Готовы ли мы отдавать ребёнка в школу?
Оценка 4.9

Готовы ли мы отдавать ребёнка в школу?

Оценка 4.9
Работа с родителями
doc
дефектология +1
Взрослым
09.01.2020
Готовы ли мы отдавать ребёнка в школу?
Тест для родителей дошкольников.
тест для родителей.doc

Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?

Тест для родителей

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходить­ся без дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстает­ся с матерью.

11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих свер­стников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.                       

15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”                                               

Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.   

1                 2                 3                 4                 5                

 

1/                2/                3/                4/                5/

6/                7/                8/                9/                10/

11/              12/              13/              14/              15/

 

 

 А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом  столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение                                          

до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания  оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;   

5—10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;                                           

10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.

1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику

2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.

3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями, некоторые из которых Вы найдете в разделах 2 и 3.

4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учитель­ницей

5 — ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдавать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год. В любом случае полезно поиграть в школу

Этот краткий тест дает представление о тех типичных психо­логических сложностях, которые возникают у первоклассников. Внимательные родители умеют предвидеть и избегать проблем школьной адаптации, но для этого необходимо быть уверенным, что Ваш ребенок обладает достаточной психологической зрело­стью для того, чтобы учиться в школе.

Итак, что же такое школьная зрелость (или, как еще говорят, психологическая готовность к школе)? Любой ли ребенок мо­жет пойти в школу и легко и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Часто считается, что по достижении 7-летнего (а теперь даже 6-летнего) возраста этот вопрос решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предваритель­ном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе. Что значит “не подготовлен”? — удивляются они. А разве не в школе их и должны учить читать, писать и вооб­ще — заниматься общим развитием? Это не совсем верно. Дело в том, что путь развития каждого ребенка очень индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начина­ет говорить сразу целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом опыта — знаниями, умениями, навыками, при­вычками. Каждый возраст приносит что-то новое в психологиче­ский облик ребенка. Основные новообразования дошкольного детства — умение играть в ролевые, сюжетные и, что самое важное для школы — в игры с правилами. Вы думаете, что подготовка ребенка в школу — это покупка ему школьно-письменных принадлежностей, ранца, нового кос­тюмчика или платья? В какой-то степени —да. Но это завершаю­щая стадия создания для ребенка праздника 1 сентября. Настоящая же, истинная подготовка человечка в школу должна начинаться задолго до этого, запоминающегося на всю жизнь дня, примерно за один-два года, когда малышу испол­нилось лишь пять, а то и четыре года. И от того, как вы подго­товите свою дочку или сынишку к учебе в школе в этом раннем дошкольном возрасте, зависит его успеваемость не только в на­чальной, но и в средней школе.

И не уповайте на детский сад или учительницу первого класса. В школу ребенка готовят умные родители, не имея ни­какого педагогического образования. Дело в том, что очень из­менился общеобразовательный уровень нашего общества, из­менилась, в связи с огромным развитием в XX веке науки и культуры, программа общеобразовательной школы, усложни­лись задачи обучения в техникумах и различных училищах. В связи с этим сроки начала обучения детей в начальной школе значительно сдвинулись. Если в 30-40 годы обучение детей на­чиналось с 8-летнего возраста, и огромное место в начальной шко­ле отводилось чистописанию, то в наше время все внимание уде­лено не чистописанию, а преподаванию начал математики, природоведения и культуры речи в первых классах. Вопрос: гото­вы ли наши дети, а скорее родители наших детей, к тому чтобы их чада уже во 2-ом классе бегло читали довольно сложные тексты, умели рассказать ход решения задачи и т. п. Ответ: да, родители наших детей уже настолько образованы, что могут подготовить сво­их детей к современному уровню обучения в школе. Почти все ро­дители наших детей имеют среднее образование и могут научить ребенка читать до поступления в школу

А теперь посмотрим, какие трудности поджидают ребенка в начале первого класса, что выявляется в начале первого и начале второго класса у неподготовленных детей. “Лакмусовой бумаж­кой” послужат нам их тетради по правописанию. Мы увидим, на первый взгляд, невероятные ошибки детей, с трудом расшифро­вывая их самостоятельное письмо: 1 ) пропуски букв, и даже сло­гов в словах из пяти-шести букв (“коша” — кошка; “депо” — дере­во; “цыпенок” — цыпленок); 2) перестановки букв (вместо все — “све”; он — “но”); 3) замены букв: “солныско” —солнышко; “клю-чок” — крючок; “самок” — замок; “пабушка” — бабушка; “кот-ка” — кошка; “тетушка” — дедушка; “майчик” — мальчик и т. д.

Больше того, большинство детей не чувствуют границ слов и могут написать два-три слова слитно, при этом чаще всего слитно пишется предлог с существительным, а иной раз быва­ет такой сложный набор букв, что и “не придерешься” к смыс­лу написанного ребенком буквосочетания. А почерк? Что за почерк! Курица лапой писала! Все это не недосмотр учительницы первого класса, а не­умение родителей подготовить своего ребенка к обучению в школе в целях предупреждения неграмматических ошибок в письме семи-восьмилетнего человека. Чем это объясняется и как предупредить родителям трудности овладения ребенком первыми элементами его грамотности?

Корни трудностей овладения ребенком структурой слова и фразы лежат в том, что ребенок до 5-6 лет слышит слово как единый звуковой комплекс, которым он овладел в процессе имитационной слухоречевой памяти при восприятии ситуатив­ной, бытовой речи.

Кроме того, трудности овладения ребенком звуковой структурой слова объясняются и тем, что многие дети к пяти-шести годам еще не овладели верным произнесением всех зву­ков родного языка.

Неверное, нечеткое произнесение ребенком не только зву­ков “л”, “р”, но и больших групп свистящих и шипящих звуков (с, з, ц, ш, ж, ч), отсутствие либо твердых, либо мягких вариантов не только этих звуков, но и твердых и мягких д-дь, т-ть, б-бь, когда ребенок произносит вместо дом — дём, дождь — дёждь, бабуш­ка — бябиська, или смешение звонких и глухих звуков: б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш и др. вариантов смешения звуков речи, замен близких по артикуляции звуков встречаются довольно часто. Как же готовить ребенка к обучению в школе?

1. Прежде всего, как мы уже писали выше, не переживать детей-левшей с левой руки на правую, не травмировать ребен­ка. Прежде чем учить ребенка писать печатные буквы, жела­тельно, чтобы он, подражая родителям, научился схематично рисовать солнышко, домик, человечка, елку, дерево, траву, ма­шину с колесами и умел их распределить на листе бумаги. За­тем необходимо научить ребенка ЗАШТРИХОВЫВАТЬ цвет­ными карандашами простейшие орнаменты, состоящие из серии квадратиков и цепочки треугольников, а затем и кружоч­ков, а также книжки-раскраски.

Ребенок учится владеть разным направлением грифеля ка­рандаша. Орнаменты должны быть крупными, не менее двух-трех

сантиметров в высоту и шести-семи — в длину Первоначально “штрихи” ребенка будут выходить за границы квадрата, треуголь­ника или круга, и ему надо показать, что начинать “работу” надо не от центра фигуры, а от боковых линий к центру; постепенно расширяя или сужая размах карандаша. Воспитание аккуратно­сти в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.

2. Важно, чтобы родители следили за чистотой и четко­стью своего произношения, не сюсюкали, произнося вместо шипящих звуков и “Р” — свистящие и “Л”, вместо твердых со­гласных — мягкие, например, часто слышишь: “Ах, ты мой хо-лёсенький” (вместо хорошенький), “дай мне лючку, дай мне нёшку” (дай мне ручку, дай мне ножку), “ты мой масенький” (маленький) и т д.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился в шко­ле, он должен с первых дней жизни слышать четкую, красивую русскую речь.

3. Огромную роль в подготовке ребенка к школе играют детские настольные игры, начиная с лото по классификации различных предметов обихода, животных, транспорта, вплоть до более сложных игр, тоже типа лото, по сказкам А. С. Пуш­кина. Надо иметь в доме различные варианты лото для детей всех возрастов.

Во время этих игр повышается активность ребенка, голос его становится уверенным, он учится подчиняться дисципли­не, плану игры.

В конце четвертого года жизни ребенка (а иногда и раньше) надо учить незаикающегося ребенка выступать “перед ближайшей публикой”: сначала перед папой, бабушкой, затем петь песенки вместе со всей семьей или отдельно, читать на импровизирован­ной сцене стихи, постепенно усложняя их набор. Это позволит предупредить, особенно у девочек, страх ответа на вопрос учитель­ницы сначала с места, за партой, позже — перед доской на виду всего класса. Не бойтесь, что ваш ребенок потеряет какую-то до­лю скромности и застенчивости: ему предстоит всю жизнь не бо­яться трудностей, говорить правду, быть смелым и честным.

4. Направленная подготовка к школе уже хорошо говоря­щего ребенка начинается в четыре с половиной-пять лет В этом возрасте ребенок становится обучаемым, и вы можете помочь ему начать слышать отдельные звуки. Как правило, легче всего ребенок начинает выделять в речи гласные звуки А, О, У, кото­рые произносятся всеми детьми правильно, и легко напеваемы в различных мелодиях. С четкого напевания песенок на изоли­рованно произносимых звуках, с переходом от А к У, от У к И, от И к У и в любом ином порядке, хорошо бы перейти к закре­плению путем записи этих звуков (букв) в тетради.

Четкое попеременное артикулирование гласных А, У, И, О является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ; ребенок впервые почувствует, осознает упругие дви­жения своих губ.

Затем можно перейти к утрированному (напряженному) произнесению таких хорошо произносимых всеми детьми зву­ков, как М-П-Б, Н-Д-Т Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая — мышц кончика языка. Затем переходите к прослушиванию ребенком свистящих и шипящих звуков.

Сразу оговорюсь, что, во-первых, все это надо делать эпи­зодически, во время игры, так чтобы ребенок охотно повторял за вами эти звуки, во-вторых, чтобы он находил в тетради соот­ветствующие им буквы, написанные цветными карандашами.

Тогда же желательно укрепить мышцы губ и языка таки­ми видами упражнений, как кучерское “тпру”, для вибрации губ, или цоканье языком, подражая цокоту лошадки, для укре­пления мышц языка.

Если у ребенка четырех-пяти лет наблюдается плохое про­изнесение многих звуков (Л, Р шипящих, свистящих, а иногда и звонких согласных), то надо обратиться к логопеду, поставить ре­бенка на очередь для исправления произношения, так как дефекты произношения могут сказаться на успеваемости ребенка не только в начальной школе, но и позже: ребенок будет неправиль­но писать и читать в первых классах и стесняться говорить у дос­ки, в старших классах не сможет заниматься в кружках художест­венного чтения. Его будут отстранять от роли ведущего.

В одних случаях преодоление дефектов речи длится около двух месяцев, в других логопеду приходится упорно преодоле­вать речевые трудности ребенка в течение четырех-шести ме­сяцев, с обязательной неукоснительной помощью со стороны родителей, выполняющих “домашние задания” логопеда. По­этому проявите активность и начните занятия у логопеда за год до поступления вашего сына или дочки в школу. Звуки речи ну­ждаются в длительной автоматизации.

В этом же возрасте (около пяти лет) можно проводить с ре­бенком веселую речевую игру на вычленение из фразы того или иного слова с вопросами: Муха летает? Птичка летает? Дом лета­ет? Рыба плавает? Пароход плавает? Самолет плавает? А затем с перечислением тех предметов, которые плавают, летают, относят­ся к группе слов, обозначающих мебель, посуду одежду и т д.

5. В это же время — от пяти до пяти с половиной лет — ребенка пора научить делить слово на слоги при помощи хлоп­ков в ладоши, ребенок от вас узнает, что такое “звук”, “слог”, “слово”, “гласный звук”, “согласный звук”, “твердый звук”, “мягкий звук” и т. д. Он учится читать.

Можно уже купить или сшить “кассу” букв с кармашка­ми, в которых красным карандашом написаны гласные, други­ми цветными карандашами написаны звонкие глухие соглас­ные звуки, и ребенок уже может сложить из них слова: баба, мама, папа, дом, свое имя и более сложные слова.

6. В это же время родители могут по-новому подойти к рас­сматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслуши­ваться в вопрос и улавливать, осмысливать окончания сущест­вительных и глаголов: “девочка поет, брат и сестра поют” и определять, сколько слов в фразах “девочка поет” и “девочка и мальчик поют”.     

Ребенок уже вслушивается в вопросы: Кто? Что делает? и затем идет осознание вопросов: Где? Куда? Кого? Что? (Маль­чик играет в мяч. Девочка одевает куклу. Мальчик идет в мага­зин. Мяч упал на стол (под стол, в окно и т. д.)). Так ребенок к шести годам начинает слышать предлоги и обозначать их бук­вами при складывании легких фраз. Повторяю еще раз, что не­обычайно важную роль в развитии речи ребенка играют раз­личные игры в лото. Прежде всего это закрепление таких понятий, как общее и частное (мебель, одежда, обувь и т. д.); лицо — нос, глаза, уши, рот, зубы, брови; голова — лоб, темя (макушка), затылок, лицо; туловище — голова, руки, ноги, шея, спина, живот и т. д.

Важно, чтобы ребенок умел искать предмет, определять его по какой-то видимой части.

7. Особой подготовки к школе заслуживает умение ребен­ком пересказать сказку или рассказ, рассказать содержание мульт­фильма с обязательным умением употреблять ИМЕНА героев сказки или фильма. Причем желательно, чтобы ребенок не размахивал при этом руками, а вместе с вами отвечал на поставлен­ные вами вопросы. Очень часто школьники средних классов поль­зуются лишь местоимениями и междометиями, и все их переска­зы фильмов звучат одинаково: “Как он ему раз! А тот ему! Во как все было!”. У этих детей не воспитана культура речи, очень бед­ный словарный запас. Учите своего малыша культуре речи, и если он принесет с улицы или из детского сада нецензурное слово, спро­сите его: “Разве я такие слова произношу? Так говорят только не­культурные люди. Будь от них подальше. И по телевизору, и по радио никто таких слов не произносит. Не пачкай ими свой чу­десный язычок”, либо не заметьте это, не фиксируйте на нем его внимание, а если ребенок продолжает приносить в дом эти слова, объясните ему, что так говорить некрасиво.

8. В пять-шесть лет ребенку можно объяснить не только уже хорошо знакомое слово “круглый”, но научить определять такие геометрические фигуры, как треугольник, квадрат, круг; крест и знак равенства, как две одинаковые, равные друг другу черточки, показать как пишутся цифры в пределах десяти, обу­чить его самым элементарным словам “отнять”, “прибавить”, “сложить”, “получится”, научить решать легкие задачи на сло­жение и вычитание на доступных ему предметах (фруктах, ку­биках, карандашах и т.д.).

9. Ориентироваться в часах пятилетнему ребенку еще труд­но, но он уже может знать, как пишутся те или иные цифры и следить за стрелками часов.

Кроме часов, хорошо, если ваш ребенок будет знать назва­ния нескольких городов и даже стран, “находить” их на глобусе или карте. Он должен знать самых известных героев своей Роди­ны, не только фамилии, но и имена нескольких писателей, напи­савших для детей дивные сказки. То есть, если вы в ненапряжен­ной форме, как бы между прочим, расскажете ребенку хотя бы минимум о А. С. Пушкине, Л. Н. Толстом и о других писателях, мифах Древней Греции, это пойдет ему на пользу Что посеешь в этом возрасте, когда у ребенка еще феноменальная память, то и пожнешь позже. Но не перегружайте ребенка, берегите его от пе­реживаний при просмотре фильмов ужасов у экрана телевизора.

10. Приучайте ребенка к порядку во всем: все игрушки он должен убирать вместе с вами, а затем, позже, сам. Для тетрадей, бумаги для рисования, карандашей, фломастеров должны быть папки или уважаемый старый папин (дедушкин) портфель.

 

 

 

Готовы ли мы отдавать ребёнка в школу?

Готовы ли мы отдавать ребёнка в школу?

Готовы ли мы отдавать ребёнка в школу?

Готовы ли мы отдавать ребёнка в школу?

Готовы ли мы отдавать ребёнка в школу?

Готовы ли мы отдавать ребёнка в школу?

Готовы ли мы отдавать ребёнка в школу?

Готовы ли мы отдавать ребёнка в школу?

Готовы ли мы отдавать ребёнка в школу?

Готовы ли мы отдавать ребёнка в школу?

Готовы ли мы отдавать ребёнка в школу?

Готовы ли мы отдавать ребёнка в школу?

Готовы ли мы отдавать ребёнка в школу?

Готовы ли мы отдавать ребёнка в школу?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2020