Некоторые дети растут настолько непоседливыми и подвижными, что это причиняет серьезные неудобства окружающим. Как правило, именно эти дети испытывают и существенные трудности с концентрацией внимания, не могут ни на чем сосредоточиться и меняют род деятельности буквально каждые несколько секунд. С ними взрослым сложно – ведь гиперактивные дети плохо вписываются в традиционные представления о том, что такое дисциплина, требуют очень много внимания к себе, а если попытаться обуздать их неуемную активность – гарантирован бурный скандал. Обычно таких детей относят к категории «трудных» и активно стремятся перевоспитывать, проявляя строгость.
Гиперактивность
Некоторые дети растут настолько непоседливыми и подвижными, что это
причиняет серьезные неудобства окружающим. Как правило, именно эти дети
испытывают и существенные трудности с концентрацией внимания, не могут ни
на чем сосредоточиться и меняют род деятельности буквально каждые
несколько секунд. С ними взрослым сложно – ведь гиперактивные дети плохо
вписываются в традиционные представления о том, что такое дисциплина,
требуют очень много внимания к себе, а если попытаться обуздать их неуемную
активность – гарантирован бурный скандал. Обычно таких детей относят к
категории «трудных» и активно стремятся перевоспитывать, проявляя строгость.
Однако делать это путем наказаний оказывается совершенно бессмысленно,
проблемы в итоге только усугубляются…
Ярко выраженный комплекс таких поведенческих особенностей дает основания
предполагать, что у ребенка так называемый синдром дефицита внимания и
гиперактивности. В таком случае ребенок нуждается в помощи врача
невропатолога. Если речь идет именно о заболевании (как правило, оно
развивается вследствие небольших нарушений мозговой деятельности,
например, после неблагополучного протекания беременности и родов) – может
потребоваться медикаментозное лечение,
исключительно психолого
педагогическими средствами такое отклонение не скорректировать. Решение о
назначении медикаментов, разумеется, должен принимать врач.
Однако в большинстве случаев имеет место все же не болезнь, а комплекс
психологических и физиологических особенностей, которые в целом
укладываются в норму, хотя и требуют того, чтобы к ребенку был организован
индивидуальный подход. Вот три основных поведенческих проявления
гиперактивности.
• Повышенная двигательная активность. Эти дети – ярко выраженные непоседы,
им все время нужно кудато бежать, чтото вертеть в руках. Даже если они
просто сидят или лежат, все равно при этом ими все равно постоянно находятся
в движении: ерзают, вертятся, барабанят пальцами и т. п. Но у них обычно
имеются проблемы с координацией, то есть их движения слишком хаотичны, они
не могут совершать их точно и размеренно.
• Дефицит внимания. Такие дети ни на чем не могут глубоко сконцентрироваться,
очень легко отвлекаются на любые раздражители. Их внимание как бы
«плавающее», все время переходит с одного объекта на другой, даже если
ребенка, казалось бы, ничто извне не отвлекает.
• Импульсивность. У этих детей снижена способность к самоконтролю, их
поведение осуществляется спонтанно, под воздействием различных внешних
факторов или тех эмоций, что возникли в данный момент.
В известной мере эти проявления свойственны для всех детей: они по сравнению
с подростками и, тем более, со взрослыми хуже концентрируют внимание, ведут
себя более импульсивно и проявляют повышенную двигательную активность. О
гиперактивности же имеет смысл говорить тогда, когда эти проявления, во
первых, выражены гораздо ярче, чем у сверстников, а вовторых, становятся
препятствием во взаимодействии с окружающими.
Педагоги таких детей чаще всего недолюбливают, считают неуправляемыми и
подчас даже обвиняют родителей в том, что те избаловали ребенка, не проявляя
к нему достаточной строгости и требовательности. В реальности же особенноститаких детей, по большей части, врожденные. Педагогическими ошибками
гиперактивным ребенка не сделаешь, хотя можно сильно усугубить его
проблемы. Вот только ошибки эти состоят, по большей части, не в недостатке
строгости, а в низкой динамичности взаимодействия с таким ребенком,
непоследовательности предъявляемых к нему требований и грубой форме их
подачи. Такие дети на дух не переносят скуки, занудства и нотаций – в ответ на
них они немедленно начинают сами себе искать развлечения и вообще
отключаются от того, что от них пытается добиться взрослый. На наказания они
тоже реагируют плохо – это провоцирует у них бурные отрицательные эмоции,
импульсивные вспышки агрессии, но не помогает им изменить свое поведение и
научиться лучше контролировать себя.
Все большее распространение получает точка зрения, что такие дети, обладая
повышенной пластичностью психики, на самом деле даже более талантливы, чем
их спокойные сверстники. И более обучаемы – если только методика
преподавания учитывает их особенности. Проблемы же с ними возникают, в
первую очередь, изза того, что они не соответствуют усиленно культивируемому
идеалу послушности, плохо вписываются в существующую систему образования,
ориентированную (да не в обиду педагогам будет сказано), прежде всего, на
пассивную позицию учеников,
их беспрекословное подчинение и
исполнительность. Иногда в популярной литературе заявляется, что это так
называемые «дети индиго» – вообще чуть ли не высшая человеческая раса,
обладающая уникальными способностями, и будущее как раз за ними, просто
сейчас они опережают свое время и плохо вписываются в существующее
общество. Наверное, абсолютизировать такую точку зрения смысла все же нет,
ведь подчас эти проявления граничат с патологией, серьезно нарушают
адаптацию ребенка к любому коллективу. И, как следствие, неминуемо
замедляют его развитие. Но полезно помнить о том, что у этих детей, несмотря
на трудновоспитуемость, есть и положительные отличия от сверстников. И, тем
более, нельзя ставить знак равенства между гиперактивностью и умственной
неполноценностью. Основная сильная сторона, ресурс гиперактивного ребенка –
это повышенная гибкость и пластичность его психики.
Рекомендации по взаимодействию с гиперактивным ребенком.
• Как общение с таким ребенком, так и его деятельность должны быть
организованы динамично. Такие дети совершенно не переносят монотонность, им
важно, чтобы то, что они делают, было довольно разнообразным, допускало
возможность физической активности, подразумевало переключения с одного
вида деятельности на другой.
• Не следует подвергать гиперактивного ребенка излишнему воздействию
стрессоров.
Поскольку его нервная система обладает повышенной
чувствительностью, слишком сильные воздействия вызывают неадекватные
реакции. Особенно это касается ситуаций, когда такого ребенка интенсивно
ругают, – исправить его поведение это совершенно не помогает, а, наоборот,
усугубляет проблемы. Ведь он или просто «отключается», перестает
воспринимать обращенную к нему речь, либо реагирует неадекватно, например
агрессивно набрасывается на взрослых и сверстников, начинает крушить все
вокруг себя и т. п.
• Целесообразно составить список того, что именно запрещено такому ребенку, и
четко следовать ему, настойчиво проводя в жизнь свои требования. Но этот
список не должен быть большим, пусть в него войдут лишь 5–7 действий,которые действительно являются очень опасными для ребенка или
категорически неприемлемы в обществе.
• Нужно смириться с тем, что такой ребенок все равно не будет «паинькой»,
одновременно аккуратным, усидчивым и внимательным. Проявлять сразу все эти
качества выше его сил, и попытки требовать это от него лишь усугубят проблему,
так как постоянные воспитательные воздействия превратятся для ребенка лишь
в лишний стрессор, который еще более «расшатает» и без того подвижную
нервную систему.