Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умение концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.
ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК:
КАКОЙ ОН?
Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем
дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период
осуществляется переход к ведущей – учебной деятельности и в
связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей
требуются умение концентрировать внимание на более длительном
отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться
определенного результата. Именно в условиях длительной и
систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе
очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные
негативные последствия неусидчивости,
неорганизованности,
чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим,
ищут контактов с психологом.
Психологи выделяют следующие признаки, которые являются
диагностическими симптомами гиперактивных детей.
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле,
корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него
требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игры и в
различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время
экскурсий и праздников).
5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до
конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности
(не связанные с негативным поведением или недостаточностью
понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во
время игр.8. Часто переходит от одного незавершенного действия к
другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например,
вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает
обращенную к нему речь.
13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома,
на улице.
14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о
последствиях, но приключений или острых ощущений
специально не ищет (например, выбегает на улицу, не
оглядываясь по сторонам).
Все эти признаки можно сгруппировать по следующим
направлениям:
чрезмерная двигательная активность;
импульсивность;
отвлекаемость – невнимательность.
Диагноз считается правомерным, если наличествуют по
меньшей мере восемь из всех симптомов. Так, имея довольно
хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети
отличаются недостаточностью речевого развития и мелкой
моторики,
сниженным интересом к приобретению
интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие
отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к
отсутствию у них интереса к систематическим, требующим
внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной
деятельности.
При воспитании гиперактивного ребенка взрослые должны
избегать двух крайностей:
вседозволенности;
с одной стороны, проявление чрезмерной жалости и с другой – постановки завышенных требований, которые он не в
состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью,
жестокостью и санкциями (наказаниями).