Горючие полезные ископаемые. «Путешествие на воздушном шаре».

  • docx
  • 20.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9.docx

Дата2/10

Тема урока: Горючие полезные ископаемые. Программа «ОЭФГ»  «Путешествие на воздушном шаре». Понятие о ресурсах и экономии.

Цели урока:

- изучить свойства каменного угля, торфа, нефти и природного газа.

- развивать внимание, восприятие, познавательный интерес, речь, развивать умение работать в группах;

- способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки, прививать чувство бережного отношения к природе.

Ход урока

1. Организационный момент

Психологический настрой

2. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

Тест.

Выбери верное утверждение:

 А) Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.

 Б) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли.

 В) Полезные ископаемые – это все, что служит человеку.

Горные породы, из которых получают металлы, называются:

 А) Гранит;

 Б) Рубин;

 В) Руда.

 Металлы – это:

 А) Соль, агат, базальт;

 Б) Медь, алюминий, железо, олово;

 В) Известняк, глина, песок.

 Из железной руды получают:

 А) Чугун, сталь;

                Б) Алюминий, гранит;

 В) Бриллиант, малахит.

 Крупнейшие месторождения железной руды:

                __________________________________________________________

Условное обозначение месторождения железной руды:

3. Постановка проблемы.

– Такие ценные полезные ископаемые – руды металлов. Без металла человек станет беспомощным, беззащитным.

– А в каких полезных ископаемых спрятаны тепло и свет, без которых человек тоже не может существовать?

4. Сообщение темы урока.

– О чем сегодня на уроке будем говорить?

– Урок посвятим изучению особой группы полезных ископаемых- горючих. Слайд 1.

5. Работа по изучению новой темы:

 

1) Беседа.

– Для самых разных нужд человека необходимо топливо. Какие виды топлива вы знаете? (дрова, уголь, торф, газ)

– Как вы думаете, чем раньше отапливались дома? (дровами, древесиной)

– Почему сейчас не отапливают древесиной? (истреблялись леса, дрова не могли выделять нужное количество теплоты …)

2) Работа с учебником.

– Что заменило дрова? (каменный уголь, бурый уголь, торф)

– Почему все они родственны? (все образовались из остатков растений)

– Да, они образовались из остатков растений, которые образовали слои, спрессовались и без доступа воздуха обугливались, а не сгнивали. Но главное чудо в другом, ведь эти растения законсервировали в себе свет и тепло Солнца, которые пришли на Землю миллионы лет тому назад. Когда мы зажигаем уголь, мы видим свет Солнца и чувствуем его тепло, спрятанное в угле миллионы лет тому назад. И неважно, где мы греемся, у печки или батареи отопления. Вот так и получается, что «уголь – солнечные консервы, чудо-консервы».

3) Демонстрация полезных ископаемых, их исследование.

Работа в группах, у каждого ученика таблица для записи результатов исследований:

Полезное ископаемое

Свойства полезного ископаемого

Место рождения

Каменный уголь

 

 

Торф

 

 

Нефть

 

 

Газ

 

 

А) Исследование свойств каменного угля. Слайды 2-4.

–Отгадайте загадку и найдите ископаемое, которое начнем исследовать:

Он черный, блестящий,

 Людям помощник настоящий.

 Он несет в дома тепло,

 От него в домах светло,

 Помогает плавить стали,

 Делать краски и эмали.

Что это? Рассмотрите. Заполните таблицу.

2) Исследование нефти.

– Бегут по дорогам автомашины, рокочут тракторы на полях, летят самолеты в воздухе, по железной дороге мчатся тепловозы, плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (нефть)

– Запасы угля и торфа не бесконечны. С 19 века человек стал добывать этот поистине удивительный продукт. О нефти многое сможете рассказать вы сами. Расскажите.

4) Природный газ

На кухне у мамы помощник отличный.

 Он синим цветком расцветает от спички. Что это?

Выступление ученика-эксперта о природном газе.

Заполнение таблицы.

6. Физминутка.

7. Работа с физической картой

- Какими значками обозначены месторождения каменного угля, нефти, торфа, природного газа? Запомним самые крупные месторождения.

8. Закрепление. Проверочная работа в группах.

– Выберите из предложенного списка свойств полезных ископаемых свойства горючих полезных ископаемых:

 1 ряд  – свойства нефти

 2 ряд – свойства каменного угля

3 ряд – свойства природного газа

горючее

твердое

жидкость

имеет запах

маслянистый

сыпучее

хрупкое

коричневого цвета

черного цвета

легкий

бесцветный

легче воды

газообразное

тяжелее воды

не имеет запаха

 

Проверка.

Овал: я9. Рефлексия.     

                                                                

                                                                 

10. Итог

11. Д/З

Описать одно горючее полезное ископаемое (дополнительные сведения);

Составить кроссворд по полезным ископаемым