Гласный звук [и]. Буква Ии.
Оценка 4.8

Гласный звук [и]. Буква Ии.

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
03.06.2020
Гласный звук [и]. Буква Ии.
Знакомство с буквой И. Обучение грамоте. 1 класс.doc

Технологическая карта урока

 

Ф.И.О. учителя: Гордеева Светлана Геннадьевна

Предметная область: обучение грамоте

Класс: 1 класс

Тип урока: урок изучения нового знания.

Тема: Знакомство с буквой И.

Цель: Познакомить обучающихся с обозначением на письме звука [и] буквой «и» и написанием печатной буквы «и».

Задачи:  

- учить делать звуковой анализ слов;

- обогащение словаря, развитие связной речи.                                    

Оборудование: поезд, на вагонах которого нарисованы схемы-«человечки»; рисунки ослика, Риги, тигров, гиппопотама, гуся, аиста; кружочки синего, зелёного и красного цветов, обозначающие звуки.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

 

Ι. Актуализация знаний

 

 

1. Характеристика изученных гласных и согласных звуков. 5

– Давайте посмотрим на следующую страницу «Букваря».

– Почему на с. 48 только три схемы-«человечка»?

– Какие звуки соответствуют 1-й схеме? ([п] [п’], [т] [т’].)

– 2-й схеме?

– 3-й схеме?

 

2. Игра «Весёлый поезд». На каждом вагоне нарисованы схемы-«человечки».

На доске – рисунки: ослик, Рига, тигры, гиппопотам, гусь, аист.

– Определите по первому звуку, кто в каком вагоне едет. Для этого произнесите слово, назовите первый звук, а затем определите, кто в каком вагоне едет.

Два ученика работают на доске. Остальные учащиеся обозначают звуки кружка­ми из своих конвертов: ослик, Рига, тигры, гиппопотам, гусь, аист.

Проверка (самопроверка).

Вопросы к одному из учеников (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Молодец!

– Назовите слово во множественном числе.

3.Посмотрите на страницу учебника. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

План (примерный) 3 2

1.     Работа с рисунками.

2.     Составление схем слов.

3.     Выделение звуков в слове.

4.     Знакомство с новой буквой.

5.     Чтение слогов и слов.

6.     Работа с предложением.

7.     Письмо букв, слогов и слов.

     8.  Работа с текстом.

 

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

 

 

 

 

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

1. Работа в «Букваре» 1 1

1) Знакомство с заглавной буквой И.

– Послушайте слова: Ира, Ириша, Ирочка.

– Это разные имена?

– Чем отличаются значения слов?

– Что общего у этих слов?

– Запишем схемы этих слов.

Один человек работает у доски, составляя и комментируя вслух одну схему.

Проверка.

– У всех так получилось?

Учащиеся со­относят свои записи с записью на доске.

– Почему для составления схем использовали линию с уголком? (Имена пишутся с заглавной буквы.)

А какая заглавная буква пона­добилась?

 

2) Сравнение печатных и письменных букв. Обсуждение вариантов написания заглавной буквы И.

– Найдите на доске печатную и письменную И.

Посмотрите на письменную букву И. Чем отличается письменная от печатной буквы?

– Какие элементы письменной буквы И мы уже умеем писать?

– Какой элемент будем учиться писать?

Давайте попробуем.

 

2. Работа в прописи

1) Тематическая беседа (по рисунку). 1

– Вспомните сказку, в которой есть следующие строчки.

 

Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

(А.С. Пушкин)

 

– Как называется сказка? Кто её написал?

– В кого превратилась Царевна Лебедь?

Откройте прописи на с. 16.

– Опишите лебедя, его шею, крылья, клюв.

– Как вы думаете, почему на этой страничке прописей художник нарисовал лебедя? (Если дети испытывают затруднение: Сравните лебедя и заглавную букву И. Чем они похожи?)

2.) Знакомство с написанием заглавной буквы И. Посмотрите на с. 17.

а) Сравнение письменной и печатной буквы И. 5

б) Графический анализ буквы И: из каких элементов состоит, есть

ли такие же элементы в других знакомых буквах.

в) Показ написания буквы И по элементам под счёт (и-раз-и-два-и) учителем с комменти­рованием.

г) Обведение элементов буквы И на табло разными цветами.

д) Обведение буквы И на табло.

е) Упражнение в написании заглавной буквы И. Письмо букв на второй строчке прописи, с. 17.

– Чем поможет вспомогательная линия? (В выборе высоты букв.)

– Обведём буквы зелёным цветом, если слово начинается с этой за­главной буквы.

Иртыш, Иркутск, Иваново.

– Сколько букв обвели? (3.)

 

– Почему выбрали заглавную букву И? (Географические названия пишутся с заглавной буквы.)

– А какие это названия? (Реки и города.)

– Поменяйте цвет ручки на синий.

Иван, Игорь, ива, Иванов, иволга.

– Сколько букв обвели? (3.)

– Почему же?

– Что обозначают слова?

Индия, Италия, Израиль, Испания, Россия.

– Слов я продиктовала 5. Сколько букв обвели? (4.) Почему? Ведь все слова обозначают назва­ния стран! (Нам необходимы названия только с заглавной буквой И.)

3) Закрепление написания изученных заглавных букв.

– Обведите на следующей строке заглавные буквы, соответствующие строчным буквам на карточке.

Учитель показывает строчную, дети в прописи обводят соответствующую заглавную. Потом наоборот: по заглавной определяют строчную.

 

3. Запись соединений под диктовку на свободной строчке.

– Запишите первые две буквы, с которых начинаются следующие слова: Игнат, Ирина, Иордания, Ипполит.

– Какие соединения получились? (Иг, Ир, Ио, Ип.)

 

– Что у вас получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

 

Физкультминутка.

 

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТООУ

 

 

 

ΙΙΙ. Применение нового знания

1. Работа в «Букваре» 2 3 6

Откройте «Буквари». Как вы думаете, что мы сейчас будем делать?

1) Чтение слогов:

по строчкам; 2) по столбикам.

2) Игра «Лифт». (Столбики слогов под схемами-«человечками».)

– Представьте, что наш дом состоит из слогов. Поместите все слоги в прямоугольник (нарисуйте дом).

1-й столбик – 1-й подъезд;

2-й столбик – 2-й подъезд;

3-й столбик – 3-й подъезд.

– Поднимаемся на лифте в первом подъезде, остановились на втором этаже. Прочитайте слог.

Опускаемся на лифте во втором подъезде. Остановились на 3-м этаже. Прочитайте слог.

Чтение остальных слогов по аналогии.

3) Чтение слов и предложений.

а) – Найдите слова, которые написаны под столбиками. Прочитайте.

– Почему эти слова написаны с большой буквы?

б) – Что записано ниже?

– Прочитайте предложение. Что означает слово Поти?

– Что значит город-порт?

в) – Найдите столбик ниже слева. Прочитайте.

– Что мы прочитали: слова или слоги?

– Кто знает, что обозначают эти слова? Может быть, вам подскажут картинки на кубиках. (Если дети испытывают затруднение: Почему слова Ра, По, Пра, Тигр написаны с заглавной буквы?)

г) – Какие водоёмы есть в вашей местности?

– Запишите схему подобранного вами слова.

Проверка.

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось?

– Ты составил правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Молодец! Ты не только правильно составил схему, но и объективно оценил свою работу.

 

– Сделайте вывод: зачем нужна заглавная буква? (Названия рек, морей пишутся с заглавной буквы.)

д) – Послушайте стихотворение В. Агафонова и скажите, когда ещё пишется заглавная буква.

 

Не оставьте без вниманья

Ни единого названья

Рек, морей и городов,

Стран, озёр и островов.

И названий звёзд, планет

Без заглавной буквы нет!

 

е) – Прочитайте первое предложение рядом со второй картинкой во втором ряду.

– Почему слово Тигр написано оба раза с заглавной буквы?

– Составьте предложение по рисунку. (Тигр хочет напиться воды из реки Тигр.)

ж) – Вам интересно, что означает слово Ра и почему оно написано с заглавной буквы?

– Кто-нибудь знает? (Ра – это бог Солнца у жителей Древнего Египта; ря­дом дано его изображение, сделанное египтянами.)

з) – Кто нарисован на двух нижних картинках?

– Прочитайте про себя предложения и скажите, как зовут ребят?

– Покажите, что делает Ира. Сколько раз надо подпрыгнуть?

– Покажите, что делает Отто. Сколько раз надо притопнуть?

Сначала часть детей читают предложения, осталь­ные выполняют, потом наоборот. Чтение предложений хором.

– Какие имена в этих предложениях? Как они написаны? Выдели­те зелёным уголком заглавные буквы.

 

Физкультминутка.

 

2. Работа в прописи 3 2

– Трудно было читать слова и предложения?

– А как вы думаете, мы сможем написать слова с буквой И?

1) Написание слов на с. 17.

– Прочитайте слова в прописи. Что общего у этих слов?

(Почему написаны с заглавной буквы?)

– Обведите заглавные буквы зелёным цветом в образце.

– Буквы, которые обвели, назовите. Подчеркните их карандашом.

– Диктуя по слогам, обведите имена и проверьте то, что получи­лось. Подчеркните в своих словах заглавную букву в каждом имени. Прочитайте имена.

2) Обучение и запись предложений.

– Прочитайте первое предложение. (Тигр и Тигр.)

– О каких двух тиграх говорится в предложении? (Тигр – название реки и тигр – название зверя.)

– Что за цифры написал над словами художник?

– Какое первое слово в предложении? Второе? Третье?

– Что стоит в конце предложения?

– Прочитайте, какое получится предложение. Что заметили?

– Обведите это предложение. Какое предложение получится, если написать так, как указал цифрами художник?

– Прочитайте предложение про девочек.

– Как зовут девочек?

– Подчеркните заглавные буквы, знак препинания в конце пред­ложения.

– Какое предложение получится, если поменять слова местами?

– Какие заглавные буквы понадобятся, чтобы написать имена де­вочек?

– Обведите по образцу. Запишите предложения под образцом сами.

Физкультминутка для пальчиков.

Аналогично проводится работа с другими предложениями. Выбор предложений на усмотрение учителя.

– В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились с заданием.

– Как оценили свою работу? Почему?

Рассмотрите «человечков» на с. 16. Какие слоги можно составить?

– Какие слова с этими слогами можете подобрать?

– Чему мы сейчас учились?

– Зачем?

 

 3. Работа в «Букваре»

Чтение текста «Названия русских рек» (с. 49). 5 2

1) Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте заглавие.

– Дети любят задавать разные вопросы: почему стул называется стулом? Почему зебра полосатая? Взрослые записывают ответы, вот и этот текст записали.

– О чём мы будем читать?

– О названиях каких рек? Где эти реки текут?

– Указан ли автор?

– Как вы думаете, почему? (Все тексты, если не указан автор, принадлежат… посмотрите на обложку. (Авторам «Букваря».)

– Рассмотрите иллюстрацию.

– Большая это река? Почему вы так ду­маете?

2) Работа с текстом во время чтения. Текст читает учитель с комментарием.

– Как реки получили свои имена?.. А у рек есть имена? (Да, это их названия.)

– …Не всегда даже учёные могут ответить на этот вопрос. Поче­му? (Выслушиваем 2–3 ответа. Продолжаем чтение.) Дело в том, что многие крупные реки были названы очень давно. Учёные счита­ют, что названия Волга, Ока, Кама, Обь, Енисей, Лена обознача­ют примерно одно и то же: «вода» или «река». (Получили ответ на вопрос?)

А вот названия маленьких рек объяснить чаще всего легко. (Почему?) Например, если в речке водились бобры, её называ­ли Бобровка, Бобриха, Бобрянка или Бобруха. Если хорошо ловились ерши, речку называли Ершовка, караси – Карасёв­ка и так далее. Получили речки свои имена и по названиям деревьев и кустарников, которые росли по берегам: Ольховка (что росло по берегам?), Калиновка, Калинка (а у этой реки?), Смо­родинка (догадались?).

– А теперь попробуйте догадаться, почему речкам были даны такие имена: Ракитовка (разновидность ивы), Голавлинка (от на­звания рыбы голавль, наверное, много рыбы в реке водилось), Ка­мышовка (от названия птички или от слова камыш), Чёрная.

Проверка первичного восприятия.

– Удивил ли вас текст?

– А что удивило?

3) Работа с текстом после чтения.

– Всегда ли можно объяснить происхождение названий рек?

– Прочитайте названия крупных рек.

– Прочитайте названия маленьких рек.

– Прочитайте название, которое вам понравилось.

– Какие ещё названия рек вы можете объяснить?

– Сколько в нашем тексте частей? Как вы это поняли?

– Прочитайте первое предложение 1-й части; 2-й части; 3-й части.

– Прочитайте, каким предложением заканчиваются 1-я, 2-я, 3-я части (абзацы).

– Какое правило нужно помнить, чтобы правильно писать назва­ния рек?

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТООУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТООУ

 

ΙV. Домашнее задание (по желанию)

– Найдите названия разных рек на карте; запомните на­звания, подумайте, почему эти реки так назвали.

 

 

V. Итог

Когда пишутся заглавные буквы в словах? А в предложении? 4

Давайте откроем дневник на с. 118.

– Сейчас я (или читающий ученик) ещё раз прочитаем, чему мы должны научиться в первом классе.

– Предложение под цифрой 1. «Я могу рассказать, что и зачем будем делать на уроке».

– Кто сможет сказать, учились мы этому на уроке? Когда? (При составлении плана урока.)

– Предложение под цифрой 2. «Я могу рассказать, что нового я узнал на уроке». Кто сможет сказать?

– Предложение под цифрой 3. «Я могу наблюдать и делать выводы». Были ли у нас сегодня задания, когда мы наблюдали и делали выводы? Когда? (Сравнивали письменную и печатную буквы, наблюдали за использованием заглавных и строчных букв и т.д.).

– Пригодятся ли нам эти умения на уроке, например, окружающего мира?

– Молодцы! Отметьте своё настроение в дневнике.

 

 

ТООУ

 


Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Два ученика работают на доске.

Два ученика работают на доске.

Работа в «Букваре» 1 1 1)

Работа в «Букваре» 1 1 1)

А.С. Пушкин) – Как называется сказка?

А.С. Пушкин) – Как называется сказка?

Иван, Игорь, ива, Иванов, иволга

Иван, Игорь, ива, Иванов, иволга

Игра «Лифт». (Столбики слогов под схемами-«человечками»

Игра «Лифт». (Столбики слогов под схемами-«человечками»

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу

Сначала часть детей читают предложения, осталь­ные выполняют, потом наоборот

Сначала часть детей читают предложения, осталь­ные выполняют, потом наоборот

Как зовут девочек? – Подчеркните заглавные буквы, знак препинания в конце пред­ложения

Как зовут девочек? – Подчеркните заглавные буквы, знак препинания в конце пред­ложения

Большая это река? Почему вы так ду­маете? 2)

Большая это река? Почему вы так ду­маете? 2)

Прочитайте название, которое вам понравилось

Прочитайте название, которое вам понравилось
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2020