Урок № 19
Тема: Государство Кара китаев. Найманы.
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Дать понятие учащимся о Кара китаях и Найманах.
Материальное оснащение урока: Карта мира и Кыргызстана, схемы, рисунки, плакаты,
Содержание и ход урока
I. Организационная часть:
1. Проверка готовности кабинета.
2. Отметить отсутствующих на уроке.
II. Повторение пройденного материала:
1. Охарактеризуйте уровень развития материальной культуры кыргызов?
2. Расскажите о духовной культуре кыргызов?
3. Архитектурные памятники Кыргызстана?
III. Сообщение новых знаний:
1. Образование Кара китайского государство.
2. Хозяйство.
3. Политически- общественное устройство.
IV. Задание на дом: Прочитать и
конспектировать по книге Дж. Осмонова История
Кыргызстана с древнейших времен до
наших дней. Б., 2014 г.
V. Закрепление знаний:
1. Какие были отношения Кара китайцев с кыргызами?
2. Когда было основано государство Кара китайцев?
3. Кто такие Найманы?
4. Столица Си Ляо?
VI. Итог и
оценивание: Провести итог занятия и оценивать ответы студентов и
ставить оценки.
Государство Кара китаев, Найманы. Государство кара-китаев (киданей) создавалось и крепло в середине Х в. Впервые оно появилось на территории современной Монголии и северо-восточной части Китая в результате объединения восьми монгольских племен. Кара-китаи покорили Северный Китай, а также подчинили себе Уйгурию и создали обширную державу. В 937 году кара-китаи дали своему государству название: империя Ляо (железная). Еще через десять лет кара-китаи овладели Южным Китаем. Государство кара-китаев просуществовало более ста лет.
Переселение Кара-китаев в Семиречье. Переселение кара-китаев в Семиречье состоялось в 1041–1042 гг., т. е. задолго до прихода Елюй Даши. В Семиречье 16 тыс. кибиток поселились, еще при Арслан-хане Сулеймане, который им разрешил поселиться между Китаем и владениями караханидов, за это они обязались защищать границы.Разгромленная маньчжурами другая часть Кара-китаев в 1132 г. отступила на запад в Семиречье. Поселенцы присоединились к своим соплеменникам, а затем они вместе завоевали весь Туркестан. Елюй Даши прибыл в уйгурский город Беш-Балык (Бейтин), там он созвал курултай и на этом курултае он принял титул «Гурхана», т. е. стал ханом всех 18 племён. В 1134 г. правитель Баласагуна Ибрагим ибн Ахмад обратился за помощью к гурхану, Елюй Даши направил свое войско в Баласагун и оттеснил кочевников подальше. Когда Гурхан оценил политическую ситуацию и убедился в слабости правителя Баласагуна, он устранил Ибрагима и подчинил Семиречье. В 1137 г. Кидани проникли в Мавераннахр и дошли до Самарканда. В Катванской степи они дали сражение (1141 г.) объединенным силам сельджукского султана Санжара.
Найман. Найманы – монгольское племя, состоявшее из девяти родов. Во время правления Даян-хана (или Таян-хан) в XIII вв. племя возвысилось, однако в 1204 г. оно потерпело сокрушительное поражение от Чингис-хана, в результате племя было рассеяно. В 1208г. на земли Гурхана бегут найманские и меркитские племена, спасаясь от разгрома, учиненного им Чингис-ханом на Иртыше. Сын найманского хана Кучулук перешел на службу к Гурхану и собрав остатки своего народа, осел в Семиречье. Воспользовавшись ослаблением управления кара-китаев в 1210 г. Кучлук напал на Узген и захватил казну гурхана, а через год при помощи Хорезмийско-Самаркандской караханидской армии разгромивший кара-китаев, Кучулук стал полновластным хозяином государства кара-китаев. Кучулук в своих владениях объявил ислам вне закона и начал гонения на семиреченских мусульман. Однако народ, справедливо считая его узурпатором и тираном, не желал ему подчиняться, и мусульмане обратились за помощью к Чингис-хану, в результате вскоре прибыло монгольское войско во главе с Джебе-ноёном и завоевало кара-китаев. Таким образом, просуществовавшее более 90 лет государство кара-китаев и найманов было сметено ордами Чингис-хана.
В начале второй четверти 12 века Кыргызстан оказался свидетелем больших политических событий. После разгрома государства Ляо на севере Китая (907—1125 гг.) чжурчженцами, часть киданей, составлявших основу этого государства, под управлением Елуя Даши совершила бегство в Монголию. Здесь Елуй Даши основал государство Бей Ляо (Северный Ляо) и объявил себя императором. (1124—30 гг.). В 1128 г. его войско впервые совершило поход в Кашгар. В 1130 г. Елуй Даши приехал в Семиречье, покорил город Баласагун и объявил этот город своей ставкой. Елуй Даши (в эпосе «Манас» кыргызы называют его Жолоем) объявил себя «гур-ханом» (кёл-хан, великий каган), а город Баласагун, где была расположена его ставка, переименовал на «Куз-Балык» («балык» по-древнетюркски «город»), однако, до прихода каракитайцев назывался «Куз-Ордо», «Куз-Улуш». Новое название города, присвоенное ему каракитайцами, также имело тюркские корни. Здесь слово «куз» означает «склон», следовательно, надо перевести название города как «город, расположенный на на севере Баласагунских гор. Есть сведения историка Жувейни ( 1226 — 1283 гг.) о карательном походе каракитайцев кыргызов, населявшим недалеко от города Беш-Балык регион Тенир-Тоо (Беш-Балык указывается как одна из столиц уйгуров, исповедующих в Турпане манихеизм и буддийскую религию). Северный Кыргызстан оказался под правлением каракитайцев, а караханидская часть сев. региона, попавшая под влияние каракитайцев, управлялась представителем Караханидской династии, но с согласия каракитайцев. Лояльное отношение каракитайцев к религии способствовало их постепенному ассимилированию среди местных тюрков, укреплению хозяйственно-культурных отношений с местным населением (род «китай» широко распространён среди таких тюркских народов как кыргызы, казахи, каракалпаки и др.). В эпоху каракитайцев (1130—1213 гг.) народ Кыргызстана исповедовал несторианскую ветвь христианства, буддизм и тенгрианство (т.е., поклонение небесным богам). Особый вид мусульманской культуры — суфийская, философская и дидактическая поэзия начала бурно развиваться именно в эту пору. Её вольная духовность была близка по духу кочевым тюркским народам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.