Из минеральносырьевых ресурсов, которыми особенно
богата территория Коми края, народом коми наиболее широко и
издавна использовалась глина.
Керамическая посуда
традиционно занимала видное место в бытовой утвари.
Ручной гончарный круг появился у коми в XV веке но
широкого распространения не имел. Это был круг легкого типа,
относящийся к северо-русской системе гончарных кругов.
Одним из древнейших занятий у коми, как и других народов, было
гончарство. У коми глининую посуду для собственного
потребления делали в основном женщины. При производстве ее в
домашних условиях даже в начале ХХ века сохранялось
архаическая ленточно-жгутовая техника. Посуду лепили в жилых
помещениях, в холодной половине дома или прямо на улице.
Обжиг происходил в русской печи. На рынок такая посуда не
поступала.
Большая часть глиняной посуды изготавливалась для
собственного потребления; мастеров, использующих гончарный
круг и обжиг в специальных печахгорнах, работающих по
заказам и для рынка, в начале века на весь обширный Усть
Сысольский уезд было не более двух десятков.
С конца XIX века они стали употреблять для обжига
специальные печи, которые обычно сооружали 23 мастера на
паях. В печи обжигали за неделю до 300 гончарных изделий.
Многие мастерагончары покрывали свои изделия зеленым
глянцем или бесцветной глазурью. Орнаментировалась посуда
редко.
Наибольшее развитие гончарное производство имело в с.
Выльгорт и с. Прокопьевка в Прилузье, где выделились мастера,
работающие только на рынок. Ассортимент керамики был
невелик: большие корчаги для хранения воды, горшки для
приготовления пищи, кринки, глиняные .сковородки и плошки. В
с. Важгорт изготовляли также глиняные чайники. Коегде
мастера делали керамические светильники. Широко использовалась глина и в печном деле, но и здесь почти
каждый коми крестьянин изготавливал кирпичи сам для себя,
без обжига. Первые два маленькие кустарные кирпичные заводы
появились в УстьСысольском уезде лишь в конце ХIХ в., столько
же их было тогда и во всём Печорском крае.
Производительность каждого такого завода не превышала 30
000 штук кирпича в год. Наряду с кирпичными широкое
распространение у коми имели и глинобитные печи. Кроме того,
из обожжёной глины в массовом количестве, каждый сам для
себя, изготавливались грузила для рыболовецких сетей
различной формы: цилиндрические, яйцевидные, дисковидные и
т.д. Глина, обожженная в костре - первый искусственный
материал, полученный человеком. Свойства этого материала
раскрывались человеку постепенно. До сих пор треть
человечества живет в глинобитных жилищах. И это не считая
домов из обожженных кирпичей. Из шины делают не только
стены, но и поды с крышами. Чтобы повысить прочность
такого глинобитного пола, его время от времени поливают
соленой водой. Впервые появившиеся в Месопотамии
клинописные письмена выдавливали на тонких глиняных
табличках. Да и в сложный состав современной бумаги
обязательно входит белая глина. Акунова, Л.Ф., Приблуда,
С.З. Материаловедение и технология производства
художественных керамических изделий./ Акунова Л.Ф.,
Приблуда С.З. -М.: Феникс. -130 с.
Японские гончары вплоть до XX века обвивали сосуды
тесьмой, спдетеной из рисовой соломы. В печи при обжиге
солома выгорала, оставляя характерный орнамент.
Вдавливали древние мастера в еще сырой сосуд хлебные
колосья, отдельные зернышки, раковины, ягодки хвойных
деревьев (в Японии такая керамика даже имеет особое
название - «сосновоигольчатая»).
Позже для тиснения стали изготавливать специальные
деревянные палочки с узорами-штампиками на торцах.
Сегодня сосуды с такими простенькими узорами-ямочками
археологи называют «ямочной керамикой». Иногда же
гончар наносил орнамент на изделие просто пальцами. Такие
пальцевые защипы по краям сосудов характерны для
скифской керамики .
При использовании гончарного круга узор на сосуд легче
наносить гравировкой - прочерчивакием заостренными
палочками. Часто для этого использовали прихотливо
вырезанные гребенки. Применяли для украшения и
напепные узоры из глиняных жгутиков, шариков, пластинок.
Все вышеописанные способы орнаментации называются у
гончаров рельефными. Однако существовало и гладкое декоркроваяие. При «лощении» поверхность' изделия
наиграют до зеркального блеска камнем-голышом,
косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком. При
этом верхний слой глины уплотняется, становится более
прочным и меньше пропускает воду. Этот легкий способ в
старину даже заменял более трудоемкое глазурирование.
Лощеный сосуд приобретал особую красоту после
«томления» или «чернения» в печи. Для этого в самом конце
обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова,
ненужное тряпье, сырой навоз и траву - словом все, от чего
возникал густой черный дым. После томления сосуды
получали глубокий черный цвет. На бархатистом черном
фоне узоры отливали синеватым стальным блеском, за что
такую посуду в народе прозвали «синюшками».
Другим способом гладкого декорирования является роспись
ангобами глиняным сметанообразным раствором. Если
мастера подбирали для росписи «живую глину», то окраска
всего изделия выходила приглушенной. И общая цветовая
гамма получалась теплой (кирпичный, красно-коричневый,
серый, желтый цвета). Смешивая натуральные ангобы между
собой, получали тончайшие оттенки. Для получения же
холодных (синих, зеленых) и черных ангобов добавляли в них
соли различных металлов.
При обжиге из глины удаляется влага, распадаются одни
вещества, образуются другие. Только после обжига глина
превращается в новое, искусственное вещество - керамику.
Для обжига хорошо просушенное изделие помещали в
костер, русскую печь горн. Сегодня для этого используют
электрические муфельные печи.
Превращение глины в керамику происходит при температуре
500 - 900° С. И чем ниже температура обжига, тем дольше
идет процесс. До сих пор в Средней Азии, Африке, Америке
народные мастера ведут обжиг на кострах. Изделия ставятся
в несколько ярусов на кирпичи прямо на землю и
обкладываются со всех сторон дровами. Такой обжиг длится
от 8 часов до нескольких суток. В специальном же гончарном горне, где удается довести температуру до 900° С, обжиг
идет значительно быстрее. Простейший двухкамерный
гончарный горн известен с древнейших времен. В нижнюю
камеру такого горна закладывают топливо, а в верхней
размещают изделия. В Средине века горн был непременной
принадлежностью всех ремесленных гончарных слобод. Да и
сама профессия гончара получила свое название от слова
«горн» после выпадения неудобной в произношении буквы
«р».
Гончарное искусство в Коми крае
Гончарное искусство в Коми крае
Гончарное искусство в Коми крае
Гончарное искусство в Коми крае
Гончарное искусство в Коми крае
Гончарное искусство в Коми крае
Гончарное искусство в Коми крае
Гончарное искусство в Коми крае
Гончарное искусство в Коми крае
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.