21
1. Ходьба в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную.
Упражнения с обручем
2. И. п. – основная стойка внутри обруча, руки вдоль туловища. 1 – присесть; 2 – взять обруч хватом с боков и
встать, обруч на уровне пояса; 3 – присесть, положить обруч; 4 – встать, вернуться в исходное положение (6 раз).
3. И. п. – стойка ноги врозь, обруч в согнутых руках на груди. 1 – поворот туловища вправо; 2 – исходное положение.
То же влево (6–7 раз).
4. И. п. – основная стойка, обруч вертикально на полу хватом обеими руками сверху. 1–2 – опираясь на обод обруча
руками, отвести правую ногу назад; 3–4 – исходное положение. То же левой ногой (6–7 раз).
5. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, обруч в согнутых руках на груди. 1–2 – присесть, обруч вперед, руки
прямые; 3–4 – вернуться в исходное положение (6–7 раз).
6. И. п. – основная стойка в обруче, руки вдоль туловища. Прыжки на двух ногах на счет 1–7, на счет 8 – прыжок из
обруча. Повторить 2–3 раза.
7. Игровое упражнение «Великаны и гномы».
Комплекс 22
1. Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба и бег по кругу с поворотом по сигналу воспитателя.
Упражнения без предметов
2. И. п. – основная стойка, руки внизу. 1–2 – отставить правую ногу назад на носок, одновременно поднять руки
вверх через стороны; 3–4 – вернуться в исходное положение. То же левой ногой (6–7 раз).
3. И. п. – основная стойка, руки на поясе. 1–2 – присесть медленным движением, спину и голову держать прямо; 3–4
– вернуться в исходное положение (6–7 раз).
4. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1 – руки в стороны; 2 – наклон вперед к правой (левой) ноге; 3
– выпрямиться, руки в стороны; 4 – исходное положение (6–7 раз).
5. И. п. – основная стойка, руки на поясе. 1 – мах правой ногой вперед; 2 – мах правой ногой назад; 3 – мах правой
ногой вперед; 4 – исходное положение. То же левой ногой (4–6 раз).
6. Игра «Удочка».
7. Ходьба в колонне по одному.
Комплекс 23
1. Ходьба на носках между предметами (кубики, кегли), поставленными в одну линию (расстояние между
предметами 40 см). Бег с перешагиванием через шнуры.
Упражнения с большой веревкой
Веревка лежит по кругу, дети располагаются по кругу на расстоянии двух шагов друг от друга. 2. И. п. – основная стойка лицом в круг, веревка хватом сверху обеими руками. 1 – веревку вверх, правую ногу
отставить назад на носок; 2 – вернуться в исходное положение (6–7 раз). То же левой ногой.
3. И. п. – стойка ноги врозь, веревка в обеих руках внизу. 1 – веревку вверх; 2 – наклониться вниз, коснуться пола (по
возможности); 3 – выпрямиться, поднять веревку вверх; 4 – вернуться в исходное положение (4–6 раз).
4. И. п. – основная стойка, веревка хватом обеими руками сверху у груди. 1–2–присесть, веревку вперед; 3–4 –
исходное положение (5–7 раз).
5. И. п. – стойка в упоре на коленях, веревка внизу хватом сверху. 1 – поворот вправо (влево), коснуться рукой
пятки левой ноги; 2 – вернуться в исходное положение (6–7 раз).
6. И. п. – стоя боком к веревке, лежащей на полу. На счет 1–8 прыжки на двух ногах через веревку справа и слева,
продвигаясь вперед, небольшая пауза и повторение прыжков (2–3 раза).
7. Игра «Угадай, кто позвал».
Комплекс 24
1. Ходьба и бег в колонне по одному с изменением направления движения по сигналу воспитателя; ходьба и бег
врассыпную.
Упражнения с мячом
2. И. п. – стойка ноги врозь, мяч в обеих руках перед собой. Броски мяча вверх (невысоко) в произвольном темпе.
3. И. п. – стойка ноги слегка расставлены, мяч в обеих согнутых руках перед собой. Поворот туловища вправо,
бросить мяч о пол, поймать его. То же с поворотом влево (по 3–4 раза в каждую сторону).
4. И. п. – стойка в упоре на коленях, сидя на пятках, мяч перед собой на полу. Прокатить мяч вокруг себя вправо,
помогая руками. То же выполнить влево (по 3 раза).
5. И. п. – лежа на спине, ноги прямые, мяч за головой. 1–2 – поднять ноги вверх медленным движением, коснуться их
мячом; 3–4 – вернуться в исходное положение (6–7 раз).
6. И. п. – лежа на спине, мяч в обеих руках за головой, руки прямые. 1–2 – повернуться на живот, мяч в обеих руках;
3–4 – повернуться обратно на спину, вернуться в исходное положение (5–6 раз).
7. И. п. – основная стойка, мяч внизу. 1–2 – правую ногу назад на носок, мяч вверх; 3–4 – вернуться в исходное
положение. То же левой ногой (6–7 раз).
8. Игра «Удочка».
Март
Комплекс 25
1. Игра «Великаны и гномы».
Упражнения без предметов
2. И. п. – основная стойка, руки согнуты перед грудью ладонями книзу. 1–3 – три рывка руками в стороны; 4 –
исходное положение (5–6 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки за головой. 1 – наклон туловища вправо (влево); 2 – вернуться в исходное
положение (6–7 раз).
4. И. п. – лежа на спине, ноги согнуты, ступни на полу, руки вдоль туловища. 1–2 – поднять таз, прогнуться, опираясь
на ладони; 3–4 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).
5. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – поднять правую ногу впередвверх; 2 – одновременным движением
правую ногу опустить вниз, левую поднять вверх; 3 – левую ногу вниз, правую вверх; 4 – опустить правую ногу. После
паузы повторить 2–3 раза.
6. И. п. – сидя ноги врозь, руки на поясе. 1 – руки в стороны; 2 – наклониться вперед, коснуться руками носков
правой (левой) ноги; 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – вернуться в исходное положение (6 раз).
7. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища. 1–2 – поднимаясь на носки, руки через стороны вверх; 3–4 –
исходное положение (6–7 раз).
8. Игра «Не попадись!» (прыжки в круг и из круга по мере приближения водящего).
Комплекс 26
1. Ходьба в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную.
Упражнения с обручем
2. И. п. – основная стойка, обруч внизу. 1 – обруч вверх, правую ногу назад на носок; 2 – исходное положение. То же
левой ногой (6–8 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, обруч внизу. 1–2 – присесть, обруч вынести вперед; 3–4 вернуться в
исходное положение (5–7 раз).
4. И. п. – основная стойка, обруч на груди, руки согнуты. 1 – обруч вверх; 2 – шаг вправо с наклоном вправо; 3 –
приставить ногу, обруч вверх; 4 – вернуться в исходное положение. То же влево (6 раз).
5. И. п. – основная стойка, обруч вертикально на полу, хват руками сверху. 1–2 – опираясь на обод обруча обеими
руками, отвести правую ногу назадвверх; 3–4 – вернуться в исходное положение. То же левой ногой (6–8 раз). 6. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, обруч вертикально за спиной, хват рук с боков. 1 – поворот туловища вправо
(влево); 2 – вернуться в исходное положение (6 раз).
7. И. п. – стоя боком к обручу, руки произвольно. Прыжки вокруг обруча в обе стороны. Повторить 2–3 раза.
8. Ходьба в колонне по одному.
Комплекс 27
1. Ходьба и бег змейкой между предметами, поставленными в одну линию; ходьба и бег врассыпную.
Упражнения со скакалкой
2. И. п. – основная стойка, скакалка, сложенная вдвое, внизу. 1 – правую ногу назад на носок, скакалку вверх; 2 –
вернуться в исходное положение (6–7 раз).
3. И. п. – стойка ноги врозь, скакалка внизу. 1 – скакалку вверх; 2 – наклон вправо (влево); 3 – выпрямиться; 4 –
исходное положение (6 раз).
4. И. п. – сидя ноги врозь, скакалку на грудь. 1 – скакалку вверх; 2 – наклониться вперед, коснуться скакалкой
носков ног; 3 – выпрямиться, скакалку вверх; 4 – вернуться в исходное положение (6 раз).
5. И. п. – стойка в упоре на коленях, скакалка внизу. 1–2 – сесть справа на бедро, скакалку вперед; 3–4 – вернуться в
исходное положение. То же влево (4–6 раз).
6. И. п. – лежа на животе, скакалка в согнутых руках перед собой. 1 – прогнуться, скакалку вперед; 2 – вернуться в
исходное положение (6–7 раз).
7. И. п. – основная стойка. Прыжки на двух ногах через короткую скакалку, вращая ее вперед. Темп
индивидуальный.
8. Игровое упражнение «Эхо».
Комплекс 28
1. Ходьба в колонне по одному, по кругу с поворотом по команде воспитателя; ходьба и бег врассыпную.
Упражнения с кеглями
2. И. п. – основная стойка, кегли внизу. 1 – кегли в стороны; 2 – кегли вверх; 3 – кегли в стороны; 4 – вернуться в
исходное положение (6–7 раз).
3. И. п. – стойка ноги врозь, кегли внизу. 1 – кегли в стороны; 2 – наклон вперед к правой ноге, поставить кегли у
носка; 3 – выпрямиться, руки на пояс; 4 – наклониться, взять кегли, вернуться в исходное положение. То же к левой ноге
(4–6 раз).
4. И. п. – стоя в упоре на коленях, кегли у плеч. 1 – поворот вправо, поставить кеглю у пятки правой ноги; 2 –
поворот влево, поставить кеглю у пятки левой ноги; 3 – поворот вправо, взять кеглю; 4 – поворот влево, взять кеглю (4–6
раз).
5. И. п. – сидя ноги врозь, кегли у груди. 1–2 – наклон вперед, коснуться кеглями пола между носков ног (рис. 30);
3–4 – вернуться в исходное положение (6 раз).
6. И. п. – основная стойка, кегли внизу. 1 – присесть, кегли вынести вперед; 2 – исходное положение (6–7 раз).
7. И. п. – основная стойка, кегли на полу. Прыжки на правой и левой ноге вокруг кеглей в обе стороны (рис. 31).
Повторить 2–3 раза.
8. Ходьба в колонне по одному.
Апрель
Комплекс 29
1. Ходьба и бег с перешагиванием через предметы; ходьба и бег врассыпную.
Упражнения без предметов
1. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища; 1–2 – поднимаясь на носки, руки через стороны вверх, прогнуться;
3–4 – исходное положение (6–7 раз).
2. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, руки за головой. 1–2 – присесть медленным движением, руки в стороны; 3–4
– исходное положение (5–6 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1 – руки в стороны; 2 – наклониться к правой ноге, хлопнуть в
ладоши за коленом; 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – исходное положение. То же к левой ноге (6 раз).
4. И. п. – стойка в упоре на колени, опираясь ладонями о пол. 1 – поднять правую ногу назадвверх; 2 – вернуться в
исходное положение. То же левой ногой (6–7 раз).
5. И. п. – стойка в упоре на коленях, руки на поясе. 1 – поворот вправо, правую руку вправо; 2 – вернуться в
исходное положение. То же влево (4–6 раз).
6. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища. 1 – прыжком ноги врозь, руки в стороны; 2 – прыжком ноги вместе.
Выполняется под счет 1–8 (2–3 раза).
7. Ходьба в колонне по одному.
Комплекс 30
1. Ходьба и бег в колонне по одному, ходьба и бег с остановкой по сигналу воспитателя.
Упражнения с палкой 2. И. п. – основная стойка, палка внизу. 1 – поднять палку на грудь; 2 – палку вверх; 3 – палку на грудь; 4 – исходное
положение (6–7 раз).
3. И. п. – стойка ноги врозь, палка внизу. 1 – палку вверх; 2 – наклон к правой ноге; 3 – выпрямиться, палку вверх; 4
– исходное положение. То же к левой ноге (6 раз).
4. И. п. – основная стойка, палка на плечах. 1–2 – присесть медленным движением, спину и голову держать прямо; 3–
4 – исходное положение (5–7 раз).
5. И. п. – лежа на животе, палка в согнутых руках перед собой. 1 – прогнуться, палку впередвверх; 2 – вернуться в
исходное положение (5–7 раз).
6. И. п. – основная стойка, палка хватом сверху шире плеч внизу. 1 – прыжком ноги врозь, палку вверх; 2 – прыжком
ноги вместе. Выполняется на счет 1–8 (2 раза).
7. Ходьба в колонне по одному.
Комплекс 31
1. Ходьба в колонне по одному между предметами; ходьба и бег врассыпную.
Упражнения на гимнастической скамейке
2. И. п. – сидя верхом на скамейке, руки на поясе. 1 – руки в стороны; 2 – руки за голову; 3 – руки в стороны; 4 –
исходное положение (6–7 раз).
3. И. п. – сидя на скамейке верхом, руки на поясе. 1 – руки в стороны; 2 – наклон вправо (влево) (рис. 32); 3 –
выпрямиться, руки в стороны; 4 – вернуться в исходное положение (6 раз).
4. И. п. – лежа перпендикулярно к скамейке, ноги прямые, хват руками за края скамейки; 1–2 поднять прямые ноги вверх
(рис. 33); 3–4 – вернуться в исходное положение (6–7 раз).
5. И. п. – стоя лицом к скамейке, руки вдоль туловища. 1 – шаг правой ногой на скамейку; 2 – шаг левой ногой на
скамейку; 3 – шаг правой ногой со скамейки; 4 – то же левой. Поворот кругом. Повторить упражнение 3–4 раза.
6. И. п. – стоя боком к скамейке, руки произвольно. На счет 1–8 прыжки на двух ногах вдоль скамейки; поворот
кругом и повторение прыжков.
7. Ходьба в колонне по одному между скамейками.
Комплекс 32
1. Игра «Эхо».
Упражнения без предметов
2. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища. 1 – шаг правой ногой вправо, руки в стороны; 2 – исходное
положение. То же левой ногой (6–7 раз).
3. И. п. – ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. 1–3 – пружинистые приседания, руки вперед; 4 – исходное
положение (5–7 раз).
4. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки внизу. 1 – руки согнуть перед грудью; 2 – поворот вправо, руки развести в
стороны; 3 – руки перед грудью; 4 – исходное положение. То же в левую сторону (6 раз).
5. И. п. – ноги параллельно, руки вдоль туловища. 1 – руки в стороны; 2 – согнуть правую ногу, положить на колено;
3 – опустить ногу, руки в стороны; 4 – исходное положение. То же левой ногой (6 раз).
6. И. п. – стойка на коленях, руки на поясе. 1–2 – с поворотом вправо сесть на правое бедро; 3–4 – исходное
положение. То же влево (по 3 раза).
7. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища. Прыжки на правой и левой ноге под счет воспитателя 1–8.
Повторить упражнение 1–3 раза.
8. Ходьба в колонне по одному.
Май
Комплекс 33
1. Ходьба в колонне по одному, выполняя упражнения для рук по сигналу воспитателя – руки в стороны, за голову,
на пояс; бег врассыпную.
Упражнения с малым мячом
2. И. п. – основная стойка, мяч в правой руке внизу. 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, переложить мяч в другую
руку; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение (6–7 раз).
3. И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке. 1 – наклон к правой ноге; 2–3 – прокатить мяч от правой ноги к левой
и обратно; 4 – исходное положение. То же к левой ноге (4–5 раз).
4. И. п. – стойка на коленях, мяч в обеих руках. 1–2 – садясь на пятки и поворачивая туловище вправо, коснуться
мячом пола; 3–4 – вернуться в исходное положение. То же влево (4–6 раз).
5. И. п. – сидя на полу, мяч зажат между стопами ног, руки в упоре сзади. 1–2 – поднять прямые ноги, стараясь не
уронить мяч; 3–4 – вернуться в исходное положение (5–7 раз).
6. И. п. – лежа на спине, мяч в прямых руках за головой. 1–2 – поднять вперед прямые руки и правую ногу,
коснуться ее мячом; 3–4 – вернуться в исходное положение. То же левой ногой (6–7 раз).
7. И. п. – ноги слегка расставлены, мяч в правой руке. Ударять мячом о пол правой рукой, ловить мяч двумя руками.
Темп произвольный. 8. Игра «Удочка».
Комплекс 34
1. Игра «Догони свою пару».
Упражнения без предметов
2. И. п. – основная стойка, руки на поясе. 1–2 – поднимаясь на носки, руки через стороны вверх, потянуться; 3–4 –
исходное положение (6 раз),
3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки за спину. 1 – руки в стороны; 2 – наклон вправо, руки вверх; 3 –
выпрямиться, руки в стороны; 4 – вернуться в исходное положение (6 раз).
4. И. п. – стойка на коленях, руки на поясе. 1 – поворот вправо, правой рукой коснуться пятки левой ноги; 2 –
вернуться в исходное положение. То же влево (6 раз).
5. И. п. – стойка в упоре на коленях, опираясь на ладони о пол. 1–2 – выпрямить колени, приняв положение упора
согнувшись; 3–4 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).
6. И. п. – лежа на животе, руки согнуты перед грудью. 1–2 – прогнуться, руки вынести вперед; 3–4 – исходное
положение (6–7 раз).
7. Ходьба в колонне по одному.
Комплекс 35
1. Ходьба в колонне по одному, перешагивая через шнуры. Бег, перешагивая через бруски (или кубики).
Упражнения с флажками
2. И. п. – основная стойка, флажки внизу. 1 – флажки в стороны; 2 – флажки вверх; 3 – флажки в стороны; 4 –
исходное положение (6–7 раз).
3. И. п. – основная стойка, флажки внизу. 1 – шаг вправо, флажки в стороны; 2 – наклон вперед, скрестить флажки; 3
– выпрямиться, флажки в стороны; 4 – исходное положение. То же влево (6–7 раз).
4. И. п. – основная стойка, флажки у плеч. 1–2 – присед, флажки вперед; 3–4 – вернуться в исходное положение (5–7
раз).
5. И. п. – основная стойка, флажки внизу. 1 – флажки в стороны; 2 – поднять правую ногу, коснуться палочками
колена; 3 – опустить ногу, флажки в стороны; 4 – исходное положение. То же левой ногой (6–7 раз).
6. И. п. – основная стойка, флажки внизу. 1 – прыжком ноги врозь; 2 – прыжком в исходное положение. Выполняется
на счет 1–8, повторить 2–3 раза.
7. И. п. – основная стойка, флажки внизу. 1 – правую ногу назад на носок, флажки вверх; 2 – вернуться в исходное
положение. То же левой ногой (6–7 раз).
8. Ходьба в колонне по одному.
Комплекс 36
1. Ходьба и бег в колонне по одному с ускорением и замедлением темпа движения по сигналу воспитателя.
Упражнения с кольцом (кольцеброс)
2. И. п. – основная стойка, кольцо в прямых руках перед собой хватом двумя руками за середину снаружи. 1–2 –
повернуть кольцо выкрутом рук до положения обратным хватом; 3–4 – вернуться в исходное положение (5–7 раз).
3. И. п. – основная стойка, кольцо в обеих руках хватом руками за середину снаружи. 1 – присесть, кольцо вверх; 2 –
вернуться в исходное положение (5–6 раз).
4. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, кольцо в правой руке. 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, переложить кольцо в
левую руку; 3 – руки в стороны; 4 – руки вниз (6–7 раз).
5. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, кольцо в правой руке. 1 – поднять левую согнутую ногу, переложить под ней
кольцо в другую руку; 2 – опустить ногу, руки вниз. То же правой ногой (6 раз).
6. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, кольцо внизу хватом обеих рук за середину снаружи. 1 – прямые руки вперед;
2 – наклониться, коснуться кольцом пола; 3 – выпрямиться, кольцо вперед; 4 – исходное положение (6 раз).
7. И. п. – основная стойка, кольцо на голове, руки на поясе. 1 – шаг правой ногой вправо; 2 – приставить левую ногу;
3 – шаг левой ногой влево; 4 – приставить правую ногу, исходное положение (6–7 раз).
8. Игра «Фигуры».
Июнь
Комплекс 37
1. Игровое упражнение «Быстро в колонну».
Упражнения с кеглями
2. И. п. – основная стойка, кегли внизу. 1 – кегли в стороны; 2 – кегли вверх; 3 – кегли в стороны; 4 – вернуться в
исходное положение (6–7 раз).
3. И. п. – стойка ноги врозь, кегли у груди. 1 – кегли в стороны; 2 – наклон вперед, коснуться кеглями пола; 3 –
выпрямиться, кегли в стороны; 4 – исходное положение (5–7 раз).
4. И. п. – стойка на коленях, кегли у плеч. 1–2 – поворот вправо, коснуться пола у пятки правой ноги; 3–4 –
выпрямиться, вернуться в исходное положение. То же влево (6 раз). 5. И. п. – основная стойка, кегли внизу. 1–2 – присесть, кегли вперед; 3–4 – вернуться в исходное положение (5–7
раз).
6. И. п. – основная стойка, руки на поясе, кегли на полу. Прыжки на двух ногах, на правой и левой поочередно
вокруг кеглей в обе стороны.
7. Ходьба в колонне по одному.
Комплекс 38
1. Ходьба и бег по кругу, по сигналу воспитателя изменить направление движения и продолжить ходьбу. Бег
врассыпную с остановкой на сигнал.
Упражнения без предметов
2. И. п. – основная стойка, руки на поясе. 1 – руки в стороны; 2 – руки за голову; 3 – руки в стороны; 4 – вернуться в
исходное положение (6–7 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки внизу. 1 – руки в стороны; 2 – наклон вправо (влево); 3 – выпрямиться,
руки в стороны; 4 – исходное положение (6 раз).
4. И. п. – сидя на полу, ноги врозь, руки на поясе. 1 – руки в стороны; 2 – наклониться вперед, коснуться пола между
пятками ног; 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – исходное положение (5–7 раз).
5. И. п. – стойка на коленях, руки на поясе. 1 – правую ногу в сторону, руки в стороны; 2 – вернуться в исходное
положение. То же левой ногой (6 раз).
6. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони с опорой о пол. 1 – поднять вверх правую прямую ногу; 2 –
опустить ногу, вернуться в исходное положение. То же левой ногой (6–7 раз).
7. И. п. – лежа на животе, прямые руки вытянуты вперед. 1 – прогнуться, руки впередвверх; 2 – исходное положение
(5–7 раз).
8. Игра «Удочка».
Комплекс 39
1. Ходьба и бег в колонне по одному между кубиками – змейкой; ходьба и бег врассыпную.
Упражнения с кубиками
2. И. п. – основная стойка, кубики в обеих руках внизу. 1 – кубики в стороны; 2 – кубики вверх, ударить ими один о
другой; 3 – кубики в стороны; 4 – исходное положение (5–7 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, кубики внизу. 1 – поворот вправо (влево), руки в стороны; 2 – вернуться в исходное
положение (6 раз).
4. И. п. – стойка на коленях, кубики у плеч. 1–2 – наклониться вперед, положить кубики на пол (подальше) (рис. 34);
3–4 – наклониться, взять кубики, вернуться в исходное положение (5–7 раз).
5. И. п. – основная стойка, кубики у плеч. 1 – присесть, кубики вперед; 2 – исходное положение (5–7 раз).
6. И. п. – лежа на спине, кубики в обеих прямых руках за головой. 1–2 – поднять прямые ноги вверх, коснуться
кубиками колен (рис. 35); 3–4 – вернуться в исходное положение (5–7 раз).
7. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища перед кубиками, лежащими на полу. Прыжки на правой и левой ноге
вокруг кубиков в обе стороны в чередовании с небольшой паузой (2–3 раза).
8. Ходьба в колонне по одному с кубиками в руках.
Комплекс 40
1. Ходьба в колонне, на сигнал воспитателя: «Зайцы!» три прыжка на двух ногах. Бег врассыпную, на сигнал:
«Аист!» встать на одной ноге, руки на пояс. Ходьба и бег чередуются.
Упражнения с обручем
2. И. п. – основная стойка, обруч внизу хватом с боков. 1 – обруч вперед; 2 – вернуться в исходное положение (5–7
раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, обруч внизу. 1 – поднять обруч вертикально; 2 – наклониться, коснуться
ободом пола; 3 – выпрямиться, обруч вверх; 4 – вернуться в исходное положение (5–7 раз).
4. И. п. – стойка ноги слегка расставлены, обруч хватом с боков у груди. 1 – присесть, обруч вперед; 2 – исходное
положение (5–7 раз).
5. И. п. – основная стойка, хват руками за верхний край обруча, стоящего на полу. 1–2 – опираясь на обруч, отвести
назадвверх правую ногу; 3–4 – вернуться в исходное положение (5–7 раз).
6. И. п. – основная стойка, обруч на полу. Прыжки в обруч, затем из обруча, поворот кругом и повторить прыжки.
Выполняется под счет воспитателя в среднем темпе, несколько раз подряд.
7. Игра «Мышеловка».
Июль
Комплекс 41
1. Ходьба в колонне по одному, на сигнал воспитателя поворот в другую сторону в движении. Бег с поворотом в
другую сторону также в движении; ходьба и бег врассыпную;
Упражнения с мячом большого диаметра 2. И. п. – основная стойка, мяч в обеих руках внизу. 1 – шаг вправо, мяч вверх; 2 – приставить левую ногу; 3 – шаг
влево; 4 – вернуться в исходное положение (6–8 раз).
3. И. п. – стойка ноги врозь, мяч на груди. 1–мяч вверх; 2–3 – наклон вперед, прокатить мяч от одной ноги к другой;
4 – вернуться в исходное положение (6–7 раз).
4. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, мяч на груди. 1–2 – присесть, мяч вперед, руки прямые; 3–4 – исходное
положение.
5. И. п. – сидя ноги вместе, мяч на стопах, руки в упоре сзади. 1–2 – поднять ноги вверх, скатить мяч на живот и
поймать его (5–7 раз).
6. И. п. – основная стойка, мяч внизу. 1–2 – поднимаясь на носки, мяч вверх; 3–4 – исходное положение (5–7 раз).
7. Игра «Автомобили».
Ходьба по кругу – автомобили поехали в гараж руки в положении «вращают руль».
Комплекс 42
1. Ходьба в колонне по одному, на носках, обычная ходьба. Бег с остановкой по сигналу воспитателя. Ходьба и бег
чередуются.
Упражнения со скакалкой
2. И. п. – основная стойка, скакалка сложена вдвое внизу. 1–2 – выпад вправо, скакалку вверх; 3–4 – исходное
положение. То же влево (6–7 раз).
3. И. п. – основная стойка, скакалка внизу. 1–2 – присесть, скакалку вынести вперед; 3–4 – исходное положение (5–7
раз).
4. И. п. – стойка нога врозь, скакалка на груди. 1 – скакалку вверх; 2 – наклониться вперед, коснуться пола между
носками ног; 3 – выпрямиться, скакалку вверх; 4 – исходное положение (5–7 раз).
5. И. п. – лежа на животе, скакалка в согнутых руках перед собой. 1 – прогнуться, скакалку вперед; 2 – исходное
положение.
6. И. п. – основная стойка, скакалка внизу. 1 – прыжком ноги врозь, скакалку вверх; 2 – прыжком ноги вместе.
Выполняется на счет 1–8 (2–3 раза).
7. Игра «Угадай по голосу».
Комплекс 43
1. Ходьба и бег в колонне по одному между предметами; ходьба и бег на противоположной стороне площадки с
перешагиванием через шнуры (бруски).
Упражнения без предметов
2. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища. 1–2 – поднимаясь на носки, руки через стороны за голову; 3–4 –
исходное положение (5–6 раз).
3. И. п. – сидя ноги врозь, руки на поясе. 1 – руки в стороны; 2 – наклониться вперед к правой ноге, коснуться носка
ноги пальцами рук; 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – исходное положение. То же к левой ноге (по 6 раз).
4. И. п. – стойка на коленях, руки на поясе. 1–2 – поворот вправо, коснуться пятки правой ноги; 3–4 – исходное
положение. То же влево (по 5–6 раз).
5. И. п. – стойка на коленях, руки на поясе. 1–2 – сесть справа на бедро, руки вперед; 3–4 – исходное положение. То
же влево (по 3–6 раз).
6. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища. На счет 1–8 прыжки на правой ноге; на счет 1–8 прыжки на левой
ноге (2 раза).
7. Игра малой подвижности по выбору детей.
Комплекс 44
1. Ходьба в колонне по одному; ходьба и бег по кругу с изменением направления движения по сигналу воспитателя.
Упражнения с палкой
2. И. п. – основная стойка, палка внизу. 1 – палку вверх; 2 – опустить палку за голову на плечи; 3 – палку вверх; 4 –
вернуться в исходное положение (5–7 раз).
3. И. п. – стойка ноги врозь, палка внизу. 1 – палку вверх; 2 – наклон вперед, палку вперед; 3 – выпрямиться, палку
вверх; 4 – вернуться в исходное положение (5–7 раз).
4. И. п. – стойка ноги врозь, палка на лопатках. 1 – поворот туловища вправо (влево); 2 – в исходное положение (6
раз).
5. И. п. – основная стойка, палку на грудь. 1–2 – присесть, палку вперед; 3–4 – исходное положение (5–7 раз).
6. И. п. – основная стойка, палка внизу. 1 – правую ногу в сторону на носок, палку вперед; 2 – исходное положение.
То же влево (5–7 раз).
7. Игровое упражнение «Фигуры».
8. Ходьба в колонне по одному.
Август
Комплекс 45 1. Ходьба в колонне по одному с высоким подниманием бедра, как лошадки. Бег, помахивая руками, как
крылышками – бабочки.
Упражнения с обручем
2. И. п. – основная стойка, руки внизу, обруч в правой руке. 1 – махом руки вперед, переложить обруч в левую руку;
2 – опустить руки; 3 – махом руки вперед, переложить обруч в правую руку; 4 – исходное положение (4–6 раз).
3. И. п. – стойка ноги врозь, обруч в обеих руках хватом с боков. 1 – поднять обруч вверх; 2 – наклониться вперед,
коснуться ободом обруча пола; 3 – выпрямиться, обруч вверх; 4 – исходное положение (6 раз).
4. И. п. – основная стойка, обруч хватом сверху перед ногами. 1 – шаг правой ногой в обруч; 2 – шаг левой ногой в
обруч; 3 – шаг правой ногой назад из обруча; 4 – шаг левой ногой из обруча (6–8 раз).
5. И. п. – стойка на коленях, обруч на груди хватом с боков. 1 – поворот вправо, руки прямые; 2 – исходное
положение. То же влево (6 раз).
6. И. п. – основная стойка, обруч у груди. 1 – присесть, обруч вперед; 2 – исходное положение (5–7 раз).
7. И. п. – основная стойка перед обручем, руки вдоль туловища. Прыжки вокруг обруча в обе стороны (2–3 раза).
Комплекс 46
1. Ходьба в колонне по одному, ходьба и бег врассыпную.
Упражнения с мячом малого диаметра
2. И. п. – ноги слегка расставлены, мяч в обеих руках внизу. Броски мяча вверх (невысоко) и ловля его двумя
руками. Темп произвольный.
3. И. п. – основная стойка, мяч в правой руке. 1 – согнуть правую ногу в колене, переложить под ней мяч в левую
руку; 2 – опустить ногу, мяч остается в левой руке. То же левой ногой (6 раз).
4. И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке. Поворот вправо (влево), ударить мячом о пол, поймать его двумя
руками (рис. 36). То же слева. Темп произвольный.
5. И. п. – ноги слегка расставлены, мяч в правой руке. Присесть, одновременно ударяя мячом о пол, и поймать мяч
(рис. 37). Выполняется произвольно.
6. И. п. – стойка ноги расставлены, мяч в правой руке. Подбросить мяч вверх и поймать его после отскока о пол
(броски вверх правой или левой рукой, ловля мяча двумя руками).
7. Игра «Удочка».
Комплекс 47
1. Ходьба в колонне по одному друг за другом; ходьба и бег врассыпную.
Упражнения без предметов
2. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1–4 – вращение рук вперед; 5–8 – вращение рук назад (6–7 раз).
3. И. п. – основная стойка, руки за головой. 1–2 – присесть, руки поднять вверх; 3–4 – исходное положение (5–7 раз).
4. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. 1 – мах правой ногой вперед, хлопнуть в ладоши под
коленом; 2 – вернуться в исходное положение. То же левой ногой (6–7 раз).
5. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища. 1 – шаг правой (левой) ногой, руки в стороны; 2 – наклон вправо,
руки за голову; 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – вернуться в исходное положение (4–6 раз).
6. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1–2 – наклон вперед, руками скользить до носков ног; 3–4 – вернуться в
исходное положение (5–7 раз).
7. И. п. – основная стойка, руки на поясе. 1–3 – прыжки на месте; 4 – прыжок с оборотом на 180°. Повторить
несколько раз.
8. Ходьба в колонне по одному.
Комплекс 48
1. Ходьба и бег по кругу, с поворотом в другую сторону по сигналу воспитателя.
Упражнения с флажками
2. И. п. – основная стойка, флажки внизу. 1 – флажки в стороны; 2 – флажки вверх, скрестить; 3 – флажки в
стороны; 4 – исходное положение (6–7 раз).
3. И. п. – основная стойка, флажки внизу. 1–2 – присесть, флажки вперед; 3–4 – исходное положение (5–6 раз).
4. И. п. – стойка в упоре на коленях, флажки у плеч. 1 – поворот вправо (влево), флажок в сторону; 2 – исходное
положение (6 раз).
5. И. п. – стойка ноги врозь, флажки за спиной. 1 – флажки в стороны; 2 – наклониться вперед, скрестить флажки
перед собой; 3 – выпрямиться, флажки в стороны; 4 – вернуться в исходное положение (5–7 раз).
6. И. п. – основная стойка, флажки внизу. На счет 1–8 прыжки на двух ногах, затем небольшая пауза; на счет 1–8
прыжки на правой (левой) ноге в чередовании с небольшой паузой.
7. И. п. – основная стойка, флажки внизу. 1 – правую ногу назад на носок, флажки в стороны; 2 – исходное
положение. То же левой ногой (5–7 раз).
8. Ходьба в колонне по одному, оба флажка в правой руке над головой.
Гимнастика в детском саду от 5до6 лет
Гимнастика в детском саду от 5до6 лет
Гимнастика в детском саду от 5до6 лет
Гимнастика в детском саду от 5до6 лет
Гимнастика в детском саду от 5до6 лет
Гимнастика в детском саду от 5до6 лет
Гимнастика в детском саду от 5до6 лет
Гимнастика в детском саду от 5до6 лет
Гимнастика в детском саду от 5до6 лет
Гимнастика в детском саду от 5до6 лет
Гимнастика в детском саду от 5до6 лет
Гимнастика в детском саду от 5до6 лет
Гимнастика в детском саду от 5до6 лет
Гимнастика в детском саду от 5до6 лет
Гимнастика в детском саду от 5до6 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.