Глагол как часть речи
Оценка 4.7

Глагол как часть речи

Оценка 4.7
doc
01.12.2023
Глагол как часть речи
глагол.doc

Тема урока: Глагол  - как часть речи.

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Дидактическая цель: Создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся через использование цифровых образовательных ресурсов.

Предметные задачи урока:

  • научить распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу;
  • обосновывать правильность отнесения слова к глаголу;
  •  выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания;

Метапредметные задачи урока:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • извлекать информацию из учебного текста;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  •  применять сделанные выводы на практике;

Личностные задачи урока:

·        вступать в сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение к партнерам;

·        выражать свои мысли с учетом задач и ситуации общения, участвовать в диалоге

Планируемые результаты

Дети учатся:

- понимать и принимать учебную задачу;

- определять глаголы в речи;

- составлять предложения с глаголами;

- выяснять значение глаголов в речи;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

Оборудование

 

Компьютер,  мультимедийный проектор, карточки для работы в группах и парах

 

 

 

 

 

 

 

 

Хронометраж урока.

1. Организационный момент- 2 мин.                                    Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

                                                                                                                                                                                                                            

 2. Актуализация знаний – 5мин        Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

3. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности– 2 мин.  Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств     ее реализации. 

4. Работа по теме урока –25  мин. 

а) Первичное усвоение материала – 8 мин.          Цель этапа: построение и фиксация нового знания.

б ) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи– 4мин.     Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.

в) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону -4 мин. Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

г) Включение в систему знаний и повторение – 6мин    Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

 

5. Подведение итогов-3 мин                                                                            

6. Рефлексия – 2 мин.

7. Домашнее задание – 2 мин.        Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

 

 

 

                                                                                         

 

 

 

 

 

     

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

 

1.Организационный момент.

 

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так что время не теряем

И работать начинаем!

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать

Красиво, грамотно писать

 

- Ребята, давайте улыбнемся друг другу, поприветствуем гостей улыбкой. Пусть этот урок станет уроком хорошего настроения. А с хорошим настроением нам все по плечу!  Приступаем за работу!

 

2. Актуализация знаний

- Открываем тетради.  Не забывайте о посадке, правильном положении тетради на столе и о том, как нужно держать ручку. Запишите дату. Сегодня у нас 15 ноября. Классная работа.

 

-Урок начинаем с минутки чистописания. А вот какую букву будем писать вам предстоит мне сказать самим. Слушаем! Назовите парный звонкий звук в слове тигр.

-Молодцы! Звук г, буква г. Пропишем всю строчку заглавную и строчную букву Гг.

-  Далее, работа со словарными словами. Я загадываю слово, вы его записываете. (К ДОСКЕ 1 ученик)

Г- Человек, Выдающийся своей храбростью, доблестью, совершающий подвиги. (герой)

Л- Хитрое животное с длинным пушистым хвостом (лисица)

А- Дорога с рядами деревьев по обоим сторонам (аллея)

Г- Вот стручок - огромный дом,
Поселились братцы в нём.
Каждый братец - скоморох,
А стручок этот -... (горох)

О- Второй месяц осени (октябрь)

Л- Безхвостое земноводное животное с длинными задними ногами для прыжков (лягушка)

Ж! – Производить однообразно дребезжащий звук крыльями при полете (о насекомых).(жужжать)

Итак! Ставим ударение.
 Посмотрите на слова. Найдите лишнее. (жужжать)

 - Почему оно лишнее? (все остальные это имена существительные)
- Как вы определили что это имена существительные?

- Давайте вспомним все, что мы знаем об этой части речи! Правило!

(Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто что.)

- А что мы можем сказать про это «лишнее» слово? Что оно обозначает? (действие)
- Как же называется часть речи, определяющая действие? Это вы поймете, составив слово из первых букв оставшихся слов! (глагол)
- Давайте попробуем  дать определение глаголу на основе имени существительного. Глагол это….

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Да, дети, тема нашего урока «Глагол –как часть речи»

1)     

3. Целеполагание

2)    – Что мы узнаем на уроке: Что такое глагол? Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает глагол?

3)    – Чему Будем учиться: ставить вопросы и  находить глаголы в предложении , верно подчёркивать (обозначать)

 

Звонок от дядюшки глагола и приглашение в страну глаголии!

 

Отправляемся в путешествие!

1,2,3,4,5 слайд устная работа с презентацией

4. работа по теме урока

Дядюшка Глагол передал мне для вас задания!

«Станция Словарная».

 Образование глаголов неопред.формы
– Я читаю словарные слова, а вы образуете глаголы в неопределенной форме, записываете их в тетради.
– Что нужно вспомнить, чтобы правильно выполнить это задание?
– На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме и как пишутся словарные слова.
-На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме?
Мечта – мечтать
Обед – обедать
Рисунок – рисовать
Завтрак – завтракать
Мороз – морозить
Ужин – ужинать.

Физминутка для глаз

Глазки зажмурьте и веки сомкните,
5 секунд так посидите.
Хлопаем ресницами, бабочка взлетает
Нам так зимой ее не хватает.
Соседу по парте мы подмигнем
Левым, а потом и правым глазком.
Тикают часы, бегут минутки
Следим глазами за маятником
Какие тут еще шутки!
Стрелка обходи полный круг
И ты следи за ней, мой друг.
Держим голову прямо и смотрим в потолок,
А потом глазами поищем пол, дружок.
У нас отлично получается, 
Жаль,что зарядка для глаз кончается.

Работа по теме урока

 

Перед нами   «Море смысла». (работа в парах по рядам, взаимопроверка)

Дополните  пословицы глаголами, противоположными по смыслу ( антонимами)

1 ряд

Ласточка день начинает, а соловей ____________________________ (кончает).

Чем зря кричать, лучше ___________________________________ (помолчать).

Смелый наступает, а трус __________________________________ (отступает).

2 ряд

Мир строит, а война ______________________________________ (разрушает).

Сумел завязать, сумей и ____________________________________ (развязать).

Дождик вымочит, а солнышко _______________________________ (высушит).

3 ряд

От радости смеются, а от горя _________________________________ (плачут).

Легко друга потерять, но трудно _______________________________ (найти).

По одёжке встречают, а по уму ____________________________ (провожают).

 

 

   «Числовая поляна».

Учитель:  Что вы знаете о числе глагола?

Стихотворение «Гусята»

По пыльной дороге

Шагают гусята.

Дерутся, кричат

Озорные ребята.

Их мама гусыня

Ведет за собой.

Ругает за шалость

И гонит домой.

Найдите  и запишите глаголы 1 вариант-единственного числа, 2 вариант- множественного числа. Проверка.

- Какая часть слова указывает на число глаголов?

 

                   Физминутка .

 

                   Физминутка .

Вы наверное устали

Давайте отдохнём.

Я называю глагол а вы показываете  действие

Готовы !

Иду  бежим  хлопаем  топаем  потянулись  выпрямились—тихонько сели.

Кто был внимательным?

В каком времени я употребила глаголы?

Сколько времён у глагола? Назовите их.

Как отличить одно от другого?

 

Работа по теме урока

- Продолжаем нашу работу по новому материалу от дядюшки  Глагола. Сейчас мы с вами разделимся на группы. Каждая группа будет выполнять своё  задание.
 Послушайте инструкцию предстоящей работы. На выполнение задания вам даётся 5 минут. Внимательно прочитайте задание и только тогда приступайте к его выполнению.  Подумайте, как его будете объяснять ребятам  в классе. Какая группа выполнит задание, подаёт сигнал.

Подойдите ко мне по одному человеку от группы и получите карточки с заданием.

 

Карточка № 1.

Задание: Составить из слов предложения. Записать их.

Весна, ручейки, наступила, красавица, говорливые,  журчат.

 

Карточка № 2.

Задание: Подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Указать глаголы.

Наступила весна. Побежали ручьи. Появилась первая травка. На деревьях набухли почки.

  

Карточка № 3

Задание: Образуйте от имён существительных глаголы, запишите их.

 Чтение -

 Плавание  -

 Свист -

 Рисование -

 Ходьба -

 Треск -

 

Карточка № 4.

Задание: Прочитайте отрывок из стихотворения. Подчеркните глаголы.

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал,

Николай ногой качал.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

Просто так…

 

Карточка № 5.

Задание: К данным глаголам подберите имена существительные, называющие животных. Запишите их.

              …       крякает.

              …       мычит.

              …       лает.

              …      кукарекает.(кудахчет)

              …      мяукает.

              …      кукует.

 

Карточка № 6.

Задание: Подбери глаголы – антонимы. Соедини стрелочкой.

        

Закрывать       Смеяться  

Бежать              Открывать

Плакать             Идти

Работать            Запрещать

Разрешать         Хвалить

Ругать               Лениться

 

(Все эти волшебные карточки мы положим в сундучок «Знаний», чтобы запомнить то, что изучали сегодня на уроке с дядюшкой глаголом!

 

Итоги

Наш урок близок к завершению! Давайте вспомним, какие мы себе ставили цели и задачи. А проверить справились ли мы с поставленной задачей нам поможет тест по теме урока! У вас 2 минуты на выполнение!

Рефлексия

– Теперь я предлагаю каждому оценить свои знания по изученной теме: “Глагол”.
Зеленый карандаш возьмет тот, кто при изучении темы “Глагол” получил прочные знания и не допускает ошибки при выполнении заданий.
Желтый – кто имеет хорошие знания, но иногда допускает ошибки.
Красный – кто не усвоил материал и испытывает трудности при выполнении заданий.
Завтра мы будем писать  самостоятельную работу по теме “Глагол”, и я надеюсь, вы подтвердите свои знания хорошими отметками. А с дядюшкой глаголом мы на сегодня прощаемся и отпускаем его к другим деткам, дарить знания!

 

Домашнее задание

А вам я задаю дифференцированное задание:
Красный цвет
: Придумать и записать в тетрадь любые 20 глаголов.

Зеленый цвет:        Сочинить сказку о глаголе по данному началу «Жил-был Глагол» .  До 10 предложений.

Желтый цвет: В учебнике «Литературное чтение» из любого произведения  К.Г.Паустовского «Птаница» выписать 20 любых глаголов и определить  число, время и вид данных глаголов


– Спасибо за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 1.

 

Задание: Составить из слов предложения. Записать их.

 

Весна, ручейки, наступила, красавица, говорливые,  журчат.

 

 

 

 

 

 

Карточка № 2.

 

Задание: Указать над каждым словом, какой  частью речи оно является.

 

 

Наступила весна. Потекли ручьи. Появилась первая травка. На деревьях набухли почки.

 

 

 

 

 

Карточка № 3

 

Задание: Образуйте от имён существительных глаголы, запишите их.

 

Чтение -

 Плавание  -

 Свист -

 Рисование -

 Ходьба -

 Треск -

 

Карточка № 4.

 

Задание: Прочитайте отрывок из стихотворения. Подчеркните глаголы.

 

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал,

Николай ногой качал.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

Просто так…

 

 

Карточка № 5.

 

Задание: К данным глаголам подберите имена существительные, называющие животных. Запишите их.

…                  ржёт.

…                   мычит.

…                   лает.

…                   кукарекает.

…                   мяукает.

…                    гогочет.

 

 

Карточка № 6.

Задание: Подбери глаголы – антонимы. Соедини стрелочкой.

 

                                 

Закрывать             Смеяться

Бежать                    Открывать

Плакать                  Идти

Работать                 Запрещать

Разрешать             Хвалить

Ругать                     Лениться

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест

1. Глагол – это       ………………..  .

2. Глагол отвечает на вопросы  ……………..,      ……………    .

3. Глагол в предложении бывает ………………  .

4.Подчеркни глаголы.

     Заяц, речка, бежать, льдинка.

5. Допиши глагол к предмету.

    Врач ………. ,       повар ………..  .

 

Тест

1. Глагол – это       ………………..  .

2. Глагол отвечает на вопросы  ……………..,      ……………    .

3. Глагол в предложении бывает ………………  .

4.Подчеркни глаголы.

     Заяц, речка, бежать, льдинка.

5. Допиши глагол к предмету.

    Врач ………. ,       повар ………..  .

 

 

Тест

1. Глагол – это       ………………..  .

2. Глагол отвечает на вопросы  ……………..,      ……………    .

3. Глагол в предложении бывает ………………  .

4.Подчеркни глаголы.

     Заяц, речка, бежать, льдинка.

5. Допиши глагол к предмету.

    Врач ………. ,       повар ………..  .

 

Тест

1. Глагол – это       ………………..  .

2. Глагол отвечает на вопросы  ……………..,      ……………    .

3. Глагол в предложении бывает ………………  .

4.Подчеркни глаголы.

     Заяц, речка, бежать, льдинка.

5. Допиши глагол к предмету.

    Врач ………. ,       повар ………..  .

 

 

Тест

1. Глагол – это       ………………..  .

2. Глагол отвечает на вопросы  ……………..,      ……………    .

3. Глагол в предложении бывает ………………  .

4.Подчеркни глаголы.

     Заяц, речка, бежать, льдинка.

5. Допиши глагол к предмету.

    Врач ………. ,       повар ………..  .

 

 

Тест

1. Глагол – это       ………………..  .

2. Глагол отвечает на вопросы  ……………..,      ……………    .

3. Глагол в предложении бывает ………………  .

4.Подчеркни глаголы.

     Заяц, речка, бежать, льдинка.

5. Допиши глагол к предмету.

    Врач ………. ,       повар ………..  .

 

 

 


Тема урока: Глагол - как часть речи

Тема урока: Глагол - как часть речи

Хронометраж урока. 1. Организационный момент- 2 мин

Хронометраж урока. 1. Организационный момент- 2 мин

Ход урока Этап урока

Ход урока Этап урока

Л- Безхвостое земноводное животное с длинными задними ногами для прыжков (лягушка)

Л- Безхвостое земноводное животное с длинными задними ногами для прыжков (лягушка)

Мечта – мечтать Обед – обедать

Мечта – мечтать Обед – обедать

От радости смеются, а от горя _________________________________ (плачут)

От радости смеются, а от горя _________________________________ (плачут)

Работа по теме урока- Продолжаем нашу работу по новому материалу от дядюшки

Работа по теме урока- Продолжаем нашу работу по новому материалу от дядюшки

Просто так… Карточка № 5 .

Просто так… Карточка № 5 .

Рефлексия – Теперь я предлагаю каждому оценить свои знания по изученной теме: “Глагол”

Рефлексия – Теперь я предлагаю каждому оценить свои знания по изученной теме: “Глагол”

Карточка № 1. Задание: Составить из слов предложения

Карточка № 1. Задание: Составить из слов предложения

Карточка № 5 . Задание: К данным глаголам подберите имена существительные, называющие животных

Карточка № 5 . Задание: К данным глаголам подберите имена существительные, называющие животных

Тест 1. Глагол – это ………………

Тест 1. Глагол – это ………………
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2023