"Глобальные проблемы современности"
Оценка 4.6

"Глобальные проблемы современности"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
обществознание
10 кл
23.05.2018
"Глобальные проблемы современности"
Публикация является частью публикации:
Педмастерская Аблялимова Н.М..docx
Педагогическая мастерская Видеоролик о планете Земля (с музыкальным сопровождением) Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить Вам фрагмент урока   по   обществознанию   в   11   классе   по   теме   "Глобальные   проблемы современности"  Мы живем на планете Земля и называем ее миром. Много еще тайн и загадок на   нашей   планете,   много   замечательных   открытий   совершается   благодаря прогрессу. Современный мир ­ это мир, в котором мы живем в настоящее время, с его хорошим и плохим. Тема глобальных проблем современности приобретает   особую   остроту   сейчас,   в   21   веке,   когда   резко   обострились противоречия   и   конфликты,   неправильное   разрешение   которых   может привести мир к катастрофе в прямом смысле этого слова. Человечество часто балансирует на грани. И моя задача, как учителя обществознания, состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в многообразии мира, уметь давать правильную оценку происходящему, делать нравственный выбор. Цель   урока:   сформировать   представление   об   основных   проблемах человечества,   показать,   какую   опасность   для   всего   мира   представляют некоторые из них. Задачи   урока   включают   работу   над   достижением   личностных   и метапредметных результатов, их Вы видите на экране:  Образовательные:    расширение понятия "глобальные проблемы" современности, понимания культурного   многообразия   мира,   убеждения   в   том,   что     решение глобальных   проблем   ­   это   условие   дальнейшего   существования цивилизации, выживания  овладение   системой   операций,  обеспечивающих   понимание   текста,   выделять   главное   и включая   умение   структурировать, второстепенное, основную идею   формирование   осознанной   адекватной   и   критичной   оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников Развивающие:   формирование   умения   выявлять   проблемы,   осмысливать   причины, сущность   и   их   значение,  сопоставлять   и   оценивать   различные   точки зрения;  развитие   умения   создавать   и   применять   знаково­символические средства для решения учебных и познавательных задач Воспитательные:   воспитание  уважения   к   культуре   своего   и   других   народов, толерантности  развитие способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе   формирование   готовности   к   сотрудничеству   с   соучениками, коллективной работе По типу урок является  уроком изучения нового материала, по структуре соответствует  требованиям  к  интерактивному  уроку и имеет три стадии ­ вызов, осмысление, рефлексия. Формы и методы работы,  которые я буду использовать в ходе урока на различных   этапах:  дидактическая   игра­конструктор   "Всемирная   деревня", интеллект­карта, мозговой штурм Достижение поставленных целей предполагается через:  • фактический материал глобального содержания • отработку   универсальных   умений   и  навыков   (анализ   научного   материала, определение причинно­следственных связей) • атмосферу сотрудничества и интеллектуальной свободы на уроке ХОД УРОКА: А теперь мы переходим непосредственно к теме. Уважаемые коллеги! Перед Вами   высказывания   двух   ученых.   По   ходу   нашей   работы   постарайтесь определить, какой из них можно взять эпиграфом к нашему уроку и обоснуйте свой выбор. Мы не унаследовали Землю у своих родителей. Мы её взяли взаймы у своих детей.  Ли Талбот, американский биолог и эколог Цивилизация на нашей планете до сих пор жива благодаря тому, что люди, становясь сильнее, в конечном счете, умели становиться и мудрее. А. Назаретян В   соответствии   с   требованиями   к   содержанию   интерактивного   урока,   в качестве приема на стадии вызова я использую игру­конструктор «Всемирная деревня»  Слайды с Всемирной деревней Если   бы   было   возможно   представить   население   земного   шара   в   виде   100 жителей одной деревни, то картина оказалась бы следующей:  Деревня была бы населена 57 представителями Азии, 21 европейцем, 14 американцами (включая Северную, Центральную и Южную Америку) и 8 африканцами.  30   человек   оказались   бы   христианского   вероисповедания,   70 исповедовали бы другие религии.  Шести жителям деревни принадлежали бы 59% всего богатства, и все эти шестеро были бы гражданами Соединенных Штатов Америки.  70 жителей этой воображаемой деревни оказались бы неграмотными, а 50 из них вдобавок страдали бы от недоедания.  Только у 9 человек в домах было бы электричество, а компьютером владел   бы   лишь   один   деревенский   житель.   У   80   человек   жилища оказались бы лишены минимальных удобств… ­ Скажите, пожалуйста, а может ли в этой фантастической деревне царить мир? Аргументируйте свой ответ.   бы   происходить   на   почве   такого ­   Какие   виды   конфликтов   могли   этнического,   религиозного   и   культурного   многообразия?   Аргументируйте свой ответ. Конечно, в такие конфликты может быть втянуто все население и тогда они приобретают   большие   масштабы,   а   в   применении   к   нашей   планете   могут перерасти в глобальные. Слайд с определением  Таким   образом,   глобальные   проблемы  –   проблемы,   которые   охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий, совместных действий всех государств и народов.  Следующий этап урока – стадия осмысления. Уважаемые   участники!   Давайте  заставим   себя   думать   по­другому, мыслить более масштабно, сделаем первый шаг на пути к новому мышлению, постараемся   взглянуть   на   привычные   вещи   с  другой   стороны.  В   этом   нам поможет   сегодня   “Метод   интеллект­карт”,   созданный   британским   ученым Тони Бьюзеном.  Интеллект­карта позволяет обозначить основные идеи и затем без труда четко выявить взаимосвязи между ними. Строится она вокруг центрального объекта,   а   весь   процесс   представляет   собой   ответвляющиеся   от   него ассоциации (от общих к частным). Начало работы над интеллект­картой я покажу вам сама, а продолжите вы   самостоятельно.   Существуют   определенные   требования   при   создании интеллект карт. Необходимо использовать разные цвета, ветви должны быть извилистые и толстые, можно использовать графические образы. В центре мы располагаем наше главное понятие ­ ....... назовите! Пишу на ватмане в центре Существует много классификаций, которые выделяют глобальные проблемы современности, мы рассмотрим наиболее распространенную, Вы, я думаю, мне поможете, исходя из вашего опыта:  экономические  экологические  социальные  политические   духовные рисую на ватмане, обозначая разными цветами ветви А теперь я предлагаю вам, для того, чтобы сформировать наиболее полную картину глобальных проблем, поработать самостоятельно с интеллект картой, разработав одну из ее ветвей. Для этого объединитесь в пары, используйте в работе предлагаемые тексты, иллюстрации.  пока работают, разъясняю присутствующим немного игру­конструктор "Всемирная деревня" ( в своей работе я взяла только часть игры, однако на основе данной игры можно построить урок: когда учащиеся выявят проблемы, которые могут возникнуть у жителей данной деревни, то им можно предложить разбиться на группы: министерство архитектуры, министерство культуры, министерство образования и попросить решить данные проблемы. Министерство образования: разработать учебный план для школы, которая откроется во "Всемирной деревне" и т.д.) обращая внимание на ее возможности Мы с вами обозначили проблемы более узко. Назовите их, пожалуйста. Спасибо. Хорошо обозначить проблему, но, как говорил английский философ и историк Б.Френсис «Лучший способ избавиться от проблемы ­ решить её». Попробуйте предложить хотя бы два способа решения каждой из проблем. Даю   вам   на   это   2   минуты.   Помните,   что   формулировка   должна   состоять максимум из двух слов­ассоциаций. Разъясняю методику интеллект­карты, говорю о правилах построения,  демонстрирую варианты Теперь   давайте   соберем   нашу   интеллект­карту   в   единое   целое   (магнитная доска). В работе над текстами  вы наверняка обратили внимание, что есть проблемы, зависящие друг от друга, взаимосвязанные между собой. Теперь я предлагаю вам назвать хотя бы одну взаимосвязь, а я с помощью цветных стрелок покажу ее. Рисую маркером Таким образом, можно показать множество взаимосвязей.  Посмотрите,   какое   количество   проблем   существует   в   нашем   современном мире.   Это   те,   от   которых   зависит   жизнь   каждого   из   нас,   жизнь   наших потомков.  Сегодня ученые разных областей: социологи, историки, биологи, географы, рассуждая о будущем человечества. Существуют разные подходы к нашему будущему. Давайте посмотрим небольшие видеофрагменты. Видео выделяем три подхода: пессимистический, оптимистический, нейтральный Суть пессимистического подхода заключается в том, что: в середине XXI века полностью истощатся природные ресурсы Земли, в результате наступят кризисы: ресурсный, экологический, продовольственный, загрязнение окружающей среды достигнет катастрофического уровня, словом наступит «конец света», население планеты начнет вымирать. В оптимистической оценке будущего нашей планеты ученые предупреждают о серьёзных кризисах и проблемах, но в, то, же время исходят из того, что недра Земли и Мирового океана таят в себе еще много неоткрытых богатств и на смену традиционным придут новые ресурсы, НТР поможет улучшить экологическое равновесие между обществом и природой. Нейтральный подход – невозможно с определенностью сказать, приведут ли глобальные тенденции к ужасным катастрофам или будут предотвращены удивительными достижениями человеческой приспособляемости Как   вы   считаете,   в   чем   будет   заключаться   самый   главный   путь   решения глобальных проблем? (проговорить, потом на слайд вывести)  Понимание того, что выживание человечества в условиях обострения глобальных проблем требует общих усилий; от глобальных угроз никто не застрахован;  Требуется справедливое и эффективное международное право, активно действующие   международные   правительственные   и   неправительственные организации;   признание   всеми   приоритета   прав   человека,   как   высшей ценности;  Изжитие   из   массового   сознания   стереотипов   вражды   и   ненависти   (в известной мере народам пора забыть нанесенные их предкам обиды);  Людям нужны «новые человеческие качества», т. е. способность понять взаимосвязь своей судьбы с судьбой других людей, всего человечества. Итак,   глобальные   проблемы   разнообразны,   сложны   и   противоречивы.   Они охватывают   широкий   спектр   человеческих   отношений   и   человеческой деятельности.   Их   решение   ­   задача   жителей   всей   планеты,   и   ее   решение возможно путем мирного добровольного, осознанного сотрудничества. Чьи же слова, на ваш взгляд, больше подходят к нашему уроку и почему? Спасибо   вам   за   работу,   но   я   хочу   предложить   еще   сделать   следующее: оцените, чему вы научились на нашем уроке. Лист самооценки:  ФИО ______________________ Результат Да Нет Освоил приемы работы с текстом Овладел умением выделять в информации главное и  второстепенное Научился формулировать идею Могу дать критическую оценку информации и  аргументировать ее Научился оценивать свои действия и действия  одноклассников Освоил технологию интеллект­карты для анализа и поиска  решения проблемы На этапе рефлексии предлагается лист самооценки, в критериях его заложены метапредметные умения и навыки, работа над которыми шла в течение урока.  Показываю на экране Посмотрите, сколько плюсов у вас получилось. Если 5­6, значит, вы научились   очень   важным   вещам,   которые   вам   пригодятся   в   жизни.   Если меньше – нам с вами есть, над чем работать дальше.

"Глобальные проблемы современности"

"Глобальные проблемы современности"

"Глобальные проблемы современности"

"Глобальные проблемы современности"

"Глобальные проблемы современности"

"Глобальные проблемы современности"

"Глобальные проблемы современности"

"Глобальные проблемы современности"

"Глобальные проблемы современности"

"Глобальные проблемы современности"

"Глобальные проблемы современности"

"Глобальные проблемы современности"

"Глобальные проблемы современности"

"Глобальные проблемы современности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2018