Работа учителя с гиперактивными детьми
Выделяется в качестве диагностических для определения гиперактивности с дефицитом внимания следующие три критерия:
Гиперактивность
Импульсивность
Невнимательность (рассеянное внимание)
Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек. С появлением интеллектуальных нагрузок, норм и требований возникают трудности в учебе. Чрезмерная двигательная активность и невозможность сосредотачиваться длительное время на выполнении необходимого задания обращают на себя внимание педагогов уже в первые месяцы обучения. В отличие от дошкольной среды школьная среда выстраивает для ребенка ряд важных требований, ограничений и в то же время показывает ожидания социума – требует усидчивости, сосредоточенности, умения планировать, регулировать и контролировать свою деятельность, действовать по образцу, что трудно достижимо при гиперактивности.
Гиперактивность уменьшается с возрастом и к 13-15 годам почти исчезают. В поведении остается фрагментарно появляющаяся импульсивность, усиливающаяся в ситуациях утомления, по мере снижения адаптационных ресурсов ребенка. В остальном, при благоприятном характере развития, формируются возможности самоконтроля и регуляции поведения. Причины гиперактивности
У части детей наблюдаются причины генетического, наследственного характера. Ученому удалось определить нейробиологические различия между обычными и гиперактивными детьми. В результате оказалось, что у гиперактивных исследуемых в 30-60 специфических отделах мозга наблюдался существенно сниженный глюкозный обмен веществ.
Существует также гипотеза, что дети с синдромом ГКС с точки зрения физиологии мозга недовозбуждены и поэтому сами возбуждают и стимулируют себя своей гиперактивностью, чтобы компенсировать данный сенсорный недостаток.
Потребности гиперактивного ребенка
Сидеть за партой шесть уроков подряд по 40 минут – даже для здорового ребенка непосильная задача. Монотония, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня приводят к тому, что через 10-15 минут после начала урока гиперактивный ребенок уже не в состоянии спокойно сидеть за партой. Он начинает ёрзать на месте, болтать руками и ногами, смотреть по сторонам, играть попавшими под руку предметами – одним словом, заниматься «своими делами», казалось бы «не обращая внимания» на замечания учителя. Такое поведение ребенка не возникает «специально», это следствие утомления ребенка и как результат снижение функции контроля. Можно сколько угодно обращаться к ребенку, взывая к сосредоточенности, внимательности, тишине, можно наказывать, это вряд ли будет эффективным, он устал и не может в полной мере контролировать свои поступки. Он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют сделать это.
Традиционно взаимодействие учителя и ученика строится по схеме: вопрос «учителя» - ответ «ученика».
Умение «правильно отвечать» на вопрос учителя – важный компонент успешного обучения. Невозможность терпеть и ждать толкает гиперактивного ребенка вперед, не дожидаясь очереди или специального разрешения учителя, он трясет руку, кричит с места, часто начинает отвечать, не выслушав до конца вопрос или задание. Если ребенку не позволяют ответить сразу, то его интерес пропадает.
Особенности работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми.
Коррекционная работа должна проходить постепенно с какой-то одной отдельной функции. Замечания или одергивания ничего не дают, они лишь еще более возбуждают ребенка. Рекомендуется активно привлекать такого школьника к участию в уроке, игнорируя его выкрики во время занятий. Если они уж слишком мешают проведению урока, следует быстро подойти к нарушителю дисциплины, коснуться его плеча и немногими спокойными словами унять его («Стоп», «Мне кажется, это начинается снова»). Чем спокойнее и четче прозвучат слова учителя, тем быстрее успокоится ребенок.
Разговор с родителями учитель обязательно должен начинать, рассказав что-нибудь позитивное о ребенке, и только потом переходить к обсуждению возникших трудностей.
Для ученика надо выбирать такое место в классе, где меньше отвлекающих моментов. Лучше ему сидеть одному, но эта мера не должна иметь вид наказания. Не стоит также постоянно пересаживать учащегося с места на место. Чем четче правила, действующие на уроке, тем легче приходится ребенку с нарушенным вниманием.
В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие — повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.
Поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15— 20 минут. Один из вариантов поощрения — выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на награды.
Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, в любой ситуации оставайтесь спокойными. Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, избежите эмоциональной вспышки.
Существуют специальные упражнения для гиперактивных детей, развивающие внимание, усидчивость или же, снимающие лишнюю энергию. Вот некоторые из них:
"Найди отличие"
Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.
"Ласковые лапки"
Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.
"Броуновское движение"
Цель: развить умение распределять внимание.
"Передай мяч"
Цель: снять излишнюю двигательную активность.
"Запрещенное движение"
Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.
Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми:
1. Обязательно оценивать хорошее поведение и успехи в учебе, хвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
2. Уменьшить рабочую нагрузку, по сравнению с другими детьми.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов).
6. Посадить ребенка во время занятия, по возможности, рядом с взрослым. Оптимальное место для гиперактивного ребенка - в центре класса, напротив доски, он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
7. Использовать физический контакт (поглаживания, прикосновения) в качестве поощрения и снятия напряжения.
8. Направлять лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло: во время урока просить их помочь - вымыть доску, раздать бумагу и т.д.
9. На определенный отрезок времени давать лишь одно задание. Если предстоит большое задание, то его надо предлагать в виде последовательных частей, и периодически контролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы.
10. Давать задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Важно избегать предъявления завышенных или заниженных требований.
11.Учить выражать свои эмоции.
12. Договариваться с ребенком заранее о тех или иных действиях.
13. Давать короткие и четкие инструкции (не более 10 слов).
14. Использовать гибкую систему поощрений и наказания.
16. Предоставлять ребенку возможность выбора, когда это необходимо.
17. Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.
18. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка
21. Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку.
23. Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске.
24. Вводить проблемное обучение, повышать мотивацию учеников, использовать в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давать творческих, развивающих заданий и наоборот, избегать монотонной деятельности.
25. Совместно с психологами помогать ребенку адаптироваться в условиях школы и классном коллективе – воспитывать навыки работы в школе, обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения.
26. Прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Дотроньтесь до плеча ребёнка, погладьте его по голове, возьмите за руку…
27. При разговоре с ребёнком опускаться на уровень его глаз, смотреть ему в глаза, взять за руки.
28. Запомнить, гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз.Работа с гиперактивным ребенком
rabota_uchitelya_s_giperaktivnymi_detmi.docx
Выделяется в качестве диагностических для определения гиперактивности с дефицитом внимания
Работа учителя с гиперактивными детьми
следующие три критерия:
Гиперактивность
Импульсивность
Невнимательность (рассеянное внимание)
Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений
поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются
значительно чаще, чем у девочек. С появлением интеллектуальных нагрузок, норм и требований возникают
трудности в учебе. Чрезмерная двигательная активность и невозможность сосредотачиваться длительное время на
выполнении необходимого задания обращают на себя внимание педагогов уже в первые месяцы обучения. В
отличие от дошкольной среды школьная среда выстраивает для ребенка ряд важных требований, ограничений и в
то же время показывает ожидания социума – требует усидчивости, сосредоточенности, умения планировать,
регулировать и контролировать свою деятельность, действовать по образцу, что трудно достижимо при
гиперактивности.
Гиперактивность уменьшается с возрастом и к 1315 годам почти исчезают. В поведении остается
фрагментарно появляющаяся импульсивность, усиливающаяся в ситуациях утомления, по мере снижения
адаптационных ресурсов ребенка. В остальном, при благоприятном характере развития, формируются
возможности самоконтроля и регуляции поведения. Причины гиперактивности
У части детей наблюдаются причины генетического, наследственного характера. Ученому удалось
определить нейробиологические различия между обычными и гиперактивными детьми. В результате оказалось, что
у гиперактивных исследуемых в 3060 специфических отделах мозга наблюдался существенно сниженный
глюкозный обмен веществ.
Существует также гипотеза, что дети с синдромом ГКС с точки зрения физиологии мозга недовозбуждены
и поэтому сами возбуждают и стимулируют себя своей гиперактивностью, чтобы компенсировать данный
сенсорный недостаток.
Потребности гиперактивного ребенка
Сидеть за партой шесть уроков подряд по 40 минут – даже для здорового ребенка непосильная задача.
Монотония, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня приводят к тому, что через 1015
минут после начала урока гиперактивный ребенок уже не в состоянии спокойно сидеть за партой. Он начинает
ёрзать на месте, болтать руками и ногами, смотреть по сторонам, играть попавшими под руку предметами – одним
словом, заниматься «своими делами», казалось бы «не обращая внимания» на замечания учителя. Такое поведение
ребенка не возникает «специально», это следствие утомления ребенка и как результат снижение функции
контроля. Можно сколько угодно обращаться к ребенку, взывая к сосредоточенности, внимательности, тишине,
можно наказывать, это вряд ли будет эффективным, он устал и не может в полной мере контролировать свои
поступки. Он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его
физиологические возможности не позволяют сделать это.
Традиционно взаимодействие учителя и ученика строится по схеме: вопрос «учителя» ответ «ученика». Умение «правильно отвечать» на вопрос учителя – важный компонент успешного обучения.
Невозможность терпеть и ждать толкает гиперактивного ребенка вперед, не дожидаясь очереди или специального
разрешения учителя, он трясет руку, кричит с места, часто начинает отвечать, не выслушав до конца вопрос или
задание. Если ребенку не позволяют ответить сразу, то его интерес пропадает.
Особенности работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми.
Коррекционная работа должна проходить постепенно с какойто одной отдельной функции. Замечания
или одергивания ничего не дают, они лишь еще более возбуждают ребенка. Рекомендуется активно привлекать
такого школьника к участию в уроке, игнорируя его выкрики во время занятий. Если они уж слишком мешают
проведению урока, следует быстро подойти к нарушителю дисциплины, коснуться его плеча и немногими
спокойными словами унять его («Стоп», «Мне кажется, это начинается снова»). Чем спокойнее и четче прозвучат
слова учителя, тем быстрее успокоится ребенок.
Разговор с родителями учитель обязательно должен начинать, рассказав чтонибудь позитивное о ребенке,
и только потом переходить к обсуждению возникших трудностей.
Для ученика надо выбирать такое место в классе, где меньше отвлекающих моментов. Лучше ему сидеть
одному, но эта мера не должна иметь вид наказания. Не стоит также постоянно пересаживать учащегося с места на
место. Чем четче правила, действующие на уроке, тем легче приходится ребенку с нарушенным вниманием.
В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно
выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить
требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие —
повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна
повышаться самооценка.
Поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15— 20 минут. Один из
вариантов поощрения — выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на награды.
Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, в любой ситуации оставайтесь спокойными.
Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до
десяти). И тогда, избежите эмоциональной вспышки.
Существуют специальные упражнения для гиперактивных детей, развивающие внимание, усидчивость
или же, снимающие лишнюю энергию. Вот некоторые из них:
"Найди отличие"
Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.
"Ласковые лапки"
Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие,
гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.
"Броуновское движение"
Цель: развить умение распределять внимание.
"Передай мяч"
Цель: снять излишнюю двигательную активность.
"Запрещенное движение" Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает
быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.
Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми:
1. Обязательно оценивать хорошее поведение и успехи в учебе, хвалить ребенка, если он успешно
справился даже с небольшим заданием.
2. Уменьшить рабочую нагрузку, по сравнению с другими детьми.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов).
6. Посадить ребенка во время занятия, по возможности, рядом с взрослым. Оптимальное место для
гиперактивного ребенка в центре класса, напротив доски, он всегда должен находиться перед глазами учителя.
Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
7. Использовать физический контакт (поглаживания, прикосновения) в качестве поощрения и снятия
напряжения.
8. Направлять лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло: во время урока просить их помочь
вымыть доску, раздать бумагу и т.д.
9. На определенный отрезок времени давать лишь одно задание. Если предстоит большое задание, то его
надо предлагать в виде последовательных частей, и периодически контролировать ход работы над каждой частью,
внося необходимые коррективы.
10. Давать задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Важно избегать
предъявления завышенных или заниженных требований.
11.Учить выражать свои эмоции.
12. Договариваться с ребенком заранее о тех или иных действиях.
13. Давать короткие и четкие инструкции (не более 10 слов).
14. Использовать гибкую систему поощрений и наказания.
16. Предоставлять ребенку возможность выбора, когда это необходимо.
17. Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять
отвлекаемости и слабой организации деятельности.
18. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка
21. Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку.
23. Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске.
24. Вводить проблемное обучение, повышать мотивацию учеников, использовать в процессе обучения
элементы игры, соревнования. Больше давать творческих, развивающих заданий и наоборот, избегать монотонной
деятельности.
25. Совместно с психологами помогать ребенку адаптироваться в условиях школы и классном коллективе
– воспитывать навыки работы в школе, обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения.
26. Прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков
обучения. Дотроньтесь до плеча ребёнка, погладьте его по голове, возьмите за руку…
27. При разговоре с ребёнком опускаться на уровень его глаз, смотреть ему в глаза, взять за руки. 28. Запомнить, гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а
медицинский и нейропсихологический диагноз.
ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК
ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК
ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК
ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК
ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.