Представленный материал предназначен для организации внеурочной работы по нравственному воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста. Способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей учащихся, формированию в них духовных и моральных качеств личности. Может быть использован при проведении классных часов, тематических мероприятий, вечеров, встреч, бесед за круглым столом.
ГОРЯЧИ КАЛАЧИ ИЗ РУССКОЙ ПЕЧИ.
ТРАДИЦИИ ГОСТЕПРИИМСТВА
Цели: формирование интереса к
духовным ценностям,
представленным в культуре русского народа; развитие познавательных
потребностей и творческих возможностей на основе изучения народных
обрядов и традиций; воспитание положительных качеств русского
характера: открытости, наблюдательности, смекалки и коллективизма.
Оформление. Сцену актового зала желательно стилизовать под
старинную деревенскую горницу. В русской печи румянятся высоченные
хлебы. Молодая нарядная хозяйка вотвот выхватит их и с пылу с жару,
подаст прямо к столу. Ах, как же, наверное, вкусна хрустящая, горячая
корочка!..
В избушке есть рубленые окошки, в одно из них уже заглядывает
красно солнышко, но еще както робко, повесеннему. В зрительном
зале висят красочные плакаты: «За хлебом да за солью всякая шутка
хороша», «Хлеб на стол и стол – престол».
Х о д м е р о п р и я т и я
Х о з я й к а . Ух, устала, уморилась.
Откладывает в сторону ухваты. Поправляет платок, вытирает
белы рученьки.
Небось, думаете, что это она так хлопочет? А знаете первый закон
русского гостеприимства? Так он сказывается: «От души накормить
гостей!». Тото! Ко мне сейчас славные ребята пожалуют: бывалые,
умные, а главное, старину любят. Кто такие? А вот сейчас узнаем! Это
те, кто все препятствия одолеет, все загадки отгадает. (Загадывает
для затравки две простых загадки.) Скажите, что это такое?
• Не бык, а бодает, не ест, а хватает.
Что схватит – отдает – снова в угол отойдет.
Правильно, ухват! А это что?
• Конь черен – в огне проворен. (Кочерга.)
Можно намекнуть на оставленные возле печи инструменты.
Пусть игра сразу пойдет «без сучка, без задоринки».
Х о з я й к а . Но две отгадки – только два верных шага. Я, конечно,всех вас в свою горницу приглашаю и всех рада хлебомсолью
встретить, да путь сюда замысловат. Не знаю, дойдете ли? (Зовет
старшего братца Иванушку. Тот мигом выходит на сцену, одет no
старинному. В руках свиток, на нем вопросы и загадки.) Вот он путь
вам и укажет!
Набирается команда до 10–12 человек. Помощники ведущей
провожают ребят в дорогу и выдают «на посошок» каждому по три
карточки, а на них черным по белому большие буквы написаны «а»,
«б», «в».
Х о з я й к а . Берите, берите! Как станет вам Иван вопросы задавать,
да на каждый свой вопрос ответы давать, эти карточки вам и
пригодятся. Услышите верный ответ – карточку поднимите! Коли
первый покажется верным – поднимите «а», второй – «б», третий – «в».
Уяснили? Да своим умом думайте, на соседа не полагайтесь! Итак,
вперед: «дорогу осилит идущий».
И в а н . Ох и много в старину про хлеб поговорок сложили. Их и
теперь все знают: «Хлеб всему голова», «Худ обед, коли хлеба нет»,
«Ешь щи с мясом, а нет – так хлеб с квасом»...
• А вот скажитека теперь, что в старину «вторым хлебом» называли?
Если точнее – какой овощ:
а) свекла;
б) репа;
в) капуста?
Внимание! Подсказываю: «Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с
хвостиком, а не мышь!». Что это? Верно, репа. Крестьяне этот свой
«второй хлеб» бережно хранили в свежем виде чуть ли не всю зиму.
Хотите узнать, как? Через дветри недели после снятия урожая
обрывали с репы зелень. Плоды укладывали в кадку из под соленых
огурцов или капусты. Но не валом валили. Прежде насыпали песок,
потом аккуратно – слой репы и т. д.
• Про какие щи крестьяне, как бы сердясь, говорили: «Щи – хоть
кнутом хлещи»?
а) крапивные;
б) на рыбном отваре;
в) пустые, то есть без мяса.
И верно, коли в пост, то и хлебай себе на здоровье, а коли по
бедности весь год, то как тут на щи не осерчать?• Сколько видов каш знали русские крестьянки в XVII веке (при
царебатюшке Алексее Михайловиче Тишайшем)?
а) не менее 10;
б) более 20;
в) более 50.
Что же это за каши такие? Были каши царские, а были и простые,
крестьянские. Слыхали вы про тюрю? Самая крестьянская пища.
Приготовить ее проще простого. Взять квас, можно молочную
сыворотку или родниковую воду. Покрошить туда зачерствевший хлеб,
луковицу, добавить соли... Вот, собственно, и все. И такая еда была
просто незаменима в сенокосную пору. Настоящая каша!
• Сколько видов пирогов пекли тогдашние хозяйкимастерицы?
а) не менее 10;
б) не менее 20;
в) не менее 50.
Еще и теперь в столичных «бистро» можно перехватить
превосходных расстегаев с рыбой, кулебяку. Аппетитные штуки! Почти
как в нашей горнице.
• Представьте: праздник кончился, хозяева устали, а гости шумят, не
уходят. Как тут быть? Как намекнуть, чтоде пора и честь знать?
Только помните, мы – в Древней Руси.
а) культурно раскрыть двери настежь;
б) спеть песню вроде «колыбельной»;
в) выдать на прощанье пряник «разгоняй».
Хорош обычай! Когда с пряником провожают, вежливее както
получается. Оно и понятно. Обидеть гостя считалось крайне
неприлично. Тут свой чин, своя культура. О гостеприимстве говорилось
еще в Ветхом Завете. Старец Авраам принял в свой шатер трех
путников, упокоил их. И получил за то благословение. Ведь под видом
путников приютил он самого Бога.
• Какой из русских праздников получил в народных поговорках
такие яркие эпитеты: «честная», «широкая», «веселая»?
а) Троица;
б) Пасха;
в) Масленица.
Масленица – один из самых народных праздников. Это к ней, к
Масленице, лучше всего такая поговорка: «Красна изба не углами, а
пирогами». И верно, тут даже бедняк гулял на широкую ногу. Недароми по сей день, если услышим: «Живет, что сыр в масле катается»; или
еще: «Не житье, а Масленица» – сразу понимаем, о чем речь.
• В старинном «Стоглаве» пишется: «И ночь, и весь день мужи, жены
и дети по улицам и водам глумы творят, играми и песнями
забавляются». О каком разгуле глаголет древняя книга?
а) о гулянии на Новый год;
б) об осеннем празднике урожая;
в) о масленичных гуляниях.
Ох и широка, ох и безудержна русская Масленица. По народному
словцу ведь так и выходило, что «ели до икоты, пили до перхоты,
плясали до упаду». «Как же так?» – спросите вы. Церковь ведь наказала
в масляную (сырную) неделю, как предшественницу сурового поста,
всяческое воздержание. И нельзя уж тут, например, брать в рот кусочка
мясной пищи...
Представимка на минуту жизнерадостный и веселый народ. И всех
ждет суровый семинедельный пост... И тут, кажется, лучше как в
холодную воду – с разбегу и разом! Ну что, теперь понятнее?
Пройдет всегото один день, и все разом вдруг переменится. Словно
ветром выдует из бесшабашных головушек веселье. И тот, кто вчера в
диком азарте бросал на круг кушак и шапку, сегодня уж кладет поклоны
в ближайшем храме. Про все это чудачество говорили: «Хоть с себя что
заложить, а Масленицу проводить».
• Как называется в народе последний день сырной недели?
а) заигрыш;
б) золовкины посиделки;
в) прощеный день.
Молодцы! Еще говорят – прощеное воскресенье. Выходит так: если в
этот день всем простишь, то и тебе все простится, а нет, то сам
останешься с камнем на сердце. Какое уж тут покаяние, с камнемто?
Как тогда твоя просьба на Небе услышится? Как отзовется? Да никак!
Ну что, ребятки, как загадки? Скоро и в горницу к столу пожалуем.
Здесь можно устроить небольшую паузу – музыкальный привал:
затеять хоровод, песню, припомнить скороговорки и т. п.
И в а н . Отдохнули? А теперь снова в путь!
• У художника И. Сурикова есть картина «Взятие снежного
городка». Помните? А кто скажет, каким народным праздником навеянее сюжет?
а) Масленица;
б) Рождество;
в) новолетие.
• Когда на деревне в старину устраивались колядки?
а) на Иванов день;
б) на Рождество;
в) на Пасху.
Еще и сегодня в музеях можно увидеть то, без чего в деревнях не
мыслились настоящие колядки, – переносной деревянный «вертеп» –
ящик с куклами. С помощью кукол на Рождество колядовщики
представляли одну и ту же трогательную историю из Евангелия про то,
как Мария и Иосиф пришли в Вифлеем. И там, не найдя места, усталые
и продрогшие, вынуждены были приютиться на ночь в горной пещере.
Туда пастухи в ненастную погоду сгоняли овец. Здесь, в этом вертепе,
ночью родился младенец Христос. И к нему на поклон пришли мудрые
волхвы со своими дарами, и ему пели ангелы... А в городе все спали и
ничего не ведали.
• В каком случае от колядовщиков, ходящих по деревне, можно было
услышать такой страшный стих:
На Новый год осиновый гроб,
Кол на могилу, ободрану кобылу...
а) когда добрые ребята хотели когото напугать;
б) не при каких обстоятельствах, это звучит неприлично;
в) если хозяева обидят – обнесут угощением.
• Какой из широко известных древнейших музыкальных
инструментов чуть было не перекочевал на русскую оперную сцену в
XIX–XX веках?
а) колокол;
б) пастушья дудка;
в) гусли.
Хоть и тяжел храмовый колокол, но всегда интересен. У каждого
свой яркий и неповторимый голос. Сочетание же основных и побочных
тонов нередко дает сложнейший гармонический ряд, который подобен
звучанию целого оркестра. Знатоки даже утверждают, что колокола не
просто мелодичны, они говорливы. Их надо уметь слушать. Наблаговест они выговаривают следующее: «Мы идем в божий дом, мы
идем в божий дом...», а в трезвон – «Блинблинблин, полблина
полблина...» Не верите? Пойдите, послушайте. Да что там, звонари
Яковлевского монастыря в Ростове Великом уже давно заметили, что их
колокола напевают:
Чем, чем, чем
Наш казначей занимается?
Пунш пьет, пунш пьет,
Пунш пьет...
Впрочем, это может быть и байка. А вот если всерьез, то те же самые
ростовские колокола запросто вызванивали «Господи, помилуй»,
«Святый Боже» и т. д. На Пасху же, когда каждый мог влезть на
колокольню и отвести душу, нередко звучала «Барыня» или
«Камаринская»... Это ли не мелодии, это ли не музыка?..
В начале века колокола вдруг стали предметом изучения
музыковедов. «Самым благозвучным в России» вскоре был назван
колокол звенигородского СаввиноСторожевского монастыря. Его
«чудесным звоном» восхищался писатель А. П. Чехов, сюда приезжал
оперный певец Ф. И. Шаляпин, чтобы поучиться пению у «великого
собрата». Звучание знаменитого колокола стремились передать в своих
сочинениях композиторы С. И. Танеев и А. К. Глазунов...
Сегодня колокольный звон можно слышать на оперной сцене.
Вспомним такие музыкальные произведения, как: «Жизнь за царя» М. И.
Глинки, «Псковитянка» Н. А. РимскогоКорсакова, «Борис Годунов»
М. П. Мусоргского, увертюра «1812 год» П. И. Чайковского и т. д.
• Каков смысл слов старинной песни: «Не шей ты мне, матушка,
красный сарафан»?
а) не шей – потому, что только «дурак любит красное», засмеют;
б) красное – слишком приметно и непрактично;
в) в старину невесту наряжали в платье красного цвета.
(Выходит, что девицу почемуто пугает предстоящее замужество.)
• Какой возраст считали в Древней Руси брачным?
Для юношей: Для девушек:
а) 15 лет;
б) 17 лет;
в) 19 лет.
13 лет;
15 лет;
17 лет.Знать, вы все тут ребятки взрослые, а потому сразу догадаетесь, про
что я вам далее читать стану. В «Стоглаве» одно словечко затерлось,
его пропустить придется: «Первый (...) – закон, второй – прощение,
третий – законопреступление, четвертый – нечестие, понеже свинское
житие есть». Что за слово такое? Верно, брак! Как догадались? А я
думал, нынешние нипочем не разберут... Потомуде все теперь можно и
«никому закон не писан»!
• Какое время на селе считалось порою свадеб?
а) весна;
б) лето;
в) зима.
Крестьяне только зимой и освобождались от всевозможных сезонных
работ. На печито скучно сидеть. Как зимушку скоротать? Надо веселые
свадебки играть. Справедливо говорилось про лето, что все в заботах,
«летом день год кормит». Зима – иное дело. На полных амбарах да на
сытое брюхо и мысли другие!
• Народная мудрость учит: «Не выбирай невесту, а выбери (...)».
Кого же следует выбирать жениху для полного счастья?
а) богатого зятя;
б) свекровь;
в) сваху.
И верно – сваху! Ведь она поведет дело. От нее все зависит. Если в
доме невесты она не услышит обидное: «У нас товар не продажный»,
считайте, сватовство удалось. Далее пустяки: смотрины, сговор,
венчание, веселие... А там, глядишь, и детки побежали! Такто!
• Почему молодых осыпали хмелем при выходе из храма?
а) хмель – символ легкого головокружения и любовных чар;
б) хмель – это широкое и веселое застолье;
в) хмель – это древний символ плодородия и многочадия.
Раньше в обилии детей видели счастье. А как же, ведь детушек сам
Господь подает. А коли дает, стало быть, и любит!
• Что потребно взять невесте в дом жениха?
а) кота или кошку на счастье;
б) родительское благословение;
в) сундук с приданым.
Молодцы! И Благословение, и приданое! А еще что? Сами, пожалуй,догадаетесь, слушая слова старинной песни, которую исполняла невеста
перед свадьбой:
Не жаль мне золота,
Не жаль мне серебра,
Жаль одного:
Девичьей красы
Да русой косы...
• Конечно, девица на выданье, если мысль беспокойная взойдет,
бывало, ночей не спит. Но раз в году по народному обычаю можно было
погадать на имя суженого, узнать, хорош ли, плох, ласков или сердит
жених будет. О том, как народ встречал Крещение, об обычае гадать в
этот праздник можно прочесть в произведениях русских поэтов.
Сколько видов гаданий упоминает В. А. Жуковский в своем
стихотворении «Светлана»?
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали, кормили
Счетным курицу зерном,
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И под чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
а) 5;
• Был такой старинный обряд – разувание мужа молодой женой.
б) 6;
в) 7.
Может быть, он заключает в себе какойто смысл? Если да, то какой?
а) это залог аккуратности во всех домашних делах;
б) таким образом молодая супруга подчеркивала свою покорность
или согласие на главенство мужчины в семье;
в) в этом нет ни какого смысла, просто выказывалось желание
поскорее лечь спать.В Ветхом завете – Библии говорится, что сначала Бог сотворил
Адама, а потом Еву уже из его ребра. Такто! И приходится теперь
женушкам подчиняться. Однако почемуто в старину поговаривали:
«Если муж голова, то жена – шея. Куда шея повернет, туда и голова
смотрит». Это в шутку, наверное! А вообще про брак, про семейную
жизнь раньше судили верно и здраво. Говорили, например, что: «В семье
и каша гуще».
• Всем известна пословица: «С милым и в шалаше рай!». Откуда она
пошла? В каком произведении впервые упоминается?
а) в Библии;
б) это слова из старинной песни;
в) в словаре Даля.
Происхождение пословицы чисто литературное. Это словесный
оборот из стихотворения «Русская песня» (автор Н. М. Ибрагимов,
профессор Казанского университета; опубликовано в 1815 году).
Стихотворение было переложено на музыку и в таком виде обошло всю
Россию.
Вечерком красна девица
На прудок за стадом шла;
Черноброва, белолица,
Так гуськов своих гнала:
Тига, тига, тига,
Вы, гуськи мои, домой!
Не ищи меня, богатый:
Ты постыл моей душе.
Что мне, что твои палаты?
С милым рай и в шалаше!..
Для одних для нас довольно:
Все любовь нам заменит.
А сердечны слезы больно
Через золото ронить...
Мы с вами на самом пороге заветной горницы. Как же хочется
воскликнуть: «Милости прошу к нашему шалашу»! Да не тутто было.
Войти можно, если ответите на последний вопрос: что означало
старинное выражение, которое я произнес: «Милости прошу к нашему
шалашу»? Кто знает? О каком «шалаше» говорится? Попробуемотвечать без карточек, говорите все вместе, так скорее разберемся!
В это время в горнице (за занавесом) накрываются столы.
Готовятся заключительные музыкальные номера. Помощники
подводят итоги. Надо определить, кто сегодня войдет в «светлую
горницу», кто окажется за праздничным столом?
И в а н . Эх, ладно, самовар стынет! Вот моя подсказка. В давние
времена на городских рынках, в торговых рядах стояли эти самые
«шалаши». «Шалаш» – это такой небольшой и прочный бревенчатый
сруб. Передняя стенка его открывалась и через нее велась торговля. В
старинной книге Адама Олеария «Путешествие в Московию» можно
видеть «лавку башмачника», башмачник протягивает руку к народу, а
под рисунком подпись: «Милости прошу к нашему шалашу»!
Уразумели?
Теперь приглашаю всех за столы!
Гости рассаживаются. Затевается чаепитие со свежими
калачами. Звучит народная музыка. Начинается концерт. Всем
заправляет гостеприимная и хлебосольная хозяйка.