Гиперактивность

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 18.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Некоторые дети растут настолько непоседливыми и подвижными, что это причиняет серьезные неудобства окружающим. Как правило, именно эти дети испытывают и существенные трудности с концентрацией внимания, не могут ни на чем сосредоточиться и меняют род деятельности буквально каждые несколько секунд. С ними взрослым сложно – ведь гиперактивные дети плохо вписываются в традиционные представления о том, что такое дисциплина, требуют очень много внимания к себе, а если попытаться обуздать их неуемную активность – гарантирован бурный скандал. Обычно таких детей относят к категории «трудных» и активно стремятся перевоспитывать, проявляя строгость.
Иконка файла материала Гиперактивность.doc
Гиперактивность Некоторые   дети   растут   настолько   непоседливыми   и   подвижными,   что   это причиняет серьезные неудобства окружающим. Как правило, именно эти дети испытывают и существенные трудности с концентрацией внимания, не могут ни на   чем   сосредоточиться   и   меняют   род   деятельности   буквально   каждые несколько секунд. С ними взрослым сложно – ведь гиперактивные дети плохо вписываются   в   традиционные   представления   о   том,   что   такое   дисциплина, требуют очень много внимания к себе, а если попытаться обуздать их неуемную активность   –   гарантирован   бурный   скандал.   Обычно   таких   детей   относят   к категории «трудных» и активно стремятся перевоспитывать, проявляя строгость. Однако   делать   это   путем   наказаний   оказывается   совершенно   бессмысленно, проблемы в итоге только усугубляются… Ярко выраженный комплекс таких поведенческих особенностей дает основания предполагать,   что   у   ребенка   так   называемый   синдром   дефицита   внимания   и гиперактивности.   В   таком   случае   ребенок   нуждается   в   помощи   врача­ невропатолога.   Если   речь   идет   именно   о   заболевании   (как   правило,   оно развивается   вследствие   небольших   нарушений   мозговой   деятельности, например, после неблагополучного протекания беременности и родов) – может потребоваться   медикаментозное   лечение,   исключительно   психолого­ педагогическими средствами такое отклонение не скорректировать. Решение о назначении медикаментов, разумеется, должен принимать врач. Однако   в   большинстве   случаев   имеет   место   все   же   не   болезнь,   а   комплекс психологических   и   физиологических   особенностей,   которые   в   целом укладываются в норму, хотя и требуют того, чтобы к ребенку был организован индивидуальный   подход.   Вот   три   основных   поведенческих   проявления гиперактивности. • Повышенная двигательная активность. Эти дети – ярко выраженные непоседы, им все время нужно  куда­то  бежать, что­то вертеть  в руках. Даже  если они просто сидят или лежат, все равно при этом ими все равно постоянно находятся в   движении:   ерзают,   вертятся,   барабанят   пальцами   и   т. п.   Но   у   них   обычно имеются проблемы с координацией, то есть их движения слишком хаотичны, они не могут совершать их точно и размеренно. • Дефицит внимания. Такие дети ни на чем не могут глубоко сконцентрироваться, очень   легко   отвлекаются   на   любые   раздражители.   Их   внимание   как   бы «плавающее»,   все   время   переходит   с   одного   объекта   на   другой,   даже   если ребенка, казалось бы, ничто извне не отвлекает. • Импульсивность.   У   этих   детей   снижена   способность   к   самоконтролю,   их поведение   осуществляется   спонтанно,   под   воздействием   различных   внешних факторов или тех эмоций, что возникли в данный момент. В известной мере эти проявления свойственны для всех детей: они по сравнению с подростками и, тем более, со взрослыми хуже концентрируют внимание, ведут себя более импульсивно и проявляют повышенную двигательную активность. О гиперактивности   же   имеет   смысл   говорить   тогда,   когда   эти   проявления,   во­ первых,   выражены   гораздо   ярче,   чем   у   сверстников,   а   во­вторых,   становятся препятствием во взаимодействии с окружающими. Педагоги таких детей чаще всего недолюбливают, считают неуправляемыми и подчас даже обвиняют родителей в том, что те избаловали ребенка, не проявляя к нему достаточной строгости и требовательности. В реальности же особенноститаких   детей,   по   большей   части,   врожденные.   Педагогическими   ошибками гиперактивным   ребенка   не   сделаешь,   хотя   можно   сильно   усугубить   его проблемы. Вот только ошибки эти состоят, по большей части, не в недостатке строгости,   а   в   низкой   динамичности   взаимодействия   с   таким   ребенком, непоследовательности  предъявляемых  к нему   требований  и   грубой  форме   их подачи. Такие дети на дух не переносят скуки, занудства и нотаций – в ответ на них   они   немедленно   начинают   сами   себе   искать   развлечения   и   вообще отключаются от того, что от них пытается добиться взрослый. На наказания они тоже реагируют плохо – это провоцирует у них бурные отрицательные эмоции, импульсивные вспышки агрессии, но не помогает им изменить свое поведение и научиться лучше контролировать себя. Все большее распространение получает точка зрения, что такие дети, обладая повышенной пластичностью психики, на самом деле даже более талантливы, чем их   спокойные   сверстники.   И   более   обучаемы   –   если   только   методика преподавания   учитывает   их   особенности.   Проблемы   же   с   ними   возникают,   в первую очередь, из­за того, что они не соответствуют усиленно культивируемому идеалу послушности, плохо вписываются в существующую систему образования, ориентированную  (да не в обиду педагогам будет сказано), прежде всего, на пассивную   позицию   учеников,   их   беспрекословное   подчинение   и исполнительность.   Иногда   в   популярной   литературе   заявляется,   что   это   так называемые   «дети   индиго»   –   вообще   чуть   ли   не   высшая   человеческая   раса, обладающая   уникальными   способностями,   и   будущее   как   раз   за  ними,   просто сейчас   они   опережают   свое   время   и   плохо   вписываются   в   существующее общество. Наверное, абсолютизировать такую точку зрения смысла все же нет, ведь   подчас   эти   проявления   граничат   с   патологией,   серьезно   нарушают адаптацию   ребенка   к   любому   коллективу.   И,   как   следствие,   неминуемо замедляют его развитие. Но полезно помнить о том, что у этих детей, несмотря на трудновоспитуемость, есть и положительные отличия от сверстников. И, тем более, нельзя  ставить знак равенства между гиперактивностью  и умственной неполноценностью. Основная сильная сторона, ресурс гиперактивного ребенка – это повышенная гибкость и пластичность его психики. Рекомендации по взаимодействию с гиперактивным ребенком. • Как   общение   с   таким   ребенком,   так   и   его   деятельность   должны   быть организованы динамично. Такие дети совершенно не переносят монотонность, им важно,   чтобы   то,   что   они   делают,   было   довольно   разнообразным,   допускало возможность   физической   активности,   подразумевало   переключения   с   одного вида деятельности на другой. • Не   следует   подвергать   гиперактивного   ребенка   излишнему   воздействию стрессоров.   Поскольку   его   нервная   система   обладает   повышенной чувствительностью,   слишком   сильные   воздействия   вызывают   неадекватные реакции.   Особенно   это   касается   ситуаций,   когда   такого   ребенка   интенсивно ругают, – исправить его поведение  это совершенно не помогает, а, наоборот, усугубляет   проблемы.   Ведь   он   или   просто   «отключается»,   перестает воспринимать обращенную к нему речь, либо реагирует неадекватно, например агрессивно   набрасывается   на   взрослых   и   сверстников,   начинает   крушить   все вокруг себя и т. п. • Целесообразно составить список того, что именно запрещено такому ребенку, и четко   следовать   ему,   настойчиво   проводя   в   жизнь   свои   требования.   Но   этот список   не   должен   быть   большим,   пусть   в   него   войдут   лишь   5–7   действий,которые   действительно   являются   очень   опасными   для   ребенка   или категорически неприемлемы в обществе. • Нужно  смириться  с тем, что такой ребенок все равно не будет «паинькой», одновременно аккуратным, усидчивым и внимательным. Проявлять сразу все эти качества выше его сил, и попытки требовать это от него лишь усугубят проблему, так как постоянные воспитательные воздействия превратятся для ребенка лишь в   лишний   стрессор,   который   еще   более   «расшатает»   и   без   того   подвижную нервную систему.