Дата2/10
Тема урока: Горючие полезные ископаемые. Программа «ОЭФГ» «Путешествие на воздушном шаре». Понятие о ресурсах и экономии.
Цели урока:
- изучить свойства каменного угля, торфа, нефти и природного газа.
- развивать внимание, восприятие, познавательный интерес, речь, развивать умение работать в группах;
- способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки, прививать чувство бережного отношения к природе.
Ход урока
1. Организационный момент
Психологический настрой
2. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.
Тест.
Выбери верное утверждение:
А) Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.
Б) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли.
В) Полезные ископаемые – это все, что служит человеку.
Горные породы, из которых получают металлы, называются:
А) Гранит;
Б) Рубин;
В) Руда.
Металлы – это:
А) Соль, агат, базальт;
Б) Медь, алюминий, железо, олово;
В) Известняк, глина, песок.
Из железной руды получают:
А) Чугун, сталь;
Б) Алюминий, гранит;
В) Бриллиант, малахит.
Крупнейшие месторождения железной руды:
__________________________________________________________
Условное обозначение месторождения железной руды:
3. Постановка проблемы.
– Такие ценные полезные ископаемые – руды металлов. Без металла человек станет беспомощным, беззащитным.
– А в каких полезных ископаемых спрятаны тепло и свет, без которых человек тоже не может существовать?
4. Сообщение темы урока.
– О чем сегодня на уроке будем говорить?
– Урок посвятим изучению особой группы полезных ископаемых- горючих. Слайд 1.
5. Работа по изучению новой темы:
1) Беседа.
– Для самых разных нужд человека необходимо топливо. Какие виды топлива вы знаете? (дрова, уголь, торф, газ)
– Как вы думаете, чем раньше отапливались дома? (дровами, древесиной)
– Почему сейчас не отапливают древесиной? (истреблялись леса, дрова не могли выделять нужное количество теплоты …)
2) Работа с учебником.
– Что заменило дрова? (каменный уголь, бурый уголь, торф)
– Почему все они родственны? (все образовались из остатков растений)
– Да, они образовались из остатков растений, которые образовали слои, спрессовались и без доступа воздуха обугливались, а не сгнивали. Но главное чудо в другом, ведь эти растения законсервировали в себе свет и тепло Солнца, которые пришли на Землю миллионы лет тому назад. Когда мы зажигаем уголь, мы видим свет Солнца и чувствуем его тепло, спрятанное в угле миллионы лет тому назад. И неважно, где мы греемся, у печки или батареи отопления. Вот так и получается, что «уголь – солнечные консервы, чудо-консервы».
3) Демонстрация полезных ископаемых, их исследование.
Работа в группах, у каждого ученика таблица для записи результатов исследований:
Полезное ископаемое |
Свойства полезного ископаемого |
Место рождения |
Каменный уголь |
|
|
Торф |
|
|
Нефть |
|
|
Газ |
|
|
А) Исследование свойств каменного угля. Слайды 2-4.
–Отгадайте загадку и найдите ископаемое, которое начнем исследовать:
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Что это? Рассмотрите. Заполните таблицу.
2) Исследование нефти.
– Бегут по дорогам автомашины, рокочут тракторы на полях, летят самолеты в воздухе, по железной дороге мчатся тепловозы, плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (нефть)
– Запасы угля и торфа не бесконечны. С 19 века человек стал добывать этот поистине удивительный продукт. О нефти многое сможете рассказать вы сами. Расскажите.
4) Природный газ
На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички. Что это?
Выступление ученика-эксперта о природном газе.
Заполнение таблицы.
6. Физминутка.
7. Работа с физической картой
- Какими значками обозначены месторождения каменного угля, нефти, торфа, природного газа? Запомним самые крупные месторождения.
8. Закрепление. Проверочная работа в группах.
– Выберите из предложенного списка свойств полезных ископаемых свойства горючих полезных ископаемых:
1 ряд – свойства нефти
2 ряд – свойства каменного угля
3 ряд – свойства природного газа
горючее
твердое
жидкость
имеет запах
маслянистый
сыпучее
хрупкое
коричневого цвета
черного цвета
легкий
бесцветный
легче воды
газообразное
тяжелее воды
не имеет запаха
Проверка.
9. Рефлексия.
10. Итог
11. Д/З
Описать одно горючее полезное ископаемое (дополнительные сведения);
Составить кроссворд по полезным ископаемым
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.