Глагол как часть речи современного русского языка. Инфинитив как начальная форма глагола
Оценка 4.9

Глагол как часть речи современного русского языка. Инфинитив как начальная форма глагола

Оценка 4.9
docx
16.05.2021
Глагол как часть речи современного русского языка. Инфинитив как начальная форма глагола
Глагол как часть речи современного русского языка. Инфинитив как начальная форма глагола.docx

Глагол как часть речи СРЯ. Инфинитив как начальная форма глагола.

Еще в античное время как структурная особенность многих языков была названа антитеза имени и глагола. Само выделение частей речи в древнеиндийской, арабской, античной и других лингвистических традициях начинается именно с разграничения имени и глагола.  Об имени и глаголе как двух главных частях речи учили Платон, Аристотель. Эта теория была воспринята и русскими грамматистами. На этой почве складывается своеобразное учение о глаголе как о центральной категории языка. Так, Павский называл Г. «словом по преимуществу». Потебня считал, что Г. – это высшая, наиболее отвлеченная, наиболее конструктивная и прогрессирующая категория языка, а развитие языка непосредственно связано с процессом усиления Г., ростом его грамматического изменения, распространением глагольной энергии на группы слов, которые примыкают к существительному как антиподу Г. В то же время возможна другая точка зрения на соотношение имени и Г.. Виноградов: «борьба разных грамматических классов в СРЯ вовсе не отражает абсолютного перевеса глагола». Однако, несмотря на указанные точки зрения, необходимо констатировать, что семантическая структура глагола, а также его грамматическая структура более богата и разнообразна, чем у всех других классов слов.

ГР-80: «Г. – часть речи, обозначающая процесс и выражающая это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени и лица». Кроме того, Г. обладает категориями числа и рода. Т.о., категориальное значение Г. – значение процесса, которое свойственно всем Г., независимо от их лексического значения. Г. обозначают как процессуальный признак движения, состояния (живых существ, природы), физической, интеллектуальной деятельности, отношения, проявления изменения признака, восприятия (видеть, слышать, чувствовать), звуковых явлений (звенеть). Принципиально важно, и это отличает Г. от существительного, которое тоже может называть процесс (борьба, кукареканье), что у Г. значение процесса выражено при помощи грамматических форм. Г. обладает самым богатым набором грамматических категорий. При полной парадигме Г.  лексема состоит из 26 словоформ. Все Г. словоформы могут быть разделены на:

1.                                  спрягаемые (личные) формы (временные (наст., буд., прош. вр. ), изъявит., сослагат., повелит. накл.).

2.                                  неспрягаемые формы (неизменяемые формы: инфинитив, деепричастие; склоняемые формы: причастие).

Начальной формой Г. является инфинитив или неопределенная форма Г. Именно он фиксируется в словарях как заголовочное слово словарной статьи. В то же время еще в 19 – начале 20 в. вопрос о месте инфинитива в системе глагольных форм решался не столь однозначно.

Представители Фортунатовской школы решительно отделяли инфинитив от Г., ссылаясь на то, что по своему происхождению инфинитив является именем с глагольной основой. Инфинитив был объявлен особой частью речи.

Другие ученые (Шахматов, последователи Бодуэна де Куртене) настойчиво подчеркивали, что инфинитив в СРЯ – это глагольный номенатив, т.е. основная исходная форма Г.

В СРЯ инфинитив входит в состав словоформ Г. Формальный показатель инфинитива – формообразующий суффикс «ть» (читать, разговаривать). Инфинитив может заканчиваться на «ти» (нести, трясти), а также на «чь» (печь, стеречь). Инфинитив представляет собой наименее грамматически нагруженную форму Г. он может выражать только значение вида и залога!!! (покрыться инеем – сов.в., страдат. залог). В то же время в отличие от спрягаемых форм, которые в предложении функционируют только как сказуемое, инфинитив может быть любым членом предложения:

ü        Долохов поднял пистолет и стал целиться.

ü        Курить вредно.

ü        Жить – Родине служить.

ü        Соседи ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в Бостон.

ü        Охота странствовать напала на него.

ü        Они уговорились встретиться назавтра.

Г. в отличие от других частей речи имеет 2 формообразующие основы, т.е. разные грамматические формы глагола образуются не от одной, а от 2-х разных основ. Выделяется основа инфинитива и основа наст., буд. времени. Основа инфинитива – основа без «ть» (странствова - ть). Основа наст., буд. времени – определяется по форме 3 л., мн.ч. (главное, СОХРАНИТЬ ВИД и НЕ ПОТЕРЯТЬ «Й»! – странствуй - ут). От основы инфинитива образуются формы прошедшего времени, сослагательного наклонения, действительные причастия прошедшего времени, страдательные причастия прошедшего времени, деепричастия совершенного вида. От основы настоящего – будущего времени образуются формы настоящего, будущего времени, формы повелительного наклонения, действительные причастия настоящего времени, страдательные причастия настоящего времени, деепричастия несовершенного вида. Как правило, основа инфинитива совпадает с основой прошедшего времени. Однако, у некоторых глаголов может быть не 2, а 3 основы (запереть, сохнуть, мерзнуть) – основа прошедшего времени отличается от основы инфинитива (Оинф. – запере – ть; Опрош.вр. – запер; Онаст., буд.вр. – запр - ут).

Характер соотношения формообразующих основ глагола позволяет объединить глаголы в определенные формальные классы. Эти классы связаны с системой словообразования глаголов, поэтому они называются словообразовательными:

ü        продуктивные – такие Г., по модели которых в СРЯ образуются новые слова.

ü        Непродуктивные - Г., по модели которых в СРЯ новые слова не образуются.

Традиционно выделяют 5 продуктивных классов:

 

№ класса

Основа

инфинитива

Основа  н   астоящего,будущего времени

 

1

 

- а

кара – ть

прогулива - ть

 

-ай

карай – ут

прогуливай - ут

 

2

 

сине – ть

пламене – ть

 

-ей

синей – ут

пламеней – ут

 

3

 

-ова

беседова – ть

механизирова – ть

 

-уй

беседуй – ут

механизируй – ут

 

4

 

-ну

(«ну» сохраняется в основе прошедшего времени)

стукну – ть

плюну – ть

 

стукн – ут

плюн – ут

 

5

 

-и (кроме односложных глаголов (бить, пить, жить) и их производных)

утопи – ть

 

-ноль звука

утоп – ят

Иногда выделяют 4 продуктивных класса (Виноградов, в школьных пособиях Шанского): объединяются 1-ый и 2-ой классы, остальные – также.

К 1-му классу относится, как правило, отыменные глаголы (либеральничать, козырять) или имитативные, т.е. образованные от междометия (гавкать, чихать). Формальный показатель класса – «а» - может являться либо суффиксом (карать), либо частью суффикса (прогуливать), либо частью корня (знать). Основная масса глаголов 1 класса – дву- и многосложные Г.

Во 2-й класс, как правило, входят Г. отыменные (темнеет, обезлошадить), дву- и многосложные. В этот класс входит несколько непроизводных глаголов (спеть, уметь, греть).

3-й класс – отыменные глаголы (бедствовать), заимствованные Г. на –ирова-  и –зирова-, а также новообразования по этой модели (компьютеризировать). Показатель класса – «ова», который может быть либо суффиксом, либо частью суффикса и лишь в отдельных словах частью корня (ковать, клевать, совать, жевать).

4-й класс – суффикс «ну» - суффикс со значением недлительности, мгновенности, однократности действия; «ну» может быть либо частью корня, либо на границе между корнем и суффиксом (суффикс «ну» в данном случае – суффикс однократности: гнуть, мигнуть).

5-й класс Г. 2 спряжения, двусложные и многосложные (за исключением длить, злить, мниться).

За пределами продуктивных классов остается около 400 глаголов, их состав не пополняется. Данные глаголы также разделены, но уже на группы. Виноградов выделяет 17 групп + одиночные глаголы:

ü        Оинф. на «а» (писа – ть; пляса - ть); Он.,б. вр.  – ноль звука (пиш – ут; пляш - ут).

Некоторые Г. этой группы утратили старые формы и перешли в первый продуктивный класс (ика – ть – икай – ут – историческое: ич - ут), некоторые Г. обладают параллельными формами, которые отличаются либо со стилистической, либо с семантической точек зрения (кудахтай – ут – разговорная форма; норма: кадахта – ть – кудахч – ут; семантические отличия: брызгать (1 спряжение)- вспрыскивать, окраплять; брызжет (2 спряжение) – разлетаться, разбрасываясь камплями).

ü        Оинф. на «а» (крича - ть), Он., б. вр. – ноль звука (крич - ат).

ü        Оинф. на «е» (висе - ть), Он., б. вр. – ноль звука (вис - ят).

ü        Оинф. на «ну» («ну» не сохраняется в основе прошедшего времени) (разбухну – ть, зачахну - ть), Он., б. вр. – «н» (разбух, зачах). Обозначают длительное состояние.

У некоторых Г. наблюдаются параллельные формы (вязну - ть – вяз – вязну – л; вяну – ть – вя – л – ванну – л (устаревшее)). К непродуктивным Г. относят Г. на «сти (нести), зти (ползти), зть (влезть), сть (класть), чь (течь)», односложные на «ить» (пить, бить, жить). Другие более мелкие продуктивные.

Морфологические особенности основных продуктивных классов отражаются и в системе спряжения: с 1-4 продуктивный класс – 1 спряжение; 5 продуктивный класс – 2 спряжение. К непродуктивным Г. относят достаточно большое количество слов с ударными личными окончаниями, у которых спряжение определяется по системе флексий, а не по основе инфинитива (кричАт, летЯт, шьЮт). Непродуктивными являются и Г. исключения.

Под спряжением понимается изменение глагола по определенным грамматическим категориям. При узком понимании термина под спряжением подразумевается изменение по лицам, либо изменение по лицам и числам. При широком подходе спряжением называется изменение Г. по лицам, числам, временам и наклонениям. В зависимости от системы окончаний в личных формах единственного и множественного числа настоящего и будущего простого времени все Г. делятся на 2 спряжения:

1.                                  1-ое спряжение; окончания: 1л. ед.ч. – у или ю (балую);

2л. ед.ч. – ешь (балуешь)

3л. ед.ч. – ет (балует)

1л. мн.ч. – ем (балуем)

2л. мн.ч. – ете (балуете)

3л.мн.ч. – ут, ют (балуют).

2.                                  2-ое спряжение; окончания: 1л. ед.ч. – у или ю (кричу);

2л. ед.ч. – ишь (кричишь)

3л. ед.ч. – ит (кричит)

1л. мн.ч. – им (кричим)

2л. мн.ч. – ите (кричите)

3л.мн.ч. – ат, ят (кричат).

Распределение Г. по типам спряжения происходит по-разному у Г. с ударными личными окончаниями и у Г. с безударными личными окончаниями. Если окончания ударные – именно они являются показателями типа спряжения (летИшь – 2 спр., клянЁшь – 1 спр.). Если дан инфинитив – поставит в любую личную форму, кроме первого лица. Если личное окончание безударное, то тип спряжения определяется по основе инфинитива и принадлежности Г. к определенному классу. Ко 2-ому спряжению относят глаголы 5 продуктивного класса (кроме брить, стелить, зиждиться, зыбиться (волнами), но + глаголы исключения: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть). К 1-ому спряжению относят Г. не на «ить» и не исключения (см. выше), но + брить, стелить, зиждиться, зыбиться. Кроме указанных типов спряжения выделяются разноспрягаемые Г. (хотеть, бежать; иногда «чтить»: чтут (1 спр.), чтят (2 спр.)). Выделяются также Г. архаичной системы спряжения (есть, дать, надоесть: я е - м, мы ед - им, ты е - шь, он е – ст, они ед - ят).

 

. Система глагольных времен в СРЯ (значение, образование форм, употребление). История формирования прошедшего времени.

Категориальным значением изъявител. наклонения является значение реальности, т.е. представление действия как реально осуществляющегося в настоящем, прошлом или будущем, т.е. для форм изъявит. наклонения характерно значение временной определенности или значение отношения действия к плану прошлого, настоящего или будущего. Основным признаком, точкой отсчета, относительно которой в грамматике выделяются временные планы, является момент речи. Т.о., морфологическая категория времени глагола – это система противопоставленных друг другу рядов форм, обозначающих отношение действия к моменту речи. Уже Аристотель выделял время как характерную особенность глагола, которая отличает его от имени, и традиционное учение о 3-х основных временах русского глагола в настоящем, прошедшем и будущем сложилось именно на почве античной грамматики.

КВ тесно связана с другими глагольными категориями, в частности с категорией наклонения и категорией вида. Причем, в ранних грамматиках, в которых еще не было четкого разграничения КВ и вида, состав временных форм был гораздо более обширным. Так, М. В. Ломоносов насчитывал в русском языке 10 времен, трактуя видовые и некоторые близкие к ним различия как временные. С осознанием категории вида количество выделяемых времен уменьшилось, а в середине 19 века была даже выдвинута теория об отсутствии КВ у русского глагола (Аксаков, Некрасов). В современной лингвистике время и вид трактуются как самостоятельные, но связанные друг с другом категории, и употребляется термин «видовременные категории».

КВ образуется следующими формами:

 

 

Закрыть

(совершенный вид)

Закрывать

(несовершенный вид)

Пр. вр.

Закрыл

Закрывал

Наст. вр.

−−−

Закрывали

Буд. вр.

Закрою

Буду закрывать

 

КВ организуется формой пр.вр. сов.в., несов.в., формой наст. вр. несов. в., формой буд. вр. сов. в., несов. в. Т.о., парновидовые глаголы имеют все 5 форм времени. Парадигма одновидовых глаголов состоит из 3-х (у глаголов несов.в.) или 2-х (у глаголов сов.в.) форм. КВ – это словоизменительная категория, т.е. формы «закрывал (-аю), буду закрывать» являются словоформами одного слова.

Форма настоящего времени обладает категориальным значением одновременности по отношению к моменту речи; образуется путем прибавления окончания к основе настоящего времени глагола несов.в. Окончание также является показателем лица и числа. Вся совокупность окончаний со значением того или иного лица и числа, присоединяясь к основе настоящего времени глагола несов.в., служит формальным выражением категориального значения настоящего времени.

Форма будущего времени выражает категориальное значение следования по отношению к моменту речи. Различают формы будущего простого (они свойственны глаголам сов.в.) и будущего сложного (свойственны глаголам несов.в.). Формы будущего простого образуются также как формы настоящего времени, т.е. путем добавления к основе будущего времени глаголов сов.в. личных окончаний. Формы будущего сложного (буду читать) образуются путем сочетания вспомогательного глагола «быть» в той или иной личной форме и инфинитива. Вспомогательный глагол является специальным показателем будущего времени, а его окончания указывают на лицо и число.

Формы прошедшего времени имеют категориальное значение предшествования по отношению к моменту речи. Они образуются от основы инфинитива путем добавления суффикса «л» и родочисловых окончаний (мужской род – нулевое окончание; ж.р. – окончание «а», ср.р. – «о», мн.ч. – «ы, и»). Средством выражения значения прошедшего времени является суффикс «л»; окончания являются показателем числа и, в единственном числе, рода. Но постольку, поскольку окончания «а, о, и, нулевое» в изъявительном наклонении характерны только для форм прошедшего времени, то можно считать, что они в совокупности с суффиксом «л» являются выразителями грамматического значения времени. В том случае, если формы прошедшего времени образуются от основы на «б, п, г, к, х, з, с, р» форма м.р. образуется при помощи нулевого суффикса (поверг, ослеп, погиб, вытер). Во всех этих формах не только нулевое окончание, но и нулевой суффикс, который входит в основу словоформ (повергла). От глагола «идти» форма прошедшего времени образуется супплетивным способом (шел).

В современной лингвистике различают, с одной стороны, абсолютное, относительное время, а также, с другой стороны, прямое и переносное употребление форм.

Разграничение абсолютного и относительного времен связано с тем, на что ориентируются формы времени: абсолютным является такое употребление времени, при котором время действия ориентируется на момент речи; относительным – такое употребление временной формы, при котором время действия определяется с точки зрения другого действия или с точки зрения какого-либо момента, помимо момента речи (Наполеон думаЛ, что русские БУДУТ НАСТУПАТЬ – выражается значение действия, следующего за действием, названным в основной части). Относительное значение описывается при помощи терминов предшествующего или следующего действия.

Разграничение прямого и переносного употребления времени осуществляется, как правило, с опорой на окружающий контекст (смотри – вот он идет. – прямое употребление формы; иду я вчера по улице. – действие не совпадает с моментом речи, форма настоящего времени в значении прошедшего).

Каждая из временных форм имеет достаточно разветвленную систему значений.

Настоящее время, прямое употребление:

·                                       Настоящее актуальное – обозначает действие, протекающее в момент речи; одновременность может быть подчеркнута частицами (вот, вон), формами повелительного наклонения (смотри, посмотри).

·               Настоящее неактуальное – не выражает протекания действия в момент речи; может реализовывать следующие значения:

ü              Настоящее постоянного действия – называет действие, не связанное с временными ограничениями (Волга впадает в Каспийское море).

ü              Настоящее абстрактное – называет повторяющееся обычное действие (девушки часто плачут без причины).

ü              Настоящее описательное – используется в поэтическом описании (поток сгустился и тускнеет и прячется под твердым льдом, и гаснет свет, и звук немеет…).

ü              Настоящее комментирующее – употребляется в сценических ремарках, в сценариях, сопровождающих что-либо объяснениях; обозначает действие одновременное по отношению к определенному моменту сценического времени. Очень часто употребляется в прямых репортажах, поэтому его еще называют «настоящее репортажное» (Ермолин и Лунев сидят рядом. Лопухин оборачивается к ним).

 

Настоящее время, переносное употребление:

 

·                                       Настоящее историческое – используется в рассказе о прошлом как средство образной актуализации происходящих событий (иду я вчера по улице).

·                                       Настоящее при обозначении будущих событий:

ü              Настоящее намеченного действия – действие осуществляется в будущем, но намерение, готовность его совершить есть уже в настоящем (я будущей зимой уезжаю за границу).

ü              Настоящее воображаемого действия (а потом будут сумерки, освещенная церковь, суета возле паперти. подкатывают кареты…).

 

Прошедшее время, прямое употребление. Формы прошедшего времени глаголов сов.в. могут реализовывать следующие значения:

·                                       Перфектное – действие относится к прошлому, а его результат к настоящему (Алеша, ты озяб).

·                                       Аористическое – глагольная форма называет прошедший факт без указания на наличный результат в настоящем (Парамон уперся ногой в плетень, дернул из плетня тонкую слегу, сунул в окно и кинул).

Формы несов.в. реализуют следующие значения:

·                                       Прошедшее действие в процессе его протекания (Сергей говорил, а Всеволода Андреевича занимали не только его слова, но и лицо).

·                                       Прошедшее действие в его неограниченной повторяемости (к полуночи комната выстывала. он  бесшумно открывал железную дверцу печи, складывал дрова и щепки, поджигал их).

·                                       Прошедшее действие в его постоянном существовании (эти леса прежде тянулись далеко на север).

·                                       Прошедшее действие как обобщенный факт (а на третью после войны зиму ты брал у ней корову на прокорм).

·                                       Прошедшее действие нерегулярной повторяемости (я делывал с ним грибные набеги).

·                                       Давно прошедшее (здесь барин сиживал один).

·                                       Прошедшее наративное – и формы сов.в., и формы несов.в. могут реализовывать значение прошедшего наративного. Форма никак не указывает на момент речипоявляется прошедшее наративное в художественной литературе как основная глагольная форма.

Прошедшее время, переносное употребление:

·                                       Прошедшее совершенного вида употребляется при обозначении будущего действия, т.е. объективно-будущее действие представляется так, как будто оно осуществлялось (если он не вернется – мы пропали. я пошла).

·                                       Прошедшее совершенного вида в контексте абстрактного настоящего может употребляться для наглядной конкретизации обычного действия (так очень часто бывает с искателями корня, что вот только увидел сокровище, и уже нет его. Жень-шень в один миг превращается в какое-либо другое растение).

Формы несов.в. в переносном значении используются редко, например, для отрицания действия (боялся я тебя).

Будущее время, прямое употребление:

·                                                   Формы сов.в. обычно называют конкретное единичное действие в будущем (сейчас хозяин придет). Реже форма сов.в. называет обычное повторяющееся действие (положим, каждый день вам придется выслушивать отца или мать часа 3). Формы будущего времени несов.в. называют единичное конкретное действие (чем домашнее задание записывать будете?)

·                                                   Будущее время постоянного действия (потом сережки ольхи сделаются золотыми, большими, и тяжело повиснут среди коричневых ветвей. будут параллельными штрихами свисать вниз тяжелые золотые украшения).

·                                                   Будущее несов. повторяющегося действия (мы новых мест не боимся. солнышко и туда будет заглядывать).

·                                                   Будущее обобщенного факта, внимание сосредоточено не на том или ином характере действия, а на самом факте – будет он или нет (ужинать-то будете?).

Будущее время, переносное значение:

·                                                   Будущее сов.в. – может иметь значение настоящего исторического (так я ему ответил, а он как осерчает).

·                                                   Будущее несов.в. – могут иметь значение настоящего неактуального (я одну ночь, другу., третью не буду спать, и все-таки не засну – такая у меня сила воли).

 

История формирования прошедшего времени.

В истории развития русского глагола формы ПВ занимают особое место. Они прошли долгий путь превращения развернутой системы форм к единой, универсальной форме, которую можно образовать от любой глагольной основы.

Древнерусский язык унаследовал от праславянского языка 4 формы ПВ: 2 простые (аорист, имперфект) и 2 сложные (перфект, плюсквамперфект). Каждая из этих форм, помимо временного значения (действие, совершенное или совершавшееся до момента речи), обладала дополнительным оттенком значения. Совокупность этих дополнительных оттенков временного значения компенсировала недостаточное развитие категории вида. Применительно к древнерусскому языку точнее было бы говорить о едином «видо-временном семантическом комплексе».

Характерным свойством древнерусского видо-временного комплекса была «реализация конкретного восприятия времени», ориентированность текста на отражение последовательности событий во времени и их сопоставление по отношению к точке отсчета, моменту речи (МР). Эта конкретность проявлялась, во-первых, в наличии 5 точек отсчета на временной шкале:

Будущее время

I

Предбудущее время

I

МР------------Настоящее время--------------

I

Прошедшее время

I

Предпрошедшее время

Во-вторых, конкретность восприятия и отражения действительности проявлялась в том, что видо-временная система древнерусского языка содержала характеристику действия с точки зрения особенностей и способов его протекания (длительности, повторяемости, многократности, результативности и т.д.). Эти признаки аспектуального (видового) характера наиболее четко как раз и обнаруживались в формах прошедшего времени.

Так, аорист, самая употребительная из простых форм прошедшего времени, обозначала события, действия, состояния, целиком отнесенные к прошлому и представляемые как единый, нерасчлененный, полностью законченный в прошлом акт или ряд актов, последовательно сменявших друг друга в прошлом: «соуноу копьемъ стославъ (на)деревляны и копье лет«ять» сквоз«ять» оуши коневи. оудари в ноги коневи» («Бпросил копье Святослав, и копье пролетело между ушами коня и ударило в ноги коню»); послоуша ихъ Игорь и иде въ дерева въ дань» («Послушал их Игорь и пошел к древлянам за данью). Несмотря на то, что в приведенных примерах из Лаврентьевской летописи (1377 г.) формы аориста образованы не только от приставочных, но и от бесприставочных глаголов, все они переводятся на русский язык глаголами сов.в. К каждой из них можно поставить вопрос «что случилось?» или «что произошло?». Т.о., сама аористная форма, независимо от значения глагольной основы, выражала семантику предельности действия. В СРЯ же семантика предельности выражена в основах глаголов сов.в.: сказать, решить, умереть, залечь и т.д.

Имперфект обозначал отнесенное в прошлое длительное действие (состояние, отношение), не ограниченное временными рамками. Подтверждением тому могут служить приведенные ниже примеры из Лаврентьевской летописи (1377 г.), Жития Феодосия Печерского (12 в.), Стихиры Борису и Глебу (12 в.): «собраша ся лоучьшие моужи. иже дерьжахоу деревськоу землю» («Собрались лучшие мужи, которые управляли древлянской землей»); «трьп«ять»аше оукоризноу и досаждение отъ вс«ять»хъ» («терпел упреки и придирки от всех»); «т«ять»мь же не любляше его (Святополка) володимиръ. акы не отъ себе емоу соущю» («Потому и не любил его (Святополка) Владимир, что не от него он был рожден»). Помимо семантики длительности, постоянства, устойчивости прошедшего действия (состояния, отношения), имперфект мог выражать значение многократности, регулярности, повторяемости действия в прошлом, о чем свидетельствуют примеры из Новгородской  летописи по Синодальному списку (12-14 в.в.) и Пролога Лобковского (1262 г.): «ядяхоу люди сосновую короу. и листь липовъ. и мохъ» («ели люди сосновую кору, и липовые листья, и мох»); «(Пустынник Дорофей) по вся дни полоудни сбираше камении въ поустыни. и т«ять»мь присно творяше келию. и даяше не могоущимъ зьдати» («Пустынник Дорофей) каждый день с полудня собирал камни в пустыне, и строил келью из них, и отдавал тем, кто не мог (сам) создать»). Т.о., формы имперфекта, в отличие от форм аориста, передавали значение непредельного действия (состояния, отношения), которое в СРЯ передается основами глаголов несов.в.: давать, любить, есть и т.д. Отвечали формы имперфекта на вопрос «что было?».

Обе простые формы ПВ образовывались от основы ПВ (инфинитива) путем добавления особых суффиксов и вторичных личных окончаний.

Наиболее продуктивной формой аориста в древнерусском языке был новый сигматический аорист, у которого к основе инфинитива присоединялся суффикс *s (по-гречески эта буква называлась «сигма», отсюда и название формы). Древний суффикс *s выступал в разных вариантах – та как [с], то как [х], то как [ш]:

 

Лицо

Ед.ч.

Мн.ч.

Дв.ч.

1 л.

Несохъ

 простихъ

Несохомъ

простихомъ

Несохов«ять»

простихов«ять»

2 л.

Несе

прости

Несосте простисте

Несоста

простиста

3 л.

Несе

 прости

Несоша

простиша

Несоста

простиста

 

Имперфект образовывался от основы инфинитива при помощи суффиксов *ach, each, aach, которые подвергались стяжению:

Лицо

Ед.ч.

Мн.ч.

Дв.ч.

1 л.

Несяхъ

прощахъ

Несяхомъ

прощахомъ

Несяхов«ять»

прощахов«ять»

2 л.

Несяше

прощаше

Несяшете

прощашете

Несяшета

 прощашета

3 л.

Несяше

прощаше

Несяхоу(ть)

прощахоу(ть)

Несяшета

прощашета

Сложные, аналитические формы ПВ перфект и плюсквамперфект состояли из двух частей: вспомогательного глагола быти и причастия на –л- основного глагола. При этом у перфекта вспомогательный глагол стоял в форме настоящего времени:

Лицо

Ед.ч.

Мн.ч.

Дв.ч.

1 л.

Йесмь

писалъ,

-а, -о

Йесмъ

писали,

-ы, -а

Йесв«ять»

писала,

 -«ять», - «ять»

2 л.

Йеси

писалъ,

-а, -о

Йесте

писали,

-ы, -а

Йеста

писала,

-«ять», -«ять»

3 л.

Йесть

писалъ,

-а, -о

Соуть

писали,

-ы, -а

Йеста

писала,

-«ять», -«ять»

 

А у плюсквамперфекта – в одной из форм ПВ (в имперфекте или в аористе с имперфектной основой -б«ять»-):

Лицо

Ед.ч.

Мн.ч.

Дв.ч.

1 л.

Бяхъ

(б«ять»хъ)

далъ,

-а, -о

Бяхомъ

(б«ять»хомъ)

 дали,

-ы, -а

бяхов«ять»

(б«ять»хов«ять»)

дала,

 -«ять», - «ять»

2 л.

Бяше

(б«ять»)

далъ,

-а, -о

Бяшете/бясте (б«ять»сте)

дали,

-ы, -а

Бяшета/бяста

(б«ять»ста)

дала,

-«ять», -«ять»

3 л.

Бяше

(б«ять»)

далъ,

-а, -о

Бяхоу(ть)

 (б«ять»ша)

дали,

-ы, -а

Бяшета/бяста

(б«ять»ста)

дала,

 -«ять», -«ять»

 

Плюсквамперфект обозначал действие, совершенное до момента речи раньше другого прошедшего действия, потому его и называют иногда «предпрошедшим» или «преждепрошедшим» временем, а иногда – «давнопрошедшим». Эта семантика плюсквамперфекта обнаруживается во всех (довольно редких) случаях его употребления. Так, например, в «Поучении Владимира Мономаха» читаем: «и хот«ять»хомъ с ними (половцами) ради битися, но ороужье бяхомъ оуслали напередъ на воз«ять»хъ» («И рады мы были сразиться с ними, но оружие отправили вперед на возах»); «хвалю б(ог)а иже не ленива мя былъ створилъ» («Хваля Бога, который состворил меня не ленивым»).

Перфект обозначал состояние, которое совпадает с МР, но является результатом действия, происшедшего в прошлом: «отроци св«ять»ньлъжи изод«ять»лися соуть ороужиемъ и порты, а мы нази» («Отроки Свенельда оделись и вооружились, а мы наги»). Перфект мог также обозначать действие, совершенное в прошлом, но актуальное в момент речи: «конь оумерлъ есть, а язъ живъ» («конь умер, а я жив»). Причастие в первом из летописных примеров (1377 г.) называет состояние как результат предшествующего действия («Отроки Свенельда одеты и вооружены»), а во втором примере обозначает прошедшее действие, актуальное в МР для говорящего (Конь князя умер, а сам он жив, несмотря на то, что ему предсказывали смерть от коня). Вспомогательный глагол (соуть, есть) в первом случае «привязывает» состояние к МР, а во втором подчеркивает актуальность результатов прошедшего действия на МР.

Старая система форм ПВ подвергается разрушению в связи с тем, что в древнерусском языке складываются новые видовые отношения: различия в способах и характере протекания действия, которые раньше передавались с помощью временных форм, стали передаваться лексически, через саму глагольную основу. Т.о., для передачи семантики прошедшего действия (действия, совершенного до МР) достаточно было уже одной формы ПВ.

Первым из древнерусской системы ПВ исчезает имперфект. Ученые полагают, что утрата имперфекта произошла к концу 12 в. В деловых памятниках 12-14 в.в. он почти не встречается; в «Русской Правде» (1282 г.) его нет совсем. А ведь именно деловые документы отражают, хотя и опосредованно, живую разговорную речь наших предков. Имперфект продолжает употребляться в памятниках церковно-книжной тематики, но это лишь дань традиции. Отсутствие опоры в устной речи вызывало многочисленные ошибки у переписчиков и авторов оригинальных текстов. Так, например, в Лаврентьевской летописи вместо формы 3 л. мн.ч. имперфекта нередко используется форма 3 л. ед.ч.: «се же посл«ять»же придоша грьци хоуляше вси законы. свои же хваляше». Хотя в церковно-богослужебной литературе имперфект продолжает использоваться, РЛЯ практически не сохранил его следов.

Аорист был гораздо употребительней в памятниках 11-14 в.в., чем имперфект. Наличие аориста в деловых памятниках даже 15-17 в.в. – доказательство активного его применения не только в письменной, но и в устной речи, а также убедительный аргумент в пользу более позднего его исчезновения. Поскольку именно в 14 в. наблюдается множество случаев ошибочного употребления форм аориста (ср., например, «нал«ять»зе вятичи» вместо нал«ять»зоша), можно предположить, что исчезновение аориста из устной речи происходит именно в 13 в. Сфера его использования вплоть до 18 в. – церковная литература и высокие стили светских жанров. В деловом языке аорист встречался лишь в составе особых канцелярских формул. Ср. «Оной Лебедевъ своею смертью помре» (Официально-деловые документы южноуральских крепостей 18 в.).

В СРЛЯ сохранились лишь некоторые следы др.-р. аориста. Это книжные устойчивые обороты, которые воспринимаются как архаизмы: Своя своих не познаша («Свои своих не узнали»); Погибоша аки обри («Пропали бесследно»); Еже писах, писах («Что я написал, то написал» - формула непреклонности, нежелания менять свое решение). К формам аориста 3 л. ед.ч. восходят частицы «чу» и «бы» из глаголов «чоути» и «бытии». А.А.Шахматов считает остатками простого аориста 1 л. ед.ч. образования типа «стук, бряк, скок» и др. Однако это представляется сомнительным из-за малой продуктивности простого аориста в др.-р. языке. Не кажется убедительным и предположение В.В.Иванова об «аористном» происхождении форм типа «возьми да и умри, возьми и упади». Скорее всего, мы здесь имеем дело с особым употреблением форм повелительного наклонения.

Плюсквамперфект должен был утрачиваться параллельно с имперфектом и аористом, ибо 1-я часть этой сложной, аналитической формы представляла собой имперфект или аорист вспомогательного глагола «быти». В др.-р. памятниках 13 в. плюсквамперфект появляется в новом обличье: 1-я его часть – вспомогательный глагол «быти» - стоит теперь в форме перфекта (что является лишним доказательством утраты к этому времени имперфекта и начинающегося исчезновения аориста):

Лицо

Ед.ч.

Мн.ч.

Дв.ч.

1 л.

Йесмь

былъ,

-а, -о

ходилъ,

-а, -о

Йесмъ

были,

-ы, -а

ходили,

-ы, -а

йесв«ять»

была,

 -«ять», - «ять»

была,

 -«ять», -«ять» ходила,

 -«ять», -«ять»

2 л.

Йеси

былъ,

-а, -о

ходилъ,

-а,-о

Йесте

были,

-ы, -а

ходили,

-ы, -а

Йеста

 была,

-«ять», -«ять»

была,

-«ять», -«ять»

ходила,

-«ять», -«ять»

3 л.

 Йесть

былъ,

-а, -о

ходилъ,

-а, -о

Соуть

были,

-ы, -а

ходили,

 -ы, -а

Йеста

была,

-«ять», -«ять»

была,

-«ять», -«ять»

ходила,

-«ять», -«ять»

 

Однако полная форма перфекта вспомогательного глагола в составе плюсквамперфекта древнерусских памятников даже 13 в. – скорее исключение, чем правило. Обычно встречается усеченный перфект: «А что былъ отялъ бра(т) твои Александр. пожне. а то ти княже не надоб«ять» (Грамотка 1264-1265 г.г) – «А то, что отнял твой брат Александр, то сжал, и то тебе не нужно»; «то Ярославъ былъ оуставилъ и оубити. нъ  сивее его оуставиша по wци» («Русская Правда», 1282 г.) – «То Ярослав приказал его убить, но сыновей его оставил после отца».

Плюсквамперфект продолжал обозначать давнопрошедшее действие или действие, совершённое раньше другого прошедшего действия, в грамотах XV-XVII вв. Однако общая тенденция укрепления категории вида вытеснила и плюсквамперфект. На его месте развилась конструкция из неизменяемой частицы было и причастия на -л- спрягаемого глагола, которая называет действие, готовившееся в прошлом, но не осуществившееся, или начавшееся в прошлом, но прерванное другим действием: "... в ыную пору бияше меня на колъ было посадилъ. да еще богъ сохранилъ" ("Житие" протопопа Аввакума, 1675 г.). В некоторых северновеликорусских диалектах формы плюсквамперфекта сохранились, но имеют обычное для прошедшего времени значение действия, происходившего до момента речи: собирали были грибы, ходили были по ягоды. Гораздо реже встречаются говоры, где плюсквамперфект сохранил своё исконное значение давнопрошедшего или предпрошедшего действия: Мать была померла, а мачеха учиться не велела: нянчиться надо было.

Перфекту в системе форм прошедшего времени была уготована особая судьба. Уже в памятниках XI-XII вв. перфект мог употребляться как со связкой, так и без связки: "а ты николи же не далъ йеси козьлАте да съ дроугы моими възвеселнлъ сА быхъ" (Остр, ев., XI в.); "гл«ять»бъ кнАзь м«ять»рилъ море по ледоу" (надпись на Тьмутараканском камне, XI в.). Утрата связки перфектом имела два серьёзных последствия. Поскольку связка - глагол быти в настоящем времени - "привязывала" прошедшее действие к настоящему, подчёркивая актуальность прошедшего действия или его результата в момент речи, утрата связки могла повлечь за собой потерю перфектом его дополнительного оттенка значения - результативности. С другой стороны, связка указывала на лицо и число субъекта действия даже при отсутствии подлежащего. При наличии же подлежащего, чем бы оно ни было выражено, лицо и число указывались. подлежащим, и связка, таким образом, оказывалась лишней. Усечённый перфект, лишённый своего результативного значения, к 14 в. вытеснил все другие формы прошедшего времени. Причин тому несколько:

·         лингвисты сходятся во мнении о том, что перфект в 11-14 вв. был разговорной формой прошедшего времени, о чём свидетельствуют примеры его употребления в новгородских берестяных грамотах и других деловых документах древнерусской эпохи;

·         перфект свободно образовывался от любых глагольных основ, независимо от их значения;

·         в XI-XIV вв. укрепляются позиции местоимений, которые всё чаще выступают в функции подлежащего, а значит, передают информацию, которую традиционно передавала перфектная связки

В итоге единственной формой прошедшего времени становится причастие на -л- - осколок прежнего перфекта. Будучи генетическим именем, современная форма прошедшего времени, изменяясь по числам, не может изменяться по лицам, то есть она не способна спрягаться. Зато она в единственном числе изменяется по родам как истинное причастие (правда, утратившее способность к склонению ещё в праславянскую эпоху): ходил, ходила, ходило, ходили.

Таким образом, развитие видо-временного комплекса древнерусского языка состояло в упрощении временной системы за счет укрепления позиции вида: единственная форма прошедшего времени стала обозначать лишь действие, совершённое или совершавшееся до момента речи, в то время как все дополнительные оттенки значения действия (результативности, многократности, длительности мгновенности, предельности, непредельности и т. д.) стали передаваться не временными формами, а лексическими средствами через категорию вида.

 

Категория вида глагола в СРЯ.

 

Лингвистический энциклопедический словарь: КВ – грамматическая категория глагола, обобщенно-указывающая, как протекает во времени или как распределяется во времени обозначаемое глаголом действие. При этом вид не отражает соотношение данного действия с реальным или воображаемым здесь и сейчас, как это делает категория времени глагола, а характеризует внутренние временные характеристики действия, как они интерпретируются говорящим.

Долгое время не удавалось найти то главное различие, которое позволяет противопоставить сов.в. и несов.в., например, А. А. Шахматов в основу определения вида вкладывает понятие длительности – недлительности. Но очень часто рядом с глаголами сов.в., которые должны обозначать недлительное действие, употребляются слова, указывающие на то, что действие совершается постепенно (он медленно подошел к окну), либо сам глагол называет достаточн длительное действие (просидеть в поликлинике целый день; переждать грозу).

С. О. Карцевский считал, что сов.в. отличается от несов.в. с точки зрения результативности. Форма сов.в. указывает на достижение результата (побелить потолок, решить), а несов.в. – на отсутствие этого признака. Однако, значение результата может быть выражено и формами несов.в. (ежедневно прочитывал несколько газет).

Франц Миклошич, Маслов вводят понятие «законченности – незаконченности» действия (сказать – сов.в. – законченное действие; говорить – несов.в. – незаконченное действие). Однако, существует достаточно большое количество глаголов типа «запел, заиграть, заплясать», которые являются глаголами сов.в., а называют действие, которое только началось.

Александр Васильевич Бондарка вводит в качестве дифференцирующего признака понятие «целостности» действия, указывая, что сов.в. выражает действие в его целостности. При сов.в. мы не можем проникнуть внутрь действия, раскрыть, развернуть его, застать действие в ходе его осуществления. Целостное действие мы рассматриваем как бы со стороны. Формы несов.в., не обладая признаком целостности, могут выражать действие как процесс. Говорящий как бы застает середину этого действия.

Виноградов вводит понятие «внутреннего предела», указывая, что основная функция сов.в. – ограничение или устранение представления о длительности действия, сосредоточение внимания на одном из моментов процесса как его пределе. Обозначение действия в его течении, не стесненном мыслью о пределе процесса в целом, есть основное, общее значение несов.в. Такое понимание специфики видовых значений получило широкое признание и в современной лингвистике. ГР-80: «КВ – это система противопоставленных друг другу 2-х  рядов форм глаголов; ряда форм, обозначающих ограниченное пределом целостное действие (глаголы сов.в.) и ряда форм глаголов, не обладающих признаком ограниченного предела целостного действия». Достигаемый действием предел может осмысляться как:

·                                       Некая критическая точка, по достижении которой действие, исчерпав себя, прекращается (растаять, побелить).

·                                       Действие переходит в состояние (ослабеть, вырасти, постареть).

·                                       Действие ограничено во времени: фиксируется его начало (запеть, заговорить), окончание (отговорить, отшуметь), некий временной отрезок (полежать), однократность (прыгнуть).

Глаголы несов.в. обозначают действие в процессе его протекания, стремящееся к достижению предела или нарастание состояния (слабеть, расти), процесс перехода в состояние (белить, читать).

Значение вида свойственно всем формам глагола, причем, от видового значения зависит возможность или невозможность образования некоторых других глагольных форм. Глагол сов.в. не образует форм наст. и буд. сложного времени, образует только формы будущего простого; не образует причастных форм наст. времени. Глаголы несов.в. образуют форму наст. времени (прыгаю), будущего сложного (буду прыгать), нет форм будущего простого. Теоретически могут быть образованы все формы причастия.

КВ – система противопоставленных друг другу 2-х рядов форм. Большинство глаголов русского языка противопоставлены друг другу по виду и составляют видовую пару. Видовая пара – пара лексически тождественных глаголов сов. и несов.в., размыкающихся между собой только грамматической семантикой вида (начать (сов.в.) – начинать (несов.в.); запеть (начальный этап) – петь (весь процесс)). Формы одного вида могут образовываться на основе форм другого вида. Образование несов.в. от сов.в. называется имперфективацией, а образование сов.в. от несов.в. – перфективацией. Имперфективация считается более регулярным процессом; образование форм несов.в. происходит при помощи суффиксов «ыва (ива)» - (обменять – обменивать) – самый продуктивный способ; суффикса «а» (разгрызть - разгрызать) – менее продуктивный; суффикса «ва» (засеять - засевать) – самый малопродуктивный. При имперфективации могут наблюдаться следующие изменения в составе слова:

·                                         Чередование звуков (умереть - умирать).

·                                         Изменение места ударения, которое одновременно выступает как средство различия видовых пар (насЫпать - насыпАть ).

Перфективация: основным способом образования форм сов.в. считается приставочный. Однако, добавление приставки, как правило, вносит новый лексический компонент значения. Данный факт привел некоторых ученых к выводу о том, что:

1.                                                               чисто видовых приставок не существует и, следовательно, приставочный и бесприставочный глаголы не могут составлять видовую пару.

2.                                                               другие ученые считают, что образование форм сов.в. от несов.в. при помощи приставки все-таки возможно. Для приставочной видовой пары характерна индивидуальная сочетаемость приставки и глагола. Каждая из приставок в одном случае может образовывать видовую пару (кипятить - ВСкипятить), а в других сочетаниях образуется глагол с новым лексическим значением (кричать - ВСкричать).

 

Приставочно-видовые пары:

·                                                                                         пахать – вспахать;

·                                                                                         учить – выучить;

·                                                                                         сохнуть – высохнуть;

·                                                                                         печь – напечь;

·                                                                                         шпиговать – нашпиговать;

·                                                                                         мстить – отомстить;

·                                                                                         ковать – подковать;

·                                                                                         таять – растаять.

Формы сов.в. могут образовываться при помощи суффиксов, например, суффикса «ну»; в качестве мотивирующих выступают глаголы несов.в. преимущественно со значением «действия, состоящего из ряда однородных актов» (мигать – мигнуть; моргать - моргнуть). Образование форм сов.в. может происходить при помощи одновременного добавления приставки и суффикса (сажать - посадить).

Еще одним способом выражения видовой корреляции является супплетивизм основ (брать – взять, говорить - сказать). Милославский считает, что в данном случае нельзя говорить ни о имперфективации, ни о перфективации.

Значение видовой принадлежности заключено в глагольных корнях. Большинство глаголов СРЯ имеет формальное выражение вида (суффикс, приставку, супплетивизм основы). Однако, есть глаголы, у которых значение вида никак формально не выражено, оно может быть установлено только по общему смыслу высказывания (госпитализировать: 1) в виду тяжелого заболевания больного госпитализировали – сов.в. 2) в детстве он часто болел и его приходилось госпитализировать – несов.в.) Подобные глаголы называются двувидовыми – видовое значение этих глаголов в большей части форм специальными формальными показателями не выражено; в зависимости от контекста они могут выражать значение как сов.в., так и несов.в. (ранить, казнить, молвить, велеть, исследовать, использовать, напутствовать, содействовать, командовать, организовать и некоторые другие глаголы на –овать, - ировать  и –зировать). От двувидовых глаголов могут быть образованы глаголы сов. и несов.в. (арестовать – арестовывать; наследовать - унаследовать). Однако, существование видовой пары у двувидовых глаголов не нарушает их специфичности. КВ охватывает все глаголы, но не все глаголы формируют видовые пары.

Способы глагольного действия

Понятие способа действия.

Способы действия — это семантико-словообразовательные группировки глаголов, объединенные по общности количественно-временных значений, выражаемых при помощи аффиксов. Ср.: шуметь и зашуметь, пошуметь, отшуметь, нашуметь, нашуметься, расшуметься. Все префиксальные образования обозначают тот же самый процесс, что и производящий глагол (шуметь). Однако каждый из них характеризует этот процесс с какой-либо стороны: зашуметь обозначает «начать шуметь», пошуметь — «некоторое время шуметь», отшуметь — «кончить шуметь», нашуметь — «много шуметь» (поднять большой шум), нашуметься — «вдоволь (по)шуметь», расшуметься — «начать сильно шуметь» (шуметь и дойти до наивысшей точки проявления этого действия). Таким образом, производные глаголы, относящиеся к способам проявления действия, выражают тот же самый процесс, что и глаголы, на базе которых они созданы. Они лишь конкретизируют этот процесс с точки зрения временной и количественной определенности.

Основной массив глаголов различных способов действия относится к одновидовым образованиям. Видовая парность здесь скорее исключение, чем правило. Если ядро грамматической категории вида образуют парные глаголы, то в центре способов действия находятся одно- видовые глаголы.

Категория вида и способы глагольного действия отличаются по степени охвата лексики. Категория вида охватывает все глаголы, а способы действия объединяют в своем составе только часть производных слов. Так, вне способов действия остаются все непроизводные глаголы, не выражающие особенности протекания действия: колоть, рыть, прыгать, ныть, петь, чуять и т. п. Не относятся к способам действия приставочные глаголы с пространственным значением, например: догнать, выгнать, загнать, подогнать, пригнать, угнать, разогнать, согнать и т. п. Как правило, такие глаголы образуют видовые пары: вогнать — вгонять, выгнать — выгонять, загнать — загонять и т. п.

 

Типы способов действия.

 

Точный состав способов действия в русском языке до сих пор не установлен. Поэтому охарактеризуем лишь важнейшие группы глаголов, составляющие способы действия.

Способы действия (СД) делятся па два основных типа: временные СД и количественные С.Д. Одни СД имеют чисто временное или количественное значение, другие совмещают оба типовых значения. Па- пример, запеть имеет только временное значение («начать петь»), накидать — только количественное («кидать в большом количестве один предмет на другой в одно и то же место»), но глагол покалывать значит: 1) «время от времени, иногда колоть» (временное значение); 2) «слегка, немного колоть» (количественное значение, неполнота действия).

Значение СД в контексте часто выражается при помощи специальных лексических показателей (слов или сочетаний слов). Например, в предложении Чуть-чуть приотворилась дверь наречие чуть- чуть подчеркивает количественное значение глагола приотворилась. СД временного типа;

·         Начинательный СД включает глаголы совершенного вида с приставками за-, по-, обозначающие начало действия.

Приставка за- охватывает самое большое число глаголов (около 900) и является продуктивной. Примеры: забарабанить,застучать, завыть, замычать, зареветь, захрюкать, запищать, запеть и др. Птицы зацокали. Снова заорали ослы. За стеной шумно задышали буйволы (Бородин).

Приставка по- в начинательном значении является непродуктивной и сочетается только с глаголами однонаправленного движения: побежать, побрести, повезти, погнить, поехать, пойти, покатить, полезть, полететь, понести, поплыть, поползти, потащить.

·         Длительно-ограничительный СД охватывает глаголы совершенного вида с приставкой про-, которые обозначают, что действие происходит в течение определенного промежутка времени и ограничено этим временем: Достаточно наши отцы и мы сами целую жизнь пробатрачили на Потоцкого (Н. Островский). Целую ночь проревели ребятушки (Некрасов).

·         Финитивный СД включает глаголы совершенного вида с приставкой от-. Они обозначают прекращение длительного действия, доведение его до абсолютного конца: отшуметь, отмучиться, отгореть и т. п7 Уже отгремели аплодисменты и шла музыкальная передача (Караваева)." Софья отговорила. Василий Васильевич встал и благодарил за милостивые слова (А. Толстой).

·         Многократный СД. Глаголы этого СД образуются при помощи суффиксов -ива- (-ыва-), -ва-,-а-, выражают нерегулярное повторение действия в отдаленном прошлом (обычно употребляются в форме прошедшего времени): хаживал, сиживал, сдал, певал, говаривал и т. п. Все они несовершенного вида.

·         Количественный СД

Глаголы, относящиеся к количественным СД, обозначают различную степень проявления действия. Неполноту проявления действия, ослабление его обозначают следующие СД.

·                                       Смягчительный СД. Малую степень действия, уменьшение, ослабление его

передают глаголы совершенного вида с префиксами по-, под-, поотстать (отстать немного), пообсохнуть (несколько обсохнуть), подбодрить (несколько ободрить), подбелить (побелить слегка, дополнительно), приболеть, притормозить и т. п. Значение неполноты проявления действия часто подчеркивают лексические показатели: Рассказ этот немного поосвежил мою голову (Гл. Успенский). Собакевич слегка прикачнул голову (Гоголь).

·                                       Сопроводительный СД. Глаголы несовершенного вида с приставками при-, под- и суффиксами -ива- (-ыва-), -ва- обозначают действие, которое сопровождает другое действие и проявляется в слабой степени, в неполной мере: присвистывать, прихрамывать, приплясывать, притопывать, припевать; поддакивать, подплясывать, подвывать, подпевать, подвизгивать, подмигивать и т. п. Примеры: Он всплеснул руками и ушел, и, пока шел, все что-то приговаривал (Чехов). Говорит картавя, присюсюкивает (Лесков).

Усиление, интенсивность, высокую степень проявления действия выражают следующие СД:

·         Накопительный СД. Большое накопление объектов в результате действия обозначают глаголы совершенного вида с приставкой на-: нарубить, наколоть (дров), наварить (каши), накупить (книг); надымить, насорить, напылить (в комнате), накрошить и т. п. Мера действия часто передается с помощью лексических показателей: Он, верно, много нарассказал бы дивного (Гоголь).— Поедемте-ка во Льгов, ... мы там уток настреляем вдоволь (Тургенев).

Накопительные глаголы с вторичной приставкой по- обозначают последовательный (поочередный) охват действием множества объектов или просто высокую степень проявления действия: понакидать, понанести, понаползти, понапихать, понастроить, понасказать и т.п.:—Проклятые бабы понапугали нас так, что и сказать стыдно (Гоголь). А сколько там (в комнатах) разных ваз, статуй, мебели понаставлено! (Новиков-Прибой).

·         Тотальный СД. Глаголы этого СД обозначают, что действие охватывает весь объект или субъект, все объекты или субъекты. Сюда относятся глаголы совершенного вида с приставками из-(ис-), по-, пере-: избить, изрубить, изувечить, исколотить (всех), исписать (всю бумагу), изрезать-, повянуть, попадать, потоптать (все цветы), пораскидать (все вещи); переженить, переколоть, перестрелять, переловить, перецеловать (всех). Глаголы с приставками по-, пере- могут обозначать распространение действия на субъекты или объекты по очереди, последовательно. Значение тотальности обычно подчеркивается различными средствами контекста: Не знаю, зачем их столько. Пооткрывали училища в Киеве, Одессе (Лебеденко). Вы у меня всех кур поразгоняли (Чехов).

·         Сатуративный СД объединяет глаголы совершенного вида с приставкой на- и постфиксом -ся, обозначающие полную удовлетворенность субъекта действием: насмотреться, наесться, напиться, накричаться, наплясаться, наиграться и т. п. Налюбовавшись досыта островом.., отправились мы с Евсеичем на мельницу (Аксаков). Наревевшись до утомления, мы заснули (Горький). Наездился, набегался, наволновался. Сто дел переделал, сто тысяч слов произнес (Панова).

·         Глаголы совершенного вида с приставкой до- и постфиксом -ся обозначают длительные действия, чрезмерность которых приводит субъект к отрицательным последствиям: допрыгаться, доиграться, доплясаться и т. п.

·         Глаголы совершенного вида с приставкой из- (ис-) и постфиксом -ся обозначают, что в результате длительного и интенсивного действия субъект находится в состоянии крайнего истощения психических и физических сил: изголодаться, изволноваться, издрожаться, исстрадаться, исплакаться и т.п. Примеры: Ссоры пошли чаще и бурные — бывало [муж и жена] искричатся оба так за день, что ввечеру изнемогут, лежат в креслах, молчат (Вовчок). Мы бродили целый день и до того измучились, что пришлось посидеть у менялы и съесть расстегай с луком (Каверин).

К словам этой группы примыкают глаголы с приставкой у- и постфиксом -ся: уходиться, умориться, убегаться, упрыгаться, укачаться и ДР-

·         Глаголы совершенного вида с приставкой за- и постфиксом -ся показывают, что субъект увлечен действием и забывает все остальное, в результате чего действие переходит границы обычного, допустимого, выходит за пределы нормы: засмотреться, заглядеться, заговориться, засидеться, заиграться, загуляться и т. п. Он спит, по обыкновению. Ночь спит, день спит', заспался совсем (А. Островский). Но какая ты худенькая да бледная! Ты совсем заучилась. Я тебя поправлю (Потапов).

СД, совмещающие временные и количественные значения:

·         Усилительный СД. Глаголы совершенного вида с приставкой раз- и постфиксом -ся обозначают начало интенсивного проявления действия: расшуметься (начать сильно шуметь), расшалиться, разволноваться, рассмеяться, раскалиться и т. п. Волгин сильно раскашлялся (Чернышевский). (Наташа) упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись (Л. Толстой).

Сюда же относятся глаголы с приставкой вз- (вс-): взреветь (начать сильно реветь или сильно и внезапно зареветь), взвыть и т. п. Медведь взревел и замертво упал (Крылов).

·         Ограничительный СД. Глаголы совершенного вида с приставкой по- обозначают ограничение действия во времени и в степени проявления: посидеть, побегать, поболтать, полежать, попрыгать, полетать, погулять, поговорить, помечтать, пописать и т. п. В выражении ограничительного значения активно участвуют лексические показатели: Когда женюсь на тебе, то велю тебе бросить театр. Не хочешь? Ну, ладно, поиграй еще годочков пять, а там видно будет (Чехов). Чуть-чуть поинтриговать ребячески всегда была тогда охота (Фурманов).

·         Прерывисто - смягчительный СД. Глаголы несовершенного вида с приставкой по- и суффиксами -ива-(-ыва-), -ва- обозначают, что действие осуществляется время от времени, иногда и слегка, в слабой степени: посматривать, поглядывать, побаливать, позвякивать, покачивать, позванивать, поигрывать, покалывать и др. Для передачи прерывистости действия и слабой степени его проявления используются лексические показатели: 0«а недвижно сидела на своем месте, /I о временам вздрагивала, ... покашливала да поглядывала на свою дочку (Григорович). Ч у т ь - ч у т ь потягивал свежий утренний ветерок, слегка покалывая щеки (Скиталец).

Таким образом, в русском языке исходные бесприставочные глаголы, с одной стороны, образуют видовые пары (ср.: строить — построить, читать — прочитать, петь — спеть и т. п.), с другой стороны, способы действия (ср.: строить — настроить, понастроить-, читать — начитаться, зачитаться, перечитать (все), почитывать, дочитаться (до слепоты)\ петь — запеть, попеть, пропеть, перепеть (все песни), напевать, припевать, подпевать, распеться, допеться, напеться, запеться).

Многие глаголы видовых пар не образуют, по имеют обширный состав способов действия, например: плакать (заплакать, поплакать, проплакать, наплакать, отплакать, переплакать, выплакаться, наплакаться, расплакаться, поплакаться, доплакаться, заплакаться, проплакаться), бегать (забегать, побегать, пробегать, отбегать, набегаться, избегаться, убегаться, отбегаться, забегаться).

Особенности образования видовых пар в глаголах движения.

В современном русском языке 14 пар исходных бесприставочных глаголов движения: бежать — бегать, идти — ходить, ехать — ездить, брести — бродить, везти — возить, вести — водить, гнать(ся) — гонять(ся), лезть — лазить, тащить(ся) — таскать(ся), лететь — летать, ползти — ползать, плыть — плавать, нести (сь) — носить(ся), катить(ся) — катать(ся).

Оба члена таких пар несовершенного вида, поэтому видовых корреляций не образуют. Один глагол обозначает однонаправленное движение (бежать, лезть и др.), другой — разнонаправленное (бегать, лазить и др.). Однако члены пары семантически соотносительны, обозначают один и тот же способ перемещения или одинаковые действия: бежать и бегать («перемещаться бегом»), ехать и ездить («перемещаться при помощи средств сообщения») и т. д.

Бесприставочные глаголы движения семантически соотносятся, как правило, только в прямых, основных своих значениях. В переносных значениях семантическую соотносительность в одних случаях они сохраняют, в других — утрачивают. Например, со значениями глагола бегать не соотносятся следующие значения глагола бежать:

·         быстро перемещаться, нестись (о дыме, облаках, тени и т. п.);

·         быстро проходить, протекать (о времени): время бежит, часы бегут;

·         течь, литься: река бежит, слезы бегут;

·         тянуться, простираться в каком-либо направлении (о дороге, тропинке и т. п.).

Глаголы однонаправленного движения обычно обозначают действие, протекающее в одном направлении, непрерывно и в определенный момент, а глаголы разнонаправленного движения — действие, совершающееся не в одном направлении или не за один прием, не в одно время. Ср.: Я ехал на перекладных из Тифлиса (Лермонтов) и Софья Львовна все ездила на извозчике и просила мужа, чтобы он покатал ее на тройке (Чехов).

Глаголы разнонаправленного движения могут обозначать, что субъект способен выполнять названное действие, что выполняемое действие для него является обычным занятием: Маленький Петя уже ползает. Владимир хорошо плавает. Поэтому в форме настоящего времени эти глаголы могут обозначать вневременное действие: рыбы плавают, птицы летают.

В сфере глаголов движения видовые корреляции характерны только для производных префиксальных образований. Различаются следующие типы видовых пар: 1) внести — вносить, разнести — разносить, поднести — подносить, пронести — проносить; 2) втащить — втаскивать, натащить — натаскивать, вытащить — вытаскивать, оттащить — оттаскивать; 3) доплыть — доплывать, подплыть — подплывать, заплыть — заплывать, приплыть — приплывать; 4) влезть — влезать, перелезть — перелезать, вылезть — вылезать, слезть — слезать; 5) вбежать — вбегать, перебежать — перебегать, выбежать — выбегать, подбежать — подбегать', 6) въехать — въезжать, подъехать — подъезжать, выехать — выезжать, приехать — приезжать. Примеры показывают, что образование видовых пар в глаголах движения нестандартно.

Среди производных префиксальных глаголов движения значительное количество слов не имеет видовых пар. К одновидовым глаголам относятся все глаголы с префиксом -по-. В сочетании с разнонаправленными исходными глаголами этот префикс образует глаголы с ограниченно-длительным значением (побегать, полетать и т. п.), а в сочетании с однонаправленными глаголами — начинательные глаголы (побежать, полететь и т. п.). Префикс -с- образует одновидовые глаголы, обозначающие движение туда и обратно («рейсовое» движение): сбегать (в магазин), слетать (в Москву), сводить (детей в кино) и др; префикс из- — глаголы со значением исчерпанности действия, осуществляемого во всех направлениях: избегать весь город, изъездить всю страну, исходить весь свет и т. п.

 

Употребление видовых форм глагола.

 

Условия функционирования форм совершенного и несовершенного вида, как правило, не совпадают. Однако в некоторых случаях видовые формы глагола могут употребляться в одном и том же контексте, в одном и том же окружении. Замена форм одного вида формами другого вида в таких условиях не влияет на основное содержание высказывания. При этом видовые различия окончательно не стираются. Они как бы нейтрализуются в данной речевой ситуации, различение их оказывается несущественным для передачи информации. Говорящий не ставит цели сосредоточить внимание слушателя на смысловых элементах, выражаемых формами видов. Такое употребление видовых форм глагола называется «конкуренцией видов». Примеры: Позвони, чтобы кушать давали (ср.: дали),— сказала старшая сестра (Гончаров). Скорее кончалось бы (ср.: кончилось бы) все это! (Горький). Как кому-нибудь надо в буран идти — берут Рекса. Он или назад приведет (ср.: приводит), или прибежит (ср.: прибегает) лаять, чтобы искали (Антонов).

Свободно заменяют друг друга формы совершенного и несовершенного вида в ответных репликах диалогов следующего типа:

·         Ты уже выполнил задание?                                                                   — Нет, еще не выполнял (не вы

                                                                          полнил).

·         Вы сказали Иванову, что завтра                                   — Нет, не говорил (не сказал).

заседание студсовета?

В основном для видовых форм глагола характерна избирательная сочетаемость с обстоятельствами. Каждый из видов сочетается с одними обстоятельствами и не сочетается с другими.

Обстоятельства типа долго, целый день, весь день, обозначающие длительность действия, употребляются обычно в сочетании с глаголами несовершенного вида, например: долго (весь день) писал. Нельзя сказать: „целый день написал". Иное дело: за целый день написал (сов. вид) только одно письмо. Ср. также: Три часа решал задачу.— За три часа решил задачу.

Обстоятельства типа временами, время от времени, обозначающие нерегулярную повторяемость действия, и ежедневно, ежечасно, по средам, каждый день, обозначающие регулярную повторяемость действия, сочетаются обычно с глаголами несовершенного вида, например: Я ежедневно по часу занимаюсь физкультурой. По субботам мы смотрим телепередачи.

Исключительно с формами несовершенного вида сочетаются обстоятельства, подчеркивающие нарастание, усиление или, наоборот, ослабление действия: все выше и выше (поднимается), все реже и реже (показывается), день ото дня (худеет), с каждым днем (взрослеет) и т. д.

Обстоятельства, обозначающие внезапность действия, обычно сочетаются с глаголами совершенного вида, например: Вдруг светом, нестерпимо белым, ярким хлестнуло по глазам до слепоты (Щипачев). К нам неожиданно сегодня приехал обедать Гоголь (Панаева).

Во многих случаях разные видовые формы глаголов могут сочетаться с одними и теми же обстоятельствами. Ср.: вчера читал (прочитал) рассказ; недавно смотрел (посмотрел) фильм; поднимитесь (поднимайтесь) вверх.

Видовые формы избирательно сочетаются с фазисными и модальными глаголами.

Фазисными называются глаголы, обозначающие различные этапы, фазы (начало, продолжение, конец) действия: начать — начинать, стать; продолжить — продолжать; перестать — переставать; кончить — кончать и др. С этими глаголами сочетаются только формы инфинитива несовершенного вида: начал (начну), начинаю (буду начинать) + писать (несов.); стал (стану) + читал (несов.); продолжим (продолжаем) + читать (несов.); перестал (перестану) + кричать (несов.); кончил (кончу), кончаю + рисовать (несов.). Сюда же: пустился бежать, принялся (принимался) читать и т. п.

После глаголов привыкнуть, надоесть, научиться, запрещаться, устать, запретить и некоторых других всегда употребляется инфинитив несовершенного вида: Мне надоело это слушать (несов.). Я привык вставать (несов.) рано.

Со словами удаться, успеть, забыть и др. часто употребляется инфинитив совершенного вида: Он уже успел позавтракать (сов.). Мне удалось подняться (сов.) выше других.

Некоторые модальные слова явно предпочитают сочетаться с одним из видов. Со словами надо, нужно, следует, должен, необходимо и др. преимущественно употребляется инфинитив совершенного вида, например: Мне надо позвонить (сов.) домой. Самолет должен прилететь (сов.) вовремя. Вам можно уйти.

Модальное слово нельзя, сочетаясь с глаголами разных видов, выражает различные значения. В сочетании с глаголами несовершенного вида оно обозначает запрет: В этом месте нельзя переходить (несов.) улицу (т. е. запрещается); когда сочетается с глаголами совершенного вида, то выражает невозможность выполнения действия: В этом месте нельзя перейти (сов.) улицу (т.е. невозможно).

Сочетания с отрицанием «не» типа «не надо, не нужно, не следует, не должен, не стоит, не к чему, незачем» и т. п. требуют инфинитива несовершенного вида: Не стоит волноваться (несов.), все уладится. Ей незачем было к нему ездить (несов.) (Гоголь).

В однородных глагольных сказуемых, как правило, употребляются глагольные формы одного и того же вида. Получается схема: сов. + сов. + сов. и т. д. или несов. + несов. + несов. и т. д. При этом цепочка глаголов совершенного вида обозначает последовательность законченных действий: Самгин вымылся, оделся и прошел в переднюю (Горький). Михайлов еще раз кисло улыбнулся, сконфузился и замигал глазами (Чехов).

Цепочка глаголов несовершенного вида обозначает одновременность действий: Я часто гуляю в поле, смотрю, как там казармы для артиллеристов строят (Горький). Анна Павловна кокетливо щурила глаза и рассказывала, как она когда-то танцевала в Петербурге (Чехов).

Одновременность действия иногда может выражаться глаголами совершенного вида, и, наоборот, глаголы несовершенного вида могут обозначать последовательность действий, например: В девять утра она уходила в школу, являлась домой к трем; от пяти до семи гуляла с ребенком и книгой в саду, в семь снова уходила заниматься с любителями хорового пения, возвращалась поздно (Горький).

В видовых цепочках встречаются и смешанные ряды форм, например: Самгин остался в кухне и видел, как она сожгла его записки (сов. + несов.) (Горький). По Арбатской площади шел прилично одетый человек и, подходя к стае голубей, споткнулся, упал (несов.+сов.+сов.) (Горький).

Категория залога русского глагола. Система залоговых отношений в СРЯ: трёхзалоговая и двухзалоговая.

Залог – грамматическая категория глагола, выражающая субъектно-объектные отношения. По словам Виноградова,  КЗ лежит уже на самой пограничной черте между грамматикой, лексикологией и фразеологией, а в области грамматики ближе к синтаксису предложения, чем к морфологии слова. КЗ тесно связана с таким явлением, как переходность глагола, которая, в свою очередь, опирается на синтаксис. А именно, переходным называется глагол, способный управлять формой В.п. без предлога или, при отрицании, формой Р.п. без предлога (хвалить (В.п.) ученика, рубить (В.п.) дрова; не рубить (Р.п.) дрова). При этом сама способность глагола управлять существительным со значением прямого объекта опирается на особенности лексического значения. Одни из глаголов раскрывают свое содержание только в сочетании с объектом – и это переходные глаголы. Другие имеют смысловую самостоятельность и не нуждаются в зависимой словоформе ( я вожу – раскрывает содержание только в сочетании с прямым объектом; я сплю – глагол сплю не нуждается в дополнении, он самостоятельный, является непереходным). Данные глаголы будут по-разному выражать залоговые значения. В само понятие «залог» разные исследователи вкладывают крайне разнообразное содержание. В СРЯ наиболее распространены 2 концепции: теория 3-х залогов, сформулированная Виноградовым, и теория 2-х залогов (Бондарка, Маслов, ГР-70, ГР-80).

Теория 3-х залогов является традиционной для русского языка. Она тесно связана с понятием переходности – непереходности. Согласно этой концепции, КЗ не является универсальной, т.е. наряду с глаголами, которые выражают значение того или иного залога, существует значительное количество глаголов, которые находятся вне КЗ.

КЗ обладают только переходные глаголы, а также возвратные, образованные на базе переходных. Согласно концепции 3-х залогов, выделяются действительный, страдательный и возвратно-средний залоги.

Действительный залог обозначает активное действие, которое совершается субъектом, выраженным подлежащим, и направлено на объект (прямое дополнение). Значение действительного залога свойственно переходным глаголам (Наташа закрыла (В.п.) глаза).

Страдательный залог обозначает пассивное действие. Предмет, названный подлежащим, подвергается действия, т.е. субъект действия назван словоформой Тв.п., которая в предложении является дополнением (Листья с деревьев срываются (Тв.п.) ветром). Значение страдательного залога может выражаться формами возвратных глаголов (с суффиксами –ся–), которые образованы от переходных глаголов. Причем возвратные глаголы в предложении должны иметь косвенное дополнение в форме Тв.п. со значением действующего лица.

Возвратно-средний залог обозначает, что действие, которое производится субъектом, замыкается в сфере субъекта. Значение возвратно-среднего залога могут иметь формы возвратных глаголов, образованных от переходных, но, в отличие от глаголов страдательного залога, глаголы возвратно-среднего залога не имеют косвенного дополнения в форме Тв.п. со значением действующего лица (Марьяна и Устинья шептались и едва удерживались от смеха. Шептать – глагол переходный, но действие замыкается в сфере самого субъекта).

В зависимости от того, какое именно частное значение возвратности выражается, глаголы возвратно-среднего залога могут быть разделены на несколько групп:

1.                                     собственно-возвратное значение (глаголы называют действие, направленное от субъекта на самого себя, т.е. субъект действия совпадает с объектом: одеваться, мыться, расчесываться и пр.).

2.                                     взаимовозвратное (глагол называет действие совместное, т.е. действие нескольких субъектов, направленное друг на друга: переписываться).

3.                                     косвенно-возвратное (глагол называет действие, которое совершается субъектом в его собственных интересах: укладываться в дорогу, прибираться в квартире).

4.                                     общевозвратное (глагол называет действие, замкнутое в сфере субъекта как его состояние: радоваться игрушке, успокаиваться).

5.                                     активно-безобъектное (глагол называет действие как постоянное и характерное свойство субъекта: собака кусается, корова бодается).

6.                                     пассивно-качественное (глагол называет действие как характерную для субъекта склонность или способность подвергаться какому-либо воздействию: нитки рвутся, пружина сжимается).

Согласно концепции 3-х залогов, вне КЗ остаются:

1.                                       непереходные невозвратные глаголы (лежать, сидеть, ходить).

2.                                       возвратные глаголы, образованные от непереходных глаголов (грозиться).

3.                                       возвратные безличные глаголы (смеркается, не спится).

4.                                       возвратные глаголы, образованные приставочно-постфиксальным способом (выспаться, наесться).

5.                                       возвратные глаголы, утратившие грамматическую и словообразовательную связь с невозвратными (трудиться, бояться).

6.                                       возвратные глаголы, образованные от переходных, но разошедшиеся с ними по значению (расправить - расправиться).

Иная точка зрения представлена в работах Бондарко, Маслова, ГР-80 и др. Основные положения данной концепции таковы:

1.                                     Залог как грамматическая категория охватывает все глаголы, т.е. глаголов, стоящих вне КЗ не существует;

2.                                     КЗ организуется противопоставлением двух рядов форм: действительного и страдательного залогов;

3.                                     Залог – это грамматическая категория, формируемая средствами морфологии и синтаксиса.

Синтаксическими средствами выражения отношения между субъектом и объектом служат специфические конструкции актива и пассива. В конструкциях актива деятель, т.е. тот, кто производит действие, назван Им.п., т.е. формой специально предназначенной для обозначения семантического субъекта. Т.о. значение субъекта действия и значение носителя глагольного признака совпадает (Автор определяет объем статьи).

В конструкциях пассива субъект выражен формой Тв.п., а носителем глагольного признака является семантический объект, т.е. в значении формы Им.п. в конструкциях пассива совмещаются такие значения как субъект состояния и семантический объект (Объем статьи определяется автором. Подлежащее – объем, но данное подлежащее с точки зрения смысла не само совершает действие).

Конструкции пассива могут быть как трехчленные, так и двухчленные:

Дом (объект) строится (Тв.п.) рабочими (субъект действия)– трехчленная конструкция;

Наш магазин открывается в 8 – двучленная конструкция.

(Морфологическим средством выражения отношения между субъектом действия и объектом служит форма глагола).

В конструкциях актива глагол является глаголом действительного залога, в конструкциях пассива – страдательного залога. К глаголам страдательного залога относят возвратные глаголы, образованные от переходных глаголов. К глаголам действительного – все остальные.

Среди глаголов действительного залога можно выделить те, которые могут образовать пассивные конструкции (переходные глаголы) и те, которые такие конструкции образовывать не могут в принципе.

Т.о., сравнивая концепцию 3-х залогов и 2-х залогов мы можем увидеть, что объем форм, способных выразить значение страдательного залога в обеих концепциях в основном совпадает. Основное расхождение во взглядах связано со значением действительного залога.

!!!!! Памятка при определении залога:

1.                                     Надо определить, не страдательный ли залог? (по этому теории совпадают),

2.                                     Не страдательный – следовательно, по теории трех залогов есть 2 варианта, по теории двух залогов – это действительный залог.

 


 

Глагол как часть речи СРЯ. Инфинитив как начальная форма глагола

Глагол как часть речи СРЯ. Инфинитив как начальная форма глагола

Начальной формой Г. является инфинитив или неопределенная форма

Начальной формой Г. является инфинитив или неопределенная форма

Как правило, основа инфинитива совпадает с основой прошедшего времени

Как правило, основа инфинитива совпадает с основой прошедшего времени

Иногда выделяют 4 продуктивных класса (Виноградов, в школьных пособиях

Иногда выделяют 4 продуктивных класса (Виноградов, в школьных пособиях

Г. обладают параллельными формами, которые отличаются либо со стилистической, либо с семантической точек зрения (кудахтай – ут – разговорная форма; норма: кадахта – ть –…

Г. обладают параллельными формами, которые отличаются либо со стилистической, либо с семантической точек зрения (кудахтай – ут – разговорная форма; норма: кадахта – ть –…

Распределение Г. по типам спряжения происходит по-разному у

Распределение Г. по типам спряжения происходит по-разному у

КВ организуется формой пр.вр. сов

КВ организуется формой пр.вр. сов

Прошедшее время, прямое употребление

Прошедшее время, прямое употребление

МР------------Настоящее время--------------

МР------------Настоящее время--------------

Лицо Ед.ч. Мн.ч.

Лицо Ед.ч. Мн.ч.

В СРЛЯ сохранились лишь некоторые следы др

В СРЛЯ сохранились лишь некоторые следы др

XI-XIV вв. укрепляются позиции местоимений, которые всё чаще выступают в функции подлежащего, а значит, передают информацию, которую традиционно передавала перфектная связки

XI-XIV вв. укрепляются позиции местоимений, которые всё чаще выступают в функции подлежащего, а значит, передают информацию, которую традиционно передавала перфектная связки

КВ – система противопоставленных друг другу 2-х рядов форм

КВ – система противопоставленных друг другу 2-х рядов форм

Основной массив глаголов различных способов действия относится к одновидовым образованиям

Основной массив глаголов различных способов действия относится к одновидовым образованиям

Он, верно, много нарассказал бы дивного (Гоголь)

Он, верно, много нарассказал бы дивного (Гоголь)

Особенности образования видовых пар в глаголах движения

Особенности образования видовых пар в глаголах движения

В основном для видовых форм глагола характерна избирательная сочетаемость с обстоятельствами

В основном для видовых форм глагола характерна избирательная сочетаемость с обстоятельствами

Другие имеют смысловую самостоятельность и не нуждаются в зависимой словоформе ( я вожу – раскрывает содержание только в сочетании с прямым объектом; я сплю –…

Другие имеют смысловую самостоятельность и не нуждаются в зависимой словоформе ( я вожу – раскрывает содержание только в сочетании с прямым объектом; я сплю –…

Дом (объект) строится (Тв.п

Дом (объект) строится (Тв.п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2021