Готовность к школьному обучению для 1 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Памятка для родителей и презентация «Готовность к школьному обучению» познакомит с психологическими особенности младшего школьного возраста (6-11 лет), а также раскроет то, что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс.Готовность к школьному обучению для 1 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Памятка для родителей и презентация «Готовность к школьному обучению» познакомит с психологическими особенности младшего школьного возраста (6-11 лет), а также раскроет то, что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс.
Что должен знать ребенок,
поступающий в школу
имя,
свой
возраст
времена
Очень хорошо, если ребенок перед
поступлением в школу будет:
Называть свое полное имя,
отчество и фамилию.
Определять
(желательно дату рождения).
Знать свой домашний адрес.
Называть свой город и его
главные достопримечательности.
Знать страну, в которой живет.
Называть
фамилию,
отчество родителей, их профессию.
года
Знать
(последовательность,
месяцы,
основные приметы каждого времени
года, загадки и стихи о временах
года).
Называть домашних животных и
их детенышей.
Ознакомлен с миром диких
животных наших лесов, жарких
стран, их повадками и названиями
их детенышей.
Называть овощи, фрукты и ягоды.
Определять транспорт наземный,
водный, воздушный.
Различать одежду,
головные уборы.
Знать и уметь рассказывать
сказки.
Различать и правильно называть
геометрические фигуры:
круг,
квадрат,
прямоугольник,
треугольник,
овал,
многоугольник.
обувь и
ромб,
Свободно ориентироваться в
пространстве и на листе бумаги
(правая - левая сторона, верх-низ и
т.п.).
Уметь полно и последовательно
пересказывать
прослушанный
рассказ, составлять (придумывать)
рассказ по картинке.
Запоминать и называть 6–10
предметов, картинок, слов.
Различать гласные и согласные
звуки.
Разделять слова на слоги с
помощью хлопков, по количеству
гласных звуков.
Хорошо владеть ножницами
(резать полоски, квадраты, круги,
прямоугольники,
треугольники,
овалы, вырезать предметы по
контуру).
Владеть карандашом:
без
линейки проводить вертикальные и
горизонтальные линии, рисовать
геометрические фигуры, животных,
людей, различные предметы с
опорой на геометрические формы,
аккуратно
и
штриховать карандашом, не выходя
за контуры предметов.
Свободно считать от 1 до 10 и
обратно,
выполнять
счетные
операции в пределах 10.
Уметь
не
отвлекаясь, слушать.
Сохранять осанку, особенно в
положении сидя.
внимательно,
закрашиватьПамятка
«Готовность к
школьному обучению»
Готовность к обучению в школе
складывается из определенного
уровня развития
мыслительной деятельности,
познавательных
процессов, готовности к
произвольной, то есть
осознанной и волевой регуляции
поведения,
познавательной деятельности и
социальной
позиции школьника.
Л. И. Божович
Психологические
особенности младшего
школьного возраста (6-11
лет)
Ведущая деятельность – учеба
Перестройка познавательных
процессов
формирование произвольности,
продуктивности и устойчивости;
развитие произвольного внимания,
произвольного целенаправленного
восприятия,
наблюдения,
произвольного
осмысленного
запоминания, памяти (прежде всего
механической памяти)
НОВООБРАЗОВАНИЯ:
1.
Развитие мышления (переход
от наглядно-образного мышления к
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОМУ
МЫШЛЕНИЮ на уровне КОНКРЕТНЫХ
ПОНЯТИЙ);
2.
Развитие саморегуляции,
произвольности поведения, воли,
ребенок научается делать то, что
надо, а не то, что хотелось бы: дети
обучаются в определенной степени
управлять своим поведением;
3.
Развитие рефлексии (умение
ребенка осознавать то, что он
делает,
аргументировать,
обосновывать свою деятельность);
4. Формируется внутренний план
действий (ребенок уже может
выполнять действия про себя -
умственные действия):
•
усвоение умений чтения, письма,
арифметических
вычислений,
накопление знаний;
овладение навыками домашнего
труда;
расширение сферы общения,
появление новых авторитетов
(учитель)
5. Формирование отношений в учебном
коллективе:
и
•
•
место после учебы;
• игры развивающее занимают второе
формирование самооценки на
•
и
основе оценивания учителями
достигнутых результатов в учении,
часто снижение самооценки;
формируются уверенность в себе.
Компоненты готовности
1. Педагогическая готовность:
– навыки чтения;
– навыки письма;
– навыки рисования;
– звуковая культура речи (чистая речь);
– умение развернуто ответить на
вопрос;
– хороший словарный запас;
– хорошая общая осведомленность.
2. Интеллектуальная готовность:
-
дифференцированность
восприятия как основа мышления;
- развитое воображение;
хорошая ориентировка в
-
пространстве и времени;
развитое
наглядно-образное
(умение выделять
мышление
существенное
явлениях
окружающей действительности, а
также
умение сравнивать их,
видеть сходное и отличное;
- развитая тонкая моторика рук
(владение карандашом,
ручкой,
ножницами, навыки рисования);
- хорошая память;
- развита регулирующая функция
речи
словесные
инструкции);
интеллектуальная активность
-
(умение превратить учебную
задачу в самостоятельную цель
(выполняет
впредпосылки
деятельности);
абстрактно-
-
логического мышления (способность
понимать символы,
способность
сформулировать вопросы,
самостоятельно
способность
находить причины
рассуждать,
явлений и делать простые выводы).
3. Мотивационная готовность:
- выраженность познавательных
интересов;
-
стремление освоить роль
школьника (хочет ходить в школу,
иметь портфель и т. п.);
- принятие системы требований,
предъявляемой школой и учителем.
4.
Эмоционально-волевая
готовность:
-
умение управлять своим
поведением (на уроке, во время
перемены);
- сохранение работоспособности в
сверстниками;
- умение войти в детский коллектив
и найти свое место в нем;
- умение выполнять совместную
работу;
-
поддерживать
умение
равноправные взаимоотношения со
сверстниками.
течение одного урока и в течение
учебного дня;
эмоциональная устойчивость
-
(регуляция эмоций);
- произвольная регуляция внимания
(концентрация,
устойчивость,
переключение внимания);
-
умение задерживать свои
импульсы (например, не перебивать
других в разговоре);
-
умение продлить действие,
приложив к этому волевое усилие.
5. Коммуникативная готовность:
- желание общаться со взрослыми и
детьми;
- умение установить контакт с
учителем;
- сохранение чувства дистанции;
-
способность к личностному
контакту со взрослым (в противовес
ситуативному);
- умение устанавливать контакт со