Глина, обожженная в костре - первый
искусственный материал, полученный человеком.
Свойства этого материала раскрывались
человеку постепенно. До сих пор треть
человечества живет в глинобитных жилищах. И
это не считая домов из обожженных кирпичей.
Глиняные дома в
Буркина - Фасо.
Гончарное искусство в Коми крае
Из глины делают не только стены, но и полы с крышами. Чтобы
повысить прочность такого глинобитного пола, его время от
времени поливают соленой водой. Впервые появившиеся в
Месопотамии клинописные письмена выдавливали на тонких
глиняных табличках. Да и в сложный состав современной бумаги
обязательно входит белая глина.
Конья - самый ортодоксальный город центральной
турции
Гончарное искусство в Коми крае
Из
ресурсов,
минеральносырьевых
которыми
особенно богата территория Коми края, народом коми
наиболее широко и издавна использовалась глина.
Керамическая посуда традиционно занимала видное
место в бытовой утвари.
Гончарное искусство в Коми крае
При обжиге из
глины удаляется
влага, распадаются
одни вещества,
образуются другие.
Только после
обжига глина
превращается в
новое,
искусственное
вещество -
керамику. Для
обжига хорошо
просушенное
изделие помещали
в костер, русскую
печь - горн.
Превращение глины в керамику происходит при
температуре 500 - 900° С. И чем ниже
температура обжига, тем дольше идет процесс.
До сих пор в Средней Азии, Африке, Америке
народные мастера ведут обжиг на кострах.
Изделия ставятся в несколько ярусов на кирпичи
прямо на землю и обкладываются со всех сторон
дровами. Такой обжиг длится от 8 часов до
нескольких суток.
Гончарное искусство в Коми крае
В специальном же гончарном горне, где удается довести
температуру до 900° С, обжиг идет значительно быстрее.
Простейший двухкамерный гончарный горн известен с древнейших
времен. В нижнюю камеру такого горна закладывают топливо, а в
верхней размещают изделия. В Средине века горн был
непременной принадлежностью всех ремесленных гончарных
слобод. Да и сама профессия гончара получила свое название от
слова «горн» после выпадения неудобной в произношении буквы
«р».
Гончарное искусство в Коми крае
Ручной
гончарный круг
появился у коми в
XV веке но
широкого
распространения
не имел. Это был
круг легкого типа,
относящийся к
северо-русской
системе
гончарных кругов.
У коми глиняную посуду для собственного
потребления делали в основном женщины.
При производстве ее в домашних условиях
даже в начале ХХ века сохранялось
архаическая ленточно-жгутовая техника.
Посуду лепили в жилых помещениях, в
холодной половине дома или прямо на улице.
Обжиг происходил в русской печи. На рынок
такая посуда не поступала.
Гончарное искусство в Коми крае
Большая часть
глиняной посуды
изготавливалась для
собственного
потребления; мастеров,
использующих
гончарный круг и обжиг
в специальных печах
горнах, работающих по
заказам и для рынка, в
начале века на весь
обширный Усть
Сысольский уезд было
не более двух десятков.
С конца XIX века они стали употреблять для
обжига специальные печи, которые обычно
сооружали 23 мастера на паях. В печи
обжигали за неделю до 300
гончарных
изделий. Многие мастерагончары покрывали
свои изделия зеленым глянцем или бесцветной
глазурью. Орнаментировалась посуда редко.
Гончарное искусство в Коми крае
Наибольшее развитие
гончарное
производство имело в
с. Выльгорт и с.
Прокопьевка в
Прилузье, где
выделились мастера,
работающие только на
рынок. Ассортимент
керамики был невелик:
большие корчаги для
хранения воды, горшки
для приготовления
пищи, кринки,
глиняные. сковородки и
плошки. В с. Важгорт
изготовляли также
глиняные чайники. Кое-
где мастера делали
керамические
светильники.
Гончарное искусство в Коми крае
Японские гончары вплоть до XX века обвивали
сосуды тесьмой, спдетеной из рисовой соломы.
В печи при обжиге солома выгорала, оставляя
характерный орнамент. Вдавливали древние
мастера в еще сырой сосуд хлебные колосья,
отдельные зернышки, раковины, ягодки
хвойных деревьев (в Японии такая керамика
даже имеет особое название -
«сосновоигольчатая»).
Гончарное искусство в Коми крае
Позже для тиснения стали изготавливать специальные
деревянные палочки с узорами-штампиками на торцах.
Сегодня сосуды с такими простенькими узорами-
ямочками археологи называют «ямочной керамикой».
Иногда же гончар наносил орнамент на изделие просто
пальцами. Такие пальцевые защипы по краям сосудов
характерны для скифской керамики .
Гончарное искусство в Коми крае
При использовании
гончарного круга узор на
сосуд легче наносить
гравировкой -
прочерчиваем
заостренными палочками.
Часто для этого
использовали прихотливо
вырезанные гребенки.
Применяли для украшения
и налепные узоры из
глиняных жгутиков,
шариков, пластинок.
Все вышеописанные способы орнаментации
называются у гончаров рельефными. Однако
существовало и гладкое декорирование. При
«лощении» поверхность' изделия натирают до
зеркального блеска камнем-голышом,
косточкой, стальной ложкой, стеклянным
пузырьком. При этом верхний слой глины
уплотняется, становится более прочным и
меньше пропускает воду. Этот легкий способ
в старину даже заменял более трудоемкое
Гончарное искусство в Коми крае
Лощеный сосуд приобретал особую красоту после «томления»
или «чернения» в печи. Для этого в самом конце обжига в
гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, ненужное
тряпье, сырой навоз и траву - словом все, от чего возникал
густой черный дым. После томления сосуды получали глубокий
черный цвет. На бархатистом черном фоне узоры отливали
синеватым стальным блеском, за что такую посуду в народе
прозвали «синюшками».
Гончарное искусство в Коми крае
Другим способом гладкого декорирования
является роспись ангобами глиняным
сметанообразным раствором. Если мастера
подбирали для росписи «живую глину», то окраска
всего изделия выходила приглушенной. И общая
цветовая гамма получалась теплой (кирпичный,
красно-коричневый, серый, желтый цвета).
Смешивая натуральные ангобы между собой,
получали тончайшие оттенки. Для получения же
холодных (синих, зеленых) и черных ангобов
добавляли в них соли различных металлов.
Гончарное искусство в Коми крае
Широко использовалась глина и в печном деле, но и здесь почти
каждый коми крестьянин изготавливал кирпичи сам для себя, без
обжига. Первые два маленькие кустарные кирпичные заводы
появились в УстьСысольском уезде лишь в конце ХIХ в., столько же
их было тогда и во всём Печорском крае. Производительность
каждого такого завода не превышала 30 000 штук кирпича в год.
Наряду с кирпичными широкое распространение у коми имели и
глинобитные печи. Кроме того, из обожженной глины в массовом
количестве, каждый сам для себя, изготавливались грузила для
рыболовецких сетей различной формы: цилиндрические,
яйцевидные, дисковидные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.