Готовимся к олимпиаде по русскому языку.
Оценка 4.6

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Оценка 4.6
Подготовка к тестированию
docx
русский язык
5 кл—8 кл
01.10.2017
Готовимся к олимпиаде по русскому языку.
Морфемика. Словообразование. Изучение морфемики и словообразования дает ключ к пониманию процессов словообразования и словоизменения, связи между значением и структурой слова, словообразовательных связей родственных слов. Обращение к сложным случаям морфемного и словообразовательного разбора поможет ученикам избежать возможных ошибок, расширит их лингвистический кругозор. Предлагаемые задания могут быть использованы как при подготовке олимпиад по русскому языку, так и на уроках повторения и обобщения материала по словообразованию. Пунктуация. Вопросы «Проверь себя»Предлагаемые задания могут быть использованы как при подготовке олимпиад по русскому языку, так и на уроках повторения и обобщения материала по словообразованию и пунктуации.
Готовимся к олимпиаде по русскому языку..docx
Готовимся к олимпиаде по русскому языку. Морфемика. Словообразование. Задания повышенной сложности       Изучение   морфемики   и   словообразования   дает   ключ   к   пониманию   процессов словообразования   и   словоизменения,   связи   между   значением   и   структурой слова,  словообразовательных   связей   родственных   слов. Обращение   к   сложным   случаям морфемного   и   словообразовательного   разбора   поможет   ученикам   избежать   возможных ошибок, расширит их лингвистический кругозор.   Предлагаемые задания могут быть использованы как при подготовке  олимпиад по   так   и   на   уроках   повторения   и   обобщения   материала русскому   языку, по   словообразованию.        Можно ли с помощью приставки образовать от имени  существительного имя прилагательное или глагол ?   Ответ. Нет. С помощью приставок образуются слова той же части речи,  что и исходное слово. Внук – правнук, человек – сверхчеловек. Ср. в словах  других частей речи: бежит – прибежит, убежит, добежит; легкий  – нелегкий, сверхлегкий.     ?        Можно ли считать слова луковка, лучник, излучинаоднокоренными    Ответ. Нет. Слово луковка образовано от  существительного лук1(растение); лучник – от лук2 (оружие); излучина – от  слова лука(дугообразный поворот реки), ср. лукоморье. Таким образом, это  слова  с омонимичными корнями.            Найдите лишнее слово. Объясните ответ. 1. Булочка, козочка, вазочка. 1. Воротник, задачник, ночник. 2. Разодеть, разомкнуть, разобрать. 3. Мудрствовать, свирепствовать, чествовать. 4. Попугайничать, скромничать, лентяйничать.   Ответ.   1. В слове булочка выделяются корень ­булоч­ (чередование к //ч) и суффикс ­к­. В  остальных – суффикс ­очк­. 2. В слове ночник выделяются суффиксы ­н­ и ­ик­ (ночь→ ноч­н­ой→ ноч­н­ик). В  других словах – суффикс ­ник­. 3. В глаголе разодеть две приставки: раз­ и о­ (ср. на­деть, раз­деть). В остальных  словах – одна производная приставка разо­. 4. В слове чествовать выделяется суффикс ­вова­ (честь→ чест­вова­ть). В других  словах – суффикс ­ствова­. 5. В глаголе скромничать вычленяется суффикс ­ича­ (скромн­ый→скромн­ича­ть).  В остальных словах – суффикс ­нича­.Например: лентяй → лентяй­нича­ть.       С помощью словообразовательных цепочек покажите разницу в строении слов:   1)  законность, готовность;   2) центральный, вязальный;   3) столярничать, сотрудничать.       Ответ: 1) закон →  закон­н­ый →  закон­н­ость;   готов­ый →   готов­ность;   2) центр  нича­ть; труд         центр­альн­ый; вяз­а­ть (ср вяж­у)  →  вяз­а­льн­ый; 3) столяр   столяр­ → → →  со­труд­ник   со­труд­нич­а­ть. → Какой суффикс «прячется» в слове  брат ? Можно ли найти его в  других        словах ? Ответ. Речь идет о суффиксе ­й­(его обозначают также буквой  j),  который образует форму множественного числа : брат –[ брат  [ брат  а], стул ­ [стул  ,­ й – а],  ,­ й – ев]. Его можно встретить и в других словах: лист – [лист  ,­й­а]. ,­й­  Какая морфема «спрятана» в словах  мать и дочь ? Ответ: в косвенных падежах имен  существительных мать и дочьпоявляется суффикс ­ер­ (мат­ер­и, доч­ер­и;  мат­ер­ей, доч­ер­ей и т. д.)                Прочитайте отрывок из стихотворения Л. Кэрролла в переводе Н.  Демуровой.                                Варкалось. Хливкие шорьки                        Пырялись по наве.                        И хрюкотали зелюки,                       Как мюмзики в мове.   От выделенного глагола по правилам русского словообразования образуйте  следующие слова:   1. существительное, обозначающее действие; 2. прилагательное со значением ‘склонный, способный к такому действию’; 3. существительное – название лица по его действию. Ответ: 1) хрюкотание; 2) хрюкотливый; 3) хрюкотун, хрюкотатель,  хрюкотальщик.    Решите уравнения. Какой пример не имеет решения ?   1. печка → печник = бочка → ? 2. песок → песочный = известь→ ? 3. холодный → холодноватый = железный → ? 4. 5. баян → баянист = балалайка → ? вязать → вязальный = гладить → ?   2) известковый,   3)   не   имеет   решения, Ответ: 1) бочар, 5) балалаечник.    Какой корень выделяется в косвенных падежах местоименияон? Ответ: корень ­j­ (  его [j­эво],  ему [j­эму] ).     4)гладильный,  К корню или к окончанию относится звук [ы] в местоименияхты,  вы ? Ответ: в местоимениях ты, вы звук [ы] входит в состав корня. На это  указывают родственные слова вы­ка­ть, ты­ка­нь­е.               Выделите окончания в словоформах дашь, ест, создам. Ответ:  окончания: ­шь (да­шь), ­т (ес­т), ­м (созда­м).    Пшено и пшеница – однокоренные слова ? Ответ: нет.   В   словах пшеница и пшено выделяются   корни –пшен­ и – пшениц­. (Пшено получают не из пшеницы, а из проса).          Назовите слова, образованные от фразеологических оборотов. Ответ:  лежебока (лежать на боку), горемыка (горе мыкать),  злободневный (на злобу дня), вековечный (на веки вечные).       Поэт   Василий   Каменский   написал   стихотворение   из   одного слова: Рекачкачайка. Как образован этот неологизм ?        Ответ: слово рекачкачайка представляет   собой   наложение   друг   на   друга нескольких слов: река, качка, чайка.        Исконно русским или заимствованным является  слово самбо(борьба) ? Как оно образовано ?   Ответ:  слово самбо образовалось в русском языке путем сокращения  слов: самооборона без оружия (сам + б + о).                      Слово беруши означает ‘аппарат для борьбы с вредным для  человека шумом на производстве’. Как образовано это слово ? Ответ:  слово образовано сложением сокращенной основы и целого  слова:бер(егите) + уши → беруши.       Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина?  Приведите примеры аналогичных словообразовательных пар.   1. Одиночила в комнате девушка. Взволновали ее звуки флейты… 2. Художники! Бойтесь «мещанок»: Оним обездарят ваш дар… 3. Я еду в серебряноспицной коляске.. 4. Все звезды мира  и все планеты Жемчужу гордо в свои сонеты… Ответ:         1. одинок(ий) → одиноч­и(ть ) ­ суффиксальный способ (грустный – грустить). 2. бездарн(ый) → о­бездар­и(ть) – приставочно­суффиксальный (черный – очернить). 3. серебрян(ая) спиц(а) → серебрян­о­спиц­н(ый)  ­ сложение основ с  суффиксацией (железная дорога – железнодорожный). 4. жемчуг →  жемчуж­и(ть) ­ суффиксальный (серебро – серебрить).     Что объединяет слова пломбир, вулкан, фужер ? Ответ: это нарицательные имена существительные, которые образованы от имен собственных.       Какая ошибка допущена при составлении задания: «Найдите слово с  приставкой, как в слове дописать, с корнем, как в словепереносица, с суффиксом, как в слове грузчик, и окончанием, как в слове гусь» ?   Ответ: в существительном доносчик (тот, кто занимается доносами, тайно  сообщает о чем­либо властям) выделяется корень ­донос­, суффикс ­чик­ и  нулевое окончание.           Двумя способами опишите словообразование каждого слова. Игольчатый, недолговременно, наколенник. →  иголь­ чат(ый)– суффиксальный способ;   Ответ. Игольчатый: 1) игл(а)                                             2) игл(а) → игол­к(а) → игольч­ат(ый) –суффиксальный способ.              Недолговременно: 1) долговременно → не­долговременно –префиксальный способ.                                            2) недолговременн(ый) → недолговременн­о ­ суффиксальный  способ.             Наколенник: 1) колен(о) → на­колен­н(ый)  ­ суффиксальный способ.                                   2) колен(о) → на­колен­ник( ) – префиксально­ суффиксальный способ.    наколенн­ ик ( )  →                       Определите способ словообразования: безделье, веселье, богомолье.   Ответ: дел(о) → без­дель­[й]­(е) – приставочно­суффиксальный способ;      весел(ый) → весель­[й]­(е) – суффиксальный способ;     бог(а) моли(ть) → бог­о­моль­[й]­е – сложение основ с суффиксацией.   Постройте словообразовательную цепочку, оканчивающуюся  следующим словом: 1) выигрышно; 2) облицовщик; 3) несмышленыш.   Ответ: играть  →  выиграть  →  выигрыш  →  выигрышный  →  выигрышно; лицо  →  облицевать  →  облицовывать  →  облицовщик; →  смыслить  →  смышленый  →  несмышленый  →     →             мысль  несмышленыш.    мыслить      Выделите морфемы в словах   встать, отворить, смоленский. Ответ. В приведенных словах морфемы располагаются не  последовательно, а накладываются друг на друга. В словообразовании это  явление получило название аппликация морфем.    Вс + ста + ть, ср. вс – помнить;             от + твор + и + ть, ср. за­твор­и­ть, при­твор­и­ть; Смоленск + ск  + ий, ср. киев­ск­ий.   Определите слова по характеристике морфем.   I 1. Приставка указывает на превышение в чем­нибудь нормы, предела  (исконная)                        2. Корень обозначает то, что мы слышим, улавливаем органами слуха.    3. Суффикс имен прилагательных со значением ‘свойственный чему­ либо,                                имеющий к чему­либо отношение’.    4. Окончание имен прилагательных именительного падежа,  единственного числа, мужского рода. II 1. Приставка указывает на близость к предмету, на связь с ним.     2. Корень обозначает придаток на заднем конце тела животного.     3. Суффикс выделяется в именах существительных, обозначающих лиц  мужского пола по их действиям ( с отрицательной характеристикой).     4. Окончание имен существительных 2 склонения (нулевое)  именительного падежа, единственного числа, мужского рода.   III 1. Корень обозначает верхнюю конечность человека.       2. Соединительный гласный. 3. Корень, означающий ‘создавать, изготовлять что­либо’.       4. Суффикс глагола, обозначающий ‘заниматься чем­нибудь,  обнаруживать склонность к чему­либо’.       5. Суффикс (окончание) инфинитива.   Ответ:   сверх – звук – ов – ой, при – хвост – ень, рук – о – дель – нича –  ть Задания                                        8 класс. 1. Обозначьте ударный слог в словах. Завсегдатай, зубчатый,  оптовый, обеспечение, христианин, хозяева, торты, пуловер, красивее, каталог, эксперт, квартал, черпать цемент, форзац, жалюзи, втридорога, балованный,  верба,  коклюш, феерия, углубить, туфля, арахис. Итого 6 баллов   2. Буква Ё впервые   была   предложена   к   употреблению   в   1783   году,   а активно   употребляться   стала   только   с   1795.   Кто   же   впервые   предложил Ё к использованию?       А) Е.Дашкова               В)ЕкатеринаII Б)Н.Карамзин             Г) В.Тредиаковский Итого 1 балл             3. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:                Горчичник,   булочная,   античный,   конечно,   нарочно,   библиотечный, скучно,  яичница копеечная. Укажите,   в   каких   словах  согласно   орфоэпическим   нормам  сочетание букв ­ЧН­ произносится  как:                А) [чн ];                Б) [шн];                В) возможны два варианта произношения  [чн ­ шн].                    По 0,5 балла за каждый верный пример.                   4. В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?                   Артил…ерия,  гал…ерея,  драм…атический, ичество,                   кавал…ерия,  пьес…а,  интел…ект, дрож…и.   гум…анизм,   кол…   Итого 2 балла   1. Распределите по столбикам слова, ориентируясь на корневую гласную.   укор_чивать,   подыт_живать,   сосредот_чивать, Обезб_ливать,   зад_бривать, осп_ривать,   обусл_вливать,   узак_нивать,   осв_ивать,   усв_ивать,   удост_ивать, уполном_чивать. Итого 3 балла   6. Иногда  под одной звуковой оболочкой  прячутся похожие друг на друга,  как близнецы, разные суффиксы и приставки. Кажется, что суффикс один, но на самом деле их несколько.       Даны   слова:   горошина,   соломина,   баранина,   домина,   толщина,   ветрина   (ветер), глубина, лососина, осетрина, изюмина, газетина, жемчужина, волчина, величина.   Разделите эти слова на группы, объединенные суффиксом, имеющим одно и то же значение. Определите значение суффикса в каждой группе слов.   Итого 6 баллов 7 Какие   из   перечисленных   глаголов   относятся   к   первому   спряжению: захотеть, вертеть, выбежать, подержать, прочитать, грести?       1 балл   8. .Выпишите   все   словосочетания   из   текста,   определите   виды синтаксической связи в словосочетаниях.       Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно…  Но сверху снега не шло, и было не очень темно:  за облаками вставала луна.                                                                                        Б.Зайцев Итого10 баллов     9.Какой смысловой признак положен в основу русских слов Родина и  Отечество, английского motherland, немецкого Faterland, испанскогоpatria,  французского patrie? Каково семантическое различие между этими словами?         Итого 4 балла   10. 1. Определите тип речи, стиль текста, назовите его тему. 2.Укажите   языковые   средства,   помогающие   автору   создать   яркие художественные образы.   3. Какие образы создаются автором при помощи этих  языковых средств.       Свой ответ оформите в виде связного текста. Екатерина Ивановна села и обеими руками ударила по клавишам; и потом тотчас же  опять ударила изо всей силы…   Екатерина   Ивановна   играла   трудный   пассаж,   интересный   именно   своей трудностью, длинный и однообразный, и Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, и в то же время Екатерина Ивановна, розовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упавшим на лоб, очень нравилась ему…                                                                                                                А.П.Чехов Итого 6 баллов   Итого 45 баллов                            Ключи                                                                           8 класс.   1.  ЗавсегдАтай, зубчАтый,  оптОвый, обеспЕчение, христианИн, хозЯева, тОрты,   пулОвер,   красИвее,   каталОг,   экспЕрт,   квартАл,   чЕрпать,   цемЕнт, фОрзац,   феЕрия, углубИть, тУфля, арАхис.     балОванный,  вЕрба,  коклЮш,   жалюзИ,   втрИдорога, За одно слова 0,25 балла.       Итого 6 баллов   2. А) 1 балл              3. А) Слова, где произносится  [ЧН ] ­ античный, библиотечный.                  Б)   Слова,   где   произносится   [ШН]   –   горчичник,   конечно,   нарочно, скучно, яичница. В) Слова, где возможны оба варианта: булочная, копеечная [ЧН] монета, копеечная  [ШН] душа.       По 0,5 балла за каждый верный пример.                  4. Артиллерия, интеллект, дрожжи.                              Итого 2 балла   5. Обезболивать,                           укорачивать, сосредоточивать,                          задабривать, подытоживать,                             оспаривать,                                                       обусловливать,                               осваивать, узаконивать,                                  усваивать, уполномочивать,                          удостаивать, Итого 3 балла       6.  1)  Суффикс  обозначает  один  предмет  из ряда одинаковых,  который собирательно   называет   слово   без   суффикса   (ряд   горошин   составляет   кучу гороха) (горошина, соломина, изюмина, жемчужина);   2) ­ин­ образует от названий животных существительные, обозначающие мясо этих животных (баранина, лососина, осетрина);   3)  суффикс  имеет  увеличительное  значение  (домина,  ветрина,  газетина, волчина);   4) значение опредмеченного признака (толщина, глубина, величина). По   0,5   балла   за   верно   определённую   группу   +   по   1   баллу   за   верно сформулированное значение суффикса.   Максимальное количество баллов – 6баллов.       7.  К   первому   спряжению   относятся   глаголы прочитать   и грести.Глаголы вертеть   и   подержать –   второго   спряжения   (так   называемые глаголы исключения). Глаголы захотеть и выбежать ­ разноспрягаемые.                 Итого 1 балл 8. Неприятный ветер – согласование; не шло сверху – примыкание; не шло снега – управление; темно не очень – примыкание; вставала за облаками – управление.   10 баллов – по 1 баллу за каждый правильный ответ; по 1 баллу за верно выписанное словосочетание; по 1 баллу за определение вида связи.   Итого 10 баллов.   9.В   основу   номинации   слова   Родина   положен   признак   рождения, материнства; Родина ассоциативно связано с родной землей, природой, народом. Таким же по происхождению является англ. motherland. 2. В основу номинации слова Отечество положен признак отцовства; Отечество ассоциативно связано с государством, верой отцов, культурой. Такими же по происхождению являются немецк. Faterland, исп. patria, франц. patrie.   По 1баллу – за значение, по 1баллу­ за объяснение.         Итого 4 балла   10. 1 – 1 балл; 2 – 1 балл; 3 – 1 балл; 4 – созданный текст – до  3 баллов (6 баллов)           Морфемика. Словообразование. Задания повышенной сложности       Изучение   морфемики   и   словообразования   дает   ключ   к   пониманию   процессов   связи   между   значением   и   структурой словообразования   и   словоизменения, слова,  словообразовательных   связей   родственных   слов. Обращение   к   сложным   случаям морфемного   и   словообразовательного   разбора   поможет   ученикам   избежать   возможных ошибок, расширит их лингвистический кругозор.   Предлагаемые задания могут быть использованы как при подготовке  олимпиад по   так   и   на   уроках   повторения   и   обобщения   материала русскому   языку, по   словообразованию.        Можно ли с помощью приставки образовать от имени  существительного имя прилагательное или глагол ?   Ответ. Нет. С помощью приставок образуются слова той же части речи,  что и исходное слово. Внук – правнук, человек – сверхчеловек. Ср. в словах  других частей речи: бежит – прибежит, убежит, добежит; легкий  – нелегкий, сверхлегкий.      Можно ли считать слова луковка, лучник, излучинаоднокоренными     ? Ответ. Нет. Слово луковка образовано от  существительного лук1(растение); лучник – от лук2 (оружие); излучина – от  слова лука(дугообразный поворот реки), ср. лукоморье. Таким образом, это  слова  с омонимичными корнями.              Найдите лишнее слово. Объясните ответ. 1. Булочка, козочка, вазочка. 1. Воротник, задачник, ночник. 2. Разодеть, разомкнуть, разобрать. 3. Мудрствовать, свирепствовать, чествовать. 4. Попугайничать, скромничать, лентяйничать.   Ответ. 1. В слове булочка выделяются корень ­булоч­ (чередование к //ч) и суффикс ­к­. В  остальных – суффикс ­очк­. 2. В слове ночник выделяются суффиксы ­н­ и ­ик­ (ночь→ ноч­н­ой→ ноч­н­ик). В  других словах – суффикс ­ник­. 3. В глаголе разодеть две приставки: раз­ и о­ (ср. на­деть, раз­деть). В остальных  словах – одна производная приставка разо­. 4. В слове чествовать выделяется суффикс ­вова­ (честь→ чест­вова­ть). В других  словах – суффикс ­ствова­. 5. В глаголе скромничать вычленяется суффикс ­ича­ (скромн­ый→скромн­ича­ть).  В остальных словах – суффикс ­нича­.Например: лентяй → лентяй­нича­ть.       С помощью словообразовательных цепочек покажите разницу в строении слов:   1)  законность, готовность;   2) центральный, вязальный;   3) столярничать, сотрудничать.       Ответ: 1) закон →  закон­н­ый →  закон­н­ость;   готов­ый →   готов­ность; центр­альн­ый; вяз­а­ть (ср вяж­у)  →  вяз­а­льн­ый; 3) столяр  →  столяр­ → → 2) центр  нича­ть; труд         со­труд­ник   со­труд­нич­а­ть. → Какой суффикс «прячется» в слове  брат ? Можно ли найти его в  других        словах ? Ответ. Речь идет о суффиксе ­й­(его обозначают также буквой  j),  который образует форму множественного числа : брат –[ брат  [ брат  а], стул ­ [стул  ,­ й – а],  ,­ й – ев]. Его можно встретить и в других словах: лист – [лист  ,­й­а]. ,­й­    Какая морфема «спрятана» в словах  мать и дочь ? Ответ: в косвенных падежах имен          существительных мать и дочьпоявляется суффикс ­ер­ (мат­ер­и, доч­ер­и;  мат­ер­ей, доч­ер­ей и т. д.)        Прочитайте отрывок из стихотворения Л. Кэрролла в переводе Н.  Демуровой.                                Варкалось. Хливкие шорьки                        Пырялись по наве.                        И хрюкотали зелюки,                       Как мюмзики в мове.   От выделенного глагола по правилам русского словообразования образуйте  следующие слова:   1. существительное, обозначающее действие; 2. прилагательное со значением ‘склонный, способный к такому действию’; 3. существительное – название лица по его действию. Ответ: 1) хрюкотание; 2) хрюкотливый; 3) хрюкотун, хрюкотатель,  хрюкотальщик.    Решите уравнения. Какой пример не имеет решения ? 1. печка → печник = бочка → ? 2. песок → песочный = известь→ ? 3. холодный → холодноватый = железный → ? 4. 5. баян → баянист = балалайка → ? вязать → вязальный = гладить → ?   2) известковый,   3)   не   имеет   решения, Ответ: 1) бочар, 5) балалаечник.    Какой корень выделяется в косвенных падежах местоименияон? Ответ: корень ­j­ (  его [j­эво],  ему [j­эму] ).     4)гладильный,   вы ?    К корню или к окончанию относится звук [ы] в местоименияхты,  Ответ: в местоимениях ты, вы звук [ы] входит в состав корня. На это  указывают родственные слова вы­ка­ть, ты­ка­нь­е.               Выделите окончания в словоформах дашь, ест, создам. Ответ:  окончания: ­шь (да­шь), ­т (ес­т), ­м (созда­м).    Пшено и пшеница – однокоренные слова ? Ответ: нет.   В   словах пшеница и пшено выделяются   корни –пшен­ и – пшениц­. (Пшено получают не из пшеницы, а из проса).          Назовите слова, образованные от фразеологических оборотов. Ответ:  лежебока (лежать на боку), горемыка (горе мыкать),  злободневный (на злобу дня), вековечный (на веки вечные).       Поэт   Василий   Каменский   написал   стихотворение   из   одного слова: Рекачкачайка. Как образован этот неологизм ?        Ответ: слово рекачкачайка представляет   собой   наложение   друг   на   друга нескольких слов: река, качка, чайка. Исконно русским или заимствованным является  слово самбо(борьба) ? Как оно образовано ?   Ответ:  слово самбо образовалось в русском языке путем сокращения  слов: самооборона без оружия (сам + б + о).                      Слово беруши означает ‘аппарат для борьбы с вредным для  человека шумом на производстве’. Как образовано это слово ?   Ответ:  слово образовано сложением сокращенной основы и целого  слова:бер(егите) + уши → беруши.       Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина?  Приведите примеры аналогичных словообразовательных пар.   1. Одиночила в комнате девушка. Взволновали ее звуки флейты… 2. Художники! Бойтесь «мещанок»: Оним обездарят ваш дар… 3. Я еду в серебряноспицной коляске.. 4. Все звезды мира  и все планеты Жемчужу гордо в свои сонеты… Ответ:         1. одинок(ий) → одиноч­и(ть ) ­ суффиксальный способ (грустный – грустить). 2. бездарн(ый) → о­бездар­и(ть) – приставочно­суффиксальный (черный – очернить). 3. серебрян(ая) спиц(а) → серебрян­о­спиц­н(ый)  ­ сложение основ с  суффиксацией (железная дорога – железнодорожный). 4. жемчуг →  жемчуж­и(ть) ­ суффиксальный (серебро – серебрить).     Что объединяет слова пломбир, вулкан, фужер ? Ответ: это нарицательные имена существительные, которые образованы от имен собственных. Какая ошибка допущена при составлении задания: «Найдите слово с  приставкой, как в слове дописать, с корнем, как в словепереносица, с суффиксом, как в слове грузчик, и окончанием, как в слове гусь» ?   Ответ: в существительном доносчик (тот, кто занимается доносами, тайно  сообщает о чем­либо властям) выделяется корень ­донос­, суффикс ­чик­ и  нулевое окончание.           Двумя способами опишите словообразование каждого слова. Игольчатый, недолговременно, наколенник. →  иголь­ чат(ый)– суффиксальный способ;   Ответ. Игольчатый: 1) игл(а)                                             2) игл(а) → игол­к(а) → игольч­ат(ый) –суффиксальный способ.              Недолговременно: 1) долговременно → не­долговременно –префиксальный способ.                                            2) недолговременн(ый) → недолговременн­о ­ суффиксальный  способ.             Наколенник: 1) колен(о) → на­колен­н(ый)  ­ суффиксальный способ.                                   2) колен(о) → на­колен­ник( ) – префиксально­ суффиксальный способ.   →  наколенн­ ик ( )    Определите способ словообразования: безделье, веселье, богомолье.   Ответ: дел(о) → без­дель­[й]­(е) – приставочно­суффиксальный способ;      весел(ый) → весель­[й]­(е) – суффиксальный способ;     бог(а) моли(ть) → бог­о­моль­[й]­е – сложение основ с суффиксацией.                 Постройте словообразовательную цепочку, оканчивающуюся  следующим словом: 1) выигрышно; 2) облицовщик; 3) несмышленыш. Ответ: играть  →  выиграть  →  выигрыш  →  выигрышный  →  выигрышно; лицо  →  облицевать  →  облицовывать  →  облицовщик;   →             мысль  несмышленыш.    мыслить    →  смыслить  →  смышленый  →  несмышленый  →         Выделите морфемы в словах   встать, отворить, смоленский.   Ответ. В приведенных словах морфемы располагаются не  последовательно, а накладываются друг на друга. В словообразовании это  явление получило название аппликация морфем.    Вс + ста + ть, ср. вс – помнить;             от + твор + и + ть, ср. за­твор­и­ть, при­твор­и­ть; Смоленск + ск  + ий, ср. киев­ск­ий.   Определите слова по характеристике морфем.   I 1. Приставка указывает на превышение в чем­нибудь нормы, предела  (исконная)      2. Корень обозначает то, что мы слышим, улавливаем органами слуха.    3. Суффикс имен прилагательных со значением ‘свойственный чему­ либо,                                имеющий к чему­либо отношение’.    4. Окончание имен прилагательных именительного падежа,  единственного числа, мужского рода. II 1. Приставка указывает на близость к предмету, на связь с ним. 2. Корень обозначает придаток на заднем конце тела животного.     3. Суффикс выделяется в именах существительных, обозначающих лиц  мужского пола по их действиям ( с отрицательной характеристикой).     4. Окончание имен существительных 2 склонения (нулевое)  именительного падежа, единственного числа, мужского рода.   III 1. Корень обозначает верхнюю конечность человека.       2. Соединительный гласный.       3. Корень, означающий ‘создавать, изготовлять что­либо’.       4. Суффикс глагола, обозначающий ‘заниматься чем­нибудь,  обнаруживать склонность к чему­либо’.       5. Суффикс (окончание) инфинитива.                       Ответ:   сверх – звук – ов – ой, при – хвост – ень, рук – о – дель – нича –  ть           Современный русский язык и использование в нем старославянизмов и русизмов В современном  русском языке множество слов с приметами старославянизмов. Однако их использование в языке во многом отличается от их использования в предшествующие периоды, кроме 19 века. Все их  можно условно разбить на четыре группы. 1. В первую очередь следует выделить слова  нейтральные. Они вошли в русский язык и не оказались в нем отмечены ни как стилистически  окрашенные, ни как устарелые. Эти слова употребляются во всех стилях речи, и мы не  воспринимаем их как изначально чужие строю русского языка. К таким словам можно отнести  "здравствуйте", "сладкий", "одежда", "храбрый", "главный", "плен" и многие другие. Во многих  случаях русский эквивалент оказался вытесненным из русского языка (так, воспринимаются как  устарелые или бытуют лишь в просторечии слова "*одежа", "*полон", "*середа" в соответствии с  нейтральным старославянизмом "среда"). Или русский вариант сохраняется наряду со  старославянизмом, но значения слов различаются ("ограда" ­ "огород", "глава" ­ "голова", "равный" ­ "ровный"). 2. Другой тип взаимоотношений русского слова и старославянизма мы видим в  случаях, когда русское по происхождению слово и старославянское фактически совпали и  представляют собой один корень, существующий в разных модификациях. В этом случае  основной вид корня чаще всего окажется русским, а образования от него будут использовать  старославянский вариант: "берег" ­ "прибрежный", "холод" ­ "прохладный", "молодой" ­ "младенец" (правда, словообразовательные отношения в этой паре несколько стерты для современного  русского языка), "город" ­ "градоначальник". 3. К третьей группе старославянизмов отнесем слова устаревшие, архаизмы. Они известны нам по поэтической речи 18­19 веков и в современной поэзии практически не употребляются: "хлад", "младость", "длань", "ланиты". Следует заметить,  что мы понимаем значение большинства этих слов, тогда как значение многих устарелых слов по  происхождению исконно русских установить нам бывает сложнее (определите ли вы сразу  значение таких слов, встреченных в "Слове о Полку Игореве" ­ "толковин", "чага", "комони"?). 4. К  последней группе слов относятся те старославянизмы, которые сохранили оттенок книжности,  высокого стиля, которые в современном русском языке употребляются преимущественно в  письменных, а не разговорных стилях речи или в языке официальных документов: "присущий",  "изобличить", "вопреки", "содрогаться" и подобные. Южно­русские и северно­русские диалектные черты в языке XV­XVI вв. Палатализация и веляризация согласных, судьба ъ и ь Во второй  половине и конце XVI в. продолжала развиваться самобытная русская культура: живопись  (иконопись), зодчество (расцвет великорусского шатрового стиля ­ храмы в подмосковных сёлах  Коломенском и Дьякове, собор Покрова ­ Василия Блаженного в Москве, церкви в Переславле­ Залесском, Суздале, в Кирилло­Белозёрском монастыре. Замечательными литературными  памятниками являются публицистические обличительные сочинения Ивана Пересветова,  «Домострой». Яркими памятниками русского языка второй половины XVI в. стали письма Ивана  Грозного к Василию Грязнову, его переписка с бежавшим в Литву князем Василием Курбским.  Образцом официального делового языка считается «Стоглав» (постановления Собора 1556 г.,  изложенные в форме царских вопросов и соборных ответов). В языке низших литературных  жанров и в канцелярских текстах отражено важное московское нововведение: неразличение в  безударной позиции о и a ­ «акание», пришедшее с юга и наслоившееся на владимиро­ суздальскую основу и некоторые другие свидетельства южного влияния на московское  просторечие, северное, владимиро­суздальское по своим генетическим истокам. Великорусский  московский консонантизм этого периода уже мало отличался от системы согласных современного русского литературного языка. В отличие от других славянских языков в нём выработалось  чёткое противопоставление парных твёрдых и мягких фонем в губных и зубных рядах, в том  числе и на конце слова. Передненёбные шипящие согласные по твёрдости / мягкости не  противопоставлялись, первоначально были всегда мягкими, но в северных (новгородских)  памятниках уже с XIV в. стали появляться написания межы, жывотъ, княжымъ, слышыть, а с XV­ XVI вв. такие свидетельства ослабления палатализации и развития веляризации ш, ж стали  встречаться в ростово­суздальских, московских и даже рязанских памятниках. Согласная  фонема ц оставалась всегда мягкой в большинстве великорусских диалектов по крайней мере до  второй половины ­ конца XVI в., и после ее отвердения противопоставления ц/ц`так и не стало в  отличие от украинского и белорусского языков. Заднеязычные согласные были только твёрдые:  из сочетаний с гласными возможны были только кы, ка, ко, ку, гы, га, го, гу, хы, , хо, ху. Но уже в  самых ранних памятниках (преимущественно южных) появлялись спорадические свидетельства  перехода кы, гы, хы в ки, ги, хи, обычны были написания заимствованных (греческих) слов схима,  киноварь, кипарисъ, китъ, Кириллъ (Кvриллъ), хитонъ. Но это смягчение не привело к  противопоставлению к/ к' как разных фонем. В диалектах Волго­Окского междуречья согласная в рано потеряла сонорность и заменила исконную билабиальную артикуляцию на губно­зубную:  при позиционном (на конце слова) и комбинаторном (перед глухими согласными) оглушении  возникал лабиодентальный звук ф, и это способствовало более лёгкому освоению московской  речью иноязычной фонемы ф; в юго­западно­ и западнорусских памятниках (смоленских,  старобелорусских и староукраинских), отражавших диалекты и говоры, в которых сохранялось  древнее произношение в как сонорного (скользящего) w или полугласного ў, иноязычные слова с  ф могли передаваться через п, хв, х: Степанъ, Хвилипъ, Хома вм. Стефанъ, Филиппъ, Фома.  Рефлексы «сильных» ъ и ь не отличались от обычных рефлексов о, е, но противопоставлялись  дифтонгическим гласным э, о. Фонема е, исторически восходившая как, в неначальной позиции  перед твёрдым (веляризованным) согласным подвергалась комбинаторной регрессивной  аккомодации (веляризации), это приводило к смешению фонем е и о, находившихся в  дополнительной дистрибуции (е после мягких согласных и j; о после твёрдых и в абсолютном  начале) и допускавших регулярные чередования в пределах одной морфемы: ср. чередование  флексий в зависимости от твёрдости или мягкости основы: женою/рабынею, слономь/конемь,  село/поле. Конечным результатом этого процесса было появление о с предыдущей мягкостью на  месте e. Уже в московской письменной канцелярской речи с XIV­ХV в. (в духовных грамотах,  челобитных и др.) встречаются написания сереброно блюдо, межовать землю, чолобитнымъ, на  беглыхъ жонкахъ, въ пожоге, безо пчолъ. В XVIII в. стало использоваться написание типа лiодъ,  затем Н. М. Карамзин изобрёл букву ё. Этот переход е в ё ( е в о) не происходил перед мягкими  согласными, в том числе и перед шипящими и ц, которые полностью отвердели лишь к XVII в.. Он ộ , не имевшая  касался лишь исконного е и рефлекса ье, но не начальной э (этому, эвона) и не дифтонгической  фонемы ие, обозначавшейся буквой "ять". В зависимости от твёрдости/мягкости последующей  согласной происходили такие чередования: берёза (перед твёрдой з) /Березин, березник (перед  мягкой з'), также Алёха, но великий шахматист Алехин; также день, пень (из дьнь, пьнь)/опёнок,  полудённый. Позже (в отдельных диалектах ­ уже с XIY в., в большинстве значительно позже, до  XVII в. ­ звучание "ять" переставало отличаться от е, но ещё удерживалось в литературном языке  до начала­середины XVIII в.: В. К. Тредиаковский передавал фр. pièce (фр. дифтонг ie) через  "ять". Это, конечно, затрудняло написание слов с "ять" и e, и чтобы запомнить, где по традиции  следует писать, преподаватели придумывали специальные стихотворные тексты. Первоначально  симметрично к "ять" в заднем (лабиализованном) ряду стояла фонема  специального буквенного обозначения и слившаяся с обычной o раньше, чем "ять". Фонетические  изменения происходят независимо от значения слов и морфем, они не знают исключений и могут  быть ограничены лишь фонетическими условиями, фонетической позицией. Но их действие  ограничено на определённом пространстве (охватывают не все диалекты) и определённым  временем. Благодаря этому устанавливается относительная хронология фонетических  изменений. Из приведённых примеров с ь, е, "ять" мы можем выявить относительную  последовательность строгих звуковых изменений: 1) сначала «сильный» ь изменился в е (дьнь в  день); 2) потом всякая е (как исконная, так и произошедшая из ь) изменилась перед твёрдыми  согласными в о (полудьньный в полудённый, береза в берёза, идетъ в идёт), но это изменение не  коснулось "ять" (которая, следовательно, ещё произносилась особо); 3) наконец (уже после того,  как завершился переход е в o) гласная "ять" изменилась в е (перестала отличаться от е), но эта  новая е уже не переходила в o. В развитии языка литературы, искусства и общенациональной  духовной культуры большое значение имело установление в царствование Фёдора Иоанновича (в 1596 г.) всероссийского православного патриаршества. Царствование Бориса Годунова (1598­ 1605) и наступившее за ним Смутное время (1605­1613) были эпохой опасного надлома  великорусского этноса ­ дворцовых заговоров и государственных переворотов, восстаний и  гражданских войн, польской интервенции). Со спадом кризиса, замирением и национальным  подъёмом при первых Романовых ­ Михаиле Фёдоровиче (1613­1645), Алексее Михайловиче  (1645­1676), Фёдоре II Алексеевиче (1682­1689) ­ русская общественная мысль, культура,  искусство, литература, языковое мастерство принимают новое направление. В политических  концепциях начинают преобладать идеи державности. Величественным великолепием,  пышностью и, одновременно, изяществом отличаются архитектурные и художественные  создания: затейливая «живность» в живописи Симона Ушакова, предшественников и  последователей его школы, эти же черты причудливой декоративности, связанные с вливанием в  традиционные русские формы приёмов и манер западноевропейского барокко, характеризуют  поэтические и риторические произведения (творчество высокообразованных писателей,  переехавших в Москву из Украины­Малороссии: Епифания Славинецкого, Симеона Полоцкого  Феофана Прокоповича. Благотворное влияние на русскую культуру оказало воссоединение с Олимпиада Русский язык­6 класс На выполнение заданий отводится 100 минут. В каждом задании может быть только один правильный ответ. Выбранный Вами ответ отметьте «Х» под номером выполненного задания. Если даны два (или более) варианта ответа, такое решение оценивается 0 баллов. Каждый правильный ответ – 2 балла, отсутствие ответа или неверный ответ – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 40. А1. Строчка из известной песенки «жил­был у бабушки серенький козлик» в зашифрованном виде выглядит так: «шыр­пыр ю  пяпюжгы зэлэмъгый гесрыг». Запишите с помощью этого шифра имя известного  персонажа «Крокодил Гена». А. блебетыр комя В. глегетыр кэмя Б. хлехетыр хомя Г. глегетор камя А2. В каком слове количество букв и звуков совпадает? А. семь В. прелестный Б. ѐж Г. боюсь А3. Найдите слово, в котором рядом стоят два гласных звука: А. сиять В. каѐмка Б. театр Г. июль А4. Какое существительное образовано не так, как все остальные? А. льдинка В. бусинка Б. пылинка Г. соломинка А5. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке густой – сгустить ­ … ­ сгущёнка? А. сгущѐнный В. сгусток Б. сгущение Г. сгуститель А6. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов? А. сухой – сушить – осушить – осушение Б. чистый – чистить – расчистить – расчистка В. единый – соединить – присоединить – присоединение Г. цена – ценить – оценить – переоценка А7. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом? А. шалун, адресат, утка Б. конюх, испытатель, ежевечерний В. телятник, персональный, отчим Г. румяный, заборчик, забайкальский А8. Дано шутливое предложение на «неизвестном» языке. Определите, к какой части речи относится каждое слово. (1)Вероокая (2)трышь (3)грузло (4)обкисляла (5)закорявку. А. наречие; Б. глагол; В. существительное; Г. прилагательное Д. местоимение. А. 1Г2В3А4Б5В В. 1Д2А3Б4ГБ5В Б. 1Г2Д3А4Б5В Г. 1А2Б3Г4В5В А9. Какое существительное не имеет формы единственного числа? А. очи В. лыжи Б. бигуди Г. усы А10. Укажите, какое из существительных не является одушевлѐнным? А. Робот В. Чебурашка Б. Всадник Г. Народ А11. Подумайте, как могут «встретиться» в одном слове существительное и прилагательное? Найдите такое слово среди  представленных. А. низкие В. вкусные Б. родные Г. изящные А12. Какой глагол в различных значениях может сочетаться с существительными поезд, дым, часы, дорога, жизнь, снег? А. Бежать В. Плестись Б. Мчаться Г. Идти А13. Свадебный венок невесты, к которому крепится фата, называется флёрдоранж. Восстановите исходное значение этого слова. А. лепестки роз В. цветы мандарина Б. цветы померанца (горького апельсина) Г. лепестки подснежника А14. Какие слова в данном стихотворении являются диалектизмами? Старый кот к махотке крадется На парное молоко. Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи. На дворе обедню стройную Запевают петухи. А. махотка, оглобля, обедня В. квохтать, оглобля, обедня Б. махотка, парной, квохтать Г. парной, квохтать, обедня                   А15. Укажите, какое толкование  фразеологизма является   правильным: А. Денег куры не клюют.     А. О тех, кто хранит свои деньги в надѐжном  месте.   Б. О тех, кто не копит деньги, а вкладывает в  производство. Б. Не робкого десятка.     В. Олух царя небесного.     Г. Бояться как огня.     В. Ни гроша в кармане или в кошельке.   Г. Об очень богатом человеке.     А. Трус.   Б. Храбрец.   В. Член преступной группировки.   Г. Компанейский человек, у которого много  друзей, приятелей.       А. Верующий человек.   Б. Неверующий человек.   В. Глупый, никчѐмный человек.   Г. Человек, наделѐнный способностями.     А. Испытывать одновременно и страх, и  интерес.   Б. Не бояться.   В. Очень бояться чего­либо. Г. Пренебрегать опасностью, идти на риск.     А. АБ, БА, ВГ, ГБ В. АГ, БВ, ВБ, ГА Б. АГ, ББ, ВВ, ГВ Г. АВ, ББ, ВА, ГВ   А16. Выберите выражение, которое не является фразеологическим оборотом: А. точить лясы В. молоть языком Б. валять Ваньку Г. болтать чепуху                   А17. Перепутаны части пословиц,  восстановите их: А.   Кончил дело   А. не вытащишь и рыбку из пруда Б. Без труда     В. Не сиди сложа руки     Г. Под лежачий камень   А. АВ, БА, ВГ, ГБ В. АБ, БА, ВГ, ГБ Б. АВ, БГ, ВА, ГБ Г. АГ, БВ, ГА, ВБ   Б. вода не течѐт     В. гуляй смело     Г. так и не будет скуки   А18. В каком предложении неверно подчѐркнуты сказуемые? А. Диво б дивное хотел перенесть я в свой удел. Б. Не посмел я взять с неѐ выкуп. Г. А ткачиха с поварихой… перенять гонца велят. А19. В каком ряду даны все словосочетания со связью согласование? А. летящая птица, прекрасный почерк, что­то с чем­то Б. подчѐркнутое предложение, любящие родители, привязанный к дереву В. необыкновенное лето, в красном пальто, с двумя книгами Г. его отсутствие, какой­то незнакомец, решенный заранее А20. Какое из выделенных слов пишется слитно? А. в_пол_аршина высотой В. слушать в_пол_уха Б. толщиной в_пол_арбуза Г. площадью в_пол_акра      В. Будь же, князь, ты комаром. Г. А ткачиха с поварихой… перенять гонца велят. А19. В каком ряду даны все словосочетания со связью согласование? А. летящая птица, прекрасный почерк, что­то с чем­то Б. подчѐркнутое предложение, любящие родители, привязанный к дереву В. необыкновенное лето, в красном пальто, с двумя книгами Г. его отсутствие, какой­то незнакомец, решенный заранее А20. Какое из выделенных слов пишется слитно? А. в_пол_аршина высотой В. слушать в_пол_уха Б. толщиной в_пол_арбуза Г. площадью в_пол_акра     Пунктуация. Вопросы «Проверь себя» 1. Являются ли однокоренными слова «запятая» и «препинание»? Каково значение второго из названных слов? проверь себя Слово «препинание» исконно русского происхождения. Означает «препятствие» (однокоренное слово - «запинаться»). Знаки препинания - знаки остановок, пауз, каких-то перемен в плавном течении речи, отражаемой письмом. Слова «препинание» и «запятая» - однокоренные, в корнях этих слов происходит чередование ин// я. 2. Какие знаки препинания существуют в русском языке? проверь себя 1- точка, 2- запятая, 3- двоеточие, 4- многоточие, 5- точка с запятой, 6 - тире, 7- вопросительный знак, 8 - восклицательный знак, 9 - скобки, 10 - кавычки ( а) лапки " ", б) елочки « »), 11 - одиночная скобка (используется при цифровой или буквенной нумерации пунктов перечисления: 1)... 2)... 3)... или а)... б)... ), 12 - знак сноски (*) - астериск (от греч. Aster - звезда), 13 - двойное тире и двойные запятые (- -), 14 - выделение абзаца как части текста отступом, 14 - дробная черта (/). 3.Какой знак препинания имеет в русском языке два варианта названия: одно заимствовано из немецкого языка, другое представляет собой словосочетание, в котором совмещены значения русского слова «красивый» и греческого слова «киноварь». Укажите оба варианта названия. проверь себя Абзац, или красная строка. 4. Расскажите, чем различаются в употреблении знаки тире и дефис. Когда эти знаки появились в русском языке? проверь себя Дефис (знак орфографический) - это короткая соединительная черточка, употребляющаяся внутри слова: Представление было задумано как концерт-загадка. Основное назначение дефиса (соединение частей в одно целое) отразилось и в его названиях: единитный, единительный, знак единителъства. Так именовали его в старинных букварях и орфографических пособиях XVII-XIX вв. Еще одно название - черточка - акцентирует внимание на графическом облике знака. Приблизительно в середине XIX в. появился в русском языке термин дефис. Это слово заимствовано из немецкого языка в качестве типографского термина. В немецком языке слово divis обозначает 'тире', 'соединительный знак, знак деления' (лат. divisio 'разделение'). Долгое время слово дефис употреблялось только в специальной литературе по типографскому делу и только в начале 30-х гг. XX в. стало использоваться в лингвистике как синоним термина черточка. Постепенно предпочтение было отдано заимствованному слову дефис. Дефис используется при написании сложных слов (юго-восточный), для оформления полуслитного написания некоторых слов (частей слов) (по-новому, кое-кто, во-первых) для переноса слова с одной строки на другую (при-от-крыть), при сокращенном написании (о-в - остров, г-н - господин), для передачи на письме взволнованной речи или особенностей происхождения слова (Спа-аси-и-те-е!), между определяемым существительным и одиночным приложением (мать-старуха, весна-красавица). Тире (знак пунктуационный) - длинная черта, разделяющая отдельные части предложения, при чтении которого на месте тире обычно отмечается особая пауза: Этот концерт - загадка для зрителя. Если дефис называли единитным знаком, черточкой, то тире раньше именовали знаком мыслеотделителъным или чертой. Впервые этот знак употребил Н. Карамзин в конце XVIII в. Ученые называли тире молчанкой («...ибо этот знак начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время...» - А. Барсов), знаком отчаяния («...если не знает пишущий, какой знак поставить, ставит тире» - А. Пешковский). Сам же термин тире был заимствован в XIX в. из французского языка, где слово tiret 'черточка' является производным от tirer 'тянуть'. Впервые термин был зафиксирован в словаре В. Даля, там же дано и его значение: «одинъ изъ знаковъ препинанья на письме, черта (-), будто бы писатель призадумался тутъ или требуетъ догадки, дополненья, пропуска». В современной пунктуации тире употребляется в неполном предложении; между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки; в некоторых случаях обособления распространенных приложений; в предложениях с обобщающим словом при однородных членах; между частями бессоюзного сложного предложения; при передаче прямой речи и в некоторых других случаях. В силу своей многофункциональности, многозначности и экспрессивности тире - излюбленный знак многих писателей, поэтов, журналистов, что приводит к заметному расширению функций этого знака в современном письме. 5. Дефис может соединять между собой части «простых» слов (обычно приставку или постфикс с остальной частью слова: по-новому, кто-то), части сложных слов (диван-кровать) и разные слова в составе предложения (Москва-река, пришел-таки). Что соединяет дефис в языковых единицах пол-лимона, пол-Москвы и подобных? Объясните свой ответ. проверь себя Единицы типа пол-лимона, пол-Москвы по сути являются словосочетаниями. Легко заметить, что элемент пол- в подобных единицах тождествен по значению слову половина; ср. пол-лимона и половина лимона, пол-Москвы и половина Москвы. В современном русском языке в слове половина выделяется корень половин-, усеченным вариантом которого и является элемент пол-. Исходя из этого, можно предположить, что пол-лимона является либо сложным словом, либо сочетанием слов. Синтаксическое поведение подобных единиц обнаруживает общие свойства именно со словосочетаниями. Если мы возьмем классическое сложное слово, например медбрат, и начнем склонять его, то обнаружим, что оно, во-первых, имеет формы всех падежей и, во-вторых, при изменении по падежам используются окончания, присоединяемые к концу основы; медбрата, медбрату и т. д. При этом окончания слова медбрат полностью совпадают с окончаниями слова брат, в частности, в именительном падеже единственного числа оба слова имеют нулевое окончание. Попытавшись просклонять языковую единицу пол-лимона, мы обнаружим, что она имеет только два падежа - именительный и винительный (Осталось пол-лимона; съем пол-лимона), а в контекст других падежей поставить это сочетание не удается; ср. неправильное *отрезал от пол-лимона, *вспомнил о пол-лимона. При этом слово лимон в таком сочетании имеет окончание -а, то есть окончание родительного падежа, а значит, не может выразить значение именительного или винительного падежей. Обратите внимание, что именно в родительном падеже стоит слово лимон в сочетании половина лимона. При постановке сочетания половина лимона и подобных в нужный падеж изменяется его главное слово: половины лимона, половину лимона и т. д. Неспособность единицы пол-лимона изменяться подобным образом обусловлена свойствами элемента пол-, не имеющего полного набора форм. О том, что пол-лимона - это словосочетание, свидетельствует также существующая в разговорной речи возможность постановки внутрь него прилагательного или местоимения: пол крупного лимона, пол этого лимона. Таким образом, правильный ответ на поставленный вопрос такой: дефис в словах пол-лимона, пол-Москвы и подобных соединяет разные слова в составе предложения. Такой же ответ следует дать и для тех случаев, когда пол- пишется слитно: полдома также является словосочетанием.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

Готовимся к олимпиаде по русскому языку.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2017