Глядя в будущее, не забываем о прошлом!
Оценка 5

Глядя в будущее, не забываем о прошлом!

Оценка 5
docx
30.09.2024
Глядя в будущее, не забываем о прошлом!
СТАТЬЯ калейдоскоп 24.docx

«Использование калейдоскопа

 при нарушенном зрении дошкольника»

 

(Глядя в будущее, не забываем о прошлом!)

 

 

 

                                                                                  Тюбекина Зинаида Николаевна,

учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Королев Московской области

«Школа – интернат для слепых и слабовидящих детей»

tubekinz@mail.ru

 

 Аннотация. 

    В статье освещен вопрос об истории создания и полезном использовании калейдоскопа при функциональном нарушении зрения (амблиопия, косоглазие) у детей дошкольного возраста с ОВЗ в коррекционной работе тифлопедагога. Причудливые узоры, сложные геометрические орнаменты, правильно подобранные и согласованные цвета, геометрические тела никого не оставляют равнодушными. Именно этот прием использования позволяет расширять возможности по созданию новых условий работы учителя- дефектолога, закреплять их, активизировать    работу, отвечающую за развитие нарушенной функции зрительного восприятия, что обогащает практический опыт повышения остроты зрения и снятия зрительного утомления.

 

           Ключевые слова: калейдоскоп, дети с косоглазием и амблиопией, здоровьесберегающая технология, тренировка аккомодации.

Лишь сделаю рукой движенье —
И новое в глазах явленье…»

                                                 Все мальчики и девочки в детстве владели собственным калейдоскопом:  зеленым, синим, красным, большим и маленьким. Все эти оптические  приборы-игрушки объединяет один принцип действия.

    

    Дети с косоглазием и амблиопией имеют свои специфические особенности в развитии. В связи с наличием у детей монокулярного видения страдает точность, полнота зрительного восприятия, наблюдается неспособность глаза выделять точное местоположение объекта в пространстве, его удаленность, выделение объемных признаков предметов, дифференциация направлений. Освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ, у детей с косоглазием и амблиопией происходит сложнее, они носят замедленный характер. Отмечаются затруднения в работе с объемными материалами и желание непосредственного контактирования с объектами. Отмечается общая обедненность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта детей за счет неточности, фрагментарности, замедленности зрительно-пространственной ориентировки.

      У детей 3—4-х лет с косоглазием и амблиопией из-за ограничения чувственного опыта возникают значительные затруднения предметно-практической и словесной ориентировки в пространстве. За счет монокулярного видения пространства у детей с косоглазием и амблиопией затрудняется ориентация в пространстве на уровне предметно практических действий, так как многие из признаков зрительно не воспринимаются. Амблиопию, в простонародье называют – ленивый глаз. То есть, у ребенка один глаз не видит или зрение существенно снижено. Такое заболевание влечет за собой ряд последствий, которые значительно снижают остроту зрения, а косоглазие – эта болезнь зрительной системы, при которой отсутствует симметрия.

      Выключение из акта зрения лучше видящего глаза - прямая окклюзия — наиболее распространенный и старый способ лечения амблиопии. Не потерял своего значения этот метод и в настоящее время в связи с его простотой, доступностью и эффективностью.

У детей дошкольного возраста длительная прямая окклюзия ведущего глаза бывает эффективной не только при амблиопии с правильной фиксацией, но и при ее нарушениях. В условиях прямой окклюзии снимается тормозящее влияние ведущего глаза и амблиопичный глаз включается в активную деятельность. Это приводит к расторможению функции центрального зрения, восстановлению центральной фиксации и повышению остроты зрения. Чем раньше начата окклюзия, тем лучшие результаты лечения амблиопии.

       У детей старшего дошкольного возраста (6—7 лет) существуют трудности ориентации в признаках и свойствах предметов окружающего мира, при этом собственные сенсорные возможности детьми не осознаются. У детей с косоглазием и амблиопией наблюдаются бессистемные неточные сведения о собственных сенсорно - перцептивных возможностях, о внешних признаках, строении, функциональном назначении органов чувств, что не позволяет ребенку с патологией зрения активно включиться в процесс компенсации собственного дефекта. В процессе сенсорной ориентации дети с косоглазием и амблиопией без специального обучения полностью доверяются поступающей зрительной информации. Лишь отдельные дошкольники осознают необходимость использования сохранных органов чувств, отдавая при этом предпочтение осязанию и слуху.

        Слияние коррекционно-педагогического и лечебно-восстановительного процессов в условиях специализированного детского сада для детей с нарушением зрения является особенностью, основным принципом в работе тифлопедагога.

        Коррекционная работа в специализированных группах строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей (зрение, осязание, обоняние, слух) детей с нарушением зрения.

      Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а именно, пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка, временные ограничения, зрительные нагрузки, подбирать упражнения и игры, соответствующие диагнозу и возрасту детей.

     Поэтому основными задачами коррекционно-восстановительной работы с детьми с нарушением зрения является повышение остроты зрения, укрепление мышц глаза, расширение поля зрения, развитие глазодвигательных прослеживающих функций, устойчивой фиксации и зрительного восприятия, которые решаются через следующие направления:

Обучать детей фиксировать амблиопичным глазом мелкие детали, развивать зрительное внимание, запоминание, с использованием таких игр и упражнений, как «Выкладывание узора из цветных палочек», «Нанизывание бус на шнурок», «Составь узор из мозаики», «Выложи из злаков узор», «Найди отличия» и др.

      В списках рекомендуемых игр для детей мы видим игрушку калейдоскоп, который является, на мой взгляд, одним из востребованных приборов в данном направлении работы.  Калейдоскоп - это оптический прибор в виде трубки для получения меняющихся симметричных узоров с помощью расположенных под углом зеркал, который можно использовать в любом виде деятельности по развитию зрительного восприятия. В детстве при слове калейдоскоп возникала лишь одна простая ассоциация – игрушка. Вообще детские игрушки очень часто скрывают за собой долгую интересную историю, с которой сегодня познакомлю я вас.

       Как - то на просторах интернета на глаза мне попал рассказ об уникальном воздействии калейдоскопа на мозг ребенка профессора Андрея Слюсарчука – психолога, психоаналитика и нейрохирурга, много лет посвятившего изучению самого загадочного объекта во вселенной – человеческого разума. Долгое время никто не обращал внимания на то, что калейдоскоп – это инструмент, способный развивать глубинные структуры мозга малыша. Ведь маленький ребенок – это еще развивающаяся система. А калейдоскоп в игровой форме способен заставить мозг эффективно работать, при этом не перегружая его, не вызывая негативных эмоциональных реакций. С научной точки зрения уникальность калейдоскопа заключается в геометрически точно повторенных цветовых композициях, которые при рассматривании одинаково воспринимаются обоими полушариями мозга.  Согласитесь, ребенка сложно надолго увлечь чем-то полезным. Когда же малыш разглядывает узоры в калейдоскопе, в его мозге за короткое время фиксируется большое количество сочетаний различных цветовых моделей и фигур. Такой архитектуры гаммы цветов мозг в природе не находит. Через зрение это воспринимается корой мозга и активизирует зону, ответственную за принятие решений, а также зону, ответственную за эмоциональное восприятие мира и адекватную реакцию на события. Созерцание смены красивых картинок в калейдоскопе улучшает память и внимание. В Японии с помощью калейдоскопа лечат аутизм, помогают включать детей с этим заболеванием в реальность – отмечает врач-нейрохирург А.Слесарчук.

 Если почитать календарь праздников, оказывается, много найдется малоизвестных и необычных праздников. Один из таких - День калейдоскопов - отмечается 15 мая – исполняется 200 лет любопытному оптическому прибору, который каждый из нас в детстве хоть разок да держал в руках. Уверена, что вы не слышали про такой праздник, да и я сама узнала случайно, и это хороший повод рассказать вам об истории калейдоскопа.

Своё название калейдоскоп получил от греческого kalos - красивый, eidos - вид и skopeo - смотрю, наблюдаю. То есть, дословно получается: наблюдаю красивый вид. Поначалу в России калейдоскоп так и называли - трубка, показывающая красивые виды.  Антидепрессант.

Изобретателем калейдоскопа считается английский физик Дэвид Брюстер.       

      Он обратил внимание, что осколки стекол, находящиеся в трубе с зеркалами, отражаясь в этих зеркалах, создают чудесные симметричные узоры. Как сказано в известной книге советского математика-популяризатора Я.И. Перельмана, если у вас есть калейдоскоп с 20 стеклышками, и вы будете поворачивать его 10 раз в минуту, то вам понадобится 500 000 миллионов лет, т.е. 500 миллиардов лет (!!!), чтобы просмотреть все узоры.

     У нас в России калейдоскоп появился в конце 18 века и изобрел его великий русский ученый М.В. Ломоносов, который восхищался красотой стекла и изучал различные способы его применения.

      Калейдоскоп — это источник вдохновения. Когда видишь бесконечно складывающиеся узоры, понимаешь, что мир безграничен, как безгранична человеческая фантазия. Узоры в калейдоскопе НИКОГДА не повторяются.         Поворот трубы - и уже готов оригинальный орнамент! Еще один поворот - и снова дивной красоты узор! Наблюдая за сказочной сменой цветов и фигур, остаться равнодушным к которым невозможно, маленькие эстеты приучаются созерцать, развивая образное и ассоциативное мышление. Необходимо и важно понимать, что, удерживая игрушку с цветной сменой фигурок, малыш совершенствует моторику, что крайне полезно скажется на развитии его умственных способностей.

    В человеческом мозге есть разные центры, которые отвечают за те или иные функции: логику, эмоции, анализ зрительных образов, слуховые впечатления. У малыша эти центры пока еще только учатся «договариваться» между собой. Когда ребенок играет с калейдоскопом, его мозг начинает воспринимать мир более полно и красочно. Безусловно, это оказывает позитивное влияние на развитие маленькой личности. И, кстати, отображается на дальнейшей способности к обучению.
Не случайно калейдоскоп стал одной из любимых игрушек детей.

Эти камешки цветные - как из стекол витражи:

Яркие и озорные, очень нравятся, скажи!

По спирали вьется лента разноцветных огоньков...

Нужного дождись момента и узор уже готов!

Красок в нем многообразье, как хрусталики горят.

Удовольствие для глаза и мальчишек, и девчат!

Результаты практических наблюдений: «а что говорят дети», тренируя амблиопичный глаз,  смотря в калейдоскоп.

Соня 6 лет: «Я вижу звезды, солнце, бабочку, кораблики, полянку, где растет к клубника, а еще облака, листья, а на листочке сидит божья коровка.

При повороте: «сейчас вижу 2 ромашки, серединка красная, а лепестки   оранжевые».

Тима П 4года.   «У меня какие-то кружочки пластиковые, бабочки, шарики, много всего».

Егор Т.  «Вижу цветочек очень красивый, такого в жизни не видел, звездочку, круг очень ровный, небольшой, ракету, чьи -то усы».

Егор В. «Узоры очень красивые, цветы оранжевые, похожи, как у бабушки на даче, вижу красные цветы, листики зеленые. Вижу желтый цвет – а это подсолнух. Вижу синюю звездочку и фиалку фиолетового цвета». При повороте: «Вижу поток, как река из маленьких шариков разноцветных».

Алена М. «Я вижу колеса машины, окно, трубу. Вижу звездочки, усы, глаза, лицо, а теперь улыбку с глазами, язычком. Желтый терем с двумя желтыми окнами, в которых горит свет. А теперь вижу лодку и крабика, одну золотую рыбку, которая плывет вправо, красиво».

 Матвей Г.  «Я вижу жучков, цветочки, синий замок, оранжевую стрекозу одну, птичку воробья…».

     Рассказ ребенка об увиденном увеличивает время просмотра картинок, что для нас является стимулирующим в развитии остроты зрения.

      Какое разнообразие увиденного в один калейдоскоп!

 Калейдоскоп — это генератор положительного поля. Он способен создать настроение, улучшить самочувствие, когда дети удивляются, видя меняющиеся красивые картинки.

     Перечисленные свойства позволяют нам проводить индивидуальные тренировки за счет наблюдения изображений внутри тренажера, перемещая и поворачивая трубку тренажера в разных режимах, привлекая внимание ребенка, стимулируя речевую активность.

     Тренажер показал эффективность при разных видах офтальмологических патологий, способность полноценно тренировать глазные мышцы, повышать остроту зрения, позволяет также избавиться от многих неприятных и болезненных ощущений в глазах при длительных нагрузках.

      Калейдоскоп рекомендован к применению проведения зрительной гимнастики для глаз детей; для коррекции косоглазия у детей, лечения амблиопии у детей; профилактики и лечения функциональных зрительных расстройств, связанных с амблиопией разной степени у детей раннего возраста, выполняет функцию динамической тренировки фокусировки, которая уже давно используется в качестве зарядки для глаз. Разглядывание цветных картинок имеет следующие лечебные эффекты: расслабление мышц; активизация нервных импульсов; улучшение фокусировки; улучшение кровоснабжения, но принцип в любом случае остается один – это расслабление зрительной (цилиарной) мышцы при взгляде вдаль и напряжение ее для фокусировки близко расположенного. При рассмотрении цветных композиций происходит расслабление зрительных органов, фокусировка взгляда и повышение кровоснабжения тканей глаз.

Дидактическое пособие «Калейдоскоп».

 Материалы и оборудование: калейдоскопы магазинные (разнообразные по форме, назначению, видам мозаичных картинок) или картон прямоугольной формы 10 на 20 см. свернутый в трубу, лист картонный с «дырочкой» разного размера.

 Возраст с 3 до 7 лет.  Цель- развитие зрительного восприятия (повышение остроты зрения).  

Ход (игровые действия и варианты игры):

 1вариант: смотреть в калейдоскоп одним глазом (амблиопичным, со сниженной остротой зрения), направляя тубус калейдоскопа вверх (при сходящемся косоглазии) и в даль. Второй глаз при этом закрыт (в окклюдоре).

2 вариант: рассматривание узоров калейдоскопа (при его вращении).

 3 вариант: В разнообразные картонные калейдоскопы (я их назвала пенализаторы - стимуляторы с различными по величине отверстиями по величине) рассматривать предметы ближайшего окружения.

 Метод применения. Рассматривать картинку (в стимулятор) не менее одной –трех минут и хорошо вглядываться в каждый образ.

Можно положить картинку на стол, пол и рассматривать ее, рассказывая, что ребенок видит на представленной картинке (количество, цвет, форма и т.п.)

Можно положить картинку на стол, пол и рассматривать ее, рассказывая, что ребенок видит на представленной картинке (количество, цвет, форма и т.п.)

                                                                                         

    Польза разного рода гимнастики для коррекции зрения известна всем, однако детям исполнять упражнения скучно, иногда не понятно. Как было сказано выше, тренировки эффективны при окклюзии (заклейке амблиопичного глаза), когда мы тренируем хуже видящий глаз. Тогда на занятиях всегда используем калейдоскоп, что в дальнейшем вызывает у ребенка потребность пользоваться им без напоминания, тем самым стимулируя нарушенную зрительную функцию.

    Современный мир предлагает широкий ряд разнообразных калейдоскопов, в том числе и природный калейдоскоп серии «Создай свой неповторимый узор». Это калейдоскоп, для которого ребенок сам сможет создать наполнение. Это могут быть цветы, листья гербария, ракушки… Крышка держится на магнитах, что позволяет ребенку без труда создавать новые причудливые орнаменты, композиции, узоры, а значит развивать художественный вкус.

Это калейдоскоп, для которого ребенок сам сможет создать наполнение. Это могут быть цветы, листья гербария, ракушки…                                                                       

     Не забывайте о пользе калейдоскопов! Эти простые приспособления развивают абстрактное мышление, творческий взгляд на мир и художественный вкус. Наблюдение сменяющих друг друга орнаментов снимает стресс и одновременно способствует концентрации внимания, что так важно для перегруженных информацией современных школьников.

    А тем, кто проводит много времени у компьютера и телевизора, калейдоскоп поможет уменьшить усталость зрительного нерва и тем самым сохранить зрение.

    И поэтому, делаем вывод, что калейдоскоп необходим в работе со всеми детьми дошкольного возраста, как на занятиях, так и в игровой деятельности вне занятий.

     В кабинете, на компьютере есть программа «Калейдоскоп» – картинки меняются от движения компьютерной мыши «Составь узор»

для детей 6-7 лет, где ребенок сам составляет набор цветных «камушков», выбирая их из множества представленных. А потом картинка, составленная ребенком, оживает, как при поворотах калейдоскопа.

Программа «Калейдоскоп» IMG_0244                                                    IMG_0243

 

   Таким образом, в заключение хочется сказать: для лечения детей с нарушением зрения врачи-офтальмологи используют специальные медицинские аппараты, а педагоги повышают эффективность занятий, используя пособия на основе офтальмологических технологий. Задания в игровой форме нравятся детям, что существенно повышает мотивацию к выполнению трудной работы для них — лечению на медицинских аппаратах.

    В ходе работы над темой я изучила литературу, источники из Интернета. Узнала много об истории калейдоскопа, его устройстве и принципе работы, интересные факты о калейдоскопе.

Я поняла, что калейдоскоп – не просто детская игрушка, а самый настоящий оптический прибор. Его действие основано на законах физики. После изобретения калейдоскопа люди смогли придумать и другие оптические приборы – телескоп, микроскоп, фотоаппарат, телевизор. А началось все с игрушки.

Я узнала, что в современном мире калейдоскоп используют не только дети, но и врачи, художники, музыканты и композиторы, программисты…

Любят ли калейдоскоп сегодня?  Вроде бы в нем нет какой-то великой задачи, но дети, играя, могут постигать красоту, понимать основы физики или развивать мелкую моторику. Да и просто - играть, что уже само по себе является смыслом игрушки.

       Практика работы тифлопедагога с применением калейдоскопа важна при простоте использования, в желании детей играть с ним, в доказанной полезности, эффективности, результативности.  И никакие компьютерные игры не создадут такую атмосферу виртуального мира, какую создает калейдоскоп.

             Я уверена, что материал будет интересен в различных детских учреждениях для дефектологов, логопедов, воспитателей. Он сочетает в себе занимательность и простоту исполнения калейдоскопа с теоретической основой.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

        
1. Гильде В. «Зеркальный мир» - М.: Мир, 1982 - с.120

2. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: методическое пособие / Л.А. Дружинина. – М.: Экзамен, 2006. – 159 с.

3. Ермакова В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ.-метод. Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1990.-223 с.

4. Калейдоскопы. История чудесной игрушки 

    https://vitroart.ru/articles/articles/410/

5. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение: учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения/Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева–СПб.: Детство пресс, 2002 –128 с.

6. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: учебное пособие / Л.И. Плаксина. – М.: РАОИКП, 1999.

7. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. - М.: Академия, 2014. 218 с.

8. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателей детского сада / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.

9.  Материалы из Интернета.


 

Скачано с www.znanio.ru

И спользование калейдоскопа при нарушенном зрении дошкольника» (Глядя в будущее, не забываем о прошлом!)

И спользование калейдоскопа при нарушенном зрении дошкольника» (Глядя в будущее, не забываем о прошлом!)

Освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ, у детей с косоглазием и амблиопией происходит сложнее, они носят замедленный характер

Освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ, у детей с косоглазием и амблиопией происходит сложнее, они носят замедленный характер

Чем раньше начата окклюзия, тем лучшие результаты лечения амблиопии

Чем раньше начата окклюзия, тем лучшие результаты лечения амблиопии

Обучать детей фиксировать амблиопичным глазом мелкие детали, развивать зрительное внимание, запоминание, с использованием таких игр и упражнений, как «Выкладывание узора из цветных палочек», «Нанизывание бус…

Обучать детей фиксировать амблиопичным глазом мелкие детали, развивать зрительное внимание, запоминание, с использованием таких игр и упражнений, как «Выкладывание узора из цветных палочек», «Нанизывание бус…

Созерцание смены красивых картинок в калейдоскопе улучшает память и внимание

Созерцание смены красивых картинок в калейдоскопе улучшает память и внимание

Необходимо и важно понимать, что, удерживая игрушку с цветной сменой фигурок, малыш совершенствует моторику, что крайне полезно скажется на развитии его умственных способностей

Необходимо и важно понимать, что, удерживая игрушку с цветной сменой фигурок, малыш совершенствует моторику, что крайне полезно скажется на развитии его умственных способностей

Вижу синюю звездочку и фиалку фиолетового цвета»

Вижу синюю звездочку и фиалку фиолетового цвета»

При рассмотрении цветных композиций происходит расслабление зрительных органов, фокусировка взгляда и повышение кровоснабжения тканей глаз

При рассмотрении цветных композиций происходит расслабление зрительных органов, фокусировка взгляда и повышение кровоснабжения тканей глаз

Польза разного рода гимнастики для коррекции зрения известна всем, однако детям исполнять упражнения скучно, иногда не понятно

Польза разного рода гимнастики для коррекции зрения известна всем, однако детям исполнять упражнения скучно, иногда не понятно

В кабинете, на компьютере есть программа «Калейдоскоп» – картинки меняются от движения компьютерной мыши «Составь узор» для детей 6-7 лет, где ребенок сам составляет набор…

В кабинете, на компьютере есть программа «Калейдоскоп» – картинки меняются от движения компьютерной мыши «Составь узор» для детей 6-7 лет, где ребенок сам составляет набор…

П рактика работы тифлопедагога с применением калейдоскопа важна при простоте использования, в желании детей играть с ним, в доказанной полезности, эффективности, результативности

П рактика работы тифлопедагога с применением калейдоскопа важна при простоте использования, в желании детей играть с ним, в доказанной полезности, эффективности, результативности

Ермакова В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения:

Ермакова В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2024