Гончарное искусство в Коми крае
Оценка 4.8

Гончарное искусство в Коми крае

Оценка 4.8
Занимательные материалы +2
docx
Междисциплинарный 3
3 кл—11 кл +1
29.03.2017
Гончарное искусство  в Коми крае
презентация работает в обычном режиме на каждый клик мыши
Публикация является частью публикации:
Гончарное искусство в Коми крае.docx
Из   минерально­сырьевых   ресурсов,   которыми   особенно богата территория Коми края, народом коми наиболее широко и издавна   использовалась   глина.   Керамическая   посуда традиционно занимала видное место в бытовой утвари. Ручной гончарный круг появился у коми в XV веке но широкого распространения не имел. Это был круг легкого типа, относящийся к северо-русской системе гончарных кругов.  Одним из древнейших занятий у коми, как и других народов, было гончарство. У коми глининую посуду для собственного потребления делали в основном женщины. При производстве ее в домашних условиях даже в начале ХХ века сохранялось архаическая ленточно-жгутовая техника. Посуду лепили в жилых помещениях, в холодной половине дома или прямо на улице. Обжиг происходил в русской печи. На рынок такая посуда не поступала.  Большая часть глиняной посуды изготавливалась для  собственного потребления; мастеров, использующих гончарный  круг и обжиг в специальных печах­горнах, работающих по  заказам и для рынка, в начале века на весь обширный Усть­ Сысольский уезд было не более двух десятков.  С   конца   XIX   века   они   стали   употреблять   для   обжига специальные печи, которые обычно сооружали 2­3 мастера на паях. В печи обжигали за неделю  до 300  гончарных изделий. Многие   мастера­гончары   покрывали   свои   изделия   зеленым глянцем  или бесцветной  глазурью. Орнаментировалась  посуда редко. Наибольшее   развитие   гончарное   производство   имело   в   с. Выльгорт и с. Прокопьевка в Прилузье, где выделились мастера, работающие   только   на   рынок.   Ассортимент   керамики   был невелик:   большие   корчаги   для   хранения   воды,   горшки   для приготовления пищи, кринки, глиняные .сковородки и плошки. В с.   Важгорт   изготовляли   также   глиняные   чайники.   Кое­где мастера делали керамические светильники. Широко использовалась глина и в печном деле, но и здесь почти  каждый коми крестьянин изготавливал кирпичи сам для себя,  без обжига. Первые два маленькие кустарные кирпичные заводы появились в Усть­Сысольском уезде лишь в конце ХIХ в., столько же их было тогда и во всём Печорском крае.  Производительность каждого такого завода не превышала 30  000 штук кирпича в год. Наряду с кирпичными широкое  распространение у коми имели и глинобитные печи. Кроме того,  из обожжёной глины в массовом количестве, каждый сам для  себя, изготавливались грузила для рыболовецких сетей  различной формы: цилиндрические, яйцевидные, дисковидные и  т.д. Глина, обожженная в костре - первый искусственный материал, полученный человеком. Свойства этого материала раскрывались человеку постепенно. До сих пор треть человечества живет в глинобитных жилищах. И это не считая домов из обожженных кирпичей. Из шины делают не только стены, но и поды с крышами. Чтобы повысить прочность такого глинобитного пола, его время от времени поливают соленой водой. Впервые появившиеся в Месопотамии клинописные письмена выдавливали на тонких глиняных табличках. Да и в сложный состав современной бумаги обязательно входит белая глина. Акунова, Л.Ф., Приблуда, С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий./ Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. -М.: Феникс. -130 с. Японские гончары вплоть до XX века обвивали сосуды тесьмой, спдетеной из рисовой соломы. В печи при обжиге солома выгорала, оставляя характерный орнамент. Вдавливали древние мастера в еще сырой сосуд хлебные колосья, отдельные зернышки, раковины, ягодки хвойных деревьев (в Японии такая керамика даже имеет особое название - «сосновоигольчатая»). Позже для тиснения стали изготавливать специальные деревянные палочки с узорами-штампиками на торцах. Сегодня сосуды с такими простенькими узорами-ямочками археологи называют «ямочной керамикой». Иногда же гончар наносил орнамент на изделие просто пальцами. Такие пальцевые защипы по краям сосудов характерны для скифской керамики . При использовании гончарного круга узор на сосуд легче наносить гравировкой - прочерчивакием заостренными палочками. Часто для этого использовали прихотливо вырезанные гребенки. Применяли для украшения и напепные узоры из глиняных жгутиков, шариков, пластинок. Все вышеописанные способы орнаментации называются у гончаров рельефными. Однако существовало и гладкое декоркроваяие. При «лощении» поверхность' изделия наиграют до зеркального блеска камнем-голышом, косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком. При этом верхний слой глины уплотняется, становится более прочным и меньше пропускает воду. Этот легкий способ в старину даже заменял более трудоемкое глазурирование. Лощеный сосуд приобретал особую красоту после «томления» или «чернения» в печи. Для этого в самом конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, ненужное тряпье, сырой навоз и траву - словом все, от чего возникал густой черный дым. После томления сосуды получали глубокий черный цвет. На бархатистом черном фоне узоры отливали синеватым стальным блеском, за что такую посуду в народе прозвали «синюшками». Другим способом гладкого декорирования является роспись ангобами глиняным сметанообразным раствором. Если мастера подбирали для росписи «живую глину», то окраска всего изделия выходила приглушенной. И общая цветовая гамма получалась теплой (кирпичный, красно-коричневый, серый, желтый цвета). Смешивая натуральные ангобы между собой, получали тончайшие оттенки. Для получения же холодных (синих, зеленых) и черных ангобов добавляли в них соли различных металлов. При обжиге из глины удаляется влага, распадаются одни вещества, образуются другие. Только после обжига глина превращается в новое, искусственное вещество - керамику. Для обжига хорошо просушенное изделие помещали в костер, русскую печь горн. Сегодня для этого используют электрические муфельные печи. Превращение глины в керамику происходит при температуре 500 - 900° С. И чем ниже температура обжига, тем дольше идет процесс. До сих пор в Средней Азии, Африке, Америке народные мастера ведут обжиг на кострах. Изделия ставятся в несколько ярусов на кирпичи прямо на землю и обкладываются со всех сторон дровами. Такой обжиг длится от 8 часов до нескольких суток. В специальном же гончарном горне, где удается довести температуру до 900° С, обжиг идет значительно быстрее. Простейший двухкамерный гончарный горн известен с древнейших времен. В нижнюю камеру такого горна закладывают топливо, а в верхней размещают изделия. В Средине века горн был непременной принадлежностью всех ремесленных гончарных слобод. Да и сама профессия гончара получила свое название от слова «горн» после выпадения неудобной в произношении буквы «р».

Гончарное искусство в Коми крае

Гончарное искусство  в Коми крае

Гончарное искусство в Коми крае

Гончарное искусство  в Коми крае

Гончарное искусство в Коми крае

Гончарное искусство  в Коми крае

Гончарное искусство в Коми крае

Гончарное искусство  в Коми крае

Гончарное искусство в Коми крае

Гончарное искусство  в Коми крае

Гончарное искусство в Коми крае

Гончарное искусство  в Коми крае

Гончарное искусство в Коми крае

Гончарное искусство  в Коми крае

Гончарное искусство в Коми крае

Гончарное искусство  в Коми крае

Гончарное искусство в Коми крае

Гончарное искусство  в Коми крае
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2017