Главные типы почв страны и закономерности их распространения
Оценка 4.6
Главные типы почв страны и закономерности их распространения
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
8 кл
22.06.2019
Задача урока- закрепление понятия "почва" и знание об условиях почвообразования, строении и структуре почв. Изучив главные типы почв нашей страны и закономерности их распространения, научить работать с почвенной картой.
В структуру данного урока желательно включить индивидуальный и фронтальный опрос, чтобы уточнить и закрепить полученные знания. Изучение нового материала включает объяснение учителя, сообщения учащихся, работу с картами, схемами, образцами почв или средствами наглядности.
Главные типы почв страны и закономерности их распространения.docx
Урок 1. Главные типы почв страны и закономерности их
распространения.
Задачи урока: закрепить понятие « почва» и знания об условиях
почвообразования, строении и структуре почв. Изучить главные типы
почв нашей страны и закономерности их распространения, научить
работать с почвенной картой.
Оборудование: карты – физическая и почвенная, атлас, учебник,
таблицы.
Структура урока. В структуру данного урока желательно включить
индивидуальный и фронтальный опрос, чтобы уточнить и закрепить
полученные знания. Изучение нового материала включает объяснение
учителя, сообщения учащихся, работу с картами, схемами, образцами
почв или средствами наглядности.
I. Индивидуальный опрос.
- Что такое почва? Дайте её определение, расскажите о
значении почвы в природе и в жизни общества.
- Расскажите о роли горных пород в образовании почв, о
механическом составе почвы, его влиянии на свойства почв.
- Охарактеризуйте роль живых организмов в
почвообразовании.
- Объясните роль климата, вод, рельефа в
почвообразовании.
- Объясните, почему В.В. Докучаев назвал почву « зеркалом
природы».
II. Изучение нового материала.
Чтобы перейти к изучению типов почв и закономерностей их
распространения, учитель задаёт учащимся вопросы:
1. Какие из факторов, влияющих на формирование почв,
подчиняются широтной зональности?
2. Как влияют на свойства и размещение почв факторы, не
подчиняющиеся широтной зональности?
3. Подумайте, как влияют все компоненты природы на
формирование различных типов почв на территории страны.
Изучение типов почв и их размещение следует начать с работы по
карте и рисункам, схемам почвенных разрезов.
Учащиеся последовательно отвечают на вопросы и выполняют задания:
1. Рассмотрите почвенную карту. Каково его содержание? Что
означают условные знаки? 2. Определите, какова общая закономерность распространения
типов почв по территории страны.
3. Где нарушается широтная зональность почв?
4. Определите по карте основные зональные типы почв с севера на
юг.
5. Охарактеризуйте природные условия, в которых формируются
арктические и тундрово - глеевые почвы. Рассмотрите рисунок
почвенного разреза. Какие горизонты проявляются? Сравните
свои наблюдения и выводы с текстом учебника.
В суровой тундре с ветреной и малоснежной зимой, коротким и
прохладным летом живым организмам существовать трудно. Холодный
сухой ветер, дующий с Северного Ледовитого океана, сносит снег, и на
глубине 30-350 см от поверхности расположен слой вечной мерзлоты.
За прохладное короткое, лето влаги испаряется мало, следовательно,
увлажнение здесь избыточное ( вспомним, как определяется
коэффициент увлажнения).
Микроорганизмов мало. Небольшое количество органического вещества
полностью не перерабатывается и постепенно накапливается. В связи с
недостатком кислорода происходит оглеение почвы.На рисунке
почвенного разреза виден верхний маломощный слой гумуса, а под ним
голубовато- сизый горизонт с редкими ржавами пятнами. Этот оттенок
придают содержащиеся в почве соединения железа. В тундровых
почвах содержится1-2,5% гумуса. Они мало плодородные.
Далее учащиеся могут самостоятельно дать характеристику типов
почв, работая парами или группой, предварительно общими усилиями
выработав план изучения типа почвы и определив источники знаний:
1. Тип почвы ( карта почв).
2. Условия образования ( тематические карты).
3. Распространения ( карта почв).
4. Свойства почвы, особые признаки, плодородие ( учебник,
карты).
5. Использование почвы человеком.
Учащиеся самостоятельно изучают подзолистые почвы, серые
лесные и др.Особое внимание следует уделить черноземам.
Черноземы- наиболее плодородные почвы России, воистину земля –
кормилица. В конце своего жизненного пути, в 1900 году В.В. Докучаев
говорил: « Я буду беседовать с вами о царе почв, о главном богатстве
России, стоящем неизмеримо выше богатств Урала, Кавказа, богатств
Сибири, - все это ничто в сравнении с ним, нет тех цифр, какими можно
было оценить силу и мощь царя почв, нашего русского чернозема. Он
был, есть и будет кормильце России». Чернозем – наше национальное
богатство. При разумном использовании этих почв можно получать большие урожаи сельскохозяйственных культур.В начале века на
Всемирной выставке а Париже в русском павильоне был выставлен куб
русского чернозема, вырезанный в Воронежской области. Его размеры
2х2х2 м показывали мощность плодородного слоя, что вызвало
удивление и восхищение посетителей. В Московском государственном
университете есть музей почвоведения, где собрана коллекция почв
всей страны. Ученые исследуют почвы с целью сохранения их
плодородия. Они разрабатывают способы поддержания и улучшения
плодородия почв. О поисках ученых в этой области учащиеся могут
заслушать заранее подготовленное одним из учеников сообщение.
Подводя итоги урока, учитель обобщает полученные учащимися знания
о типах почв, их распространении на территории страны. Отмечает, что
они научились давать характеристику почвам и работать с почвенной
картой, познакомились с исследованиями ученых.
Домашнее задание: кроме закрепления приобретенных знаний,
учащиеся по желанию готовят сообщения о почвенных ресурсах,
влиянии хозяйственной деятельности человека на почвы, о проблемах
охраны почв, в том числе своей местности.
Главные типы почв страны и закономерности их распространения
Главные типы почв страны и закономерности их распространения
Главные типы почв страны и закономерности их распространения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.