Готовимся к ЕГЭ. Задания 1-3
Оценка 4.9

Готовимся к ЕГЭ. Задания 1-3

Оценка 4.9
Презентации учебные
pptx
русский язык
9 кл—11 кл
03.02.2024
Готовимся к ЕГЭ. Задания 1-3
Презентация содержит теоретический материал и тренировочные упражнения.
Практикум. Задания 1-3.pptx

РУССКИЙ ЯЗЫК ЗАДАНИЯ 1 – 3

РУССКИЙ ЯЗЫК ЗАДАНИЯ 1 – 3

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЗАДАНИЯ 1 – 3

ЗАДАНИЕ 1 ЕГЭ СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ЗАДАНИЕ 1 ЕГЭ СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ЗАДАНИЕ 1 ЕГЭ
СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
В ТЕКСТЕ

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ Самостоятельно подберите сочинительный союз (предлог, вводное слово, частицу и т

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ Самостоятельно подберите сочинительный союз (предлог, вводное слово, частицу и т

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ
Самостоятельно подберите сочинительный союз (предлог, вводное слово, частицу и т.д.), который должен стоять на месте пропуска в … предложении (абзаце) текста. Запишите этот союз.

ОСОБЕННОСТИ ЗАДАНИЯ
Задания 1–3 выполняются на основе прочитанного текста.
В задании 1 нужно самостоятельно подобрать слово, которое должно стоять на месте пропуска в одном из предложений текста и которое логически связывает последующую и предыдущую информацию.
Это задание требует специальных лингвистических знаний: нужно хорошо ориентироваться в системе частей речи, прежде всего знать служебные части речи (предлоги, союзы, частицы), понимать, чем они отличаются друг от друга. Кроме этого, нужно вспомнить наречия, вводные слова, разряды местоимений.

ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ДАННОГО ТИПА НЕОБХОДИМО:
- уметь внимательно читать текст;
- знать самостоятельные и служебные части речи, уметь различать их;
- понимать смысловую связь между частями текста.

СРЕДСТВА СВЯЗИ

СРЕДСТВА СВЯЗИ

СРЕДСТВА СВЯЗИ

Союзы служат для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения:

Союзы служат для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения:

Союзы служат для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения:
Идет дождь или снег. Видит око, да зуб неймёт. Открыли окна, потому что стало жарко.

Союзы сочинительные Соединительные

Союзы сочинительные Соединительные

Союзы сочинительные

Соединительные

И, ДА (=И), НИ … НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ

Хлынули потоки дождя, и запрыгал град.

Противительные

А, НО, ДА (=НО), ОДНАКО, ЗАТО,ЖЕ

Можно было ехать, однако началась гроза.

Разделительные

ИЛИ, ЛИБО, ТО … ТО, НЕ ТО … НЕ ТО

То моросил дождь, то начинал идти снег.

Пояснительные

ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО

Я вернусь через два дня, то есть в воскресенье.

Присоединительные

ДА И, А ТАКЖЕ, ПРИТОМ

Она умна, притом красива.

Союзы могут быть двойными: КАК …

Союзы могут быть двойными: КАК …

! Союзы могут быть двойными: КАК … ТАК И, ХОТЯ И … НО, НЕ ТОЛЬКО … НО И, НЕ СТОЛЬКО … СКОЛЬКО, ЕСЛИ НЕ … ТО и др.:
День был хотя и пасмурный, но тёплый.
 
!! Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЖЕ находятся не между простыми предложениями, а внутри второго из них:
Луна взошла багровая и хмурая, звёзды тоже хмурились. Люди устали, лошади также нуждались в отдыхе.
В июле было тепло и сухо, август же выдался прохладный и дождливый.

Союзы подчинительные Временные

Союзы подчинительные Временные

Союзы подчинительные
 

 
Временные

КОГДА, КАК ТОЛЬКО, ЛИШЬ, ЛИШЬ ТОЛЬКО, ЕДВА, ПОКА, ПРЕЖДЕ ЧЕМ, ТОГДА КАК, ПОСЛЕ ТОГО КАК, С ТЕХ ПОР КАК …

Уже вечерело, когда
он вернулся.

Изъяснительные

ЧТО, ЧТОБЫ, КАК …

Хочу, чтобы ты вернулся.

Причинные

ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, ИБО, ПОСКОЛЬКУ, ВЕДЬ, ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО …

Стало светло, потому что
взошла луна.

Следствия

ТАК ЧТО, ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕГО …

Потеплело, так что снег начал таять.

Сравнительные

КАК, СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО, КАК БУДТО …

Послышался высокий звук,
словно кто-то пел.

Уступительные

ХОТЯ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ПУСТЬ, ПУСКАЙ …

Хотя стемнело, никто
и не думал расходиться.

Условные

ЕСЛИ, КОЛИ, КАБЫ, РАЗ …

Если дождь не прекратится, в город не поедем.

Целевые

ЧТОБЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ …

Я пришёл, чтобы
поговорить.

! Части СПП могут быть связаны союзами, союзными словами. Важно понимать, что это разные части речи. Союзные слова – это относительные местоимения или наречия, которые используются для связи частей СПП

Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении

Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении

Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении

Непроизводные предлоги Производные предлоги

Непроизводные предлоги Производные предлоги

Непроизводные предлоги
 


Производные предлоги

В

О

ОКОЛО

В ЦЕЛЯХ

БЛАГОДАРЯ

НА

БЕЗ

МИМО

НАПРОТИВ

СОГЛАСНО

ЗА

С

НАВСТРЕЧУ

ПОЗАДИ

ВОПРЕКИ

ПО

ДО

ВОКРУГ

ПУТЁМ

ПОСЕРЕДИНЕ

ПОД

ДЛЯ

ВДОЛЬ

В СВЯЗИ С

НАПЕРЕКОР

НАД

ОТ

ПОПЕРЕК

ВСЛЕД ЗА

НЕСМОТРЯ НА

У

ИЗ

ВВИДУ

В ТЕЧЕНИЕ

НЕВЗИРАЯ НА

К

ЧЕРЕЗ

ВРОДЕ

В ПРОДОЛЖЕНИЕ

В ОТЛИЧИЕ ОТ

ПЕРЕД

ПРО

НАПОДОБИЕ

ВСЛЕДСТВИЕ

ПОСРЕДСТВОМ

ИЗ-ЗА

ИЗ-ПОД

ВМЕСТО

НАСЧЁТ ЗА СЧЁТ

ПРИ ПОМОЩИ С ПОМОЩЬЮ

Частицы выражают дополнительные смысловые оттенки

Частицы выражают дополнительные смысловые оттенки

Частицы выражают дополнительные смысловые оттенки.
 

Указательные ВОТ, ВОН, ЭТО Уточняющие

Указательные ВОТ, ВОН, ЭТО Уточняющие

Указательные

ВОТ, ВОН, ЭТО

Уточняющие

ИМЕННО, КАК РАЗ

Ограничительные

ТОЛЬКО, ЛИШЬ, ЕДИНСТВЕННО, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО

Усилительные

ДАЖЕ, ЖЕ, ВЕДЬ, ВСЁ, ВСЁ-ТАКИ, УЖ

Выражающие сомнение

ВРЯД ЛИ, ЕДВА ЛИ

Личные Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА,

Личные Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА,

Личные

Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ

Возвратное

СЕБЯ

Притяжательные

МОЙ, НАШ, ТВОЙ, ВАШ, ЕГО, ЕЕ, ИХ, СВОЙ

Указательные

ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, ТА, ТЕ, ЭТИ…

Вопросительные

КТО? ЧТО? КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?

Относительные (с.сл.)

КТО, ЧТО, КАКОЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО, КОТОРЫЙ

Неопределенные

НЕКТО, КАКОЙ-ТО, ЧЕЙ-ЛИБО, ЧТО-НИБУДЬ …

Отрицательные

НИКТО, НИЧТО, НИКАКОЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО, НИСКОЛЬКО…

Определительные

ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, САМ, САМЫЙ, КАЖДЫЙ, ИНОЙ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ

РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ

Большая степень уверенности БЕЗУСЛОВНО,

Большая степень уверенности БЕЗУСЛОВНО,

Большая степень уверенности

БЕЗУСЛОВНО, БЕЗ СОМНЕНИЯ, НЕСОМНЕННО, БЕССПОРНО, КОНЕЧНО, РАЗУМЕЕТСЯ

Сомнение в достоверной информации

ВЕРОЯТНО, НАВЕРНОЕ, ВИДИМО, ВОЗМОЖНО, ДОЛЖНО БЫТЬ, КАЖЕТСЯ, МОЖЕТ БЫТЬ, ПО-ВИДИМОМУ, ОЧЕВИДНО

Порядок развития мысли, действия: перечисление

ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НАКОНЕЦ

Противопоставление

НАПРОТИВ, НАОБОРОТ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ

Следствие, вывод

ЗНАЧИТ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ИНЫМИ СЛОВАМИ, ИНАЧЕ ГОВОРЯ, В ОБЩЕМ, ТАКИМ ОБРАЗОМ, В КОНЦЕ КОНЦОВ

Ссылка на примеры

НАПРИМЕР, В ЧАСТНОСТИ, К ПРИМЕРУ, ПОМИМО ЭТОГО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, КРОМЕ ТОГО, СВЕРХ ТОГО

Обобщение, подведение итогов, вывод

СЛОВОМ, ОДНИМ СЛОВОМ, ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ, ИНАЧЕ ГОВОРЯ

ВВОДНЫЕ СЛОВА

Порядок развития мысли, действия: перечисление

Порядок развития мысли, действия: перечисление

Порядок развития мысли, действия: перечисление

СНАЧАЛА, ДАЛЕЕ, ПОТОМ …

Ссылка на примеры

НЕСЛУЧАЙНО

Следствие, вывод

ПОЭТОМУ

Степени

ПОЧТИ, ПРИМЕРНО, ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО, СТОЛЬ, НАСТОЛЬКО, ТАК

Указательные

ТАМ, ТУТ, ЗДЕСЬ, ТАК

Относительные (союзные слова)

ГДЕ, КУДА, КОГДА, ОТКУДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ, КАК

НАРЕЧИЯ

Указательные ЗДЕСЬ, ТАМ, ТУТ, ТУДА,

Указательные ЗДЕСЬ, ТАМ, ТУТ, ТУДА,

Указательные

ЗДЕСЬ, ТАМ, ТУТ, ТУДА, ТАК, ОТТУДА, ТОГДА, ЗАТЕМ, ОТТОГО, ПОТОМУ, ПОЭТОМУ

Вопросительные

ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? ОТЧЕГО?

Относительные

ГДЕ, КУДА, КОГДА, ОТКУДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ, КАК, ОТЧЕГО

Неопределенные

ГДЕ-ТО, КУДА-ТО, КАК-НИБУДЬ, КОЕ-ГДЕ, КУДА-ЛИБО, КОЕ-КАК …

Отрицательные

НИГДЕ, НИКУДА, НИКОГДА, НЕГДЕ, НЕКУДА, НЕЗАЧЕМ, НИКАК …

Определительные

ВЕЗДЕ, ВСЮДУ, ОТОВСЮДУ, ВСЕГДА, ВСЯЧЕСКИ, ИНОГДА …

МЕСТОИМЁННЫЕ НАРЕЧИЯ

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 1 1)

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 1 1)

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 1

1) Внимательно прочитайте текст.
2) Установите смысловую связь между предложениями (фрагментами) текста (причинно- следственная, дополнение, уточнение, обобщение, порядок перечисления, временная соотнесённость). Особое внимание обратите на предложение с пропуском <…>.
3) Прочитайте, слово какой части речи необходимо подобрать. Вспомните эти слова и выберите то, которое выражает связь между предложениями.
4) Подставьте выбранное слово в предложение, проверьте, нет ли смысловых ошибок.
5) Запишите ответ.

В начале XIX века Французская академия вынесла постановление не рассматривать работы, содержащие описание камней, падающих с неба: учёным казалось, что все описания метеоритов – «небесных…

В начале XIX века Французская академия вынесла постановление не рассматривать работы, содержащие описание камней, падающих с неба: учёным казалось, что все описания метеоритов – «небесных…

(1)В начале XIX века Французская академия вынесла постановление не рассматривать работы, содержащие описание камней, падающих с неба: учёным казалось, что все описания метеоритов – «небесных камней» − плод фантазии, <...> камням неоткуда падать. (2)Это очень опасный путь – отрицать всё, что ещё не нашло объяснения. (3)Отрицание существования непонятного не раз тормозило развитие науки.

ПРИМЕР

1. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот союз.

ОБРАЗЕЦ РАССУЖДЕНИЯ Внимательно перечитываем текст

ОБРАЗЕЦ РАССУЖДЕНИЯ Внимательно перечитываем текст

ОБРАЗЕЦ РАССУЖДЕНИЯ
Внимательно перечитываем текст.
Пытаемся понять смысловые отношения между частями первого предложения, в которое и надо вставить слово. Очень похоже, что это причинно-следственные отношения:
…учёным казалось, что все описания метеоритов – «небесных камней» − плод фантазии, (почему?) <потому что> камням неоткуда падать.
Вспоминаем подчинительные союзы со значением причины: потому что, поскольку,
так как, оттого что, ведь. Пробуем подставить на место пропуска любой из них:
…учёным казалось, что все описания метеоритов – «небесных камней» − плод фантазии, ПОСКОЛЬКУ камням неоткуда падать.
Записываем ответ: ПОСКОЛЬКУ

(1)В начале XIX века Французская академия вынесла постановление не рассматривать работы, содержащие описание камней, падающих с неба: учёным казалось, что все описания метеоритов – «небесных камней» − плод фантазии, <...> камням неоткуда падать. (2)Это очень опасный путь – отрицать всё, что ещё не нашло объяснения. (3)Отрицание существования непонятного не раз тормозило развитие науки.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

После встречи в поезде с художником я приехал в

После встречи в поезде с художником я приехал в

После встречи в поезде с художником я приехал в Ленинград. Снова открылись передо мной торжественные ансамбли его площадей и пропорциональных зданий.Я подолгу всматривался в них, стараясь разгадать их архитектурную тайну. Она заключалась в том, что <...> здания производили впечатление величия, на самом же деле они были невелики. Одна из самых замечательных построек  — здание Главного штаба, вытянутое плавной дугой против Зимнего дворца,  — по своей высоте не превышает четырёхэтажного дома. А между тем оно гораздо величественнее любого современного высотного дома. Разгадка была простая. Величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений: оконных наличников, барельефов.
(По К. Г. Паустовскому)

Она заключалась в том, что <ЭТИ> здания производили впечатление величия, на самом же деле они были невелики.
Почему не подходит местоимение «такие»: данное местоимение должно указывать на признак из предыдущего предложения. А признаков нет. Если мы говорим: мне нравятся «такие», значит, в предыдущей фразе было названо, какие именно.
Местоимение «те» не подходит.

Ответ: эти.

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении второго абзаца текста. Запишите это местоимение.

Я не согласен с тем, что писатель — это профессия

Я не согласен с тем, что писатель — это профессия

Я не согласен с тем, что писатель  — это профессия. Писатель  — это судьба. Это жизнь. Свой гонорар писатель может получить только в результате огромного труда. У нас же писательство рассматривается как своего рода «кормушка»: выпускают книжки, локтями пробивают себе дорогу, забывая о том, что хлеб искусства  — чёрствый и тяжёлый хлеб.Вот, например, случай из жизни Андрея Платонова, о котором мне рассказали. Платонов, как известно, не был избалован вниманием издательств. Печатали его мало, трудно. Больше ругали. И вот в тридцатых годах, получив более чем скромный гонорар, Андрей Платонов встретил в издательстве другого писателя, который в те года был «в чести». Его коллега, потрясая пачками денег, которые едва помещались у него в пригоршнях, обратился к Платонову: «Во как нужно писать, Платонов! Во как нужно писать!» Что ж, Платонов, как мы знаем, ныне известен во всём мире, а имя литератора, который «учил» Платонова, вряд ли кто вспомнит. Трудно жил Булгаков, трудно жила Ахматова, трудно жил Зощенко. Но трудности не сломили их волю к творчеству. Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду. Что человеку важно? Как прожить жизнь? Прежде всего  — не совершать никаких поступков, <...> роняли бы его достоинство.(По Д. С. Лихачёву)

Ответ: которые.

Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это местоимение.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором предложении текста

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором предложении текста

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот союз.

Давайте поговорим о жизни, о развитии нашего языка. Когда читаешь биографии слов, окончательно утверждаешься в мысли, […] русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, всегда находится в движении, в динамике непрерывного роста. Одни его слова отмирают, другие рождаются, третьи из областных и жаргонных становятся литературными, четвёртые из литературных уходят назад  — в просторечие, пятые произносятся совсем по-другому, чем произносились лет сорок назад, шестые при употреблении требуют других падежей, чем это было, скажем, при Жуковском и Пушкине. В языке всё движется, течёт, непрерывно меняется. Несмотря на эту очевидную динамику, только пуристы (сторонники чрезмерных требований к сохранению языка) всегда утверждают, что язык  — это нечто неподвижное,  — не бурный поток, а стоячее озеро.

Ответ: что.

В XX веке, после того как была изобретена пластмасса и другие материалы, незаменимые в производстве буквально всего, что можно произвести, проблема мусорного загрязнения встала очень…

В XX веке, после того как была изобретена пластмасса и другие материалы, незаменимые в производстве буквально всего, что можно произвести, проблема мусорного загрязнения встала очень…

В XX веке, после того как была изобретена пластмасса и другие материалы, незаменимые в производстве буквально всего, что можно произвести, проблема мусорного загрязнения встала очень остро  — дело в том, что пластмасса и другие синтетические материалы практически не разлагаются в земле, нанося колоссальный вред всему живому и неживому на сотни километров вокруг от мест организованных захоронений. Масла в огонь добавляет и тот факт, что производители различных товаров заботятся […] о собственной прибыли, принуждая потребителя приобретать всё новые и новые товары, выкидывая старые на свалку, где они могут лежать десятилетиями и постепенно убивать всё живое вокруг.

Самостоятельно подберите выделительно-ограничительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите эту частицу.

Масла в огонь добавляет и тот факт, что производители различных товаров заботятся [ЛИШЬ|ТОЛЬКО|ВСЕГО-НАВСЕГО|ЛИШЬ ТОЛЬКО|ВСЕГО ЛИШЬ] о собственной прибыли, принуждая потребителя приобретать всё новые и новые товары, выкидывая старые на свалку, где они могут лежать десятилетиями и постепенно убивать всё живое вокруг.

Русский язык для иностранных учащихся — одна из лингвистических дисциплин, которая в равной мере предполагает как обучение языку, внедрение в сознание учащегося представления о языке…

Русский язык для иностранных учащихся — одна из лингвистических дисциплин, которая в равной мере предполагает как обучение языку, внедрение в сознание учащегося представления о языке…

Русский язык для иностранных учащихся  — одна из лингвистических дисциплин, которая в равной мере предполагает как обучение языку, внедрение в сознание учащегося представления о языке как системе, так и усвоение этической стороны употребления в речи языковых средств. В задачи преподавателя, наряду с отработкой грамматической правильности речи, входит показ уместности и этичности использования тех или […] речевых средств, специфики их стилистического функционирования. В связи с этим, учитывая особенности менталитета обучаемых и менталитета русской нации, проповедуя терпимость и доброжелательность в общении, на продвинутом этапе обучения иностранцев следует уделять особое внимание культуре речи как синкретической дисциплине, отражающей лингвистическую, этическую, психологическую, эстетическую стороны общения.

Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это местоимение.

В задачи преподавателя, наряду с отработкой грамматической правильности речи, входит показ уместности и этичности использования тех или [ИНЫХ|ДРУГИХ] речевых средств, специфики их стилистического функционирования.

В соцсетях и за их пределами общение с помощью мемов давно стало привычным, ведь они лаконичны и не без доли иронии способны передать всю палитру…

В соцсетях и за их пределами общение с помощью мемов давно стало привычным, ведь они лаконичны и не без доли иронии способны передать всю палитру…

В соцсетях и за их пределами общение с помощью мемов давно стало привычным, ведь они лаконичны и не без доли иронии способны передать всю палитру эмоций. Однако история мемов началась задолго до появления смартфонов и интернета. Во-первых, у мема греческие корни: в языке Аристотеля мем означал «подобие». […], по мнению преданных своему делу мемологов, отправной точкой в истории мема стала книга «Эгоистичный ген» английского ученого Ричарда Докинза. Тогда, во второй половине прошлого века, мем сменил свою научную прописку и перекочевал из области зоологии, где обозначал способность объекта к копированию самого себя, в социокультурный дискурс.

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в четвертом предложении текста. Запишите это слово.

[ВО-ВТОРЫХ], по мнению преданных своему делу мемологов, отправной точкой в истории мема стала книга «Эгоистичный ген» английского ученого Ричарда Докинза.

Самостоятельно подберите производный предлог , который должен стоять на месте пропуска в шестом предложении текста

Самостоятельно подберите производный предлог , который должен стоять на месте пропуска в шестом предложении текста

Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в шестом предложении текста. Запишите этот предлог.

Память  — это важная способность людей удерживать в мозгу мысли, переживания, ощущения, действия, при необходимости обращаться к ним снова и снова, то есть пользоваться своим прошлым с пользой для будущего и настоящего.Кажется, что это какой-то сложный механизм, а на самом деле мы неосознанно используем его очень часто. Именно […] этому мы способны предугадывать и планировать будущее.

Именно [БЛАГОДАРЯ] этому мы способны предугадывать и планировать будущее.

ЗАДАНИЕ 2 ЕГЭ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

ЗАДАНИЕ 2 ЕГЭ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

ЗАДАНИЕ 2 ЕГЭ
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ В тексте выделено пять слов

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ В тексте выделено пять слов

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

ОСОБЕННОСТИ ЗАДАНИЯ
Задания 1–3 выполняются на основе прочитанного текста. Чтобы выполнить задание 2, нужно учесть, что все выделенные в тексте слова – многозначные, т.е. могут употребляться в речи в разных значениях. В задании дается одно возможное толкование (лексическое значение) каждого из этих слов. Необходимо выбрать те слова, приведенное значение которых соответствует их значению в тексте.

ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ДАННОГО ТИПА НЕОБХОДИМО:
знать, что такое лексическое значение слова;
уметь определить лексическое значение слова в конкретном тексте.

ПОДСКАЗКА:
Для проверки значения слова в тексте можно использовать синонимы, которые, как правило, приводятся в толковании слова.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 2 1)

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 2 1)

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 2

1) Внимательно прочитайте слово и его лексическое значение.
2) Найдите в тексте это слово. Определите его значение, исходя из содержания текста.
3) Сопоставьте значение слова в тексте и толкование, приведенное в задании.
4) Сделайте вывод о совпадении или несовпадении лексического значения слова в тексте с приведенным толкованием. Проведите эту работу со всеми словами, данными в задании.
Укажите номера ответов, в которых лексическое
значение выделенного слова соответствует его значению
в данном тексте.

В начале XIX века Французская академия вынесла постановление не рассматривать работы , содержащие описание камней, падающих с неба: учёным казалось, что все описания метеоритов –…

В начале XIX века Французская академия вынесла постановление не рассматривать работы , содержащие описание камней, падающих с неба: учёным казалось, что все описания метеоритов –…

(1)В начале XIX века Французская академия вынесла постановление не рассматривать работы, содержащие описание камней, падающих с неба: учёным казалось, что все описания метеоритов – «небесных камней» − плод фантазии, <...> камням неоткуда падать. (2)Это очень опасный путь – отрицать всё, что ещё не нашло объяснения. (3)Отрицание существования непонятного не раз тормозило развитие науки.

ПРИМЕР

Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

ВЫНЕСТИ. Неся, удалить откуда-либо, доставить куда-либо

ВЫНЕСТИ. Неся, удалить откуда-либо, доставить куда-либо

1) ВЫНЕСТИ. Неся, удалить откуда-либо, доставить куда-либо. Вынести мебель.
2) РАБОТА. Вид деятельности, труда, круг занятий. Умственная работа.
3) ПЛОД. Сочная съедобная часть некоторых растений. Сладкие плоды.
4) ОПАСНЫЙ. Такой, который может отрицательно повлиять, оказать нежелательное воздействие на что-либо. Опасная теория.
5) ПУТЬ. Направление деятельности, развития кого-либо, чего-либо. По пути прогресса.

(1)В начале XIX века Французская академия вынесла постановление не рассматривать работы, содержащие описание камней, падающих с неба: учёным казалось, что все описания метеоритов – «небесных камней» − плод фантазии, <...> камням неоткуда падать. (2)Это очень опасный путь – отрицать всё, что ещё не нашло объяснения. (3)Отрицание существования непонятного не раз тормозило развитие науки.

ОБРАЗЕЦ РАССУЖДЕНИЯ 1) ВЫНЕСЛА

ОБРАЗЕЦ РАССУЖДЕНИЯ 1) ВЫНЕСЛА

ОБРАЗЕЦ РАССУЖДЕНИЯ


1) ВЫНЕСЛА. Обращаем внимание: слово входит в словосочетание «вынесла постановление». Значение слова в данном контексте – «приняв в результате обсуждения какое-либо решение, объявить о нём». Пробуем подставить синоним «удалить», приведённый в толковании слова («академия удалила постановление…»); смысл предложения искажается. Таким образом, значение слова не совпадает с его значением в тексте.

2) РАБОТА. В тексте слово употребляется в сочетании слов «не рассматривать работы, содержащие описание камней». Значение слова в данном контексте – «продукт труда, записанные результаты исследования, произведение». Пробуем подставить синоним
«вид деятельности», приведённый в толковании слова («не рассматривать вид деятельности»); смысл предложения искажается. Т.о., значение слова не совпадает с его значением в тексте.

ПЛОД . Слово является частью выражения «плод фантазии»

ПЛОД . Слово является частью выражения «плод фантазии»


3) ПЛОД. Слово является частью выражения «плод фантазии». Его значение в этом выражении – «результат, итог, порождённый предшествующей деятельностью». Пробуем подставить синоним «съедобная часть», приведённый в толковании слова («съедобная часть фантазии»); смысл предложения искажается. Таким образом, значение слова не совпадает с его значением в тексте.

4) ОПАСНЫЙ. Слово входит в сочетание «очень опасный путь – отрицать всё…». В данном контексте опасный путь – это путь, который может привести к нежелательным последствиям. Значение слова в тексте совпадает с приведенным толкованием.

5) ПУТЬ. Слово также входит в сочетание «очень опасный путь – отрицать всё…». Слово «путь» употребляется в значении «направление деятельности, развития». Значение слова в тексте совпадает с приведённым толкованием.

Ответ: 45

ЗАДАНИЕ 3 ЕГЭ СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ЗАДАНИЕ 3 ЕГЭ СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ЗАДАНИЕ 3 ЕГЭ
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ЯЗЫКА

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

ОСОБЕННОСТИ ЗАДАНИЯ
Задание 3 является заданием повышенного уровня сложности. Оно объединяет информацию о стилях и типах речи, лексических единицах, синтаксических конструкциях, частях речи, средствах выразительности. В задании могут быть представлены тексты разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы; тексты всех типов речи; разные жанры публицистики и художественной литературы, научные тексты различных профилей: исторического, биологического, географического и др. Понимание текстов требует определённого кругозора, а анализ – обширных теоретических знаний.
При выполнении задания необходимо проанализировать утверждения, приведённые
после текста; при этом каждое утверждение можно расчленить на несколько микровысказываний, среди которых есть и верные, и ошибочные. Поэтому очень важно внимательно и не торопясь читать текст задания от начала до конца.

ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ДАННОГО ТИПА НЕОБХОДИМО:
уметь находить и распознавать признаки, особенности, стилевые черты разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
уметь определять функционально-смысловой тип речи, анализировать структуру текста; опознавать языковые единицы в тексте, проводить различные виды их анализа.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Многие материалы, необходимые для успешного выполнения задания 3, можно найти в других заданиях

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Многие материалы, необходимые для успешного выполнения задания 3, можно найти в других заданиях

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:
Многие материалы, необходимые для успешного выполнения задания 3, можно найти в других заданиях ЕГЭ:
о типах речи – в разделе «задание 23»;
о частях речи – в разделах, посвящённых заданиям 2, 7, 8, 12–15, 25;
о средствах выразительности – в разделе, посвящённом заданию 26;
о лексических единицах – в разделах, посвящённых заданиям 24, 26;
о синтаксических конструкциях – в разделах, посвящённых заданиям 16–21.

СТИЛИ РЕЧИ

СТИЛИ РЕЧИ

СТИЛИ РЕЧИ

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 3 1)

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 3 1)

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 3
1) Внимательно прочитайте текст. Сразу ответьте на вопросы о книжном или разговорном характере языка, о стиле и типе речи.
2) Так же внимательно прочитайте первое утверждение; разделите его на микровысказывания (что именно утверждает автор? как определяет стиль текста, тип речи, характер лексики? какие языковые единицы называет? какие примеры приводит?)
3) Проверяйте каждое микровысказывание. Обратите внимание на примеры из текста (в скобках), если они есть: действительно ли они являются примерами того языкового явления, о котором говорится в утверждении?
4) Если примеров нет, найдите их в тексте сами или убедитесь, что таких языковых единиц в тексте нет.
5) Сделайте вывод о верности (если верными являются все микровысказывания) или ошибочности утверждения, сделайте отметку (например, «да» или «нет»).
6) Повторите то же с другими высказываниями.
7) Запишите ответ – номера верных утверждений.

Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают

Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают

Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.
Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи…
Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.

ПРИМЕР

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
 
1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.). В тексте можно выделить тематическую группу слов (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).
2) Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой- чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемых явлений.
3) Текст имеет грамматические особенности, характерные для книжной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с именами существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородных членов предложения, вводные слова.
5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.

ОБРАЗЕЦ РАССУЖДЕНИЯ 1) Перед нами рассуждение, стиль текста – публицистический

ОБРАЗЕЦ РАССУЖДЕНИЯ 1) Перед нами рассуждение, стиль текста – публицистический

ОБРАЗЕЦ РАССУЖДЕНИЯ

1) Перед нами рассуждение, стиль текста – публицистический.
2) Читаем первое утверждение, делим его на микровысказывания, проверяем их:

+ДА.

общеупотребительная лексика в тексте есть;
термины используются, в скобках действительно приведены термины;
слова культура, природа и т.д. действительно образуют тематическую группу, так как автор проводит параллель между экологией природы, экологией культуры, сохранением ценностей культуры в языке.

Читаем второе утверждение, делим его на микровысказывания, проверяем их: приведенные примеры действительно являются метафорами, антонимами, сравнением; любые средства выразительности способствуют эмоциональности, выразительности изложения, помогают передать…

Читаем второе утверждение, делим его на микровысказывания, проверяем их: приведенные примеры действительно являются метафорами, антонимами, сравнением; любые средства выразительности способствуют эмоциональности, выразительности изложения, помогают передать…

3) Читаем второе утверждение, делим его на микровысказывания, проверяем их:
приведенные примеры действительно являются метафорами, антонимами, сравнением; любые средства выразительности способствуют эмоциональности, выразительности изложения, помогают передать авторскую оценку описываемых явлений.

+ДА.

4) Читаем третье утверждение, делим его на микровысказывания, проверяем их:
слова взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения действительно являются отглагольными существительными; в приведенных далее примерах есть имена существительные в родительном падеже (природы, культуры, развития, мира); эти слова и конструкции действительно характерны для книжной речи.

+ДА.

Читаем четвертое утверждение, делим его на микровысказывания, проверяем их: однородные члены и вводные слова могут быть средствами выразительности (см

Читаем четвертое утверждение, делим его на микровысказывания, проверяем их: однородные члены и вводные слова могут быть средствами выразительности (см

5) Читаем четвертое утверждение, делим его на микровысказывания, проверяем их:
однородные члены и вводные слова могут быть средствами выразительности (см. задание 26); в тексте есть однородные члены (2 и 3 предложения первого абзаца; последнее предложение второго абзаца; первое и последнее предложения третьего абзаца); в тексте есть вводные слова (конечно, скажем, как правило).

6) Читаем пятое утверждение, делим его на микровысказывания, проверяем их:
стиль текста – публицистический (хотя в нем есть термины,
цель текста – привлечение внимания к проблеме сохранения
культуры и языка); в тексте нет практической информации,
инструкций.

+ДА.

-НЕТ.

Записываем правильный ответ. Ответ: 1234

Записываем правильный ответ. Ответ: 1234

7) Записываем правильный ответ.
Ответ: 1234.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Предмет не опрокидывается назад, если отвесная линия, проведённая из центра тяжести, проходит внутри основания этого предмета

Предмет не опрокидывается назад, если отвесная линия, проведённая из центра тяжести, проходит внутри основания этого предмета

Предмет не опрокидывается назад, если отвесная линия, проведённая из центра тяжести, проходит внутри основания этого предмета. Примером может служить всем известная «падающая башня» в Пизе: она ещё стоит, потому что отвесная линия из её центра тяжести пока не выходит за пределы основания.
Не обязательно проводить эксперимент, чтобы заметить, в каком положении труднее удержать равновесие — стоя на двух ногах, на одной ноге или балансируя на канате. Конечно, труднее всего стоять на канате: основание очень мало и отвесная линия легко может выйти за его пределы. Старые моряки и по суше ходят странной, раскачивающейся походкой, но не потому, что приобрели хроническое головокружение. Корабль постоянно следует движению волн, поэтому отвесная линия из центра тяжести тела ежесекундно выходит за пределы пространства, занятого ступнями, и моряки вырабатывают привычку ступать, широко расставляя ноги, чтобы основание их тела захватывало возможно большее пространство. И наоборот, минимальную точку на поверхности вынуждены занимать те, кто несёт на голове объёмный или хрупкий груз, как это было принято, например, в традиционных культурах стран Востока. Ещё и сейчас можно встретить изящные изваяния женских фигур с кувшином на голове: малейшее уклонение грозит вывести центр тяжести (приподнятый в таких случаях выше обычного положения) из контура основания, и тогда равновесие фигуры будет нарушено.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Строгая официальность текста предполагает полный отказ от разговорной и стилистически нейтральной лексики. В тексте используется только научная лексика.
2) Для текста характерно употребление многозначного слова в одном, определённом значении. Например: положение, центр, основание, линия, пространство, равновесие и др.
3) В первом предложении текста формулируется тезис (Предмет не опрокидывается назад, если отвесная линия, проведённая из центра тяжести, проходит внутри основания этого предмета), затем автор текста обосновывает справедливость тезиса (второй абзац) и приводит примеры (третий и четвёртый абзацы).
4) Противопоставление содержания третьего и четвёртого абзацев выражено с помощью слова наоборот.
5) Цель автора текста — доложить о результатах экспериментов, которые он проводил самостоятельно.

РЕШЕНИЕ: Строгая официальность текста предполагает полный отказ от разговорной и стилистически нейтральной лексики

РЕШЕНИЕ: Строгая официальность текста предполагает полный отказ от разговорной и стилистически нейтральной лексики

РЕШЕНИЕ:
Строгая официальность текста предполагает полный отказ от разговорной и стилистически нейтральной лексики. В тексте используется только научная лексика. — в утверждении содержится неверная характеристика текста (хотя автор и не использует разговорную лексику, всё же в тексте встречаются как общеупотребительная лексика, так и термины (научная лексика))

2) Для текста характерно употребление многозначного слова в одном, определённом значении. Например: положение, центр, основание, линия, пространство, равновесие и др. — в утверждении дана верная характеристика фрагмента текста (автор действительно использует эти слова, они имеют несколько значений, однако в тексте приобретают определённое значение; например, «равновесие» в тексте подразумевает «устойчивое положение», однако также оно может означать «спокойствие»)

-НЕТ

+ДА.

В первом предложении текста формулируется тезис (Предмет не опрокидывается назад, если отвесная линия, проведённая из центра тяжести, проходит внутри основания этого предмета), затем автор текста…

В первом предложении текста формулируется тезис (Предмет не опрокидывается назад, если отвесная линия, проведённая из центра тяжести, проходит внутри основания этого предмета), затем автор текста…

3) В первом предложении текста формулируется тезис (Предмет не опрокидывается назад, если отвесная линия, проведённая из центра тяжести, проходит внутри основания этого предмета), затем автор текста обосновывает справедливость тезиса (второй абзац) и приводит примеры (третий и четвёртый абзацы). — в утверждении дана верная характеристика фрагмента текста (автор действительно сначала выдвигает тезис, затем подтверждает его, говоря, что труднее всего стоять на канате: основание очень мало и отвесная линия легко может выйти за его пределы; далее автор приводит примеры: моряки ступают, широко расставляя ноги, чтобы основание их тела захватывало возможно большее пространство; минимальную точку на поверхности занимают те, кто несёт на голове объёмный груз)

+ДА.

Противопоставление содержания третьего и четвёртого абзацев выражено с помощью слова наоборот

Противопоставление содержания третьего и четвёртого абзацев выражено с помощью слова наоборот

4) Противопоставление содержания третьего и четвёртого абзацев выражено с помощью слова наоборот. — в утверждении дана верная характеристика фрагмента текста (автор, используя приём антитезы и вводное слово «наоборот», противопоставляет условия, при которых люди должны занимать как можно больше пространства и как можно меньше).

5) Цель автора текста — доложить о результатах экспериментов, которые он проводил самостоятельно. — в утверждении содержится неверная характеристика текста (автор не проводил эксперименты самостоятельно; его цель – изучить проблемный вопрос и привести понятные примеры, подтверждающие тезис)

ОТВЕТ: 234

-НЕТ

+ДА.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2024