Приемы работы с символикой цвета на уроках литературы
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русский язык
5 кл—8 кл
01.05.2017
В школе следует больше уделять внимания исследованию того, как сделано произведение с двух точек зрения: с точки зрения использования художественных средств и с точки зрения психологии восприятия, поскольку автором любого текста является не что иное, как человеческая психика, мозг, и именно с их особенностями будет связано восприятие и оценка этого произведения. Работа с умением ощущать мир, а значит, и художественное произведение в его цветовом многообразии расширяет диапазон творческих навыков учащихся. Предлагаю несколько приемов подобной работы на уроках литературы.Раскрепощение школьника, создание комфортной атмосферы на уроке способствует его творческому состоянию. Развитие творческого мышления учащегося - одна из задач учителя-словесника. В этом ему помогут сочинения.Тема сочинения, над которым работают мои ученики, – «Вижу мир в красках». Предлагаю материалы данного урока.
Символика цвета на уроках литературы.docx
Приемы работы с символикой цвета на уроках литературы
И.Г.Трегубова, лицей Академического колледжа
г.Владивосток
Работа с умением ощущать мир, а значит, и художественное произведение в его
цветовом многообразии расширяет диапазон творческих навыков учащихся. Предлагаю
несколько приемов подобной работы на уроках литературы.
На мой взгляд, в школе следует больше уделять внимания исследованию того, как
сделано произведение с двух точек зрения: с точки зрения использования
художественных средств и с точки зрения психологии восприятия, поскольку автором
любого текста является не что иное, как человеческая психика, мозг, и именно с их
особенностями будет связано восприятие и оценка этого произведения. Поэтому
эффективным представляется обучение детей теории модальностей и субмодальностей,
позиции восприятия, умению различать внешние и внутренние репрезентации,
оперировать различными объемами сенсорной информации.
В младших классах ребята, знакомые с цветовой символикой, с удовольствием
оценивают героев литературных произведений в красочных оттенках. На столе у
учителя разложены цветные листы, вырезанные тонкими дугообразными полосами.
Задание для учащихся звучит так: «Составить цветовую радугу души героя
данного произведения».
Такая работа проходит очень живо: каждому хочется доказать, почему Василиса
Премудрая из одноименной сказки будет в светлых тонах, поскольку чиста, нежна,
добра и разумна, а Баба Яга – в цвете темном.
Защита иллюстрации на уроке тоже должна обязательно включать в себя
объяснение, почему для воспроизведения образа были выбраны именно такие цвета,
почему рисунок выполнен в технике карандаша или акварели, гуаши или, к примеру,
коллажа. Подобные работы с удовольствием выполняют и старшеклассники, правда,
задания их несколько усложняются: «Изобразить гербы помещиков из поэмы
Н.В.Гоголя «Мертвые души». Интересно создать гербы и для поэтов Серебряного века.
Поскольку эти гербы должны будут отражать ключевые образы лирики автора,
нужно очень тонко прочувствовать его поэтический мир.
Открытия «серебряного века» во многом обязаны музыке – искусству, способному
воплотить в звуках тончайшие переливы души. Неслучайно перу К.Д.Бальмонта
принадлежат такие строки: «В красоте музыкальности, как в недвижной зеркальности,
я нашел очертания снов». «Вслушаться» в музыку стихов поэтовсимволистов поможет
такое задание: «Проанализируйте, какие звуки слышны в стихотворении. Какой
аккомпанемент предложили бы вы данным строкам?»
«Защита книжной обложки», допустим, к роману М.Булгакова «Мастер и
Маргарита», тоже предполагает серьезное исследование цветовой палитры романа, а
значит, и его идейнохудожественного осмысления. «Цветографическое изображение героя произведения». Такое задание
подразумевает, что ученик должен попробовать линиями, цветом передать опятьтаки
внутреннее состояние изучаемого образа, всего произведения в целом. Вот
истолкование такого изображения в работе по комедии Фонвизина «Недоросль»:
«Комедия у меня ассоциируется с желтым цветом, (в параллель крылатому выражению:
«Не хочу учиться – хочу жениться»), поскольку одно из значений желтого цвета –
безумие. Ломаные линии – жизненные перипетии героев и многогранность их
восприятия. На зеленоватосиреневом фоне (именно так я хочу отобразить тему
воспитания, образования) – веселые и грустные улыбки (учеба всегда подразумевает и
слезы, и смех). К тому же перед нами – всетаки, скорее, трагикомедия, нежели
комедия, как пытается уверить нас автор». (Алина А.)
Может возникнуть вопрос: как оценивать такие работы – рисуют все неодинаково. Да
особого мастерства здесь и ненужно. Главное – увидеть, как юные «художники»
восприняли смысл произведения, почувствовали его интонации, выбрали (ведь у
каждого, практически, поэта или писателя есть свои любимые цвета, определенный
настрой в творчестве), как они построили композицию рисунка, какие образные
ассоциации у них возникли. И потом у учителя всегда есть и письменная трактовка
образа, созданного учащимся.
Темы, предложенные ребятам, могут быть самыми разными: от «Мое представление о
поэзии…» (Блока, Цветаевой…) до «Есенинская Русь», «Открытие поэтического мира
Пастернака», «Муза Мандельштама», «Творчество Маяковского в красках». А вот для
темы «Сатира Маяковского в современном ракурсе» можно предложить ребятам
использовать самые смелые и фантастические приемы. Можно заранее просмотреть
периодические издания, найти и вырезать материалы, созвучные творчеству поэта, а
потом расположить их по принципу коллажа.
Тема еще одной творческой работы, для которой нужно очень внимательно перечитать
стихи С.Есенина, «всмотреться» в символы эпохи, символы жизни поэта, символы его
стихов, «Цветные образы есенинской поэзии». Голубая Русь, розовый конь юности,
красный конь революции, черный человек… Какие еще образы смогут найти ребята?
Другой группе ребят по творчеству Есенина можно предложить такую тему: «Образ
поэта, написанный цветом».
Одна из моих учениц увидела образ поэта в таких изменениях: сначала «жил мальчик в
простой крестьянской семье, желтоволосый, с голубыми глазами», потом – «я нарочно
иду нечесаный, с головой, как керосиновая лампа, на плечах», позднее – «облетает моя
голова, куст волос золотистый вянет…»)
При изучении поэмы Блока «12» обязательно читаю текст сама, в это время ребята
создают «сочинение по восприятию», которое представляет собою творческую работу
по такому заданию: «Слушая текст, представил картину – зарисуй ее: можно словами,
можно линиями. Родилась мысль – запиши. Возникли вопросы – зафиксируй их.
Чувства, настроения попробуй высказать хоть одним словечком. Каким будут музыка,
ритм, цвет этого произведения? На уроке литературы можно попросить ребят «написать» музыку. Но не нотами, а
словами, то есть описать, как должно звучать музыкальное произведение, чтобы оно
было созвучно, например, рассказу Паустовского «Телеграмма». Или можно
попробовать «сочинить» музыку к произведениям Достоевского, Чехова, других
авторов, или попытаться составить музыкальный портрет Блока, Есенина.
На уроке по комедии Гоголя «Ревизора» мы с ребятами, наряду с вариантами
предложений режиссерской работы, рассматривали ее оформление с точки зрения
декоратора, художника, композитора, отвечающего за музыкальное оформление пьесы.
Уроки такого типа развивают и образное видение, и творческое мышление, дают
общее представление об уровне понимания и восприятия учащимися той или иной темы.
Они являются прекрасным средством обобщения знаний ребят о произведении и его
авторе, но самое главное – формируют творческую личность, читателя, понастоящему
постигающего мастерство автора, поскольку, по замечанию Л.Симоновой, «искусство
должно возбуждать чувства, эмоции, заставлять звучать внутренние струны».
Приемы работы с символикой цвета на уроках литературы
Приемы работы с символикой цвета на уроках литературы
Приемы работы с символикой цвета на уроках литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.