«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русский язык
5 кл—8 кл
21.01.2018
Коммуникативная культура - важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес. Поэтому формирование коммуникативной компетенции - одна из важных задач изучения всего школьного курса русского языка. Кроме этого я применяю на уроках лингвистическую, культуроведческую, информационную компетенции. Чтобы сформировать и развивать компетенции, нужно дать их объяснение.Опыт работы над формированием коммуникативной компетенции учащихся
Формирование коммуникативности учащихся.docx
Тема проекта:
«Формирование
коммуникативной компетенции
на уроках русского языка и
литературы».
Выполнила:
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ
с.Скатовка Ровенского
района
Саратовской области»
САРАТОВ
2017г
Оглавление.
1.Введение (Актуальность проекта. Практическая ценность.
Цели и задачи).
Глава 1. Формирование коммуникативной компетенции учащихся
1.1.Сущность коммуникативной компетенции 1.2.Основные аспекты коммуникативной компетенции.
Глава 2. Задания, направленные на развитие уровня коммуникативной
компетенции учащихся на уроках русского языка.
4.Заключение.
5 Литература и источники
Введение
Актуальность
Задача педагога необходимость в каждом ученике разбудить, развить и совершенствовать
стремление учиться, стремление САМОМУ искать и находить новые знания. А это уже и
есть ВОСПИТАНИЕ: самодисциплины, требовательности к себе, умения работать и
одному, и в команде, с различными источниками информации, воспитание речевой
культуры и многое, многое другое. Обучение и воспитание сливаются в единую задачу
педагога. Введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов
нового поколения диктует изменение целей и задач обучения, в частности становится
актуальным овладение школьниками лингвистической, языковой и коммуникативной
компетенциями,
адаптацию и
самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная культура важнейшее
проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность
гражданина современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности
будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой сфере будет
находиться его профессиональный интерес. Поэтому формирование коммуникативной
компетенции одна из важных задач изучения всего школьного курса русского языка.
Кроме этого
я применяю на уроках лингвистическую, культуроведческую,
информационную компетенции. Чтобы сформировать и развивать компетенции, нужно дать
их объяснение.
которая обеспечивает успешную социализацию,
Проблемы:
1. Новые требования к задачам образования;
2. Отсутствие в школьных учебных пособиях заданий, направленных на формирование
коммуникативной компетенции
3.Низкий уровень развития коммуникативной компетентности учащихся,
Цель исследования:
коммуникативной компетентности
создать комплект заданий, направленных на развитие
Глава 1.Формирование коммуникативной компетенции учащихся
1.1.
Сущность коммуникативной компетенции. С точки зрения содержания школьного образования основой современных
образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей
современного человека:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять
информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к
здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную
образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и
конкурентоспособность)
Одна из ключевых компетенций учащихся коммуникативная компетенция
обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных
условиях жизни.
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,
умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому
кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной
деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его
будущего, ориентир для освоения. Коммуникация – акт общения, связь между двумя и
больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним
лицом другому или ряду лиц.
Коммуникативная компетенция включает знание
необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями,
навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. В
формировании коммуникативной компетенции учащихся принципиально изменяется и
позиция учителя. Он перестает быть носителем "объективного знания", которое он
пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на
проявление инициативы и самостоятельности. Учитель создает условия, развивающую
среду, в которой становиться возможным выработка каждым учащимся на уровне развития
его интеллектуальных и прочих способностей определенных умений: вступать в контакт с
любым типом собеседника, учитывая его особенности; поддерживать контакт в общении,
соблюдая нормы и правила общения; слушать собеседника, соблюдая уважение и
терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме
отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения;
грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при необходимости свое речевое
поведение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию
общения.
Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и
письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и
цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на
основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям
(религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, которые и
определяют качество его общения. Он включает наряду с компетентностью в общении ещё
две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие
потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности –
способность владеть инициативой
в общении, способность проявить активность,
эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и
реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции..
Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно
сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Особую сложность в
преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального
речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения
языком.
В настоящее время необходимо работать над созданием особой модели обучения
русскому языку. Главное в ней – освоение языка учащегося в процессе создания реального
языкового продукта, постижение ими на собственном опыте закономерностей этой
деятельности, соотнесение его (процесса) с конкретной жизненной ситуацией, со своими
интересами, переживаниями. В обычной общеобразовательной школе далеко не каждый
ученик владеет языком в культурном смысле слова. Обучение орфографии и пунктуации,
пожалуй, единственный полноохватный аспект обучения русскому языку. А создание
учащимися собственных текстов – всего лишь своеобразный элемент к школьному курсу
изучения языка. Владение же языком, или языковая компетентность, предполагает умение
создавать любой вид текста в зависимости от коммуникативной ситуации. Соответственно,
задачей формирования одной из ключевых компетентностей в обучении русскому языку
и литературе является владение словом. Ученик должен уметь представить себя, написать
письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Языковая компетенция
предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в
том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная
компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для
этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая
деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме. “Обучать
общению, общаясь” – без этих условий нет урока.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции:
Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая (повествование,
описание, рассуждение, сочетание видов монолога) и диалогическая.
Речевая деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, слушание, говорение, письмо.
Понимание информации текста, передача содержания. Изложение содержания
прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание
устных и письменных монологических и диалогических высказываний разной
коммуникативной направленности.
Текст. Текст как речевое произведение. Тема, микротема. Виды переработки текста (план,
конспект, аннотация). Анализ текста.
Функциональные разновидности языка. Стили речи, сфера употребления, стилевые жанры.
1.2. Основные аспекты коммуникативной компетенции
публичное выступление,
К составляющим аспектам коммуникативной компетенции относятся: письменная
коммуникация,
продуктивная групповая
коммуникация (приложение). Многие ученые считают, что определяющим условием для
развития данных аспектов коммуникативной компетенции учащихся является организация
в учебном процессе коммуникативных ситуаций, при которых педагог создает
коммуникативное взаимодействие с учениками и между учениками, оценивая результаты
диалог, работы через учебный продукт – текст или высказывание (в устной и письменной
формах).
Этапы коммуникативной компетенции
самоопределение в коммуникативной ситуации (определяется необходимость и
цель участия в коммуникации)
анализ намерений партнёров и способов коммуникации с учётом своих целей и
возможностей
выбор
соответствующего
ситуации
речевого жанра, поведения и
коммуникативных техник
собственно коммуникация
самооценка ценности,
степени значимости, результативности прошедшей
коммуникации
На уроках русского языка я предлагаю учащимся разнообразные виды заданий,
позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно
целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными
языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.
Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и
творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых
средств, что очень тесно взаимосвязано. На уроках
важно дать возможность
раскрепоститься этой фантазии. И в полной мере это происходит тогда, когда дети
выбирают какойлибо грамматический признак или предмет, о котором будут писать,
создавая художественный образ. На уроках развития речи особое внимание уделяется
коммуникативным компетенциям на основе работы с текстом. Как одно из направлений
деятельности по формированию коммуникативной компетенции является работа с
текстом, поскольку это способствует обогащению лексического и культурного багажа,
развивает творческие способности, совершенствует нравственно. Работу над поэтическим
текстом начинаю с выявления впечатления от прочитанного. Дети, используя свой
читательский опыт, пытаются проникнуть в замысел автора, выдвигают версии,
отражающие и глубину понимания прочитанного.
Методы, ориентированные на устную коммуникацию
Все виды пересказа
Все формы учебного диалога
Доклады и сообщения
Ролевые и деловые игры
Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов
Обсуждение, дискуссия, диспут
Выступления в качестве ведущих на мероприятиях
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию
Сочинения и изложения Подготовка заметок и статей в СМИ
Телекоммуникационные тексты, сообщения
Участие в конкурсах сочинений
Работа над проектом
Формы работы с текстом:
синтаксическая пятиминутка;
включи воображение;
напиши подобно;
через дополнительное задание к диктанту;
составление таблицы.
Начиная с 5 класса, ученики учатся читать и пересказывать лингвистические тексты. Этому
помогает система заданий учебника: «Выпиши предложение, передающее основную
мысль», «Составь план по абзацам», «Выпиши новые термины» и другие, которые
развивают внимание учащихся, помогает лучше понять, о чём говорится в тексте, облегчает
выполнение задачи по пересказу этого текста. Постепенно у учащихся накапливается опыт
чтения и понимания текстов научного стиля. Этому помогает и ведение специальных
тетрадейсправочников, в которые записываются все лингвистические термины, схемы.
Лингвистический анализ текста провожу на лучших образцах литературы и связываю его с
такими понятиями, как текст, средства связи, речевое оформление. Совершенствуя
речевую деятельность учащихся, опираюсь на самые разнообразные виды и жанры
высказывания на литературные темы, которые при обучении создают условия для
разностороннего речевого и эстетического развития личности ученика. Он имеет
возможность выбора этих жанров на основе следующей классификации связных
монологических высказываний:
I. воспроизведение и творческие пересказы художественного текста, пересказы статей
учебника, фрагментов литературоведческих и литературнокритических статей,
мемуарных материалов.
1. развернутый устный ответ, сообщение, доклад.
2. литературное обозрение, критический этюд, эссе, «слово о писателе» и др.
3. рассказ или доклад о произведении искусства (картине, скульптуре, архитектурной
постройке), речь экскурсовода, режиссерский комментарий и т.д.
4. речь о герое произведения, ораторское выступление, репортаж и т.д. 5.литературнохудожественные — стихи, рассказы, очерки, пьесы и т.д., самостоятельно
сочиняемые школьниками;
художественнобиографический рассказ, рассказ о
литературном событии, художественная зарисовка и др.
Пересказы художественного текста (подробный, сжатый, выборочный) и творческие (с
изменением лица рассказчика, осложненные творческими заданиями и т.д.). Пересказы
широко применяются в младших и средних классах как прием, способствующий усвоению
содержания произведения и развития речи учащихся (В.Я. Коровина). Пересказы являются
важнейшими приемами, которые используются с целью развития речи учащихся средних
классов. Пересказы могут быть следующих видов и подвидов:
1. Подробный, который, в свою очередь, делится на свободный, т.е. основанный на первом
впечатлении и передаче его в целом («своими словами»), и художественный — близкий к
тексту автора, имеющий целью не только детально передать содержание, но и отразить
художественные особенности текста.
2. Краткий пересказ (сжатый) излагает основное содержание прочитанного, сохраняя
логику и стиль исходного текста, но опуская подробности, некоторые детали
художественного текста. Работа над кратким пересказом учит школьника отбирать главное
и существенное, отграничив их от второстепенного.
3. Выборочный пересказ строится на отборе и передаче содержания отдельных фрагментов
текста, объединенных одной темой. При этом создается свой завершенный рассказ
(например, «История Капитона и Татьяны», «История Антипыча и Травки», «История
Муму»).
4. Пересказ с изменением лица рассказчика предлагает изложение содержания от лица
того или иного героя, от третьего лица. Здесь требуется глубокое понимание характера
героя, художественных средств его изображения, большая предварительная работа.
В 9 классе веду работу над комплексным анализом текста. Это нужно для подготовки к
ОГЭ.
Текст №1
(1)Кого берёзой удивишь? (2)Это дерево настолько привычно, что мы порой и не
замечаем его. (3)Выгляни из окна в городе ли, в деревне, всюду берёзу увидишь —
белоногую, в зелёной листве, такую знакомую. (4)Постоянный спутник нашей жизни. (5)То
ли дело породы, о которых поведал американский дендролог Э. Меннинджер в своей книге
«Причудливые деревья». (6)От одних названий дух замирает: «взбесившиеся корни»,
«двуглавые чудовища», «деревьяпризраки»... (7)Жаркое дыхание джунглей, опасные
тропы саванны, тайны так и будоражат кровь, манят приключениями. (8)Кого после этого
поразишь рассказом о скромной нашей берёзе?
(9)Мне стало обидно за берёзу. (10) Я вспомнил, как в одном из своих писем Александр
Сергеевич Пушкин писал: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была
берёза, северная берёза! Сердце мое сжалось».
(11)Как много этим сказано! (12)Сколько же в ней прелести, не отделимой от природы
нашего Отечества! (13)Радостное, нарядное дерево. (14)Оно забрало в своё одеяние два главных цвета русской
природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей. (15)И как эти цвета ей к лицу!
(16)Ещё берёза к людям добра. (17)В стародавние времена люди нарекли её деревом
четырёх дел: первое дело — мир освещать, второе — чистоту соблюдать, третье — крик
утишать, четвёртое — больных исцелять. (18)Самая светлая — берёзовая лучина.
(19)Скрип телеги утишался берёзовым дёгтем. (20)Берёзовый веник в бане «чистоту
соблюдал».
(21)От всяких хворей лечил настой из берёзовых почек.
(22)Какое родное, тёплое, верное дерево! (Ю. Крутогоров)
1. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.
2. Из предложений 58 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
3. Из предложений 15 выпишите слова с орфограммой «Правописание личных
окончаний глаголов».
4. Объясните значение слов дендролог, саванна.
5. Подберите синонимы к словам одеяние, нарекать, исцелять. Какова стилистическая
окраска этих слов?
6. Сравните слова утешать — утишать. Подберите однокоренные слова к слову
утишать.
7. Из предложений 1315 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
8. Замените словосочетание из предложения 20, построенное на основе
подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным словосочетанием со
связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
9. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.
10. Среди предложений 79 найдите предложения с однородными членами. Напишите
номера этих предложений.
11. Среди предложений 26 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным
определительным. Напишите номер этого предложения.
12. Среди предложений 810 найдите безличное предложение. Напишите номер этого
предложения.
13. Среди предложений 1621 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите
номер этого предложения. 14. В предложении Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была
берёза, северная берёза замените причастный оборот синонимичной синтаксической
конструкцией.
Текст №2
(1)Весна наступила в этом году ранняя, дружная и неожиданная. (2)Побежали по
деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг
встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух. (3)В огромных лужах воды
отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми
облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. (4)Воробьи, стаями обсыпавшие
придорожные ветлы, кричали так громко и возбуждённо, что ничего нельзя было
расслышать за их криком. (5)Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.
(6)Снег сошёл, оставшись ещё коегде грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых
перелесках. (7)Изпод него выглянула обнажённая, мокрая, тёплая земля, отдохнувшая за
зиму и теперь полная свежих соков, полная жажды нового материнства. (8)Над чёрными
нивами вился лёгкий парок, наполнявший воздух запахом оттаявшей земли. (9)Мне
казалось, что вместе с этим ароматом вливалась в мою душу весенняя грусть, сладкая и
нежная, исполненная беспокойных ожиданий и смутных предчувствий, приправленная
неопределёнными сожалениями о прошлых вёснах. (10)Ночи стали теплее. (11)В их густом
влажном мраке чувствовалась незримая спешная творческая работа природы... ( А.
Куприн)
1. Сформулируйте тему, определите стиль текста; озаглавьте его.
2. Найдите в тексте 2 слова, в которых произношение не совпадает с написанием;
укажите различия между буквенным и звуковым составом.
3. Из предложений 2 4 выпишите слово с орфограммой «Буквы З и С на конце
приставок».
4. Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочным способом.
5. Из предложений 2 – 4 выпишите действительное причастие прошедшего времени.
6. Из предложения 2 выпишите словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.
7. Выпишите грамматическую основу из предложения 9.
8. Из предложений 811 выпишите двусоставное нераспространенное предложение.
9. Среди предложений 2 4 найдите предложение с однородными обособленными
обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
10. Определите вид придаточного предложения в сложноподчиненном предложении 9.
11. Среди предложений 710 найдите сложное предложение, в которое входит
односоставное безличное.
12. Объясните постановку точки с запятой в предложении 3. Работать над "развитием речи вообще” нельзя, важно в каждом классе сосредоточиться,
что должны знать и уметь дети в определенных разновидностях устной и письменной речи.
Однако в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение
необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в
области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это
соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной
личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь
становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной
культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и
поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды
деятельности.
В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую
роль. Исследовательский метод, дискуссии мозговой штурм, технология "критического
мышления”, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения.
Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную
деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться
глубокого понимания материала. Работа в парах, в группах позволяет решить и задачи
воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в
работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути
решения проблемы. По моему мнению, именно применение коммуникативной компетенции
на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески
одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном
пространстве.
Без развития коммуникативной компетенции не может быть
конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с
простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим
анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются
практические навыки.
Глава 2. Примеры заданий, направленных на формирование коммуникативной
компетенции. (Из опыта работы)
Задание. Написание сочинения по единому началу:
• Огоньков пришел в наш класс в конце четверти. Маленький, худощавый, он
остановился в дверях. До звонка оставалось минуты четыре…
• В нашем мире еще есть вещи, способные удивить любого скептика. Чудеса можно
встретить даже в обыденной жизни. Недавно такое чудо произошло и со
мной…
Задание. Сравнить два текста. Определить авторский, обосновать своё мнение.
1. Утро после урагана было сырое и серое. Земля, воздух, точно губка,
пропиталась водой. Вода сочилась из расселин утёсов, стояла в чашечках цветов, ручьями
падала с ветвей, шлёпала под ногами. 2. Сырое и серое утро после урагана. Земля и воздух, точно губка, пропитанные
водой. Вода, сочащаяся из расселин утёсов. Стоящая в чашечках цветов, падающая с
ветвей, шлёпающая под ногами.
(Автору принадлежит первый текст. Назывные предложения во втором тексте передают
недостаточно выразительно изображаемую картину.)
Задание. Используя знания о характерных чертах каждого стиля, трансформировать текст
в новый текст, написанный в другом стиле.
Одной из самых интересных форм работы на уроке для ребят стало
коллективное создание текстов. Методика коллективного составления текста, где
каждый может высказать свою оригинальную авторскую мысль. Такая форма работы
позволяет каждому попробовать свои силы в создании оригинальных языковых форм.
Задание. Сравнительный анализ текстов.
– Что общего между двумя текстами?
– Каким настроением они проникнуты?
– При помощи каких слов и выражений создаётся это настроение?
– Какими красками написаны оба пейзажа? Выпишите слова и выражения, передающие
цвет. Какие синтаксические конструкции использованы для передачи цвета?
– Найдите сравнения. Какова их роль в тексте? Есть ли антитеза в прозаическом отрывке?
– Попытайтесь объяснить, почему в стихотворении так много предложений без сказуемого,
а в прозе преобладают простые глагольные сказуемые. Как это “работает” на идею каждого
текста?
Задание.
определить, чем отличаются односоставные предложения от двусоставных.
Вставить в неопределённоличные предложения местоимения, сопоставить и
*Например: Мне некуда больше спешить.
Прошу не умничать.
Сейчас неси сюда тулуп.
Сопоставление позволяет увидеть лаконичность (краткое и чёткое выражение
мысли), естественность, энергичность определённоличных местоимений, их уместность в
этих случаях.
Задание. Изложениеминиатюра.
Задание: использовать в тексте слова с приставкамиорфограммами:
Ра...вет, ни...вергаться, бе...пр...станно, р...пустилась, п...желтела, р... цветилась,
...брасывает, и...сохшие, ра...ст...лает, и...чезли, и...мокшие, бе...конечный, во...ходит,
ни...ходит.
Осенний день
С самого рассвета идет мелкий дождь. Это не мелкий грозовой дождь, который
шумит и низвергается, подобно водопаду. Он льет беспрестанно, тихими, тонкими струйками. Ветер дует без устали, далеко разнося созревшие семена деревьев и трав.
Первая распустилась береза, и она первая пожелтела. А осина расцветилась красными,
багровыми, золотистыми листьями. Но порывистый осенний ветер сбрасывает и это
последнее убранство, крутя в воздухе легкие иссохшие листья, он расстилает их по
мокрой земле. Цветы исчезли, как будто мертвая рука осени сжала и измяла их.
Измокшие заборы смотрят уныло изпод бесконечной сетки дождя. Галки стаями
летят из побуревшего сада и, сталкивая одна другую, усаживаются на крышах. Все
позже восходит солнышко, все раньше нисходит оно к краю земли.
(По К.Д. Ушинскому)
Задание. Эссе по пословице. Предлагаются пословицы или афоризмы. Задание: как вы
понимаете высказывание? Приведите примеры из жизни, к которым бы подходили данные
пословицы.
1. .Конь вырвется догонишь, слова сказанного не воротишь. 2. Не по словам
судят, а по делам. 3. Ноги носят, а руки кормят. 4. Скажешь не воротишь, напишешь не
сотрешь, отрубишь не приставишь.
Задание. Подготовить сообщение на заданную (или выбранную) тему. Например:
«Диалекты в русском языке». «Происхождение фразеологизмов» и т.д.
Задание. Подготовить публичное выступление об истории родного края.
Задание. 1)Напишите другу письмо о значении категории состояния в русском языке.
2) «Для чего нужно изучать русский язык». Мотивируйте свой ответ. Изложите основные
положения своего ответа в письменной форме. (В форме тезисов, в форме кластера и т.д.)
3) Напишите статью в газету «Знамя победы» о проблеме, взволновавшей вас. «Каждый
ли готов совершить подвиг?», «Как в тылу приближали победу».
4) Предложен учащимся в паре тезис и разные установки по отношению к нему. Например:
тезис «Языксамая большая ценность народа».
(Высказать свое отношение к
утверждению Д.С.Лихачева)
Задание: предлагаются две позиции: «согласен», «не согласен», выберите для себя
утверждение и убедите собеседника в вашей правоте. Такие задания могут перерастать в
дискуссии
Задание Материал пословиц и афоризмов тоже может служить для проведения
дискуссий. 1. Словами, что листьями, стелешь, а стеблем в глаза колешь.
2.Соловья баснями не кормят. 3.Ученьесвет, а не ученье тьма.
Задание. Сочините миниатюра в прозе или в стихах на одну из тем: « Лето. Ах, лето!»,
«Тишина», «Наступление весны». В тексте не должно употребляться ключевое слово, его
надо услышать.
Задание. Напишите сочинение на одну из тем «Сложносочиненные предложения и их
роль», «Роль назывных предложений в тексте»
Задание. Сочините сказку «Мое путешествие в страну «Морфологию», «Волшебный мир
прилагательных». Задание. Подготовьте презентацию о сложных предложениях.
Задание. Составить синквейн.
Задание. Написать сочинениерассуждение на тему «Человечность»
при подготовке к сочинению , изложению при изучении художественных
Задания
произведений.
Каждая группа получает задание по прочитанному произведению, тексту :
1) 1группа создать рисунок, в котором бы символично выражалась тема и идея
произведения;
2 группанарисовать план дома, квартала, где происходят события;
3группа семейное дерево героев произведения
4группа таблицу с фактами, событиями;
5группа – карточки с последовательностью событий.
2)учащимся в паре предлагаются карточки с таблицами, информацией, причём у одного
ученика информация неполная, в процессе диалога нужно восстановить недостающую
информацию;
В старших классах используются другие формы работы по развитию коммуникативных
компетенций. Несколько лет я работаю по программе элективного курса в 9 классе
«Искусство красноречия» и "Практическая стилистика. Лексика" для 1011х классов.
Данные курсы предполагают овладение культурой речевого общения в бытовой, учебной,
официально деловой и социокультурной сферах.
Школьники учатся ставить цели и достигать их в устной и письменной коммуникации:
получать необходимую информацию;
представлять и аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге и
публичном выступлении на основе признания разнообразия позиции и
уважительного отношения к мнению других людей.
Выполняя творческие работы и отрабатывая навыки делового письма, ребята получают
возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том,
где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает
интерес к исследовательской деятельности. Методы, ориентированные на письменную
коммуникацию, позволяют учащимся обрести опыт в сборе информации, ее обработке и
подготовке текстов заметок, статей, сообщений для школьного сайта, местной
периодической печати, а также помогают в профессиональной оценке исследовательских
работ одноклассников, когда учащиеся выступают на защите проектов или составляют
рецензии. По завершении курсов ученики ощущают готовность к коммуникации на основе
полученных знаний и опыта, а, следовательно, получают реальную возможность быть
востребованными на современном рынке труда. Очень важной мне представляется проектная деятельность учащихся один из
лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно
ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. В нашей школе
проходят традиционные научнопрактические конференции при проведении «Недели
русского языка", на которых учащиеся защищают свои проектные работы. Были проведены
исследования по следующим темам: "Особенности разговорной речи", "Языковой портрет
жителей нашего села", "Прозвища в классе", "Крылатые выражения в произведении
А.Грибоедова «Горе от ума»", «Любимые женщины Пушкина», «Что в имени тебе моем?»,
«Поэты моего села», «Писатели нашего края о Вов», « и др.
Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.
Выполняя на ЕГЭ задание части С, выпускник применяет те виды компетенций, которые
востребованы не только на экзамене по русскому языку, но и будут необходимы в
дальнейшей жизни. Создание собственного письменного высказывания на основе
прочитанного текста — это проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть
проверка практического владения русским языком его словарём и грамматическим строем,
это соблюдение языковых норм и владение разными видами речевой деятельности, это
умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания. Применение
подобных заданий на уроках русского языка создаёт условия для развития
интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в
любом культурном пространстве, помогают развивать коммуникативные способности
учащихся. Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения
русскому языку продиктовано стратегической ролью языка, которую он играет в жизни
каждого человека и общества, являясь важнейшим средством общения, воспитания и
познания
Вывод: Как видим, коммуникативная культура важнейшее проявление общей культуры
человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества.
Поэтому формирование коммуникативной компетенции одна из важных задач изучения
всего школьного курса русского языка и литературы. Таким образом, формируя ключевые
компетенции учеников, мы выполняем общественный заказ на подготовку человека,
умеющего жить.
Приложение. Тесты.
1)удалось ли добиться поставленной цели?
Самооценка
2)удовлетворён ли я в целом тем, как выполнил задание? В чём, может быть, не
удовлетворён?
3)чего я достиг, в чём продвинулся, чему научился в ходе выполнения этого задания?
4)что мешало мне и как удалось преодолеть затруднения?
5) какие выводы я готов сделать для себя на будущее?
Оценка групповой работы
1) Довольны ли вы результатом?
2) Кто и как именно проявлял активность при выполнении задания, кто предлагал идеи?
3) Были ли альтернативные предложения? почему их приняли или отвергли?
4) Довольны ли сотрудничеством друг с другом? 5) Легко ли было договариваться друг с другом?
Литература
1. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во
внеурочной деятельности: Практическое пособие. М.:АРКТИ, 2007.
2. Стативка В.И. Обучение диалогической речи на уроках русского языка. РЯШ №6,
2002.
3. Гаврикова М.Ю., Гаврикова Н.Ю. Говорите красиво! Развитие речи учащихся 411
классов. Волгоград: "Панорама", 2006.
4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. –
2004. – № 5.
5. Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка. 511 классы. – М.: Эксмо,
2007.
6.
7.
8.
9.
.Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. //
Русский язык в школе, 1996. № 1.
Дереклеева Н.Н. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во
внеклассной работе.: Игровые упражнения. М.,5 за знания, 2005
.Компетентностные задания по русскому языку.511 классы. Методический
конструктор. Учебное пособие. Авторы составители Т.И.Павлова, Т.И.Белоусова.
Легион. Ростов на – Дону.2012 год
10. ..Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего
М.,
под редакцией А.М.
Кондакова,
А.А.
Кузнецова,
образования;
«Просвещение»,2008.
11. .Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании Текст. / О.Е. Лебедев. //
Школьные технологии. 2005. №5.
«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».
«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».
«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».
«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».
«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».
«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».
«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».
«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».
«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».
«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».
«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».
«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».
«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».
«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».
«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.