Гончарное искусство в Коми крае
Оценка 4.8

Гончарное искусство в Коми крае

Оценка 4.8
Занимательные материалы +2
pptx
Междисциплинарный 3
3 кл—11 кл +1
29.03.2017
Гончарное искусство  в Коми крае
Публикация является частью публикации:
Гончарное искусство Коми края.pptx

Гончарное искусство в Коми крае

Гончарное искусство  в Коми крае
Гонча рное искусс тво в Коми крае

Гончарное искусство в Коми крае

Гончарное искусство  в Коми крае
Глина, обожженная в костре - первый искусственный материал, полученный человеком. Свойства этого материала раскрывались человеку постепенно. До сих пор треть человечества живет в глинобитных жилищах. И это не считая домов из обожженных кирпичей. Глиняные дома в Буркина - Фасо.

Гончарное искусство в Коми крае

Гончарное искусство  в Коми крае
Из глины делают не только стены, но и полы с крышами. Чтобы повысить прочность такого глинобитного пола, его время от времени поливают соленой водой. Впервые появившиеся в Месопотамии клинописные письмена выдавливали на тонких глиняных табличках. Да и в сложный состав современной бумаги обязательно входит белая глина. Конья - самый ортодоксальный город центральной турции

Гончарное искусство в Коми крае

Гончарное искусство  в Коми крае
Из  ресурсов,  минерально­сырьевых  которыми  особенно  богата  территория  Коми края,  народом  коми  наиболее  широко  и  издавна  использовалась  глина.  Керамическая  посуда  традиционно  занимала  видное  место в бытовой утвари.

Гончарное искусство в Коми крае

Гончарное искусство  в Коми крае
При обжиге из глины удаляется влага, распадаются одни вещества, образуются другие. Только после обжига глина превращается в новое, искусственное вещество - керамику. Для обжига хорошо просушенное изделие помещали в костер, русскую печь - горн. Превращение глины в керамику происходит при температуре 500 - 900° С. И чем ниже температура обжига, тем дольше идет процесс. До сих пор в Средней Азии, Африке, Америке народные мастера ведут обжиг на кострах. Изделия ставятся в несколько ярусов на кирпичи прямо на землю и обкладываются со всех сторон дровами. Такой обжиг длится от 8 часов до нескольких суток.

Гончарное искусство в Коми крае

Гончарное искусство  в Коми крае
В специальном же гончарном горне, где удается довести температуру до 900° С, обжиг идет значительно быстрее. Простейший двухкамерный гончарный горн известен с древнейших времен. В нижнюю камеру такого горна закладывают топливо, а в верхней размещают изделия. В Средине века горн был непременной принадлежностью всех ремесленных гончарных слобод. Да и сама профессия гончара получила свое название от слова «горн» после выпадения неудобной в произношении буквы «р».

Гончарное искусство в Коми крае

Гончарное искусство  в Коми крае
Ручной гончарный круг появился у коми в XV веке но широкого распространения не имел. Это был круг легкого типа, относящийся к северо-русской системе гончарных кругов.  У коми глиняную посуду для собственного потребления делали в основном женщины. При производстве ее в домашних условиях даже в начале ХХ века сохранялось архаическая ленточно-жгутовая техника. Посуду лепили в жилых помещениях, в холодной половине дома или прямо на улице. Обжиг происходил в русской печи. На рынок такая посуда не поступала.

Гончарное искусство в Коми крае

Гончарное искусство  в Коми крае
Большая часть  глиняной посуды  изготавливалась для  собственного  потребления; мастеров,  использующих  гончарный круг и обжиг  в специальных печах­ горнах, работающих по  заказам и для рынка, в  начале века на весь  обширный Усть­ Сысольский уезд было  не более двух десятков.  С конца XIX века они стали употреблять для  обжига  специальные  печи,  которые  обычно  сооружали  2­3  мастера  на  паях.  В  печи  обжигали  за  неделю  до  300  гончарных  изделий.  Многие  мастера­гончары  покрывали  свои изделия зеленым глянцем или бесцветной  глазурью. Орнаментировалась посуда редко.

Гончарное искусство в Коми крае

Гончарное искусство  в Коми крае
Наибольшее развитие гончарное производство имело в с. Выльгорт и с. Прокопьевка в Прилузье, где выделились мастера, работающие только на рынок. Ассортимент керамики был невелик: большие корчаги для хранения воды, горшки для приготовления пищи, кринки, глиняные. сковородки и плошки. В с. Важгорт изготовляли также глиняные чайники. Кое- где мастера делали керамические светильники.

Гончарное искусство в Коми крае

Гончарное искусство  в Коми крае
Японские гончары вплоть до XX века обвивали сосуды тесьмой, спдетеной из рисовой соломы. В печи при обжиге солома выгорала, оставляя характерный орнамент. Вдавливали древние мастера в еще сырой сосуд хлебные колосья, отдельные зернышки, раковины, ягодки хвойных деревьев (в Японии такая керамика даже имеет особое название - «сосновоигольчатая»).

Гончарное искусство в Коми крае

Гончарное искусство  в Коми крае
Позже для тиснения стали изготавливать специальные деревянные палочки с узорами-штампиками на торцах. Сегодня сосуды с такими простенькими узорами- ямочками археологи называют «ямочной керамикой». Иногда же гончар наносил орнамент на изделие просто пальцами. Такие пальцевые защипы по краям сосудов характерны для скифской керамики .

Гончарное искусство в Коми крае

Гончарное искусство  в Коми крае
При использовании гончарного круга узор на сосуд легче наносить гравировкой - прочерчиваем заостренными палочками. Часто для этого использовали прихотливо вырезанные гребенки. Применяли для украшения и налепные узоры из глиняных жгутиков, шариков, пластинок. Все вышеописанные способы орнаментации называются у гончаров рельефными. Однако существовало и гладкое декорирование. При «лощении» поверхность' изделия натирают до зеркального блеска камнем-голышом, косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком. При этом верхний слой глины уплотняется, становится более прочным и меньше пропускает воду. Этот легкий способ в старину даже заменял более трудоемкое

Гончарное искусство в Коми крае

Гончарное искусство  в Коми крае
Лощеный сосуд приобретал особую красоту после «томления» или «чернения» в печи. Для этого в самом конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, ненужное тряпье, сырой навоз и траву - словом все, от чего возникал густой черный дым. После томления сосуды получали глубокий черный цвет. На бархатистом черном фоне узоры отливали синеватым стальным блеском, за что такую посуду в народе прозвали «синюшками».

Гончарное искусство в Коми крае

Гончарное искусство  в Коми крае
Другим способом гладкого декорирования является роспись ангобами глиняным сметанообразным раствором. Если мастера подбирали для росписи «живую глину», то окраска всего изделия выходила приглушенной. И общая цветовая гамма получалась теплой (кирпичный, красно-коричневый, серый, желтый цвета). Смешивая натуральные ангобы между собой, получали тончайшие оттенки. Для получения же холодных (синих, зеленых) и черных ангобов добавляли в них соли различных металлов.

Гончарное искусство в Коми крае

Гончарное искусство  в Коми крае
Широко использовалась глина и в печном деле, но и здесь почти  каждый коми крестьянин изготавливал кирпичи сам для себя, без  обжига. Первые два маленькие кустарные кирпичные заводы  появились в Усть­Сысольском уезде лишь в конце ХIХ в., столько же  их было тогда и во всём Печорском крае. Производительность  каждого такого завода не превышала 30 000 штук кирпича в год.  Наряду с кирпичными широкое распространение у коми имели и  глинобитные печи. Кроме того, из обожженной глины в массовом  количестве, каждый сам для себя, изготавливались грузила для  рыболовецких сетей различной формы: цилиндрические,  яйцевидные, дисковидные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2017