«Говорящая среда» как условие для развития речи старших дошкольников с ТНР в развивающей предметно-пространственной среде ДОУ
Оценка 4.6

«Говорящая среда» как условие для развития речи старших дошкольников с ТНР в развивающей предметно-пространственной среде ДОУ

Оценка 4.6
docx
16.09.2024
«Говорящая среда» как условие для развития речи старших дошкольников                               с ТНР в развивающей предметно-пространственной среде ДОУ
Гильманова ППРС Говорящая среда.docx

«Говорящая среда» как условие для развития речи старших дошкольников                               с ТНР в развивающей предметно-пространственной среде ДОУ

 

Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это время усердно не учатся сами!

Али Апшерони Инновационный опыт в моём понимании – это «держать руку на пульсе» современной педагогики. Владение современными педагогическими технологиями – это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!

В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, стараюсь находить, адаптировать в своей работе, наиболее эффективные, современные технологии, помогающие оптимизировать работу с детьми, имеющих тяжелые нарушения речи.

Актуальность.

 У детей с речевыми нарушениями наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для моих дошколят – это тяжелый труд! Использование в логопедической практике современных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям, методикам и формам коррекционной работы. Современные формы, методы работы позволяют более результативно и эффективно выстраивать коррекционно-образовательный процесс.

Помогают детям прожить, наработать собственный опыт в деятельности. Как отмечает доктор педагогических наук, профессор Е.Н.Смирнов – «Создавайте идеи и развивайте их. И тогда вас можно будет назвать современным педагогом». Каждый день, при подготовке, к очередной встрече с детьми задумываешься: – «Чем удивить?», «Что придумать?», чтобы ребята с интересом и желанием бежали на очередную встречу.

Важно заинтересовать, пригласить к  доверительному диалогу или работе в подгруппе и при этом, оставался у всех участников образовательного процесса доброжелательный эмоциональный фон. Сейчас современный мир диктует нам другие критерии становления ребенка взрослым и рассматривается в призме таких личностных компетенций как: инициативный, самостоятельный, активный, творческий.

Многие практики доказывают, что умение оценивать и анализировать ситуацию, находить выход из нестандартных ситуаций, все эти качества можно сформировать именно в дошкольном возрасте. Я в общении с детьми придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Возникла идея, если, создать такие условия, чтобы сама среда в кабинете привлекала, развивала, манила детей к диалогу…?

«Говорящая среда» в логопедическом кабинете ДОО В логопедическом кабинете развивающая предметнопространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет: коррекционно- образовательную, развивающую, воспитывающую функции.

В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой детского сада для детей с ТНР развивающая предметнопространственная среда создана для развития индивидуальности каждого ребенка, с учетом его возможностей, уровня активности и интересов для осуществления полноценной коррекционной, самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. Большую часть своего времени дети проводят в стенах детского сада.

Поэтому стараюсь в своей работе создать благоприятный микроклимат и специальные условия для комфортного пребывания каждого ребенка. Пространство логопедического кабинета наполнено пособиями, игрушками, оборудованием и другими игровым и коррекционным материалами. Изучив методическую литературу по теме, развивающая предметно-пространственная среда очень заинтересовала технология «Говорящая среда».

В настоящее время практическим изучением и внедрением в дошкольное образовательное пространство данной технологии занимаются ученые: Л. В. Свирская, Н. Е. Вераксы, О. Шиян, Л. Логинова и другие. Делятся своими методическими наработками, практическим опытом по внедрению технологии и её теоретическими аспектами спикеры дошкольной педагогики: Ю. В.Илюхина, А. Н. Шлемко, А. В. Николаева, Л. Ю. Круглова, И. Е. Емельянова и другие. Меня заинтересовала данная технология и решила её апробировать в своей коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР. «Говорящая среда» – это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Она как будто разговаривает с ребёнком и может выстраивать взаимоотношения с ним напрямую, практически без участия взрослых.

         «Говорящая среда» для меня–педагогическая находка, это своего рода волшебная палочка-выручалочка в моей работе с детьми. Педагогический инструмент, с помощью которого можно развивать развивающую предметнопространственную среду по современным требованиям и параллельно способствовать развитию речи у детей. Благодаря этому создаётся атмосфера эмоционального комфорта, проявляется познавательная и речевая активность ребёнка, возможность творческого самовыражения, инициативности и самостоятельности.

Формируется и развивается желание узнавать, познавать новое, причем в некоторых моментах самостоятельно. В данной технологии используется прием «голос ребенка».

Он помогает высказывать детям свои идеи, предложения, планировать, договариваться, устанавливать правила. Это ЗДОРОВО! Об этом и не только хочу поделиться в своём опыте работы с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР по реализации данной технологии. По каким направлениям работает «Говорящая среда» в моей практической деятельности с детьми? Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметнопространственной среды как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО направлению «речевое развитие» отводится первостепенное место в коррекционно-образовательной деятельности.

Речевое развитие включает несколько направлений:

1) развитие словаря. Данное направление работы связано с освоением значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, непосредственно в которой происходит общение;

2) развитие связной речи. Направление по развитию диалогической (разговорной) и монологической (рассказывание) речи у дошкольников;

3) воспитание звуковой культуры. Цель направления – формирование правильного произношения звуков, с помощью развития восприятия звуков родной речи и произношения;

 4) формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Направление данной образовательной области обеспечивает формирование творческого характера речи, раскрытие перед детьми различных явлений и отношений в области лексики для подготовки к обучению грамоте;

5) формирование грамматического строя речи. В процессе формирования грамматического строя речи у дошкольников закладывается умение оперировать лексическими единицами, обеспечивается выбор языковых средств для общения;

6) воспитание любви и интереса к художественному слову. Основой данного направления являются привитие навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты, обучение сочетанию слушания с другими видами деятельности, формирование умения видения образа за текстом и речевая передача в беседе. Насыщение предметного содержания развивающей предметно-пространственной среды носит как коррекционно-образовательный характер по направлениям формирования и развития всех компонентов речи, так и передачи социального опыта детям.

«Говорящая среда» разговаривает с детьми: о теме дня, недели, событии дня и  служит помощником в  решении педагогических задач перспективного, календарно-тематического плана основной Программы и календарного плана Программы воспитания ДОО.

Зачем нужно знать о субъектности у детей в «Говорящей среде»?

Соглашусь с высказыванием Ольги Шиян, что: «Дошкольник – это целостное существо; если ему плохо, он не будет учиться. Если ребенок научиться самоопределяться и ставить себе задачи, это поможет ему потом в учебной деятельности, где есть планирование и оценка себя. И все это формируется в дошкольном возрасте не в учебе, а в других занятиях…».

Понятие «Субъектность» выражается как: авторство, инициатива, творчество, действие по собственному замыслу, самостоятельность, преодоление трудностей и доведение до окончательного результата.

В нашей совместной деятельности нам помогают субъектные приемы, без которых не будет функционировать в полном объеме технология «Говорящая среда», они выражаются в возможности: – высказываться, т.е. формулировать каждому ребенку свою мысль, например высказывать идеи, предложения по теме и не только…;

– визуальная поддержка выступает в форме совместного плана – это своего рода помощник и напоминание каждому ребенку о его идее;

– интерактивное пространство – это пространство, где ребенок выбирает себе место поработать, создать своё авторство или выполнить задание по схеме, карточке-подсказке; – «следы детской деятельности» – они выражаются в «подписывании» и «датировании» детских работ, оформлении атрибутов и пособий, рисунков, работа в тетрадях, на карточках с заданиями, «Азбука темы», «Задание дня», детские соцопросы, ключевые слова;

– выбор места для трансляции своего продукта деятельности– лески с прищепками на стене, ленточки с зажимами, боковые стенки шкафов, мольберты, растяжки из ниток; – не менее важным приемом в субъектном взаимодействии является умение правильно задавать вопросы: «Что ты думаешь по этому вопросу?», «Какое твоё мнение?», «Как ты можешь повлиять на ситуацию?», «Что ты чувствуешь?», «Что ты хочешь изменить? и другие.

Но ответы могут быть разными: удобными - «Отлично!», «Здорово!» и такими, что нет возможности реализовать цель – «Мы сейчас не можем это сделать, подумай почему?», «Сейчас ты сам (а) поймешь, почему не получится?». Для меня главная в этом особенность состоит, в том, чтобы правильно реагировать на такие вопросы и сформулировать ответы, не оттолкнув ребенка от цели. Поэтому мы учимся вместе! Так вовлекая ребенка в деятельность, заряжая его своей поддержкой, зарождается и развивается субъектная позиция. Эти качества создают благоприятные условия для стимулирования внутренних проявлений личности.

Такие условия нам сегодня диктует ЖИЗНЬ! Важные, нужные слова-подсказки от «Говорящего» дома в нашей «Говорящей среде»

Формирование субъектности у детей мне так же помогают значимые, важные слова-подсказки от Ю. В. Илюхиной (доцент кафедры ГБОУ ИРО Краснодарского края), создателя методического пособия «Говорящий» дом или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада (Краснодар, 2022 г.) и многих других методических пособий.

– Ты здесь очень важен! (свои авторские рисунки дети подписывают, ставят дату создания работы);

– Твой труд ценен! (все продукты деятельности детей хранятся в портфолио. В любое время, по желанию ребенка, можно забрать домой или подарить кому-либо);

– Твоё мнение много значит! (мы используем в работе соцопросы, где каждый ребенок может оставить свой голос, выражая свою индивидуальность);

– Мы гордимся твоими достижениями (в нашей логопедической группе создано совместно с воспитателями «Дерево достижений», где каждый ребенок и его родители могут увидеть свои личные достижения (научился «рычать», «жужжать», правильно карандаш держать, правильно работать с дыханием и другие);

– Здесь много интересного для тебя! (стараемся приобрести необходимое оборудование, мебель, развивающие игры, но немаловажное значение имеют самодельные игры, сделанные руками детей); – Попробуй это! Тебе понравится! (сделали линейку-выбора по основным направлениям логопедической работы, мини-центры: «Познавай-ка», «Весёлый язычок», «Умелые пальчики», «Говоришь-ка». Ребенок, если нет желания или потерял интерес к занятию имеет возможность получить индивидуальное задание, выбрав центр и обозначив своё имя на линейке. Так он тоже является участником нашей совместной работы);

– Ты точно справишься! (в мини-центре по работе с конструкторами разного формата имеются схемыподсказки, как выполнить задание; карточки-задания, где тоже имеется образец для выполнения). Работа современных методов и приёмов в нашей «Говорящей среде» При выстраивании детско-взрослого взаимодействия использую в «Говорящей среде» важный инструмент – «голос ребенка», нацеленный на развитие детской инициативы. Данный метод был заимствован из Программы «Вдохновение» и на практике реализован многими педагогами. Опыт многих коллег показал эффективность и универсальность метода в работе с детьми.

Коррекционно-образовательный процесс выстраиваю так, чтобы каждый ребенок мог понять, почувствовать, что его голос слышат и уважают. Поэтому для того, чтобы дети окружали себя своими же продуктами деятельности, что является свидетельством состоятельности, необходима всего лишь обычная бумага для достижения цели! Отличный наработанный навык – это «подписывание» своих работ, т.е. выражение своего авторства.

Видеообзоры конвертируются в форматы видео МP4 и доводятся также для ознакомления родителям воспитанников. Важность современного метода заключается в том, что ребенок может оценивать себя и свои достижения.

Так работы «разговаривают» с ребенком и каждому необходимо видеть свой результат здесь и сейчас, а не убрать его далеко от глаз. Он сделал это сам! Каждая работа заслуживает почетного места! Кроме этого, наряду с решением традиционным способом речевых задач, познанием об окружающем мире, использую интеграционные связи в своём коррекционно-образовательном процессе.

Так появилась ещё одна возможность развивать инициативу и самостоятельность у детей. Кроме взрослой цели, стали появляться детские цели, на основе детских идей и предложений. Интеграция- педагогический метод, направленный на объединение и дополнение знаний из разных образовательных областей, позволяющий добиться целостного восприятия поставленной цели.

Появилась возможность решать сразу несколько задач сразу из разных областей развития, а дети имеют возможность сразу осваивать содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для самостоятельной и игровой деятельности.

Современные приёмы «Говорящей среды» в коррекционно-образовательном процессе: «Визуальные карточки» - «Имена детей», «Месяцы», «Дни недели», «Дата», подписали название игр, содержимого в контейнерах, коробках. «Ключевые слова» по лексической теме – сами «печатают» и развешивают по кабинету.

Дети могут найти и обвести в них знакомые буквы. Найти «гласные согласные» и сделать звуко-буквенный анализ, определить, сколько звуков в слове. Придумать предложение с данным словом или поделить на слоги. Выбор есть всегда! «Азбука темы» по лексической теме – это ещё одно подспорье для предпосылок формирования и развития грамотности у моих детей. Это лист бумаги, где вертикально располагается весь алфавит.

Дети «печатают» слова на определенную букву. Формируется вертикальное письмо, что является развитием и подготовкой руки к письму в школе. Также происходит запоминание элементов букв, их начертание, звуковая сторона и знакомство с разными словами (существительными, прилагательными, наречиями, глаголами).

Так может быть, что слов на оду букву окажется больше, а на некоторые буквы совсем не придумали… И так бывает! «Соцопросы»- ещё один приём в нашей работе. Основывается он на высказывании индивидуальных знаний по определенному вопросу. Детям предлагается лист бумаги, с таблицей, из нескольких граф. Ставят ответ напротив своего имени, в форме «+» или «-», а может и так быть, что это будет какая-то фигура. Желание ребёнка всегда приветствуется! Данный приём очень хорошо способствует ориентировке в пространстве. Результаты соцопроса подсчитываются вместе с детьми и оглашаются.

Зачем мы это делаем? Потому что хотим услышать мнение каждого!

А ещё узнать индивидуальность и одновременно кругозор ребенка. В конце недели также убираем и используем новые по лексической теме. «Задание дня» - на листе бумаги даётся задание на день. Например, найти в слове «гласные-согласные» звуки, «сколько звуков в слове - посчитай и запиши цифрой», «подели слова на слоги», «придумай предложение» и другие.

Таким образом, считаю, что роль педагога заключается не только, чтобы создать разнообразную среду, а обеспечить процесс реализации ребёнком собственных идей, замыслов, переживаний. Выводы по педагогическому опыту «Говорящая среда» как условие для развития речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) в  развивающей предметно-пространственной среде ДОО.


 

Говорящая среда» как условие для развития речи старших дошкольников с

Говорящая среда» как условие для развития речи старших дошкольников с

Изучив методическую литературу по теме, развивающая предметно-пространственная среда очень заинтересовала технология «Говорящая среда»

Изучив методическую литературу по теме, развивающая предметно-пространственная среда очень заинтересовала технология «Говорящая среда»

Насыщение предметного содержания развивающей предметно-пространственной среды носит как коррекционно-образовательный характер по направлениям формирования и развития всех компонентов речи, так и передачи социального опыта детям

Насыщение предметного содержания развивающей предметно-пространственной среды носит как коррекционно-образовательный характер по направлениям формирования и развития всех компонентов речи, так и передачи социального опыта детям

Твой труд ценен! (все продукты деятельности детей хранятся в портфолио

Твой труд ценен! (все продукты деятельности детей хранятся в портфолио

Выбор есть всегда! «Азбука темы» по лексической теме – это ещё одно подспорье для предпосылок формирования и развития грамотности у моих детей

Выбор есть всегда! «Азбука темы» по лексической теме – это ещё одно подспорье для предпосылок формирования и развития грамотности у моих детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2024