Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Гордеева Светлана Геннадьевна
Предметная область: обучение грамоте
Класс: 1 класс
Тип урока: урок изучения нового знания.
Тема: Знакомство с буквой И.
Цель: Познакомить обучающихся с обозначением на письме звука [и] буквой «и» и написанием печатной буквы «и».
Задачи:
- учить делать звуковой анализ слов;
- обогащение словаря, развитие связной речи.
Оборудование: поезд, на вагонах которого нарисованы схемы-«человечки»; рисунки ослика, Риги, тигров, гиппопотама, гуся, аиста; кружочки синего, зелёного и красного цветов, обозначающие звуки.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний
|
1. Характеристика изученных гласных и согласных звуков. 5 – Давайте посмотрим на следующую страницу «Букваря». – Почему на с. 48 только три схемы-«человечка»? – Какие звуки соответствуют 1-й схеме? ([п] [п’], [т] [т’].) – 2-й схеме? – 3-й схеме?
2. Игра «Весёлый поезд». На каждом вагоне нарисованы схемы-«человечки». На доске – рисунки: ослик, Рига, тигры, гиппопотам, гусь, аист. – Определите по первому звуку, кто в каком вагоне едет. Для этого произнесите слово, назовите первый звук, а затем определите, кто в каком вагоне едет. Два ученика работают на доске. Остальные учащиеся обозначают звуки кружками из своих конвертов: ослик, Рига, тигры, гиппопотам, гусь, аист. Проверка (самопроверка). Вопросы к одному из учеников (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Молодец! – Назовите слово во множественном числе. 3. – Посмотрите на страницу учебника. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? План (примерный) 3 2 1. Работа с рисунками. 2. Составление схем слов. 3. Выделение звуков в слове. 4. Знакомство с новой буквой. 5. Чтение слогов и слов. 6. Работа с предложением. 7. Письмо букв, слогов и слов. 8. Работа с текстом. |
Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
|
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания |
1. Работа в «Букваре» 1 1 1) Знакомство с заглавной буквой И. – Послушайте слова: Ира, Ириша, Ирочка. – Это разные имена? – Чем отличаются значения слов? – Что общего у этих слов? – Запишем схемы этих слов. Один человек работает у доски, составляя и комментируя вслух одну схему. Проверка. – У всех так получилось? Учащиеся соотносят свои записи с записью на доске. – Почему для составления схем использовали линию с уголком? (Имена пишутся с заглавной буквы.) – А какая заглавная буква понадобилась?
2) Сравнение печатных и письменных букв. Обсуждение вариантов написания заглавной буквы И. – Найдите на доске печатную и письменную И. – Посмотрите на письменную букву И. Чем отличается письменная от печатной буквы? – Какие элементы письменной буквы И мы уже умеем писать? – Какой элемент будем учиться писать? – Давайте попробуем.
2. Работа в прописи 1) Тематическая беседа (по рисунку). 1 – Вспомните сказку, в которой есть следующие строчки.
Князь у синя моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. (А.С. Пушкин)
– Как называется сказка? Кто её написал? – В кого превратилась Царевна Лебедь? – Откройте прописи на с. 16. – Опишите лебедя, его шею, крылья, клюв. – Как вы думаете, почему на этой страничке прописей художник нарисовал лебедя? (Если дети испытывают затруднение: Сравните лебедя и заглавную букву И. Чем они похожи?) 2.) Знакомство с написанием заглавной буквы И. Посмотрите на с. 17. а) Сравнение письменной и печатной буквы И. 5 б) Графический анализ буквы И: из каких элементов состоит, есть ли такие же элементы в других знакомых буквах. в) Показ написания буквы И по элементам под счёт (и-раз-и-два-и) учителем с комментированием. г) Обведение элементов буквы И на табло разными цветами. д) Обведение буквы И на табло. е) Упражнение в написании заглавной буквы И. Письмо букв на второй строчке прописи, с. 17. – Чем поможет вспомогательная линия? (В выборе высоты букв.) – Обведём буквы зелёным цветом, если слово начинается с этой заглавной буквы. Иртыш, Иркутск, Иваново. – Сколько букв обвели? (3.)
– Почему выбрали заглавную букву И? (Географические названия пишутся с заглавной буквы.) – А какие это названия? (Реки и города.) – Поменяйте цвет ручки на синий. Иван, Игорь, ива, Иванов, иволга. – Сколько букв обвели? (3.) – Почему же? – Что обозначают слова? Индия, Италия, Израиль, Испания, Россия. – Слов я продиктовала 5. Сколько букв обвели? (4.) Почему? Ведь все слова обозначают названия стран! (Нам необходимы названия только с заглавной буквой И.) 3) Закрепление написания изученных заглавных букв. – Обведите на следующей строке заглавные буквы, соответствующие строчным буквам на карточке. Учитель показывает строчную, дети в прописи обводят соответствующую заглавную. Потом наоборот: по заглавной определяют строчную.
3. Запись соединений под диктовку на свободной строчке. – Запишите первые две буквы, с которых начинаются следующие слова: Игнат, Ирина, Иордания, Ипполит. – Какие соединения получились? (Иг, Ир, Ио, Ип.)
– Что у вас получилось лучше всего? – В чём испытали затруднения?
Физкультминутка.
|
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
ТООУ
|
ΙΙΙ. Применение нового знания |
1. Работа в «Букваре» 2 3 6 – Откройте «Буквари». Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? 1) Чтение слогов: по строчкам; 2) по столбикам. 2) Игра «Лифт». (Столбики слогов под схемами-«человечками».) – Представьте, что наш дом состоит из слогов. Поместите все слоги в прямоугольник (нарисуйте дом). 1-й столбик – 1-й подъезд; 2-й столбик – 2-й подъезд; 3-й столбик – 3-й подъезд. – Поднимаемся на лифте в первом подъезде, остановились на втором этаже. Прочитайте слог. – Опускаемся на лифте во втором подъезде. Остановились на 3-м этаже. Прочитайте слог. Чтение остальных слогов по аналогии. 3) Чтение слов и предложений. а) – Найдите слова, которые написаны под столбиками. Прочитайте. – Почему эти слова написаны с большой буквы? б) – Что записано ниже? – Прочитайте предложение. Что означает слово Поти? – Что значит город-порт? в) – Найдите столбик ниже слева. Прочитайте. – Что мы прочитали: слова или слоги? – Кто знает, что обозначают эти слова? Может быть, вам подскажут картинки на кубиках. (Если дети испытывают затруднение: Почему слова Ра, По, Пра, Тигр написаны с заглавной буквы?) г) – Какие водоёмы есть в вашей местности? – Запишите схему подобранного вами слова. Проверка. – Что тебе нужно было сделать? – Удалось? – Ты составил правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Молодец! Ты не только правильно составил схему, но и объективно оценил свою работу.
– Сделайте вывод: зачем нужна заглавная буква? (Названия рек, морей пишутся с заглавной буквы.) д) – Послушайте стихотворение В. Агафонова и скажите, когда ещё пишется заглавная буква.
Не оставьте без вниманья Ни единого названья Рек, морей и городов, Стран, озёр и островов. И названий звёзд, планет Без заглавной буквы нет!
е) – Прочитайте первое предложение рядом со второй картинкой во втором ряду. – Почему слово Тигр написано оба раза с заглавной буквы? – Составьте предложение по рисунку. (Тигр хочет напиться воды из реки Тигр.) ж) – Вам интересно, что означает слово Ра и почему оно написано с заглавной буквы? – Кто-нибудь знает? (Ра – это бог Солнца у жителей Древнего Египта; рядом дано его изображение, сделанное египтянами.) з) – Кто нарисован на двух нижних картинках? – Прочитайте про себя предложения и скажите, как зовут ребят? – Покажите, что делает Ира. Сколько раз надо подпрыгнуть? – Покажите, что делает Отто. Сколько раз надо притопнуть? Сначала часть детей читают предложения, остальные выполняют, потом наоборот. Чтение предложений хором. – Какие имена в этих предложениях? Как они написаны? Выделите зелёным уголком заглавные буквы.
Физкультминутка.
2. Работа в прописи 3 2 – Трудно было читать слова и предложения? – А как вы думаете, мы сможем написать слова с буквой И? 1) Написание слов на с. 17. – Прочитайте слова в прописи. Что общего у этих слов? (Почему написаны с заглавной буквы?) – Обведите заглавные буквы зелёным цветом в образце. – Буквы, которые обвели, назовите. Подчеркните их карандашом. – Диктуя по слогам, обведите имена и проверьте то, что получилось. Подчеркните в своих словах заглавную букву в каждом имени. Прочитайте имена. 2) Обучение и запись предложений. – Прочитайте первое предложение. (Тигр и Тигр.) – О каких двух тиграх говорится в предложении? (Тигр – название реки и тигр – название зверя.) – Что за цифры написал над словами художник? – Какое первое слово в предложении? Второе? Третье? – Что стоит в конце предложения? – Прочитайте, какое получится предложение. Что заметили? – Обведите это предложение. Какое предложение получится, если написать так, как указал цифрами художник? – Прочитайте предложение про девочек. – Как зовут девочек? – Подчеркните заглавные буквы, знак препинания в конце предложения. – Какое предложение получится, если поменять слова местами? – Какие заглавные буквы понадобятся, чтобы написать имена девочек? – Обведите по образцу. Запишите предложения под образцом сами. Физкультминутка для пальчиков. Аналогично проводится работа с другими предложениями. Выбор предложений – на усмотрение учителя. – В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились с заданием. – Как оценили свою работу? Почему? – Рассмотрите «человечков» на с. 16. Какие слоги можно составить? – Какие слова с этими слогами можете подобрать? – Чему мы сейчас учились? – Зачем?
3. Работа в «Букваре» Чтение текста «Названия русских рек» (с. 49). 5 2 1) Работа с текстом до чтения. – Прочитайте заглавие. – Дети любят задавать разные вопросы: почему стул называется стулом? Почему зебра полосатая? Взрослые записывают ответы, вот и этот текст записали. – О чём мы будем читать? – О названиях каких рек? Где эти реки текут? – Указан ли автор? – Как вы думаете, почему? (Все тексты, если не указан автор, принадлежат… посмотрите на обложку. (Авторам «Букваря».) – Рассмотрите иллюстрацию. – Большая это река? Почему вы так думаете? 2) Работа с текстом во время чтения. Текст читает учитель с комментарием. – Как реки получили свои имена?.. А у рек есть имена? (Да, это их названия.) – …Не всегда даже учёные могут ответить на этот вопрос. Почему? (Выслушиваем 2–3 ответа. Продолжаем чтение.) Дело в том, что многие крупные реки были названы очень давно. Учёные считают, что названия Волга, Ока, Кама, Обь, Енисей, Лена обозначают примерно одно и то же: «вода» или «река». (Получили ответ на вопрос?) А вот названия маленьких рек объяснить чаще всего легко. (Почему?) Например, если в речке водились бобры, её называли Бобровка, Бобриха, Бобрянка или Бобруха. Если хорошо ловились ерши, речку называли Ершовка, караси – Карасёвка и так далее. Получили речки свои имена и по названиям деревьев и кустарников, которые росли по берегам: Ольховка (что росло по берегам?), Калиновка, Калинка (а у этой реки?), Смородинка (догадались?). – А теперь попробуйте догадаться, почему речкам были даны такие имена: Ракитовка (разновидность ивы), Голавлинка (от названия рыбы голавль, наверное, много рыбы в реке водилось), Камышовка (от названия птички или от слова камыш), Чёрная. Проверка первичного восприятия. – Удивил ли вас текст? – А что удивило? 3) Работа с текстом после чтения. – Всегда ли можно объяснить происхождение названий рек? – Прочитайте названия крупных рек. – Прочитайте названия маленьких рек. – Прочитайте название, которое вам понравилось. – Какие ещё названия рек вы можете объяснить? – Сколько в нашем тексте частей? Как вы это поняли? – Прочитайте первое предложение 1-й части; 2-й части; 3-й части. – Прочитайте, каким предложением заканчиваются 1-я, 2-я, 3-я части (абзацы). – Какое правило нужно помнить, чтобы правильно писать названия рек? |
Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание.
ТООУ
ТООУ
|
ΙV. Домашнее задание (по желанию) |
– Найдите названия разных рек на карте; запомните названия, подумайте, почему эти реки так назвали.
|
|
V. Итог |
– Когда пишутся заглавные буквы в словах? А в предложении? 4 – Давайте откроем дневник на с. 118. – Сейчас я (или читающий ученик) ещё раз прочитаем, чему мы должны научиться в первом классе. – Предложение под цифрой 1. «Я могу рассказать, что и зачем будем делать на уроке». – Кто сможет сказать, учились мы этому на уроке? Когда? (При составлении плана урока.) – Предложение под цифрой 2. «Я могу рассказать, что нового я узнал на уроке». Кто сможет сказать? – Предложение под цифрой 3. «Я могу наблюдать и делать выводы». Были ли у нас сегодня задания, когда мы наблюдали и делали выводы? Когда? (Сравнивали письменную и печатную буквы, наблюдали за использованием заглавных и строчных букв и т.д.). – Пригодятся ли нам эти умения на уроке, например, окружающего мира? – Молодцы! Отметьте своё настроение в дневнике.
|
ТООУ |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.