Гладиаторы и гладиаторские игры

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сохранилось много изображений и надписей, освещающих и устройство гладиаторских игр, и внутренний облик самих гладиаторов. Ознакомившись со всем этим материалом, испытываешь мучительное недоумение и растерянность: мы не в силах понять людей, теснившихся на скамьях амфитеатров. Со щемящей ясностью можно представить себе, что творится на арене; от этих ручьев крови, от этих сотен трупов становится физически плохо. И эту бойню люди ожидают как праздника и радуются ей как празднику. Цицерон полагал, что никто с такой силой не учит презрению к боли и смерти, как гладиаторы. Ему вторит Плиний Младший. Вряд ли, однако, толпа спешила в амфитеатр за нравственными уроками.
Иконка файла материала Гладиаторы и гладиаторские игры.doc
Гладиаторы и гладиаторские игры Мы довольно много знаем о гладиаторах и гладиаторских играх. До наших дней сохранились развалины амфитеатров; по остаткам гладиаторских казарм в Помпеях мы можем представить себе помещения, где они жили; мы знаем, как их обучали, с каким оружием и в каких доспехах они выходили на арену; нам известно, как относились к ним общество   и   государство.   Сохранилось   много   изображений   и   надписей,   освещающих   и устройство гладиаторских игр, и внутренний облик самих гладиаторов. Ознакомившись со всем этим материалом, испытываешь мучительное недоумение и растерянность: мы не в силах понять людей, теснившихся на скамьях амфитеатров. Со щемящей ясностью можно представить  себе,   что творится  на  арене;  от этих ручьев  крови,  от этих сотен  трупов становится физически плохо. И эту бойню люди ожидают как праздника и радуются ей как празднику. Цицерон полагал, что никто с такой силой не учит презрению к боли и смерти, как   гладиаторы.   Ему   вторит   Плиний   Младший.   Вряд   ли,   однако,   толпа   спешила   в амфитеатр за нравственными уроками. Люди наслаждались видом страданий и крови; они хотели   их   видеть;   радостно   вопили   "получил!   получил!",   когда   гладиатор   обливался кровью;   они   приветствовали   убийцу   и   негодовали   на   оробевшего   гладиатора.   "Народ считает для себя обидой, что человеку не хочется гибнуть". "Бей его, жги!" (медливших гнали в бой огнем и бичами). " Почему не хочет храбро убивать? Почему не умирает с охотой?". Толпа могла потребовать, чтобы раненого добили. Слова Сенеки, что "человек для человека – вещь священная" прозвучали как в безвоздушном пространстве, никем не услышанные,   никем   не   подхваченные.   Ужас   и   отвращение   испытываешь   перед   этой бескорыстной жестокостью, перед этой способностью любоваться чужими страданиями. Почему люди, которые вставали  на защиту  невинно осужденных,  забрасывали  камнями магистрата,  принуждавшего  идти в  гладиаторы  свободного  человека,  не жалели  жизни, спасая   людей   из   огня,   –   почему   для   этих   людей   страшные   сцены   в   амфитеатре   были излюбленным зрелищем?   На тему о падении римских нравов писали много, начиная с XVIII   в.     Не   говоря   уже   о   том,   что   вопрос   этот   требует   коренного   пересмотра   и совершенно другой постановки, "падение нравов" здесь ничего не объясняет, потому что увлечение   гладиаторами   во   II   в.   до   н.э.,   когда   нравы   еще   не   "упали",   было   таким   же сильным, как и во II в. н.э. История Существовала целая категория лиц, для которых покупка, перепродажа, а иногда и обучение   гладиаторов   являлись   профессией,   средством   заработать   хлеб.   Они   звались ланистами   (название   от   того  же   корня,  что   и   lanius­"мясник").   Ланиста,   так  же   как   и сводник, считался человеком запятнанным, а его занятие – подлым. По самому роду своей деятельности ланиста должен был иметь дело не только с официальными работорговцами (это сословие пользовалось в Риме славой первостатейных плутов), но и с работорговцами­ преступниками: пиратами, которые, пока Помпей не очистил от них Средиземного моря, рассматривали похищение людей как выгодное ремесло,  и с разбойниками, которые со времени гражданских войн и еще при Августе хватали по дорогам беззащитных путников и продавали   их   как   своих   рабов.   В   этом   темном   преступном   мире   ланиста   был   своим человеком, и это еще увеличивало отвращение к нему и к его деятельности. Ланисты   были   двух   категорий:  оседлые   и   бродячие.   Первые   обзаводились помещением, более или менее просторным, в зависимости от размаха своей деятельности, и устраивали   при   нем   контору   по   продаже   и   найму   гладиаторов.   Именно   таких   Август 1выслал из Рима в голодный год, чтобы избавиться от лишних ртов. Можно не сомневаться, что   люди   эти  наживали   неплохое   состояние.   Бродячие   ланисты   переходили   со  своими гладиаторами из одного городка в другой, устраивая игры где и как придется; кое­как сводили концы с концами в случае неудач (а их могло быть достаточно: гладиаторы не понравились и на второй день зрителей пришло мало; несколько человек было ранено, а то и убито; нанять дешевое жилье не удалось; из отряда сбежал лучший боец), а если счастье улыбалось,   то   понемногу   сколачивали   себе   капитал,   вероятно,   с   расчетом   перейти   на положение оседлого ланисты. Мы   не   знаем,   как   устраивал   свою   контору   ланиста   и   как   оберегал   он   свою "гладиаторскую семью", в которой, конечно, бывали рабы, мечтавшие о побеге. В городах, особенно   таких,   где   имелся   амфитеатр,   строили   обычно   свою   гладиаторскую   школу   – специальные   казармы,   где   постоянно   жили   гладиаторы,   принадлежавшие   городу   (надо думать, что были и такие), и временно размещались те, которых наняли на ближайшие игры. Развалины таких казарм в Помпеях дают о них представление. Здесь   все   рассчитано   на   то,   чтобы   гладиатор   всегда   находился   под   надзором. Казармы идут сплошной линией по четырем сторонам просторного прямоугольного двора (55  м   длиной,   44   м   шириной);   они   двухэтажные;   вверху   и   внизу  находится   маленькие каморки в 4 м2, где размещены гладиаторы. Таких каморок около 60; в каждой, в крайнем случае, можно уложить спать по два человека. Окон  в них нет; есть только двери, которые открываются  в нижнем этаже в портик, идущий  вокруг всего двора, а в верхнем – на галерею,   обращенную   тоже   во   двор.   Кроме   этих   каморок,   имеется   ряд   "подсобных" помещений:   большая   кухня   и   рядом   с   ней   столовая;   парадная   комната,   расписанная изображениями   гладиаторского   оружия;   комната,   откуда   можно   было   наблюдать   за упражнениями гладиаторов; карцер, куда сажали провинившихся. Со двора можно было выйти только через калитку, находившуюся всегда под охраной. Для гладиатора его школа превращалась  в тюрьму – по крайней  мере,  в течение какого­то времени;  во  дворе он часами фехтует и упражняется, во время отдыха болтает с товарищами и посетителями, пришедшими поглазеть на гладиаторское мастерство, а вечером после сытного и тяжелого обеда заваливается спать в своей конуре. Выйдет он с этого двора только в тот день, когда его поведут в амфитеатр – на убой или на убийство. В   Риме   при   империи,   когда   держать   в   столице   гладиаторов   могли   только императоры,   было   четыре   императорские   школы.   В   "Утренней"   обучались   гладиаторы, которых готовили к звериным травлям;  называлась  она "Утренней" потому, что травли происходили по утрам, до выступления гладиаторов. Около Колизея находилась "Большая школа",   план   которой   частично   сохранился   на   обломке   Мраморного   плана.   Он   очень напоминает помпейские казармы: такой же внутренний окруженный колоннадой двор, куда выходят комнатенки гладиаторов; тоже два этажа. Только во дворе, который, вероятно, был еще больше помпейского, устроена арена: гладиатор Большой школы с первых дней своего ученичества должен был привыкать к ее виду. До нас дошел ряд надписей из этой школы, позволяющих судить об организации императорских   школ   и   об   их   управлении.   Во   главе   стояли   прокуратор   со   своим помощником, принадлежащие оба к всадническому сословию. В прошлом – это легионные трибуны   или   чиновники   финансового   ведомства.   Большая   школа   занимает   среди императорских школ первое место, и прокуратор Утренней мечтает о переводе его на ту же должность в Большую, как о повышении. В распоряжении прокуратора находится целый штат служащих: хозяйством ведает вилик; расчет доходов и расходов ведет диспенсатор; 2со всякими   поручениями бегает курьер; за арсеналом смотрит препозит, за мертвецкой, куда сносили убитых и умерших гладиаторов, – куратор; в мастерской, где изготовляли и починяли гладиаторские доспехи, поставлен свой заведующий; при школе состоят врачи и "доктора" – мастера фехтованья, занятые обучением гладиаторов. Все это – императорские рабы или отпущенники. Поендинок ретария и мирмилона Гладиаторов   в   императорских   школах   было   много.   Вспомним,   сколько   людей посылал на арену Траян. В 69 г. император Отон перевел из школы в свою армию 2 тыс. человек; в 248 г. столько же участвовало в играх на праздновании тысячелетней годовщины Рима. Состав гладиаторской семьи был пестрым; были здесь и свободные, но большинство все­таки  рабы. Хозяин  имел  право  продать своего  раба ланисте;  чаще всего  это было наказанием, которому он подвергал раба по своей воле и прихоти. Только Адриан положил конец   такому   произволу:   теперь   раба   можно   было   отправить   в   гладиаторскую   школу только с его согласия. Если раб совершил какое­то преступление, то хозяин должен был привести   магистрату   причины,   по   каким   он   хочет   сослать   раба   на   эту   каторгу. Гладиаторская школа, рудники и каменоломни были в древности двумя видами каторги, причем   гладиаторская   школа   считалась   более   тяжелой.   Только   смертная   казнь   была страшнее. Преступников, осужденных по суду, – убийц, поджигателей, святотатцев – сюда и отправляли. Иногда участь эта ожидала и военнопленных; после взятия  Иерусалима Тит отправил   часть   пленных   евреев   в   египетские   каменоломни,   а   часть   разослал   по гладиаторским школам. Учителя риторских школ любили задавать сочинения на тему о самоотверженном юноше,   который,   чтобы   помочь   в   нужде   другу   или   с   честью   похоронить   отца,   шел   в гладиаторы. Причины, толкавшие свободных людей идти по доброй воле в гладиаторы, были обычно грубее. Изголодавшегося бедняка, у которого не было ни кола ни двора, школа  избавляла   от  нудной  тревоги   за  кусок  хлеба;  лихого  удальца,   в  котором  кипел избыток сил, она прельщала красивыми доспехами, блеском будущих побед, богатством, славой. У юноши тщеславного, самонадеянного, без нравственных устоев, с тощим запасом мыслей голова шла кругом от этих ослепительных видений, а у ланисты были еще опытные вербовщики,   которые   умели   такими   красками   расцветить   ожидавшее   его   будущее! Легкомысленному   юнцу   не   приходило   в   голову,   что   его   первое   выступление   на   арене может оказаться и последним, и он начисто забывал, какую цену должен он заплатить за то счастливое "завтра", которое, может быть, никогда и не наступит. А цена была страшная. Человек,   определившийся   в   гладиаторы,   навсегда   утрачивал   свое   гражданское 3достоинство; он попадал в разряд infames ("обесчещенных"). Какое бы богатство не выпало ему потом на долю, он никогда не войдет в сословие всадников, никогда не станет членом городской   думы   или   муниципальным   магистратом.   Он   не   может   выступать   в   суде защитником   или   свидетелем;   его   не   всегда   удостаивают   пристойного   погребения. Гражданин маленького городка Сассины дарит городу участок земли под кладбище, но запрещает хоронить на нем людей зазорных профессий и гладиаторов­добровольцев. Быть гладиатором – это последняя степень человеческого падения. И законодательство  старается  образумить глупца, который  ради  фантастических надежд   жертвует   таким   реальным   благом,   как   звание   гражданина.   Доброволец   должен объявить  народному трибуну  о своем  желании   идти  в  гладиаторы,   назвать  свое  имя  и возраст.   Трибун   мог   не   согласиться   с   таким   желанием,   если   находил   добровольца   по физическому состоянию негодным для гладиаторской службы. Сумма, которую ланиста вручал при заключении первого условия, не должна была превышать 2 тыс. сестерций. И за эту   жалкую   сумму   продавать   свою   жизнь   и   честь?   Можно   было   еще   остановиться   и одуматься. Если доброволец упорствовал, ему предлагалось подписать условие, заключаемое с ланистой,   и   он   был   обязан   перед   магистратом   произнести   клятву,   превращавшую   его формально в раба; в этой клятве он признавал за ланистой право "наказывать его огнем, связывать, бить, убивать мечом". Нельзя сомневаться, конечно, что гладиаторам жилось несладко, но что ланиста в собственных   своих   выгодах   заботился   о   здоровье   и   физическом   благополучии   своих молодцов, это тоже, несомненно. Их сытно кормят (большое место в их рационе занимают бобовые,   это   "вегетарианское   мясо",   как   их   называют   теперь);   после   упражнений тщательно   массируют   и   натирают   оливковым   маслом;   заболевшего   или   раненого гладиатора   усердно   лечат.   Знаменитый   Гален   был   очень   доволен,   когда   его,   молодого человека, пригласили врачом в гладиаторскую школу. Дисциплина в казармах была строгой и не могла быть иной: в гладиаторской школе людей высокого нравственного уровня, как правило,   не   бывало;   буянов,   которым   море   было   по   колено,   приходилось   держать   в крепких руках. А с ними бок о бок жили  преступники, часто опытные и закоренелые. Общество в школе часто собиралось страшное. К своему праву "жечь и убивать мечом" ланиста   прибегал,   вероятно,   в   редчайших,   исключительных   случаях;   меры   против гладиаторов   были   главным   образом   предупредительными:   они   всегда   под   надзором; императорские школы охраняет военный караул; гладиаторам не дают настоящего оружия, они   получат   его   только   в   амфитеатре,   в   школе   же   фехтуют   деревянными   мечами. Существуют и наказания: есть карцер и колодки. Колодки нашли в карцере помпейских казарм: это   тяжелый деревянный брус с набитой на него железной полосой, в которую вертикально   вставлены   кольца   на   невысоких   стержнях;   сквозь   все   кольца   пропущена железная   штанга,   наглухо   закрепляемая   с   обоих   концов   тяжелыми   замками. Провинившегося сажали на пол, клали его ноги между кольцами, продевали штангу через все кольца, и запирали замки; просидеть даже несколько часов в таком положении было мучительно. Прежде чем выйти на арену, новичок проходил целый курс фехтования и обращения с   разного   рода   оружием.   Не   все   гладиаторы   были   одинаково   вооружены   и   одинаково одеты. Делились они на две основные группы: тяжеловооруженных, подразделявшихся в свою   очередь   на   несколько   категорий,   и  легковооруженных.  Вооружение  этих гладиаторов – сеть, которой они должны опутать противника (от нее они и получили свое 4название: сеть по­латыни rete),  трезубец  (иногда копье) и  кинжал. Сражался ретиарий, строго   говоря,   голым:   на   нем   ничего   нет,   кроме   широкого   кожаного   пояса   с металлическими пластинами, защищавшего живот, и наплечника, который закрывал левое плечо, руку почти до локтя и поднимался над плечом так, что им можно было слегка прикрыть голову.  Тяжеловооруженные ("фракийцы", гопломахи, секуторы, мурмилоны) защищены   лучше.   На   них   надеты  каски,   круглые   или   высокие,   с   гребнем,   а   то   и   с султаном, очень часто – с забралом, скрывающим все лицо (чтобы видеть и дышать, в нем пробивают множество отверстий) и широким "воротником", защищающим шею и плечи. Правая рука – в толстых ременных обмотках или в железном нарукавнике, на ногах – поножи,   а   над   ними   –   еще  кожаные   обмотки;  короткие   трусы  прихвачены   толстым кожаным поясом с металлическими полосами, он целиком закрывает живот и верхнюю часть   бедер.   Спинка   и   грудь   всегда   открыты.   Вооружение   "тяжелого"   гладиатора составляют  меч   или   длинный   кинжал   и   щит.  Он   бывает   овальный,   круглый   или прямоугольный. Гладиатор с  поножами на обеих ногах, небольшим круглым щитом и кривым ятаганом звался "фракийцем" (во время войн Суллы на Востоке римляне ближе познакомились с этим народом, и ланисты решили ввести их вооружение в свои школы). Гладиатор с поножью только на левой ноге и длинным щитом, напоминающим цилиндр, разрезанный   вдоль, назывался в раннее время республики  самнитом, а при империи – секутором или гопломахом. Каждую категорию тяжеловооруженных обучали свои учителя – вышеупомянутые "доктора". Молодого гладиатора одевали во все доспехи той группы, куда он был зачислен, вручали ему деревянный меч и щит, сплетенный из ветвей ивы, и обучение его начиналось. Учитель показывал ему, как нападать и как увертываться от ударов, фехтовал с ним сам, а кроме того, заставлял упражняться на мишени. В землю вколачивали высокий (1.8 м) кол (по­латыни palus), и ученик должен был быстро и метко попадать в указаное ему месте. Мало хорошо действовать мечом; надлежало крепко запомнить, что только щитом может гладиатор   прикрыть   грудь   и   бок,     и   что   раскрыться   значило   погибнуть.   Устраивались примерные   поединки;   учитель   объяснял   ученику   его   ошибки   и   промахи.   Иногда   для фехтования выдавались доспехи и оружие более тяжелые, чем те, которыми пользовались на   арене:   пусть   гладиатор   развивает   свои   мускулы.   Кроме   того,   новичок   должен   был хорошо усвоить технический словарь гладиаторского искусства; может быть, он почитывал и теоретические руководства, об этом искусстве написанные. Тяжеловооруженные   гладиаторы   сражались   между   собой;   ретиарий   никогда   не бился с ретиарием. Обычным противником его был мурмилон; на его каске изображена рыба   (полагают,   что   свое   название   он   и   получил   от   этой   рыбы:   ее   звали   "мурма"). Устроители игр считали,  видимо,  что они придадут особую остроту кровавой  схватке, изобразив ее в виде невинной рыбной ловли. Ретиария поэтому и снарядили как рыбака, вручив ему сеть и трезубец, а у мурмилона поместили на каске изображение рыбы. "Не тебя ловлю, а рыбу! Убегаешь зачем, галл?", – напевает ретиарий, преследуя мурмилона, увернувшегося от его сети.  В гладиаторской школе имелась своя иерархия. Новичок, еще не выступавший на арене амфитеатра, назывался  "новобранцем";  после какого­то очень небольшого числа сражений   –   может   быть,   даже   после   первого   поединка   –   он   становился  "ветераном". Внутри   каждой   категории   (мурмилоны,   "фракийцы",   ретиарии)   людей   группировали   в соответствии с их силой и умением;   было пять гладиаторских рангов.  Гладиатор по мере   усовершенствования   повышался   в   ранге.   Ранги   эти   назывались   palus,   и   в 5гладиаторских надгробиях родные или друзья не забывают упомянуть, что умерший был гладиатором первого или второго ранга (третьим, не говоря уже о следующих, хвалиться было нечего). О дне гладиаторских игр сообщалось заранее; на стенах домов крупными буквами писали   объявления.   В   Помпеях   хорошо   сохранилось   несколько   таких   надписей: "Гладиаторы эдила А. Суеттия Церта будут биться накануне июньских календ [31 мая]. Будет звериная травля; натянут полотно" (т.е. над амфитеатром будет натянут тент для защиты зрителей от дождя и солнца); "30 пар гладиаторов Аллия Нигидия Майя будут биться в 8­й, 7­й и 6­й день до декабрьских календ [22, 23 и 24 декабря]. Будет звериная травля". Иногда добавляются такие замечания: "отсрочки не будет", "в любую погоду" или "если погода позволит" – в этом случае устроитель игр, видимо, не располагал такими средствами,   чтобы   вдобавок   ко   всем   расходам   истратиться   еще   на   тент   для   всего амфитеатра.   Кроме   таких   надписей   были   и   настоящие   афиши   –   листки,   в   которых сообщались все подробности, касающиеся игр: имя устроителя; повод, по которому "даны гладиаторы";   число   пар   и   "специальность"   их   ("фракиец",   ретиарий   и   т.п.);   число выступлений и побед, одержанных каждым. Такие афишки продавались в большом числе, и во время игр зрители в них заглядывали.  Мало, надо думать, было людей, которые с бестрепетным спокойствием встречали день своего выступления на арене. Каждый понимал, что он идет на встречу со смертью; "за жизнь   боремся"   –   сказано   в   эпитафии   одного   гладиатора,   и   перед   этой   смертельной борьбой не один человек содрогался и обливался потом, как тот гладиатор, великую муку которого один ритор с ужасающим бессердечием сравнил с беспокойством декламатора, приготовляющего речь. На арене почти все решал случай. Жребий мог назначить новичку, впервые   выступающему   в   амфитеатре,   страшного   противника,   искусного   и   жестокого; самый опытный боец мог промахнуться и получить такую рану, с которой продолжать поединок уже не было сил.  И тут жизнь его целиком зависела от настроения зрителей: если он покорил их сердца своим мужеством и ловкостью, то они требовали пощады раненому; в амфитеатре   поднимался   единодушный   вопль   "отпустить";   люди   махали   платками   и поднимали большие пальцы кверху.  Если  же он чем­то не угодил этой капризной и прихотливой толпе, пальцы опускались вниз, к земле, и под крики "добей" победитель поворачивал противника лицом вниз и всаживал ему нож в спину или в затылок. «Пальцы вниз» (Pollice Verso), Жан­Леон Жером, 1872 Сражение. 6Гладиаторские   игры   начинались  торжественным   шествием   гладиаторов;   в пурпурных, расшитых золотом туниках обходили они кругом арену. После этого парада начинался   поединок,   в   котором   бились   деревянными   мечами,   показывая   только   свое искусство. Иногда на арену спускались хорошие фехтовальщики из числа зрителей: пусть посмотрят   люди,   что   значит   настоящее   мастерство!   Император   Тит   на   играх   в   Реате (теперь Риети в Умбрии), своем родном городке, сразился в таком поединке с консулом Аллиеном.   Коммод   чрезвычайно   любил   выступать   в   этих   поединках;   побежденными, "естественно",   по   ядовитому   замечанию   историка   Диона   Кассия,   оказывались   его противники. После нескольких таких поединков начиналось настоящее сражение. Прежде всего,   на арену выносили настоящее оружие – гладиаторы получали его только сейчас, на арене амфитеатра, – и тот, кто устраивал игры, проверял, достаточно ли оно остро. В надписях неоднократно встречается упоминание о том, что гладиаторы бились "острым   оружием".   Противники   назначались   один   другому   по   жребию.   Кровопролитие можно было сделать еще страшнее. Домициан, по­видимому, требовал, чтобы гладиаторы сражались без щита; иногда устроитель игр предварял их объявлением, что "отпуска" не будет: поединок должен длиться, пока один из противников не падет мертвым;  раненому пощады не будет. Когда Домиций, дед Нерона, давал такие игры, Август, возмущенный этой бойней, указом запретил игры "без отпуска". Вряд ли эдикт этот строго соблюдался: в 242   г.   н.э.,   например,   магистрат   Минтурн   (городок   в   Лаций)   хвалится,   что   он   велел перебить всех побежденных, а это был цвет кампанских гладиаторов. На играх, устроенных в недавно открытом Флавиевом амфитеатре, Домициан заставил биться двух равных по силе гладиаторов до тех пор, пока оба не упали израненные и обессиленные, хотя зрители давно требовали "отпуска", как это было в обычае, если поединок длился долго, а победа не склонялась ни на одну сторону. Толпа, то ли устав ожидать развязки, то ли вдоволь налюбовавшись искусством противников, требовала прекращения поединка. Такой исход его на техническом языке амфитеатра именовался "отпустить стоящими" (т.е. когда оба бойца держались на ногах). Официальной наградой победителю была пальмовая ветвь, с которой он пробегал вокруг арены, но, кроме нее, получал он дары и более существенные. Устроитель вручал ему   денежную   награду,   обычно   на   дорогом   подносе,   который   тоже   оставался   в собственность победителю. Иногда еще щедрее одаряли гладиатора зрители: требовали для него свободы. Юридически освобождение зависело только от хозяина раба, т.е. от ланисты или   устроителя   игр,   но   требования   толпы   бывали   так   настойчивы,   настроение   ее становилось столь угрожающим, что приходилось уступать. Иногда награда была меньшей, но тоже не малой: победителя "опоясывали мечом" – вручали ему деревянный меч вроде тех,   которыми   фехтовали   в   школе.   Гладиатор,   получивший   этот   знак   отличия, освобождается от выступлений на арене. Он остается в школе, помогает "докторам", а чаще всего выступает в роли судьи. Кто же были эти люди, избравшие своим ремеслом убийство и сами готовые пасть под ножом убийцы? Ремесло   гладиатора   было   презренным.   Мы   видели,   что   свободный   человек, добровольно поступивший в гладиаторы, оказывался в положении почти раба. "Замаранный человек, достойный своей жизни и своего места", – говорит о гладиаторе поэт Луцилий (II в. до н.э.);  Цицерон называет их "потерянными людьми";  Ювенал считает гладиаторскую школу последней ступенью человеческого падения. 7Но   это   только   одна   сторона.   Об   этих   отверженцах   говорят   с   восхищением   в скромных мастерских ремесленников и в богатых особняках сенаторов; Гораций и Меценат обсуждают достоинства двух противников. В Риме помнят, что у "фракийца" Спудия из Школы Цезаря правая рука была длиннее левой, а из гладиаторов Калигулы только двое могли ни на секунду не зажмурить глаз перед блеском внезапно выхваченного меча. Поэты пишут о гладиаторах стихи; художники и ремесленники увековечивают в своих работах эпизоды  из   их  жизни;  женщины  аристократического  круга  в  них влюбляются.   Сыновья знатных   отцов   берут   у   них   уроки   фехтования;   императоры   спускаются   на   арену. Достаточно   просмотреть   тома   надписей   из   одних   Помпей,   чтобы   убедиться,   какой живейший   интерес   вызывают   к   себе   эти   люди:   знают   их   имена,   их   карьеру,   на   стенах рисуют гладиаторов, обсуждают подробности их поединков. И гладиаторы отнюдь не стесняются своей профессии; наоборот, они гордятся ею. В их эпитафиях постоянно упоминается, к какой категории бойцов принадлежал умерший (мурмилон, "фракиец", ретиарий); какое место занимал в ней (новичок, ветеран, гладиатор первого ранга). Эпитафии сообщают, что такой­то был "доктором", а такой – то "получил меч". Часто называется число поединков, в которых гладиатор бился; иногда дается весь его  "послужной список":  Фламма сражался 34 раза;     одержал 21 победу,   9 раз "был отпущен стоящим на ногах", 4 раза помилован.  У гладиатора есть свой кодекс чести: он считает недостойным для себя сражаться с противником более слабым; с равным ему он бьется до последнего и предпочтет смерть бегству.  Струсить перед противником, бежать от него – это покрыть себя несмываемым позором. На одном рельефе видим мы ретиария и его тяжеловооруженного противника; оба, видимо, изранены и замучены так, что стоять они уже не могут. Оба повалились на землю и, сидя, продолжают сражаться. Гладиатор зажмет   свою   рану   и   попросит   зрителей   успокоиться   и   не   останавливать   поединка; выбившись   из   сил,   окровавленный,   израненный   он   ожидает   смерти   с   таким   величавым спокойствием, которое сделало бы честь и мудрецу Горация, бестрепетно стоящему среди развалин рушащегося мира. И когда победитель занесет над ним свой кинжал, то, бывает, он сам направит его руку, чтобы удар был вернее.  Только слабый душой, выходя на арену, думает о смерти. Арена – это то поприще, где   во   всем   блеске   можно   показать   свою   отвагу   и   ловкость,   свое   мастерство   и хладнокровие.   И   гладиатор   жаждет   этого.   Сенека   вспоминает   мурмилона   Триумфа, который жаловался, что при Тиберии редки гладиаторские игры: "зря пропадают лучшие годы!". Гладиатор "жаден до опасностей", потому что путь к славе пролегает для него через опасность, а славой он дорожит больше жизни. Отношение окружающего общества убедило его в том, что его слава – это нечто большое и настоящее: "не бесславен я был среди живущих"; "никто не победил меня". Один велит написать, что умер от болезни, но не от руки противника; другой, что он скончался от ран, но убил противника. Старого гладиатора   победил   юноша;   что   делать!     У   молодого   больше   сил,   больше   гибкости   и подвижности, и старик приписывает победу именно перевесу молодости над старостью, но при этом настаивает, что "в искусстве своем он не был позади". Были   среди   гладиаторов     люди   с   душой.   "Слава   ли   это   –   убить   многих?",   – спрашивает  один; другой  считает  своей  заслугой,  что он щадил  противников.  Антоний Эксох,   принимавший   как   раз   участие   в   играх,   устроенных   Траяном,   в   перечень   своих сражений и побед вставляет и тот случай, когда благодаря ему его противника "отпустили" – очевидно, он мог нанести ему смертельный удар, но не сделал этого – пожалел. Дикое неистовство освирепевших  товарищей они определяют как "неразумную ненависть".  На упомянутом   уже   помпейском   памятнике   изображен   победитель,   который   ни   единым 8движением,  ни   единым   жестом  не  выдает  своего   торжества.  Может   быть,  он  его  и  не испытывает? В эпитафии одного гладиатора сказано, что он потерял силу и мужество, потому что вынужден был убить дорогого товарища. Есть еще в жизни гладиатора сторона, о которой мы, к сожалению, знаем очень мало. У гладиатора есть семья; он муж и отец. Иногда он ставит надгробие своей "дорогой целомудренной супруге", но чаще его хоронит жена, иногда жена и дети. Семья была не только у ветеранов, но и у гладиаторов, еще не получивших этого звания. Уходили люди в школу из семьи или женились, уже будучи гладиаторами? Последнее вероятнее. Приходил в жизни гладиатора какой­то час, когда тиски свирепой дисциплины для него разжимались и он получал право отлучаться из школы на определенный, более или менее длительный срок. С каких пор и за какие заслуги пользовался он этим правом, неизвестно; можно думать, что давали его людям, в которых были уже уверены, что они не сбегут. Может быть, гладиатор, обзаведшийся семьей, получал [с.112] разрешение вообще жить дома, и он только приходил в школу, как приходят на работу? Ответить на этот вопрос мы – увы! – не можем: нет данных. Были среди гладиаторов люди, которые не мирились со своей долей. Натуры более тонкие задыхались в душной атмосфере казармы; гордые, полные чувства собственного достоинства люди не желали унизиться до того, чтобы стать предметом развлечения для римской черни. Движение Спартака началось с гладиаторской школы; в 64 г. н.э. попытка гладиаторов  бежать  из  Пренестинской  школы  (Пренесте теперь  Палестрина;  маленький городок   недалеко   от   Рима)   всполошила   римлян,   сразу   вспомнивших   Спартака.   Сенека рассказывает о двух страшных самоубийствах в гладиаторской среде. С одного гладиатора не спускали глаз, видимо, ему не доверяли; без сторожа оставался он только в уборной. Он там и  удушил   себя, глубоко  засунув  в горло  палочку  с  губкой,  употреблявшуюся   для самых грязных надобностей. Другого везли тоже под стражей в амфитеатр. Притворившись спящим, он все ниже и ниже опускал голову, пока не просунул ее между спицами колеса – колесо   значительно   выдавалось   над   кузовом   –   и   не   сломал   шейных   позвонков.   Саксы, попавшие в плен, руками передушили один другого, чтобы только не попасть в гладиаторы. В одном помпейском доме, где по какой­то причине поселены были гладиаторы, сохранилась   любопытная   надпись:   одно   только   имя   философа   Сенеки,   выписанное полностью красивыми крупными буквами. Сенека был единственным человеком в древнем Риме, который возмущался гладиаторскими играми и протестовал против них, предлагая правительству бороться с этим "застарелым злом" и "развращенностью нравов". Человек, выведший   на   стене   имя   философа,   был,   видимо,   знаком   с   его   взглядами.   Устав   от гладиаторской жизни, от амфитеатра, от грубых товарищей и бессердечной толпы, искал ли он утешения в мысли о том, что есть на свете душа, сочувствующая и жалеющая? Глади тораа  (от лат. gladius — «меч», «гладиус») — наименование бойцов в Древнем Риме, которые сражались между собой или с животными на забаву публике на специальных аренах.  Гладиаторские бои были запрещены в 400 году нашей эры, когда Римская империя  пришла в упадок 910