Голосеменные растения: общая характеристика, особенности строения и происхождения.
Оценка 4.8

Голосеменные растения: общая характеристика, особенности строения и происхождения.

Оценка 4.8
Документация
docx
биология
6 кл
24.03.2017
Голосеменные растения: общая характеристика, особенности строения и происхождения.
мир растений очень разнообразен. мы уже изучили споровые растения. теперь мы переходим изучению семенных растений. тема данного урока Голосеменные растения: общая характеристика, особенности строения и происхождения это начало изучения главы о семенных растения. в этом уроке дается материал который легко усвоится для детей.
голосеменные раст.docx

Дата:  17.02.2017                      

Класс: 6 «А» «Б»

Предмет: Биология 

Тема: Голосеменные растения: общая характеристика, особенности строения и происхождения.

Лабораторная работа №20

Цель урока: дать общую характеристику растений отдела Голосеменные растения.

Задачи: образовательные – изучить особенности строения голосеменных растений; указать на признаки, позволившие отнести их к группе высших семенных растений; дать представление о многообразие растений данного отдела; указать на преимущества семенного размножения над споровым.

развивающие – развивать умение учащихся анализировать полученную информацию, выделять главное, обобщать, делать выводы, работать в группах, применение знаний на практике.

воспитательные – воспитывать критически мыслящую личность, чувство бережного отношения к природе, любовь к родному краю.

Тип урока: сообщение новых знаний

Оборудование:  гербарий растений, шишки, рисунки растений

                                                                    Ход урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 

Этапы урока:

Организационный момент

Фронтальный опрос и найти верные утверждения

Рассказ учителя о голосеменных  растениях.

Лабораторная работа

Закрепление:
б) заполнение таблицы, схемы

Итоги, выставление оценок

Домашнее задание

 

7 мин

Проверка знаний

Какие группы растений относятся к папоротникообразным?

Какие папоротники обитают в лесах средней полосы?

Как называется сложный лист папоротника?

Как называются женские половые органы у папоротников?

Как называются мужские половые органы у папоротников?

Как происходит оплодотворение папоротника?

Какое условие является необходимым?

Опишите цикл развития папоротника.

Какие хвощевидные растения обитают в лесах средней по­лосы?

Какие плауновидные растения обитают в лесах средней по­лосы?

Задание  Отметь верные
утверждения.

Плауновидные имеют большое значение в природе и
жизни человека.

Травоядные животные с удовольствием поедают
плауны.

Человек применяет плауны для получения зелёной,
синей и жёлтой краски.

Споры плаунов используют в медицине в виде
присыпки.

 

Отвечают на вопросы опроса.

 15 мин

 Актуализация знаний учащихся

Определение темы урока: загадки.

Высоконько стоит, 
 Далеконько глядит, 
 Станет старушкой - 
 Будет избушкой
(ответ - сосна).

 

Колкую, зелёную
срубили топором,
Колкая, зелёная
К нам приходит в дом
(ответ - ель).

 

Везёт лошадка дровенки
На дровнях мужичок
Срубил он нашу …(елочку)
Под самый корешок.
И вот она, нарядная,
На праздник к нам пришла,
И много, много радости
Детишкам принесла.

От яблони - яблочки, а от сосны - ….(шишки)

Эти растения относятся к группе растений, с которыми мы сегодня познакомимся на уроке. Запишите тему урока в тетрадях «Общая характеристика Голосеменных растений». Что вы должны будете знать к концу урока? (учащиеся излагают свой идей). Задайте себе вопрос, на который мы должны будем сегодня найти ответ? (несколько учащихся озвучивают свой вопросы по теме урока).(Время 3 минуты).

 

Оказывается …:

- сосна – в Японии символ долголетия, отваги и мужственности; дерево людей, родившихся с 19 февраля по 28/29 февраля и с 24 августа по 2 сентября; символ света, огня, плодородия и бессмертия у северных народов;

- пихта – дерево людей, родившихся со 2 по 11 января, с 5 по 14 июля;

- лиственница – символ России;

- обычай украшения ели в Новый год пришел к нам из Германии;

- кипарис - символом скорби и чужого горя. В Древней Греции у дверей умершего вешали ветвь кипариса, а на могилах сажали молодые кипарисы;

- кедр (сосна сибирская) - символ силы, достоинства, неподкупности, долговечности. Герб одного из городов России.

3 Изучение новой темы

Общая характеристика голосеменных растений:

Жизненные формы – деревья, редко полукустарники, трав нет.

Образуют видоизмененный побег – шишку.

Размножаются с помощью семян – это их основное отличие от споровых растений. Семена содержат запас питательных веществ.

Плодов не имеют.

Листья в виде иголок – хвоинки.

Чаще вечнозеленые растения.

Нет настоящих сосудов.

Разнополые растения (есть мужское и женское растение).

Оплодотворение без участия воды, поэтому мужская гамета (половая клетка) неподвижна, называется спермий.

Питаются как и все растения автотрофным путем (образуют органические вещества из неорганических  в процессе фотосинтеза, выделяют кислород в атмосферу).

Семена не прикрыты стенками плода, лежат открыто на чешуйках шишек – отсюда название отдела.

Сосновый лес называется тайгой.

Растения этого отдела выделяют в окружающую среду летучие  вещества, убивающие бактерии - фитонциды.

Покрытосеменные растения размножаются с помощью семян, окруженных околоплодником. Голосеменные также размножаются семенами, но цветки и плоды у них не образуются.

Известно приблизительно 800 современных видов голосеменных растений. Это – деревянистые (деревья или кусты), преимущественно вечнозеленые растения. У одних видов листья крупные, рассеченные, у других – мелкие, чаще всего имеют вид иголок или чешуек.

Голосеменные распространены на всех континентах. К этому отделу относится несколько классов, но большинство видов голосеменных (приблизительно 550) объединены в класс Хвойные. Почти 95% лесов нашей планеты – хвойные или смешанные (состоящие как из хвойных, так и лиственных растений). Хвойные леса умеренных широт Северного полушария называют тайгой. Десятки видов хвойных произрастают и на материках Южного полушария. В горах эти растения образуют высокогорные хвойные леса.

Особенности строения и процессов жизнедеятельности хвойных. У большинства видов листья – хвоинки (откуда и происходит название класса) – имеют вид иголок. На поперечном срезе хвоинки округлые, ребристые (сосна, ель) либо напоминают плоские удлиненные чешуйки (лиственница, кипарис, туя). Небольшая площадь листьев и особенности их устьиц (они углублены в толщу листа и могут на зиму запечатываться воском) обеспечивают почти полное прекращение испарения воды зимой.

В коре и древесине хвойных есть много канальцев, называемых смоляными ходами. Они заполнены густой жидкостью. При повреждении ствола на его поверхности быстро появляются капли клейкой жидкости – смолы. Она выделяется из смоляных ходов и затягивает рану, предотвращая попадание в нее болезнетворных микроорганизмов.

 

 

 

   Слушают рассказ учителя, записывают в тетрадь

  5 мин

Выполнение лабораторной работы

Работа индивидуально 

 

5

Мин

 

 

 

 

3 -4 мин.

Закрепление изученного.

Каждой группе даются новые слова по которым они должны составить предложение по изученной теме.

Новые слова: Голосеменные, покрытосеменные, вечнозеленые, шишка, хвоя, класс хвойных семенные папоротники.

 

 


  

 

Домашнее задание пересказ 39, ответить на А, В, С

 

Работа в парах в тетради

 

 

 

 

 

 

Записывают дом/задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Дата: 17.02.2017

Дата: 17.02.2017

Отвечают на вопросы опроса. 15 мин

Отвечают на вопросы опроса. 15 мин

Плодов не имеют. Листья в виде иголок – хвоинки

Плодов не имеют. Листья в виде иголок – хвоинки

Выполнение лабораторной работы

Выполнение лабораторной работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017