Приемы работы с символикой цвета на уроках литературы
Оценка 4.9

Приемы работы с символикой цвета на уроках литературы

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русский язык
5 кл—8 кл
01.05.2017
Приемы работы с символикой цвета на уроках литературы
В школе следует больше уделять внимания исследованию того, как сделано произведение с двух точек зрения: с точки зрения использования художественных средств и с точки зрения психологии восприятия, поскольку автором любого текста является не что иное, как человеческая психика, мозг, и именно с их особенностями будет связано восприятие и оценка этого произведения. Работа с умением ощущать мир, а значит, и художественное произведение в его цветовом многообразии расширяет диапазон творческих навыков учащихся. Предлагаю несколько приемов подобной работы на уроках литературы.Раскрепощение школьника, создание комфортной атмосферы на уроке способствует его творческому состоянию. Развитие творческого мышления учащегося - одна из задач учителя-словесника. В этом ему помогут сочинения.Тема сочинения, над которым работают мои ученики, – «Вижу мир в красках». Предлагаю материалы данного урока.
Символика цвета на уроках литературы.docx
Приемы работы с символикой цвета на уроках литературы И.Г.Трегубова, лицей Академического колледжа                                                                                                                           г.Владивосток      Работа с умением ощущать мир, а значит, и художественное произведение в его цветовом многообразии расширяет диапазон творческих навыков учащихся.  Предлагаю несколько приемов подобной работы на уроках литературы.      На мой взгляд, в школе следует больше уделять внимания исследованию того, как сделано   произведение   с   двух   точек   зрения:   с   точки   зрения   использования художественных средств и с точки зрения психологии восприятия, поскольку автором любого текста является не что иное, как человеческая психика, мозг, и именно с их особенностями   будет   связано   восприятие   и   оценка   этого   произведения.   Поэтому эффективным представляется обучение детей теории модальностей и субмодальностей, позиции   восприятия,   умению   различать   внешние   и   внутренние   репрезентации, оперировать различными объемами сенсорной информации.       В   младших   классах   ребята,   знакомые   с   цветовой   символикой,   с   удовольствием оценивают   героев   литературных   произведений   в   красочных   оттенках.   На   столе   у учителя   разложены   цветные   листы,   вырезанные   тонкими   дугообразными   полосами. Задание   для   учащихся   звучит   так:   «Составить   цветовую   радугу   души   героя данного произведения».       Такая работа проходит очень живо: каждому хочется доказать, почему Василиса Премудрая  из  одноименной   сказки   будет   в  светлых   тонах,  поскольку   чиста,  нежна, добра и разумна, а Баба Яга – в цвете темном.    Защита   иллюстрации  на   уроке   тоже   должна   обязательно   включать   в   себя   объяснение, почему для воспроизведения образа были выбраны именно такие цвета, почему рисунок выполнен в технике карандаша или акварели, гуаши или, к примеру, коллажа. Подобные работы с удовольствием выполняют и старшеклассники, правда, задания   их   несколько   усложняются:   «Изобразить   гербы   помещиков   из   поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Интересно создать гербы и для поэтов Серебряного века. Поскольку   эти   гербы     должны   будут   отражать   ключевые   образы     лирики     автора, нужно очень тонко прочувствовать его поэтический мир.      Открытия «серебряного века» во многом обязаны музыке – искусству, способному воплотить   в   звуках   тончайшие   переливы   души.   Неслучайно   перу   К.Д.Бальмонта принадлежат такие строки: «В красоте музыкальности, как в недвижной зеркальности, я нашел очертания снов». «Вслушаться» в музыку стихов поэтов­символистов поможет такое   задание:   «Проанализируйте,   какие   звуки   слышны   в     стихотворении.   Какой аккомпанемент предложили бы вы данным строкам?»     «Защита   книжной   обложки»,   допустим,   к   роману   М.Булгакова   «Мастер   и   Маргарита», тоже предполагает серьезное исследование цветовой палитры романа, а значит,  и его идейно­художественного осмысления. «Цвето­графическое   изображение   героя   произведения».   Такое   задание   подразумевает, что ученик должен попробовать линиями, цветом передать опять­таки внутреннее   состояние   изучаемого   образа,   всего   произведения   в   целом.   Вот истолкование   такого   изображения   в   работе   по   комедии   Фонвизина   «Недоросль»: «Комедия у меня ассоциируется с желтым цветом, (в параллель крылатому выражению: «Не   хочу   учиться  –  хочу   жениться»),  поскольку   одно  из  значений   желтого   цвета  – безумие.   Ломаные   линии   –   жизненные   перипетии   героев   и   многогранность   их восприятия.   На   зеленовато­сиреневом   фоне   (именно   так   я   хочу   отобразить   тему воспитания, образования) – веселые и грустные улыбки (учеба всегда подразумевает и слезы,   и   смех).   К   тому   же   перед   нами   –   все­таки,   скорее,   трагикомедия,   нежели комедия, как пытается уверить нас автор». (Алина А.)    Может возникнуть вопрос: как оценивать такие работы – рисуют все неодинаково. Да особого   мастерства   здесь   и   ненужно.   Главное   –   увидеть,   как   юные   «художники» восприняли   смысл   произведения,   почувствовали   его   интонации,   выбрали   (ведь   у каждого,  практически,   поэта   или   писателя   есть   свои   любимые   цвета,   определенный настрой   в   творчестве),   как   они   построили   композицию   рисунка,   какие   образные ассоциации у них возникли. И потом у учителя всегда есть и письменная трактовка образа, созданного учащимся.    Темы, предложенные ребятам, могут быть самыми разными: от «Мое представление о поэзии…» (Блока, Цветаевой…) до «Есенинская Русь», «Открытие поэтического мира Пастернака», «Муза Мандельштама», «Творчество Маяковского в красках». А вот для темы   «Сатира   Маяковского   в   современном   ракурсе»   можно   предложить   ребятам использовать   самые   смелые   и   фантастические   приемы.   Можно   заранее   просмотреть периодические издания, найти и вырезать материалы, созвучные творчеству поэта, а потом расположить их по принципу коллажа.    Тема еще одной творческой работы, для которой нужно очень внимательно перечитать стихи С.Есенина, «всмотреться» в символы эпохи, символы жизни поэта, символы его стихов, ­ «Цветные образы есенинской поэзии».   Голубая Русь, розовый конь юности, красный конь революции, черный человек… Какие еще образы смогут найти ребята?     Другой группе ребят по творчеству Есенина можно предложить такую тему: «Образ поэта, написанный цветом».     Одна из моих учениц увидела образ поэта в таких изменениях: сначала «жил мальчик в простой крестьянской семье, желтоволосый, с голубыми глазами», потом – «я нарочно иду нечесаный, с головой, как керосиновая лампа, на плечах»,  позднее – «облетает моя голова, куст волос золотистый вянет…»)     При изучении поэмы Блока «12» обязательно читаю текст сама, в это время ребята создают «сочинение по восприятию», которое представляет собою творческую работу по такому заданию: «Слушая текст, представил картину – зарисуй ее: можно словами, можно   линиями.   Родилась   мысль   –   запиши.   Возникли   вопросы   –   зафиксируй   их. Чувства, настроения попробуй высказать хоть одним словечком. Каким будут  музыка, ритм, цвет этого произведения? На уроке литературы можно попросить ребят «написать» музыку. Но не нотами, а словами, то есть описать, как должно звучать музыкальное произведение, чтобы оно было   созвучно,   например,   рассказу   Паустовского   «Телеграмма».   Или   можно попробовать   «сочинить»   музыку   к   произведениям   Достоевского,   Чехова,   других авторов, или попытаться составить музыкальный портрет Блока, Есенина.       На   уроке   по   комедии   Гоголя   «Ревизора»   мы   с   ребятами,   наряду   с   вариантами предложений   режиссерской   работы,   рассматривали   ее   оформление   с   точки   зрения декоратора, художника, композитора, отвечающего за музыкальное оформление пьесы.      Уроки такого типа развивают и образное видение, и творческое мышление, дают общее представление об уровне понимания и восприятия учащимися той или иной темы. Они являются прекрасным средством обобщения знаний ребят о произведении и его авторе, но самое главное – формируют творческую личность, читателя, по­настоящему постигающего мастерство автора, поскольку, по замечанию Л.Симоновой, «искусство должно возбуждать чувства, эмоции, заставлять звучать внутренние струны».

Приемы работы с символикой цвета на уроках литературы

Приемы работы с символикой цвета на уроках литературы

Приемы работы с символикой цвета на уроках литературы

Приемы работы с символикой цвета на уроках литературы

Приемы работы с символикой цвета на уроках литературы

Приемы работы с символикой цвета на уроках литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017