Глагол как самостоятельная часть речи
Оценка 4.8

Глагол как самостоятельная часть речи

Оценка 4.8
docx
21.11.2019
Глагол как самостоятельная часть речи
Глагол как самостоятельная часть речи.docx

Конспект открытого урока по  русскому языку в 5-м классе.

Урок-путешествие  

«Глагол как самостоятельная часть речи».

 

 

Тип урока: обобщение и закрепление пройденного материала

Форма урока: дидактическая игра - урок-путешествие.

 

Цели урока:

Обучающая – обобщение и систематизация знаний о глаголе как о части речи: повторение грамматических признаков глагола (вид, спряжение (переходность, возвратность); время, род, число, лицо (наклонение)). Закрепление умения логически рассуждать на грамматическую тему.

Развивающая - наблюдение за выразительным использованием глаголов  в предложениях и текстах; обогащение словарного запаса учащихся.

Воспитывающая – воспитание интереса к русскому языку, бережного отношения и любви к природе; работа по сплочению детского коллектива.

 

Оборудование:

1)        персональный компьютер;

2)        мультимедийный проектор;

3)        интерактивная доска.

4)        программные средства: Microsoft Power Point; слайд-презентация;

5)        изображения (вырезанные) цветика-семицветика (для оценивания работы учащихся);

6)        конвертики с заданиями, элементами для создания весеннего пейзажа (рефлексия).

 

Структура урока:

1)    разъяснение целей урока;

2)     актуализация опорных знаний;

3)     выполнение специально подобранных заданий;

4)     подведение общих итогов.

 

 

Ход урока.

1.     Организационный момент. 

Приветствие.

— Здравствуйте!—

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

— Здравствуйте!

Я рада познакомиться с вами.  Меня зовут Екатерина Николаевна. И этот урок русского языка буду вести сегодня я.

 

 Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я надеюсь, что сегодняшний урок  закрепит  ваши знания, а вы получите  удовольствие от работы друг с другом.

 

2.     Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

         А теперь я попрошу вас всех, ребята,

         Настроиться сегодня на урок.

         Открыть быстрее классные тетради,

         Записать число, классная работа

         И тему нашего урока.

 

- Какова тема нашего урока – это вы попробуете определить сами.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

 Кто что делает, расскажет.

 Чертит, пишет, иль поёт,

 Вышивает или пашет,

         Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Всё расскажет нам…  (глагол).

         - Итак, говорить сегодня мы будем о… Глаголе.

 

         Наверное, каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, открывает для себя что-то неизведанное.  

Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие. Дорога нам предстоит дальняя, наверняка, будет много трудностей, испытаний, но  я надеюсь, что мы все это преодолеем и покорим этот загадочный мир. А для этого понадобятся все те знания, которые вы уже приобрели.

        

- Куда же мы сегодня отправимся?

 

Осенью раздевается, а весной одевается. Как же это место называется?

 

Дом со всех сторон открыт,

 Он резною крышей крыт.

 Заходи в зеленый дом.

 Чудеса увидишь в нем.

- Лес.

         Глагол – это весенняя часть речи,

Она заставит действовать нас всех,

Читать, писать, играть – и обеспечит

В конце урока непременно нам успех.

 

3.     Определение целей урока

Мотивация: - А нужно ли изучать нам эту часть речи? – ДА, ПОТОМУ ЧТО ГЛАГОЛ ВЫРАЖАЕТ ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.

Цель определяют  дети:

 - И о чём же мы будем говорить на этом уроке?

    Чем же будет заниматься? - ПОВТОРЕНИЕМ  ИЗУЧЕННОГО  О ГЛАГОЛЕ.

 

- Итак, сегодня на уроке мы вспомним знания о глаголе, также будем учиться употреблять их в речи с целью её обогащения, ведь глаголы, по подсчётам лингвистов – исследователей языка, после существительных (40% слов  - существительные)  занимают 2 место по употреблению (35% - глаголы).

Надеюсь, на вашу активность.

Оценивать вашу работу мне поможет цветик-семицветик. За каждый правильный ответ вы будете получать по цветику.  

 

 

4.      Повторение ранее изученного материала. 

- Чтобы отправиться в путешествие, необходимо получить допуск. Предлагаю вам выполнить небольшое задание -  «Цифровой диктант», который даст вам определенный набор цифр, что и будет служит пропуском в весенний лес.

 

Задание: Определите, верно ли каждое утверждение? Если вы считаете, что ДА, то ставьте цифру 1, если  Нет – 0. 

Я утверждаю, что во всех словах не с глаголом пишется раздельно:

1.     Не свистел                           

2.     Не шумел

3.     Недоумевал     0                                           

4.     Не журчал  

5.     Негодовал        0                                          

Код: 11010

 

         Теперь обменяемся тетрадями и проверим получившиеся коды соседей.

Вывод:

- Что помогло вам правильно узнать код? ( знание правила  не с глаголами: глаголы с НЕ пишутся раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются).

- Ну всё, теперь мы готовы отправиться в путешествие в весенний лес.  

Ну что ж, поехали.  

Звучит отрывок песни «Мы едем-едем-едем…».

 

4.1.          Первая наша остановка - опушка Морфологии.

- Морфология – наука о языке, которая изучает части речи.

Вспомним, что обозначает глагол,  и на какие вопросы он отвечает? - Действие предмета. Что делать? Что сделать?

- Слова, которые живут в лесу Глаголии, очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают имена существительные.

Сами вопросы говорят, что всё вокруг движется, работает, творит!

 

-  На нашем пути  встретилось первое препятствие.

1)  Игра  «Перепутаница».

          - Проведём интересную зарядку ума. Кто как «разговаривает»?

Грач                       поёт

Воробей                 трезвонит

Кукушка                каркает

Жаворонок            кукует

Соловей                 чирикает

Журавль                 чивикает

Чибис                     курлычет                                      

Запись со звуками птиц.

Коллективная проверка.

 

         - Многие птицы осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются на родину. Все ли перечисленные нами птицы перелётные? – Нет, воробей – зимующая в наших краях птица.

         - Ребята, а как вы встретили скворцов? Что сделали для этого? А зимой помогали синичкам и воробушкам?

        

- Каждая самостоятельная часть речи имеет морфологические (грамматические) признаки.

         Видео «Морфологические признаки глагола»

 

img005.jpg         2) - Перед нами новая преграда – дерево признаков.

u Каких признаков не хватает? -     спряжение, число

u Как называются эти признаки? -   морфологические

u На какие две группы делятся признаки? -  постоянные и непостоянные

- Каких признаков нет у глаголов?

 Род,  

         Склонение,

           Падеж,   Неизменяемость.  

u Морфологические признаки глагола:

Постоянные:

u Вид;    - видео

u Переходность;

u Возвратность  - видео

u Спряжение; - видео

Непостоянные:

u Наклонение;

u Время;

u Лицо и число (в зависимости от наклонения)

u Род

 

3) - А теперь  остановимся  и чуточку отдохнём, а потом и поиграем.

     Гимнастика для глаз.

Звучит Моцарт. Времена года.

Итак, основные правила глагола  повторили, а сейчас поиграем. У меня в руках волшебный первоцвет, предлагаю оторвать лепесток и ответить на вопрос. А вопрос – на его обратной стороне.   “Лети, лети,  лепесток”:

Лети,  лети,  лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься до земли –

Быть по-моему вели!

Ребята отвечают на вопросы, записанные на лепестке цветика-семицветика.

 

5.2. Опушка  Орфографическая и Синтаксическая.

-    Запишите   предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные правила.  

Объяснить   орфограммы, пунктуацию, указать грамматическую основу, найти в предложении глаголы. Доказать, что это глагол.

1)  Пришел апрель, и выглянуло из-за туч яркое солнце.

 

2)         Чувствуют тепло птицы и поют свои чудесные песни.

Запись со звуками птиц.

-    Какова тема текста? Какие чувства (ассоциации) вызвал у вас этот
текст?

-    Да, весна - прекрасное время года.

          - Какие действия характерны для весны? ТАЯТЬ, ЖУРЧАТЬ, СВЕТИТЬ, ЗЕЛЕНЕТЬ, ЦВЕСТИ…

- Животные и птицы выполняют действия, и мы прибыли на опушку физкультурную, оздоровительную.

 

5.3.          Опушка отдыха

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Видео- физкультминутка

Руки подняли и покачали -

 Это деревья в лесу.

 Руки согнули, кисти встряхнули -

 Ветер сбивает росу.

 В стороны руки, плавно помашем-

 Это к нам птицы летят.

 Как они тихо садятся, покажем-

 Крылья сложили назад.

 

5.4.          Опушка Лексическая

Прочитать выразительно текст.

Запись со звуками птиц.

1) Апрель — месяц пробуждения земли, бурного движения соков. 2) Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. 3) Надуваются в лесу у деревьев смолистые душистые почки.

4) Греются на солнышке скворцы. 5) С песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки. 6) Радостно чирикают под лучами яркого солнца воробьи. 7)

7)  Многое услышишь в весеннем лесу. 8) На вершине высокой ели распевает дрозд. 9) Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли.

- О чем этот текст? – о весне.

- Выпишите глаголы: 1 ряд – из предложений 2, 3 (пахнет, надуваются)

2 ряд – из предложений 4,5 (греются, чирикают, поднимаются)

3 ряд – из предложений 9, 10 (услышишь, распевает, пищат, возятся)

- Выполним следующее задание -  в конвертиках слова, из которых надо составить предложение. Кто быстрее?

Весной перелётные птицы возвращаются домой и начинают вить тёплые гнёзда.

Вывод: Нам тоже надо учиться пользоваться многообразием глагольной лексики.

 

5.5.           Опушка творческая.

Прибыли на опушку Творческая.

Весна, весенний лес  волнует  сердца многих русских художников. Перед нами картина Ильи Семёновича Остроухова «Ранняя весна». Всмотритесь в неё, почувствуйте весну.

- Что вы видите на переднем плане? - Стволы берёз, белый снег, вода.

- Что почувствовали, глядя на картину? – Радость

- В картине художник прекрасно передал свежесть природы, чистоту весны.

 

Перед вами текст с описанием весны. Задания:

1)  Вставить пропущенные буквы.

2)          Подобрать подходящие по смыслу глаголы.

3)          Продолжить текст (рассказ) о приходе весны (по иллюстрации).

Радос..но ... (светит) солнце. Маленькие ручейки ... (бегут) по дорог.., и

птицы ... (пьют) воду из луж... На пригорк...... (прорастает) первая травка и

... (радуется) теплу.

 

Проверить у 1 человека вслух, что получилось.

-  Мы должны учиться видеть красоту окружающей нас природы,  любоваться, но и охранять её.

Звучит отрывок песни «Мы едем-едем-едем…».

 

6.     Систематизация и обобщение знаний.

Итак,

Возвращаемся.

В путь! Домой!

Садитесь поудобнее,

Ведь к концу подходит наш урок.

Чтоб закончить наше путешествие -

Надо подвести итог.

 

   - Какую часть речи мы сегодня повторили? – ГЛАГОЛ.

   - Что обозначает глагол? – ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.

  - На какие вопросы отвечает глагол?

   - Какие признаки характерны для глаголов? – ПОСТОЯННЫЕ: вид, переходность, возвратность, спряжение. НЕПОСТОЯННЫЕ: наклонение, время, лицо, число, род.

 

7. Подведение итогов: анализ успешности образовательной деятельности

         - Мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна.

-Улыбнитесь друг другу, подарите радость и хорошее настроение. А солнышко дарит вам свою улыбку.

Рефлексия. 

- А теперь давайте попробуем создать свою картину весны.

В конвертиках есть нарезки с изображениями солнца, птиц, зверей и бабочек. Я попрошу в своей картине передать настроение, полученное от нашего занятия. Там есть солнышко улыбающееся и мрачное, птички радостные и печальные, зайчата жизнерадостные и грустные.

 

- Посмотрите, у каждого  получилась своя весенняя картина. А теперь взгляните внутрь листка – там календарик – подарок за активную работу на уроке.

- Дорогие ребята. Спасибо вам за урок. Все были активными. 

 

8. Организационное завершение урока

До свидания!

Когда мы увидимся снова? -

Никто не ответит заранее…

Сказать остается два слова,

И мы говорим: “До свидания!”

Глагол как самостоятельная часть речи

Глагол как самостоятельная часть речи

Глагол как самостоятельная часть речи

Глагол как самостоятельная часть речи

Глагол как самостоятельная часть речи

Глагол как самостоятельная часть речи

Глагол как самостоятельная часть речи

Глагол как самостоятельная часть речи

Глагол как самостоятельная часть речи

Глагол как самостоятельная часть речи

Глагол как самостоятельная часть речи

Глагол как самостоятельная часть речи

Глагол как самостоятельная часть речи

Глагол как самостоятельная часть речи

Глагол как самостоятельная часть речи

Глагол как самостоятельная часть речи

Глагол как самостоятельная часть речи

Глагол как самостоятельная часть речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2019