Город-герой Ленинград». День полного снятия блокады Ленинграда (1944 год)
Оценка 4.9

Город-герой Ленинград». День полного снятия блокады Ленинграда (1944 год)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
воспитание +1
8 кл—9 кл
02.02.2023
Город-герой Ленинград». День полного снятия блокады Ленинграда (1944 год)
Город-герой Ленинград». День полного снятия блокады Ленинграда (1944 год)- классный час-викторина, посвященный Дню воинской славы
День полного снятия блокады ленинграда.docx

Конспект классного часа

«Город-герой Ленинград». День полного снятия блокады Ленинграда (1944 год)

Дата: 27.01.2023

Возрастная аудитория: обучающиеся 9-А класса

Тема:  «Город-герой Ленинград». День полного снятия блокады Ленинграда (1944 год)

Цель мероприятия: воспитание чувств патриотизма и гордости за свою страну;

Задачи:

- ознакомление обучающихся с понятиями «блокада», «мужество», «патриотизм», «мужество»;

-ознакомление обучающихся с историческими событиями Великой отечественной войны;

-воспитание чувств сопереживания, сопричастности к историческим событиям своей Родин, гордости за подвиг своих предков;

Форма проведения: классный час (викторина)

Формат проведения: дистанционный (видео-конференция)

Оформление:  фотографии военной хроники, плакаты, иллюстрации из открытых интернет-источников, видео-материалы из открытых интернет-источников.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, аудио и видео источники

Предварительная работа:

Перед проведения мероприятия с обучающимися проводились следующие мероприятия, целью которых было повышение интереса  к  обсуждаемой теме:

1.                 Проведение  занятия с курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» «Прорыв блокады Ленинграда»;

2.                 Проведение книжкой онлайн-выставки «Опаленные войной»;

Этапы проведения классного часа:

1.Вступительное слово учителя

2. Блокадный Ленинград…

3. Основная часть:

3.1.Просмотр видео-фильма «Блокадный Ленинград. Голос жизни»

3.2. История подвига

3.3.История Тани Савичевой

4. Заключительная часть

4.1. Викторина « Ты выжил, город на Неве»

4.2. Заключительное слово

Ход проведения классного часа:

1.     Вступительное слово учителя

Здравствуйте ребята. Сегодня, 27 января 2023 года  в  историческом календаре нашей стране отмечается одна из важнейших дат в нашей истории. День полного освобождения Ленинграда от фашиРоссийское правительство

27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час. Уже 79 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.стской блокады.

 

И хотелось бы мне начать наш классный час со стихотворения:

Блокада

Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,

Кто-то — с первых ступеней детсада…

В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,

Где не знают, что значит — блокада…

 

Про разруху и голод, про жизнь без прикрас,

Про спасение Летнего сада…

Мы вдыхаем, как воздух, правдивый рассказ

О суровой судьбе Ленинграда.

 

Из музейных архивов, из фильмов и книг

Про блокадные дни или ночи…

Я ни разу не слышал про тяжесть «вериг»,

Кровь за кровь — в череде многоточий.

 

Пискарёвские плиты — священный гранит

С миллионом непрожитых жизней…

Имена, словно знамя на теле, хранит,

Как присягу на верность Отчизне.

 

Много минуло лет с той жестокой поры,

И не скоро затянутся раны…

В этот день, в небеса отпуская шары,

Низко кланяюсь Вам, ветераны!

 

Блокада-страшное слово…

Сухой, безжизненный словарь, трактует это понятие так:

« военные действия, направленные на изоляцию неприятельского (вражеского) объекта путём пресечения его внешних связей»

Военная блокада призвана не допустить или свести к минимуму переброску подкреплений, доставку военной техники и средств материально-технического обеспечения, эвакуацию ценностей.

 Блокада- слово, с которым связывают горе, страх и… мужество. Да, именно мужество. Ведь только смелый, мужественный народ мог смело сопротивляется фашисткой оккупации и выстоять. И сегодня мы с вами в этом убедимся,  окунувшись  сегодня на несколько мгновений в историю.

2.     Блокадный Ленинград

Ленинград (ныне наш Сант-Петербург) город исторического значения.

Основанный в далеком 1703 году великим  русским царём  Петром 1, будучи  культурной и промышленной столицей  СССР имел важное стратегической и социальное значение для своей странны.

Это и понимали наши враги-фашисты, которые в далеком 1941 году, 22 июня решились на главный поступок против мира и человечества- на объявление войны.

Когда в 1941 году Германия напала на Советский Союз, советское руководство понимало, что Ленинград обязательно будет одной из ключевых фигур на сцене разворачивающихся военных действий. Он приказал организовать комиссию по эвакуации города. Необходимо было вывезти население, оборудование предприятий и военные грузы. Однако блокады Ленинграда никто не ожидал.

 

3.1.Просмотр видео-фильма «Блокадный Ленинград. Голос жизни»

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду.

Передать словами не возможно, можно только лишь увидеть.

Кадры военной хроники расскажут сами за себя

(просмотр видео-фильма)

 

3.2. История подвига

Враги окружили  этот  город и он оказался в блокаде, а из окружённого города нельзя ни выехать, ни заехать в него. Днём и ночью фашисты бомбили и обстреливали Ленинград, рушились дома, полыхали пожары, было очень много убитых и раненых. Не было отопления и света, люди ставили в квартирах печурки-времянки, топили их книгами и мебелью, дров не было. Водопровод замёрз, люди ходили за водой к рекам-голодные и замёрзшие, кто с ведёрком, кто с чайником.

Властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял (слайд 9):

Рабочим — 250 грамм хлеба в сутки;

Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов;

Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов

Войскам первой линии — 500 граммов.

При этом до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться. Начался голод!..Зимой он усугублялся холодом… Люди умирали.

Посмотрите на этот кусочек хлеба! Он весит 125 грамм…(кусок черного хлеба весом 125 г).

Но город жил и сражался. Ленинградские заводы выпускали танки, орудия, снаряды и патроны. Рабочие сутками не выходили из цехов. На заводы пошли работать даже женщины и дети-подростки. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах.

 А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. А как ещё помогали взрослым дети? (Они тушили зажигалки сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Стояли в очередях за хлебом, который давали по спец. карточкам. Помогали раненным в госпиталях, устраивали концерты, пели песни читали стихи, танцевал

Город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города Работало радио, и люди узнавали новости с фронта. В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники.

Музыка звучала для воинов – ленинградцев. Она помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы.

Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской.» Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе. Эта симфония впервые прозвучала в блокадном Ленинграде, в большом зале Филармонии. Чтобы гитлеровцы не помешали концерту, наши войска вступили в бой с противником. И ни одного вражеского снаряда не упало тогда в районе Филармонии.
Предлагаю вам прослушать кусочек этого произведения.

(прослушивание симфонии)

 Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: (17)

"Их имена благородных мы здесь перечислить не можем,

так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням,

никто не забыт и ничто не забыто".

         Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского флота, отстоявших город на Неве, а также бессмертный подвиг его жителей, 22 декабря 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда". (18)

Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15249 юных защитников города удостоены уникальной награды!

3.     Заключительная часть

Мы можем почтить память погибших и прославить подвиг героев, помня об этой истории. Ребята, предлагаю вам принять участие в исторической викторине!

4.1. Викторина « Ты выжил, город на Неве»

Тур 1. «Искусство блокады»

1.      Художница Вера Владимировна Милютина во время блокады  занималась созданием серии картин, на которых изображала, как выглядел после  фашистских обстрелов и бомбёжек один из крупнейшим музеев не только города, страны, но и мира. О каком музее идёт речь? (Эрмитаж)

2.      Эта симфония была написана в блокадном Ленинграде, но впервые её исполнили в Куйбышеве весной 1942 года.  Ленинградская премьера состоялась через несколько месяцев в Большом зале городской филармонии. Произведение стало главным музыкальным символом стойкости ленинградцев. Кто был композитором симфонии? (Дмитрий Шостакович)

3.      Через какое озеро проходила дорога, о которой идёт речь в данном стихотворении блокадной поэтессы Ольги Берггольц?

«Дорогой жизни шел к нам хлеб,

дорогой дружбы многих к многим.

Еще не знают на земле

страшней и радостней дороги»

(Ладожское)

4.      В блокаду многие памятники специально маскировали, чтобы сделать менее заметными на случай фашистских авиаударов. Какой памятник замаскирован на данной фотографии? (Медный всадник)

5.      Данный собор является крупнейшим памятником архитектуры. Во время Блокады в нём хранили экспонаты ленинградских музеев, а на площади рядом с ним блокадники выращивали капусту.  О каком соборе идёт речь? (Исаакиевский)

Тур 2 «Блокадное детство»

1.      Ленинградский театр музыкальной комедии был единственным театром, проработавшим всю блокаду. Помимо обычных спектаклей, в нём ежегодно проходило детское мероприятие, приуроченное к одному из самых популярных зимних праздников. Как называлось это мероприятие? (Ёлка/Новогодняя Ёлка)

2.      Как звали девочку, написавшую эти строки? «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года». (Таня Савичева)

3.      Какой детский журнал был единственным, выходившим в блокадном Ленинграде? Его название такое же, как у огня, разведённого на открытом воздухе (Костёр)

4.      Заменители мясных и молочных продуктов, изготовленные из этого бобового растения, широко распространены в наши дни. Во время блокады из него разработали растительное молоко, чтобы кормить ленинградских младенцев. Как называется это растение? (Соя)

5.      Какое слово пропущено в данном отрывке из стихотворения о детях Блокадного Ленинграда?

В блокадных днях мы так и не узнали:

Меж юностью и детством где черта?

Нам в сорок третьем выдали медали,

И только в сорок пятом — «..» (Паспорта)

Тур 3. «Освободители»

1.      Этого полководца называют «Маршалом Победы». В годы войны он был заместителем Верховного главнокомандующего. Именно его Сталин отправил под Ленинград, чтобы контролировать подготовку и проведение операции по прорыву блокады. О ком идёт речь? (Георгий Жуков).

2.      Операции по прорыву блокады Ленинграда давали название, вдохновляясь выражением «Из искры возгорится пламя» Как называлась эта операция? («Искра»).

3.      В районе какого города советские войска проводили в 1942-1943 годах контрнаступление, за счет чего получилось успешно провести операцию по прорыву Блокады Ленинграда? (Сталинград).

4.      «Дорогой жизни» называли путь, по которому в блокадный Ленинград через Ладожское озеро доставляли продовольствие. После прорыва блокады в 1943 году появилась возможность связаться с городом и через сушу: была выстроена железнодорожная ветка. «Дорогой» чего её назвали? («Победы»).    

5.      В чем заключался результат военной операции советской армии «Январский гром» 1944 года? (Полное освобождение Ленинграда).

Тур 4. «Память о блокаде»

1.      В данный восточносибирский город было эвакуировано около 3000 ленинградцев. К 60-летию Победы в нём был открыт памятник детям войны в виде двух фигур маленьких жителей блокадного Ленинграда.

Как называется этот город? (Красноярск)

2.      Ежегодно 8 сентября, в День памяти жертв блокады Ленинграда, петербуржцы проводят публичные чтения списков погибших во время блокады. С годовщиной какой трагедии связан выбор именно этой даты? (Начало блокады Ленинграда)

3.      В каком году была выпущена почтовая марка, посвящённая 30-летию прорыва блокады Ленинграда? (1973 г.)

4.      В Кировском районе Ленинградской области расположен крупный музей-заповедник, названный в честь события, ставшего итогом операции «Искра» 1943-го года. Как называется этот музей? (Прорыв блокады Ленинграда)

5.      29-30 января 2014 года на «Первом канале» транслировался сериал «Линия Марты». По сюжету девочка-подросток и её мама находят на стене своей петербургской квартиры послание, оставленное во времена блокады, и пытаются найти в городе человека, которому оно предназначалось. К годовщине какого события был выпущен данный сериал? (Полное освобождение Ленинграда от фашистской блокады)

4.2. Заключительное слово

А закончить наш классный час хочется следующими словами:

Неугасима память поколений

 

И память тех, кого так свято чтим,

 

Давайте, люди, встанем на мгновенье

 

И в скорби постоим и помолчим.

 

Войну мы вспоминаем не затем,

 

Чтоб лишний раз Победой похвалиться.

 

Мы просто повторяем вся и всем -

 

Подобное не может повториться!

 

Наш классный час подошел к концу. Спасибо за внимание. Не забывайте нашу историю

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников информации:

 

1.                 https://vokrugknig.blogspot.com/2021/01/50.html- Память о блокаде: 50 стихотворений

2.                 https://topwar.ru/108044-27-yanvarya-den-polnogo-osvobozhdeniya-leningrada-ot-fashistskoy-blokady.html      -онлайн-журнал «Военное обозрение»

3.                 https://www.youtube.com/watch?v=NouyYNn7wW0- Документальный фильм «Блокада Ленинграда. Голос жизни»

4.                 Блокада, военно-сухопутная // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907;

5.                 https://iz.ru/838226/arsenii-zamostianov/podvig-i-bol geroicheskie-872-dnia-blokadnogo-leningrada

6.                 https://nsportal.ru/shkola/vneklassnayarabota/library/2018/12/29/shkolnikam-o-blokade

7.                 https://yandex.ru/video/preview/13110984667930085795-Ленинградская симфония


 

8.                 Скачано с www.znanio.ru

Конспект классного часа «Город-герой

Конспект классного часа «Город-герой

Здравствуйте ребята. Сегодня, 27 января 2023 года в историческом календаре нашей стране отмечается одна из важнейших дат в нашей истории

Здравствуйте ребята. Сегодня, 27 января 2023 года в историческом календаре нашей стране отмечается одна из важнейших дат в нашей истории

Военная блокада призвана не допустить или свести к минимуму переброску подкреплений, доставку военной техники и средств материально-технического обеспечения, эвакуацию ценностей

Военная блокада призвана не допустить или свести к минимуму переброску подкреплений, доставку военной техники и средств материально-технического обеспечения, эвакуацию ценностей

История подвига Враги окружили этот город и он оказался в блокаде, а из окружённого города нельзя ни выехать, ни заехать в него

История подвига Враги окружили этот город и он оказался в блокаде, а из окружённого города нельзя ни выехать, ни заехать в него

Посмотрите на этот кусочек хлеба!

Посмотрите на этот кусочек хлеба!

Чтобы увековечить доблесть воинов

Чтобы увековечить доблесть воинов

Как называлось это мероприятие? (Ёлка/Новогодняя Ёлка) 2

Как называлось это мероприятие? (Ёлка/Новогодняя Ёлка) 2

Ежегодно 8 сентября, в День памяти жертв блокады

Ежегодно 8 сентября, в День памяти жертв блокады

Список используемых источников информации: 1

Список используемых источников информации: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2023